Еврейские притчи о деньгах
Обновлено: 14.11.2024
1. Старая еврейская притча о деньгах и не только.
⠀
«Ребе Зуси надо было вернуть долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а ребе был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной записке написал ещё двадцать шестой.
Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нём не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда ребе Зуся открыл отдельную бумажку.
Там написано: «Бог не нуждается в советах ребе Зуси».
⠀
Нам не всегда видно путь -как именно наше желание сбудется. Да это и не нужно ..
⠀
Просто знайте ..
⠀
Путей решения - миллионы!
⠀
Шансов - миллионы!
⠀
Ограничения только в нашей голове.
2. Притча об исполнении желаний.
На задворках Вселенной находился один магазинчик. Вывески на нем давно уже не было — ее когда-то унесло ураганом, а новую хозяин не стал прибивать, потому что каждый местный житель и так знал, что магазин продает желания.
Ассортимент магазина был огромен, здесь можно было купить практически всё: огромные яхты, квартиры, замужество, пост вице-президента корпорации, деньги, детей, любимую работу, красивую фигуру, победу в конкурсе, большие машины, власть, успех и многое-многое другое. Не продавались только жизнь и смерть — этим занимался головной офис, который находился в другой Галактике.
Каждый пришедший в магазин (а есть ведь и такие желающие, которые ни разу не зашли в магазин, а остались сидеть дома и просто желать) в первую очередь узнавал цену своего желания.
Цены были разные. Например, любимая работа стоила отказа от стабильности и предсказуемости, готовности самостоятельно планировать и структурировать свою жизнь, веры в собственные силы и разрешения себе работать там, где нравится, а не там, где надо.
Власть стоила чуть больше: надо было отказаться от некоторых своих убеждений, уметь всему находить рациональное объяснение, уметь отказывать другим, знать себе цену (и она должна быть достаточно высокой), разрешать себе говорить «Я», заявлять о себе, несмотря на одобрение или неодобрение окружающих.
Некоторые цены казались странными — замужество можно было получить практически даром, а вот счастливая жизнь стоила дорого: персональная ответственность за собственное счастье, умение получать удовольствие от жизни, знание своих желаний, отказ от стремления соответствовать окружающим, умение ценить то, что есть, разрешение себе быть счастливым, осознание собственной ценности и значимости, отказ от бонусов «жертвы», риск потерять некоторых друзей и знакомых.
Не каждый пришедший в магазин был готов сразу купить желание. Некоторые, увидев цену, сразу разворачивались и уходили. Другие долго стояли в задумчивости, пересчитывая наличность и размышляя, где бы достать еще средств. Кто-то начинал жаловаться на слишком высокие цены, просил скидку или интересовался распродажей.
А были и такие, которые доставали все свои сбережения и получали заветное желание, завернутое в красивую шуршащую бумагу. На счастливчиков завистливо смотрели другие покупатели, судача о том, что, хозяин магазина — их знакомый, и желание досталось им просто так, без всякого труда.
Хозяину магазина часто предлагали снизить цены, чтобы увеличить количество покупателей. Но он всегда отказывался, так как от этого страдало бы и качество желаний.
Когда у хозяина спрашивали, не боится ли он разориться, то он качал головой и отвечал, что во все времена будут находиться смельчаки, готовые рисковать и менять свою жизнь, отказываться от привычной и предсказуемой жизни, способные поверить в себя, имеющие силы и средства для того, чтобы оплатить исполнение своих желаний.
А на двери магазина уже добрую сотню лет висело объявление: «Если твое желание не исполняется — оно еще не оплачено». (Ю. Минакова)
Как важно что-то хотеть! И как приятно это получать!
А ведь важно было однажды просто определить свои желания. Поднять в мыслях планку своей жизни. Представить, что мир открыт. И Вселенная благосклонна. Надо только зайти в магазин. Он существует.
Много раз мы видели вокруг и поступали также сами. Если встает выбор купить подороже или подешевле, мы в большинстве случаев выбираем подешевле.
Таким образом мы сами себе снижаем планку, снижаем важность своих потребностей и желаний. И какой итог? Итог один - снижение денежных потоков.
Можно найти множество причин и убедить себя, что не получится. И знаете, каждый из нас будет прав. И тот кто решил, что не получится - у него не получится. И тот кто решил, что он разрешает себе все самое лучшее - у него все получится.
Похожая притча
Один миллионер средней руки решил показать своему сыну, как тяжела и трудна жизнь бедных людей, и для этого повез его в деревню. Они провели несколько дней и ночей в гостях у небогатой крестьянской семьи.
По дороге в город отец спросил сына:
— Тебе понравилось в деревне? Было весело?
— Ты теперь понял, насколько бедными могут быть люди?
— Да, папа. Вот у нас только одна собака, а у них — целых четыре. Наш бассейн занимает только половину участка, а их река такая огромная — плыви себе и плыви, хоть до самого вечера! У нас во дворе искусственные светильники, а для них каждую ночь зажигается целое небо настоящих звезд! Наша веранда упирается в забор, а перед их крыльцом открывается вид на целый горизонт. Мы должны покупать себе еду, а они выращивают себе еду сами. Теперь я знаю, папа, как мы на самом деле бедны…
Отец не ожидал, что его урок будет воспринят таким образом. Так кто же беден, а кто — богат? Всё зависит от того, какими глазами смотреть…
Чем хороша притча? [↑]
Притчу называют искусством слов попадать прямо в сердце. Притча затрагивает не только ум, но и эмоции человека. То, что воспринято на эмоциональном уровне, неизбежно становится частью личности. Информация, переданная в качестве притчи, доходит до всех слушателей, даже до тех, кто пока внутренне не готов к восприятию той или иной концепции в ее прямом и неприкрытом виде.
Бывает, что человеку не хватает мудрости, чтобы воспринять правильно то, что происходит с ним и вокруг него. И тогда приходит на помощь притча, которая может быть смешной, страшной, волнующей — этим она задевает какие-то струны в сердце человека и в конечном итоге помогает ему правильно понимать происходящие вокруг явления.
Притча хороша тем, что она предлагает человеку отвлеченную историю, на первый взгляд, не имеющую к нему никакого отношения. Когда он заинтересовался историей и нашел в ней что-то для себя, он может содержание притчи соединить с собой и не только понять что-то, но и принять это.
Цель притчи — помочь человеку взяться за какую-то идею, а потом показать ему, что у этой идеи есть еще уровни. На одном уровне притча обучает, воспитывает, показывает связь событий, на другом уровне может указать путь работы над собой, а на высочайшем уровне — рассказать о самых сокровенных тайнах мироздания.
Богатство внутри…
Один молодой человек, по примеру многих израильтян, отслуживших в армии, решил поехать на Восток: попутешествовать, на людей посмотреть, отдохнуть… Но денег у него было не так уж много, и он обратился к отцу:
— Папа, я хочу поехать в путешествие, у меня грандиозные планы: Гоа, Тибет, Таиланд, может быть, даже Мьянма, если получится… Не мог бы ты мне с деньгами помочь? Тысяч десять шекелей мне бы не помешали…
— Я готов тебе помочь, — отвечал отец, — но при одном условии: обещай мне, что каждый день за границей ты будешь накладывать тфилин.
Сын дает обещание, получает от отца тфилин и улетает. Через неделю — звонок:
— Пап, так что там с деньгами? Ты еще не перевел мне их на карту?
— А ты тфилин накладываешь?
— Конечно, — отвечает сын, — каждый день.
— Тогда через несколько дней получишь деньги.
Проходит еще две недели:
— Папа, ты же обещал! Как насчет десяти тысяч?
— А ты тфилин накладываешь?
— Конечно, каждый день.
— Тогда через пару дней получишь деньги, — обещает отец.
Так продолжалось три месяца. Сын отчаялся дождаться от отца денег, свои закончились, и он был вынужден вернуться. Первым делом он, конечно, явился к отцу с претензиями:
— Как же так, папа? Раздаешь обещания и не выполняешь их?
— Не выполняю? — смеется отец. — Принеси-ка мне тфилин, которые я тебе дал.
Ничего не понимающий сын приносит мешочек с тфилин, они вместе с отцом его открывают, а там… Правильно: обещанные 10 000 шекелей.
Творец мира говорит каждому из нас: «Дорогой мой сын, я даю тебе заповеди, открой их — вот где все сокровища…»
Творец не просит от нас много: «Открой для меня вход размером с игольное ушко…» — просто открой тфилин, сделай одно доброе дело, возьми на себя одно хорошее обязательство, — «и Я открою вам ворота [такой ширины], что в них смогут въехать повозки и телеги» — ты получишь всё…
Время истекло
Один простой человек спас царскую дочь, и за это царь решил его наградить. Он повелел ему прибыть в определенный день ровно в 9 утра в царские кладовые, и все драгоценности, что он успеет за пять минут собрать, — будут отныне принадлежать ему.
Уже отправив спасителю своей дочери это повеление, царь пожалел о нем. Ведь за пять минут можно опустошить всю казну — если как следует подготовиться: составить план, взять мешков побольше, сосредоточиться на цели…
Царь поделился своими опасениями с советниками, и один из них предложил неплохой план, который было решено осуществить, хотя он и обойдется казне в немалую сумму…
В назначенное время, когда человек явился за своим вознаграждением, перед ним открылись парадные ворота, и слуги почтительно провели его в фойе дворца. Перед ошеломленным гостем стоял симфонический оркестр и большой хор. Прославленный на всю страну певец в сопровождении музыкантов начал исполнять хвалебную оду спасителю царской дочери. Человек заслушался, но через минуту понял, что время идет, сокровища его ждут, и двинулся в сторону кладовой.
Пройдя два зала, он начал улавливать тонкий аромат удивительных яств, и вот к нему приблизился официант с огромным блюдом какого-то неведомого мяса (чей-то шепот возле уха: «Всё кошерно, не волнуйтесь, вот сертификат»). Вилка незаметно оказалась у него в руках, и тающее во рту, идеально приправленное мясо уже заполнило рот… «Стоп! А сокровища? Мне надо в кладовую!»
Бросив вилку и дожевывая на ходу, он побежал дальше, но на пороге следующего зала — новое препятствие: друзья, которых он давно не видел: этого со школы, этого с армии, этого с прошлой работы… Они зовут его, спрашивают, как дела, обнимают…
Потеряв таким образом еще одну минуту, наш охотник за сокровищами возобновил свой путь к кладовой, но, когда он, наконец, подбежал к залу, полному драгоценных камней и золота, путь ему преградили охранники: «Ваше время истекло! На выход, пожалуйста!» Незадачливый герой попытался было поспорить с охранниками, выбить себе еще одну минутку — но тщетно. Плетясь восвояси под удовлетворенный шепот царской свиты, он рвет на себе волосы:
— Что я наделал?! Я мог стать самым богатым человеком в своем городе! Какой я дурак, как я позволил всем этим искушениям ослепить меня?!
Наша жизнь так коротка… Сколько лет нам потребуется, чтобы отличить настоящие сокровища, за которыми мы пришли в этот мир, — от пустых искушений, удовольствие от которых так ничтожно и преходяще?
Похожая притча
Еврейская притча — это аллегорическая история, переданная языком иносказания и призванная объяснить сложные этические, мировоззренческие, философские концепции иудаизма. Притчи есть и в Письменной, и в Устной Торе. К притчам прибегали как мудрецы средневековья, так и наставники нашего поколения.
Оглавление
Похожая притча
Много денежных тайн хранят еврейские мудрости и так как моим подписчикам очень нравятся подобные статьи, я решим написать пару статей про еврейские притчи.
Они помогут вам задуматься и в дальнейшем думать и действовать правильно по отношению к финансам.
Однажды, мужчина пришел к своему знакомому мудрецу с вопросом:
"Вебе, я не понимаю почему так происходит. Приходишь к бедняку, он приветлив и помогает тебе, а приходишь к богачу, он никого не видит. Неужели это только из-за денег?"
Мудрец, не долго думая, ответил:
"Подойди к окну и посмотри в него. Что ты видишь?"
Молодой человек подошёл к окну, посмотрел в него и сказал: "Женщину с ребенком, повозку с людьми и торговые прилавки."
"Это хорошо." Ответил мудрец. "А теперь посмотри в зеркало. Что ты видишь там?"
Гость отошёл от окна и по просьбе мудреца подошёл к зеркалу. Посмотрел в него и сказал: "Ну что же я здесь ещё могу увидеть, только одного себя."
"Так вот. " продолжил старец. "Окно из стекла и зеркало из стекла, но стоит только добавить немного серебра, и ты уже видишь только себя."
Притча "Богатство без ценности"
Скупой мужчина, зарыл своё золото в своём саду. Каждый день он приходил на это место, раскапывал клад и пересчитывал чтобы всё было на месте.
Однажды, это увидел вор и понаблюдав за мужчиной, он догадался, что там что-то спрятано.
Когда наступила ночь, вот пробрался в сад, выкопал сокровища и скрылся с ними.
Когда в очередной раз, скупой раскопал сокровище и ничего не нашёл, его охватило горе и отчаяние. Он кричал от обиды.
Один прохожий, услышал его крики и спросил что случилось.
Скупой закричал: "Моё золото украли."
Прохожий посмотрел на яму и сказал: "Золото было в этой дыре? Зачем ты его туда спрятал? Почему ты не хранил его в доме? Его можно было легко достать, когда тебе нужно было что-то купить."
"Купить?" Спросил скупой. "Да я ведь никогда не тратил это золото. Я его только пересчитывал."
Тогда прохожий взял камень и кинул его в яму, после чего сказал: "Если это так, то зарой этот камень, он будет для тебя также дорог, как потерянное сокровище."
Мораль: Разумные расходы - это хороший знак, если вы делаете это для благой цели, в противном случае, ваши сбережения стоят не больше чем камень.
Деньги должны работать.
Подписывайтесь на канал и поддержите статью лайком. Заранее спасибо за положительные комментарии.
Авторы еврейских притч [↑]
Притчи Танаха [↑]
Первым автором притч был царь Шломо. Раби Ханина говорил: «Был глубокий колодезь с превосходной, студеной водой, которою долгое время никто не пользовался, пока не нашелся человек, который, связав вместе несколько веревок, начал черпать воду из колодца, а за ним и другие стали черпать и пить. Так и Шломо: сказание за сказанием, притча за притчей — он достиг до сокровеннейших источников знания».
Царь Шломо говорит, что в своей книге «Мишлей» он создал «ручки для Торы»: Тора так велика, что обычному человеку трудно «взять» ее, если у нее «нет ручек». Вот этими «ручками» и становятся многочисленные притчи, из которых состоит книга «Мишлей», призванная помочь человеку в его работе над собой.
Есть в Танахе и другие притчи, кроме «Мишлей». Например, притчей о богаче, присвоившем овечку бедняка, пророк Натан хотел объяснить царю Давиду, как выглядит в глазах людей его женитьба на Батшеве (Шмуэль II 12:1-10). Пророк Йешаяу (5:1-6) приводит притчу о винограднике, обманувшем ожидания хозяина так же, как Израиль не оправдывает надежды своего Б-га.
Агада [↑]
В Талмуде притча становится одной из форм Агады — наряду с толкованиями, пословицами и баснями. Задача Агады — вдохновить человека, чтобы он смог подняться до морального уровня, некогда присущего нашему народу. В то время как Галаха жестко предписывает соблюдать определенный образ жизни, Агада менее бескомпромиссна и менее требовательна и даже, в зависимости от контекста, может быть шутливой или поэтичной. Агада побуждает к размышлениям и в основу веры вносит нравственный смысл.
Мудрецы Талмуда высоко ценили притчевую форму изложения мысли, считая ее эффективным средством передачи мировоззренческих и моральных уроков. Именно Агада говорит об основных философских понятиях иудаизма: бессмертии души, приходе Машиаха, награде и наказании в будущей жизни, природе пророчества и других понятиях, которые не формулируются прямо в Письменной Торе. Кроме того, Агада комментирует многие заповеди с точки зрения Иудаизма, а иногда приводит и рациональные основания для них.
Средневековые притчи [↑]
Многие еврейские мудрецы средневековья, такие как рабби Бахье ибн Пакуда, рабби Йеуда а-Леви, рабби Шмуэль Анагид и другие использовали в своих сочинениях притчу как сильный инструмент, при помощи которого они доносили свою мысль до сердец читателей. Один из сборников стихов рабби Шмуэля Анагида так и называется: «Бен Мишлей» («Ученик книги Притч»).
Хасидские притчи [↑]
Еврейская притча обрела новое дыхание благодаря хасидизму. Хасидизм по своей сути постоянно занимается трансформацией великих и трудных для массового восприятия идей в воплощаемое практически мировоззрение. В этих переходах от крайней абстракции к живому человеческому духу, к земной повседневности притча оказалась оптимальным средством для передачи идей от учителей к ученикам.
Жанр хасидской притчи-миниатюры многообразен: порой это отточенный афоризм, иногда — неожиданная фраза в конце рассказа, забавная или даже легкомысленная, на первый взгляд, концовка, а порой — всего несколько слов, разрывающих самое холодное сердце. В любом случае, хасидская притча — это целое учение, изложенное в нескольких фразах.
Хасидская притча может раскрыть человеку тайны его души, помочь ему решить экзистенциальные проблемы, а порой — и стать лейтмотивом всей жизни.
Основатель хасидизма Раби Исраэль бар Элиэзер Бааль Шем Тов (Бешт), утверждавший, что ученость не является обязательным условием для подлинного служения — ведь порой простая молитва, исходящая из чистого сердца, может привести к высочайшей степени двекута (близости к Вс-вышнему), постоянно обращался к простым евреям, используя притчи, пробуждающие их сердца.
В своих трудах часто пользовались притчами рабби Нахман из Брацлава и
Притчи Хафец Хаима [↑]
Великий законоучитель и праведник Хафец Хаим во многих своих трудах приводил притчи. Мы находим их и в «Гедер Олам», и в «Хомат а-Дат», и в «Нидхей Исраэль», и в других его книгах.
Притчи последнего столетия [↑]
И в более позднее, и в наше время наставники поколения использовали и используют притчи в своих беседах и трудах. Известны притчи рава Элияу Лопьяна, рава Шалома Швадрона, рава Шимшона Пинкуса, рава Яакова Наймана и многих других.
Книга Притчей царя Соломона (Мишлей) с толкованиями РаШИ и РаДаКа. В двух томах
₪160.00 / $49.74Книга Притчей царя Соломона (Мишлей) с толкованиями РаШИ и РаДаКа. В двух томах
Перевод Фримы Гурфинкель
- плашками по важности
- списком по разделу
Вождь краснокожих
Журнал «Мир Торы»
— Может это просто рекламная утка, а на самом деле никаких индейцев нет, — в который раз повторяет жена. — Какие в наше время индейцы? Как только она закончили фразу, раздался оглушительный треск тамтамов. В течение считанных секунд джип был окружен вооруженными короткими копьями индейцами.
Золото и серебро [↑]
Тайны потому называются тайнами, что они не могут быть открыты для всех. Те же самые притчи, которые открывают людям глаза и учат их морали, — они же и скрывают то, что людям пока не положено знать, и то, что они не способны постичь. Мудрецы в мидрашах передают тайны мироздания, и делают это в форме притчи. Царь Шломо в книге Мишлей (1:6) называет слова мудрецов «загадками». Загадочная форма заставляет несведущих полагать, что это преувеличение или шутка.
Однако тот, кто вдумается в слова мудрецов, поймёт, что они скрывают огромную глубину, и их простое понимание — всего лишь «притча» и «загадка». В книге Мишлей (25:11) слова мудрецов уподобляются золотым яблокам в серебряной оболочке. Виленский Гаон объясняет это подобие так: «Как золотое яблоко, покрытое серебром, а в серебряной оболочке — светящиеся отверстия. И тот, кто не рассмотрит его внимательно, увидит только серебро, но не золото. Тот же, кто рассмотрит внимательным глазом, увидит, что под серебром — золото».
Но, хотя высказывания мудрецов сформулированы как загадки, их стоит изучать даже человеку, который не сможет понять их глубокого смысла, не узнает «разгадку». Потому что слова мудрецов обладают интересным свойством — даже сами «загадки» могут многому нас научить.
Маараль в книге Беэр а-Гола объясняет, что именно поэтому слова мудрецов уподобляются золотому яблоку в серебряной оболочке: «Их скрытое содержание сравнивается с золотом, а открытое — с серебром. И то, и другое драгоценно. Так и слова мудрецов, в которых есть открытое и скрытое: скрытое драгоценно своей мудростью, а открытое интересно и приятно глазу».
Машаль и нимшаль [↑]
В «Шир а-Ширим Раба» говорится: «Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина». История, которую языком символа, метафоры и аллегории рассказывает притча, называется машаль, а та истина, которую мы познаем из истории, — нимшаль.
Вот, например, притча, которую рассказал рабби Иехезкель Ландау из Праги (Цлах). Группа людей, потерпевших кораблекрушение, оказалась на необитаемом острове. Там у одной женщины родился ребенок. Когда он немного подрос, один человек из этой группы отвел его в сторону и начал учить алфавиту, рисуя буквы на песке.
«Сейчас это занятие может показаться тебе бесполезным», — объяснил он ребенку. «В самом деле, какой прок в этих буквах здесь, на необитаемом острове? Но когда нас спасут, когда мы вернемся домой, в нашу страну, ты увидишь там книги. Целые библиотеки книг. В этих книгах содержится вся мудрость мира. И ты сможешь читать эти книги, потому что выучишь буквы здесь. Сейчас эти буквы кажутся тебе разрозненными каракулями, и сама их польза для тебя сомнительна, но поверь: там, на большой земле, они станут для тебя ключом к мудрости».
На необитаемом острове ребенок может учить эти буквы, лишь опираясь на свою веру. Он не способен ощутить, увидеть их значение. Он просто доверяет своему учителю, верит, что эти буквы в один прекрасный день выведут его к свету знаний. Мы тоже изучаем глубинную мудрость Торы, которая нам пока неясна.
В более широком смысле, нимшаль состоит в том, что наш долг — трудиться, строить и служить с полной верой. Мы не требуем немедленного раскрытия истины, разрешения всех сомнений. Мы любовно растим скрытые в почве семена нашей жизни, зная, что когда-нибудь они пробьются на свет и дадут ростки. Но это будет потом — не сейчас. Когда нас вывезут с необитаемого острова.
Читайте также: