Притча о мухе и пчеле паисий святогорец

Обновлено: 02.05.2024

Есть несколько категорий людей. Первые из них напоминают муху. Основная характеристика мухи заключается в том, что ее привлекает грязь. Например, когда муха встречается в саду, полном цветов с красивыми ароматами, она будет игнорировать их и пойдет сидеть поверх какой-то грязи, найденной на земле. Если бы муха могла говорить, и вы попросили бы ее показать вам розу в саду, она бы ответила: “я даже не знаю, как выглядит роза. Я только знаю, где найти мусор, туалеты и грязь.” Есть люди, которые похожи на муху.

Фотография из открытых источников. Старец Паисий на Афоне. Фотография из открытых источников. Старец Паисий на Афоне.

Другая категория похожа на пчелу, чья главная характеристика-всегда искать что-то сладкое. Когда пчела находится в комнате, полной грязи, и есть небольшой кусок сладкого в углу, она будет игнорировать грязь и пойдет, чтобы сесть на сладкое сверху. Теперь, если мы попросим пчелу показать нам, где мусор, она ответит: она знает только хорошие вещи в жизни и не знает всего зла. Это вторая категория людей, которые имеют позитивное мышление и видят только хорошую сторону вещей. Они всегда стараются скрыть зло, чтобы защитить своих ближних; напротив, люди первой категории пытаются разоблачить зло и вывести его на поверхность.
Когда кто-то приходит ко мне и начинает обвинять других людей и ставит меня в трудное положение, я рассказываю ему вышеприведенный пример. Затем я прошу его решить, к какой категории он хочет принадлежать.

Подписывайтесь на канал Вера и Жизнь . Ставьте лайк. если есть расположение, помогите каналу копеечкой. Спасибо!

Слава Тебе, Боже!

Ста­рец Паи­сий повторял:

— Бог забо­тится о нас! Он знает, в чём мы нуж­да­емся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

Когда мы наде­емся на Бога и вве­ряем себя Ему, Он сле­дит за нами и забо­тится о нас, и даёт каж­дому столько, сколько нужно.

Давайте не будем отно­ситься к этому рав­но­душно, будем гово­рить: «Слава Тебе, Боже!» Будем бла­го­да­рить Бога за всё!

И ста­рец рас­ска­зал такую историю.

На Афон­ской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь пом­нишь, что калибка — это домик монаха?) сто­яла одиноко.

Одна­жды он решил под­няться на гору, чтобы помо­литься Богу. Он собрался в путь и начал взби­раться на гору по кру­той тропинке.

И вдруг уви­дел боль­шой гриб.

— Слава Тебе, Боже! — поду­мал он, постоял немного, молясь и бла­го­даря Гос­пода за послан­ный ему гриб. Он решил сре­зать его на обрат­ном пути себе на ужин.

Помо­лив­шись на горе, монах стал спус­каться вниз. Сол­нышко соби­ра­лось уже зака­титься, и на гору опу­сти­лись сумерки.

Монах дошёл до гриба, послан­ного ему Богом, и уви­дел, что на него насту­пила косуля и оста­лась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова ска­зал он. — Зна­чит, мне хва­тит и половинки!

Уже под­ходя к своей келье, монах заме­тил ещё один гриб. Но, нагнув­шись, уви­дел, что он трух­ля­вый. А может быть, он был и ядовитым?

Похожая притча

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «[Насчет цветов] не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых. Видишь, как: муха знает только о помойках, а пчелка – о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит повреждение. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, – что бы ни увидел, что бы ему ни сказали – включает в работу добрый помысл.

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» – «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». – «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». – «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». – «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» – «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» – «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». – «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

(Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым)

Источник: Притчи православных старцев/ Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

Пчела и муха

На лугу росло мно­же­ство цве­тов. Здесь были и белые бла­го­уха­ю­щие лилии, и гиа­цинты, и высо­кие синие ирисы. И малень­ким цве­точ­кам тоже нашлось место в траве. Ветер накло­нял их, весело колы­хал траву и листья, и аро­мат раз­но­сился далеко-далеко!

Над поля­ной, над цве­тами тру­ди­лись пчёлки. Они соби­рали слад­кий нек­тар, чтобы под­кор­мить молод­няк в улье и запа­стись едой на дол­гую холод­ную зиму.

Сюда-то и при­ле­тела муха. Она недо­вольно жуж­жала и оглядывалась.

Одна малень­кая пчёлка, ока­зав­ша­яся здесь в пер­вый раз, веж­ливо спро­сила муху:

— Не зна­ете ли Вы, где здесь белые лилии?

— Не видела я здесь ника­ких лилий!

— Как? — вос­клик­нула пчёлка.—;Но мне гово­рили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цве­тов я тут не видела, — про­бур­чала муха. — А вот неда­леко, за лугом, есть одна канава. Вода там вос­хи­ти­тельно гряз­ная, а рядом столько пустых кон­серв­ных банок!

Тут к ним под­ле­тела пчёлка постарше, дер­жав­шая в лап­ках собран­ный нек­тар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я нико­гда не заме­чала, что за лугом есть канава, но я столько могу рас­ска­зать о здеш­них цветах!

— Вот видишь, — ска­зал отец Паи­сий. — Бед­няжка муха только и думает о гряз­ных кана­вах, а пчёлка знает, где рас­тёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят нахо­дить что-то хоро­шее, дру­гие — на муху, и во всём стре­мятся уви­деть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Похожая притча

Мы идём по гор­ной тро­пинке среди зелё­ных зарослей.

Тро­пинка то сужа­ется, то рас­ши­ря­ется, и мы то под­ни­ма­емся в гору, то спус­ка­емся вниз. Нако­нец, мы дошли до калибки старца Паи­сия. Калибка — это малень­кий домик, в кото­ром живут монахи поодиночке.

Отец Паи­сий сидит во дворе, под откры­тым небом, а рядом, на пенёч­ках и дере­вян­ных чур­бач­ках рас­по­ло­жи­лись его посе­ти­тели — те, кто при­шёл за настав­ле­нием и уте­ше­нием, — и слу­шают его рас­сказы. В этих про­стых рас­ска­зах много муд­рых мыслей.

Вот и мы сядем на дере­вян­ные чурбачки.

Ста­рец всем раз­даёт на бла­го­сло­ве­ние орехи, кото­рые ему кто-то принёс.

И нам доста­лось по ореху. Давай поси­дим и послушаем.

Как поделить сливы

Часто старца Паи­сия спра­ши­вали, что такое спра­вед­ли­вость? Как посту­пать справедливо?

Отец Паи­сий говорил:

— Есть спра­вед­ли­вость чело­ве­че­ская, а есть Боже­ствен­ная справедливость.

— А что такое Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость? — спра­ши­вали его.

Тогда ста­рец при­во­дил такой пример:

— Пред­ставьте, что чело­век при­шёл в гости к другу и у них ока­за­лось десять слив. Один из них съел восемь, а дру­гому доста­лось две. Это справедливо?

— Нет, — дружно отве­тили все, — это несправедливо!

Отец Паи­сий продолжал:

— Тогда так. У двух дру­зей было десять слив. Они поде­лили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, спра­вед­ливо! — ска­зали все.

— Но это — чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость, — заме­тил отец Паи­сий. — Есть ещё спра­вед­ли­вость Боже­ствен­ная! Пред­ставьте, что один из дру­зей, у кото­рых было десять слив, дога­дав­шись, что дру­гой очень любит их, ска­зал: «Будь дру­гом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу оси­лить только одну».

Отдай дру­гому то, что он хочет, а не поло­вину, отдай ему хоро­шее, а себе оставь пло­хое. В этом и будет Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость, — заклю­чил свой рас­сказ старец.

Змея вместо пояса

— Когда любишь живот­ных, — ска­зал отец Паи­сий, — они это чув­ствуют и смот­рят на тебя как на друга.

Когда Адам и Ева жили в раю, живот­ные были их люби­мыми дру­зьями. Адам помо­гал живот­ным, а они слу­ша­лись его. Но после гре­хо­па­де­ния, когда чело­век не испол­нил запо­веди Божией, живот­ные оди­чали, пере­стали поко­ряться чело­веку и стали напа­дать друг на друга.

Но и сей­час, если чело­век слу­ша­ется Бога, живот­ные не боятся его и во всём под­чи­ня­ются ему.

Рас­скажу вам один случай.

Жил ста­рец в оди­ноко сто­я­щей каливке. Время от вре­мени ему при­но­сили пищу. А он целыми днями молился и тру­дился. Это был очень про­стой и доб­рый старец.

Там, где он жил, води­лось мно­же­ство змей. Они не боя­лись старца, под­пол­зали к нему очень близко и мешали ему рабо­тать. Тогда ста­рец хва­тал их и выбра­сы­вал вон. Но одна змея все время пыта­лась к нему при­бли­зиться и так доку­чала, что ста­рец, рас­сер­див­шись, схва­тил её, обер­нул вокруг пояса и завя­зал узлом. А потом про­дол­жил свою работу.

В это время к старцу при­шёл монах, при­но­сив­ший ему пищу. Уви­дев змею, кото­рой был опо­я­сан ста­рец, словно поя­сом, он ужас­нулся и закричал:

А про­стой ста­рец сказал:

— Не бойся! Ведь Хри­стос ска­зал: «Вот, даю вам власть насту­пать на змей и на скор­пи­о­нов, и на всю силу вра­жию, и ничто не повре­дит вам!»

Эти слова Гос­пода Иисуса Хри­ста вы и сами можете про­чи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в деся­той главе.

Похожая притча

Сколько у тебя чудесных открыток,я их потихоньку скбк забираю.Для коллекции и настроения!

Читайте также: