Главная мысль притчи иосиф и его братья

Обновлено: 14.05.2024

В теме участвуют: Stanislawww (2) Стефан (2) anhil (1) BorisKar51 (1) Kovur (1) panFil (1) WinnieThePooh (1) Странник (1) Фома Верующий (1)

Я понимаю, что эта история о многом, но меня интерисует какая идея главная, доминирующая на протяжении от предательства братьями до прощения братьев в Египте.

Заранее благодарен за любые, а особенно за повторяющиеся ответы, потому что статистика позволит мне утверждать достоверность ответа.

Ваши ответы помогут мне в моем служении.

Я понимаю, что эта история о многом, но меня интерисует какая идея главная, доминирующая на протяжении от предательства братьями до прощения братьев в Египте.

Исаак [родил] Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их. 3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. 4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. 5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. 6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: 7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. 8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.
9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним , и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, [который] и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. 11 И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. 12 Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал [туда] отцов наших в первый раз. 13 А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. 14 Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. 15 Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; Быт.37:28 Деян.7:9

Конечно, Иосиф праобраз любого верующего и отношение к нему родных по плоти и мира в целом
Заметьте, что он выстрадал за свою жизнь - и пренебрежение, плен, унижение, и тюрьму, и в конце концов умер раньше своих братьев (все беды сказались на его здоровье)
О Христианах сказанно что если они надеются на Христа только в этой жизни, значит они несчастнее всех людей.
Иаков (отец Иосифа) тоже не мог похвастать особым благополучием - фараону он сказал:"несчастны дни жизни моей.."
по крайней мере один вывод напрашивается сам собой..
Что интересно, что линия Христова - по которой Бог решил дать рождение Христа пошла через Иуду (не первородный), который первый искренне расскаялся в своей жизни (очень глубокий пример покаяния.)

Иосиф был оторван от счастливой , размерной жизни волей Божией чтобы получить более настоящее (как это сравнивал Иисус) сокровище.

Никто из нас не пожелал бы себе такой судьбы наверно, но да даст нам всем Господь его сердце и чистую жизнь..

Иосиф в жизни много страдал, но был верен Богу.
И Бог благословил его верность и терпение богатством и спасением его семьи от голодной смерти. Будучи в славе и богатстве, простил всех своих братьев-обидчиков (что редко бывает в человеческом роде).
Через него продолжились обетования, данные Аврааму.

меня интерисует какая идея главная, доминирующая на протяжении от предательства братьями до прощения братьев в Египте.

Главная идея в истории Иосифа это сохранение зарождающегося еврейского народа, Господь заранее знал, что будет благом для Иосифа, его братьев и его отца. Если бы Иосиф и дальше оставался в доме отца, то он бы ещё больше ожесточил сердца своих братьев своим возвышением над ними, да и он сам впоследствии мог быть очень надменным человеком, если дожил бы конечно. А его сновидения и толкования вообще бы возможно никого не "трогали" - просто бы не обращали на них никакого внимания, поэтому голод также бы и застал Дом Иакова врасплох, и тогда уж я не думаю, что Египет хорошо б помог.

Быв проданным и попав в рабство Иосиф укреплялся в вере своих родителей, наверняка полагая, что как Авраама Бог провёл через испытание и тот получил обещанную от Него награду, так и его Бог Авраама, Исаака и Иакова проводит через испытания, чтоб потом дать то, что обещал. А обещал Господь ему многое - вспомните его сновидения. В процессе этих испытаний Бог изменил и характер Иосифа, сделав из хвастливого "маменькиного" сыночка, мудрого ответственного мужа, способного исполнить Волю Божью.

Ещё история Иосифа является прообразом истории Иисуса Христа, точно также как Иосиф был продан язычникам, также Иисус был продан Иудой и отдан язычникам на поругание, и точно также как рабство, а затем возвышение Иосифа было для спасения будущего народа Израиля, также смерть Иисуса, а затем Его Воскресение является спасением Его Нового народа - Его Церкви.

Похожая притча

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Чему учит библейская история Иосиф и его братья . » по предмету 📙 История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Новые вопросы по истории

Початок Першої світової війни. Воєнні дії в 1914 р. на українських землях.

Ответы (1)

Кто из названных государственных государственных Деятелей стали участниками борьбы за высшую власть после смерти Сталина

Похожая притча

Братья продают Иосифа

Братья продают Иосифа

Когда дети Иакова подросли, они стали пасти скот. Иосиф был любимым сыном у Иакова. Поэтому братья относились к нему недружелюбно. Эта неприязнь перешла в ненависть после двух снов, которые увидел Иосиф. В первом сне он увидел, как братья вязали снопы. Сноп Иосифа стал прямо. Снопы братьев стали кругом и поклонились снопу Иосифа. Братья сказали: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? (Быт 37, 8). Во втором сне Иосиф увидел, как ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звезд. Отец спросил: неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? (Быт 37, 10).

Вскоре братьям представилась возможность проявить свою ненависть к Иосифу. Они пасли скот. Отец послал Иосифа к ним. Когда они увидели брата, то замыслили убить его. Но Рувим проявил сострадание и сказал: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него (Быт 37, 22). Тогда они сняли с него одежду и, бросив в ров, сели есть хлеб. Увидев проходивший мимо караван измаилитян, направлявшийся с товарами в Египет, братья продали его за двадцать сребреников купцам. Измазав его одежды кровью козла, показали отцу и сказали, что сына его растерзал хищный зверь. Иаков разодрал свои одежды, оделся во вретище (власяницу) и многие дни оплакивал сына (см.: Быт 37, 34).

Иосиф в Египте

В Египте купцы перепродали Иосифа царедворцу фараона и начальнику телохранителей Потифару. Вначале жизнь Иосифа на чужбине сложилась благополучно. Господь был с Иосифом. Все, что он делал, имело успех. Потифар, видя это, поставил его над своим домом. Господь благословил дом египтянина ради Иосифа.

Но вскоре Иосифа постигло испытание. Он был красив. Жена Потифара, безуспешно домогавшаяся греховной связи, оклеветала целомудренного юношу. Он был заключен в темницу. Но и там Господь помогал ему. Иосиф снискал благоволение в глазах начальника темницы.

Спустя некоторое время в темницу были брошены два царедворца (главный виночерпий и главный хлебодар). Однажды им приснились сны. Иосиф истолковал их. Предсказание исполнилось: виночерпий был помилован, а хлебодар повешен. Через два года загадочный сон приснился фараону. Он стоял у реки. Из нее вышли семь тучных коров и стали пастись в тростнике. После них вышли из реки семь худых коров и стали рядом с тучными. Худые коровы съели тучных. Фараон проснулся и вновь заснул. Видит другой сон. На одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших. После них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром. Семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев. Фараон был смущен снами. Он призвал всех своих волхвов и мудрецов, но никто не смог истолковать сны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе. Он сказал о нем фараону, тот распорядился привести узника и просил истолковать сны. Получив вразумление от Бога, Иосиф истолковал их. Семь тучных коров и семь полных колосьев — это семь лет обильного урожая. Семь худых коров и семь тощих колосьев, иссушенных восточным ветром, символизировали семь лет голода в земле Египетской.

Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция

Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. Собор Святого Марка, Венеция

Сны, которые видел фараон, имеют чисто египетскую специфику. В Египте корова считалась символом плодородия почвы, а также олицетворением самого Египта. Река, из которой вышли коровы, скорее всего Нил. Он благодаря своим периодическим разливам был главным источником плодородия страны. Иосиф дал совет поставить надзирателей и в течение семи изобильных лет собирать пятую часть урожая в житницы. Фараон поставил Иосифа над всей землей Египетской. В знак вверенной ему власти он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа. Фараон дал Иосифу новое имя — Цафнаф-панеах, которое в переводе с египетского значит: «Бог говорит: Он живет». Фараон дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца илиопольского.

Иосифу было тридцать лет. Еще до наступления голодных лет жена его Асенефа родила ему двух сыновей: Манассию и Ефрема. Значения этих еврейских имен соответствовали обстоятельствам жизни Иосифа и пережитым им чувствам: Манассия — дающий (возможность) забыть, Ефрем — плодородный. Патриарх Иаков перед смертью усыновил их (см.: Быт 48, 5). Поэтому колен Израилевых вместо двенадцати стало тринадцать. Однако при разделе земли Ханаанской в жребии участвовали только двенадцать, так как колено Левиино, предназначенное для священнического служения, удела не получило.

С верою и упованием на Бога совершал Иосиф дело, на которое его поставил Господь. Вскоре началось семилетнее изобилие. За эти годы Иосиф смог скопить в житницах огромные запасы продовольствия. Когда наступили голодные семь лет, Иосиф продавал египтянам хлеб. Голод продолжал усиливаться в земле Египетской. Бедствие постигло и другие страны, в том числе Ханаанскую землю. Иаков узнал, что в Египте имеется хлеб, и послал своих сыновей купить его. Только любимого и юного Вениамина патриарх оставил дома, опасаясь за него.

Сон Иосифа, рассказанный им братьям, стал сбываться. Сноп Иосифа символизировал те хлебные запасы, которые он создал в Египте, а поклонение снопов братьев означало их просьбу к Иосифу продать им хлеб, чтобы не умереть с голода.

Братья, пришедшие в Египет, не узнали Иосифа. Они не могли признать в столь высоком правителе, каким тот стал, своего брата. Но Иосиф их узнал. Он продал хлеб и отпустил их, потребовав привести своего любимого брата Вениамина. Чтобы братья исполнили это требование, он удержал при себе Симеона.

Братья Иосифа перед отцом с мешками зерна и серебра. Собор Святого Марка, Венеция

Братья Иосифа перед отцом с мешками зерна и серебра. Собор Святого Марка, Венеция

Продолжавшийся голод побудил Иакова уступить просьбам братьев и отпустить Вениамина, предав себя покорно воле Бога. Описание второй встречи Иосифа с братьями изумляет силой и жизненной достоверностью библейского повествования. Когда Иосиф увидел своего младшего брата после многих лет разлуки, он не смог сдержать чувств. Он готов был заплакать, и чтобы это не произошло на глазах у братьев, удалился во внутреннюю комнату. Умывшись, он вышел. Овладев собой, он приказал подать еду.

Иосифу было мучительно тяжело расставаться с Вениамином. Он приказал начальнику своего дома тайно положить в мешок младшего брата свою серебряную чашу, чтобы, обвинив в хищении, задержать его. Разговор Иосифа с братьями представляет собой по драматизму и напряженности одну из самых волнующих страниц библейской истории. В этом эпизоде испытанию подверглись все духовно-нравственные силы участников. Иуда проявил себя человеком, исполненным возвышенной и жертвенной любви. С глубоким пониманием и тонкостью чувств он описал будущие страдания престарелого отца в случае, если любимый его сын Вениамин будет оставлен в Египте. Он просил отпустить отрока, предложив вместо него в рабство себя: как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт 44, 34). Иосиф уже не мог сдерживаться и закричал: удалите от меня всех (Быт 45, 1), имея в виду придворных. Когда братья остались одни, он громко зарыдал и открылся им; те смутились и молчали. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нужно, по-моему, удивляться здесь и твердости этого блаженного мужа, тому, что он до сих пор мог притворяться и не обнаруживать себя, а еще более удивляться тому, как братья могли устоять и открыть наконец уста, как не вылетела из них душа, как не поколебался их рассудок, как они не провалились сквозь землю» (Беседы на книгу Бытия. 64. 6).

После слов: Я — Иосиф, жив ли еще отец мой? (Быт 45, 3), — братьев охватило сильное волнение. Радость была тем большей, что она пришла неожиданно. Но велик был и страх их: совершенное против брата преступление не могло забыться. Иосиф понял состояние братьев и поспешил успокоить их: но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни (Быт 45, 5). Дальнейшие слова патриарха Иосифа имеют глубокое богословское содержание. Иосиф открывает братьям пути Божественного Промысла: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45, 7). Святые отцы видят в скорбях праведного Иосифа прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — предызображение духовной победы Спасителя.

Иосиф просит скорее привезти в Египет своего отца. Фараон, узнав о братьях Иосифа, проявляет к ним расположение. Он предоставил колесницы, чтобы братья Иосифа скорее исполнили его желание.

Иаков, узнав, что жив его любимый Иосиф, пожелал увидеть его. Но как праведник, навыкший во всем полагаться на волю Божию, он не мог руководствоваться только естественными желаниями. Он отправляется в Вирсавию, на то место, где патриарх Авраам соорудил жертвенник. Здесь Иаков принес жертву Господу. В ночном видении Бог явился ему и благословил его путешествие в Египет.

Иаков переселился в Египет всем своим родом. По греческому тексту книги Бытия всего с ним прибыло семьдесят пять человек (см.: Быт 46, 27). Это же число названо в речи святого апостола-первомученика Стефана (см.: Деян 7, 14). Бытописатель рассказывает о трогательной встрече Иакова с Иосифом, выехавшим навстречу. Пророк Моисей говорит, что Иосиф пал на шею его, и долго плакал на шее его (Быт 46, 29). О том, что плакал Иаков, не сказано. По-видимому, патриарх пребывал в молитве.

Иаков с сыновьями перед Иосифом. Монастырь Сопочаны, Сербия

Иаков с сыновьями перед Иосифом. Монастырь Сопочаны, Сербия

Иосиф поселил отца и остальных пришельцев в земле Гесем — плодоносной области в восточной дельте Нила. Здесь были хорошие пастбища. Размножаясь, евреи не покидали эти земли. Это было промыслительно. Когда через четыре века пришло время исхода из Египта, легче было выйти из области, которая находилась близко к восточной границе страны. Во время казней египетских земля Гесем не пострадала.

Патриарх Иаков благословил детей Иосифа. Подводя их под благословение, Иосиф поставил у правой руки старшего Манассию, а Ефрема — у левой. Но Иаков, крестообразно сложив руки, правую положил на Ефрема, а на первенца Манассию левую. Увидев это, Иосиф хотел переложить руки, думая, что отец сделал это по слабости зрения. Но патриарх не согласился с желанием Иосифа. Здесь мы вновь видим, как Божественный Промысл изменяет земное, человеческое. Ответ Иакова Иосифу показывает, что патриарх сказал то, что ему открыл Господь. Иаков произнес пророчество, которое исторически исполнилось: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ (Быт 48, 19). Хотя Манассиино колено долго не уступало ни по численности, ни по могуществу, но позже Ефремово колено стало ведущим в средней части обетованной земли. Священные писатели иногда называют Ефремом все десятиколенное Израильское царство.

Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифа, возложил на них руки. В Священном Писании впервые говорится о благословении через возложение рук и подаче таким образом благодатных даров. Это благословение Иакова было в дальнейшем принято ветхозаветной Церковью. Благословение через возложение рук перешло в новозаветную Церковь. Так Спаситель благословил детей: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился (Мф 19, 13). Через возложение рук благословляли также апостолы.

Преставление Иакова. Монастырь Сопочаны, Сербия

Преставление Иакова. Монастырь Сопочаны, Сербия

В день смерти Иаков призвал всех сыновей и произнес пророчество, исторический горизонт которого охватывает всю последующую жизнь его потомков вплоть до явления в мир Мессии. Вот толкование святителя Иоанна Златоуста: «Благословение, данное Иуде таинственно, оно предзнаменовало все, что относится ко Христу. <. > Движимый Духом Святым, в словах, обращенных к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение, словом, всё» (Беседы на книгу Бытия. 67. 2).

Патриарх Иосиф прожил сто десять лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте (Быт 50, 26).

Похожая притча

В эти дни, приближаясь к святой Пятидесятнице, мы читаем в книге Деяний святых апостолов о молитве Церкви: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Мы видим, как священнописатель особенно выделяет здесь Матерь Господа, Которая явно была окружена особенным почитанием уже среди апостолов. Молитва Церкви, по которой сходит Святой Дух — молитва, которую Церковь совершает вместе с Пресвятой Богородицей.

Книга Деяний святых апостолов

Книга Деяний святых апостолов

Но обратим внимание и на помянутых здесь же «братьев Иисуса». Мы знаем их имена: «Иаков, Иосия, Иуда и Симон» (Мк. 6:3).

Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них.

Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить.

Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально.

В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).

То есть Писание, скорее, указывает на братьев Иисуса как на родственников, которые старше Его, а потому явно не могущих быть детьми Марии. Церковный историк Евсевий Кесарийский приводит мнение, что они являются детьми святого Иосифа от первого брака. В самом деле, если Иосиф был благочестивым вдовцом, это хорошо объясняет и то, что после повествования о детстве Господа Иосиф больше не упоминается в Евангелии — вероятно, он был значительно старше Марии и к тому времени уже скончался.

Но нам стоит обратить внимание и на другое — удивительный переворот, который происходит в братьях Господних. Сначала мы видим людей неверующих, даже неприязненных; потом эти же люди оказываются в Церкви среди ее благовестников. В деяниях мы видим их молящимися со всей Церковью, а святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам упоминает их наряду с апостолами (см. 1Кор. 9:5).

Святой Иаков, брат Господень, несколько раз упоминаемый в Писании (Гал. 1:19; Деян. 12:17; 15:4–29; 21:18), является автором одного из новозаветных посланий. Другое послание — святого апостола Иуды — также принадлежит одному из братьев Господа.

Что же могло произвести такую перемену?

Неверующие выдвигают разные теории, чтобы хоть как-то объяснить несокрушимую веру учеников в воскресение Господа. Все скептики так или иначе предполагают, что ученики не могли смириться со страшной смертью своего Лидера, и вот, наконец, каким-то загадочным образом поверили в то, что Он воскрес.

У таких построений много слабых мест. И одно из них — то, что братья Господа не верили в Него до Его смерти и воскресения. А значит, произошло нечто такое, что сделало их из презрительных скептиков пламенными благовестниками. И это могло бы только одно: Господь Иисус, их Сродник, воскрес из мертвых.

Читайте также: