Притча о талантах осипов
Обновлено: 14.11.2024
Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха. В Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один — каждому по силе его.
Духовный смысл притчи о талантах
Господин уехал в дальние страны. Часть богатства отдал в распоряжение рабам. По возвращении призвал слуг к отчету, как те воспользовались средствами, которые получили из рук хозяина. Двое из рабов пустили капиталы в оборот и принесли властителю прибыль. Третий побоялся потерь и сохранил финансы неприкосновенными. Последний – ни транжира, ни растратчик получил строгое наказание и обвинение в страшной вине перед хозяином (Мф. 25:14).
В этой притче талан кажется античной мерой веса. Хозяин раздает рабам таланты серебра. При земной жизни Христа такой талант равнялся 50 кг серебра, золотой в 10 раз больше. Только Святые Отцы говорят, здесь речь идет о духовных одаренностях, которые необходимы для жизни и благочестия. А прибыль – добрые дела, что приводят человека к спасению.
Внутренне устремление людей к Богу неодинаково. «Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку», - поясняет святитель Филарет Дроздов.
Одна мера нам — немощным, иная — Матронушке, отцу Иоанну Кронштадтскому. Святые с юных лет устремлялись к Богу, очищали сердца от страстей, молились и других приводили в храмы. Мы тоже по мере сил смотрим в Небо, трудимся над душой, исповедуем грехи, Причащаемся. И чтобы не получить наказание Хозяина, развиваем то, что досталось.
Феофилакт Болгарский считает, что любой талант от Бога может человек использовать в пользу. Бизнесмен на Страшном Суде не представит Богу длинный счет в банке, но сколько на эти деньги накормлено голодных поможет определить его посмертную участь. Писатель не укажет на полки написанных романов, но люди, которых его книги направили к добру станут прибылью писательского таланта.
Алексей Осипов, богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии:
Никакого отношения к способностям человека эта притча не имеет. Мне однажды рассказал игумен Никон (Воробьёв) о том, что, когда он сидел в тюрьме, у них сидел классный, изумительнейший вор. Это все знали, и как-то надсмотрщик показал свои часы и предложил этому вору попробовать их у него украсть. Он приколол булавкой свои часы к спецовке и погрузил их в нагрудный карман. Заключенные отправились копать землю. Проходит какое-то время, и надсмотрщик видит картину: воришка крутит эти часы на пальце и ухмыляется. Талант?
Талант гонять мяч или шахматы переставлять… Притча о талантах говорит нам совсем о другом. Каждому человеку в разной степени присущ огонёк искания истины, смысла жизни, Бога, стремления к правде, справедливости, к святости, наконец. То есть к святой жизни. Вот о каких талантах идёт речь. А не о том, чтобы часы стибрить.
Андрей Ткачёв — протоиерей, писатель, телеведущий, блогер, проповедник, миссионер. Андрей Ткачёв — протоиерей, писатель, телеведущий, блогер, проповедник, миссионер.Все ли имеют талант?
Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант — это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим.
В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям.
И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми.
Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними— со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.
Господи! — говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. — Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.
Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему.
Похожая притча
Помните притчу о талантах? В ней говорится, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
Со временем приходит господин и требует у них отчета. Первых двух рабов своих господин похвалил, а не использованный талант третьего раба был отнят со словами: возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет.
О каких талантах говорится в Евангелие, пояснили священнослужители Димитрий Смирнов, Андрей Ткачёв и православный богослов Алексей Осипов.
Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятель. Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятель.Андрей Ткачёв, протоиерей:
Нет, человека, который был бы лишён даров. И больной может превращать свою болезнь в талант и приобретение. Потому что, если он терпит болезнь безропотно — это мученик. От него больше ничего не требуется, кроме как жить благодушно, терпеть, что есть, и ему уготованы великие венцы.
За примером далеко ходить не надо. Матрона Московская. Безногая и слепая старуха. Что может быть несчастней? Слепой человек, который смотрит своими слепым глазами в души человеческие. И спасает, и исцеляет тысячи людей. Казалось бы, слепая и безногая — самый беспомощный вариант. А, на самом деле, сила, красота, мудрость, слава явились в этом человеке. Откуда? Вот бы всем безногим и слепым быть такими.
А мы с ногами, с головами, с глазами, с образованием, с друзьями и родственниками — какие-то кислые, бесцветные, бесполезные. И мы говорим, что у нас нет талантов, нет дарований, нет сил, нет способностей, нет возможностей, нет времени. Всё есть у человека. И потом Господь спросит с человека, и мы должны будем принести ему плоды и отчитаться.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя
Дмитрий Смирнов, священнослужитель:
Притча не предполагает прямое, лобовое восприятие содержания. Притча — это образное художественное описание самого процесса взаимодействия Бога и человека.
Талант здесь не нужно рассматривать утилитарно — вот тебе рубль, вот тебе десять рублей. Талант — это всё. Талантом может быть даже болезнь. Талантом может быть даже тюрьма. Я никогда не забуду, и меня просто поразило высказывание Александра Исаевича Солженицына, когда он сказал, что если рассмотреть всю мою жизнь, кем я стал и чего я достиг, и что мне удалось написать… Это только благодаря лагерю.
Он сказал, что Бог дал ему талант быть невинно осуждённым и быть заключённым. И вот то, что у нас есть такой писатель, всемирно известный человек, лауреат Нобелевской премии, это только благодаря лагерю для заключённых. Это его подлинные слова.
Поэтому у человека могут быть такие таланты, как здоровье, красота, ум, деньги, хорошая семья, сообразительность. А потом Господь дал ему ещё один талант — неизлечимая смертельная болезнь, например. Может у него гордость примешивалась или тщеславие, или честолюбие… А когда человек очень серьёзно болен, ему уже не до этих побрякушек, ему уже нужно готовиться к серьёзным вещам. Чтобы устранить всё лишнее, Господь может дать такую милость — тяжёлую болезнь.
Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник. Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.Похожая притча
Вопрос о том, как найти себя в жизни очень сопрягается с тем, чтобы знать свои способности и в зависимости от них выбирать и поприще жизни. Это совершенно естественно. Но при этом, избави Бог, мечтать и делать всё возможное, чтобы стать во что бы то ни стало лучше всех. Это очень важно.
Не хочешь страданий — не мечтай об этом. Преподобный Марк Подвижник так и говорил: «Не хочешь скорбей — не греши». А стремление стать первым — один из грехов.
Как себя найти? К сожалению, когда мы упоминаем притчу о талантах, то под талантами уразумеем способности человека. Причём способности чисто внешнего порядка, например, способность к музыке, рисованию, поэзии, математике, изобретательству… То есть вещи, касающиеся исключительно нашей земной жизни.
Но Евангелие направлено на другую сторону жизни. Речь идёт совсем не о земных преимуществах и способностях. Евангелие говорит о духовной стороне жизни. Когда мы говорим о талантах, то здесь имеется в виду есть ли у человека склонность помогать людям?
Дар милосердия, дар любви, дар великодушия, дар кротости, дар смирения… Притча о талантах говорит о духовных качествах человека. А духовные качества, действительно, даются людям в разной степени.
Поразительный пример, связанный с жизнью святителя Игнатия Брянчанинова. По всем параметрам у него были блестящие возможности: и внешняя красота, и способности, и образование, он был из аристократической семьи, и всюду был принимаем, и был любимцем императора.
К 15-ти годам владел пятью языками: немецким, английским, французским, древнегреческим, латынью. Начал читать в подлинниках греческих и латинских отцов, французскую религиозную литературу. В итоге, окончив высшее военное инженерное училище, подал в отставку. Все отвернулись от него, отец отрёкся, император в гневе. Блистательная карьера, а он — в монахи. Безумец!
Он всё оставил, когда понял, что истинный смысл жизни заключается в христианский жизни, а не в чём-либо другом. Это, действительно, духовный талант. Поразительное искание смысла жизни. Неистребимое стремление к познанию себя и поиску ответа на вопрос: зачем я живу?
Что требуется, чтобы найти свой истинный путь этой земной жизни? Насколько хватит у человека ума и бесстрастия объективно посмотреть на себя. Ну, каким же ты хочешь быть солистом, когда ты ноту «до» от «ре» отличить не можешь?
Почему я привожу этот пример? Я долго пел в хоре. И были случаи, когда приходили люди и просились петь на клиросе. И когда их начинали прослушивать, они, действительно, не могли отличить ноты, но петь хотели до невозможности. И вот живёт человек этими мечтаниями.
Беда в том, что мы часто мечтаем вместо того, чтобы рассудить. И в этих мечтаниях, особенно касающихся того, как я хочу, чтобы у меня было, мы подчас допускаем роковые ошибки.
Первое и самое важное — попытаться отбросить свои мечты и посмотреть на себя внимательно: к чему я способен?
Этот совет очень практический. Он связан с духовным состоянием человека. Не мечтать нужно, а рассудить. И попытаться объективно посмотреть на себя.
Или прибегнуть к помощи других людей, которые могут тебе сказать прямо: кто ты? Подсказать и подходящую профессию, и направление жизни. Как дедушка Крылов сказал: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
В аскетике есть такое понятие, как прелесть. Это означает заблуждение. Пре-лесть. То есть лесть в высшей степени самому себе. Попытайся посмотреть на себя трезво. И тогда Бог даст тебе возможность правильно выбрать направление.
Что касается профессии. Если есть какие-то очевидные таланты, то желательно в этом направлении получать образование и затем работать. Когда нет ничего определённого и ясного и нет конкретно выраженного желания, тогда нужно ориентироваться на то, о чём сказано в заповеди:
«В поте лица твоего ешь хлеб твой».
Многие люди ищут: может, мне лучше здесь, а, может, лучше будет там, а вдруг я ошибся…
Ну, даже, если ты попал не туда… Если можем сменить на лучшее, то — пожалуйста, действуйте. Если не можем, то будем трудиться с терпением.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
Как использовать таланты?
Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны — они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом — говорит нам сегодня Господь — можно многого достигнуть в духовной жизни.
И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться.
От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.
Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.
Ответственность за таланты
Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.
Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.
Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба.
Господь называет его рабом лукавым и ленивым.
Ленивые рабы — лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро.
Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.
Похожая притча
«Его талант потрясает», - говорят о ярком певце или художнике. «Это человек редкого таланта», - характеризуют способного бизнесмена, архитектора и даже футболиста. Сегодня это понятие определяет творческое дарование присущее человеку, а что Иисус Христос доносил слушателям притчей о талантах.
Пастырь. Фото из открытого источника. Пастырь. Фото из открытого источника.Мудрецы древности говорили: «Дорогу осилит идущий». Задача христианина в жизненной дороге встретить Бога, не расставаться с Ним, в итоге прийти в Небесное царство. Господь на земле оставил примеры людей, что дошли, святых угодников и руководство – Священное Писание. Библия инструктирует как осилить дорогу, излагает науку буквально и в поучительных притчах.
Что мы получим за правильное использование талантов?
Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его.
Эта радость — радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.
Похожая притча
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Никакого отношения к способностям человека эта притча не имеет. Игумен Никон мне однажды рассказал: когда он сидел в тюрьме, вместе с ним сидел и один классный вор. Все об этом знали, и один надсмотрщик, показав ему свои часы, сказал: «Сможешь их украсть – будет тебе вознаграждение!» Надсмотрщик прикалывает часы к одежде и опускает их в карман. Все ушли на свои работы. Проходит какое-то время и вдруг все видят такую картину: этот вор крутит на пальце часы надсмотрщика! Скажите – это талант?
Притча о талантах говорит совсем о другом. Каждому человеку – пусть и в разной степени – но присущ огонек искания истины, смысла жизни и Бога! Вот это и есть талант! И он у каждого человека – очень разный. Вспомните преподобного Сергия и его поразительные устремления с самого детства! Он не мог найти себе покоя! А другому – трава не расти. Пушкой не пробьешь – и тут, конечно, почти ничего нет.
Вот в чем этот талант! Талант искания! Талант искания Бога, стремления к истине и даже – к святости! Вот о каких талантах идет речь, а не о том, чтобы уметь ловко украсть часы!
К чему приводит психология раба, имеющего один талант?
Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому — создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы.
Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.
Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта.
Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант — это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото — просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями.
Кто не имеет — то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей — даже то, что он имеет, будет отнято от него.
Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.
Читайте также: