Притча оптинских старцев о жуке

Обновлено: 25.04.2024


С юности полюбились мне своею ясностью и простотою высказывания преподобного Амвросия Оптинского:

«Где просто, там ангелов со сто;
а где мудрено, там ни одного.»

«Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
Что над ним есть Бог!»

«Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой?
И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего
жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно.
В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

И его знаменитый ответ на вопрос:«Как мне жить, батюшка?»

«Жить — не тужить.
Никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем — моё почтение.»

Хорошо запечатлелись в душе и его притчи, в которых он ненавязчиво даёт мудрые духовные советы. Особенно притча о жуке, о скворце, знавшем Иисусову молитву, и о мужике, едущем через базар. Привожу их здесь, для тех, кому они незнакомы:

«Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит жук, гордится собою и жужжит: "Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!" А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер - забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: "Не спихни!"»

Смысл притчи: «Человек в счастье забывается и все приписывает себе — своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага.»

Вывод, который полезно сделать для себя: Будь мудрее жука, не мни о себе много, помни, что ты никто и молись кратко: «Боже, милостив буди мне грешному».


Притча о скворце, знавшем Иисусову молитву

«Жил-был один человек, который очень любил Бога. А потому старался сделать все, чтобы угодить Ему. Он чувствовал, что сам, без помощи Божией, ничего сделать не может и всегда произносил молитву Иисусову:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Жил он один со своим учёным говорящим скворцом. Конечно, сам скворец говорить не умел, но зато умел повторять то, что слышал. Целыми днями сидел скворушка и смотрел в окошко из своей клетки на Божий мир. Хозяин его всё повторял и повторял молитву, вот скворушка её и запомнил. Однажды солнечным деньком, когда клетка была открыта, так захотелось скворушке вылететь за окошко, на вольный воздух, размять крылышки и на солнышке погреться! Соскочил он с жёрдочки, перепорхнул на стол, со стола — на подоконник, а с подоконника вылетел в окошко. Только набрал он высоту,-откуда ни возьмись - хищный ястреб. Стрелой летит он на скворца, вот-вот настигнет!Тут скворушка так сильно испугался, что громко произнёс молитву, которую он часто слышал от своего хозяина:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"

И вдруг хищник-ястреб, не долетев до скворушки, отскочил от него, как от огня, и улетел восвояси.
Видите силу молитвы! Даже молитва, произнесенная птицей, не понимавшей её, спасла от беды!»
Вывод, сделанный для себя: Молись чаще и вслух, и про себя молитвой Иисусовой. Внимая словам молитвы будешь иметь великое оружие против насылаемых на тебя страхов и напастей.

Притча о мужике, ехавшем через базар

«Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.
Так и ты делай: что бы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай — молись и двигайся вперед.»

Вывод, напрашивающийся сам собой: Когда молишься не смущайся никакими помыслами, чувствами и болями. Они не твои. Не бери их всерьёз. Только повторяй в себе краткие слова молитвы: «"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"

* * *
Воспоминания современников свидетельствуют, что в краткие минуты отдыха преподобный Амвросий Оптинский кроме духовной литеретуры читал в своей келье и басни Крылова - ему нравились их глубокий смысл, выразительный язык, меткость и остроумие.* Заинтересовавшись вопросом, что же полезного находил этот богоносный старец в творениях великого русского баснописца, я заглянул в книжечку, известную с детства, и вот что я в ней заново открыл для себя. Многие басни И.А. Крылова приближаются по своей глубине к притче, помогающей увидеть то, что ускользает от нашего внимания в повседневной жизни. Например, человек не устаёт совершать три ошибки:

1) в отношении Священного Писания,
2) в отношении благодати и
3)в отношении Церкви и её предстоятелей.

В баснях Крылова эти ошибки предстают очень рельефно и обезоруживающе смешно. В отношении заумного истолкования Священного Писания хорошо помогает басня «Ларчик». Освежу в Вашей памяти это произведение:

«К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.»

В свете её смешным выглядят попытки открыть гордым умом тайные механизмы или коды в Библии и особенно в Апокалипсисе, любимом «ларчике» самоуверенных «мудрецов механики». Открывает басня и тайную причину этих попыток: скрытую гордость и самоуверенное честолюбие :

«Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".»

«А Ларчик просто открывался» исполнением заповедей.

Против зуда духовного учительства хорошо помогает басня «Ворона и лиса», которую читаю применительно к себе:

« Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;»

То есть получив от Бога частичку благодати как кусочек сыра, не вздумай учить других. Через это тут же как ворона её потеряешь. Помни какая хитрая лисица тебя к этому подстрекает: «Спой, светик, не стыдись!» Не каркни ненароком как она «во все воронье горло».

Даже если бы ты был не ворона, а журавль, проникающий длинным клювом своего понимания в духовную глубину, не стоит приглашать на свой духовный пир лисицу. Она не дотянется своей короткой мордочкой, а только обидется или посмеётся, пригласив откушать тебя из своей плоской тарелки, где твой «глубокомысленный» клюв тебе только помешает.

Перед тем как критиковать Святую Церковь хорошо вспомнить басню «Свинья под дубом»**. Против критики предстоятелей Святой Церкви хорошо помогает басня «Слон и Моська». Она безжалостно смешно вскрывает причину критики:

"Ай, Моська! знать она сильна, <в духовной брани>
Что лает на Слона!" <в священном сане>


Наконец, против осуждения ближних и врагов просто прописана басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна». Вот зерцало, в которое полезно постоянно заглядывать, чтобы душа постепенно научилась ценить главный совет И.А. Крылова:

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

И действительно оказывается, что лучше. Испытал на собственном опыте: ЛУЧШЕ !

Но есть у дедушки Крылова и такая пророческая басня, в которую хорошо было бы заглянуть как в зеркало всему народу или даже всему человечеству:

«Был в древности народ, к стыду земных племен,
Который до того в сердцах ожесточился,
Что противу богов вооружился.
Мятежные толпы, за тысячью знамен,
Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.
Зачинщики, из удалых голов,
Чтобы поджечь в народе буйства боле,
Кричат, что суд небес и строг и бестолков;
Что боги или спят, иль правят безрассудно;
Что проучить пора их без чинов;
Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.
Смутяся дерзостью безумцев и хулами,
К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,
Чтобы беду он отвратил;
И даже весь совет богов тех мыслей был,
Что, к убеждению бунтующих, не худо
Явить хоть небольшое чудо:
Или потоп, иль с трусом гром,
Или хоть каменным ударить в них дождем.
"Пождем, -
Юпитер рек, - а если не смирятся
И в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,
Они от дел своих казнятся".
Тут с шумом в воздухе взвилась
Тьма камней, туча стрел от войск богомятежных,
Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,
На собственные их обрушились главы.»
(«Безбожник»)

Как глубоко сказано патриархом русской литературы богоборческим поколениям: "Они от дел своих казнятся". Будто слова неведомого нам пророка из Священного Писания.


--------------------------------------
*Возможно под влиянием притягательной народной простоты и образной меткости крыловского слова преподобный Амвросий Оптинский и сам любил высказывать в шутливом тоне духовно глубокие мысли и наставления, заключенные в рифмованную форму.

** Тем же, кому в голову прийдёт покритиковать Священное Писание, хорошо познакомится с басней Григория Сковороды «Лев и Обезьяны».

«Лев спит навзничь, а спящий весьма схож с мертвым. Толпа разного рода Обезьян, почитая его мертвым, приблизившись к нему, начали прыгать и ругаться, забыв страх и почтение к царю своему. А как пришло время восстания от сна, подвигнулся Лев. Тогда Обезьяны, одним путем к нему пришедшие, седмицею путей рассыпались. Старшая из них, придя в себя, сказала:

— Наши и предки ненавидели Льва, но Лев и ныне Лев и во веки веков.

Сила <то есть смысл басни>. Лев есть образ Библии, на которую восстают и ругают идолопоклонничьи мудрецы. Они думают, что она мертва и говорят о мертвости стихийной, не помышляя о том, что в тленных ее образах скрывается жизнь вечная и что все сие восстает и возносится к тому: «Бог наш на небесах и на земле. » И не разумея, что исходы ее суть исходы жизни, ругаются, слыша сие. «О горнем мудрствуйте. » <. >.
А как только блеснул свет восстания ее, тогда исполняется на них: «Расточатся враги его». <. > Лежит львица и царица наша, чистая дева, Библия, и о ней-то жизнь и воскресение наше Христос сказывает: «Не умерла девица, но спит. »
Блажен, не смежающий очей перед блистанием ее! <. >

© Copyright: Владислав Плеханов, 2016
Свидетельство о публикации №216072300580 Рецензии

Для меня этот год был открытием И.Крылова и других баснописцев. У меня на страничке было несколько басен И.Крылова, пока модераторы не удалили. Оказывается у него очень много басен на религиозную тему. Приведу несколько, чтобы Вы могли их найти в Интернете и познакомиться: Крестьянин и лошадь, Лань и дервиш, Крестьянин и смерть,

Сочинитель и разбойник: отрывок

В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.

Клеветник и змея: отрывок

Напрасно про бесов болтают,
Что справедливости совсем они не знают,
А правду тож они нередко наблюдают:
Я и пример тому здесь приведу.
По случаю какому-то, в аду
Змея с Клеветником в торжественном ходу
Друг другу первенства оставить не хотели
И зашумели,
Кому из них идти приличней наперёд?
Две последние особенно хороши. Как и притча А.Оптинского о скворце, который знал Иисусову молитву. Как сказал один старец своему наставнику, который ничего не чувствовал при чтении этой молитвы: ты не чувствуешь, зато бесы чувствуют и трясутся.

Похожая притча

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Исторические материалы о прошлом, настоящем и будущем.

Преподобный Амвросий Оптинский. Притча о жуке

Весёлое солнышко согревало лучами землю: леса, луга и поля. И всем-всем хватало его доброго тепла.

На зелёный листок приземлился жук. Ему тоже было радостно, светло и тепло. Он был весьма доволен собой.

Вот сидел он, сидел, грелся на зелёном листке, да и решил:

- Я везунчик! Вон как ловко летаю и как здорово в жизни устроился!

С этой мыслью расправил он крылышки и полетел. Летит и жужжит:

- Все мои луга! Все мои поля!

И думает: «Я сам себе хозяин - как у меня всё ловко выходит!»

Вдруг чувствует жук: ветер становится всё сильнее и холоднее, солнышко спряталось, а небо заволокло тучами. Дунул злой ветер посильнее и сбил жука на землю.

Забился он под листок, дрожит от холода и шепчет холодному ветру:

Вот и вся история про жука.

Закончив свой рассказ, батюшка Амвросий прибавил:

- Когда человек счастлив, он думает, что сам всё может и умеет. А на самом деле это не так.

И тогда Господь жалеет его и для его пользы устраивает, чтобы он, как жук, посидел под листком, поёжился, смирился и вспомнил, что всё-всё, что у нас есть, подаёт нам Господь.

Похожая притча

Читаем о детях. Читаем детям. Читаем вместе с детьми.


«Про жука» (притча преподобного Амвросия Оптинского)

Весёлое солнышко согревало лучами землю: леса, луга и поля. И всем-всем хватало его доброго тепла.
На зелёный листок приземлился жук. Ему тоже было радостно, светло и тепло. Он был весьма доволен собой.
Вот сидел он, сидел, грелся на зелёном листке, да и решил:
— Я везунчик! Вон как ловко летаю и как здорово в жизни устроился!
С этой мыслью расправил он крылышки и полетел. Летит и жужжит:
— Все мои луга! Все мои поля!
И думает: «Я сам себе хозяин — как у меня всё ловко выходит!»
Вдруг чувствует жук: ветер становится всё сильнее и холоднее, солнышко спряталось, а небо заволокло тучами. Дунул злой ветер посильнее и сбил жука на землю.
Забился он под листок, дрожит от холода и шепчет холодному ветру:
— Не спихни!
Вот и вся история про жука.
Закончив свой рассказ, батюшка Амвросий прибавил:
— Когда человек счастлив, он думает, что сам всё может и умеет. А на самом деле это не так.
И тогда Господь жалеет его и для его пользы устраивает, чтобы он, как жук, посидел под листком, поёжился, смирился и вспомнил, что всё-всё, что у нас есть, подаёт нам Господь.

Похожая притча

11/24 октября празднуется Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших.

Собор преподобных Оптинских старцев

Собор преподобных Оптинских старцев

Святые отцы говорили: «Лучше жить с духовником на торговой площади, чем одному в пустыне». И еще: «Духовное сиротство тяжелее плотского». Преподобный Макарий писал: «Достижение спасения точно состоит в приобретении руководителя и отсечении своей воли и разума».

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках, она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через наставления. Преподобный Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более века и продолжают наставлять нас, своих потомков, продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям и поучениям как к воде живой и целительной.

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841)
  • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя.
  • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо.
  • Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.
  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865)
  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.
  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.
  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913)
  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922)
  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!
  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931)

Читайте также: