Притча о поведении человека в обществе
Обновлено: 22.12.2024
Иногда люди слишком браво сжигают мосты. Расстаются с прежним окружением, открещиваются от него.
Такое бывает, когда человек вдруг поднимается на какую-то высокую ступень. Или когда он случайно побывал в другом круге. Прежняя жизнь, прежнее окружение ему кажется недостойным, несоответствующим.
Возможно, на какой-то период времени удается прикоснуться к совсем другому кругу. Но это может быть и иллюзией. Получается ловушка «свой среди чужих».
А бывает, что человек так старательно вычищает окружение, что вообще остается один. Он бросает все силы на достижение успеха и ему видится, что этот успех можно непременно получить в одиночестве. Только такое манящее одиночество в успехе начинает тяготить.
И дуб решил вырасти таким же высоким и тоже стать известным.
Хозяева сада любили дуб и гордились таким красавцем.
Однажды дуб попросил их вырубить растущие рядом яблони и груши.
- Они старые и мало плодоносят. Но забирают из почвы питательные вещества.
- Хорошо, - сказали хозяева и исполнили пожелание дуба.
Но дуб рос медленно, он злился, что не может приблизиться к росту баобаба. Дуб стал искать причины.
- Вот эти вишни закрывают мне солнце, - пожаловался он хозяевам.
Те беспрекословно вырубили вишневый сад.
Дуб наслаждался теплом, солнцем и летними дождями. Но все равно ему что-то мешало. И он понял, что виноваты орешники, сливы и разросшиеся кусты смородины. Растения не только забирают влагу из почвы, но и есть риск, что с них разные вредители полезут на дуб и повредят его кору и листву.
Дуб снова попросил хозяев убрать лишние деревья. И те согласились.
И вот прекрасный мощный дуб красуется в саду. Есть только он и невысокая трава вокруг. Трава не загораживает солнца, она неопасная. Где-то вдалеке стоит летняя избушка хозяев.
Наступил осень, хозяева пофотографировались со своим дубом и уехали жить в город, в более комфортные условия.
Настала глубокая осень, налетели ветра. Однажды пришел очень сильный ураган. Он прошелся по пустынному бывшему саду.
Похожая притча
В одной из деревень Мадхупура, находящейся в глубине его территории, жил-был брахман по имени Харихар. Был он очень беден, хотя, по правде говоря, его отец оставил ему кое-какое наследство. Но, как хорошо известно, лень такова, что все проглотит и оставит хозяина в нищете. Харихар как раз и был лентяем. Постепенно все его имущество было распродано, и, в конце концов, ему и его жене не на что стало жить. Его жена Басанти была энергичной женщиной, и длительная нужда сделала её еще более настойчивой. У неё проявилась невероятная сила воли. Она не давала покоя Харихару. «Ты, лежебока, ты что же, хочешь уморить свою жену голодом?» — такие слова часто звучали в их маленькой хижине. Но что мог поделать бедняга Харихар? Слова его жены были хоть и грубы, но справедливы. Какое-то время он сносил все это молча. Но чем беднее они становились, тем больнее кололи сердитые слова Басанати. Однажды утром ленивый Харихар не выдержал и покинул свой дом. А когда он шёл, то повторял про себя: «Я пойду в большой мир и попытаю там счастья». Во время своих странствий он повстречал отшельника. Этот добрый человек славился умением читать людские мысли.
— Ох, друг, — сказал он, — да на тебе лица нет! Что случилось? — Он внимательно взглянул на впалые щеки Харихара, и ему стало все понятно. Прежде чем Харихар начал описывать свои несчастья, добросердечный отшельник пригласил его в свой ашрам. Там они и жили вдвоём. Отшельник делил со своим другом приношения, которые получал в течение дня. Вот так и проходили дни, но и отшельника уже стало раздражать безделье Харихара. Вскоре его жалость к брахману поостыла.
— Послушай-ка, друг мой, — сказал он однажды утром брахману. — На земле нет места для лени. Если ты постараешься, то, конечно, сможешь себя обеспечить. Прими мой совет, и ты никогда не будешь нуждаться. Я поделюсь с тобой четырьмя хорошими жизненными правилами. Помни их и действуй соответственно: «Трудись, как парий; ешь, как раджа; не говори правды женщинам; никогда не лги царю». Харихар принял его советы и бережно сохранил в памяти все четыре правила. «Как я могу забыть эти наставления?» — сказал он сам себе. — Отшельник сказал, что благодаря им я получу еду, питье и все, в чем нуждаюсь. Это прекрасные слова, которые изменят мое будущее». Повторяя их наизусть, Харихар ушел из ашрама и направился в ближайшую деревню. Приблизившись к ней, он увидел большую толпу, а подойдя вплотную, увидел тело мертвеца, лежавшее на краю дороги. Староста деревни выглядел огорченным. Он не знал, как избавиться от тела незнакомца.
— Никто не знает, кто этот человек. Если бы мы могли хотя бы выяснить, к какой касте принадлежал этот несчастный. Никто не хочет дотрагиваться до него, — сказал староста.
— Как же мы можем совершать похоронные обряды над тем, чья каста неизвестна? — закричали молодые люди, окружавшие его.
— Но мы не можем и допустить того, чтобы тело лежало на улице, — ответил староста.
Харихар, который всё это слышал, мигом сообразил, что ему делать. Он вспомнил первый совет отшельника:«Трудись как парий». Поэтому он вышел вперед и сказал.
— Я сделаю эту работу. Сколько вы мне заплатите за неё? Жители деревни очень обрадовались, услышав это. Быстро собрали деньги, и староста вручил Харихару пять рупий. Он тут же взвалил на плечи мертвое тело и один отправился к площадке, устроенной в этой деревне для кремации. Там Харихар приготовил всё для костра и, уложив поверх дров мёртвое тело, поджёг их. Пламя быстро взметнулось вверх и охватило волосы на голове мертвеца. Харихар чуть не упал в обморок от волнения, увидев, что из сгоревших локонов выпали настоящие золотые мохури. С какой радостью он схватил такое сокровище! Мертвец, бывший при жизни вором, спрятал в своих густых волосах отборное золото. Неожиданно разбогатевший Харихар тысячу раз благословил отшельника. Не теряя времени, он отправился в обратный путь к жене. «Как же она обрадуется! Теперь будет изобилие и никакой нужды. Уверен, что моя жена будет танцевать от радости», — подумал Харихар. Богатство сделало Харихара осторожным и находчивым. Он попусту не растрачивал свои деньги. Но, конечно, он и его жена хорошо питались. А разве не намекнул на это отшельник в своем втором совете? Харихар и Басанти жили теперь спокойно, ни в чем не нуждаясь. У них было много еды, и это привлекало внимание соседей, которым спать не давало неожиданное благосостояние Харихара. «Разве не был Харихар недавно бедным? Как же случилось, что он ест лучше, чем любой из нас? Где он достает деньги на все это?» — спрашивали они друг друга. Однако они никак не могли разгадать эту тайну. Харихар стал не только богатым, но и мудрым и держал язык за зубами. Подруга Басанти — Ниламбари завидовала внезапному счастью своей подруги и преисполнилась решимости выведать секрет.
— Приходи ко мне завтра утром, Ниламбари, и я тебе все расскажу, — сказала Басанти. В ту же ночь Басанти с мрачным выражением лица спросила мужа:
— Разве я не твоя жена? Почему ты скрываешь от меня свои дела? Ты никогда не рассказывал мне о том, где ты берешь деньги на покупку всех этих вещей, которыми мы пользуемся, и на хорошую еду. Разве я заслужила такое отношение? Тут Харихару припомнился третий совет отшельника: «Никогда не говори правды женщинам». А слов отшельника нужно придерживаться. Тут же он придумал историю и рассказал жене:
— Ну что же, это очень просто. Но это большой секрет. Запомни, ты никому не должна говорить об этом ни единого слова. Если кто-нибудь съест плоды кочилы, смешанные с джаггери, слитки золота начнут выходить из его рта. Смотри же, я предупреждаю тебя, никому не выдавай этот секрет. Басанти была очень довольна, и можно не сомневаться в том, что Ниламбари узнала «секрет» на следующее же утро. Горя желанием поделиться новостью, Ниламбари вышла встретить своего мужа и обо всем ему рассказала. В тот же вечер ее муж съел несколько кочил, смешанных с джаггери. Через два-три часа яд начал действовать, и бедный человек стонал от боли. А Ниламбари стояла рядом у его постели, ожидая, что драгоценный металл выйдет у него изо рта. С приближением смерти боли усилились, и он стонал все сильнее и сильнее. «Несомненно, сейчас золото выйдет наружу. Желудок болит потому, что стремиться выбросить его», — говорила себе Ниламбари. Бедняга умирал, однако надежды Ниламбари возрастали. После нескольких судорог рот несчастного широко открылся, и, тяжело вздохнув в последний раз, бедняга испустил дух. А Ниламбари уже было подскочила, чтобы схватить все золото, и еще некоторое время таращила глаза на своего мужа. Безжизненное тело, лицо со следами страдания — нельзя было не понять, что произошло, и даже до помутившегося разума Ниламбари дошло, что ее муж умер. И она закричала:
— Ох, мой муж! Ох, мой муж! Где же золото и где ты? На ее громкие вопли скоро собралась большая толпа. Жители деревни, которые толпились вокруг тела умершего, что-то заподозрили, и один из них заметил:
— В чем дело? Всего лишь несколько часов назад он было здоровехонек. Я своими глазами видел, как он бодро возвращался с поля, а сейчас вижу его мертвым! Несомненно, здесь что-то не так! А другой сказал:
— Я уверен, кто-то убил его. — Подождите-ка минутку, — сказал деревенский лекарь. — Вы видете его рот? Разве на его губах нет синего оттенка? А затем, тщательно осмотрев его глаза и щеки, он серьезно сказал:
— Я не сомневаюсь, что это отравление. А если окажется, что я не прав, то готов отдать половину своего имущества. — Слова лекаря убедили всех.
— Здесь не может быть иного мнения, — сказал староста деревни и, войдя в другую комнату, позвал Ниламбари и спросил ее:
— Женщина, говори только правду. Это серьезное дело. Расскажи нам, чем ты его кормила и что он съел вечером. Запомни, если солжешь, то будешь наказана. Ниламбари рассказала обо всем, что она сделала, и довольно скоро ее привели к радже на суд. Раджа строго взглянул на Ниламбари и спросил:
— Почему ты отравила своего мужа, на какую рассчитывала от этого выгоду?
— Ох, раджа, — сказала плачущая Ниламбари.— Я несчастная женщина. Не убивала я своего мужа. Я никогда не думала, что он умрет. Это все случилось так: моя подруга Басанти и ее муж были когда-то бедны. И вдруг разбогатели. Я спросила Басанти, откуда у них взялись деньги. Она выпытала у своего мужа и открыла мне тайну их внезапного обогащения. Она рассказала, что ее муж съел плод кочилы, смешанный с джаггери, и у него изо рта вышло настоящее золото. Я — скверная женщина! Как я могла ей поверить? Я дала кочилу и джаггери моему мужу, и он умер. Теперь я хочу тоже умереть. Ох, мой муж! — громко рыдала она. Раджа пришел в ярость и немедленно послал за Харихаром и его женой. — Ты — негодяй! Тебе за это полагается веревка! — закричал он на Харихара. Харихар упал в ноги радже и сказал: — Ваше величество, будьте терпеливы и выслушайте мою историю. Я был бедным брахманом, ежедневно тяжким трудом зарабатывал себе на жизнь, да и то не всегда достаточно выпадало на мою долю. Но однажды я повстречал отшельника, и ученый отшельник преподал мне четыре правила поведения: «Трудись, как парий; ешь как раджа; не говори правды женщинам; никогда не лги царю». Я берег как сокровище в своей памяти эти мудрые слова и дал обет следовать им! Затем Харихар поведал, как на каждом шагу совет отшельника приносил ему удачу.
— Когда же моя жена пристала ко мне, — продолжал Харихар, — чтобы я раскрыл ей секрет моего богатства, я последовал третьему наставлению отшельника:«Не говори правды женщинам». Поэтому я и соврал моей жене. Тогда я не знал, что это может привести к смерти ни в чем не повинного человека. Ваше величество, я правдиво вам все рассказал, следуя четвертому совету отшельника: «Никогда не лги царю », — закончил свой рассказ Харихар. Эта история понравилась радже, он простил Харихара и отослал его. Когда брахман возвращался домой, он повторял про себя четыре совета отшельника, думая при этом: «Как, должно быть, учен и всезнающ этот отшельник. Я трижды осчастливлен моим гуру, который даровал мне такие мудрые наставления»
Новое видео:
Новое видео:
Похожая притча
Притчи
Не все является тем, чем кажется на первый взгляд. Предлагаем вам четыре истории для размышлений, которые помогут научиться лучше разбираться в людях, думать, прежде чем выплескивать на других свой негатив, отличать важное от второстепенного и добро от зла.
Притча о смирении
Однажды ученик спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого бояться?
— Скажу тебе сначала, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного на вид! Когда увидишь, что кто-то бьет перед тобой поклоны, обнимает тебя и проявляет свое необычное расположение — опасайся больше.
— Почему? — удивился ученик.
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец вздохнув.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит правду, какой бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь. Истинное смирение всегда неприметно, поэтому его трудно найти, но, когда найдешь — оно тебя никогда не предаст.
Притча о гневе
У одного мужчины был очень вспыльчивый и несдержанный сын. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Притча о том, что на самом деле важно
Однажды турист приехал в столицу Египта – Каир специально, чтобы повидать одного известного мудреца.
Турист удивился, когда увидел, что такой известный человек живет в очень простой маленькой комнате, заполненной книгами. Из мебели были только кровать, стол и стул.
— Где твоя мебель? — спросил турист.
— А где твоя? — спросил мудрец.
— Моя? — удивился турист. — Но ведь я здесь только проездом!
— Я тоже, — улыбнулся мудрец.
Наша жизнь на земле временна, тем не менее многие живут так, как будто они бессмертны, и забывают быть счастливыми.
Притча о добре и зле
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Похожая притча
Притчи
Однажды юноша попросил старого монаха научить его разбираться в людях. Он спросил старца:
— Как мне понять, кому можно доверять? Как понять к кому следует относиться с осторожностью? А еще есть те, кого следует опасаться. Как их среди толпы распознать?
Мудрый монах ответил:
— Опасайся тех людей, которые слишком смиренны с виду. Бывают такие люди, которые направо и налево кладут перед тобой поклоны. Они тебя постоянно пытаются обнять. При любом удобном моменте такие люди стараются подчеркнуть свое необыкновенное расположение к тебе. Если встретится на твоем жизненном пути такой человек, его больше всех опасайся.
— Именно такой человек и способен предать тебя в любой момент. Его предательство станет для тебя тем самым острым ножом в спину. Именно такие предательства являются самыми обидными и переживаются наиболее тяжело.
— А кому же тогда вообще можно доверять? — снова спрашивал ученик.
— Доверять можно только тому человеку, который с тобою прост. Тому, кто всегда может сказать тебе правду. И не так важно, как она прозвучит для твоих ушей. Любой человек имеет право знать правду. Какая бы она ни была. Вот таких людей береги! Встретить их — большая удача. Именно они первыми приходят на помощь в любой ситуации.
— Понимаешь, — продолжал старый монах. — Истинное, настоящее смирение оно всегда будет неприметным. Его не увидишь глазами, его можно рассмотреть только сердцем. Именно поэтому его настолько трудно найти. Люди смотрят глазами и видят то, что хотят видеть. Лишь некоторые стараются видеть сердцем. Тогда их взгляду открывается то, что есть на самом деле. Они и способны распознать истинное смирение.
Читайте также: