Притча о привратнике кафка
Обновлено: 21.12.2024
Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку — прочел «Процесс» Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.
В несколько сжатом пересказе, притча Кафки выглядит так:
Некий человек приходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: «Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды».
В конце концов человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В свои последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. «Мне сказали, — говорит он стражнику, — что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?» «Эта дверь, — отвечает страж, — была создана только для тебя. А сейчас я закрою ее навсегда». Он захлопывает дверь, и человек умирает.
В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, Саймон пришел к своему роси (учителю дзэн) и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона — двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. «Пожалуйста, —умолял Саймон, — объясните мне эту Темную Притчу». «Я объясню ее, — сказал роси, — если ты пройдешь за мной в зал для медитаций». Саймон последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро проскочил в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым лицом Саймона.
В этот момент Саймон пережил Пробуждение.
К автору уже обратились 162 человека с сайта
Похожая притча
У врат Закона стоял привратник. Пришёл к привратнику поселянин и попросил пропустить его к Закону. Но привратник сказал, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал посетитель и вновь спросил, может ли он войти туда впоследствии?
— Возможно, — ответил привратник, — но сейчас войти нельзя.
Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоял в стороне, и проситель, наклонившись, постарался заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник засмеялся и сказал:
— Если тебе так не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество моё велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх.
Не ожидал таких препон поселянин: «Ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час», — подумал он. Но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжёлую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую чёрную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти.
Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидел он там день за днём и год за годом. Непрестанно добивался он, чтобы его впустили, и докучал привратнику этими просьбами. Иногда привратник допрашивал его, выпытывал, откуда он родом и многое другое, но вопросы задавал безучастно, как важный господин, и под конец непрестанно повторял, что пропустить его он ещё не может.
Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и всё, даже самое ценное, он отдавал, чтобы подкупить привратника. А тот всё принимал, но при этом говорил:
— Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил.
Шли года, внимание просителя неотступно было приковано к привратнику. Он забыл, что есть ещё другие стражи, и ему казалось, что только этот, первый, преграждает ему доступ к Закону. В первые годы он громко проклинал эту свою неудачу, а потом пришла старость и он только ворчал про себя.
Наконец он впал в детство, и, оттого что он столько лет изучал привратника и знал каждую блоху в его меховом воротнике, он молил даже этих блох помочь ему уговорить привратника. Уже померк свет в его глазах, и он не понимал, потемнело ли всё вокруг, или его обманывало зрение. Но теперь, во тьме, он увидел, что неугасимый свет струится из врат Закона.
И вот жизнь его подошла к концу. Перед смертью всё, что он испытал за долгие годы, свелось в его мыслях к одному вопросу — этот вопрос он ещё ни разу не задавал привратнику. Он подозвал его кивком — окоченевшее тело уже не повиновалось ему, подняться он не мог. И привратнику пришлось низко наклониться — теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста.
— Что тебе ещё нужно узнать? — спросил привратник. — Ненасытный ты человек!
— Ведь все люди стремятся к Закону, — сказал тот, — как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?
И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, закричал изо всех сил, чтобы тот ещё успел услыхать ответ:
— Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их.
Похожая притча
У врат Закона стоял привратник. Пришёл к привратнику поселянин и попросил пропустить его к Закону. Но привратник сказал, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал посетитель и .
13.12.2009 5 минут чтения
Полезный совет
Другой совет
Похожая притча
Притчи Кафки как и любые притчи отличаются аллегоричностью и метафоричностью изложения, в связи с чем могу использоваться в формате проективной методики. Преимущество притч Кафки в психологической работе перед другими видами притч, например, евангельскими заключается в отсутствии ярко выраженной идеологии и морализаторства Большинство классических притч содержат либо религиозную мораль и соответственно религиозную аллегорию или являются политизированным инструментом манипулирования. В случае с притчами Ф.Кафки акцент делается на самопознание человека, на ценность его личного выбора, что говорит о некой корреляции притч автора с концепцией гуманистической психологии.
Кратко проанализируем содержание притчи "Врата закона":Врата — уникальный жизненный путь, предназначенный только для одного человека. За ним (жизненным путем) кроется цель и предназначение человека, свободное от проекций и интроекций. Привратник является незначительной помехой, так знакомой каждому из нас. Привратником может оказаться простейшее нежелание, которое выливается в индифферентное бездействие, что и предпочел поселянин, или же — боязнь бороться за свою мечту, страх неизвестности перед неизведанным путем, в чем мы также узнаем поступки поселянина и себя, а также — неосознанная замена возвышенного желания ( в притче — проход в врата) на мелкие, надуманные заботы, отнимающие, однако, много сил, как физических, так и духовных («много добра взял с собой в дорогу поселянин, и все, даже самое ценное, он отдает, чтобы подкупить привратника»). В последнем и была ошибка поселянина. Всю свою жизнь он провел на пороге мечты и цели, но потратил он ее на разглядывание и изучение привратника, что заменило ему жизненный путь, скрывающийся за «вратами Закона».
Каждый человек находится перед своими вратами и его выбор определяет дальнейшее развитие этой притчи. В психологии семьи и семейных отношений, привратниками являются не только интроекции, страхи и опасения, а также паттерны поведения, но и их персонификация в виде реальных членов семьи, например, уже выросшие дети, находящиеся в созависимости с родителями часто не могут пройти через эти "врата", так как их родители являются очень строгими привратниками. Супруги (партнеры) также часто занимают эту должность в двух формах:
- Препятствуя расторжению союза и тем самым, ограничивая клиента в его выборе и его возможностях;
- Снисходительно принимая "дары" клиента, позволяя себя любить, посредством эмоционального шантажа увеличивая свою ценность, в результате у клиента формируется установка, что столь недостижимая любовь является тем самым пропуском в рай и представляет собой нечто особенно ценное.
В результате в психологическом сопровождении семьи данная притча может использоваться в следующих ситуациях:
- Детско-родительские отношения, где уже взрослые дети страдают от чрезмерной опеки или диктаторского поведения родителей, занимая при этом пассивную выжидательную позицию;
- Для пар (супругов), находящихся в кризисе в связи со стагнацией в отношениях и отсутствием удовлетворенности союзом;
- При различных формах созависимости, безответной, невротичной любви. В равной степени подходит и мужчинам, и женщинам, и небинарным персонам;
- При необходимости пережить развод или тяжелое расставание
- Индивидуальный формат работы. Клиент идентифицирует себя с селянином. Его задача понять, что реальной угрозы и препятствий не существует, а сдерживающие факторы, есть только в его голове. Привратник (родитель, супруг) не может взять ответственность за выбор клиента, поэтому винить их не имеет смысла, они просто выполняют свою функцию: защищают клиента от страха неизвестности и дают стабильность, но если клиенту нужно нечто иное, если ему нужно пройти свой путь, то пора двигаться дальше.
- Индивидуальный формат работы при созависимости и абьюзе. Клиент должен идентифицировать своего партнера/родителя с привратником, который преградил ему путь к свободе и счастью и понять, что нарушить запрет привратника селянину мешает не страх перед ним, а страх перед будущими трудностями. Фраза "а ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх" может иметь форматы вроде следующего: "Тебе на меня еще молиться надо, вон у сестры/подруги муж вообще избивает, беременную выгнал/ да, кого ты найдешь, лучше точно не найдешь, там вообще ужас". Страх перед неопределенностью один из самых сильных и тяжело переносимых психикой человека, поэтому "селянин" готов провести всю свою жизнь в тяжелой и определенной стабильности, чем шагнуть в неизвестность. Также многим созависимым сложно отпустить отношения из страха, что они теряют нечто очень ценное, последняя фраза притчи "Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их" позволяет показать, что только сам человек может пройти свой путь и никто другой не может занять именно его место.
- Работа с супругами. Привратником в данной случае становятся внешние и внутренние проблемы в отношениях, а врата отделяют их от гармонии и взаимопонимания. Психологу важно объяснить паре, что полумеры и выжидательная позиция не эффективны. Решением является действие, принятие решений.
Таким образом, очевидно, что притча Ф.Кафки "Врата закона" может успешно использоваться в психологической коррекции и терапии семьи и семейных отношений.
Читайте также: