Притча вопросы о величайшем
Обновлено: 14.11.2024
Притчи о жизни помогают переосмыслить свое поведение и происходящее вокруг. Для того чтобы по-другому посмотреть на мир, советуем вам прочесть эти истории.
Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.
Низкие и достойные
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Измени голос
Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.
О родителях
Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.
Кормушка
Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.
Орёл и орлёнок
Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.
Подвесной мост
На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.
Житейские притчи
Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.
Летучая мышь
Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась, и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.
О любви с моралью
Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов: «Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?»
Притчи затрагивают и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.
Всё или ничего
Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»
Разум и сердце
Один человек утверждал, что разум на улице любви – слеп, и что главное в любви – сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течением, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.
Чинить, не выбрасывать
Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.
С уважением, Раиса Мишарина, ученица Школы Гивина
Ставьте 👍 лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал !
Похожая притча
Одному святителю задали три вопроса:
—Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?
Он так на них ответил:
—Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.
Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.
Слушать на мобильномСмотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Похожая притча
Одному святителю задали три вопроса:
—Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?
Он так на них ответил:
—Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.
Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.
Мы в соцсетяхСлушать на мобильном
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Похожая притча
—Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?
Он так на них ответил:
—Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.
Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.
Православие
Алкоголь - форма самоубийства? Отвечает священник
- Батюшка, подскажите, если человек был крещён, верил в Бога, но в какой-то момент увлёкся алкоголем и в итоге умер от этого, считается ли что он самоубийца?
- По этому вопросу был конкретный прецедент, он описан, это у нас в России было. Один из святых архиереев, по-моему, Тихон Задонский, но могу ошибаться, так вот он возглавлял епархию, где очень много людей пили и соответственно много от этой пагубы погибали. И он как архиерей запретил священникам таких людей отпевать. И вот по этому вопросу было заседание синода и ему прислали бумагу, где написали, что он превысил свои полномочия, он не имеет права так делать и ему запретили. И он конечно снял свой запрет на отпевание.
Это конечно страшный грех, это очень плохо, но если человек был крещённый, мы его отпеваем. Суд в руке Божией, а мы только молимся. Вот вам другой пример: в начале 20 века многие люди прямо отрекались от Христа, словом и делом (были даже священники такие), потом такие люди умирали, вот за них нужно молиться? Они тоже крещённые. Конечно молимся, благодать крещения не смывается. Мы все дети нашего небесного Отца, хороший дети или плохие, верные или предающие, но всё равно дети. Он от нас не отрекается. Мы можем, а Бог никогда.
Православие
Почему Бог забирает у человека разум? Объясняют священники
По какой причине и в каких случаях Господь отнимает у человек разум, рассказали священнослужители Димитрий Смирнов, Владимир Новицкий и богослов Алексей Осипов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
За что Господь лишает ума? За гнев и раздражение. Поэтому остерегайтесь гневаться и раздражаться. В Писании есть слова о том, что кто начинает Богу противодействовать, может закончить именно так.
На протяжении двухтысячелетней истории церкви заметили, что безумием может страдать человек, который в той или иной степени практикует гомосексуализм. Или люди, которые пытаются проникнуть в потусторонний мир: экстрасенсы, колдуны, ясновидящие. А также те, кто посещает их. Очень часто такое общение заканчивается лечением в психиатрической лечебнице из-за расстройства психики.
Очень вредно для души секты неопятидесятников, иеговистов, саентологов, кришнаитов, мормонов, секта сознания Кришны. Очень вредна секта, маскирующаяся под православие, которая раньше называлась «Богородичный центр».
Господь лишил человека возможности разумно жить, а также молиться и каяться. Такой человек живёт для назидания другим. И как объект, благодаря которому окружающие терпят определённые испытания. Они вынуждены заниматься им, заботиться о нём, лечить его, а порой и защищаться от него.
Зачем такой человек живёт? Чтобы его ближние проявили терпение. Умалишённый человек — это стихийное бедствие для его близких .
Что такое разум и что такое безумие, с точки зрения Библии? Разум — это жизнь разумная, жизнь духовная. Потому что разум — это проявление деятельности нашей души. Если человек живет душой и духом, и по разуму, то он не может не жить с Богом. Потому что душа по природе — христианка. И душа всегда обращается к своему родителю — Господу Богу.
И, соответственно, неразумие, то есть безумие, с точки зрения Библии, это неверие. Неверующий человек безумствует, ум его не работает, и, соответственно, человек теряет связь с Богом. И если он не хочет эту связь восстановить, он живёт уже в совершенно другом мире, который он сам придумывает для себя — неестественном, искажённом, извращённом.
Человек, живущий без Бога, теряет смысл и направление жизни, как слепой, который не знает, куда ему идти, если у него нет провожатого. Он страдает, и страдания его усиливаются по мере усиления его безумия. И это, конечно, величайшее Божье наказание. Если человек упорствует в своих грехах, упорствует в своей нераскаянности, то Господь оставляет его в этом упорстве.
Это мы говорили о библейском понимании безумия. Есть еще медицинское понимание безумия, как душевного заболевания. Это болезнь, прежде всего. Душа может болеть, страдать, но при этом оставаться верующей, при этом обращаясь к Богу и имея терпение ради Христа.
И если болезнь — это крест, который Господь даёт для спасения, то безумие, о котором мы говорили с точки зрения Библии, это как некое наказание, когда Господь оставляет человека упорного в своих беззакониях.
Алексей Осипов, богослов
В человеческой жизни нет случайностей, есть только закономерности. Как говорил святой Исаак Сирин, Бог ничего не делает ради наказания, но смотрит на ту пользу, которую принесут его деяния.
Такие болезни, как деменция, и другие психические заболевания — это есть самый легкий путь к спасению человека. Человек, находящийся в подобном состоянии, не несёт никакой ответственности за свои слова и поступки.
А что же делать нам, окружающим? Если случайностей нет, и это есть в нашей жизни, значит это произошло по какой-то важной причине, которая необходима для нас.
«В терпении вашем стяжите души ваши».
Стяжайте — значит приобретайте.
В очень трудных жизненных ситуациях важно сравнивать свою жизнь с возможными худшими вариантами. Посмотрите, как бывает у других, и вы убедитесь, что ваша ситуация намного лучше. И её можно потерпеть.
И, конечно, сложные обстоятельства показывают, готовы ли мы понести тот крест, который для нас совершенно необходим.
Помоги вам Бог перенести это!
Православие
Особой дышит дивной силой молитва «Господи, Помилуй».
Протоиерей Андрей Ткачев
– Неужели Богу приятны и угодны одни и те же славословия? «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Можно же по-разному говорить?
– Слушайте! Если бы вы знали богатство Литургическое Церковное! Сколько там всякого. Каждый раз, когда я совершаю венчание и читаю по необходимости Чин Обручения, Чин Венчания, то я много раз замечал это и людям говорил.
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников
Вот, если вам, например, дать на раздумье два дня и попросить, чтобы вы написали в формате А4 все благословения, которые можно перечислить для людей женящихся и выходящих замуж. Перед вами супружеская пара, и вы должны их благословить – придумать для них благословение. А для сравнения мы возьмем церковный чин. Чин церковных молитв. И посмотрим на то, что вы написали «в свободном полете» и то, чем Церковь венчает людей уже две тысячи лет. Я вас уверяю, что ваш свободный полет будет таким убожеством (к гадалке не ходите – сто процентов), и вам будем стыдно за то, что у вас наскреблось в голове три благословения.
«Чтоб вы были счастливы. Аминь».
«Чтоб вы были здоровы. Аминь».
«До свидания… Аминь».
А там. Просто утонуть можно в этой роскоши. Церковный чин молитвенный венчания настолько красив, что вам для того, чтобы писать такие вопросы, надо просто его не знать.
В этом я вас не упрекаю. Потому что – многие, действительно, ничего не знают.
Наша жизнь заключается в том, чтобы узнать, сравнить, подумать, а потом уже вынести свое суждение. Кстати, слова «Господи, помилуй!» тоже не такие простые.
«Кирие элейсон!» В одном слове греческом «помилуй» – заключается много смысла.
Это значит пожалей, пощади, защити, исцели. Помажь. « Элейсон» – это помажь маслом в буквальном смысле. Умасти. Там много всего.
В «Господи, помилуй!» помещается вся жизнь человека. Это можно везде сказать. Видите, например, счастливую маму со здоровым румянощеким ребеночком. Можно сказать: «Господи, помилуй!» А потом увидишь, например, старика, который еле идет, опираясь на палки. Скажешь – «Господи, помилуй». И это уже будет другое «Господи, помилуй». А увидишь, например, как молния шандарахнула, и небо порвалось. И страшно стало, как маленькому кролику. Скажешь: «Господи, помилуй. Начинается что ли? Все уже? Апокалипсис?» А придешь, например, «скупнуться» куда-нибудь. На речку, когда уже навигация начнется. Подойдешь к водичке. Пальчиками ее тронешь. «Господи, помилуй. Холодно еще пока купаться». Всю жизнь туда можно запихнуть. И даже уши торчать не будут из нее. А вы говорите. Лев Толстой сказал, что слово да и слово нет можно произнести с пятьюдесятью разными интонациями и смысловыми нагрузками. Так вот молитву «Господи, помилуй!» можно произнести со ста пятьюдесятью смысловыми интонациями.
Хотите, развеселю вас?
Преподобный Амвросий Оптинский рассказывает одну потешную историю. У одного человека, купца (богатого и набожного) был скворец в клетке. А купец имел обычай молиться Богу с Именем Иисусовым. Читал молитву Ииусову. «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» И скворец, который слушал его, привык эти слова повторять. Дурная птица, она повторяет звуки, не понимая смысла. Вот, скворец сидит в клетке. и постоянно твердит: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» И вот однажды купец забыл клетку закрыть. Скворец выскочил: из клетки – в квартиру, из квартиры – на форточку, с форточки – на улицу. И полетел. В большой мир вылетел. И вдруг – ястреб. Заметил эту птичку. «Разкогтился» и летит на него, чтобы задрать. А скворец с перепугу, сдуру, говорит: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» Ястреба – как из брансбойта сдуло. Улетел!
Амвросий говорит: «Слышите, люди Божии. И глупую птицу Бог спасает. Она не понимает, что говорит. Но, когда говорит – то происходит то, что есть».
А закончить лучше всего стихами одного священника. В них – все. Послушайте.
Из всех молитв какие знаю/ пою в душе и вслух читаю/ особой дышит дивной силой/ молитва «Господи, Помилуй»/. Одно прошенье в ней – не много/. Прошу лишь милости у Бога/. Чтоб спас меня Своею силой/ – молюсь я – «Господи, помилуй»/. Уж близок я к последней грани/, но все ж с горячими слезами/, хотя с увядшей тела силой/ молюсь я «Господи, помилуй»/. Душа, окончив жизнь земную/, молитву эту, не иную/. Тверди и там ты, за могилой/. С надеждой. «Господи, помилуй!»
Читайте также: