Притчи 16 глава толкование

Обновлено: 27.04.2024

1-3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4-9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10-15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16-26. Правда Божия — в отношении к мудрым и к глупым. 27-33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Притч.16:1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

Притч.16:2. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Притч.16:3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9:36.5).

Притч.16:4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Притч.16:5. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]

Притч.16:6. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Притч.16:7. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Притч.16:8. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

Притч.16:9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Притч.16:10. В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.

Притч.16:11. Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.

Притч.16:12. Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.

Притч.16:13. Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч.16:14. Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

Притч.16:15. В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.

Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей (Притч 20.28:21.1, 25.5) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον, Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 ).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1). В ст. 12-13 — в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной — высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14-15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев — вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7).

Притч.16:16. Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

Притч.16:17. Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Притч.16:18. Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

Притч.16:19. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Притч.16:20. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

Притч.16:21. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

Притч.16:22. Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

Притч.16:23. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Притч.16:24. Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Притч.16:25. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Притч.16:26. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14:8.10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе — подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду — в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27. Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Притч.16:28. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

Притч.16:29. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Притч.16:30. прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].

Притч.16:31. Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

Притч.16:32. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч.16:33. В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

В ст. 27-30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12-13). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых — честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» (Притч 16.32).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Похожая притча

16:1 Имя "Иегова" (Господь) появляется девять раз в первых одиннадцати стихах 16-ой главы. Человек может заранее обдумывать свои намерения и планы, но Господь суверенен в Своей власти и берет вверх над всеми словами и замыслами человека ради достижения Его целей. "Человек предполагает, а Бог располагает".

Валаам, например, хотел проклясть народ Израиля, но из его уст исходили слова благословения (Чис. 22:38; 23:710).

Или вспомните Каиафу, речь которого превзошла пределы его собственной мудрости (Ин. 11:49-52). Ирод и Пилат замышляли сделать с Иисусом то, что Бог заранее предопределил задолго до

того дня (Деян. 4:27, 28).

Это также может означать, что хотя люди, принадлежащие Богу, оказавшись под угрозой преследования и суда, могут заранее планировать свои защитные речи, Бог дает им нужные слова в подобающее время (Мф. 10:19).

16:2 Пути человека – это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня" (Пс. 18:13).

16:3 Лучший способ гарантировать исполнение наших стремлений и целей – это передать наши дела Господу. Дж. Ален Блэйр советует:

"Время от времени мы оказываемся охваченными тревогой и депрессией, даже пытаясь исполнять Божью работу. Может ли что-либо быть более далеким от того, чего желает для нас Бог? Бог не может действовать через обеспокоенное сердце. Всякий раз, когда христианин оказывается в таком состоянии, он должен тут же остановиться и задуматься: "Чье это дело?" Если это Божье дело, то никогда не забывайте о том, что бремя этого дела также принадлежит и Ему. Самым главным действующим лицом являетесь не вы, а Христос! Он действует через нас. Что же нам делать, когда обстоятельства складываются не так, как нам бы этого хотелось? Обратитесь к Нему! Любые другие меры в таком случае являются непослушанием". Молитва: "Дай мне глаза, которые во всем видят Господа, и руки, которые могут во всем служить Ему, и сердце, которое может во всем благословлять Его" (Каждодневные заметки Союза Писания).

16:4 Этот стих вовсе не означает, что Бог сотворил определенных людей для погибели и уничтожения. Нигде в Библии вы не найдете указания на доктрину лишения спасения. Люди осуждаются своим собственным сознательным выбором, а не Божьим установлением.

Эта притча говорит о том, что у Бога есть конец, цель или предназначение для всего. Каждый мотив имеет свой результат, каждое действие – свое вознаграждение или наказание. Он установил день бедствия или осуждения для нечестивых, также как Он приготовил небеса для любящих Его. "Все сотворенное Господом имеет свою судьбу; судьба нечестивых – в погибели" (САВ).

16:5 Человеческая гордость омерзительна для Господа. Слова "можно поручиться" указывают на неминуемость наказания для надменных и высокомерных.

16:6 Учение данного стиха необходимо рассматривать в свете всех остальных отрывков Писания, посвященных этой теме. Он не может означать того, что человек спасается благодаря своему милосердию и правдивости; спасение обретается лишь по благодати через веру в Господа. Только когда милосердие и правда являются признаками спасительной веры, – только тогда они могут очистить грех.

Вторая часть стиха понятна и доступна с первого взгляда. Доверившись Господу, человек избегает бедствий и несчастий.

16:7 Как и в случае со многими другими притчами, этот стих является общим правилом, которое, тем не менее, имеет исключения. "Праведная жизнь разоружает противников", или, как сказал Барнс, "добродетель обладает силой очаровывать и обращать на свою сторону даже врагов".

Стэнтон относился к Линкольну с крайним презрением. Он называл его "низким коварным клоуном" и "настоящей гориллой". Он говорил, что совершенно нет нужды ехать для поимки гориллы в Африку, когда одна из них живет так близко, в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн никогда не отвечал оскорблением на оскорбление. Вместо этого, он назначил Стэнтона своим военным министром, будучи уверен в том, что тот был наиболее подходящей кандидатурой на этот пост.

Много лет спустя, когда Линкольн был убит в результате покушения, Стэн-тон, взглянув на его морщинистое лицо, сказал со слезами на глазах: "Вот лежит величайший правитель, которого когда-либо видел мир".

16:8 Лучше иметь скромный доход, заработанный честным путем, чем множество прибытков с неправдою.

16:9 Как мы уже видели в первом стихе этой главы, человек прикладывает огромные усилия, чтобы спланировать свою карьеру, но только Господь определяет, исполнятся ли его планы. Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, чтобы преследовать и уничтожать живущих там христиан, но, в конце концов, стал одним из них! Онисим намеревался навсегда покинуть Филимона, однако Бог вернул его обратно на лучших условиях, чем тот когда-либо мог предположить.

16:10 Поскольку царь является представителем Бога (Рим. 13:1), его указы и решения несут в себе власть и окончательность. Поэтому уста его не должны погрешать на суде.

16:11 Бог содержит свое собственное Бюро Стандартов. Он определяет верные весы и весовые чаши. Когда люди поступают в соответствии с Его стандартами, Он одобряет и благословляет их.

16:12 На самом деле, совершать беззаконие есть мерзость для любого человека, но особенно для царей. Своим положением они представляют Бога перед людьми и поэтому несут более высокую ответственность. Престол утверждается на основании праведных дел и решений.

Необходимо также добавить, что этот стих может означать и то, что мерзость для царей – когда их подчиненные творят дело беззаконное. Законное, праведное правление должно утверждаться праведностью. Там, где правительство и подчиненные перестают следовать нормам морали, начинает процветать анархия.

16:13 Хороший царь не будет одобрять льстецов и лицемеров. Скорее, он предпочтет окружить себя людьми, чьи слова верны, честны и искренни.

16:14 Оскорбленный и разгневанный царь может очень быстро осудить своего обидчика на смерть. Мудрый человек не будет без нужды провоцировать правителя, а постарается умилостивить его.

16:15 Когда царь радуется, счастливое выражение его лица распространяет радость в его окружении. Его благоволение освежает, подобно облакам, которые приносят поздний дождь.

16:16 Земные богатства никогда не сравнятся с мудростью и разумением. Богатство часто исчезает в мгновение ока, но божественная мудрость пребывает в вечности.

16:17 Праведные следуют по пути святости, не отклоняясь на тропы греха. Тот, кто придерживается этого пути, бережет свою жизнь от вреда и несчастий.

16:18 Высокое дерево притягивает разряды молний. Так и Бог опускает вниз тех, кто слишком возвышает себя. Высокомерные люди обычно оказываются в каких-либо унизительных обстоятельствах, направленных на то, чтобы преуменьшить их самомнение. Для того чтобы лопнул большой воздушный шарик, нужен всего лишь маленький укол иголкой.

Именно гордость стала причиной падения Люцифера – Марлоу описывает это следующим образом: ".. .высокомерная гордость и надменность, за которые Бог сбросил его с лица небес".

16:19 Лучше быть смиренным духом самому и вести дружбу с кроткими, нежели разделять мнимые превосходства гордых.

Желаешь быть главой – в смирении служи;
Возвыситься желаешь – вниз опустись;
Но как бы низко не спустился ты,
Тот, Кто превыше всех, и того ниже был.
Автор неизвестен

16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Таким образом эта притча гласит: "Читайте Слово, прислушивайтесь к нему, применяйте его в своей жизни, и доверяйте Тому, Кто его написал".

16:21 Человек, который воистину мудр, обретет признание за свое знание и благоразумие. Помимо того, благодаря его приятным манерам общения, окружающие будут более склонны прислушиваться к нему и учиться от него. "Сладость речи усиливает убедительность" (НАСБ).

16:22 Разум становится источником жизни и свежести для обладающего им, тогда как глупость подобна ударам розги для глупцов – они сами наказываются ею. "Глупость есть наказание для глупцов" (перевод Беркели).

16:23 Речь мудрого человека является индикатором того, что содержится в его сердце. Своими словами он проявляет свой разум. Его утверждения звучат убедительно, он говорит с властью.

16:24 Добрые, приятные слова обладают теми же качествами, что и сотовый мед: они приятны на вкус и целебны для костей. Как говорит об этом Киднер, "Сказать что-то приятное, когда это в наших силах, – это та малая польза, которую мы можем оказать человеку, его уму, а значит и телу".

Вотчман Ни рассказывал о женщине, чей муж никогда не хвалил ее, что бы она ни делала. Как следствие, она постоянно беспокоилась о том, что оказалась неудачной женой и матерью. Возможно, именно это стало причиной развития туберкулеза в ее легких. Когда она умирала, муж сказал ей: "Я даже представить себе не могу, как мы сможем жить без тебя. Ты столько всего делала, и делала это хорошо". "Почему же ты не говорил мне этого раньше? – спросила она. – Я постоянно винила себя, потому что ты ни разу не похвалил меня".

16:25 Этот стих повторяет Притчи 14:12, чтобы уделить этому особое внимание. Кажется логичным и разумным то, что человек может попасть на небеса благодаря правильной, хорошей жизни и хорошим делам. Однако истина заключается в том, что единственные люди, которые когда-либо попадут на небеса, – это грешники, спасенные по благодати.

16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Он знает, что если не будет работать, то не получит зарплаты, а без денег не сможет купить себе еду. Поэтому если когда-то у него и появляется желание перестать работать, его голод понуждает его продолжать.

Тот же принцип действует и в духовной сфере. Осознание нашей глубокой духовной нужды заставляет нас обращаться к Слову и молитве.

16:27 Стихи 27-30 представляют собой несколько портретов порочности и греха. Сначала мы видим человека лукавого, который замышляет зло, и чья речь подобна палящему огню, обжигающему и ранящему всех вокруг.

16:28 Коварный человек – это тот, кто извращает истину. Говоря ложь, искажая истину или скрывая какие-то факты, он распространяет раздоры. Сплетник разлучает близких друзей.

16:29 Неблагонамеренный человек пытается сбить ближнего своего с пути, призывая его стать соучастником в преступлении (см. Рим. 1:32).

16:30 Выражения лица могут иметь недобрые значения. Подмигивание глазом может указывать на согласие с придуманным коварным планом. Сжатые губы могут выражать решимость довести этот план до конца.

16:31 Седина свидетельствует о долгой жизни. Она – венец славы, или красоты, потому что здесь о ней говорится как о награде за праведную жизнь. Таким образом, этот стих является противопоставлением словам Псалма 54:24: ".кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих".

16:32 Человек, который умеет контролировать свой темперамент, является героем в большей степени, нежели одерживающий победы в военных действиях. Победа над собой дается труднее, чем захват города. Если не верите, проверьте на себе!

"Петр Первый, будучи одним из величайших царей России, тем не менее потерпел в этом поражение. В порыве гнева он ударил своего садовника, и через несколько дней садовник умер. "Увы, – сказал опечаленный Петр, – я покорял целые народы, но не смог преодолеть самого себя"".

16:33 Во времена Ветхого Завета и даже до Дня Пятидесятницы бросание жребия было распространенным и допустимым законом способом определения Божьей воли. Сам процесс казался управляемым волей случая, однако Господь брал верх над случайностью, дабы явить Свое водительство.

В наши дни полное Слово Бога открывает перед нами общее представление о Божьей воле. Когда мы нуждаемся в более конкретных указаниях в вопросах, не оговоренных в Слове, мы познаем Его волю через обращение к Нему и ожидание ответа в молитве. Тогда мы узнаем, что всякое решение – от Господа.

Похожая притча

1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Притч.16:1 . Человеку принадлежат пред­положе­ния сердца, но от Го­с­по­да ответ языка.

Притч.16:2 . Все пути человека чисты в его глазах, но Го­с­по­дь взвешивает души.

Притч.16:3 . Предай Го­с­по­ду дела твои, и пред­приятия твои совершат­ся.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).

Притч.16:4 . Все сделал Го­с­по­дь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Притч.16:5 . Мерзость пред Го­с­по­дом всякий надмен­ный сердцем; можно по­ручиться, что он не останет­ся не­на­ка­за­н­ным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели при­носить жертвы. Ищущий Го­с­по­да найдет знание с правдою; истин­но ищущие Его найдут мир.]

Притч.16:6 . Мило­сердием и правдою очищает­ся грех, и страх Го­с­по­день отводит от зла.

Притч.16:7 . Когда Го­с­по­ду угодны пути человека, Он и врагов его при­миряет с ним.

Притч.16:8 . Лучше немногое с правдою, нежели множе­с­т­во при­бытков с неправдою.

Притч.16:9 . Сердце человека обдумывает свой путь, но Го­с­по­дь управляет ше­с­т­вием его.

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Притч.16:10 . В устах царя – слово вдохновен­ное; уста его не должны по­грешать на суде.

Притч.16:11 . Верные весы и весовые чаши – от Го­с­по­да; от Него же все гири в суме.

Притч.16:12 . Мерзость для царей – дело беззакон­ное, по­тому что правдою утверждает­ся пре­стол.

Притч.16:13 . Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Притч.16:14 . Царский гнев – вест­ник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

Притч.16:15 . В светлом взоре царя – жизнь, и благо­воле­ние его – как облако с по­здним дождем.

Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей ( Притч 20.28, 21.1, 25.5 ) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον , Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 7 ).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).

Притч.16:16 . Приобрете­ние мудрости гораз­до лучше золота, и при­обрете­ние ра­зу­ма пред­почти­тель­нее отборного серебра.

Притч.16:17 . Путь праведных – укло­не­ние от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Притч.16:18 . Погибели пред­ше­с­т­ву­ет гордость, и паде­нию – надмен­ность.

Притч.16:19 . Лучше смиряться духом с кроткими, нежели раз­делять добычу с гордыми.

Притч.16:20 . Кто ведет дело ра­зу­мно, тот найдет бла­го­, и кто надеет­ся на Го­с­по­да, тот блажен.

Притч.16:21 . Мудрый сердцем про­зовет­ся бла­го­ра­зу­мным, и сладкая речь при­бавит к уче­нию.

Притч.16:22 . Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.

Притч.16:23 . Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Притч.16:24 . Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Притч.16:25 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Притч.16:26 . Трудящийся трудит­ся для себя, по­тому что по­нуждает его к тому рот его.

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

Притч.16:27 . Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Притч.16:28 . Человек коварный сеет раз­дор, и наушник раз­лучает друзей.

Притч.16:29 . Человек небла­го­намерен­ный раз­вращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Притч.16:30 . прищуривает глаза свои, чтобы при­думать ковар­с­т­во­; закусывая себе губы, совершает злодей­с­т­во­; [он – печь злобы].

Притч.16:31 . Венец славы – седина, которая находит­ся на пути правды.

Притч.16:32 . Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Притч.16:33 . В по­лу бросает­ся жребий, но все реше­ние его – от Го­с­по­да.

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.

Похожая притча

16:1 Имя "Иегова" (Господь) появляется девять раз в первых одиннадцати стихах 16-ой главы. Человек может заранее обдумывать свои намерения и планы, но Господь суверенен в Своей власти и берет вверх над всеми словами и замыслами человека ради достижения Его целей. "Человек предполагает, а Бог располагает".

Валаам, например, хотел проклясть народ Израиля, но из его уст исходили слова благословения (Чис. 22:38; 23:7-10).

Или вспомните Каиафу, речь которого превзошла пределы его собственной мудрости (Ин. 11:49-52). Ирод и Пилат замышляли сделать с Иисусом то, что Бог заранее предопределил задолго до

того дня (Деян. 4:27, 28).

Это также может означать, что хотя люди, принадлежащие Богу, оказавшись под угрозой преследования и суда, могут заранее планировать свои защитные речи, Бог дает им нужные слова в подобающее время (Мф. 10:19).

16:2 Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня" (Пс. 18:13).

16:3 Лучший способ гарантировать исполнение наших стремлений и целей — это передать наши дела Господу. Дж. Ален Блэйр советует:

"Время от времени мы оказываемся охваченными тревогой и депрессией, даже пытаясь исполнять Божью работу. Может ли что-либо быть более далеким от того, чего желает для нас Бог? Бог не может действовать через обеспокоенное сердце. Всякий раз, когда христианин оказывается в таком состоянии, он должен тут же остановиться и задуматься: "Чье это дело?" Если это Божье дело, то никогда не забывайте о том, что бремя этого дела также принадлежит и Ему. Самым главным действующим лицом являетесь не вы, а Христос! Он действует через нас. Что же нам делать, когда обстоятельства складываются не так, как нам бы этого хотелось? Обратитесь к Нему! Любые другие меры в таком случае являются непослушанием". Молитва: "Дай мне глаза, которые во всем видят Господа, и руки, которые могут во всем служить Ему, и сердце, которое может во всем благословлять Его" (Каждодневные заметки Союза Писания).

16:4 Этот стих вовсе не означает, что Бог сотворил определенных людей для погибели и уничтожения. Нигде в Библии вы не найдете указания на доктрину лишения спасения. Люди осуждаются своим собственным сознательным выбором, а не Божьим установлением.

Эта притча говорит о том, что у Бога есть конец, цель или предназначение для всего. Каждый мотив имеет свой результат, каждое действие — свое вознаграждение или наказание. Он установил день бедствия или осуждения для нечестивых, также как Он приготовил небеса для любящих Его. "Все сотворенное Господом имеет свою судьбу; судьба нечестивых — в погибели" (САВ).

16:5 Человеческая гордость омерзительна для Господа. Слова "можно поручиться" указывают на неминуемость наказания для надменных и высокомерных.

16:6 Учение данного стиха необходимо рассматривать в свете всех остальных отрывков Писания, посвященных этой теме. Он не может означать того, что человек спасается благодаря своему милосердию и правдивости; спасение обретается лишь по благодати через веру в Господа. Только когда милосердие и правда являются признаками спасительной веры, — только тогда они могут очистить грех.

Вторая часть стиха понятна и доступна с первого взгляда. Доверившись Господу, человек избегает бедствий и несчастий.

16:7 Как и в случае со многими другими притчами, этот стих является общим правилом, которое, тем не менее, имеет исключения. "Праведная жизнь разоружает противников", или, как сказал Барнс, "добродетель обладает силой очаровывать и обращать на свою сторону даже врагов".

Стэнтон относился к Линкольну с крайним презрением. Он называл его "низким коварным клоуном" и "настоящей гориллой". Он говорил, что совершенно нет нужды ехать для поимки гориллы в Африку, когда одна из них живет так близко, в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн никогда не отвечал оскорблением на оскорбление. Вместо этого, он назначил Стэнтона своим военным министром, будучи уверен в том, что тот был наиболее подходящей кандидатурой на этот пост.

Много лет спустя, когда Линкольн был убит в результате покушения, Стэнтон, взглянув на его морщинистое лицо, сказал со слезами на глазах: "Вот лежит величайший правитель, которого когда-либо видел мир".

16:8 Лучше иметь скромный доход, заработанный честным путем, чем множество прибытков с неправдою.

16:9 Как мы уже видели в первом стихе этой главы, человек прикладывает огромные усилия, чтобы спланировать свою карьеру, но только Господь определяет, исполнятся ли его планы. Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, чтобы преследовать и уничтожать живущих там христиан, но, в конце концов, стал одним из них! Онисим намеревался навсегда покинуть Филимона, однако Бог вернул его обратно на лучших условиях, чем тот когда-либо мог предположить.

16:10 Поскольку царь является представителем Бога (Рим. 13:1), его указы и решения несут в себе власть и окончательность. Поэтому уста его не должны погрешать на суде.

16:11 Бог содержит свое собственное Бюро Стандартов. Он определяет верные весы и весовые чаши. Когда люди поступают в соответствии с Его стандартами, Он одобряет и благословляет их.

16:12 На самом деле, совершать беззаконие есть мерзость для любого человека, но особенно для царей. Своим положением они представляют Бога перед людьми и поэтому несут более высокую ответственность. Престол утверждается на основании праведных дел и решений.

Необходимо также добавить, что этот стих может означать и то, что мерзость для царей — когда их подчиненные творят дело беззаконное. Законное, праведное правление должно утверждаться праведностью. Там, где правительство и подчиненные перестают следовать нормам морали, начинает процветать анархия.

16:13 Хороший царь не будет одобрять льстецов и лицемеров. Скорее, он предпочтет окружить себя людьми, чьи слова верны, честны и искренни.

16:14 Оскорбленный и разгневанный царь может очень быстро осудить своего обидчика на смерть. Мудрый человек не будет без нужды провоцировать правителя, а постарается умилостивить его.

16:15 Когда царь радуется, счастливое выражение его лица распространяет радость в его окружении. Его благоволение освежает, подобно облакам, которые приносят поздний дождь.

16:16 Земные богатства никогда не сравнятся с мудростью и разумением. Богатство часто исчезает в мгновение ока, но божественная мудрость пребывает в вечности.

16:17 Праведные следуют по пути святости, не отклоняясь на тропы греха. Тот, кто придерживается этого пути, бережет свою жизнь от вреда и несчастий.

16:18 Высокое дерево притягивает разряды молний. Так и Бог опускает вниз тех, кто слишком возвышает себя. Высокомерные люди обычно оказываются в каких-либо унизительных обстоятельствах, направленных на то, чтобы преуменьшить их самомнение. Для того чтобы лопнул большой воздушный шарик, нужен всего лишь маленький укол иголкой.

Именно гордость стала причиной падения Люцифера — Марлоу описывает это следующим образом: ".. .высокомерная гордость и надменность, за которые Бог сбросил его с лица небес".

16:19 Лучше быть смиренным духом самому и вести дружбу с кроткими, нежели разделять мнимые превосходства гордых.

Желаешь быть главой — в смирении служи;
Возвыситься желаешь — вниз опустись;
Но как бы низко не спустился ты,
Тот, Кто превыше всех, и того ниже был.
Автор неизвестен

16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Таким образом эта притча гласит: "Читайте Слово, прислушивайтесь к нему, применяйте его в своей жизни, и доверяйте Тому, Кто его написал".

16:21 Человек, который воистину мудр, обретет признание за свое знание и благоразумие. Помимо того, благодаря его приятным манерам общения, окружающие будут более склонны прислушиваться к нему и учиться от него. "Сладость речи усиливает убедительность" (НАСБ).

16:22 Разум становится источником жизни и свежести для обладающего им, тогда как глупость подобна ударам розги для глупцов — они сами наказываются ею. "Глупость есть наказание для глупцов" (перевод Беркели).

16:23 Речь мудрого человека является индикатором того, что содержится в его сердце. Своими словами он проявляет свой разум. Его утверждения звучат убедительно, он говорит с властью.

16:24 Добрые, приятные слова обладают теми же качествами, что и сотовый мед: они приятны на вкус и целебны для костей. Как говорит об этом Киднер, "Сказать что-то приятное, когда это в наших силах, — это та малая польза, которую мы можем оказать человеку, его уму, а значит и телу".

Вотчман Ни рассказывал о женщине, чей муж никогда не хвалил ее, что бы она ни делала. Как следствие, она постоянно беспокоилась о том, что оказалась неудачной женой и матерью. Возможно, именно это стало причиной развития туберкулеза в ее легких. Когда она умирала, муж сказал ей: "Я даже представить себе не могу, как мы сможем жить без тебя. Ты столько всего делала, и делала это хорошо". "Почему же ты не говорил мне этого раньше? — спросила она. — Я постоянно винила себя, потому что ты ни разу не похвалил меня".

16:25 Этот стих повторяет Притчи 14:12, чтобы уделить этому особое внимание. Кажется логичным и разумным то, что человек может попасть на небеса благодаря правильной, хорошей жизни и хорошим делам. Однако истина заключается в том, что единственные люди, которые когда-либо попадут на небеса, — это грешники, спасенные по благодати.

16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Он знает, что если не будет работать, то не получит зарплаты, а без денег не сможет купить себе еду. Поэтому если когда-то у него и появляется желание перестать работать, его голод понуждает его продолжать.

Тот же принцип действует и в духовной сфере. Осознание нашей глубокой духовной нужды заставляет нас обращаться к Слову и молитве.

16:27 Стихи 27-30 представляют собой несколько портретов порочности и греха. Сначала мы видим человека лукавого, который замышляет зло, и чья речь подобна палящему огню, обжигающему и ранящему всех вокруг.

16:28 Коварный человек — это тот, кто извращает истину. Говоря ложь, искажая истину или скрывая какие-то факты, он распространяет раздоры. Сплетник разлучает близких друзей.

16:29 Неблагонамеренный человек пытается сбить ближнего своего с пути, призывая его стать соучастником в преступлении (см. Рим. 1:32).

16:30 Выражения лица могут иметь недобрые значения. Подмигивание глазом может указывать на согласие с придуманным коварным планом. Сжатые губы могут выражать решимость довести этот план до конца.

16:31 Седина свидетельствует о долгой жизни. Она — венец славы, или красоты, потому что здесь о ней говорится как о награде за праведную жизнь. Таким образом, этот стих является противопоставлением словам Псалма 54:24: "кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих".

16:32 Человек, который умеет контролировать свой темперамент, является героем в большей степени, нежели одерживающий победы в военных действиях. Победа над собой дается труднее, чем захват города. Если не верите, проверьте на себе!

"Петр Первый, будучи одним из величайших царей России, тем не менее потерпел в этом поражение. В порыве гнева он ударил своего садовника, и через несколько дней садовник умер. "Увы, — сказал опечаленный Петр, — я покорял целые народы, но не смог преодолеть самого себя"".

16:33 Во времена Ветхого Завета и даже до Дня Пятидесятницы бросание жребия было распространенным и допустимым законом способом определения Божьей воли. Сам процесс казался управляемым волей случая, однако Господь брал верх над случайностью, дабы явить Свое водительство.

В наши дни полное Слово Бога открывает перед нами общее представление о Божьей воле. Когда мы нуждаемся в более конкретных указаниях в вопросах, не оговоренных в Слове, мы познаем Его волю через обращение к Нему и ожидание ответа в молитве. Тогда мы узнаем, что всякое решение — от Господа.

Читайте также: