Притча о прощении обид

Обновлено: 14.11.2024

Во время одной беседы Иисуса Христа, апостол Петр подошел к Нему и спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, (то есть ближнему), согрешающему против меня (т. е. если он чем-нибудь обидит меня)? Довольно ли будет простить ему до семи раз?

Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.

Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант – вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».

Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».

В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом – грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).

Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.18:21–35 ); от Луки ( Лк.17:3–4 ).

Похожая притча

Учитель рассказал им в ответ анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха. Через несколько минут он рассказал им тот же анекдот, и только несколько слушателей улыбнулись. Тогда учитель в третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто. Тогда старый и мудрый учитель улыбнулся и произнес:

— Смеяться постоянно с одной и той же шутки вы не можете. Так почему же вы позволяете себе плакать по одному и тому же поводу?

Мораль. Наибольшим источником наших страданий является ложь, которую мы говорим самим себе.

Вопрос о грехе

Однажды юноша пришел в монастырь и спросил у священника:

— Скажи, что такое грех?

Монах улыбнулся и ответил просьбой:

— Расскажи мне, как ты отцу помогаешь?

Юноша с удовольствием стал рассказывать монаху об отце и своей помощи ему.

— А теперь расскажи мне, — продолжил монах, — как ты тайно женщину желаешь?

Юноша покраснел от смущения, от незнания, что ответить и молчал.

— Вот так и со всем остальным на свете, — отозвался на его молчание монах, — грех — это то, что боится Света.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Камни

Пришли как-то раз к старцу женщины за прощением и отпущением.

Одна считала себя великой грешницей, так как в молодости изменила мужу и не переставала мучиться по этому поводу. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком грехе особо не упрекалась и была довольна собой.

Старец расспросил обеих женщин про их жизнь. Одна со слезами призналась ему в своем великом грехе. Она считала свой грех столь великим, что не ожидала за него прощения. Другая же сказала, что не знает за собой никаких особых грехов, что она почти святая.

Тогда старец сказал первой жене:

— Пойди-ка ты за ограду и найди мне самый большой камень, который сможешь поднять и принести. — А, ты, — сказал он той, которая не знала за собой больших грехов, — принеси мне тоже камней, сколько осилишь, только все они должны быть мелкими.

И женщины пошли исполнять приказ старца.

Одна нашла самый большой камень и взяла его, а другая долго собирала мелкие камни. Пришли они к старцу: одна принесла большой камень, другая — горку мелких камней. Старец осмотрел камни и сказал:

— Теперь вот что сделайте: отнесите камни назад и положите там, где взяли. А когда вернете их на свои места, возвращайтесь ко мне.

И женщины снова пошли исполнять приказ старца.

Первая легко нашла то место, на котором она нашла камень и положила его точно так же, как было до этого. А другая никак не могла вспомнить, с какого места и какой камень она брала. И так, не выполнив задания, вернулась к старцу со своей горкой камней.

— Так вот, — сказал старец, — то же бывает и с грехами. Ты, — сказал он первой, — легко положила большой и тяжелый камень на прежнее место, потому что помнила, откуда его взяла. А, ты, — сказал он второй, — не смогла, потому что не помнила, с какого места брала мелкие камни.

То же и с грехами. Первая поняла свой грех, несла за него укор людей и своей совести, сверялась и потому освободилась от последствий греха. Вторая принесла назад мелкие камни, так как, греша мелкими грехами, также не помнила о них, не каялась в них, привыкла к жизни в грехах и, осуждая грехи других, все глубже и глубже залезала в свои.

Хвала человеку, чья совесть тяготит его как большой камень. С его души легче снять грех и раскрыть его для раскаяния. Но горе тому, кто не обращает внимания на мелкие ошибки. Ведь не замечая и не осознавая их, он и прощения просить не будет, тогда, как большой грешник своим покаянием помогает себе стать лучше и чище.

Мораль. Обращайте внимание даже на мелкие ошибки, осознайте их, проанализируйте, исправьте, вынесите урок, чтобы больше их не повторять и двигайтесь вперед.

Похожая притча

— Говорят, что ты всё знаешь, а скажи-ка нам – что такое обида?

Мудрец поднёс к губам фарфоровую чашечку, не торопясь допил из неё саке и ответил:

— Вот, на дне чашечки осталось несколько капель саке. Есть ли у меня от этого обида? Если я больше не хочу, то мне всё равно. А если мне не хватило, то я найду ещё саке, налью его в ту же чашечку, и оставшиеся капли растворятся в нём. А потом я их выпью. Вот так и обида, человек сам решает, бесконечно мучить себя своей обидой, или сделать так, чтобы она растворилась с пользой.

Притча «Нужен ли тебе этот груз?»

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

– И это всё? – недоуменно спросил человек.

– Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Тогда человек пришёл к старцу и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых – картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:

– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Притча «Что делать с обидой»

Что делать с обидой? — спросили ученики Ходжу Насреддина.

Обида бывает Малая, Средняя и Большая, а также Острая и Хроническая, — объяснил мудрец. — Все эти обиды суть разновидности болезни и требуют каждая своего лечения.

Малая Острая Обида похожа на укус слепня — ее лучше всего не заметить, подобно тому, как слон не обращает внимания на вопли обезьян.

Средняя Острая Обида может заставить человека пошатнуться; она подобна рыси, прыгающей с дерева на спину оленя. К такой Обиде следует развернуться лицом и победить ее в открытой схватке оружием Мудрости и Самоотречения, усмиряя ее подобно тому, как всадник укрощает норовистую лошадь.

Большая Острая Обида подобна стреле, поражающей воина и на время повергающей его в беспамятство. Такому человеку нужны помощь и сострадание, а иногда и крепкие путы, как обезумевшему от боли медведю.

Малая Хроническая Обида подобна постоянно гноящейся царапине, про которую человек может забывать, хотя она отравляет его подобно гнилой воде из болота. У этой Обиды важно найти ее Корень, после чего она превращается в Острую, а затем исчезает.

Средняя Хроническая Обида подобна ядовитой змее, свившей себе гнездо в сердце человека и отравляющей своим ядом всю его душу. Однако человек незаметно для себя привязывается к этой змее, тем более что она поддается дрессировке. Ее нельзя выгнать, иначе как договорившись с ней по-хорошему и поселив на ее место основательную Добродетель.

Большая Хроническая Обида поглощает человека целиком, подобно тому, как удав заглатывает овцу и не спеша переваривает. Единственный выход здесь — полное преображение, подобное превращению куколки в бабочку.

Читайте также: