Притча о принятии себя

Обновлено: 21.12.2024

Пока ты не принимаешь себя, ты остаешься обеспокоенным и удрученным , говорит Ошо.


Нам с самого детства вбивают в голову какие-то идеалы, которым мы почему-то «должны» соответствовать. Если мы рождаемся в христианской семье, мы должны стать подобными Христу, в буддийской семье ребенок должен стать Буддой. Мы рождаемся в несовершенном обществе, где люди, которых воспитали таким же самым образом, и которые сами не смогли принять себя, пропитывают наш ум порочной идеей, что мы должны стать кем-то другим, тем самым отвлекая нас от своей собственной сути.

Человек должен научиться принимать себя и быть собой, а не пытаться быть Буддой, Иисусом или Кришной.

В тот момент, когда человек принимает себя таким, какой он есть, не оценивая и не сравнивая себя с другими, исчезает и чувство превосходства, и ощущение униженности. Исчезает напряжение, прекращаются безуспешные попытки стать кем-то другим, уходят стрессы и депрессии, которые возникали из-за неприятия себя.


В этот момент, когда вы принимаете себя, вы не лучше других, и не хуже других. Вы такой, какой вы есть, и другие такие, какие есть, никто не лучше и никто не хуже, все просто разные. У каждого свои тараканы в голове, у каждого свой набор плюсов и минусов, но разве это повод считать кого-то лучше или кого-то хуже?

Лучше и хуже – это порожденные несовершенным умом понятия, которые не имеют смысла в глазах Бога. Для Бога все равны, и только человек пользуется концепцией «лучше и хуже».

Чем больше человек принимает себя таким, какой он есть, тем больше он принимает и других – такими, какие они есть. Принятие себя и принятие других – эти два явления тесно связаны между собой.

Как принять себя и других?

Для этого нужно увидеть и понять, что каждый человек – проявление Бога, Божественный инструмент, через который Творец проявляет себя. Через вас Бог проявляет себя таким образом, через других – другим. Душа каждого человека – неотъемлемая часть Бога, и каждый человек – неотъемлемая часть этого мира, и каждый из нас в каждый момент времени играет отведенную ему роль – в соответствии с теми качествами, талантами и желаниями, которыми наделяет нас Жизнь.

Ошо говорит: «Не сравнивайте себя с другими». Когда вы сравниваете себя с другими, это вызывает неприятие себя, амбиции, соревнования, неудовлетворенность и страдания. Каждый человек уникален и неповторим.

Бог не хочет делать клонов, одинаковых людей, поэтому каждого индивидуума он наделяет неповторимым набором качеств, способностей и желаний. Какой смысл не принимать себя? Не принимая себя, вы только создаете себе проблемы и страдания.

Кроме того, если вы сами не можете принять себя таким, какой вы есть, как вы можете ожидать, что вас будут принимать другие? И если вы не принимаете других такими, какие они есть, как вы можете ожидать, что они примут вас?

Концепции, помогающие принять себя

Есть несколько концепций, которые помогут в приятии себя таким, какой вы есть:

НА ВСЁ ВОЛЯ БОГА. Эта концепция отвергает идею свободы выбора. Свобода выбора означает личную независимую (автономную) причинность и авторство в отношении всех «своих» мыслей, эмоций, реакций и действий. Но давайте рассмотрим этот вопрос тщательно, и будем честны перед самим собой.

Являетесь ли вы создателем своих мыслей? Понаблюдайте за своим мышлением хотя бы минуту. Закройте глаза и попробуйте ни о чем не думать – не допускать ни одной мысли – и вы заметите, что не можете остановить мыслительный поток. Мысли приходят и уходят. Вы даже не можете предсказать, какая мысль придет следующей. Теперь попробуйте минуту думать только одну мысль, не более, и не терять ее из поля своего внимания. Опять же, это невозможно. Теперь попробуйте минуту не думать о зеленой обезьяне. Очевидно, что мыслительный процесс подчиняется своим законам, а не нашим желаниям. Таким образом, мы обнаружили, что не являемся автономными творцами своих мыслей, и процесс мышления нам неподвластен.

Являетесь ли вы создателем своих эмоций и реакций? Опять же, попробуйте проделать минутные эксперименты. Или вспомните, когда вы слишком бурно на что-то реагировали, понимая, что ведете себя неадекватно, но не могли себя остановить и успокоить. Также можете вспомнить, когда все вокруг было хорошо, но у вас было плохое настроение, и вы никак не могли настроиться на позитивную волну. Таким образом, мы видим, что эмоции и реакции тоже неподвластны нам – мы не можем мгновенно включить или отключить эмоцию или реакцию.

Являетесь ли вы автономной (независимой) причиной своих действий, деятельности? Нет конечно. Человек – обусловленное существо, и причиной его действий являются самые разнообразные факторы, в том числе неконтролируемые мысли, реакции, эмоции, а также другие люди, образование, воспитание, привычки, социальное положение, игровые роли в социуме и т.д.

Концепция «На все Воля Бога» указывает на то, что человек не является независимым автором или творцом своих мыслей, эмоций и действий. Вы представляете, что началось бы, если бы 7 миллиардов людей имели свободу выбора? Каждый делает что хочет – и в результате полный хаос. Это бы означало, что нет Высших Законов, которым подчиняется вся жизнь и каждый человек в отдельности. Бог не может предоставить свободу выбора семи миллиардам живых существ, и чтобы при этом планета не превратилась облачко радиоактивной пыли.

Понимание (пусть даже поверхностное), что на все Воля Бога, и что у меня нет свободы выбора, ведет к принятию себя таким, какой я есть. Но на такое понимание тоже нужна Воля Бога.

ЧЕРЕЗ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВУЕТ БОГ – это следующая концепция, способствующая принятию себя и других. Если вы понимаете, что Бог является источником и первопричиной всего, и все энергии, явления и объекты проявленного мира исходят из Него, вы также можете понять, что Бог действует через каждого человека в каждый момент времени. И это помогает принять себя и других.

Также помогает принять себя САМОПОЗНАНИЕ – познание своей истинной природы. Чем больше вы осознаёте, что вы не тело и не ум, а чистое сознание, душа, воспринимающая это тело и через тело, тем легче вам принять себя (как человека).

Страх в принятии себя

Ошо говорит, что нужно принять себя таким, какой ты есть, но это не следует воспринимать как призыв перестать работать над собой, познавать себя. Некоторые люди боятся принять себя, так как «если я буду принимать себя таким, какой я есть, я перестану работать над собой и буду духовно деградировать». Нет, Ошо не призывает к этому, он говорит, что работать над собой нужно, нужно развивать осознанность, быть сознательным. Приятие себя таким, какой вы есть, дает умиротворение и покой, но не заменяет необходимость самопознания. Только в самопознании возможно тотальное приятие себя и других.

Притча Ошо о принятии себя

Однажды, придя в свой сад, царь увидел, что деревья, цветы и кусты вянут и погибают. Тогда царь начал спрашивать их, почему они гибнут.

Дуб ответил, что умирает, потому что не может стать таким же высоким, как сосна. Сосна сказала, что не может плодить виноград, как виноградная лоза. А виноградная лоза увядала потому, что не способна цвести, как роза.

Затем опечаленный царь увидел прекрасный цветок, цветущий и источающий божественный аромат. На расспросы царя, цветок ответил:

– Когда ты посадил меня, ты хотел получать радость именно от меня – того, чем я являюсь. Если бы ты хотел розу, дуб или виноград – ты посадил бы их. Но ты выбрал меня, поэтому мне нет необходимости пытаться быть чем-то другим.


Вы такой, каким являетесь, только потому, что само существование нуждается в вас – именно таком, какой вы есть. В противном случае вместо вас был бы кто-то другой, или вы были бы другим. Поэтому расслабьтесь и примите себя.

Вы можете быть только тем, кем вы являетесь в каждый момент времени. И жизни вы нужны именно таким.

Зачем тебе быть Буддой? Если бы Бог захотел еще одного Будду, он бы его создал. Но он создал тебя – таким, какой ты сеть, и он принимает тебя таким.

Ты можешь быть только тем, кем являешься в каждый момент сейчас, ты не можешь быть другим. Ты можешь цвести, подобно цветку, источать божественный аромат и радоваться, если принимаешь себя таким, какой ты есть, или можешь увянуть, не принимая себя.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

- Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!

Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:

- Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, – и, немного подумав, добавил: – Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.

- С… с удовольствием, Мастер, – пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.

- Хорошо, – сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем. – Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее!

Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета – это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную.

Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.

- Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, – с грустью сказал он. – В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.

- Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! – отозвался Мастер. – Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне.

Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.

Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:

- Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.

- Семьдесят монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.

- Садись сюда, – сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека.

И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое!

И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

Похожая притча

⁃ когда ты посадил меня, ты хотел получить радость именно от меня - ТОГО, чем я являюсь. Если ты бы ты хотел розу, дуб, или виноград, ты бы посадил именно их. Но ты выбрал именно меня, поэтому мне нет необходимости пытаться быть чем-то другим. Я решила, что раз не могу быть ничем другим, а только жимолостью. То постараюсь быть лучшей в своём роде!

Помните, вы единственный/единственная такой на Свете, вы Лучший в своём роде .

Кто по-настоящему богат?

Старца спросили об одном человеке, богат ли он.

— Не знаю, — ответил тот. — Мне лишь известно, что у него много денег.

— Значит, он богат?

— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — сказал старец. — По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

Читайте также: