Притча соломона о вине

Обновлено: 14.11.2024

Ветхий Завет

1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: 2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, 5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; 7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.

19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.

23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:

29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Похожая притча

1) Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:

2) что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

3) Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

4) Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру,

5) чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

6) Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

7) пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

8) Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9) Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

10) Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

11) уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

12) она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13) Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14) Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

15) Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

16) Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

17) Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18) Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

19) Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

20) Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

21) Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22) Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

23) Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

24) Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

25) Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

26) Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

27) Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

28) Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее:

29) "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".

30) Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Похожая притча

Да, действительно, приведенный Вами текст, можно воспринять, как разрешение от Бога употреблять алкоголь. Однако, есть множество стихов Библии об алкогольном вине, которые показывают сугубо негативное отношение Господа к употреблению спиртных напитков. Как я уже не раз писал, в ответах на вопросы по Библии и в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения”, Библия не может себе противоречить. То есть Бог не может через разных Своих вестников нести противоположное учение.

Если внимательно посмотреть на данный текст, то станет понятно, что его нельзя понимать прямо, то есть буквально. Подумайте, разве человек когда “выпьет забывает бедность свою и не вспоминает больше о своем страдании”? Конечно, нет! Забыть о проблеме можно лишь на короткое время, выпив слишком много алкоголя.

Но на практике, человек часто оправдывает свое желание выпить наличием подобных жизненных обстоятельств. То есть, реально, алкоголь не помогает ни богатым, ни бедным, ни даже тем, кто имеет серьезные проблемы, но наоборот делает жизнь человека хуже, неся с собой зависимость и другие серьезные последствия. А значит, Бог не мог дать такого совета.

Зато, если вспомнить о том, что человек часто оправдывает свою тягу к выпивке желанием забыться от проблем, все встанет на свои места. Тогда в притче мы можем увидеть совсем иной смысл. Мать говорит сыну, что он серьезный человек, обремененный ответственностью. Поэтому, он не может выпивать, даже ища какое-либо себе оправдание, чтоб задурманить свой разум. Затем, она с некоей иронией и сожалением приводит в качестве отрицательного примера людей, которые, к сожалению, ищут успокоение и отраду в вине, а не в Боге.

Но, чтобы убедить Вас в таком толковании, давайте подробно разберем текст 31-й Притчи с самого начала.

1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:

Кто такой Лемуил царь? Разве мы встречаем в перечне царей Израиля и Иудеи царя с именем Лемуил? Нет. Но ведь в Библии приведен полный список царей. А значит, имеет значение то, как переводится имя Лемуил: наученный; привыкший; ученик.

А знаете как переводится слово Екклесиаст? Это проповедник

Очевидно, что Екклесиастом – проповедником и Лемуилом – учеником называл себя царь Соломон. Этому есть много доказательств, кроме того, что не было царей с такими именами. В частности в 9 стихе 2 главы Екклесиаста написано, что Екклесиаст был самый богатый царь Израиля. А мы знаем, что это был Соломон. И еще что он сын Давидов. Итак, очевидно, что в обоих случаях автор текста Соломон.

2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

О чем здесь говорит мать сыну? Не увлекаться женщинами, то есть быть однолюбом. Увлечение женщинами сгубило много людей, обладающих властью. И как мы знаем именно женщины сгубили Соломона. Об этом написано в 3 Царств 11 главе.

3Цар.11:3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.

Сейчас мы прочитаем с 4 по 7 тексты и будем их разбирать:

5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Сегодня есть много спекуляций относительно этих текстов. И существует много их толкований. Давайте сначала разберем распространенное заблуждение.

Многие считают, что в этих стихах Бог разрешил употреблять алкоголь огорченному душою, то есть когда у человека какие-то проблемы. И естественно, якобы, выпивать можно людям не обремененным властью. Об этом ли эти тексты? Давайте вместе разбираться и еще раз прочтем 4 и 5 тексты.

5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

Какие причины запрета употреблять алкоголь князьям и царям называет мать, а точнее Бог, от лица которого говорит мать:?

1) Чтобы из-за алкоголя они не забыли норм и правил;

2) Чтобы они не потеряли справедливость при защите тех, кого угнетают;

Отсюда вопрос: только ли цари и князья должны помнить закон и правила? Только ли цари и князья должны быть справедливы и защищать тех, кто слабее них?

Ответ очевиден: все здравомыслящие люди должны помнить закон, должны быть справедливыми и так или иначе помогать нуждающимся. Вспомните, что подобный запрет на алкоголь звучал в отношении священников в книге Левит 10:10. А священники как известно кроме того что служили в скинии, еще учили народ закону. Значит здесь идет речь о том, что алкоголь снижает ответственность человека. То есть мать в Притчах обращается не только к царям и князьям, а к людям, имеющим любую ответственность. Например, руководители отвечают за подчиненных, родители отвечают за детей, бабушки за внуков. Каждый дееспособный человек может найти к кому или чему приложить свою ответственность.

Итак, проанализировав причины запрета алкоголя (1. Человек забывает правила; 2) человек теряет справедливость и не защищает тех, кого может защитить)… Можно сделать только один вывод – пить нельзя всем людям, так как все мы не должны забывать правила и у нас всех есть определенная ответственность.

Теперь прочтем 6 и 7 тексты

6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;

7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Как мы разобрались, выпивать нельзя людям, ответственным за других людей или какие-то сферы жизнедеятельности. А остальным значит можно?

Повторю: Неужели любящий заботливый Бог дает наказ обязательно употреблять алкоголь погибающим и огорченным душею? Дайте !

Наверное, Бог заботиться, и хочет, чтоб алкоголь помог им? У Вас есть опыт когда алкоголь помог какому-нибудь погибающему и огорченному душою забыть бедность и не вспомнить больше о своем страдании? У кого есть такой положительный опыт помощи алкоголя?!

Мне такую сказку рассказывать не надо. У меня много друзей и родственников пострадало от вина. Кто-то потерял семью, кто-то свободу, а кто—то и жизнь… Никому еще алкоголь не помог. Я сам раньше выпивал и пытался алкоголем снимать стресс, заливать горе. Но мне не помогало, а становилось только хуже. На утро к горю приплюсовалось похмелье, а продолжение попыток утопить горе в вине приводило к запою и вводило в жуткую депрессию. Так неужели Бог об этом не знал и дал такой наказ: Давать алкоголь погибающему и огорченному душею?! НЕТ! Я уверен, что Бог не мог не знать или забыть об этом. Тем более в Библии Бог много раз предупреждает о разных дурных последствиях алкоголя. Вспомните хотя бы книгу Притчи 23 главу, где написано: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно!»

Таким образом, обращение “не царям и не князьям пить вино” относится не только к руководителям, но к каждому адекватному человеку.

Так что же тогда означает фраза дайте пить вино, если как мы разобрались она не может призывать употреблять алкоголь погибающему и огорченному душею, ведь это им попросту не поможет, а навредит, а значит такого наставления ни мать ни Бог дать не могли.

Варианты толкования погибающего в Притче 31:6,7 и якобы помощи ему от вина

Слово «погибающий» с оригинала может быть переведено – гибнущий, теряемый, пропадающий, исчезающий, истреблямый, уничтожаемый…

Поэтому некоторые считают, что дайте вино погибающим относится к идущим на казнь. На самом деле, в некоторых государствах смертникам давали алкоголь перед казнью.

Полезен ли для организма алкоголь в малых количествах?

Отметим, что и первые, которые ратуют за алкоголь, говорят лишь о 30-граммах, а не о 100 граммах, так как тоже знают негативное пагубное воздействие алкоголя на организм человека. Здесь можно привести аналогию – яд змеи тоже применяют в лечебных целях, но делают это только при определенных серьезных болезнях и в минимальных дозах. Но попробуйте каждый день понемногу всю жизнь принимать яд змеи. Что от этого будет добро или зло Вашему организму?

Иногда алкоголь оправдывают тем, что мол известен факт, что вино полезно для здоровья, опять же в малых количествах. Я специально исследовал этот вопрос и нашел научные данные, которые доказывают, что позитивные свойства от вина связаны не с алкоголем, а с виноградом, из которого сделано вино. Вот цитата:

«Французские исследователи университета им. Луи Пастера продемонстрировали высокий защитный эффект виноградного сока на сердечно-сосудистую систему и считают, что он может иметь такой же эффект, что и красное вино, только без НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ алкоголя».

Виноград содержит флавоноиды, ресвератрол, полифенолы, которые увеличивают количество хорошего холестерина, снижают риск возникновения атеросклероза и помогают снизить высокое кровяное давление.

А непосредственно у самого алкоголя нет лечебных свойств!

Возможно в 6,7 текста 31 главы Притч идет речь о помощи алкогольного вина умирающим?

Также 6 и 7 тексты 31 главы Притч, где написано дайте вино иногда воспринимают как принцип хосписа. Это когда умирающему от неизлечимой болезни дают для обезболивания наркотик, а алкоголь – это настоящий наркотик, который способен обезболить.

Варианты казни и хосписа были бы возможны, если бы в 7 стихе не было конкретно описаны последствия от алкоголя:

выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит страдания

Разве перед казнью или в хосписе алкоголь должен помочь забыть бедность или не вспоминать страдание? Мне кажется, это описание не походит ни к казни ни к хоспису. Забывать бедность и не вспоминать страдание как раз хорошо описывает человека, который топит свои якобы проблемы в вине.

Так, если не о хосписе и не о казни речь, то кому Бог дал наказ: дайте вино !

Ответ прост. Бог, как и мать, от имени которой здесь идет речь, не могли никому дать такой наказ: дайте вино. Давайте прочтем дальше 8 и 9 тексты 31 главы Притчей

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

О чем здесь речь? Мать говорит сыну, чтобы он заступался за сирот и других нуждающихся. А теперь вспомним, 5 текст

5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых .

Очевидно что 4, 5, 8 и 9 тексты – это единая фраза, где ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ о вреде алкоголя и важности ответственности человека! А 6 и 7 стихи, где говорится « дайте вино» , не могут противоречить фразе внутри которой находятся. То есть, 6 и 7 стихи это не отдельное наставление Бога людям и матери Лемуилу, а часть цельной реплики с 4 по 9 тексты,

То есть призыв дайте – это не наставление и разрешение на употребление алкоголя, а просто НЕГАТИВНАЯ иллюстрация от матери сыну. Сегодня такой прием распространен и его называют АНТИ МОТИВАЦИЯ. Это когда показывают людям пьяниц, лежащих в грязи, черные легкие курильщика или печень с церозом от алкоголя. А здесь мать, обращаясь к сыну, делает иллюстрацию АНТИМОТИВАЦИЮ о том, что ее сын должен быть ответственным и не может поступать как потерянные люди, которые идут в погибель и топят свои якобы печали в вине. Кстати, не случайно слово погибающий во многих других местах книги Причти употребляется в отношении нечестивых.

Вспомним, с чего начала обращение мать к Лемуилу?

3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

То есть мать начала с наставления сыну не увлекаться женщинами. Потом она предупредила его не пить вина, а затем она снова вернулась к женщинам.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

Далее идет описание добродетельной жены, но обратим внимание еще на паре стихов

20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

А тут мать Соломона снова говорит о помощи нуждающимся. Раньше она говорила, что ответственным в этом вопросе должен быть ее сын царь и князь. А здесь видно, что и добродетельная жена тоже должна печься о нуждающихся. Это еще раз подтверждает, что запрет на алкоголь относится не только к ответственным мужчинам, а ко всем людям, на чьих плечах лежит любая ответственность, включая женщин.

30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

В 30 тексте мы видим основное достоинство добродетельной жены. Мать обращает внимание сына, что при выборе супруги он должен руководствоваться не только ее красотой, но главное ее отношением с Богом. Мать четко расставляет приоритеты – самое важное в женщине – богобоязненная жизнь!

Конечно, это относится не только к женщинам. Не случайно книга Притчей заканчивается таким выводом. Тот же Соломон в роли проповедника Екклесиаста заканчивает свою книгу Екклесиаст подобным же выводом и наставлением:

Еккл. 12:13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; 14 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Мы сегодня много говорили о вине. Стоит еще вспомнить, что раньше именно виноградный сок – неброженное вино могли приносить люди вместе с хлебом на жертвенник. Как мы знаем горлицы, агнцы, тельцы, хлеб и вино, приносимые на жертвеннике в храме за грехи людей, символизировали Жертву Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому конечно пролитую за нас кровь Христа символизирует не алкогольное вино, содержащее яд, а чистый полезный виноградный сок. Принимая виноградный сок на Вечери, мы вспоминаем пролитую за нас кровь Господа Иисуса Христа, и вкушая хлеб, вспоминаем ломимое за нас Его Тело.


Читайте здесь --> Вино в Кане Галилейской, первое чудо Иисуса Христа

Похожая притча

1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене.

Притч.31:1 . Слова Лемуила царя. Наставле­ние, которое пре­подала ему мать его:

Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ).

Притч.31:2 . что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов мо­их?

Притч.31:3 . Не отдавай женщинам сил тво­их, ни путей тво­их губи­тель­ницам царей.

Притч.31:4 . Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру,

Притч.31:5 . чтобы, напив­шись, они не забыли закона и не пре­вратили суда всех угнетаемых.

Притч.31:6 . Дайте сикеру по­гиба­ю­щему и вино огорчен­ному душею;

Притч.31:7 . пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Притч.31:8 . Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

Притч.31:9 . Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельн ой жен ы» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях ( Пс.33, 118 и др. Плч. 1,4 ), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон – неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

Притч.31:10 . Кто найдет добродетель­ную жену? цена ее выше жемчугов;

Притч.31:11 . уверено в ней сердце мужа ее, и он не останет­ся без при­бытка;

Притч.31:12 . она воз­дает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Притч.31:13 . Добывает шерсть и лен, и с охотою работает сво­ими руками.

Притч.31:14 . Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Притч.31:15 . Она встает еще ночью и раз­дает пищу в доме своем и урочное служанкам сво­им.

Притч.31:16 . Задумает она о по­ле, и при­обретает его; от плодов рук сво­их насаждает виноградник.

Притч.31:17 . Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Притч.31:18 . Она чув­с­т­ву­ет, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.

Притч.31:19 . Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берут­ся за веретено.

Притч.31:20 . Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нужда­ю­щемуся.

Притч.31:21 . Не бо­ит­ся стужи для семьи своей, по­тому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Притч.31:22 . Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.

Добродетельная жена (ср. Притч 15.4 ) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11–22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены – полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы – шерсть и лен – для одежды членам семьи (ст. 13), как затем – изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14–15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее – на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17–18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21–22).

Притч.31:23 . Муж ее известен у ворот, когда сидит со старей­шинами земли.

Притч.31:24 . Она делает по­крывала и про­дает, и по­ясы доставляет купцам Финикийским.

Притч.31:25 . Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Притч.31:26 . Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставле­ние на языке ее.

Притч.31:27 . Она наблюдает за хозяй­с­т­во­м в доме своем и не ест хлеба праз­дности.

Муж доблестной жены, не отвлекаемый заботами о домашних и хозяйственных делах, особенно же благодаря создаваемой трудом жены доброй славе всего дома, приобретает почетную известность в народе, всецело посвящает себя общественной деятельности – на востоке сосредоточенной у городских ворот – и занимает место в ряду старейшин (ст. 23). Жена-хозяйка производит своими руками столь много изделий прядильного и ткаческого мастерства, что их остается ей на продажу финикиянам (ст. 24). Имея успех в прошлом и настоящем (ст. 18а), даровитая и трудолюбивая женщина бодро смотрит и в будущее (ст. 25). Не только каждое дело, но и всякое слово свое жена обдумывает, и говорит лишь полезное и назидательное (ст. 26). В доме своем она поддерживает строгий порядок, чтобы все члены семьи, по примеру ее, трудились и трудом приобретали пищу (ст. 27).

Притч.31:28 . Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:

Притч.31:29 . «много было жен добродетель­ных, но ты пре­взошла всех их».

Притч.31:30 . Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Го­с­по­да, достойна хвалы.

Притч.31:31 . Дайте ей от плода рук ее, и да про­славят ее у ворот делá ее!

Плодом и наградой великих достоинств добродетельной жены является глубокая признательность ей мужа и детей восторженно прославляющих ее разнообразные совершенства. В ряду последних особенно оттеняется страх Божий, отличающий добродетельную жену и составляющий ее истинную ценность. Славу своей достойной супруги и матери они выносят к сведению всего общества (ст.31).

Читайте также: