Притча о золотом тельце
Обновлено: 21.12.2024
После божественного откровения у подножия горы Синай, где народ в страхе и трепете предстоял перед грозными знамениями последовало глубочайшее отступление. Поклонение золотому тельцу, который символизировал Ваала, как мы говорили в прошлой статье, и участие в сакральной трапезе с последующей оргией в конце концов привели к гибели трех тысяч человек.
История повторилась сорок лет спустя. Исследователи утверждают, что существуют явные параллели между этими двумя событиями.
"И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава. " (Чис. 25:1)
Следует отметить, что на тот момент родилось и выросло целое поколение взамен тех, кто вышел из египетского плена. Совершенно новые люди, воспитанные на рассказах своих отцов. Им предстояло вновь пройти испытание прежде чем они войдут в новую землю. И такой час настал.
Подобно своим предкам, предавшимся распутству у Синая, они в очередной раз увлеклись языческим культом. Важным фактом между этими двумя событиями можно считать тот момент, что все это происходило после божественного откровения. На Синае был дан Закон и Завет, в Ситтиме народ получил нечто подобное. Из уст пророка Валаама, прозвучало одно из самых красивых пророчеств о грядущем Мессии.
"Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых." (Чис. 24:17)
Несмотря на эти впечатляющие знамения, тем не менее искушение отведать жертвенной трапезы и участие в последующем акте поклонения Ваалу Фегорскому оказалось сильнее.
". и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. " (Чис. 25:2-3)
Слово прилепился переведено в синодальной версии с еврейского "wayyiccäºmed"), что буквально означает "упряжка" "пара волов в упряжке" этим словом обычно описывается два животного пашущие поле, и довольно часто встречаются на просторе Ветхого Завета именно в этом смысле. Есть еще два слова на языке оригинала, которые переведены как "прилепится" но это совершенно разные слова. Допусти, когда идет речь о "прилепится к жене своей" то там употребляется другой термин буквально означающий "приклеится" или "прилепится".
В данном случае, мы можем наблюдать поразительную картину когда люди подобно животным, не отдавая себе отчета были увлечены культом Ваала и буквально "впряглись" вместе с ним, идя до самого конца.
Исследователи отмечают одну немаловажную деталь. Во всем Ветхом Завете текст Числ. 25:1 говорит о блудодействе мужчин, а не женщин. Глагол "zana" (термин используемый для описания как буквального блуда, так и духовного) используется здесь, чтобы описать активность мужчин в поклонении и последующей оргии с жрицами Ваала. На это намекает и текст, где все местоимения стоят в женском роде. " и приглашали они народ к жертвам богов своих ", ел народ жертвы их " и "кланялся богам их " (Чис. 25:2-3)
Все это напоминает ситуацию сорокалетней давности. Жертва, священник, праздник и оргия. Народ вновь впал в духовный блуд в результате которого погибло 24 тысячи человек.
" И воспламенился гнев Господень на Израиля. (Чис. 25:3)
Два события прочно вошли в историю израильтян. Они еще неоднократно будут вспоминаемы как печальные страницы падения, наказания и милости, дабы последующие поколения не забывали о прошлом.
В книге Второзаконие Моисей напоминает о тех мрачных картинах и воскрешает вновь в памяти желая отвратить от повторения ошибок.
"Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя; а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне. (Втор. 4:3-4)
(Здесь кстати опять встречается слово "прилепится" но это уже "(haddübëqîm) с корнем "dabak" что буквально означает - цепляться" )
Похожая притча
1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление.
Исх.32:1 . Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
Как видно из Втор. 9.9 и д., требование народа «сделай нам богов, которые бы шли пред нами» , имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога ( Исх. 20.1–2 ), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним ( Втор. 31.1–6 ). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай богов, которые бы шли пред нами» . Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами Пс.105 : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ( Пс. 105:20–21 ).
Исх.32:2 . И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
Исх.32:3 . И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея ( Исх. 24.14 ), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» ( Исх.32:22 ), т.е. опасение за собственную жизнь ( Исх. 17.4 ) заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен» , то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита, оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.
Исх.32:4 . Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аписа в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх ( Исх.32:6 ), пляске ( Исх.32:19 ) и шумных песнях ( Исх.32:18 ). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: «отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов» ( Деян. 7.39–40 ).
Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» . Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею ( Исх.32:8 ): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, Исх.32:5 , и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками ( 1Кор. 10.7 ).
Исх.32:5 . Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
Исх.32:6 . На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
Исх.32:7 . И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
Исх.32:8 . скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле разврат ( Втор. 4.16 ), являлось со стороны народа изменой данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог ( Исх. 19:8, 24:7 ). При таких отношениях к Иегове евреи перестают быть богоизбранным народом: «развратился народ Твой» ( Втор. 32:5 ). И если дарование законов обусловливается сыновним отношением Израиля к Богу, верностью Его постановлениям, то с изменой Иегове, с утратой народом своей богоизбранности прекращается и самое законодательство: «поспеши сойти [отсюда]» .
Исх.32:9 . И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;
Исх.32:10 . итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
Частный случай непослушания служит проявлением народного характера, – той жестокости ( Исх. 33:3, 5 , Втор. 9:6, 13 ), которая сказывается противлением божественному водительству, нежеланием сгибать свою шею под иго закона. При таком отношении евреев к Богу уже нет места для Его милосердия; оно исключает даже возможность ходатайства: «оставь Меня» ( Иер. 7:16, 11:14 ). Милосердие сменяется гневом, который сказывается наказанием ( Наум. 1:2 и др.). Но наказание недостойных потомков Авраама не исключает возможности исполнить данные ему обетования: богоизбранный народ будет произведен от потомка Авраама – Моисея.
Исх.32:11 . Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
Исх.32:12 . чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
Исх.32:13 . вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.
Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям ( Исх.32:11 ), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» ( Втор.11:28 ). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще ( Быт.48:19 ), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.
Исх.32:14 . И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
Грозное определение отменяется только до времени ( Исх.32:34 , Чис.14:22 и др.).
Исх.32:15 . И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
Исх.32:16 . скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
Исх.32:17 . И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
Исх.32:18 . Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
Исх.32:19 . Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию ( Исх.19:8, 24:3 ), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали ( Исх.24:12 ) и действительно дал ( Исх.31:18 ). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поелику, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство».
Исх.32:20 . и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
Исх.32:21 . И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
Исх.32:22 . Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
Исх.32:23 . Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
Исх.32:24 . И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
Исх.32:25 . Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
Исх.32:26 . И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
Исх.32:27 . И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
Исх.32:28 . И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
Исх.32:29 . Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
Суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных.
Исх.32:20 . и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
Нарушен завет со Всевышним – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце: его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен, – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а не сгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы ( Втор. 9:21 ), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятия с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т.е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями.
Исх.32:21 . И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
Исх.32:22 . Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
Исх.32:23 . Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
Исх.32:24 . И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
К лицам, на которых падает ответственность за нарушение завета, причисляется Аарон, как виновник того, что слиянием золотого тельца ввел евреев в грех идолослужения. Сам Аарон не отрицает своей вины, а только старается умалить ее: пытается в самых легких чертах представить свое участие в устроении тельца. По его словам выходит, что он только предложил носившим золотые украшения снять их, что они сами дали золото, которое он бросил в огонь, а телец образовался сам собой.
Исх.32:25 . Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
Моисей не придал особенного значения объяснениям своего брата. По его взгляду, Аарон виноват в таком послаблении, которого он ни в каком случае не должен был допускать и которое покрыло народ позором в глазах посторонних.
Исх.32:26 . И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
Указание Аарона на необузданность народа, как на причину его поступка имело известную долю справедливости. На призыв Моисея: «кто Господень, ко мне!» – откликнулись лишь одни сыны Левия, составлявшие в то время довольно многочисленное колено: в нем числилось более 22 000 душ мужского пола ( Чис.3:39 ). Расположение остального народа, оказалось не на стороне Господа, а на стороне золотого тельца. И это упорство, более греховное и преступное, чем самое служение тельцу, так как оно говорило о полном ожесточении сердца, навлекло на народ вполне заслуженное наказание.
Исх.32:27 . И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
Исх.32:28 . И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
Так как к Моисею собрались все сыны Левия ( Исх.32:26 ), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле. Три тысячи убитых левитами потерпели наказание не за общую вину всего народа, а за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.
Исх.32:29 . Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
Исполненное левитами без послаблений, без изъятий, основанных на личных отношениях к тому или другому из виновных, дело наказания было делом служения Господу, делом священным. Поэтому Моисей и сказал им «посвятите сегодня руки ваши Господу» . Своим поведением сыны Левия заслужат благословение от Господа «да ниспошлет Он вам благословение» .
Исх.32:30 . На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
Восхождение Моисея на гору Синай и 40-дневное пребывание на ней в посте и молитве ( Втор. 9:9 ) имело своею целью заглаждение совершенного народом великого греха. О своем намерении Моисей предваряет народ. Предварение могло иметь большое значение и для народа, и для самого Моисея. В первом оно возбуждало сознание греха и раскаяние в нем и тем облегчало ходатайство пророка, чем больше нашлось бы людей, сердечно кающихся в грехе, тем скорее могли быть услышаны мольбы Моисея о прощении греха.
Исх.32:31 . И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
Исх.32:32 . прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея ( Исх.32:11–13 ) Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство ( Исх.32:26 ), грозившее им со стороны Бога полным отвержением. Ввиду этого Моисей и молит: «прости грех их» . Если прощение не может быть даровано, то он предлагает в жертву свою жизнь: «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (ср. Пс.55:9 , Дан. 12:1 ).
Исх.32:33 . Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
Исх.32:34 . итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
Закон, нарушителями которого явились евреи, требует наказания виновного ( Исх.32:22 ), и так как правда одного не вменяется в праведность другому ( Иез.18:20 ), то самопожертвование Моисея не может быть принято. Виновные будут наказаны, не теперь, а впоследствии: к дальнейшим преступлениям будет причислена тогда и теперешняя вина народа. Но до наступления этого времени Моисей должен оставаться вождем Израиля: «веди народ сей» . При этом, как и ранее, он будет руководим непосредственно самим Богом: «вот, Ангел Мой пойдет пред тобою» . Лично Моисею, а не народу, обещается руководительство Божие, и это – одно из свидетельств гнева Всевышнего против согрешившего Израиля.
Исх.32:35 . И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
Речь идет не о новом наказании, но о совершившемся ( Исх.32:28 ), которое исходит от Бога ( Исх.32:27 ).
Похожая притча
Моисей принес жертву Богу и затем, в сопровождении многих лиц, взошел на гору, а потом направился еще выше только вдвоем, с Иисусом Навином, и там были даны ему в это время две каменные скрижали, на которых написаны были десять заповедей рукою Самого Бога. Моисей пробыл с Иисусом Навином на горе сорок дней.
Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: «Сделай нам Бога, который бы шел пред нами, потому что мы не знаем, что случилось с Моисеем».
Аарон велел евреям принести золотые серьги, которые носили еврейские женщины, сыновья и дочери. Из них Аарон слил золотого тельца, обделал его резцом и поставил пред тельцом жертвенник.
На другой день народ встал рано, принес тельцу жертвы и начал есть и пить, а потом стал играть.
Когда происходила эта идолопоклонническая пляска, сошли с горы Моисей и Иисус Навин. Моисей воспламенился гневом, бросил каменные скрижали и разбил их под горою.
Тельца, которого сделал Аарон, Моисей сжег на огне, стер в порошок, рассыпал по воде и дал пить воду евреям.
В наказание за этот грех идолопоклонства было в тот день убито около трех тысяч человек.
Моисей упрекал Аарона, зачем он слил тельца и ввел народ в грех. Аарон отвечал: «Ты знаешь этот народ, что он буйный». Он насильно принудил Аарона слить ему золотого тельца.
После этого Моисей опять взошел на гору и там получил от Бога разные законы и написал снова на двух скрижалях заповеди. Пробыв на горе сорок дней и сорок ночей, он возвратился. Лицо его блестело таким светом, что евреи не могли смотреть на него. Поэтому Моисей должен был сообщать народу повеления Божии, надевая на лицо свое покрывало.
Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста / Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20.
Похожая притча
На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления ( Исх 25–31 ) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола – З.Т. ( Исх. 32:1–6 ). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам. По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд; позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля ( Исх. 32:34 ; Числ. 14:22 ). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безоговорочно осуждалось (ср. Втор. 9:8–21 ; Неем. 9:18 ; Пс. 105:19–23 ). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям – до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого – в Дане ( 3Цар. 12:28 ). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства ( 4Цар. 17:21–23 ; ср. ⇒ Иеровоам ⇒ Высота).
Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху («Бык Господень»), нацарапанное на черепках, найденных в ⇒ Самарии. В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с которыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ бы-ка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, которые и привели к изготовлению З.Т.
Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.
Читайте также: