Как называют форму иносказания характерную для басен притчей
Обновлено: 23.12.2024
1.1. Типичные вопросы по эпическим произведениям
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог
2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет
3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик
4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос
5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор
6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм
7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь
8. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция
9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора
10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…
В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет
В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж
11. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…
Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? Тип
12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз
13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ
14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет
16. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог
17. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом
18. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время
19. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория
20. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск
21. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? Интерьер
1.2. Типичные вопросы по драматическим произведениям
1. В рамках какого литературного направления создавалось данное (которое представлено в тесте) произведение? Классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм
2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог
3. Определите жанр произведения.
Фонвизин «Недоросль» - комедия
Чехов «Вишневый сад» - комедия
Грибоедов «Горе от ума» - комедия
Горький «На дне» - драма
Гоголь «Ревизор» - комедия
Островский «Гроза» - драма
4. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие
5. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические
6. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр
7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? Конфликт
8. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный
9. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка
10. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма
11. Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? Ремарка
12. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог
13. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика
14. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена, явление
15. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм
16. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
17. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь
1 .3. Типичные вопросы по лирическим произведениям
1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?
Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…
2. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия
3. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора
4. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора
5. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная <парная>
6. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?
Ола, элегия, посвящение <послание>, эпиграмма…
7. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс
8. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? Аллитерация
9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест
10. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет
11. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение
12. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?
13. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа
14. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма
15. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон
16. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение
17. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив
18. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен
19. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория
20. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ
21. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время
22. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз
23. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос
24. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая
25. К какому литературному направлению относится творчество (имя поэта или писателя)…?
Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм
26. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении?
27. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? Сравнение//Параллелизм
28. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор
29. Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство
30. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства
Похожая притча
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Похожая притча
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Похожая притча
Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.
толковый словарь ушаковаАЛЛЕГО́РИЯ [але], аллегории, жен. (греч. allegoria).
1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий.
2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-нибудь аллегория.
3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (прост.). «Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку.» Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.
толковый словарь ожеговаАЛЛЕГО́РИЯ, -и, жен. (книжн.). Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намёками на что-н.).
| прил. аллегорический, -ая, -ое.
толковый словарь даляАЛЛЕГОРИЯ - жен., греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовного. Аллегорический, аллегоричный, иносказательный, переносный, окольный, обинячный; аллегорист муж. иносказатель.
популярный словарьВыражение отвлеченной идеи, понятия в конкретном образе; одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченной мысли через конкретный образ.
Образ священного хоровода - мистическая аллегория, распространенная в церковной литературе начальных времен христианства (Даркевич).
аллегори́зм, аллегори́чный (алегоричная речь, аллегоричный намек), аллегори́ческий (аллегорический жанр, алегорическое произведение)
От греческого allēgoria ‘иносказание’.
Термин "аллегория" впервые встречаутся в трактатах об ораторском искусстве Цицерона. В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На аллегории с древних времен строится басня, моралите, притча. В русской классической литературе аллегория была распространенным приемом в сатирических произведениях (напр. аллегорические фамилии персонажей: Скалозуб, Молчалин, Собакевич). В изобразительных искусствах аллегория выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Аллегория наиболее характерна для искусства Средневековья, маньеризма, барокко, классицизма.
Говори́ть аллего́риями - говорить неясно, малопонятными намеками на что-л.
словарь существительныхАЛЛЕГО́РИЯ, -и, ж То же, что иносказание.
…Надо было выдумать аллегорию Неблагодарности: человек при восходящем солнце гасит свечу, которая служила ему ночью (Д. Мережковский).
энциклопедический словарьАЛЛЕГО́РИЯ -и; ж. [греч. allēgoria - иносказание]. В искусстве средневековья, Возрождения, барокко, классицизма: воплощение какой-л. идеи в конкретных художественных образах и формах (скульптурах, героях литературных и живописных произведений и т.п.). Минерва в живописных полотнах классиков - а. мудрости. Животные крыловских басен - живые аллегории жадности, глупости, тщеславия. // Скрытый смысл, намёк на кого-, что-л.; иносказание. Основываться на аллегории. Прибегать к аллегориям. Говорить аллегориями (также: замысловато и непонятно).
◁ Аллегори́чный, -ая, -ое. А-ое изображение. А. стиль. А. образ. Аллегори́чески, нареч. Аллегори́чность, -и; ж.
аллего́рия (греч. allēgoría - иносказание), изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделён от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
АЛЛЕГОРИЯ - АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа (см. ОБРАЗ). Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа (см. СИМВОЛ), однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп (см. ТРОПЫ) аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ) , барокко (см. БАРОККО), классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
большой энциклопедический словарьАЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
академический словарьВыражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание.
гуманитарный словарьАЛЛЕГО́РИЯ (греч. αλληγόρεω - букв. "говорить иное, не то, что обозначают слова) - произвольное приписывание конкретному явлению нек-рого культурного смысла; возведение конкретного явления к абстрактной категории, воплощаемой в конкретном образе; персонификация категорий, конкретный образ, обозначающий абстрактную категорию (напр., изображение Невежества в виде человеч. фигуры с ослиными ушами есть аллегорич. изображение; соответств., фигура с ослиными ушами есть А., обозначающая Невежество).
В европ. культуре нового времени от Ренессанса до периода классицизма А. образуют универсальный метаязык культуры, восходящий к классич. древности и Средневековью, варьировавшийся с изменением стиля эпохи. Широко применялся в России кон. 17 - сер. 19 в.
Основой аллегорич. метаязыка является антич. мифология (в России 18 в. говорили "баснословие"); божество, правила изображения (иконографический тип) к-рого общеизвестны, персонифицирует понятие (чаще разл. понятия, т. к. аллегорич. знак, как и знак естественного языка, обычно полисемичен). Напр., изображение девы с цветами может обозначать Флору, к-рая олицетворяет весну, юность, восток и т. д., и эти значения метаязыкового знака выступают классификаторами (характеристиками) множества реальных конкретных явлений (напр., имп. Елизаветы).
В качестве аллегорич. подъязыков использовались также персонажи Свящ. Писания, антич. историч. персонажи, образы из классической лит-ры (напр., Армида) и даже ситуации, изображаемые сценами. Дифференциальными признаками знаков А. были спец. атрибуты, к-рые могли употребляться самостоятельно в качестве символов. Семантич. структура аллегорич. знака м. б. весьма сложной, включая неск. перекодировок на разных уровнях глубины. Часто А. образовывали сложные композиции в пределах сада или его участка, интерьера, фасада, т-р. действа, фейерверка и т. д.
Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Силантьева Н. А., Яранцев В. Н. Автопортрет Павла I в интерьере // II Санкт-Петербург. музейные чтения: Время правления Павла I и двухсотлетие присвоения Гатчине городских прав, 10 июня 1996 г. СПб.: Гатчина, 1996.
иллюстрированный энциклопедический словарьАЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для искусства средневековья, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
словарь слов из произведений русской литературыАллегория, и, ж.
► А ведь долго крепился давеча в трактире, заламливал такие аллегории и екивоки. // Гоголь. Ревизор //; Как это я сочинил такую аллегорию, да и вовсе не нужно было! // Чернышевский. Что делать //
сборник слов и иносказанийаллегория - иносказание, картинное изображение мысли
Ср. Соки ты мои высосал, пачкун ты старый! - "Чем же я, матушка, высосал твои соки?" - промямлил супруг. - Болван, аллегории не понимает.
Достоевский. Дядюшкин сон. 10.
Ср. Как вы думаете, - не сошла ли она с ума? то есть без аллегории, а настоящим медицинским манером, а?
Достоевский. Идиот. 1, 15.
Ср. Дамы. гоняли и закрутили его (Чичикова) своими разговорами, подсыпая кучу самых замысловатых и тонких аллегорий, которые все нужно было разгадывать.
Гоголь. Мертвые души. 1, 8.
Ср. L'allégorie habite un palais diaphane.
Lemierre. Peinture. 3.
Ср. αλληγορία (άλλος - другой, αγορεύω - говорить в собрании).
орфографический словарь словарь ударений формы словаллего́рия, аллего́рии, аллего́рий, аллего́риям, аллего́рию, аллего́рией, аллего́риею, аллего́риями, аллего́риях
синонимысущ., кол-во синонимов: 9
лингвистические терминыаллегория (др.-греч. άλληγορία).
иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, моралите. В последнее десятилетие активизировалась в публицистическом стиле, куда она перешла из устной публичной речи; "популярность" А. как тропа в современной публицистике обусловлена тем, что А. представляет собой такой "способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный, передача которого является подлинной целью повествования" [Культура речи, 2001, С.272].
аллегория (греч. allegoria - иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.
морфемно-орфографический словарь грамматический словарь педагогическое речеведениеАллегория (греч. allegoria - иносказание) - троп (см. тропы), заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия или мысли при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство в виде змеи и т. д. А. основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов. Не следует смешивать А. с символом, последний более многозначен и лишен точности, определенности аллегорического образа.
Сила А. в том, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческие и римские скульпторы изображали с завязанными глазами и весами, навсегда осталась воплощением правосудия. Змея и чаша - А. врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - аллегорический призыв к миру, к окончанию войн. Многие А. обязаны своим происхождением древним обычаям, культурным традициям (ср. гербы, эмблемы), фольклору - главным образом сказкам о животных, греческой и римской мифологии, Библии и т. п.
Чаще всего А. встречаются в изобразительных искусствах (например, фреска «Схватка лисиц и собак» во Флоренции, рисующая борьбу церкви с еретиками). Словесная А. обычна в загадках (например, Висит сито, не руками свито (паутина), пословицах (например, Всякий кулик свое болото хвалит), баснях («Дуб и трость» Лафонте-на, «Булыжник и алмаз» И.А. Крылова), притчах (почти все притчи, с которыми Иисус Христос обращается к своим ученикам, основаны на А., например притча о блудном сыне, притча о талантах и т. д.), моралите (назидательная драма западноевропейского театра XIV- XVI вв.). Основными действующими лицами моралите были персонажи, олицетворяющие различные добродетели и пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека (пьеса «Благоразумный и Неразумный», 1439, и др.). Отдельные аллегорические фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса («Нумансия») и В. Шекспира («Зимняя сказка»). А. наиболее характерна для средневекового искусства, искусства Возрождения, барокко, классицизма.
В зарубежной реалистической литературе аллегорический, иносказательный характер имеют многие произведения. Так, «Остров пингвинов» А. Франса - философско-аллегорический роман, в котором писатель прослеживает основные этапы развития буржуазной цивилизации. Персонажи романа - пингвины - олицетворение человеческого неразумия. Глупость, лицемерие, религиозные предрассудки являются их постоянными спутниками. Аллегорическая образность лежит в основе «Войны с саламандрами» К. Чапека, одного из первых антифашистских романов в зарубежной литературе.
В русской классической литературе А. была распространенным приемом в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, в творчестве А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (например, аллегорические фамилии таких персонажей, как Скалозуб, Молчалин, Собакевич).
Свое идейно-художественное значение А. сохраняет и в литературе XX в. Это особенно показательно для сатирических жанров. Так, в названии пьесы Маяковского «Клоп» аллегорически обобщен тип обывателя, мещанина, объективно являющегося паразитом общества. Главный отрицательный персонаж пьесы Маяковского «Баня» - главначпупс Победоносиков - аллегория бюрократизма и чванства, самая фамилия которого вызывает у читателя ассоциации с одной из самых страшных фигур русской истории - главой Святейшего Синода мракобесом и реакционером Победоносцевым. Она представлена в комическом, уменьшенном и приниженном виде («победный носик» - воплощение зазнайства и спеси на пустом месте).
А. широко распостранена в поэтическом языке, где переносные значения слов и словосочетаний, часто необычные и новые, применяются как художественный прием и придают речи особую выразительность, разнообразные оттенки смысла.
Различаются А. общеязыковые и индивидуально-авторские.
Общеязыковые А. известны не только в русском языке, но и в других современных и древних языках. Так, коварство предстает в образе змеи, власть - в образе льва, медлительность - в образе черепахи и т. д. А. может быть названо любое иносказательное выражение. Например, пришла осень может означать: наступила старость, увяли цветы - кончились счастливые дни, поезд ушел - к прошлому нет возврата и т. д. Такие А. тоже носят общеязыковой характер, так как смысл их обусловлен традицией их употребления в речи.
Индивидуально-авторские А.: например, в поэзии А.С. Пушкина А. лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза» и др. У М.Ю. Лермонтова аллегорический смысл заключен, в стихотворениях «Сосна», «Три пальмы» и др.
М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748) разделял А. на «чистую», состоящую только из слов с переносным значением (например, все загадки, пословицы типа Один в поле не воин, На ловца и зверь бежит и др.), и «смешанную», построенную на смешении слов с прямым значением и слов с переносным значением (пословицы типа Либо сена клок, либо вилы в бок, Либо в стремя ногой, либо в пень головой, Либо грудь в крестах, либо голова в кустах и др.).
М.В. Ломоносов предупреждал: «Аллегоричным штилем многие излишно услаждаются и чрез меру часто сей троп употребляют, а особливо те, которые не знают подлинной красоты слова, но прельщаются притворным его видом. Умеренно употребленная аллегория слово украшает и возвышает, а без меры часто в слово внесенная оное помрачает и обезображает. Однако иногда служит к возбуждению страха и в сем случае ночи подобна, ибо потаенное страшит больше, нежели явное».
история словОтсутствие ясности в определении понятия «лексическое значение слова» очень тяжело сказывается в практике словарного дела. В каждом толковом словаре пропускаются сотни, если не тысячи живых значений слов и изобретается множество несуществующих значений. Вот несколько иллюстраций из словаря Ушакова. В слове аллегория выделено особое, самостоятельное значение: `туманная, непонятная речь, нелепость' (простореч.). В качестве наиболее показательной иллюстрации его приводится фраза: Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо (1, с. 27; ср.: БАС, 1, с. 95). Но слово аллегория в общенародном языке не означает нелепости, хотя и может применяться для характеристики неясной, непонятной речи, например в речи гоголевского городничего из «Ревизора»: «А ведь долго крепился давеча в трактире, заламливая такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку».
(Основные типы лексических значений // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография. с. 169-170).
словарь галлицизмов русского языкаАЛЛЕГОРИЯ и, ж. allégorie f. < , гр. 1119. Лексис. лит., иск. Иносказание. Сл. 18. Тут сатирик аллегориею начинает осмеивать пьянство, которое мореплаванию уподобляет. Кантемир Сатиры 2 223. После ученья изволил <великий князь> .. разговаривать со мною о рудокопах и о землетрясении. Под сим .. некоторая аллегория заключалась. Порошин Зап. 264. Аллегори/ю вдруг сбьют в ревности с очей. Тред. Наука о стихотворении. Все Ероглифика да все Аллегори/я. В. Петров. // Суперанская Удар. 202. В час времени создавал он <Орловский> громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторской ловкостью рисовал карандашом; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобу дня. Бенуа Истор. рус. живописи. // Смена 1994 2 120. - Удар. аллегори/я (Тред. СП 1 32.). - Лекс. Алексеев 1776 (доп.) : аллигории; Нордстет 1780: аллего/рия.
словарь иностранных словАЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria, от all-egorein - говорить что-либо иное). Иносказание, т. е. перенесение по сходству мысли или целого ряда мыслей от собственного значения к несобственному, также замена отвлеченных понятий конкретными представлениями. Иносказательное выражение целой мысли.
Читайте также: