Притча о заплате к ветхой одежде толкование

Обновлено: 02.05.2024

Ст. 16-17 Никто не накладывает заплаты из грубой ткани на старую одежду [или: к старой одежде] Ибо оторвет ее от одежды в целости, и разрыв будет еще худшим. И не вливают нового вина в мехи старые; иначе разорвутся старые мехи, и прольется вино, и мехи пропадут; но вино новое наливают в мехи новые, тогда будет в целости и то и другое

То, что Он говорит, значит следующее. Пока кто-либо не возрожден и, отложив ветхого человека, через Мои страдания (не) будет облекаться в нового (человека), до того времени он не может выносить более строгих предписаний поста и воздержания, чтобы через излишнее воздержание не утратить (той) веры, которую он, как кажется, еще имеет. А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны - одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: О, несмысленные [или: неразумные] Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине ( Гал. 3:1 ) . Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах].

Свт. Иоанн Златоуст

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Спаситель опять подтверждает слова Свои общими доказательствами. Смысл слов Его таков: ученики еще не утвердились, и требуют большего снисхождения; они еще не обновились духом; а при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей.

Говоря это, Он дал ученикам Своим закон и правило, чтоб и они, когда будут принимать в число учеников своих всех живущих во вселенной, обращались с ними с великою кротостью.

Похожая притча

Спаситель опять подтверждает слова Свои общими доказательствами. Смысл слов Его таков: ученики еще не утвердились, и требуют большего снисхождения; они еще не обновились духом; а при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей.

Говоря это, Он дал ученикам Своим закон и правило, чтоб и они, когда будут принимать в число учеников своих всех живущих во вселенной, обращались с ними с великою кротостью.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Петр Хрисолог

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Господь говорит, что убранство древнего закона износилось от иудейских поучений, истлело от [их] чувств, изорвалось от борьбы группировок, обветшало от бесчестных поступков. Заплатой из небеленой ткани Он называет покров Евангелия. Но обрати внимание на заплату, это не часть разрыва, но начало ткани. Тогда ткань царского облачения ткалась из «шерсти Христа», из шерсти, которую давал агнец, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ) . Царское облачение ткалось, и кровь страданий окрасила его пурпурным блеском.

Лопухин А.П.

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Ученики, говорит, еще не сделались крепкими, но нуждаются в снисхождении, и не должно возлагать на них тяжесть заповедей. Но Он сказал это, научая и учеников, чтобы и они, когда будут учить вселенную, были снисходительны. Итак, пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников.

Похожая притча

Уважаемая Елена! Вот вам понимание этих слов, правда не по Луке, а по Матфею:


Ст.16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой
ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет еще
хуже. (Мк.2: 21; Лк.5:36)


Речь здесь идет о Ветхом и Новом завете, как впрочем и в предыдущем стихе. Как к ветхой одежде никто не пришивает заплаты из новой материи, да еще даже небеленой ткани, т.к. эта новая заплата гораздо прочнее нежели то, к чему она пришивается, ибо она тогда потянет за собой края ветхой одежды, сделав дыру еще большую нежели она была ранее. Да, не стоит вообще чинить ветхую одежду за счет новой, т.к. она уже выслужила свой срок, выполнив свое назначение, от чего и стала такой ветхой. Иисус говорит, что не надо чинить ветхое новым, что бы не разодрать его; не лучше ли надеть новые одежды. Он не посягает на Ветхий завет и закон, Он пришел исполнить его, и для исполнения закона Он и принес Новый завет, т.к. Ветхий завет исполнял свою функцию на земле, теперь же настало время подумать человеку и о Небесном, о жизни вечной.
Человечество пережило тот завет, ибо всякое общество живёт по своему закону, но вот, ему предлагаются новые ценности, и поэтому говорится (ст.15), что пост отныне будет по иному поводу. Богом данный когда-то завет, стал как бы мал, ветх и тесен людям для их будущей жизни; отсюда, Иисус, в Своей притче, и говорит об образовавшихся в этой связи дырах и о «заплатах». В новых условиях они уже не помогут, а только увеличат дыры и разрыв между прошлым и будущем. И вот Бог вновь, в лице Своего Сына, как символа будущего, посылает людям Новый Свой Завет, завет не этой жизни по закону, а завет новой,- жизни вечной.
«Отсутствие» поста в момент пребывания Господа на земле, лишь подтверждает, что Он и пришел в этот мир привнести в него Свой Новый, еще даже «небеленый», т.е. не опробованный и не пояснённый Его апостолами, завет. Поэтому Он так бескомпромиссно, не боясь вызвать гнева иудейских ортодоксов, говорит: «Я пришел призвать» (ст.13), призвать людей к новым вершинам, к новым ценностям, к Новому Завету. И тогда пост и будет у «сынов чертога», но всё это будет чуть позже.
Для Христа же важно, чтобы не было ветхих «дыр» в этой новой одежде, для души и духа человека, т.к. старая, сама по себе обветшала от плоти человеческой, и именно поэтому Он не даёт свода новых правил и законов «для тела», ибо они всё те же, Он же дает вечные истины для души и духа и это уже окончательные истины для жизни вечной.
Он Сам представил Себя людям, как то, что Он — есть Истина. Странным образом, но очень единодушно толкуется данный стих у многих древних отцов церкви, и как нам кажется, несовсем верно. Выразителем данной точки зрения является и Зигабен. Он говорит: «Кончина (πληρωμα), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим». Иисус не возлагает на учеников Своих «тяжести поста» не потому, что они ещё не в силах соблюсти его, по слабости своей, а по тому, что всё ещё «с ними жених…», т.е. Сам Он. Совершенно неверный посыл высказан и у Феофилакта: «пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников». Вероятно, всё же, «старые одежды и меха», это Ветхий Завет; а «новое вино»- есть Новый Завет. «Новая заплата» же, есть отдельные части, или куски Нового Завета, коими, без полноты его, невозможно починить, или обновить то, что уже исчерпало себя и свой век для будущего. За Ветхим Заветом приходит Новый, обращенный в будущее, но сказано было: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). Таким образом мы видим, что здесь Иисус говорит не о затыкании дыр в Ветхом Завете, неспособном объяснить и поставить новые задачи, а о том, что уже пришло время открыть перед человеком Новый Божий Завет. Он говорит, что нельзя к старому пришивать новое, ибо и старое не станет от этого новей, и новое потеряет свою часть, только разодрав «ветхое». Каждому плоду свой срок, свое время. В словах Христа мы здесь видим и определённую заботу об ветхой одежде, о недопустимости раздирать её, всякого рода, новыми заплатами, дабы не сделать её «ещё хуже». Закон, эта та самая «одежда», так долго служившая человеку по плоти его; пришло же время и о душе подумать, подумать и о будущей «жатве», ибо не прах плоти людской надобен Господу, но дух превозмогший эту плоть.
Как бы в подтверждение Им же сказанного, Иисус приводит и еще одно образное сравнение.


Ст.17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе
прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино
молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
(Мк.2:22; Лк.5:37-39)


Сказанное Христом, не есть т.н. «новое учение о постах», ибо пост он и до, и после прихода Христа, остаётся постом, т.к. он, как и «суббота», для человека, а не человек для поста. То, что речь Иисуса обращена к молодым, подтверждается и у Луки. У него сказано: «но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тот час молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк.5:38,39). Союз «и», у Луки, вполне можно было бы заменить на- «но»: «но никто, пив старое…». Иисус говорит о традициях, менять которые всегда трудно, тем более тем, кто за свою жизнь привык к ним.
Последняя фраза этого стиха: «и сберегается то и другое», можно в равной степени отнести и к образам предыдущего стиха о ветхой и новой одежде, и к данному случаю, ибо важный принцип: «не навреди», в словах Христа, актуален и там и здесь. Образ «молодого вина» в этом рассказе Иисуса не случаен. Молодое вино- живое, ибо оно зреет, оно «играет», а значит живет. И не надо смешивать его со старым, устоявшимся, обретшем свой вкус, или помещать его в старые мехи, которые уже прошли своё испытание на прочность. Все примеры и советы Иисуса очень практичны и поэтому должны были быть понятными слушающим Его. Однако, не всё так однозначно. Под «мехами», можно полагать - души человеческие, под «молодым вином», новую кровь, учение Христово. У Феофилакта же, на этот счёт, иное мнение; он говорит, что «пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников». Иного, и как нам кажется, несколько более верного, хотя так же спорного мнения, придерживается Иероним Стридонтский, говоря: «представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны - одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: О, несмысленные [или: неразумные> Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине. Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах]». Иисус говорит, что молодое вино надобно вливать в новые меха, т.е. новое учение посильно молодым сердцам и душам, способным усвоить его и сохранить, что не надо пытаться научить новому людей, неспособных выдержать преломления и изменения привычек и традиций, ибо их психика может не выдержать столь радикальных для них перемен. Это мысль Иеронима по сути своей верна, но…
Но почему Иисус на вопрос Иоанновых учеников о посте (ст.14) отвечает им именно таким образом, именно этими притчами? Дело в том, что, само новое учение, как новая одежда или новое вино, влекло за собой и новые правила ношения или употребления их. Так и пост, говорит Иисус, придет тогда, когда Мною до конца будет роздана эта новая одежда и это новое вино; когда вы «научитесь» отличать «жертву» от «милости» (ст.13), и когда Я покину вас, а вы начнёте в бессилии искать Меня. Но пока, Иисус, как бы упрекает учеников Иоанна за осуждение ими Его учеников. Это их, Он, образно, называет новыми, «небелёными» заплатками на ветхой одежде, т.е. вцепившихся в Ветхий Завет; это их молодую и горячую кровь Он сравнивает с «молодым вином», способным разодрать «старые мехи», т.е. Ветхий Завет, и тем самым нанести непоправимый ущерб Слову Божию. Слова Христа несут в себе не только упрёк иоанновым ученикам, но и своего рода, приглашение им, стать, как и Его ученики, «сынами чертога брачного» (ст.15). Иисус как бы говорит: не в постах сейчас дело, ибо будут и посты, дело в том, что молодое вино надо влить в новые меха. Иисус не форсирует события, а постепенно, через притчи и новые образцы, вводит слушающих Его в существо дела, показывая, что Ветхий Завет хорош для ветхого человека, новому же, необходим и Новый Завет, ибо только «тогда сбережётся и то и другое». Слово «сбережётся», в данном контексте, может означать- «спасётся».
По всей вероятности, предыдущие слова, т.е. первую притчу, Иисус произносил не только в доме Матфея, а вот вторую (о мехах и вине), передающую тот же смысл, Он возглашал и позднее, при большом скоплении народа.

Троицкие листки

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Слова Господа о том, что ученики будут поститься, когда Он не будет видимо пребывать с ними, сбылись в точности: по вознесении Его мы видим их пребывающими в посте и молитве. А чтобы показать, как слабы были ученики Его в то время, Он присовокупляет: и никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, из сурового полотна, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мои ученики еще не обновились духом, поэтому не должно налагать на них тяжких заповедей; они требуют еще снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили, и с первого раза не налагали тяжких заповедей.

Троицкие листки. №801-1050.

new/mf/09/16.txt · Последние изменения: 2018/11/30 07:51 — ermashel

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Ученики, говорит, еще не сделались крепкими, но нуждаются в снисхождении, и не должно возлагать на них тяжесть заповедей. Но Он сказал это, научая и учеников, чтобы и они, когда будут учить вселенную, были снисходительны. Итак, пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

(Мк. 2:21; Лк. 5:36). Выражения здесь у всех трех евангелистов отличаются крайнею темнотою и это всегда доставляло огромные затруднения экзегетам. Яснее мысль этого стиха выражена у Луки (5:36): никто не пришивает заплаты от новой одежды к старой одежде, если же делает иначе, то новая (одежда) разрывается и к старой одежде не подходит заплата от новой одежды. Так по буквальному и возможно точному переводу.

Толковая Библия.

Евфимий Зигабен

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе

Желая показать, что Он не налагает на учеников, как еще слабых, бремени поста, показывает это притчей, говоря: никто, желая починить старую разорванную одежду, не пришивает на старой части куска небеленой, т.е. новой материи. Далее присоединяет и причину.

возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Кончина (πληρωμα), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим.

Лопухин А.П.

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

( Мк. 2:21 ; Лк. 5:36 ) . Выражения здесь у всех трех евангелистов отличаются крайнею темнотою и это всегда доставляло огромные затруднения экзегетам. Яснее мысль этого стиха выражена у Луки (5:36) : никто не пришивает заплаты от новой одежды к старой одежде, если же делает иначе, то новая (одежда) разрывается и к старой одежде не подходит заплата от новой одежды. Так по буквальному и возможно точному переводу.

Похожая притча

Ст. 36-38 И никтоже вливает вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, расторгнет новое вино мехи, и само излиется, и меси погибнут: но вино новое в мехи новы вливати: и обоя соблюдутся. И никтоже пив ветхое, абие хощет новаго: глаголет бо: ветхое лучше есть

Это – второе сравнение. Новая заплата здесь означает пост, а старая одежда – еще слабость или несовершенство учеников Христовых. Таким образом, в указанных словах выражается та мысль, что так как ученики Христовы еще слабы, не утвердились и не обновились Духом Святым, то и требуют еще большего снисхождения, и потому нельзя обременять их строгостию жизни и тягостию заповедей (Злат.). Та же мысль выражается и в дальнейших ответных словах Христовых – в третьем уподоблении. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.). Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего И. Христа (2Кор. 5:17). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас, благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. Л.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 16-17 Никто не накладывает заплаты из грубой ткани на старую одежду [или: к старой одежде] Ибо оторвет ее от одежды в целости, и разрыв будет еще худшим. И не вливают нового вина в мехи старые; иначе разорвутся старые мехи, и прольется вино, и мехи пропадут; но вино новое наливают в мехи новые, тогда будет в целости и то и другое

То, что Он говорит, значит следующее. Пока кто-либо не возрожден и, отложив ветхого человека, через Мои страдания (не) будет облекаться в нового (человека), до того времени он не может выносить более строгих предписаний поста и воздержания, чтобы через излишнее воздержание не утратить (той) веры, которую он, как кажется, еще имеет. А представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны - одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: О, несмысленные [или: неразумные] Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине (Гал. 3:1). Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах].

Толкование на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Слова Господа о том, что ученики будут поститься, когда Он не будет видимо пребывать с ними, сбылись в точности: по вознесении Его мы видим их пребывающими в посте и молитве. А чтобы показать, как слабы были ученики Его в то время, Он присовокупляет: и никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, из сурового полотна, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Мои ученики еще не обновились духом, поэтому не должно налагать на них тяжких заповедей; они требуют еще снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили, и с первого раза не налагали тяжких заповедей.

Евфимий Зигабен

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе

Желая показать, что Он не налагает на учеников, как еще слабых, бремени поста, показывает это притчей, говоря: никто, желая починить старую разорванную одежду, не пришивает на старой части куска небеленой, т.е. новой материи. Далее присоединяет и причину.

возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет

Кончина (πληρωμα), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Петр Хрисолог

И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже

Господь говорит, что убранство древнего закона износилось от иудейских поучений, истлело от [их] чувств, изорвалось от борьбы группировок, обветшало от бесчестных поступков. Заплатой из небеленой ткани Он называет покров Евангелия. Но обрати внимание на заплату, это не часть разрыва, но начало ткани. Тогда ткань царского облачения ткалась из «шерсти Христа», из шерсти, которую давал агнец, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1:29). Царское облачение ткалось, и кровь страданий окрасила его пурпурным блеском.

Собрание проповедей.

Читайте также: