Притчи о втором пришествии

Обновлено: 21.12.2024

На святой земле стоял монастырь, жил в нём прозорливый старец. Молва ходила, что он имеет книгу, в которой записан день пришествия Господа Иисуса Христа. Ежедневно люди стекались к нему с одним только вопросом: « Когда придёт Господь? »

Вопрос был не праздный, ведь нужно душу свою подготовить к встрече. Попоститься, хорошенько помолиться, в таинствах поучаствовать.

Но каждый раз старец отвечал: « завтра придёт. Ждите ». Наступал следующий день, а за ним ещё и ещё, но Господь так и не приходил. Дошло до того, что иноку уже никто не верил. Думали, что он специально скрывает «тайное знание», по корысти или гордости.

"Ангелы апокалипсиса" Фреска. "Ангелы апокалипсиса" Фреска.

Преставился старец ко Господу и народ побежал искать ту « секретную книгу », когда же ждать Христа. Долго искать не пришлось, она лежала на столе. Дрожащими руками открыв первую страницу они видят надпись:

« Каждый день живи так, будто Господь придёт уже завтра, и не ошибешься ».

Во времена, когда мир трясёт от волнений, « правые ортодоксы » ждут пришествия антихриста, а за ним и пришествие Христа. И вот они отказываются от телефонов, хулят священноначалие, РПЦ. Кто-то уходит в землянки, ждать конца света. Сколько из-за этого порушенных судеб, не счесть.

Однако пришествие может быть уже завтра. Ранние христианские общины ожидали ежедневно явления Господа. Посмотрим чин «полунощницы».

«Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства.»

Так в переводе на русский звучит один из тропарей службы.

Сам Господь говорит, что во время пришествия всё будет как обычно.

То есть простая размеренная жизнь. Ждать какого-то «особого» знамения – глупо. Не строить иллюзий о том, что вот я сегодня поленюсь, а завтра начну жить как Христос велит. Нет, но ежедневно стараться жить с Господом помня, что Жених может прийти уже завтра.

Готова ли моя душа встретить его? Не получиться ли так, что я та неразумная дева? Внешне сохраняю своё « девство », веду себя благочестиво, не принимаю ИНН, паспорта. Посещаю еженедельно богослужения.

Однако внутри меня смрад. Страшно таким предстать перед Христом. Видеть, как мои братья и сестры входят в чертог Небесного Царя, а я слышу:

Похожая притча

Где сказано, что Мессия с первого раза не справится со своей задачей, ведь никто не говорил, да и Ветхом Завете нет такого, где было бы сказано, что Мессия придет и во второй раз? Как же рассматривать то, что Иисус должен прийти уже во второй раз?

Похожая притча

Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Вся эта притча – рассказ об отвержении Самого Господа Иисуса Христа. Виноградник в ней – вначале избранный Богом народ Израилев. Как говорит пророк Исаия: виноградник Господень – народ Израилев ( Ис. 5, 7 ). Хозяин виноградника – Бог, виноградари – религиозные вожди народа, слуги, которые приходят, чтобы собрать плоды – посланные Богом пророки. И, наконец, Сын – Христос Мессия, Он послан как последний посланник в мир.

В притче нет другого объяснения Его смерти, кроме того, что виноградари убили Его, потому что знали, что Он наследник, что Он – Сын Божий. Не потому что не знали, а потому что знали. «Придем и убьем Его, – говорят они, – и наследство будет наше». Какое простое решение всех проблем, существующих в роде человеческом, когда он отворачивается от Бога! От Каина до Каиафы, от Каиафы до убийц нашей святой Царской Семьи и до последнего убийцы, который будет на земле. Вынуть камень, всего один, из строения жизни – и не заботиться ни о чем. Все теперь принадлежит нам, и мы поступаем так, как мы хотим. Как просто и ясно показана в этой притче история и судьба Израиля и всего человечества!

Обратим внимание на то, как милостив Господь по отношению к тем, кому Он вверяет Свой виноградник. Господь дает его делателям и оставляет их одних. Он не стоит над ними, как надсмотрщик. Он доверяет им то дело, которое они призваны осуществить на земле. И мы видим еще, с каким непостижимым терпением снова и снова, несмотря на все страшные грехи и преступления, Господь дает им возможность ответить на Его доверие, на Его любовь. Однако это не означает, что праведного суда Божия не существует. Все кончается тем, что Господь, как мы слышали, предает смерти злых делателей, забирает виноградник у них и передает его другим.

Со времени пришествия Христова новый виноградник Божий распространяется по всей земле. Весь человеческий род включается в этот виноградник. И этот новый виноградник – Церковь Христова с апостолами, мучениками, святителями, исповедниками, преподобными, благочестивыми царями и царицами – теми, кто достойно трудится в Господнем винограднике. Это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел», как говорит нам слово Божие ( 1 Пет. 2, 9 ). «Якоже красный плод спасительного сеяния», приносят Господу добрые виноградари свой труд, и будут приносить Ему до скончания века.

Однако эта притча Господня – о злых виноградарях. И она касается не одного только Ветхого Завета. Вся Церковь наша – виноградник Господень. Каждая душа человеческая, говорят святые отцы, это своего рода виноградник. И подобно тому, как хозяин винограда в притче не получил ни одной кисти виноградной, точно также Бог очень часто не получает духовных плодов от многих людей, которых Он любит. Что за опустошение над нашей землей прошло в недавние годы? Сам диавол иссушил почти весь виноградник. И Господь предупреждает, что будет горшее. Сын Человеческий, говорит Он, придя, найдет ли хоть одну виноградину на земле?

Кто же будет виновен в этом более всего? Мы знаем, что князь мира сего, все более утверждающий свою власть в этом мире, зная, что ему мало осталось времени, все более неистовствует, все более утверждает свое господство, «тайну беззакония», о которой говорит апостол Павел в Послании к Солунянам ( 2 Фес. 2, 7). Но она действует не только во внешнем мире – говорят святые отцы – она касается и самой Церкви, потому что, в конце концов, «человек беззакония», как говорит апостол, придет и в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2, 4 ).

Совершенно понятно, что более всего противостоять «тайне беззакония» должны те, кто поставлен Господом трудиться над возделыванием душ человеческих; те, кто ответственен перед Богом за духовное состояние народа. А в чем же будет их вина? Как смогут эти люди дойти до отвержения Самого Бога? Вот притча о злых виноградарях показывает, сколь ужасным может быть возрастание во зле. Чем больше Господь проявляет милосердие по отношению к делателям виноградника, тем более они утверждаются в своем зле.

Мы видели ряд явлений неправедного суда злых виноградарей, пока они не доходят до убийства Сына Хозяина виноградника. Все начинается с утраты чувства реальности, утраты страха Божия. Каждый человек, живущий духовной жизнью, может знать, что можно потерять страх Божий, потерять благодать. Что можно с небрежением относиться к святыне. Слово Божие говорит: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). А если человек проклят, значит, лишен благодати. Значит, он подчиняется князю мира сего, силам зла. Он становится на тот самый путь, по которому шли злые виноградари.

Чтобы понять нашу ответственность, в особенности ответственность тех, кому вручен виноградник Божий, мы должны увидеть, что все подробности притчи имеют значение. С самого начала притчи говорится, что Господь дал делателям для служения ограду, башню и точило.

Точило в винограднике – место, где получают сок и вино. Согласно изъяснениям святых отцов, это тайна обетованного Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, в ожидании Которого жили все в Ветхом Завете – и в чаянии Второго Пришествия Которого живем мы. «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет» ( Ин. 7, 37 ), говорит Господь, обращаясь к таким людям. Башня, говорят святые отцы, означает древний Иерусалимский храм – предтечу Церкви Христовой, где совершались прообразовательные жертвоприношения. И также она – все храмы самой Христовой Церкви. Но она, кроме того – наблюдательная башня, с которой наблюдали и должны наблюдать всегда за приближением врагов, в особенности, когда наступает время созревания плодов. Это назначение башни лучше всего, наверное, помогает нам понять, как совершается постепенно «тайна беззакония» в Церкви. Ведь и ограда, которой был обнесен виноградник, существует для тех же самых целей. Ограда – то, что отделяет виноградник от невозделанной земли и то, что должно защищать виноградник от воров, от диких зверей. Неогороженный виноградник открыт для разорения. Если ограда где-то оказывается разрушенной – тот, кому не все равно, что делается с виноградником, постарается немедленно восстановить ее. И в духовной жизни существует ограда. Как говорят святые отцы, это заповеди Божии. Прежде всего, оградительный древний закон: не убивай, не воруй, не блуди. Эти запреты не утесняют свободу человека, как мы знаем, но защищают человека, ограждают его, хранят его свободу. Без этой ограды человеческая жизнь станет подобной винограднику, который могут вытоптать и пожрать стада диких свиней. Есть и другие ограды в винограднике Господнем. Это таинства Церкви, Тайны Христовы, перед которыми мы молимся: «Не бо врагом Твоим тайну повем». Это догматы и каноны, и все установления церковные, которые должны храниться от всякого злого поползновения на них.

Когда не будет у делателей виноградника заботы об ограде, тогда придет его запустение и гибель. Пусть не думает кто-нибудь, что он простой мирянин и какой с него спрос. Если ты принял дар Духа Святаго, ты тоже делатель, какое бы место ты ни занимал в Церкви. И пусть не скажет кто-нибудь, что он заботится только о своем личном благочестии и остальное его не касается. Что значит твое благочестие, если тебя не заботит, что весь виноградник гибнет у нас на глазах? Нам всем дал Господь виноградник и снабдил его всем необходимым, чтобы мы достойно исполняли свой главный труд. Мы все облечены доверием Божиим, и все свободны отнестись к этому дару так, как нам заблагорассудится.

Однако и для нас всех приближается день, когда мы должны будем предстать пред Господом с отчетом, что мы сделали с тем, что Он нам вручил. Все мы должны будем дать ответ на последнем и Страшном Суде Господу об этом. И выбор, перед которым мы стоим, как показывает Крест Христов, оказывается предельным. В этом мире, лежащем во зле, существуют зло и смерть. Когда зло раскрывается до предела, человек становится либо мучеником, либо убийцей. До такого предела дойдет жизнь, что иного выбора не будет дано никому.

В притче ясно показано, что Христос знает, что ждет Его впереди и каким путем должна идти Его Церковь. Он сознательно восходит к смерти, чтобы отдать Себя за спасение всех, чтобы стать краеугольным камнем, на котором строится жизнь и без которого, чему теперь, казалось бы, должно стать свидетелем все человечество, рушится все. Отвержение и смерть ожидают Господа и Церковь Его, но это все для того, чтобы изнести милость, и суд, и победу для любящих Его.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О Втором пришествии Мессии предвозвещали еще ветхозаветные пророки. Господь говорит через св. Исаию: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18). В книге пророка Даниила читаем: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Во время Своей земной жизни, проповедуя Евангелие, Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о Своем Втором пришествии:

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27);

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? (Мф.24:42-44);

— Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13);

— Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38);

ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк.17:24-25);

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8);

Когда изумленные ученики смотрели, как возноситься их Божественный Учитель, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11).

Свидетельства о Втором пришествии Мессии мы находим и в книге Апокалипсис: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр.1:7).

Во время Первого пришествия Спаситель действовал как Сеятель (Мф.13:3; Лк.8:5), а во Втором будет как Господин жатвы (Мф.9:38; Лк.10:2).

Похожая притча

В Священном Писании говорится о двух пришествиях Христовых. Первое пришествие уже было две тысячи с лишним лет назад. Тогда Сын Божий явил Себя Спасителем . Он проповедовал Евангелие, желая избавить род человеческий от греха, смерти и диавола" (Иустин (Попович), прп.).

Второе пришествие только ожидается в далеком (а, может, и в недалеком - этот вопрос мы и пытаемся выяснить) будущем. В этом будущем Христос придет как (Р евизор ) Судия , чтобы узнать, как люди распорядились данной им жизнью и наказать "плохишей" за злые дела.

В. М. Васнецов. Страшный суд. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. В. М. Васнецов. Страшный суд. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.

По свидетельству Ангелов , Христос сойдет с небес таким же образом , каким ученики ""видели Его восходящим на небо" (Деян.1:11). Сын Божий придет без предупреждения, неожиданно : "Вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру" (Мар.13:35). Придет не на осле (как это было ранее), а на белом коне, в сопровождении воинств небесных (Откр.19:14).

Согласно известному пророчеству, произнесенному Господом Иисусом Христом на горе Елеонской , Его славное Второе пришествие уподобится молнии , исходящей от востока и видимой даже до запада. Вот цитата:

"Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", — не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет тр-уп, там соберутся орлы" (Матф.24:26-28)..

Этим пророчеством Спаситель хочет сказать одну очень важную вещь : Его второе пришествие будет совсем не похоже на восстания лжехристов (которые,как мы помним, являются первыми признаками кончины века). Оно будет для всех " непререкаемо очевидным " (Аверкий (Таушев), архиепископ). Подлинное пришествие Христа не спутаешь ни с чем.

Про ложных христов будут рассказывать люди, СМИ. Пришествие подлинного Иисуса Христа уподобится ( "боргесу на шпонах, которыми набираются передовицы "Таймса" ) молнии , которая " исходит от востока и видна бывает даже до запада" (Матф.24:27). Это понятно , как шоколад.

Непонятны другие вещи: 1. Почему ложные христы будут скрываться в пустынях ? 2. Что означают "потаенные комнаты"? 3. Почему Второе пришествие Христово сравнивается с блистанием молнии ? 4. Что означает сентенция Иисуса про тр-уп и орлов? 5. Когда же все-таки произойдет второе пришествие Христово? Давайте разбираться.

1. Почему ложные христы будут скрываться в пустынях ? Все дело в мессианских ожиданиях иудеев рубежа двух Заветов: Ветхого и Нового. Израильтяне традиционно считали, что главной локацией ожидаемого ими Мессии обязательно будет пустыня . Они помнили о чудесах , которые сотворил Господь в пустыне, ведя народ Свой в землю обетованную. А также знали, что у Исайи вопиющий в пустыне свидетельствует о близости Мессии (Ис.40:3). Когда с проповедью выступил святой Иоанн Предтеча, весь Израиль ходил смотреть на него, как на Мессию , в пустыню (Матф.11:7). Ведь голос Иоанна был гласом, "вопиющего в пустыне" (Мар.1:3). В пустыне он жил (Лук.3:2), крестил и проповедовал (Мар.1:4).

В Книге Деяний можно также найти рассказ о о некоем (лжемессии) Египтянине , который произвел в возмущение и "вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников" (Деян.21:38). Все это происходило потому, что пустыня была для иудеев таинственным , почти сакральным местом.

2. Что означают "потаенные комнаты"? "Потаенные комнаты" - это еще одна локация для лжехристов. По Синодальному переводу совсем непонятно, что значит "потаенные". Что интересно, Церковнославянский перевод еще больше запутывает дело. В нем эти комнаты называются "сокровищами". Сокровищами капитана Флинта, что ли? Мда, задачка.

Сокровища. Фэнтези. Изображение взято в открытых источниках. Сокровища. Фэнтези. Изображение взято в открытых источниках.

Открываем оригинальный греческий тексте. Видим там с подстрочником такую фразу: "ἰδοὺ (вот) ἐν (в) τοῖς ταμείοις (комнатах) μὴ (не) πιστεύ­σητε (верьте)". Никаких прилагательных в греческом оригинале нет. Откуда же слово " потаенный " в Синодальном переводе? Видимо, ключ спрятан в загадочном слове "ταμείο". Открывает "Большой греческо-русский словарь" и смотрим значение загадочного слова. Ага, "ταμείο" - это не просто "комната". Это тайное место , куда прячут самое дорогое - деньги.

Вот содержание словарной статьи по слову "ταμείο": "1) касса , 2) казна ". Иначе говоря, "ταμείο" - это домашнее казнохранилище . Или сокровищница. В общем, приватный сейф. Если говорить о человеке (лжехристе), то это будет что-то вроде секретного бункера . Ясно.

3. Почему Второе пришествие Христово сравнивается с блистанием молнии ? Образ молнии , в пророчестве Христа, конечно, не случаен. У свт. Иоанн Златоуста молния становится символом всеобъемлемости являемого ею света, ибо он виден везде и всем. Святитель Иоанн говорит:

"Она (молния - Христофор+) не требует вестника, не требует проповедника, но в одно мановение является во всей вселенной, и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних комнатах дома" (Иоанн Златоуст, свт.).

Таковым же, по мысли Златоуста, будет и Второе пришествие Христово. Оно станет очевидным всем по причине сияния Божественной славы .

У прп. Иустина Поповича образ молнии связывается со светоносностью Божественной природы. Бог является во свете молнии, ибо Он Сам и есть Свет , по слову святого апостола Иоанна (1Иоан.1:5). Преподобный Иустин Попович предполагает, что Христос, как Бог и Логос, просто перестанет скрывать Свою светоносность и будет видим "всюду и на всяком месте".

Свт. Николай Сербский связывает со Вторым пришествием Христовым еще несколько важных свойств молнии . Во-первых, ее внезапность (Христос приходит внезапно, как внезапно вспыхивает на небе молния). Во-вторых, мощь , силу (Сын Божий может сжечь грешников, как пустые плевелы после жатвы в притче о пшенице и плевелах (Матф.13:30)). И, в-третьих, указательный характер (имея в виду молнию-стрелу). Ибо второе пришествие Христово "будет предварением Страшного Суда, который для праведных и верных станет желанным дождем, а для неправедных и неверных - градобитием" ("Охридский пролог".30 марта).

4. Что означает сентенция Иисуса про тр-уп и орлов? Эта сентенция Христа - одна из самых туманных в Новом Завете. Ибо совершенно непонятно, что именно (или кого именно) Христос понимает под тр-упом .

Святые отцы и экзегеты предлагают разные толкования этого места. Одна группа исследователей понимает под тр-упом мир в его оппозиции к Творцу. Преподобный Ефрем Сирин , к примеру, под тр-упом подразумевает Иерусалим , а под орлами - неприятелей (то есть римлян , у которых главным штандартом были легионные орлы). Архиепископ Аверкий ( Таушев ) видит в тр-упе духовно-мер-твых грешников.

Питер Доннелли. Римские штандарты. Изображение взято в открытых источниках. Питер Доннелли. Римские штандарты. Изображение взято в открытых источниках.

Другая группа исследователей усматривает в словах Христа евхаристический смысл и полагает, что тр-упом Он называет Самого Себя . Свт. Григорий II Римский говорит: "Труп – Христос, а высоко летающие орлы суть благочестивые и христолюбивые люди". Свт. Кирилл Александрийский почти повторяет это толкование: "Христос сказал это (о тр-упе - Христофор+) о собственном теле, но в виде притчи и образно".

Может, обратимся к греческому тексту? Хорошо. Там вместо слова "тр-уп" стоит "πτῶμα". Это слово образовано, как говорит греческо-русский словарь "Glosbe", от глагола "пи́пто" (озн. «падать») и указывает на упавшее (безжизненное) тело, или тр-уп (Мф 24:28). Тупик? Не совсем.

Как нам кажется, речь идет все-таки о духовно мер-твом Иерусалиме, который после исшествия Христа из Иеоусалимского храма, оказался безжизненным (как тр-уп), безблагодатным . Ведь говорил Христос чуть раньше, в 23 главе: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Матф.23:38).

5. Когда произойдет второе пришествие Христово? Это самый легкий вопрос из всех. Как там говорится в известном фильме " Карнавальная ночь ? Как-то так: "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно." Так же и с этим вопросом. Почему? Потому что Спаситель сказал совершенно однозначно : "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Матф.24:36). Иначе говоря, день и час Второго пришествия никому , кроме Бога, не известен.

Мы можем судить о времени Второго пришествия только по определенным признакам кончины века, перечисленных Христом в Его речи на горе Елеонской . Почти по каждому из этих признаков у нас есть отдельная статья , которую можно найти ниже, в "путеводителе".

Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (если статья понравилась), кликайте на рекламу (если нужно что-то купить) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также: