Интересные притчи презентации для детей

Обновлено: 03.05.2024

Формирование духовно-нравственных ценностей детей через притчу.

ВложениеРазмер
nravstvennye_uroki_pritchi_1.pptx 1.7 МБ
prezentatsiya-_pritchi.docx 85.26 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слово «притча » происходит от греческого « параболи », означающего сравнение, уподобление. Церковнославянское слово «притча » состоит из двух частей « при » и « тча ». Корень слова « притча » (- тча -) обозначает « теча », « теку » («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове « предтеча» . В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, « мия »- путь значит « припутно е », «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей по средствам приобщения к православной культуре через притчи.

Обучающие : знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи; Развивающие : развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас; Воспитательные : способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков. Задачи:

Притчи – это не просто тексты или рассказы. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор . В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, непременно поможет путешествовать по Миру осознанно и радостно.

ОПР ЕД Е ЛЕ НИЕ ПРИ ТЧ И. ПРИТЧА - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).

Пр итча - неб о льш ой (1) , содержащий (2) в (3 ) фо р ме. рассказ поучения иносказательной

1.Воссоздание исторического и социально-культурного контекста притчи(если есть). 2.Символы притчи. 3.Ценности(духовный смысл), который утверждает притчи. 4.Основная мысль. 5.Диалог между притчей и читателем «услышать» главное.

Что олицетворяли в притче белый и черный волк? ДО Б Р О З Л О

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. ДО Б Р О З Л О Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх . Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет.

За г л ян ем в книг у м у д рос т и – в то л к о в ы й сл о варь С .И. Ожегова. С .И. О ж е г о в: « Д обро – в с ё п о л о ж и т е льн ое, х оро шее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.

Основная мысль притчи Всё зависит от . стать, таким Каким он и станет. Будет делать зло – станет . . Будет нести добро – станет Человека захочет злым добрым

Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к и и различать их. Вос пи ты в ает ж ела н и е д ел а ть в ы б ор в п о ль з у . Следовать за влечениями сердца и совести. добру злу добра добры ми

Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.

Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Похожая притча


По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация "Притчи - жизненная мудрость"» категории «Классные часы на разные темы» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».

Загрузка началась.

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!


Подарок каждому подписчику!

Спасибо

Рекомендации:

Порядок вывода комментариев:

Благо дарю за жизненные притчи, Елена Владимировна.

Спасибо, Елена Владимировна! В таких коротеньких притчах так много мудрости!

Очень люблю притчи! Спасибо, Елена Владимировна, за целую подборку.

Елена Владимировна, взяла Вашу работу себе в копилочку. В своё время я собирала притчи, записывала их в тетрадь, которая всегда была под рукой. Спасибо Вам!

БУДЬТЕ С НАМИ

АКТУАЛЬНО






СУП © 2012-2021 | Главная | Правила и инструкции | Новые материалы | Задать вопрос

Похожая притча

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Похожая притча

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Закрыть Получить код -->
Подписи к слайдам:
Притчи для детей

Автор: Панова Валентина Викторовна

учитель начальных классов МБОУ «Селекционная СОШ»

Льговского района Курской области

ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Притча "О двух волках"

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

- Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде причёска «под черепаху»!

Послушался ёж совета и пошёл в город. Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

- Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

- Зачем? – не понял еж.

- А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут ёж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать. Да так ловко, что ни разу не попалась!

Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке. - Почему? - спросила, поймав её, кошка.

- Да не хочу хозяевам досаждать! - ответила та. - Мне ведь и моего хватает. «Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив её, обо всем рассказала хозяйке. С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки. Всё дело в том, что хозяева - тоже были благородными!

Хотел подорожник расти на пригорке. Да вытеснили его оттуда самые высокие травы. Пришлось ему сойти пониже. Но и тут ему не позволили жить красивые, но жестокие цветы. Так спускался, спускался он вниз. И осталось ему место только на проезжей дороге. Хорошее место – солнечное, просторное, потому что мало желающих жить тут.

Одна беда: топчут здесь его все, кому не лень, ездят по нему машины. А он только безропотно распрямляется и смиренно терпит всё. И все эти неудобства. И то, что не такой прекрасный, как другие цветы и травы. Ни красоты у него, ни аромата… Но зато, когда кому-нибудь из прохожих случается вдруг порезать руку или ногу, – первым делом ищут подорожник и кладут на рану его листы. Вот какова сила смирения даже у простых трав!

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

-Господи! Это действительно ты?- воскликнула женщина с радостью.

-Да, это я,- ответил Бог.

-А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

-У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

В магазине у Бога.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным.

Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

-Разве это всё?! - удивилась разочарованная женщина.

-Да это всё, - ответил Бог.

- А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет.


Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ.


Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «О маме».

laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!».


Презентация по духовно - нравственному воспитанию "Иисус и дети"

Знакомим детей старшей группы с притчей "Иисус и дети".

Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности.

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста".

Предварительный просмотр:

Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления. Огромное значение в духовно- нравственном становлении личности имеют притчи.

Они преподают нам простые уроки здравого смысла. Этот древнейший жанр словесности щедро представлен в Священном Писании и Святом Предании.

Слайд 2. Слово «притча» происходит от греческого « параболи », означающего сравнение, уподобление, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной жизни.

Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» (-тча-) обозначает «теча», «теку» («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове «предтеча». В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, «мия»- путь значит «припутное», «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.

Слайд 3 .Притчи учат нас самому главному: формированию духовно- нравственных ценностей: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.

Слайд 4. Целостное приобщение осуществляется в процессе решения задач:

Обучающие: знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи;

Развивающие: развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас;

Воспитательные: способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков.

Слайд5. Притча- это не просто текст или рассказ. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор. В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

И не важно, где и когда это было, важно то, что мы сердцем принимаем скрытую между строк мудрость, задумываемся о цели, смысле и исправлении своей жизни и учимся быть лучше и добрее.

Так что же такое притча и в чем ее предназначение?

Как отмечается в Библейской энциклопедии, «притчи ставят человека перед нравственным и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто литературное произведение дидактического характера, богатого аллегориями, афоризмами и пословицами. Притчи - это своеобразный жанр, задачу которого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». По толкованию святителя Афанасия Великого, это учение, написанное для исправления «ходящих по дороге жизни»

Слайд 6. Дидактическое и воспитательное значение притчи.

В притчах используются образы, взятые из повседневной жизни, или намекающие на события, актуальные в данный момент. Посредством притч можно получить доступ к знаниям, к духовным ценностям. А лаконичность и краткость наряду с образностью лучше всего воздействует на ум и сердце. Т. о. дидактический и воспитательный потенциал притчи заключается в том, что она предполагает самостоятельную деятельность, подводит к самоанализу и самостоятельному выводу, заставляет решать проблемы, усиливает интерес к религиозному знанию. Этот учебный материал непременно поможет путешествовать по миру осознанно и радостно.

Опираясь на выше сказанное, мы можем сформулировать определение.

Слайд 7-8. ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.

ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.

ПРИТЧА – «поучение в примере» (из словаря В.И. Даль).

Когда ученики Христа спросили Его, почему Он говорит притчами, Учитель ответил: «…для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Поэтому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13: 10-13).

Слайд 9. Особенности притчи.

1. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни

2. нет показа событий в развитии

3. время, часто и место действия неконкретны

4. притча не изображает, а сообщает

5. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны

6. в притчах нет прямого поучения

Можно использовать разные приемы. Но анализ и разбор основной методический прием при изучении притч.

Слайд 10. При работе с притчей надо учитывать ряд рекомендаций:

1.Необходимо воссоздать исторический и социокультурный контекст притчи (если есть), т.е. исторический, культурный, географический, археологический и др. аспекты (притча о милосердном самарянине).

2.Образы и ситуации в притчах следует рассматривать, прежде всего, как систему символов, которую необходимо раскрыть. (притча о человеке, построившем дом; символы: дом- семья, жизнь, камни- правила, законы, пламя- войны, беды; ценности: дом, семья, милосердие, превосходство мира духовного над материальным; основная мысль: человек, который живет для себя, остается одиноким в этом мире.

3.За красочными образами, аллегорическими и символическими понятиями важно увидеть духовный смысл, т.е. ценности, которые утверждает притча.

4. Между притчей и читателем происходит диалог: читатель что-то спрашивает у притчи, она отвечает и, в свою очередь, обращается к читателю. Задача читателя - «услышать» это главное, т.е. основную мысль.

Слайд 11- 12 . Давайте попробуем провести анализ на примере притчи о двух волках.

Слайд 13. Проведем анализ притчи (методический прием):

1.Исторического и географического контекста нет.

2.Символы: белый и черный волки; добро и зло.

3.Ценности: добро, мир, торжество добра.

Слайд 14.Добро и зло! Это особые слова
Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

4.Основная мысль: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы поняли слова притчи?

«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков .

Каким он захочет стать, таким и станет.

Будет делать зло – станет злым

Будет нести добро – станет добрым

Итак, сегодня мы говорим о том,

что притчи содержат поучение, мораль на примере притчи о двух волках.

Попробуйте сформулировать нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.

Нравственные уроки притчи.

Учат видеть в себе движение к Добру и злу и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу добра

Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Изучая притчи, мы не забыть и хорошо знакомый для детей материал, народную мудрость - пословицы. Давайте вспомним несколько пословиц, которые дополнят наш материал.

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

А теперь перейдем к практической части. Вы посмотрите занятие в двух частях. 1. Знакомство с притчей монаха Варнавы «Незабудка». Опираясь на рекомендации использовала прием: анализ и разбор, но не в полном объеме, а частично, исходя из возрастных особенностей детей четырех лет.

В притче монаха Паисия «Пчела и муха» задействовали ролевую позицию т.е. театрализованное представление.

Читайте также: