Притча про христа и грешницу

Обновлено: 08.05.2024

Один фарисей, но имени Симон, попросил Иисуса Христа прийти к себе в дом вкусить пищи. Господь благоволил посетить дом фарисея.

Когда Иисус Христос, хозяин дома и гости сидели за столом, в комнату вошла одна женщина, которая известна была в городе, как великая грешница. Она принесла сосуд с благовонным маслом, и, ставши сзади у ног Иисуса Христа, начала обливать их слезами, отирала волосами головы своей, целовала и мазала благовонным маслом.

Фарисей осудил Иисуса Христа в душе за то, что Он ничего не говорил этой женщине, чтобы она отошла от Него. Если бы, так думал про себя фарисей, Иисус Христос был пророк, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему, потому что она великая грешница.

Иисус Христос узнал, о чем думал фарисей, и сказал ему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». – «Скажи, Учитель», – отвечал фарисей.

Господь сказал: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев (сто рублей), а другой только пятьдесят (десять рублей). Но так как они не имели чем заплатить, то человек, давший им деньги взаймы, простил им обоим их долг. Скажи же: который из них больше возлюбит его?»

Симон отвечал, что больше возлюбит заимодавца тот, которому он больше простил.

Этот ответ Господь применил к самому фарисею и женщине, которая целовала Его ноги. Фарисей считал себя праведником, думал, что мало грешил и мало был должен Богу; ему поэтому мало было прощено и долгов (грехов), и он мало любил Господа.

А женщина была великая грешница, ей много было прощено и потому она возлюбила Господа много.

Иисус Христос сказал фарисею: «Правильно ты рассудил». Потом, указывая на плачущую женщину у Своих ног, Он сказал Симону: «Видишь ли эту женщину?

«Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами обмыла Мне ноги и волосами головы своей отерла.

Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги.


Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало и любит».

Затем Господь сказал женщине: «Прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя: иди с миром».

Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста / Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20.

Похожая притча

Все знают историю о том, как ко Христу привели женщину, которая совершила прелюбодеяние.

Кадр из фильма "Сын Божий" Кадр из фильма "Сын Божий"

В те времена наказание за грех прелюбодеяния было суровым. Женщину ожидала мучительная смерть: все общество должно было забросать ее камнями. И вопроса, что с ней сделать, не возникало ни у кого. Все было предельно ясно: она согрешила – значит, подлежит побиванию камнями.

Зачем же ее привели ко Христу?

Ведь закон Моисея ясно говорил, как следовало поступить с этой женщиной. Зачем надо было вести ее к Учителю?

Но людям мало было просто наказать блудницу. Они решили использовать этот случай, чтобы продемонстрировать несостоятельность учения Христа.

Мол, очевидно же, что это самозванец, потому что учит не тому, чему заповедовал Моисей. Поэтому они поставили женщину перед Иисусом с единственным вопросом:

“Ты что скажешь?”

“Ты что скажешь?” – именно с этим вопросом религиозные учителя закона привели блудницу к Учителю. Они хотели публично показать всем, что Христос скажет слова, противоречащее тому, чему учил Моисей.

Кадр из фильма "Сын Божий" Кадр из фильма "Сын Божий"

Кто из вас без греха? Первым брось камень.

Что на это сказал Христос? Он не только продемонстрировал, что Его учение от Бога. Он показал, что Он Сам и есть Бог.

Христос повелел первым бросить в эту женщину камень тому человеку, у кого нет греха . Ответив так, Иисус Христос показал, что Его учение НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ учению Моисея.

Учил людей видеть собственные грехи и просить прощения у Бога

Ведь он проповедовал покаяние в грехах и обращение к Богу за прощением. Учил прощать другим прегрешения, а если не простим, то и нам Бог не простит наших грехов. (Об этом здесь) Услышав это, обвинители начали уходить. Потому что Христос не сказал ничего, что противоречило бы закону Моисея.

Да, любой грех будет наказан. Но прежде, чем бросить камень в кого-то, надо подумать о своих грехах Да, любой грех будет наказан. Но прежде, чем бросить камень в кого-то, надо подумать о своих грехах

Христос напомнил: брошенный камень упадет на голову того, кто его бросает

Наоборот, Он разрешил им бросить камень. Только дал им возможность вспомнить о своих грехах и понять, что каждый брошенный в другого камень, упадет на их голову. Поэтому желающих не нашлось.

Почему совесть стала обличать их?

Разве слова каждого простого человека могут вызывать такую реакцию? Нет, конечно. Но Иисус Христос – Господь Бог. А когда Бог говорит что-то к нашей совести, она просыпается и обличает человека в собственных грехах.

Поэтому эта история с блудницей несет не только важный урок о милосердии, человеколюбии и готовности прощать.

Похожая притча

" Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания . Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?" (Ин. 8:3-10)

Христос и грешница (фреска Софийского собора в Вологде) Христос и грешница (фреска Софийского собора в Вологде)

После этого великий наш Господь выпрямился и благостно сказал им: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин.8,7) . Недавние гордые судьи жены-грешницы стояли теперь безоружные, в положении преступников перед Судьей, немые и неподвижные. А благостный Спаситель опять, наклонившись низко, снова что-то писал на земле (Ин.8,8). Что Он теперь писал? Может быть, их другие тайные преступления, чтобы они надолго не открывали своих сомкнутых уст, или же писал, какими должны быть народные старейшины и вожди. Нам не обязательно это знать. Самое важное заключается в том, что Он Своим писанием на пыли достиг трех результатов:
во-первых, разбил и уничтожил бурю, которую подняли против Него еврейские старейшины;
во-вторых, разбудил умерщвленную совесть в их закоренелых душах — хотя бы на короткое время
и, в-третьих, спас грешницу от смерти.
Это видно из евангельских слов: "Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди" (Ин.8,9)"

Вот так!
А я раз за разом читала эти строки и ни на мгновенье не задумалась - а что именно написал Господь перстом на земле ?

При подготовке поста использовались материалы журнала "Фома" - это именно они озадачили меня вопросом, и цитировались размышления свт. Николая Сербского.

Елена (Helena)

На нашем форуме "Марфа и Мария" вы можете поговорить:

1. О грани между послушанием и доверием к Богу и нежеланием что-то предпринимать для решения проблем,

Похожая притча

В Евангелии от Иоанна есть трогательная история о том, как однажды ко Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Поставив несчастную перед Иисусом, «…сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 4-11).

Разбирать эту историю мы сегодня не будем. Нам важно попытаться разгадать одну из граней этого рассказа, скажу даже так: одну из самых таинственных загадок Евангелия: что писал Иисус перстом на песке? И вообще, писал ли или, может быть, рисовал абстрактные узоры, как делаем мы, например, во время разговора по телефону в задумчивости выводим каракули на салфетке.

Наверное, все-таки писал. Если бы это было неважным, то предание Церкви не сохранило бы эту, как кажется, совсем случайную подробность происходившего. Но предание сохранило, и Апостол[1] прилежно внес ее в текст Евангелия. Более того, упоминание о писании Иисусом на песке повторяется дважды!
Значит, эта маленькая деталь не случайна, а имеет отношение ко всему рассказу. Давайте постараемся разобраться с этим.

Но сначала вспомним: о чем рассказ? О том, что любовь и милосердие Божие превыше закона и разных правил. Господь дарует прощение там, где, по человеческому соображению, человек должен быть жестоко наказан. Там, где люди уже в человека не верят, Бог – верит!
Можно смысл этого эпизода служения Иисуса выразить более прямо: Господь говорит: Я верю, что, несмотря на прежние ошибки и падения, ты встанешь и пойдешь дальше; ты преодолеешь свой грех и слабость. Жизнь продолжается: иди вперед, Я прощаю тебя; верю в тебя.

Неважно, что писал Иисус на песке. Он мог писать грехи людей, мог просто что-то чертить, но в сознании очевидцев навсегда запечатлелась эта связь: грех человеческий не непобедим любовью Божией.

А у святителя Димитрия Ростовского читаем и более парадоксальные слова:
«Итак, если кто согрешил и сейчас же искренне покаялся, то не дерзай называть его грешником. Он – праведник, ибо встает тотчас после падения, встает с плачем и рыданием перед Богом, встает и снова изгоняет из своей души грех, как непотребного гостя. Об этом и святой Златоуст говорит: Если грех придет к твоей душе, то да будет он гостем у тебя, а не жителем. Такой грешник, который после падения тотчас встает покаянием, уже не грешник, но праведник, если бы даже ему случилось и часто падать. На таком сбываются слова Давида: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку (Пс. 36, 24)».

Дивное отношение Божие к нам! Бездна терпения и милосердия, потопляющая все наши грехи. Прощает, и паки прощает, и верит в нас. Впрочем, расслабившегося на пажитях слов о милосердии и долготерпении Божием пусть отрезвит повеление Божие, данное грешнице: иди и впредь не греши!

[1] Многие библеисты говорят, что этот эпизод не был в первоначальном Евангелии от Иоанна, а попал в текст Евангелия позже. В любом случае, это произошло в первохристианские времена, и рассказ этот взят из преданий о жизни и служении Иисуса. Принадлежит он авторству Иоанна или не принадлежит, не так уж и важно.

Читайте также: