Притча о преемственности поколений

Обновлено: 14.11.2024

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: собрания: круглый стол.

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Анализ результативности учебной деятельности учащихся за I четверть.

I. Психологический настрой . Приветствие.

Родительский практикум в виде игры «Радуга чувств»

На доске радуга, каждый цвет дуги выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют.

II. Вступительное слово классного руководителя :

-Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе.

-У него сформировались определенные умения и навыки.

  • работать по алгоритму;
  • самостоятельно составлять алгоритм;
  • владеть методами самоконтроля;
  • уметь оценить ответ одноклассника
  • владеть техникой чтения в соответствии с возрастом;
  • уметь работать с учебником;
  • уметь работать с дополнительной литературой; справочниками, словарем, энциклопедиями, научно-публицистической литературой.
  • владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью;
  • вести диалог;
  • излагать логически мысли;
  • владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
  • списывать текст;
  • записывать под диктовку;
  • писать изложения;
  • писать сочинения.
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • классифицировать;
  • обобщать;
  • синтезировать;
  • выделять главную мысль;
  • отвечать на вопросы;
  • самостоятельно ставить вопросы;
  • выполнять творческие задания.

III. Основная часть собрания.

-Став пятиклассником, ребёнок повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад.

-Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.

Какими должны быть пятиклассники

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

-Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

Младший школьный возраст

Особенности социальной ситуации (отношения ребенка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.

Ведущая деятельность ( деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Особенности системы ценностей

Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга.

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.

- В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.

-Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

-Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:(Слайд 4)

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими.
  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней .

-Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.

Изменение условий обучения и изменение требований

-Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

-При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО.

- И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

- Что же должно Вас насторожить?(Слайд 5)

Родителей должно насторожить, если…

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

- Посмотрите чего ожидает ребёнок в этот период. (Слайд 6)

Стану лучше учиться

Боюсь нового учителя

Заведу новых друзей

Боюсь скатиться на 3 и 2.

У нас появятся новые

Я боюсь, что скачусь на плохие отметки

Боюсь, что родители будут

меньше уделять мне внимания

Внимания от родителей.

Родители не будут помогать

с домашним заданием.

Я хочу быть повнимательней

Будет добрый учитель.

Похвалу от родителей

Я скорей всего буду учиться на 5, 4

Жду хороших учителей.

Стать отличницей в 5 классе

Что не буду получать двойки

Чем можно помочь?

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

  • Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  • Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности .
  • Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  • Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  • Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

IV. Заключительная часть. (Слайд 8)

Во избежание «Психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:

  • Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

-Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку.

-Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.

-Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

-Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра».\

- Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

-Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.

Сравнительный анализ результативности учебной деятельности учащихся на конец года 4 класс и за I четверть 5 класса.

Хочу обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

-Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».


Чувство долга

Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает восемь типов (векторов) психики человека, каждый из которых предполагает определенное поведение, присущее только носителю данного вектора, и свой набор свойств и желаний.

Человек с кожным вектором по своим психическим свойствам способен помогать своим родителям из чувства долга. Родители вырастили его, воспитали, выучили, теперь он должен помочь им не чувствовать себя в чем-то ущемленными. Он исходит из принципа «ты – мне, я – тебе».

Главный герой притчи – обладатель кожного вектора. Родителям он отдает долг, а детям, через ту же систему ценностей, дает своего рода кредит, ожидая, что когда он состарится, уже его дети, как и он сейчас, будут отдавать ему долги.


Дети бывают разные


Однако в основе взаимодействия отцов и детей могут лежать и совершенно другие мотивы. Например, обладатели анального вектора с детства имеют сильную связь с родителями, особенно с мамой. От природы это очень послушные дети, если правильно развиваются. Вырастая и уходя из родительского дома, они испытывают к родителям благодарность. Когда родители стареют и уже не могут обеспечивать, а иногда и физически обслуживать себя, дети с анальным вектором помогают им из чувства благодарности.

Повзрослевшие дети с уретральным вектором не способны поддерживать постоянную связь с родителями, потому что их психическое направлено на отдачу по нехваткам не по родственным связям, а по принадлежности к стае. Человек с уретральным вектором – это вождь, который ставит жизнь стаи выше своей. Раньше всех он уходит от родителей в самостоятельную жизнь. И когда все-таки через десятки лет «свободного плавания» решается проведать родителей и приезжает в свое «родовое гнездо» с караваном подарков, часто уже не застает родителей в живых.

Похожая притча

Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

ВложениеРазмер
vechnaya_tsennost_svyaz_pokoleniy.docx 14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Вечные ценности. Связь поколений»

Хочу рассказать вам притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Почитать родителей значит : в детстве — их слушаться, в молодости — с

ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.
Память человеческая – связующая нить времен, преемственности поколений и передачи духовного наследия. Человек должен оставить о себе хорошую память своими делами, своей жизнью. Если это удаётся, то человек может прожить долгую духовную жизнь после смерти. Это и есть память.

Когда знобит и холодно – я укрываюсь «бабушкой»,
Она моё спасение, когда болит спина.
Да просто наша «бабушка» - платок пуховый вязаный,
И сила исцеления тому платку дана.
Его вязала бабушка простой несложной вязкой.
Бывало, спит и вяжет – что удивляло нас.
Когда вязала – пела, рассказывала сказки.
И каждая петелька хранит её рассказ!
И у моих детей к платку особый трепет.
Они его, любя, «прабабушкой» зовут.
И говорят: «Платок не просто греет,
Не зная бабушку – она как будто тут.»
И я ответила, глазами улыбаясь :
«Коль в сердце память к предкам будет жить,
То станет крепкой, никогда не прерываясь,
ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»…

Учитель: Почему человек перед смертью отдаёт на хранение своим детям нажитое? Какой смысл вложен в слова «Человек умирает лишь наполовину»?

Какие ассоциации вызывает у вас этот предмет? Это цепь - времён связующая нить - наша память. А что будет, если я её разорву?

Учитель: Прервётся связь между прошлым и будущим, не будет преемственности поколений. Прекратится наша история. С помощью памяти человек передаёт своё духовное наследие потомству, хранит в веках свою историю и историю своего народа. Предостерегает потомство от возможных ошибок и просчётов.

Академик Д. Лихачёв, спустя несколько десятилетий писал: « Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство. Память становится отчётливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»

Учитель: Какое самой страшное испытание для человека, народа?

Учитель: Конечно, война.

Учитель: Помните, в наши руки вручили наши деды и прадеды ясное солнышко, голубое небо, мир для нас. И наша задача с вами не дать миру разрушиться. Мы говорим: «Нет войне на нашей земле!».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене.

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ.

Проблемы преемственности между деским садом и школой.

Данный материал раскрывает все положительные стороны подготовки малышей к школе на базе детского сада преподавателями школы.

Проблемы преемственности: из начальной школы в основную.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из.

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «.

План совместной работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 с МБДОУ «Детский сад №14» по осуществлению сотрудничества и преемственности на 2018–2019 учебный год

План совместной работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 с МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка» по осуществлению сотрудничества и преемственности на 2018–2019 учебный год

Похожая притча

Наличие их привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений.

ВложениеРазмер
preemstvennost.docx 20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Юрьева Надежда Глебовна, воспитатель

МБДОУ города Иркутска детский сад №172 «Радуга»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ - ЭТО НИТЬ, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ РАЗРЫВАТЬ, ЭТО СВЯЗЬ, КОТОРУЮ НАДО

Что означает слово «преемственность»? Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются семейные традиции, культурное прошлое, социальные ценности.

В чём заключается преемственность поколений? Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привёл учёный Владимир Яковлев, который соотнёс поколения с морскими волнами. Он говорил, что «если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с волной. Одна за другой набегают на берег волны. Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую. »[1]. И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим.

К сожалению, динамика развития общества намного опережает возможности механизма преемственности.

В чём скрывается проблема?

Основная проблема преемственности поколений скрывается в быстром темпе нашей жизни. Стремясь получить хорошее образование, найти достойную работу, молодые люди уезжают в большие города. И тогда ежедневная связь поколений прерывается. А ведь еще двадцать лет назад босоногое детство в деревне у бабушки и дедушки было явлением обычным. Внуки часто вырастали на руках у бабушки, впитывая культуру, традиции и обычаи семьи.

Сегодня молодые семьи стремятся отделиться от старшего поколения, хорошо это или плохо — вопрос спорный. Однако и в современном темпе жизни, с новыми идеалами и правилами очень важно сохранить преемственность поколений. Она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Знание истории и традиций своей семьи дарит ощущение уверенности, поэтому так важно обеспечить детям общение с бабушками и дедушками.

По словам семейного психолога Николая Суворова: «Представители старшего поколения относятся к ребенку не так, как его родители. Воспитывая своих детей, бабушки были слишком заняты работой и житейскими проблемами. Теперь у них освободилось достаточно времени, которое они готовы посвятить своим внукам. Просто поговорить с ребенком, выслушать все его истории, поиграть, приготовить что-нибудь вкусное. К тому же с возрастом шалости и капризы ребенка воспринимаются не так остро».

В таких спокойных беседах о детстве бабушки, дедушки или родителей, в записи рецепта любимого торта, в просмотре старых фотографий и формируется преемственность поколений. Очень многие семьи в наше время пользуются услугами няни, для работающих родителей это необходимость, но, к сожалению, не всем на пути встречается Арина Родионовна. Даже хорошая няня, находясь с ребенком целый день, волей или неволей будет передавать ему ценности и традиции своей семьи.

Еще одной распространенной причиной нарушения преемственности поколений является ревность. Психолог Анна Орлова комментирует эту проблему: «Не стоит удивляться, ревность между родителями и бабушкой ребенка явление едва ли не более частое, чем ревность между мужчиной и женщиной».

В основе такого конфликта могут лежать разные мотивы, самый распространенный — несогласие с педагогикой родителей. Бабушки могут придерживаться строгих правил воспитания детей или, наоборот, чересчур баловать, потакая их капризам. А бывает, что мама, занятая деловая женщина, просто борется за любовь ребенка с бабушкой. Ведь у нее остается не так много времени на общение с детьми. Она должна следить за выполнением уроков, соблюдением режима, чистотой в доме, а значит, ей приходится быть строгой, тогда как бабушка может простить неубранные игрушки, медлительность, купить лишний раз шоколадку или включить мультики.

Не стоит увлекаться перетягиванием одеяла, ребенок невероятным образом ощущает отношение между членами семьи и впитывает в себя не только традиции, но и атмосферу, царящую в доме. Очень важно суметь выстроить добрые отношения между разными поколениями семьи. Преемственность поколений — гарант того, что в трудную минуту родители получат помощь от своих детей.

Очень важно, чтобы в семье были традиции.

Наличие данных привяжет ребенка к дому и поможет воспитать преемственность поколений. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки — все это ребенок уносит с собой во взрослую жизнь, чтобы передать своим детям. Традиции внушат ребенку уверенность и подарят чувство гордости за свою семью. Традиций не обязательно должно быть много, хотя их количество зависит только от фантазии и желания членов семьи. Можно, например, устраивать воскресные чаепития в гостях у бабушки или раз в несколько месяцев ходить всем вместе в театр. Идеально отмечать дни рождения в полном составе, когда вокруг торта со свечами собираются бабушки, дедушки, родители, братья и сестры. Обычный ужин родителей совместно с детьми, где каждый рассказывает о том, что произошло за день, поможет лучше понять друг друга и превратит семью в настоящую команду. Хорошо, если дети будут знать историю всей семьи. Можно всем вместе составить генеалогическое дерево с фотографиями и кратким описанием жизни. Старшие родственники еще могут помнить забавные, трагические или славные истории из жизни своих родителей, бабушек или дедушек. Это сможет оживить фотографии предков и подарить им характер.

Всем известно, что один в поле не воин. Зато ощущение любви, поддержки семьи, счастливые детские воспоминания и толстый альбом с семейными фотографиями способны поддержать в любой жизненной ситуации.

Существует множество театральных, врачебных, военных и рабочих династий , когда дети идут по стопам родителей, бабушек и дедушек. И это тоже преемственность поколений. Передавая друг другу опыт и знания, занимаясь общим делом, семья, безусловно, становится ближе и сплоченнее. Однако такая преемственность должна быть делом добровольным, насильное вовлечение ребенка в династию опасно появлением протеста. Приобщая ребенка к семейной профессии, очень важно не нарушить хрупкую грань доверия.

В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками, чтобы наряду с техническими процессами так же быстро шло и моральное воспитание нашего народа. Преемственность поколения — это своего рода кривая, со своими падениями, но, несомненно, и со следующими за ними подъёмами. Важно помнить и то, что, если у людей, живущих в одной стране, будут разные взгляды — это будет похоже на рисунки на песке, которые легко смоются вновь набежавшими волнами. Без центральной идеи будут совершенно бесполезными любые социальные, политические, экономические изменения. Всегда найдётся тот, кому хорошо, а на него ещё один — которому плохо.

[1] Яковлев В.П. Социальное время. Издательство Ростовского университета, 1980. С. 66.

Похожая притча


Эта английская притча заставляет задуматься о связи поколений. Как мы относимся к родителям? Что нас связывает с детьми? Давайте рассмотрим сюжет этой притчи с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Между животными нет обратной связи. Детеныши выросли, получили первые навыки выживания в стае и забыли своих родителей. Они никогда не возвращаются к ним. Такова природа.

А что же у человека? Природная связь есть только у родителей с детьми, а у детей с родителями это связь культурного типа. Культурный слой у человека нарабатывается в период пубертата и предполагает определенное отношение к родителям. То есть воспитание, которое мы получаем в обществе, накладывает на нас определенные обязательства по отношению к ним: заботу о престарелых родителях, благодарность за то, что они для нас сделали. У разных людей эта связь реализуется по-разному.


Что еще влияет на отношения родителей и детей?

На отношение детей к родителям влияют многие факторы. Культурный слой ребенок нарабатывает в возрасте от 6 до 16 лет. В этом процессе участвуют, в первую очередь, родители, а затем уже школа и окружение. И от того, с какими психологическими травмами ребенок проходит этот период, зависит уровень его развитости, а, следовательно, и способы поведения в связке родители-дети.

Читайте также: