Притчи 4 глава толкование
Обновлено: 21.12.2024
Соломон наставляет нас изгонять все помыслы такого рода, когда он говорит: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч 4:23 ) . Проявим же усердие, следуя этим наставлениям: если мы согрешаем в помыслах, согласившись совершить злодеяние, нам следует быстрее очиститься исповедью и достойными плодами покаяния ( Лк 3:8 ) . Если мы чувствуем, что искушение согрешить подступает к нам, следует изгнать преступное искушение усердной молитвой, слезами и постоянным воспоминанием о вечных муках. Если же мы видим, что наших сил не хватает, чтобы изгнать его, мы должны искать помощи у братьев, чтобы то, что не осилили мы сами, удалось совершить с их поддержкой и советом.
Свт. Кесарий Арелатский
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Потому послушаем слова пророка: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) , и ещё: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты ( Пс 118:37 ) . Ведь подобно тому, как если кто схватит рукой горячие угли и быстро отбросит их, то не обожжётся, а если захочет удержать дольше, то без ожога не сможет и отбросить, так и тот, кто выбрал себе для пристального рассматривания очами некий образ и, чувствуя в сердце своем порок похоти, дал ему возможность угнездиться и в мыслях, не сможет отсечь его от себя без душевных ран. И поскольку, как мы знаем, мало число тех, кто желает стяжать целомудрие, о нём-то и поведём мы ныне увещание свое с прилежанием, как сказано: …ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царства не наследуют ( 1Кор 6:9-10 ) .
Ориген
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Зная же эти и подобные им места [Писаний], мы хотим повиноваться следующей заповеди, заключающей в себе таинственный смысл и гласящей: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) , дабы никакой демон не вошел в водительственное начало наше или какой-либо вражий дух не направил наше воображение туда, куда это ему угодно. Мы, напротив, молимся, чтобы свет знания славы Божьей воссиял в сердцах наших; чтобы Дух Божий вселился в воображение наше и образовал в нем образы божественных предметов. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим 8:14 ) .
Против Цельса.
Исток и начало всякого греха, поэтому, есть злые помыслы, ибо без их власти ни убийство, ни прелюбодеяние не будут существовать. Поэтому каждый человек должен хранить в своем сердце бдительность, ибо, когда Господь придет в день суда, Он осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор 4:5 ) .
Похожая притча
1–3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.
Притч.4:1. Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
Притч.4:2. потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Притч.4:3. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция (παράδοσις τῶν πατέρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9:16.5, 31.12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи (Притч 1.8) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (Притч 5.7 и Притч 7.24) обращение не к «сыну», а к «детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон». Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
Притч.4:4. и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч.4:5. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Притч.4:6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч.4:7. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Притч.4:8. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
Притч.4:9. возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» (хокма), особенного «разума» (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9).
Притч.4:10. Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
Притч.4:11. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч.4:12. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Притч.4:13. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
Притч.4:14. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч.4:15. оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
Притч.4:16. потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
Притч.4:17. ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Притч.4:18. Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Притч.4:19. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3:62.1, 2.5; Притч 6.23:28.5), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57).
Притч.4:20. Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
Притч.4:21. да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
Притч.4:22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч.4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притч.4:24. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Притч.4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч.4:26. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч.4:27. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч.4:28. [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
Притч.4:29. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21:2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4.8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ἕξοδοι ζωῆς). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс 21.27:101.5; Ис 1.5; Иер 4.18), так и душевной и духовной жизни его (Пс 83.3; Иер 11.20:17.10), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч 31.11:5.12, 13.12; Суд.16:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар 14.7; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар 10.2 Суд.16:17; Притч 17.16:15.14, 7.7, 9.4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс 50.12; 3Цар 3.6:9.4; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5:19; 1Пет 3.16), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12; Иов 27.6; 1Цар 25.31), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13:10.10, 16.30; Сир 27.25, сн. Мф 6.22-23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133; Евр 12.13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός, διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου, τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском – синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26–27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).
Лопухин А.П.
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
См. Толкование на Притч. 4:20
Прп. Макарий Великий
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Посему Писание всякому повелевает: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) , чтобы человек, храня в нем слово как рай, насладился благодатью, не слушая вползающего внутрь змея и советующего то, что служит к удовольствию, от которого рождается братоубийственный гнев и рождающая его душа умирает. <…> Ибо мерою соответственно способностям каждого приходит к нему слово Божье: насколько кто владеет им, настолько и овладевается; насколько хранит, настолько и охраняется.
Свт. Амвросий Медиоланский
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Итак, будем хранить сердце наше, будем охранять наши уста, ибо предписано и то, и другое: в данном месте - чтобы мы охраняли уста, а в другом [- чтобы мы сохраняли сердце, когда] говорится тебе: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) . Если хранил Давид, [то неужели же] не станешь хранить ты? Если нечистые уста имел Исаия, сказавший: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами ( Ис 6:5 ) , то если пророк Господень имел нечистые уста, тогда можем ли иметь их чистыми мы? <…> Владение твое есть твой ум, золото твое есть твое сердце, серебро твое есть твоя речь. Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное в горниле ( Пс 11:7 ) . Доброе владение - ум благой, и драгоценно стяжание - человек чистый. Огради же это владение, окружи его размышлениями, укрепи тернием, попечениями, дабы не напали на него и не забрали в плен неразумные телесные страсти, чтобы не вторглись опасные влечения, дабы не расхитили виноград проходящие путем. Охраняй твоего внутреннего человека.
Похожая притча
1–3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.
Притч.4:1 . Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
Притч.4:2 . потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Притч.4:3 . Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция ( παράδοσις τῶν πατέρων ) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12 ). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи ( Притч 1.8 ) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже ( Притч 5.7 и Притч 7.24 ) обращение не к «сыну», а к "дет ям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2 . Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
Притч.4:4 . и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
Притч.4:5 . Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Притч.4:6 . Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Притч.4:7 . Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Притч.4:8 . Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
Притч.4:9 . возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με , «иже глаголаша и учиша мя» ) Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9 ), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрост и» ( хокма ), особенного »разум а» ( бина ) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14 ). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2 ), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9 ).
Притч.4:10 . Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
Притч.4:11 . Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
Притч.4:12 . Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
Притч.4:13 . Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
Притч.4:14 . Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
Притч.4:15 . оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
Притч.4:16 . потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
Притч.4:17 . ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Притч.4:18 . Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Притч.4:19 . Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5 ; Притч 6.23, 28.5 ), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16 ), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их , Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57).
Притч.4:20 . Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
Притч.4:21 . да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
Притч.4:22 . потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
Притч.4:23 . Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притч.4:24 . Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
Притч.4:25 . Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
Притч.4:26 . Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Притч.4:27 . Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
Притч.4:28 . [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
Притч.4:29 . Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21, 2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» , 1Тим 4.8 ). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев ): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим , LXX: ἕξοδοι ζωῆς ). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека ( Пс 21.27, 101.5 ; Ис 1.5 ; Иер 4.18 ), так и душевной и духовной жизни его ( Пс 83.3 ; Иер 11.20, 17.10 ), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций ( Притч 31.11, 5.12, 13.12 ; Суд.16:15 ), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли ( 1Цар 14.7 ; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения ( 3Цар 10.2 Суд.16:17 ; Притч 17.16, 15.14, 7.7, 9.4 ), наконец, как центр и носитель нравственной жизни ( Пс 50.12 ; 3Цар 3.6, 9.4 ; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное ἀγαθὴ συνείδησις 1Тим 1.5, 19 ; 1Пет 3.16 ), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12 ; Иов 27.6 ; 1Цар 25.31 ), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13, 10.10, 16.30 ; Сир 27.25 , сн. Мф 6.22–23 ), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133 ; Евр 12.13 ). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: ὁδούς γὰρ τὰς ἐκ δεξιῶν οῖδεν ὁ θεός , διεστραμμένοι δέ εῖσιν αἱ ἐξ ἀριστερῶν αύτὸς δέ ὀρθὰς ποιὴσει τὰς τροχίάς σου , τάς δε πορείας σου ἐν εῖρήνη προάχει . Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском – синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26–27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).
Соломон не был «единственным» сыном матери своей, т. е. Вирсавии: по 1Пар 3.5 у Давида от Вирсавии было четыре сына (включая Соломона). Отсюда во многих древних еврейских кодексах (у Кенник, и Росси) выражение ст. 3: лифне-имми , пред лицом матер и моей, заменяется другим выражением: ливне-имми , сыновьям матери моей, т. е. братьям или среди братьев, причем и сл. яхид будет обозначать не единственного (как в Вульг. и русск.). а «возлюбленный», LXX: ῾αγαπώμενος
Свт. Афанасий Великий
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
А при таком образе жизни будем постоянно трезвиться и, как написано, больше всего хранимого хранить сердце ( Притч 4:23 ) , ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов, и с ними у нас брань, как сказал апостол: …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф 6:12 ) .
Изречения отцов
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) .
Свт. Василий Великий
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни
Намеревающийся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия; а это достигается совершенным удалением от прежних нравов и забвением их. Тогда, если не сделаем себя чуждыми и плотского родства, и мирских связей, переходя как бы в другой мир по своему поведению, по словам сказавшего: Наше же жительство - на небесах ( Флм 3:20 ) , то невозможно нам достигнуть цели благоугождения Богу, потому что Господь определенно сказал: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником ( Лк 14:33 ) . А сделав это, надо больше всего хранить свое сердце ( Притч 4:23 ) .
Похожая притча
4:1 В первых девяти стихах Соломон повторяет наставление, полученное им от отца, и призывает своих детей не жалеть сил на то, чтобы обрести истинную мудрость. Книга Притч изобилует ревностными призывами к молодым прислушаться к наставлениям мудрого отца.
4:2 Поддержание дружеских отношений с благочестивыми людьми более старшего возраста стоит затраченных на это усилий. У них можно многому научиться, а годы их жизненного опыта принесут вам только пользу. Их учение есть благо, и им не стоит пренебрегать.
4:3 Здесь Соломон говорит о том времени, когда он был сыном своего отца и "единственным" у своей матери. На самом деле, он не был единственным сыном у своей матери, однако возможно это выражение означает "единственным в глазах матери" или "любимцем своей матери" (Нокс).
4:4 Отец Соломона, царь Давид, учил сына хранить его мудрое наставление и, таким образом, жить так, чтобы его жизнь чего-то стоила. Краткое обобщение наставлений Давида приводится в стихах 4б-9.
4:5, 6 Самым главным для него было то, чтобы его сын приобрел мудрость и разум, — что, на самом деле, означает научиться жить для Господа. Чем бы Соломон ни занимался в своей жизни, он не должен был забывать об этом, потому что стоящей будет только жизнь, прожитая для Бога.
4:7 Первый шаг к приобретению мудрости заключается в том, чтобы иметь мотивацию или твердое намерение. Мы находим в жизни то, к чему стремимся. Мы должны стремиться приобрести мудрость всеми силами, чего бы это ни стоило, в процессе поиска обретая разумение и проницательность. Это означает, кроме всего прочего, что мы научимся делать выбор между добром и злом, хорошим и лучшим, душевным и духовным, временным и вечным.
4:8 Если мы поставим Мудрость на первое место среди наших приоритетов, она постепенно возвысит нас. Если мы прилепимся к ней, если будем относиться к ней с любовью и привязанностью, она приведет нас к славе.
4:9 "Она искусно украсит тебя, и увенчает тебя славой" (Моффат). Мудрость дарует своим детям моральную красоту. Противоположностью этому, например, является омерзительность жизни, отданной растлению и аморальности.
Ж. Мудрость и два пути (4:10-27)
4:10 Завершив цитировать советы своего отца, Соломон вновь возобновляет призывы к своему сыну. Как правило, хотя и не без исключений, считается, что "чистая" жизнь благоприятствует долгой жизни. Подумайте о том, как табак, алкоголь, наркотики и сексуальный грех напрямую связаны с болезнями и смертью.
4:11, 12 Отцу доставляет огромное удовольствие видеть, что он указал своему сыну путь мудрости и был для него хорошим примером. Тем не менее, любое научение должно сопровождаться личным примером. Поступки отца говорят громче, чем его слова.
Сын, ходящий прямыми стезями, не будет стеснен, и когда побежит, не споткнется.
Сирийская версия гласит: "Когда ты будешь идти шаг за шагом, я буду открывать путь перед тобой". Это учит нас двум важным принципам. Во-первых, Бог ведет нас шаг за шагом, а не открывает сразу весь план целиком. Во-вторых, Бог ведет людей тогда, когда они двигаются вперед для Него. Для того, чтобы шкипер мог управлять кораблем, судно должно находится в движении. Так же и с велосипедом: вы можете управлять им только тогда, когда он движется. Этот принцип является истинным и для нас: Бог направляет нас тогда, когда мы находимся в движении для Него.
4:13 Мы должны крепко держаться хорошего наставления, и не позволять ему оставить нас. Мы должны хранить мудрость так же, как мы хранили бы собственную жизнь, — потому что она и есть наша жизнь, особенно если мы подразумеваем под этим Воплощение Мудрости в личности Иисуса Христа.
4:14 Стихи 14-19 предостерегают от дружбы с нечестивыми и противопоставляют путь тьмы и путь света.
Эти увещевания не связывать себя с нечестивыми не являются запретом свидетельствовать таким людям, но запрещают принимать какое-либо участие в их планах.
4:15 В этих кратких, отрывистых повелениях звучат ноты важности и предостережения. Оставь жизнь греха. Не подходи близко даже ради того, чтобы расследовать происходящее. Поверни в другую сторону. Продолжай удаляться. Возможно, это может показаться интересным, интригующим, захватывающим, но, в конечном итоге, грех уничтожит тебя.
4:16, 17 Приверженцы греха не заснут, если не провернут какое-то темное дельце. Их мучает ужасная бессонница, если они не доведут кого-то до бедствия и уничтожения.
Их пища — хлеб беззакония и вино хищения. Иначе можно сказать, что беззаконие стало для них пищей и питьем.
Эти стихи представляют читателю яркую картину греховной природы человека. Поскольку его природа — грех, творить беззаконие для него подобно пище и питью для тела. Этот отрывок относится не только к преступникам (см. комментарий на Иер. 17:9).
4:18, 19 Жизнь праведного не такова. Она — как свет зари, который более и более светлеет, пока не достигнет яркого полдня. Иначе говоря, путь праведных становится все лучше и ярче день за днем.
Беззаконные спотыкаются в глубокой тьме, даже не понимая, обо что они споткнулись.
4:20 Соломон продолжает умолять своего сына прислушаться к его словам наставления и мудрости. В стихах, подобных этому, мы должны услышать голос Господа, обращающийся к нам.
4:21 Ради нашего же блага мы не должны упускать из виду наставления Мудрости, но должны сохранять их в своем сердце.
4:22 Слова Мудрости приносят жизнь, созидая нас. Как сказал Иисус: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин. 6:63).
Они — здравие для всего тела человека, потому что избавляют его от грехов и потрясений, которые становятся причиной многих болезней.
4:23 Стихи 23-27 являются ветхозаветной параллелью Римлянам 12:1. Они умоляют нас предоставить все наше существо Богу — сердце, уста, губы, глаза и ноги. Бог начинает работу изнутри, и постепенно распространяет ее наружу.
Сначала — сердце. Оно символизирует внутреннюю жизнь, ум, мысли, мотивы, желания. Разум является источником, из которого берут начало наши действия. Если источник чист, то будет чист и поток, истекающий из него. Каковы помыслы человека, таков он и есть. Этот стих подчеркивает важность чистоты помыслов.
4:24, 25 Лживость уст подразумевает нечестную, неискреннюю речь. Лукавство языка говорит об обмане и скрытности в словах.
Глаза и ресницы (или "веки" — англ.), которые смотрят прямо, указывают на стремление к единой цели, когда человек не сбивается с пути, обращаясь к греху или чему-либо, недостойному внимания. В наши дни, когда средства массовой информации обрушивают на нас водопад информации, сфабрикованной так, чтобы возбуждать в человеке плотские желания, мы должны научиться сосредотачивать свое внимание на Христе (Евр. 12:2).
4:26, 27 Если мы внимательно обдумываем стезю святости, тогда все наши пути будут хорошо организованны и безопасны.
На всем протяжении пути направо и налево отходят аллеи и переулки, ведущие к излюбленным обителям греха. "Давайте оставаться верными Христу, хоть сотней голосов нас мир зовет к себе".
Читайте также: