Благословение господне обогащает и печали с собой не приносит притчи

Обновлено: 14.11.2024

Читая Библию, находишь следующие слова: « Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит » (Пр.10:22). Благословение - что это такое? Семья, здоровье, достаток, жизненный или деловой успех. Но если поразмыслить, то согласимся, что многое, кажущееся благом, приносит с собой переживание, тревогу, и даже печаль.

Хороший брак приводит к рождению детей, что сопряжено со скорбью. Дети подрастают — появляется непослушание, народная мудрость на эту тему говорит: «Маленькие детки - маленькие бедки, большие дети большие беды» или «Маленькие дети спать не дают, а с большими сам не заснешь».

Успешная учеба приводит к способности делать более сложную работу, к доверию большего количество подчиненных, что так же сопряжено с проблемами. Часто у делового человека совсем нет свободного времени, личная жизнь отодвинута на второй план из-за полного погружения в бизнес. И однажды приходит осознание, что успех достается слишком дорогой ценой. Так какое благословение не приносит с собой печали? И возможно ли такое?

Еще один момент. Само желание благословения говорит о несовершенстве, неудовлетворенности. Человеку чего-то не хватает до полного счастья, без этого «чего-то» плохо. В Священном Писании описана история успешного человека, который обладал многими дарованиями. Многие современники, смотря на этого человека, говорили: «Чтоб мне так жить». Прочитаем (4 Цар.5:1): « Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но … » Было у него одно НО, которое портило ему жизнь. Для полного счастья ему не хватало здоровья. Нееман был прокаженным. Наверное, много методов и докторов он перепробовал, но тщетно — изъян, болезнь не уходила. Насколько сильно он желал выздороветь видно из того, что великий Нееман решил последовать совету маленькой девочки.

Обычно взрослые всерьез детей не воспринимают. Разве детям знакома глубина взрослой жизни? Мы скорей пойдем за советом к более мудрым, старшим, и их слов послушаем. Но в своей безысходности Нееман готов следовать совету ребенка, и выпрашивает у своего царя разрешения на поездку. На что « сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд ». Чтобы решить свою проблему Нееман берет целое состояние. В этом видно его понимание, что исцеление - великое дело, и что такое благословение не может быть дешевым. Кажется, Нееман готов нести все издержки.

Но неожиданно, после всех приключений и тяжести дороги, находясь рядом с обретением столь желанного благословения — здоровья, Нееман сталкивается с препятствием, которое не в состоянии преодолеть. Он даже готов развернуться и уйти. Почему? Задетое самолюбие говорит, что лучше остаться больным и без благословения, чем получить его ТАКИМ образом. Разве он мальчик чтобы просто окунаться в мутной речушке для получения здоровья. Оказывается не будет никакого священнодействия или ритуала. Ему, уважаемому сановнику, предлагают переступить через себя, а он не может.

Благословение Божье, а именно за ним и пришел Нееман, особое, его не получишь привычным способом - натиском, смекалкой, его не купишь. Если посмотреть на наибольшие благословения - мир с Богом и примирение с Ним, то, с одной стороны, это так просто и одновременно так сложно. Просто настолько, что ставит в тупик - как так, за меня все сделал Христос и не надо совершать великие дела веры для получения спасения, идти на коленях к святым местам? Этим-то оно и не понятно. С другой стороны, получить дар прощения грехов так сложно, так как самолюбие, гордость не дают в простоте склониться перед Богом и принять даром, как нищий. Ведь все нутро голосит: «Ты же должен САМ. Слово Человек звучит гордо. Ты ни перед кем колени не преклонял. Это так несовременно». Думаю, именно по этой причине пророк Елисей и не захотел взять даров от Неемана, хотя тот « принуждал ». Божье благословение нельзя заработать или купить, оно дается даром, из милости. По-другому не получишь.

А теперь обратим внимание каким Нееман после исцеления вернулся к Елисею. Он не только изменился внешне, огромная перемена произошла внутри него. Он осознал, Кто Такой Бог Израилев. До произошедшего, Бог Вседержитель в представлении Неемана стоял в одном ряду с идолами, известными ему. А теперь Нееман наполнен Богом Израилевым - только Он и нет других богов. Насколько разительная перемена произошла в нем, что он просит: « пусть рабу твоему (уже так Нееман обращается к пророку) дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа ».

Внутреннее благословение перекрывает внешнее. Это настолько очевидно, что Елисею остается напутствовать Неемана: « иди с миром ». Это не просто такая форма прощания. Здесь говорится о Божьем мире, который не добудешь своими силами. Обычно человек устремлен на поиск Божьего, а не Самого Бога. Наша испорченная натура боится Бога, так как страшно войти в Его присутствие со своими дурными наклонностями. Но покой и душевное равновесие, столь необходимые нам, дает только присутствие в сердце Самого Бога, а не получение от Бога желаемых подарков.

Размышляя над историей благословения Неемана можно сделать вывод: человек, приходя к Богу, просит одно, а получает иногда гораздо больше. Иногда не получает просимое, но все равно без благословения не остается. Это Божий почерк — давать не что просят, а что нужно на самом деле, чего жаждет естество просящего и чтобы ушла печаль.

« Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит ». Так какое благословение не приносит с собой печали? В чем оно? Оно заключается в Самом Господе нашем Иисусе Христе.

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Притчи 10:22 / Притч 10:22

Притчи 10 стих 22 — синодальный текст: Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 22−25 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании

Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого — праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс CXXVI:2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого — вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис LXVI:4; Иов III:25), а конец его — внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. I:27; Иов I:19).

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

Книгу Притчей принято делить на три части. В главах 1-9 рифмованные наставления были более пространны, отличались большей сложностью композиции.

Во второй части Книги Притчей, в главах 10-21 автор отдает преимущество кратким афоризмам, иногда состоящих из одного стиха, в котором выражена законченная мысль. Мудрость по прежнему остается главной направленностью притч, но тематика второй части заметно расширяется. Для особой выразительности используется принцип антитезы, сравнения или дальнейшего развития высказанной мысли.

Быстрая смена темы удерживает внимание читателя и побуждает к концентрации мысли.

6 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

Жизнь праведных и беззаконных - одна из основных тем Книги Притчей.

Соломон обращает внимание на то, насколько различна даже посмертная память праведника и беззаконника. Убеждения Соломона основываются на обетованиях Господа, предложивших своему народу выбрать благословение или проклятие. (Втор.11;30).

8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

Трудно скрыть своё истинное нутро, глупого выдают его уста и глаза.

Источник жизни в устах Праведника, который с мудростью принял заповеди Господа в свое сердце.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Внутренние качества человека влияют на его поведение и поступки и формирует его чувства и отношение к окружающим. Нечестивый сеет вокруг ненависть, а праведный все покрывает любовью.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.

15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.

16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.

Нерадивость зачастую приводит их к бедности, а нечестивые, стремясь к богатству, часто достигают цели, но их успех зиждется на грехе.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.

Стихи 13-17 хорошо иллюстрируют направленность второй части Книги Притч, демонстрируя краткость, противопоставления и частую смену тем.

Святитель Иоанна Златоуста объединяет эти стихи общим богословским смыслом:

«А в иносказательном смысле (κατὰ διάνοιαν): ученики богатеющих в Бога – несокрушимы, а нечестивые, не имеющие ничего, достойного внимания, бывают бедны, поэтому и погибают. «Путями жизни» (Притч. 10:17) называет те, которые ведут к добродетели, «наказанием необличенным» (παιδείαν δὲ ἀωεξέλεγκτον) – худое расположение души, скрытно ведущее к заблуждению». (Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Притчи Соломона.)

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.

20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

Давид просил Господа: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс.18:15).

22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.

23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Забавы ради глупец губит не только себя, но и жизни окружающих. Но, несмотря на свою беспечность, он не может не страшиться воздаяния.

24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.

25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании.

Основание праведника - престол Господа:

«Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим». (Пс.88:15).

26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

Ленивый, как и глупый, создаёт проблемы не только себе самому, но и окружающим.

27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.

28 Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.

29 Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.

30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.

«Праведник и ныне пьет воду живую и обильнее испиет ее впоследствии, когда будет вписан в гражданство во граде Божием». (Святитель Василий Великий. Беседы на Псалмы. Пс.45.)

Читайте также: