Притча о виноградарях занятие для детей

Обновлено: 22.12.2024

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20.1–16).

Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Он всем дает, вне зависимости от времени начала работы, такую плату, которую считает нужной. Так, Бог может равно дать Царство и духовные дары человеку, с детства бывшему в Церкви и обратившемуся к вере незадолго до смерти; Он равно примет покаяние и того, и другого, и обоим простит грехи.

Ропот виноградарей, трудившихся с самого утра, как выражение человеческого представления о справедливости, противопоставляется в притче Божественной щедрости и любви. Зависть, охватившая трудившихся весь день, сродни низким чувствам старшего брата в притче о блудном сыне. Конец притчи о виноградарях показывает, что душевное устроение «первых» может снизить достоинство их долгого труда в винограднике Господнем, а усердие «последних», наоборот, более удовлетворит Хозяина виноградника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею

XXIII В заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею Во время пребывания в Перее Спаситель по обычаю занимался делами благотворения, поучал народ и беседовал с

Притча о работниках в винограднике

Притча о работниках в винограднике «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ЧУЖОМ САДУ

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ЧУЖОМ САДУ Mp. XII, 1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.И начал им говорить в притчах: человек насадил сад, и огородил, вырыл пруд,

Отделение 12. Притча о винограднике и о делателях, нанятых в разные часы

Отделение 12. Притча о винограднике и о делателях, нанятых в разные часы Глава 1. И притча о винограднике, в который в разные часы дня приходили имевшие возделывать оный, один за другим, нанимаясь с утра до вечера, как позволяло кому время, кажется согласною с сказанным

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличение книжников и фа

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

151. Притча о винограднике

151. Притча о винограднике В одной деревне две группы жителей долго враждовали между собой – то по одной причине, то по другой. Один крестьянин, владевший двумя акрами земли, выращивал на ней виноград и, продавая его, получал средства к существованию. Он не принадлежал ни к

О Работниках, получивших одинаковую плату

О Работниках, получивших одинаковую плату Господь показывает неправильность такого утилитарного подхода к религии. В спасении человека так мало делается им самим, что о вознаграждении по заслугам не приходится говорить. В качестве примера Господь рассказал о

Глава 20. 1. Притча о работниках в винограднике.

Глава 20. 1. Притча о работниках в винограднике. 1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свойНаречие . (ибо) поставляет дальнейшую притчу Спасителя в ближайшую связь с предыдущей Его речью, т.е. с 19:30. Но так как

Притча о работниках, получивших ровную плату (Матф. 20:1-16).

Притча о работниках, получивших ровную плату (Матф. 20:1-16). Эта притча имеет целью уяснить, как может оказаться, что «последний будет первым». Сделает это милосердие, благость Божия. Царствие Божие представляется здесь под образом домохозяина, нанимающего работников в свой

Притча о работниках в винограднике

Притча о работниках в винограднике Иисус продолжал: «Царство Небесное вот с чем можно сравнить. Один человек вышел как — то рано утром из дома своего нанять работников для своего виноградника. 2 Сговорившись с работниками об оплате по денарию за день, он послал их в свой

Глава 20 1. Притча о работниках в винограднике

Глава 20 1. Притча о работниках в винограднике 1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой Наречие . (ибо) поставляет дальнейшую притчу Спасителя в ближайшую связь с предыдущей Его речью, т.е. с 19:30. Но так как

Притча о работниках, получивших ровную плату (Матф. 20:1-16).

Притча о работниках, получивших ровную плату (Матф. 20:1-16). Эта притча имеет целью уяснить, как может оказаться, что «последний будет первым». Сделает это милосердие, благость Божия. Царствие Божие представляется здесь под образом домохозяина, нанимающего работников в свой

Песнь о винограднике

Песнь о винограднике 1 Я спою Любимому моемупесню о Его винограднике:Виноградник был у Любимого моегона плодородном холме.2 Он окопал его, от камней очистили засадил лучшими лозами.Он построил в нем сторожевую башнюи вытесал давильный пресс.Он ждал от него хороших ягод

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ЧУЖОМ САДУ

ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ЧУЖОМ САДУ (Мр. XII, 1-9; Мф. XXI, 41,42)И начал им говорить в притчах: человек насадил сад, и огородил, вырыл пруд, и поставил избу, и сдал мужи— v кам, а сам уехал.И в срок послал к мужикам работника, чтобы получить по уговору плоды с сада.Мужики схватили

Притча о работавших в винограднике

О работниках в винограднике

О работниках в винограднике И вот что еще какую притчу рассказал Иисус ученикам Своим.Хозяин дома вышел поутру, чтобы найти работников для виноградника. Договорился он с работниками по динарию на день и послал их в виноградник. Выйдя из дома через три часа, этот человек

Похожая притча

Господь, проповедуя Царство Божие, призывал людей прежде всего искоренять в себе гордость и стремиться к истинному смирению. В противном случае многие, считающие здесь себя первыми, в Царстве Небесном могут оказаться последними, а последние первыми. Чтобы нагляднее выразить эту мысль, Иисус Христос рассказал притчу о работающих в винограднике.

«Царство Небесное, — сказал Христос, — подобно владельцу виноградника, который вышел на торговую площадь нанять работников в свой виноградник. Хотя было еще раннее утро, но желающие наняться на работу уже находились на площади. Договорившись с ними по динарию за день, хозяин отправил их на работу в виноградник.

Часа через три владелец опять пошел на рынок и увидел там еще рабочих, ожидающих найма. И этих он отправил в свой виноградник, сказав им при этом: «Что следовать будет вам, дам вам».

Выходил хозяин виноградника на рынок и в полдень, и часа через три после полудня, и каждый раз посылал в свой виноградник наемных рабочих. Наконец, вышел он перед заходом солнца, когда рабочий день приближался к концу, но и в этот поздний час он встретил на торговой площади рабочих, которых никто не нанял. И этих он послал в свой виноградник, обещая заплатить им, что будет следовать по расчету.

И вот, когда закончился трудовой день, владелец виноградника повелел управляющему пригласить рабочих для расчета. Рабочие ожидали, что получат плату соответственно количеству проработанных ими часов, но были удивлены, когда хозяин велел своему управителю выдать всем поровну, по динарию, начав расчет с последних.

Тогда пришедшие в виноградник первыми стали роптать на хозяина, говоря: «Мы перенесли тягость целого дня и полуденный зной, а ты сравнял нас с работающими один только час, да и то во время вечерней прохлады».

Обращаясь к одному из недовольных, хозяин кротко сказал ему «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» [*].

Эта притча Господня имеет глубокий смысл. «Торжище» — это мир, в котором в разное время рождаются как отдельные личности, так и целые народы. Они часто бывают «духовно-безработны» и жаждут Божьего призыва на духовное делание в Церкви Христовой (в Винограднике Христовом). «Хозяин» — это Господь, зовущий всех духовно-безработных в Свой Виноградник.

На заре истории Церкви призывающее в Царство Небесное Божественное Слово прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль устами ветхозаветных пророков, а в конце веков — устами Самого Богочеловека первым был призван к работе в винограднике Господнем. Затем Слово Божие пронеслось проповедью по всему миру. Оно все время», с раннего утра до захождения солнца», призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой. Слово Господне зовет к Божьему труду всех, стоящих на торжище праздно, т. е. духовно-безработных.

«Часы» — третий, шестой, девятый, одиннадцатый — означают или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Божий.

Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Здесь «вечер», конец трудового дня, символически может означать или завершение земной истории Церкви, или же конец индивидуальной жизни человека, его смертный час. Расплата хозяина с работниками символически означает справедливый, но милующий суд Божий над людьми, которые были призваны в Церковь Христову в разное время.

И вот здесь человеческая формальная справедливость хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви. Виноградари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал «последним» меньше одного динария, т. е. сумму, недостаточную для дневного пропитания. Им не было дела до пришедших «последними», но в их душах проявилась зависть, недружелюбие и даже осуждение якобы несправедливой щедрости хозяина, которая противоречила их гордости — как это он мог сравнить их, призванных «первыми», с теми, которые пришли «последними»?

Вся эта гамма морально-низких чувств, которая обуяла «первых», снизила качество их труда на ниве Господней. Ведь с таким настроением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии хозяину.

У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно-нравственной. И по этой оценке «последние» стали «первыми» и «первые» — «последними», а может быть, и совсем лишились участия в Царстве Небесном. «Ибо, — добавил Христос, — много званых, а мало избранных».

С другой стороны, эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни, как это и произошло с благоразумным разбойником.

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и,

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях Несколько сходна по своему содержанию и смыслу с предыдущей притчей и притча о злых виноградарях. Вот она:«Один хозяин насадил виноградник, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил башню, отдал его виноградарям, а сам отлучился. Когда

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12)

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12) И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличение книжников и фа

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

33. Притча о злых виноградарях.

33. Притча о злых виноградарях. 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.(Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 — Послушайте ещё одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни k и построил сторожевую башню. l Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 34 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:— Один человек посадил виноградник. c Он отдал его внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал раба к виноградарям, чтобы они дали

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях 33 Послушайте другую притчу. Жил один человек, у которого было имение, он насадил виноградник, обнес оградой его, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал. 34 Когда подошло время для сбора

Притча о неверных виноградарях

Притча о неверных виноградарях И Он стал говорить им в притчах: «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал. 2 Во время сбора урожая послал он к виноградарям слугу, чтобы

Притча о неверных виноградарях

Притча о неверных виноградарях 9 Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал. 10 Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого

33. Притча о злых виноградарях

33. Притча о злых виноградарях 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. (Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни g и построил сторожевую башню h. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну. 34 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.— Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню b. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края. 2 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:— Один человек посадил виноградник a. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии — Христа.Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам

Похожая притча

Несколько сходна по своему содержанию и смыслу с предыдущей притчей и притча о злых виноградарях. Вот она:

«Один хозяин насадил виноградник, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил башню, отдал его виноградарям, а сам отлучился. Когда приблизилось время собирать плоды, он послал своих слуг к виноградарям, чтобы получить плоды. Виноградари, схватив его слуг, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг больше прежнего, и с ними поступили так же. Напоследок послал он к ним своего сына, говоря: «Устыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник, пойдем и убьем его и завладеем его наследством». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Некоторые из слушателей сказали на это: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свое время». И, подтверждая истину этого ответа, Господь сказал: «Итак, отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

В этой притче также указывается попечение Господне об иудейском народе. После всех милостей, которые явил ему Бог, конечно, надлежало ожидать от него добрых плодов, но иудеи посланных к ним пророков мучили и убивали и, наконец, распяли Самого Христа, Сына Божиего.

Впрочем, угрозы, высказанные в этой притче, могут относиться и ко всем нерадивым и беспечным христианам. Нам всем явлены бесчисленные милости, нам всем вверен виноградник, от которого Господь ожидает плодов, ибо нам открыто учение Господне, нам даны способности и силы, чтобы нам уразуметь волю Господню и верно служить Ему. Если же мы не будем приносить добрых плодов, то от нас отнимется Царство Божие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Как страшно бывает священнику, когда он обращается к Божиему народу, к людям, которых так возлюбил Господь, что Свою жизнь отдал для них, – с этими словами. Как страшно, что он,

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и,

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях Несколько сходна по своему содержанию и смыслу с предыдущей притчей и притча о злых виноградарях. Вот она:«Один хозяин насадил виноградник, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил башню, отдал его виноградарям, а сам отлучился. Когда

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12)

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12) И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов

33. Притча о злых виноградарях.

33. Притча о злых виноградарях. 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.(Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19).

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19). Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой,

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 — Послушайте ещё одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни k и построил сторожевую башню. l Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 34 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.— Один человек посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню. b Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 2 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:— Один человек посадил виноградник. c Он отдал его внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал раба к виноградарям, чтобы они дали

33. Притча о злых виноградарях

33. Притча о злых виноградарях 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. (Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19).

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19). Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой,

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни g и построил сторожевую башню h. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну. 34 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.— Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню b. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края. 2 Когда

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:— Один человек посадил виноградник a. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали

Притча о злых виноградарях

Притча о злых виноградарях Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии — Христа.Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам

Похожая притча

В нынешний воскресный день, братья мои возлюбленные, положено Церковью читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесенной оградой, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг или совсем убивали и камнями побивали, а наконец, убили и единственного сына хозяина.

Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощыо благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев (Ис. 5, 7). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир. В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!

Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие (1 Пет. 2, 9). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.

Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам (2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4).

Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.

Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.

Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.

Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» (Ин. 7, 37), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.

Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.

В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Читаем Евангелие вместе с церковью

Неверный путь виноградарей

В сегодняшней притче, прежде всего, говорится о еврейском народе, который настолько привык к идее своей исключительности, своих особых отношениях с Богом, что забыл о самом главном: ради чего был заключен завет между Богом и еврейским народом.

Христос после этой притчи обращается к слушавшим его иудеям: как вы думаете, что сделает хозяин виноградника с этими слугами? Иудеи отвечают так, как поступили бы сами: он направит туда войско, этих распоясавшихся людей уничтожат, а виноградник передаст другим виноградарям. Они не догадывались о том, что эта притча была о них самих, о том, что вместо того приносить плоды веры и благочестия они стали считать себя собственниками божественного завета, и в ответ на реплику иудеев, Спаситель говорит: разве вы не читали в пророческих книгах – камень, который отвергли строители, в силу его особой формы, неудобной для стройки, именно этот камень стал во главу угла, то есть стал замковым камнем, основным несущим всю силовую нагрузку в конструкции арки. Под этим камнем Христос подразумевает самого себя, он знает, что его выведут за пределы Иерусалима, убьют, но именно на этом камне будет основан новый Израиль – Церковь Христова, в которую войдет не только еврейский народ, но и все народы земли.

Иногда на человека находит ощущение того, что он на самом деле собственник своей жизни, что всё, что в ней есть ему принадлежит по праву и он, а не Бог здесь хозяин, и когда такое состояние целиком овладеет человеком можно заметить, насколько зло и агрессивно он будет реагировать на любые попытки расставить всё на свои места показать, что есть Бог – есть хозяин, а ты не более чем труженик в его винограднике.

Если внутри нас появляется какое-то раздражение, неприязнь, обида, когда кто-то со стороны пытается несколько урезонить в наших безграничных претензиях на это, казалось бы законное собственничество, то мы должны остановиться и понять: мы пошли не тем путем и мы можем оказаться в очень трагическом положении, когда наш виноградник, всё то, что нас окружает будет отдан другим, тем, кто сможет приносить достойный плод.

Помоги же нам, Господи, помнить, что не мы центр мироздания, а ты – наш хозяин, а мы всего лишь плохие труженики Твоего виноградника.

Читайте также: