Притчи 2 21 сравнение переводов

Обновлено: 23.12.2024

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1 . Сын мой! если ты при­мешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2 . так что ухо твое сделаешь вниматель­ным к мудрости и накло­нишь сердце твое к раз­мышле­нию;

Притч.2:3 . если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к ра­зу­му;

Притч.2:4 . если будешь искать его, как серебра, и отыски­вать его, как сокровище,

Притч.2:5 . то ура­зу­меешь страх Го­с­по­день и найдешь по­знание о Боге.

Притч.2:6 . Ибо Го­с­по­дь дает мудрость; из уст Его – знание и ра­зу­м;

Притч.2:7 . Он сохраняет для праведных спасе­ние; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8 . Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Сво­их.

Притч.2:9 . Тогда ты ура­зу­меешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11 ), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон ; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς , мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова ( Иов 28 ). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости ( Притч 1.7, 9.10 ) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9,12 ; Иов 32.8 ; Дан 2.21 ; Прем.7:15 ) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22 ; Прем.7:25 ), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: « от лица» , ( ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив , «из уст» , со сл.: милланав , «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22 ; Прем.7дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ).

Притч.2:10 . Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет при­ятно душе твоей,

Притч.2:11 . тогда рас­суди­тель­ность будет оберегать тебя, ра­зу­м будет охранять тебя,

Притч.2:12 . дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13 . от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14 . от тех, которые радуют­ся, делая зло, восхищают­ся злым раз­вратом,

Притч.2:15 . которых пути кривы, и которые блуждают на стезях сво­их;

Притч.2:16 . дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч.2:17 . которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч.2:18 . Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

Притч.2:19 . никто из вошедших к ней не воз­вращает­ся и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф ) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим ). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но – в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею – преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч.2:20 . Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч.2:21 . потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пре­будут на ней

Притч.2:22 . а беззакон­ные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч.2:11 ) и к совести слушателя – идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах ( Пс 36.9 ), – согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану – Палестине, – пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии – Мф 5.5 ). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36.9 ; Иов 18.17 ).

Похожая притча

1 Сын мой, прими всё, что я говорю тебе, помни мои наставления.

2 Слушай мудрость и постарайся её понять.

3 Ищи мудрость и взывай к пониманию.

4 Ищи мудрость, как серебро, ищи, как спрятанный клад.

5 Если будешь делать это, тогда научишься уважению к Господу и воистину узнаешь о Боге.

6 Господь даёт мудрость, знания и разум исходят из Его уст.

7 Он помогает добрым и честным людям.

8 Он охраняет тех, кто справедлив к другим, Он бережёт Своих святых людей.

9 Господь даст тебе Свою мудрость, и ты поймёшь добрые и праведные дела.

10 Мудрость поселится в сердце твоём, и душа твоя будет счастлива знанием.

11 Мудрость и понимание тебя охранят.

12 Мудрость и понимание тебя отведут от неверных путей, по которым идут злые люди. Злы они, и зло всё, что они говорят.

13 Они отказались от доброты и живут во грехе,

14 они счастливы, творя недоброе, и наслаждаются злом.

15 Тем людям нельзя доверять, они лгут, но мудрость твоя и понимание твоё тебя охранят.

16 Чужеземка может быть сладкоречива и будет преследовать тебя ради греха.

17 Женщина эта вышла замуж, когда была молодой, но она оставила мужа. Она не исполнила своих супружеских обетов, данных перед Богом.

18 Если ты по слабости войдёшь в её дом, ты сделаешь первый шаг к разрушению. Если ты будешь следовать за ней, она приведёт тебя к могиле.

19 Она сама, как могила, и если человек приходит к ней, он уже никогда не вернётся назад, и жизнь его уже не будет прежней.

20 Мудрость поможет тебе следовать примеру добрых людей, идти их путём.

21 Люди, живущие праведно, обретут свою землю, творящие добро останутся на ней.

22 Но злые потеряют землю, они будут изгнаны с той земли.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Книга Притчи Соломона, 2 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

В этой главе отец наставляет сына относительно того, что обретение мудрости дается ценой усилий (2:1-6), но что усилия эти — благодатны (стихи 7-10); он говорит, что одно из главных «благодеяний» мудрости в том, что она защищает юношу от людей злых и развратных (стихи 11-22).

1. О СТРЕМЛЕНИИ К МУДРОСТИ И О БЛАГИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЕЕ (2:1-10)

Прит. 2:1-4. Троекратно повторенным если (стихи 1,3,4) автор подчеркивает, что мудрость со всеми благами, которые она сулит, не дается человеку легко. Нужна прежде всего готовность принять заповеди отца (старшего), затем — желание прислушаться к словам мудрости, расположить сердце свое к размышлению; необходимо стремление к знанию. Искать его надо с не меньшим усердием чем серебро и всякое другое сокровище (подразумевается, скрытое в земле; сравните с уподоблением «поиска премудрости» тяжелой работе рудокопов в 28 главе книги Иова).

Прит. 2:5-7. Только тогда последуют благие результаты: человек проникнется страхом Господним и найдет познание о Боге, ибо то и другое неразрывно связано с мудростью. Да, верно, что «страх Господень — начало» ее (1:7), но он же и высшее благо, даруемое мудростью, ибо человек, действительно уверовавший в Бога, «не стоит на месте», но возрастает как в благоговейном отношении к Творцу («страхе» перед Ним), так и в познании Его. Ибо Господь дает мудрость (и возрастание в ней) всем ищущим этого (стих 6 сравните с 3Цар. 3:9,12; Иов. 32:8; Дан. 2:21); из уст Его — знание и разум (подразумеваются откровения Господни). К поиску мудрости, знаний и благочестия человеку надо стремиться и из чисто практических соображений, ибо боящихся Бога Он Сам хранит и наставляет на всех путях их (стих 7).

Бывает, мудрость не идет дальше головы, но если она войдет в сердце «учащегося», то станет его духовной наградой, источником знания, приятного для души его.

2. МУДРОСТЬ ЗАЩИЩАЕТ ОТ НЕДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ (2:11-22)

Прит. 2:11-15. Слово, переведенное на русский язык как рассудительность, в англ. тексте передано как «способность различать» (подразумевается, между добром и злом); соответственное еврейское слово носит именно такой смысловой оттенок. Итак, «рассудительность» как свидетельство мудрости, разума будет оберегать (стих 11) человека, который обладает ею, от соблазна «злых путей», от человека, говорящего ложь (точнее, «говорящего своевольно, наперекор тому, что разумно»). Люди такого рода ходят путями тьмы… радуются, делая зло, и чем более упорствуют во зле, тем большее удовольствие испытывают (так, при более точном прочтении звучит окончание стиха 14). Стихи 12-15 обретают дополнительный смысл при сопоставлении их с предостережением, содержащимся в 1:10-19.

Прит. 2:16-19. Особенно много места уделяет Соломон внушению «сыну» держаться в стороне от развратных женщин, ибо для неопытного юноши они представляют особую опасность. Способность различать между добром и злом («рассудительность»), другими словами, та же мудрость, которая убережет его от злых людей и порочных путей их, говорит Соломон, «спасет» его и от жены другого (еврейское ишшах зарах), от чужой (нокриях), произносящей обольстительные речи (окончание стиха 16).

В сущности оба слова являлись в древнееврейском языке синонимами, но первое могло означать и «чужеземку» (например, оно употреблено по отношению к Руфи в Руф. 2:10); чаще, однако, им называли прелюбодейку, женщину аморальную, которая своим поведением ставила себя вне общества. В этом смысле оно и употреблено здесь, а также в Прит. 5:3,20; 7:5; 22:14; 23:27. Второй термин — нокриях — полностью синонимичен в этом стихе первому термину; по-русски его переводят и как «негодная женщина» или «блудница» (6:24; 23:27); нокриях, помимо этого стиха, встречаем еще в 5:20 и 7:5.

О жене-прелюбодейке говорится, что она оставила руководителя юности своей, т. е. мужа, и забыла завет (закон) Бога своего (в той его части, которая предписывала чистоту брачных отношений). Тяжесть преступления ею закона усугублялась тем, что в представлении древних евреев идеальный брак, основанный на чувствах любви и дружбы между мужчиной и женщиной, являлся прообразом завета Бога с Израилем.

Прит. 2:20-22. Долгое пребывание на земле (Ханаанской) — знак Божьего благословения (Исх. 20:12; Пс. 36:3,9,11,29), которым отмечены будут праведники, заключает Соломон. А потому он призывает сына ходить их стезей, напоминая, что нарушающие закон будут истреблены с земли (сравните Прит. 10:30).

Г. Благословения мудрости (3:1-12)

После повторения призыва к сыну сердцем принять наставления учителя-отца Соломон произносит четыре заповеди (стихи 5-12). Он заповедует сыну

а) надеяться на Бога и не полагаться на свой разум (стихи 5-6),

б) бояться Бога и «не быть мудрым» в собственных глазах (стихи 7-8),

в) почитать Бога не только в духовном плане, но и от материального достатка своего (стихи 9-10)

г) принимать как должное наказание Господне (стихи 11-12).

Обращает на себя внимание, что стихи 1-12 строятся по принципу чередования наставления и награды, которая обещается в случае исполнения его: наставление (стих 1), награда (стих 2), наставление (стих 3), награда (стих 4), наставление (стихи 5-6а), награда (стих 66), наставление (стих 7), награда (стих 8), наставление (стих 9), награда (стих 10), наставление (стих 11), награда (стих 12). Награды включают в себя долголетие и мирную жизнь (стих 2), милость со стороны Бога и людей (стих 4), облегчение жизненных путей (стих 6), здоровье (стих 8), процветание (стих 10) и обретение Божией любви (стих 12).

Похожая притча

1-3. Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4-8. Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9-18. Против немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19-26. Наставления подобного же нравоучительного содержания. 27-31. Мздовоздаяние от Господа праведным и грешным.

Притч.21:1. Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

Притч.21:2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.

Притч.21:3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Образ »потоков (или каналов) вод« (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи — удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения — посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс 1.3; Ис 32.2), — мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. Притч 20.2:8, 28 и др.). Ст. 2 сн. Притч 16.2:25). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. Притч 15.8) обща учительным книгам (см. напр., Пс 49.7 сл.) с пророческими (Мих 6.6-8, Ис 1.11сл. сн. 1Цар 15.22) и составляет предвестие учения Спасителя, что »вящшая закона — суд, милость и вера» — (Мф 23.23).

Притч.21:4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.

Притч.21:5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Притч.21:6. Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

Притч.21:7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

Притч.21:8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой объявляются сплошным грехом (славянский перевод «светило», соответств. греч. λαμπτὴρ, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод. «отличающие»; у архим. Макария лучше, «светильник»), с практической точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. Притч 19.2), но с нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст. 6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7-8).

Притч.21:9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Притч.21:10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Притч.21:11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Притч.21:12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

Притч.21:13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.

Притч.21:14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

Притч.21:15. Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

Притч.21:16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Притч.21:17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Притч.21:18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (Притч 17.1) и вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир 25.18), нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. Притч 19.25:9.9. Далее говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого (ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф 25.41 сл. Мф 18.23-35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14-15, ср. Притч 17.8:19.6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. «в собрании мертвецов», у архим. Макария — точнее: «в обществе Рефаимов», LXX: εν᾿ συναγωγῆ γιγάντων, Vulg.: in coetu gigantum, слав.: «в сонмищи исполинов», ср. Быт 6.4; Притч 2.18:9.18), наконец о вреде роскошной и невоздержной жизни (ст. 17, сн. Притч 23.29 сл.).

Притч.21:19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Притч.21:20. Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Притч.21:21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Притч.21:22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Притч.21:23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Притч.21:24. Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

Притч.21:25. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

Притч.21:26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн. Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, Притч 25.24; ср. Сир 25.21). Ст. 20 сн. ст. 17. Ст. 21 сн. Притч 19.17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости перед силой встречается еще в Еккл 9.16. О хранении языка и дара слова — ст. 23 — говорилось выше: Притч 13:3, 19:6; Мф 12.36. Изображение в ст. 24 дерзкого и кощунника сходно с Авв 2.5. В ст. 25-26 противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и милостивого — с другой (ср. Пс 36.26).

Притч.21:27. Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Притч.21:28. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Притч.21:29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Притч.21:30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

Притч.21:31. Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Читайте также: