Притча о верном рабе
Обновлено: 14.11.2024
45 Кто же тогда тот верный и благоразумный раб, которого в доме своем хозяин поставил над всеми, чтобы вовремя пищу им раздавать? 46 Блажен раб, которого господин его, придя, найдет за порученным делом. 47 Заверяю вас, что поставит хозяин его управлять всем имуществом своим. 48 Ну, а если негодным окажется тот рабом, рассуждающим так: «Не скоро вернется хозяин мой», 49 если бить начнет он других рабов, есть и пить с пьяницами, 50 то придет хозяин раба того в день, в который тот не ожидает, и в час, о котором не знает тот, 51 определит ему с лицемерами место, где подвергнет жестокому наказанию — и будет он там вопить и скрежетать зубами.
Б. Последнее время у Даниила
Б. Последнее время у Даниила Апокалиптическая фраза «последнее время» или «время конца» в Книге пророка Даниила заслуживает пристального внимания. Это выражение употребляется только в видениях Даниила, касающихся «отдаленных времен» (пять раз эта фраза употребляется в
ГЛАВА 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе
ГЛАВА 31. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о неверном управителе Ропот фарисеев и книжников на Иисуса за общение Его с грешникамиКуда бы Иисус ни пришел, всюду к Нему собирались несметные толпы народа. В толпе всегда были фарисеи и
Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике
Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало
23. Притча о жестоком рабе.
23. Притча о жестоком рабе. 23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;Об . см. прим. к 13:24. Царство “подобно” царю – особенность речи в притчах Спасителя. Царь называется “человеком,” указывается на какое-нибудь событие в
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ За прошедшее столетие вновь произошло умножение грехов и снижение греховного порога в результате внедрившегося в умы людей антихриста в виде материалистическоатеистического учения и лжепророка в лице Коммунистической партии Маркса — Ленина. В
Притча о неверном домоправителе (Луки 16:1-17).
Притча о неверном домоправителе (Луки 16:1-17). Это — притча, которая совершенно напрасно многих смущает. Прекрасно объясняет Еп. Феофан Затворник, что «всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но она не во всем подобна тому предмету,
Увещание о бдительности и притчи о рабах, ожидающих господина, хозяина дома, верном и неверном домоправителе Лк. 12, 35–59
Увещание о бдительности и притчи о рабах, ожидающих господина, хозяина дома, верном и неверном домоправителе Лк. 12, 35–59 Продолжая речь, господь увещевал учеников своих быть бдительными и всегда готовыми к открытию благодатного Царства Его, которое, по слову Его, не
Последнее время
Последнее время см.: Последний день, дни.
Последнее время: разрушения и бедствия
Последнее время: разрушения и бедствия Иисус вышел из Храма и хотел было уже удалиться, когда подошли к Нему ученики Его, чтобы показать Ему храмовые строения. 2 Он же сказал им в ответ: «Видите всё это? Поверьте Мне, не останется камня на камне здесь, всё будет разрушено!»3
Последнее время: Второе пришествие
Последнее время: Второе пришествие 29 Сразу же после бедствия дней тех«солнце померкнет,луна света не даст своего,звезды с неба падут,и силы небесные сотрясены будут».30 Тогда явится на небе знамение Сына Человеческого; и все народы земли возопиют от страха и смятения,
Последнее время: призыв к бодрствованию
Последнее время: призыв к бодрствованию 32 Возьмите в пример смоковницу: как только ветвь ее набухает от сока и листья на ней распускаются, вы знаете, что близко лето. 33 Точно так же, когда увидите, что всё сказанное сбывается, знайте: пришествие Сына Человеческого близко,
Притча о неверном, но мудром управляющем
Притча о неверном, но мудром управляющем Сказал Он и ученикам Своим: «У одного богатого человека был управляющий. Хозяину донесли, что тот расточает его имущество. 2 Позвав управляющего, он сказал ему: «Что это я слышу про тебя? Дай мне отчет в твоем управлении, — ты не
1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; 3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; 4. время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; 5. время разбрасывать кам
1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; 3. время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; 4. время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; 5. время
Глава 29. Притча «о неверном управителе»
Глава 29. Притча «о неверном управителе» Похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил. Лк. 16, 8 «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в
23. Притча о жестоком рабе
23. Притча о жестоком рабе 23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; Об . см. прим. к 13:24. Царство "подобно" царю — особенность речи в притчах Спасителя. Царь называется "человеком", указывается на какое-нибудь событие в
Притча о неверном домоправителе (Луки 16:1-17).
Притча о неверном домоправителе (Луки 16:1-17). Это — притча, которая совершенно напрасно многих смущает. Прекрасно объясняет Еп. Феофан Затворник, что «всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но она не во всем подобна тому предмету,
Притча о немилосердном должнике и прощающем долг царе Матф.18:23-35
Матф.18:23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Сначала определим адресата: причта обращена к ученикам Иисуса.
Мафт.18:1 В то время ученики приступили к Иисусу
Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Выше, над притчей, Христос проповедует ученикам о детях и царствии Небесном, о соблазнах, рассказывает короткую притчу о потерянной овце, дает наставление о решении спорных ситуаций в церкви. Ниже, под притчей, начинается описание другой истории – Иисус отправляется за Иорданскую сторону.
Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Под притчей мы не видим истолкования. В притче нет сравнения: если малое верно, то большее, тем более верно. Зато прямо перед притчей апостол Петр задает Иисусу вопрос:
Мафт.18:21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
На это Иисус ответил:
Мафт.18: 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
И сразу за этой фразой, Христос начал притчу о прощении. То есть перед притчей, задана тема о прощении: сколько раз прощать? И сразу после этого Иисус стал говорить притчу о прощении. А значит, мы имеем дело с притчей иллюстрацией.
Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему прощения.
Притупим к непосредственному толкованию притчи о немилосердном должнике и прощающем долг царе Матф.18:23-35
Напомним, что не каждый герой притч Иисуса имеет чёткий прототип, об этом мы говорили во Вступлении. Если мы будем искать в этой притче прототипы, то можем прийти к странным выводам. Напрашивается, что Бог это прощающий царь… Но тогда, возникают вопросы, на которые нет ответа: кто такие жена и дети, которые за долги мужа/отца пойдут по приказанию царя (Бога) в рабство? Что мы у Бога взяли в долг? Что за имущество «всё, что он имел» (ст.25), на которое также накладывается взыcкание? Получается, что мы Богу что-то должны, и если это не отдадим, то станем вместе с близкой родней чьими-то рабами пока не возвратим долг? Получается, Бог может истязать должника (ст.34) пока тот не отдаст одолженное?
Наверное, мало кто согласен, что здесь описан характер любящего Бога. Любви в притче мы видим мало. В поступках царя нам нравится лишь его первый акт прощения. И это не случайно. Ведь именно иллюстрация прощения и является целью данной притчи.
Цель этой притчи – не в том, чтобы показать прообраз/прототип Бога. И должник тут не прототип грешника. Задача притчи показать важность глубокого прощения и негативные последствия из-за отсутствия милосердия.
Перед притчей Иисус сказал Петру, что нужно прощать «до седмижды семидесяти раз». По мнению ряда богословов, иудейские мудрецы того времени призывали прощать обидчика до трех раз в день. Петр поднимает это планку до семи раз, показывая Христу свою готовность быть более милосердным, чем учат раввины. Но Иисус задирает эту планку до нереального размера 7х70=490 раз. Явно, что тут Господь не ставит конечный предел, после которого можно наконец забыть о прощении, а указывает на бесконечность прощения.
Далее, в следующей за диалогом с Петром притче, Иисус от количества прощения переходит к его качеству. Глубина, другими словами, величина прощения в притче показывается на примере размера долга.
Оценим долг в 10000 талантов, примерно, в расчете на наши деньги:
1 талант: это 25 кг золота. 10 000 талантов х 25 кг = 250 000 кг золота.
Возьмем для простоты расчёта стоимость 1 грамма золота 3000 рублей. Тогда 1 кг золота будет стоить 3000 руб. х 1000 гр = 3 млн. рублей.
10 000 талантов: 3 млн. рублей х 250 000 кг = 750 000 000 000 рублей = 750 млрд. рублей.
750 миллиардов рублей – это нереальная сумма долга. Именно поэтому её и употребил Иисус в противовес 100 динариям - размеру небольшого долга, который не простил злой раб.
1 динарий: это серебряная монета весом около 5 гр серебра. В то время примерно 1 динарий составляла дневная плата римскому солдату и разнорабочему. В рублях сложно вывести эквивалент динария, так как сегодня другие ценность серебра и дневной прожиточный минимум. По некоторым расчетам 1 динарий может быть равен около 500 рублей.
100 динариев: 500 рублей х 100 = 50000 рублей.
Данная сумма, хоть и велика, но вполне реальна для возврата должником. И уж конечно, за просрочку возврата такой суммы, грех отправлять товарища в тюрьму. Причём, человек не отказывался от долга, а просил немного отложить выплату.
В данной притче Иисус показал величину прощения, к которой мы должны стремиться: 750 млрд. рублей это практически бесконечная для подавляющего большинства людей сумма.
В то же время, Господь указал и на человеческую мелочность. Среди людей есть жадные и немилосердные люди, которые готовы сломать жизнь другому за относительно небольшой долг. Иисус в притче показал на воздаяние такому человеку. Эта тема не нова. Христос и раньше предупреждал, что за отсутствие прощения человеком другого человека, его ждет отмена прощения и со стороны Бога.
Матф.6:15 А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Мар.11:26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Обратите внимание, что за данной притчей следует вывод от Самого Иисуса, поэтому нам и не нужно делать из данной причти другие выводы, не касаемые темы прощения:
Матф.18:35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Также из притчи мы видим готовность безграничного прощение Бога. Хоть, повторим, царь в данной притче это не прообраз Бога, но его милосердие призвано иллюстрировать величину прощения Господа в сравнении с человеческой алчностью и жестокостью.
Исх.34:6 Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый.
У каждого из нас за плечами много совершенных грехов. И Бог готов простить нам их, если мы покаемся и попросим Его об этом. Но как мы относимся к тем, кто согрешил против нас? Иисус говорит, что наше прощение будет связано с прощением со стороны Небесного Отца.
Вывод: Данная притча рассматривает тему прощения. Иисус призывает прощать «бесконечное» число раз (7х70=490 раз в день) и даже огромнейший долг, грех (750 млрд. рублей). Способны ли мы так прощать?
Похожая притча
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.
Получается, Христос зря говорил притчами?
Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:
Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
После этого ученики спросили Иисуса.
Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…
Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?
Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?
Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?
Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!
На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…
И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:
Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!
Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.
Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.
Вспомним, что мы прочли выше.
Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).
Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:
Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.
Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:
Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).
Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!
Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.
Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.
К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.
Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.
Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.
Но не только типология важна для правильного понимания притч.
Чтобы правильно понять притчу нужно:
- Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
- Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
- И лишь затем определить тип притчи.
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.
Притча о верном и благоразумном рабе Матф. 24:45-51, домоправителе Лук.12:42-48.
Эта притча в Новом Завете представлена дважды: в Евангелие от Матфея в 24 главе, и в Евнгелие от Луки в 12 главе, где раб назван домоправителем. Здесь мы расмотрим вариант из Евангелия от Матфея.
Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса Христа, что видно в начале главы.
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Матф.24:3,4)
Смотрим выше и ниже, ищем контекст.
В приведенной выше цитате, из начала главы, виден общий контекст: Иисус отвечает на вопрос учеников о признаках Его Пришествия и кончины века. Непосредственно перед притчей Христос прямо обращается к ученикам с призывом быть готовыми к Его Пришествию: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:44). Под притчей следует притча о десяти девах.
Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Под притчей сразу начинается другая притча, то есть Иисус не истолковывает, кто есть кто и что есть что в причте, значит это не притча с истолкованием. Внутри причти нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”, значит это не притча сравнение. Зато выше притчи четко поднимается тема ожидания Пришествия Господа.
Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о верном, благоразумном рабе Матф. 24:45-51 (домоправителе Лук.12:42-48)
В заключительной части 24 главы Евангелия от Матфея мы видим предупреждения и наказы Иисуса, адресованные Его последователям.
Сначала Христос говорит, что о дне Его Пришествия (кончины века) никто не знает:
Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
Затем Иисус говорит, что Его Пришествие будет таким же неожиданным для человечества, как и потоп во времена Ноя. В глобальное планетарное наводнение тогда не верили, и поэтому его совсем не ожидали.
Матф.24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Картина взятых и оставленных описывает вознесение спасенных к Господу в момент Его Пришествия и оставление нечестивых. О вознесении так Писал апостол Павел:
1Фесс.4:16 … Сам Господь … сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках
И лишь после этих речей, описывающих Второе Пришествие, Иисус говорит притчу о благоразумном рабе.
Учитывая контекст ожидания Второго Пришествия, притча несет призыв правильного ожидания возвращения Господа.
В иллюстрации господин поручает своему рабу присмотреть за слугами, на время пока он отлучится. Отметим, что раб, хоть и получил определенную власть над остальными слугами, по сути всё равно остается рабом господина. Поэтому слуги именуются не его рабами, а его «товарищами» (см. стих 49).
«Пища» в этой причте не имеет чёткого прототипа (напомним, что не каждый герой и объект притч Иисуса имеет конкретный прототип, о чём мы говорили во Вступлении). Ряд богословов, конечно, под пищей видят духовное окормление. Конечно это так. Но не только. Вспомните Иисуса. Разве Он заботился только о духовном состоянии людей? Нет. Иисус помогал исцелениями, изгнанием бесов и даже кормил народ, следовавший за Ним. В следующей, 25-й главе Евангелия от Матфея, под похожей притчей о талантах, мы видим призыв Иисуса оказывать всяческую заботу Его детям, как будто мы оказываем её Самому Христу:
«…Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:35-40)
Итак, если раб будет добросовестно и милосердно относится к слугам, то после возвращения господина его ждет награда. А если тот раб, понадеявшись, что господин задержится, будет праздно проводить время, да еще притеснять своих же товарищей, о которых ему вверено попечение… То неожиданно вернется господин и сурово накажет нечестивца.
Иисус тут упоминает «плач и скрежет зубов». Эта фраза не раз употребляется в контексте наказания в геенне (Матф.8:12; Матф.13:42,50). В Евангелие от Луки уточняется, что господин такого раба «подвергнет . одной участи с неверными» (Лук.12:46).
В варианте притчи Евангелиста Луки, дается важное дополнение:
Лук.12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Этот текст показывает, что высокое положение в церкви не защитит служителя, если он будет цинично нарушать Божий закон. Ему много доверено, но и спрос с него будет больше.
Вывод из притчи. Служители Христа это не особая избранная каста, а такие же рабы Господа, как и остальные люди, только с особой задачей и ответственностью. И если они будут недобросовестно служить на Ниве Божьей и вздумают господствовать над паствой (см. 1 Пет.5:1-4), то их может ждать наказание в геенне огненной вместе с неверными и нечестивыми людьми. Служители должны быть всегда готовы дать отчет за свои дела, потому что они в любой момент могут предстать перед Господом.
Похожая притча
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.
Получается, Христос зря говорил притчами?
Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:
Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
После этого ученики спросили Иисуса.
Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…
Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?
Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?
Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?
Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!
На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…
И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:
Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!
Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.
Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.
Вспомним, что мы прочли выше.
Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).
Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:
Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.
Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:
Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).
Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!
Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.
Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.
К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.
Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.
Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.
Но не только типология важна для правильного понимания притч.
Чтобы правильно понять притчу нужно:
- Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
- Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
- И лишь затем определить тип притчи.
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.
Похожая притча
В Евангелии от Луки приводятся слова Господа: «в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится» ( Лк. 17:34 ). Святитель Златоуст говорит, что Господь этими словами указывает на то, что Его пришествие будет в ночи: «вот видишь, – говорит святитель, – как верно Иисус Христос знает все обстоятельства последней кончины». Но чтобы не спросили об этом Его ученики, опять добавляет: ИТАК БОДРСТВУЙТЕ, не спите духовно, не будьте безпечны, – будьте внимательны к признакам времен и всегда готовы к встрече Господа, всякий час, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ, В КОТОРЫЙ ЧАС ГОСПОДЬ ВАШ ПРИИДЕТ. «Не сказал: «не знаю», – замечает святитель Златоуст, но – «не знаете» . Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны». НО ЭТО ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ЕСЛИ БЫ ВЕДАЛ ХОЗЯИН ДОМА, В КАКУЮ СТРАЖУ (в какую часть ночи) ПРИДЕТ ВОР, ТО БОДРСТВОВАЛ БЫ, не стал бы вовсе спать, И НЕ ДАЛ БЫ ПОДКОПАТЬ ДОМА СВОЕГО.ПОТОМУ И ВЫ БУДЬТЕ ГОТОВЫ к встрече своего Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому, что не знаете точно, когда, в какой день и час Он придет; Он может прийти в такое время, когда вы и не думаете: ИБО В КОТОРЫЙ ЧАС НЕ ДУМАЕТЕ, ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. «Если бы люди знали, когда умрут, – говорит святитель Златоуст, – то, без сомнения, позаботились бы об этом дне. Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Иисус Христос не открывает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого; Он желает, чтобы всегда ожидали Его, чтобы этот день был предметом непрестанной заботы. Для того конец жизни каждого оставил в неизвестности. Потом открыто называет Себя Господом, между тем как до сих пор никогда еще так ясно не говорил этого. Здесь содержится еще одна укоризна и против ленивых, именно та, что они о душе своей заботятся меньше, чем пекутся о своих деньгах те, которые ожидают вора. Эти последние не спят и ничего не позволяют унести из своих кладовых, а вы, говорит Он, хотя и знаете, что Господь придет, и придет непременно, однако же нисколько не бодрствуете, не готовитесь, и смерть постигнет вас неожиданно; оттого-то день этот и приходит на погибель безпечных: ибо как богатый, если бы знал время, в которое обкраден будет, избежал бы этого, так и вы предохранили бы себя, если бы были готовы».
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил дом свой в управление слугам своим, назначив каждому свое дело. КТО ЖЕ ВЕРНЫЙ И БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО ПОСТАВИЛ НАД СЛУГАМИ СВОИМИ, над своими домашними, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ИМ ПИЩУ ВО ВРЕМЯ? БЛАЖЕН ТОТ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО, ПРИДЯ, НАЙДЕТ ПОСТУПАЮЩИМ ТАК, и ни от кого не услышит жалобы на него. ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО (уже не только над слугами, но) НАД ВСЕМ ИМЕНИЕМ СВОИМ ПОСТАВИТ ЕГО. В этой притче Господь дает предостережения и наставления, главным образом, Своим апостолам и их преемникам – пастырям Церкви Своей; они, по преимуществу, Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим. «Верный и благоразумный раб, – толкует блаженный Феофилакт, – есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного поящий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он – верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к Закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога, имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, так как должен дать отчет во всем». «Это сказано, – говорит святитель Златоуст, – не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, на каждого возложенных. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратьям своим, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым, благоразумным, – за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но губит имение, расточая его на предметы безполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но крадет, то и это, конечно, немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое.
Если учителя щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости в маловажном, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем – какое слово достаточно выражает то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Которому принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действие он получает здесь небо. Далее Иисус Христос поучает слушателя не только представлением награды, предлежащей добрым, но и наказания, угрожающего злым»: ЕСЛИ ЖЕ РАБ ТОТ, которого господин на время отсутствия поставил над слугами своими, если этот негодный раб, БУДУЧИ ЗОЛ, СКАЖЕТ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: НЕ СКОРО ПРИДЕТ ГОСПОДИН МОЙ (может быть, и вовсе не придет), И НАЧНЕТ злоупотреблять властью, ему данной, БИТЬ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ, мучить, соблазнять и развращать их, расточать имущество своего господина, И ЕСТЬ И ПИТЬ С ПЬЯНИЦАМИ, – ТО ПРИДЕТ ГОСПОДИН РАБА ТОГО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ОН НЕ ОЖИДАЕТ, И В ЧАС, В КОТОРЫЙ НЕ ДУМАЕТ, И лишит его всех даров своих, и подвергнет его великим мукам: РАССЕЧЕТ ЕГО во гневе своем пополам, И ПОДВЕРГНЕТ ЕГО ОДНОЙ УЧАСТИ С ЛИЦЕМЕРАМИ, и будет он ввержен во тьму кромешную; ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ, там будут муки нестерпимые и безконечные. «Если, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – кто скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня? Ибо он сказал: «не скоро придет господин мой» . На это скажем то, что мысль эта пришла ему не потому, что день был неизвестен, но потому, что сам он был плохой раб. Ибо почему же такая мысль не пришла на ум рабу верному и мудрому? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты вовсе не ожидаешь его пришествия? Почему не заботишься? Но Господь не медлит: послушай апостола Павла, который говорит: «Господь близко» ( Флп. 4:5 ). А ты внимай следующему и примечай, как часто Иисус Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, как спасительна эта неизвестность, так как она держит нас в непрестанной заботе. И поскольку мы всегда ослабеваем в беспечной и спокойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то потому Он непрестанно внушает нам, что за спокойной и беззаботной жизнью следуют бедствия. Рассмотрим еще и то, не так ли и мы поступаем, хотя и не замечаем этого? И действительно, ему подобны имеющие деньги и не помогающие бедным. Ибо и ты только распорядитель своего имущества, точно так же, как служитель Церкви – распорядитель ее достояния. И ты не можешь расточать своих сокровищ по своей воле.
Хотя и получил ты родительское наследство и, таким образом, все имущество, по-видимому, твоя собственность; но на самом деле все это принадлежит Богу. Он для того тебе и вверил богатство, чтобы ты давал другим пищу в надлежащее время. Что значит давать в надлежащее время! Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты Его сокровище употреблял должным образом. Поэтому, хотя Он и может лишить тебя имения, но оставляет для того, чтобы любовь одного раба к другому тем соделать пламеннейшей. Мне кажется, – продолжает святитель Христов, – Иисус Христос говорит это про обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев, ибо и сластолюбию также предлежит тяжкое наказание: ест и пьет, – говорит, – с пьяницами».
Читайте также: