Притча о царе акбаре
Обновлено: 16.05.2024
Однажды царь Акбар беседовал с девятью лучшими своими придворными. Это были девять самых талантливых и творческих людей королевства. У Акбара иногда бывали причуды: он неожиданно мог сделать что-нибудь эдакое… И, конечно, царя не спросишь: «Почему?»
Неожиданно Акбар ударил человека, стоящего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе. Бирбал подождал несколько секунд, наверное, думая, что делать, однако делать что-нибудь было нужно! И вот он развернулся и дал пощёчину человеку, стоящему рядом с ним. Им оказался один из министров.
Хорошенькое дело! Тот просто опешил: «Что происходит? Что это за шутки?» Потом, недолго думая, он влепил по уху следующему… Говорят, что эта пощёчина обошла всю столицу. А ночью Акбара внезапно ударила его собственная жена. Он спросил:
— Я не знаю, в чём дело, но это происходит по всей столице. Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла ответить ей тем же. А, кроме тебя, мне некого ударить.
— Надо же, — задумчиво произнёс Акбар. — Моя собственная пощёчина вернулась ко мне.
Похожая притча
Одним из величайших царей в истории человечества был Акбар. За доброжелательство и справедливость к людям его называли Хранителем человечества. В своё правление он значительно расширил и укрепил Индию, как государство.
Часто царь Акбар объезжал свою столицу, по обычаю того времени, в богатой карете с упряжкой из восьми лошадей. Герольды и телохранители трубили о его приближении по всем городским кварталам. Наперекор всей этой помпезности и торжественности царь издал строгий указ: останавливаться всякий раз, когда кто-либо из его подданных хочет обратиться к нему лично с жалобой или прошением.
Однажды возничий остановил лошадей, потому что один нищий-калека протянул к нему руки с мольбой о милостыне. Он громко восхвалял царя и восклицал: «Только царь может дать мне счастье!».
Акбар обратил внимание на то, что неподалёку сидел ещё один нищий и, как бы возражая первому, громко кричал: «Только Бог может облагодетельствовать человека, только Бог может дать человеку счастье!».
Акбар задумался над их словами.
Возвратившись во дворец, он велел испечь каравай хлеба и запечь в нём небольшой слиток золота. На следующий день он специально поехал по этой дороге. Сцена повторилась, и Акбар отдал хлеб тому нищему-калеке, который взывал к милости царя. Второму же нищему он не дал ничего, потому что тот не обращался с просьбой к нему, а взывал только к Богу.
Через некоторое время он снова проезжал по этой улице. Возничий опять остановил лошадей, потому что нищий-калека протягивал руки с мольбой о помощи к царю. Царь вышел из кареты и спросил его:
— Почему ты опять просишь меня о помощи? Разве я не дал тебе каравай хлеба, в котором был слиток золота?
Нищий-калека был удивлён:
— Я не знаю, о каком золоте ты говоришь. Хлеб, который ты дал мне, показался слишком тяжёлым, и я решил, что он плохо испечён. Поэтому я отдал его моему соседу-нищему за 10 монет.
Царь посмотрел вокруг. Второго нищего рядом не было. Тогда он велел разузнать, что стало с ним. Когда ему доложили, что нищий отдал хлеб своей жене, и та обнаружила в нём золото, купила дом и поправила все дела, Акбар посоветовал другому нищему взывать отныне не к царю, а к Богу, и уповать лишь на Его милость.
Похожая притча
Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краёв съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый входил, отдавал свой подарок и садился на свободное место.
В шатре играла музыка. Падишах был в восторге от того, как украсили дворец. Он очень гордился талантами всех своих придворных. Акбар считал, что в целом мире нет такого умного советника, как Бирбал.
И вот явился духовный учитель падишаха. Акбар встретил его с почётом, одарил богатыми подарками.
Во дворце царила радость. Куда ни глянь, — все ликуют и восхваляют падишаха. Окинув зал взглядом, Бирбал усмехнулся. Падишах заметил это и, когда все разошлись, спросил:
— Бирбал! Как ты думаешь, что важнее, святой или вера?
— Конечно, вера, владыка мира!
— А я думаю, нет! Случается, что вера важнее, но если бы не было святых и духовных учителей, разве могла бы существовать вера?
— Нет, падишах, вера важнее святого, — стоял на своём Бирбал.
— Неверно ты говоришь, Бирбал, ведь люди почитают святых.
— Вера в святых, конечно, приносит свои плоды. Мы совершаем жертвоприношения статуям святых, но не от изваяний получаем воздаяние, а от святых. И за это поклоняемся их статуям.
Падишаху такие рассуждения пришлись не по вкусу, и он рассердился.
— Это всё слова! А ты можешь доказать, что вера важнее святого?
— Могу.
— Докажи сейчас же!
— Владыка мира, это дело непростое, мне для этого нужно время.
— Ладно, даю тебе месяц, но помни: если за это время не докажешь своей правоты, — прощайся с головой.
— Согласен, — ответил Бирбал.
Берясь за дело, Бирбал всегда всё обдумывал и взвешивал заранее. Когда прошло пять дней, он увидел, что падишах озабочен важными делами и забыл об их споре. Тогда Бирбал незаметно взял туфлю падишаха, завернул её в шаль и унёс из дворца.
Выйдя из города, он в глухом месте закопал сверток. Сверху насыпал землю горкой и поставил три камня так, чтобы получилось подобие могилы.
Потом он нанял муллу и приказал ему молиться на могиле и принимать подношения от верующих. Бирбал наказал мулле говорить, что это могила святого Верашаха, и всячески прославлять святую жизнь покойного. Мулла выдумывал и рассказывал разные небылицы про чудодейственную силу святого Верашаха. Мало-помалу слухи о святом разошлись по всему городу. Народ валом повалил к могиле святого, — несли дары, молились, давали обеты и клятвы. Так, Божьей милостью, пустыня ожила.
Вскоре весть о святом Верашахе дошла и до падишаха. Как водится, из мухи сделали слона. Придворные расписывали небывалые чудеса, которые будто бы и после смерти творит святой, а иные договорились и до такого: «Когда ваше величество были ребёнком, отец ваш тоже почитал этого святого. И по милости Верашаха к нему пришла удача в его великих делах».
Падишах поверил им и дал себе слово навестить святую могилу, почтить память великого святого.
И вот однажды падишах вспомнил о своём решении, взял с собой несколько любимых придворных и поехал к могиле святого.
А там всё время толпились люди. Рядом раскинулся небольшой базар. Падишаху это место понравилось. Он и придворные отвесили низкие поклоны могиле святого. Бирбал стоял рядом, молчал и не кланялся.
— Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе поклониться, — строго сказал падишах.
— Я готов поклониться, только если Вы признаете мою правоту и скажете, что вера важнее святого.
Падишах сердито сдвинул брови:
— Я и сейчас повторю, что святой превыше веры. И при тебе даю обет: если я одержу важную победу над воинственным соседом, то велю покрыть могилу дорогим ковром, принести в дар сладости и здесь же угостить муллу и людей.
В это время примчался гонец, соскочил с коня, поклонился падишаху и доложил:
— Ваше величество! Ваш сын приказал передать: «Воинственный сосед разбит на поле боя, и есть надежда, что скоро он станет вашим слугой».
Падишах был вне себя от радости. Желая посрамить Бирбала, он вскричал:
— Так что, ты и теперь станешь твердить, что вера важнее святого?! Гляди, только я успел дать обет на его могиле, как тут же пришла счастливая весть, желание мое исполнилось!
— Владыка мира, если бы у Вас не было веры, Вы бы не дали обета святому. Вера — самое главное.
— Оставь свои уловки, теперь они уже ни к чему. Раз ты не смог доказать своей правоты, то готовься к смерти, — сурово сказал падишах.
— Ваше величество! Я только никак не пойму, в чем моя вина?!
Эти слова совсем разгневали падишаха. Он насупился и сказал еще суровее:
— Так вот ты как! Это в тебе не гордыня, а сама смерть говорит! Позвать палача немедленно!
Бирбал увидел, что падишах пришел в ярость. И тогда он повернулся лицом к могиле, сложил руки и почтительно сказал:
— О Верашах! Если я сегодня останусь в живых, то принесу на твою могилу в дар сладости и построю прекрасный мавзолей!
Услышав этот обет, падишах усмехнулся:
— Ну что, Бирбал, образумился? Пришлось и тебе дать обет.
— Конечно! Пришлось просить защиты святого, — поддакнул Бирбал.
Он позвал всех придворных, снял с бугра камни, раскидал землю и достал свёрток. Удивленный падишах, во все глаза глядевший на Бирбала, спросил:
— Что ты делаешь?
— Владыка мира! Вот ваш святой Верашах. Ему-то Вы и приносили обеты, — сказал Бирбал и развернул сверток.
Каково же было удивление падишаха, когда он узнал свою туфлю!
— Ваше величество! А вот теперь скажите, что важнее — вера или святой? — спросил Бирбал.
Но тут же сам ответил:
— Наша внутренняя вера — вот что главное. Если веры нет, то обещания и обеты бесполезны. Придётся и Вам признать, что главное — это вера.
И пришлось падишаху согласиться с Бирбалом и сдаться перед его мудростью.
Слава о святом Верашахе разнеслась уже далеко и на его могилу стеклось много денег. Бирбал велел построить на этом месте мечеть.
Похожая притча
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых статуэтки и письмо. В нем говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго учёные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал всё не сдавался. Он нашёл маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой статуэтки конец проволочки вышел из второго уха, у второй — изо рта, а у третьей — через пупок.
Подумав немного, он сказал:
— Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта статуэтка наиболее ценная из трёх.
В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества
Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.
Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.
В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.
Читайте также: