Притчи 21 5 сравнение переводов

Обновлено: 01.05.2024

j) 21:9 Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см. , напр. , 1 Цар 9:25.

k) 21:9 Стих дословно повторяется в 25:24.

q) 21:18 Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.

Похожая притча

1-3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4-8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9-18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19-26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27-31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Притч.21:1. Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

Притч.21:2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.

Притч.21:3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Образ »потоков (или каналов) вод« (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи — удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения — посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1.3; Ис 32.2), — мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2:8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2:25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49.7 сл.) с пророческими (Мих 6.6-8, Ис 1.11сл. сн. 1Цар 15.22) и составляет предвестие учения Спасителя, что »вящшая закона — суд, милость и вера» — (Мф 23.23).

Притч.21:4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.

Притч.21:5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Притч.21:6. Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

Притч.21:7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Притч.21:8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод «светило», соответств. греч. λαμπτὴρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие»; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7-8).

Притч.21:9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Притч.21:10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Притч.21:11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Притч.21:12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

Притч.21:13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.

Притч.21:14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

Притч.21:15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

Притч.21:16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Притч.21:17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Притч.21:18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17.1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25.18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25:9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25.41 сл. Мф 18.23-35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14-15, ср. Притч 17.8:19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов», у архим. Макария — точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: «в сонмищи исполинов», ср. Быт 6.4; Притч 2.18:9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).

Притч.21:19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Притч.21:20. Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Притч.21:21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Притч.21:22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Притч.21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Притч.21:24. Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Притч.21:25. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

Притч.21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. Сир 25.21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16. О хранении языка и дара слова — ст. 23 — говорилось выше: Притч 13:3, 19:6; Мф 12.36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5. В ст. 25-26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого — с другой (ср. Пс 36.26).

Притч.21:27. Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Притч.21:28. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Притч.21:29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Притч.21:30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Притч.21:31. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Похожая притча

Прит. 21:1. В первых трех и последних двух стихах этой главы упоминается Господь. В этом стихе говорится о зависимости от Него «сердца царя» (сравните Прит. 16:1,9; Еккл. 9:1). Сравнение с направляемыми потоками воды взято из ближневосточной сельскохозяйственной практики — искусственного орошения земли: работавшие на ней прорывали небольшие каналы в нужном им направлении и пускали по ним воду.

Подобно этому и Бог «направляет сердца» царей, причем не всегда, казалось бы, на доброе дело, ибо планы и замыслы Его во всей их глубине и исторической «масштабности» не доступны человеческому разумению. Примеры такого «руководства сердцами царей» находим в Исх. 10:1-2 (применительно к египетскому фараону), в Ис. 10:5-7 (применительно к Тиглат-Палассару), в Ис. 45:1-6 (применительно к Киру), и в отношении Артаксеркса — в Езд. 7:21 и в Неем. 2:1-8. Сказанное во всех этих стихах, как и в стихе 1 данной главы, обосновывается в Прит. 21:30.

Прит. 21:2. Эта притча почти идентична той, что звучите 16:2. Людям сплошь и рядом кажется, что с их поведением («путем») «все в порядке» (сравните 12:15), но Господь судит о нем на основании известных Ему глубинных мотивов, которыми это поведение обусловливается (тогда как человеческое суждение исходит из впечатлений и соображений поверхностных). сравните со сказанным в 1Цар. 16:76: Я смотрю не так, «как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». также Прит. 17:3.

Прит. 21:3. Праведное поведение и справедливые действия угоднее Господу чем жертва, говорит Соломон. В сознании и практике древних израильтян система жертвоприношений существовала как бы помимо добродетельной жизни, и ею не «подменялась». Между тем, учителя Израиля время от времени напоминали ему о предпочтительности в глазах Божиих именно справедливости в людях и благочестия (1Цар. 15:22).

Здесь об этом напоминает царь Соломон, который, продолжая эту мысль в стихе 27, прямо называет «жертву нечестивых» мерзостью (подразумевается: пред Господом; сравните Прит. 15:8), ибо Господу отвратительно всякое лицемерие, а чем иным была жертва, приносимая неискренне («с лукавством») гордым, злым человеком, не испытывавшим внутреннего раскаяния!

Прит. 21:4. Грех гордыни (надменности) определяет поведение всякого нечестивого человека.

Прит. 21:5-6. В стихе 5 та мысль, что продуманность действий и усердие в труде приносят человеку прилежному изобилие, тогда как действия непродуманные, поспешные, обычно свидетельствуют о небрежности человека (в частности, в работе), которая грозит ему разорением (лишением, бедностью).

В стихе 6 — речь о приобретении богатства неправедным путем; такое богатство недолговечно. Фраза ищущих смерти понимается или в том смысле, что обогатившийся бесчестно сам себе подстроил ловушку, ибо благословением для него «сокровище» его не станет, или в том, что «искать богатства», не стесняясь средствами, — то же, что искать смерти (по той же, указанной выше, причине).

Прит. 21:7-8. В стихе 7 о действии зла, подобном действию бумеранга: оно (здесь насилие) возвратится к нечестивым, совершающим его (обрушится на них), ибо они сознательно отказываются жить по законам правды и справедливости. В стихе 8 — случай антитетического параллелизма: «кривые» пути человека развращенного противопоставляются прямому пути (здесь «действию») того… кто чист

Прит. 21:9. Часто встречающаяся в книге мысль о невозможности сосуществования со сварливою женою (эта притча полностью повторяется в 25:24: сравните 19:13 и толкование на этот стих; также стих 19 в этой главе, где, вместо «угла на кровле», стоит «земля пустынная» (и то и другое символизирует отделенность, изолированность), и 27:15-16).

Прит. 21:10. Злой человек не знает милости и к ближнему своему.

Прит. 21:11. Притча звучит почти идентично той, что находим в 19:25 (ком на этот стих)

Прит. 21:12. От внимания праведника не скрыто, что дела нечестивого не остаются без возмездия.

Прит. 21:13. Продолжается мысль о наказуемости зла, проявляющегося, в частности, в немилосердии к бедному.

Прит. 21:14. О «желательном» действии «тайного подарка» на того, кому он вручается. Речь идет о взятке, которая не одобряется (сравните Исх. 23:8; Втор. 16:19), но констатируется как «факт жизни» (сравните 18:16).

Прит. 21:15. Еврейское мехиттах, переведенное тут как страх, означает и «разорение», «падение», «гибель» Повторение мысли о возмездии, тяготеющем над делающими зло (сравните стих 12,13). Нечестивый боится справедливого суда, тогда как праведник радуется ему (антитетический параллелизм).

Прит. 21:16. Печальный конец ожидает того, кто уклонится от путей благоразумия. Как «мертвецы» здесь передано еврейское рефаим (то же и в 2:18; 9:18); в этой связи комментарий на Иов. 26:5.

Прит. 21:17. О вреде легкомысленного время препровождения, пьянства и чревоугодия. Тут не следует видеть призыва к унылому, аскетическому образу жизни, но — предостережение против того, чтобы жить лишь ради удовольствий и самоублажения.

Прит. 21:18. Здесь опять-таки видят мысль о возмездии нечестивым: причинявшие страдания «праведному и прямодушному» заплатят за это собственными страданиями (и в этом смысле уплатят «выкуп»).

Прит. 21:19. По поводу «сварливой жены» толкование на стих 9. сравните также с 19:13; 25:24; 27:15.

Прит. 21:20. «Мудрый» в этом стихе сопоставим с «муравьем» из Прит. 6:6-8, который запасается «провизией» на зиму; ему противопоставляется глупый, который живет лишь одним днем. Стремление к удовольствию сегодня мешает ему позаботиться о завтрашнем дне, поэтому все, что имеет, он расточает.

Прит. 21:21. О благосостоянии свыше справедливого и милостивого.

Прит. 21:22. О превосходстве мудрости (которой всегда сопутствует благочестие!) над физической и военной силой.

Прит. 21:23. Притча близка по звучанию к 13:3. Кто не дает воли языку и обдумывает свои слова, хранит себя от бед.

Прит. 21:24. Осуждение гордости как тяжелого греха (сравните с 21:4). В мнимом своем превосходстве над другими людьми надменный не остановится и перед осмеянием высших, духовных, ценностей, потому и сказано, что кощунник имя ему. Таковые отвратительны и в человеческих и в Божиих глазах (сравните 16:5).

Прит. 21:25-26. О пороке лени, усугубляемой жадностью («алчбой»), присущей ленивцу, который из-за нежелания работать постоянно испытывает недостаток в самом необходимом (всякий день он сильно алчет). Ленивцу противопоставлен праведник, который не может не быть трудолюбивым: этому не жаль делиться с другими плодами своих трудов.

Прит. 21:27. к омментарий на стих 3 в этой главе.

Прит. 21:28. Лжесвидетель не останется ненаказанным. А слово того, кто свидетельствует честно, одержит верх.

Прит. 21:29. Дерзость человека нечестивого и лицемерного написана у него на лице; здесь это, по-видимому, и образ того, что он преисполнен дерзости и упорного, подчас безрассудного, намерения убедить других людей, действуя, если надо, прямым обманом, ложью, в своей правоте. Ему противопоставлен праведный, поведение (путь) которого честно, обдуманно и нелицемерно.

Прит. 21:30. Человеческая мудрость несопоставима с мудростью Всевышнего и не может противостоять ей, ни основанным на ней планам Божиим (сравните стихи 1-2; Иов. 42:2).

Прит. 21:31. Этот стих связан по смыслу с предыдущим. Силы человека, как и мудрость его, ограничены. Бессмысленны его попытки как противостать Богу, так и действовать помимо Него. Как ни подготовятся воины к битве, победу в ней дарует им Господь.

Похожая притча

21:1 Так же как канал или русло направляют поток воды, так и Господь направляет помышления и деяния царя. Это должно служить ободрением для христиан, находящихся под давлением со стороны правительства, или миссионеров, несущих евангелие во враждебно настроенные народы.

21:2 Человек не может быть справедливым судьей своей жизни или служения, поскольку он судит согласно внешним проявлениям. Господь же взвешивает помышления и мотивы людских

21:3 Всесожжения и жертвы не так приятны Господу, как послушание Его голосу (1 Цар. 15:22). Бог — не приверженец обрядности. Он ищет внутренней реальности веры.

21:4 Эта притча перечисляет три вещи, которые являются грехом в Божьих глазах: гордость очей, то есть, внешнее проявление завышенного самомнения; надменность сердца, то есть, внутренний источник надменности; и то, что является отличительными чертами нечестивых, — под этим могут подразумеваться их процветание, благосостояние, то, что доставляет им радость, их жизнь или надежды.

21:5 Те, кто с усердием зарабатывают себе на жизнь, противопоставляются тем, кто обретает свое богатство в спешке. Первым гарантировано изобилие, вторым — лишения.

21:6 Те, кто ищет обогащения посредством обмана или лживого языка, гоняются за дуновением ветра. Они стремятся к тому, что ускользнет от них, а они сами пострадают при этом. Их положение подобно путешественнику в пустыне, преследующему мираж, который оказывается для него ловушкой смерти.

21:7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. В нашей вселенной действуют моральные законы, которые гарантируют, что жестокость, нечестие и несправедливость никогда не останутся безнаказанными. Никогда!

21:8 "Путь виновного извилист; а кто чист, того действие прямо" (ДжНД). Чувство вины заставляет человека лгать, скрываться, притворяться, бояться и прибегать к обману. Тому, кто исповедал и оставил свои грехи, нечего скрывать; он может ходить во свете.

21:9 Дома в библейских землях имели плоские крыши. Эта притча говорит о том, что было бы лучше жить одному в тесном углу на одной из таких крыш, в жару, холод, дождь, снег, ветер и град, нежели жить в доме, который приходится делить с ворчливой и придирчивой женой. Легче перенести штормы снаружи, чем постоянную бурю внутри дома.

21:10 Душа нечестивого постоянно обдумывает какое-то новое зло, и, воплощая свои замыслы, он не питает милости к своему ближнему. Таким образом, его грех сознателен и безжалостен. Современные социологические оправдания преступлений не выдерживают никакой критики.

21:11 Даже если кощунник не усвоит урок в том наказании, которое он получает, наивный человек увидит, и это станет ему предостережением. Мудрый не нуждается в наказании; он способен научиться простым наставлением.

21:12 Праведный Бог наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. Бог не спускает глаз со всех деяний нечестивых людей; в установленное время Он наводит на них их погибель.

21:13 Богача в Лк. 16:19-31 совершенно не заботила крайняя нужда нищего у его ворот. После своей смерти он сам взывал о помощи, но его мольбы остались без ответа.

21:14 Библия часто констатирует факты, не одобряя их. Так, здесь Писание говорит о том, что разгневанный человек успокоится, если обидчик вложит ему в руку подарок, и человек в ярости будет умиротворен даром, вложенным ему в карман.

21:15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло. Примером этого может служить второе пришествие Христа. Оно станет временем безудержной радости для искупленных, и ужасом и страхом для всех остальных (2 Фес. 1:6-9).

21:16 В книге Притч мы встречаем самых разных людей. Этот человек, сбившийся с пути разума, подобен скитальцу в пустыне греха. Когда вы увидите его в последний раз, он будет отдыхать в собрании мертвецов.

21:17 Вместо того, чтобы даровать обещанное ими удовлетворение и полноту, веселье и жизнь в роскоши (вино и тук) только разоряют человека. Они истощают его финансовые ресурсы и также приводят к духовной нищете.

21:18 В книге Исаии 43:3 Бог говорит, что Он отдал Египет в выкуп за Свой народ, Израиль. Господь вознаградил Кира за освобождение иудеев, позволив ему завладеть Египтом и соседними царствами.

В широком смысле этот стих означает, что нечестивые наказываются, чтобы праведные могли стать свободными.

21:19 Штрих священного юмора! Автор предпочел бы неудобства, отделение и одиночество пустыни, нежели жизнь в доме с сердитой, ворчливой женой.

21:20 Притча противопоставляет жилище мудрого, наполненное изобилием благ, дому глупого человека, где грех, расточительство и мотовство приводят к скудости.

Это напоминает мне об алкоголике, который продавал свою мебель и другие домашние вещи, чтобы купить на полученные деньги выпивку. После его обращения к Христу, кто-то сказал ему: "Ведь ты же не веришь в то, что Иисус действительно превратил воду в вино?" На что он ответил: "Не знаю, насчет превращения воды в вино, но я знаю, что в моем доме он превратил выпивку в мебель!"

21:21 Данный стих, видимо, указывает на то, что тот, кто стремится к правде и милости, получает больше просимого. Вдобавок к праведности, он обретает жизнь и славу.

21:22 Мудрый христианин ниспровергает крепость не с помощью артиллерии и бомб, а верой, молитвой и Словом Божьим (см. 2 Кор. 10:4). В духовном конфликте мудрость может достичь того, что не смогут совершить вооруженные силы.

21:23 Тот, кто может контролировать свои уста, сберегает себя от многих неприятностей. "Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны" (Иак. 3:5, 6).

21:24 Если вы встретите горделивого и надменного человека, просто назовите его "кощунник". Таково имя ему! Имя, конечно же, олицетворяет сущность самого человека. "Ибо каково имя его, таков и он" (1 Цар. 25:25).

21:25, 26 Ленивец разрывается между своей тягой к богатству с одной стороны, и своей решительностью не утомлять себя с другой. Совершенно безвыходное положение! Пока он проводит свое время в мире мечтаний и неисполненных надежд, праведник усердно трудится и зарабатывает деньги, так, что он может без сожаления жертвовать на достойные цели.

21:27 Богу неприятны даяния нераскаявшихся грешников, но еще более омерзительно для Него, когда дар предназначен для того, чтобы "подкупить" Его или заставить Его простить, одобрить или благословить тот или иной нечестивый замысел.

21:28 "Лжесвидетель погибнет; а слово человека, который говорит, что слышит, пребудет навсегда" (ИСВ). Лжесвидетель клянется перед Богом, что будет говорить истину, а потом намеренно нарушает свою клятву. Человек, который внимательно слушает и честно отвечает, дает свидетельство, которое навсегда останется непоколебимым.

21:29 Бесстыдное лицо нечестивого человека указывает на то, что он утвердился в своем нечестии. У него медный лоб. Праведный человек, будучи открыт для научения, пребывает в безопасности и утверждает свои поступки.

21:30 Человек бессилен превзойти Бога в мудрости, разуме или стратегии. Ни один из его планов не устоит вопреки Господу. "Исполняются . [все] намерения Господа" (Иер. 51:29).

21:31 Люди могут строить самые изощренные планы, чтобы обеспечить себе военный успех, однако победа в день битвы приходит только от Господа. Лучше полагаться на Него, чем на коня — или ядерное оружие (см. Пс. 19:8).

Пламптре обобщает стихи 30 и 31 следующим образом:

Стих 30: Ничто не устоит против Бога.
Стих 31: Ничто не устоит без Бога.

Читайте также: