Иудейские притчи на уроках орксэ

Обновлено: 20.12.2024

Притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере. На уроках главной функцией является воспитание. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

«Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». ( Г Дьяченко)

С точки зрения литературы , притча ‑ это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча ‑ есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча ‑ выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча ‑ своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Темы притч : мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи : 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность; осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.

Способы использования притч в учебном процессе.

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова ‑ понятия, с последующим комментированием.

Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

Инсценировка притчи.

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Найти или предложить вставить пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

Определение ценностей, которые отражает притча.

Как мы видим из перечисленных выше способов работы педагога с притчей, все они имеют творческую основу. Необходимо подбирать такую притчу на урок, чтобы она побуждала детей к духовной и интеллектуальной работе.

Урок 15. «Добро и зло»
Примеры организации работы с притчами .
1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни ‑ правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Беседа

– Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете ?)

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Не хвались серебром, а добром.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Обобщение. Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…


Полный текст материала Статья "Использование притч на уроках ОРКСЭ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Похожая притча

Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности

изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч, используемых на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

- познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»

-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа

-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе

Притча – это короткий рассказ, который содержит какое-либо нравоучение в иносказательной форме.

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Притча - рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение, поучение в примере. Малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Свойства притчи:

  • мудрость,
  • долголетие,
  • любовь к ближнему,
  • усердие, самообладание,
  • разумное пользование
  • богатством,
  • сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей,
  • милосердие,
  • выбор друзей,
  • трудолюбие, честность,
  • непримиримость ко злу.
  • краткость,
  • не требует доказательств,
  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  • дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность..
  • осуждается не человек, а порок,
  • строится на сравнении,
  • предполагает мыслительную деятельность.

Способы использования притч в учебном процессе

Притча для детей и взрослых «Совесть без муки»

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла? Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Похожая притча

Взгляд на этот древний жанр позволит нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности

изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч, используемых на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).

- познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как жанра мировой литературы»

-проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа

-рассмотреть темы, свойства и способы использования притч в учебном процессе

Притча – это короткий рассказ, который содержит какое-либо нравоучение в иносказательной форме.

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Притча - рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение, поучение в примере. Малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Свойства притчи:

  • мудрость,
  • долголетие,
  • любовь к ближнему,
  • усердие, самообладание,
  • разумное пользование
  • богатством,
  • сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей,
  • милосердие,
  • выбор друзей,
  • трудолюбие, честность,
  • непримиримость ко злу.
  • краткость,
  • не требует доказательств,
  • подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  • дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность..
  • осуждается не человек, а порок,
  • строится на сравнении,
  • предполагает мыслительную деятельность.

Способы использования притч в учебном процессе

Притча для детей и взрослых «Совесть без муки»

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Беседа по притче:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла? Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Похожая притча

На уроках ОРКСЭ, через притчи раскрываются основные нравственные понятия, состовляющие основу того или иного мировозрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В притчах заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнетивной составляющей, а эмоциональной сфере. И в этом нам могут помочь притчи.

Просмотр содержимого документа
«Использование притч на уроках ОРКСЭ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИТЧ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Лой Светлана Валериевна, педагог-психолог учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №7, Майкопский р-н

Говоря о специфике преподавания предметов духовно-нравственного

цикла (к которым мы относим и курс ОРКСЭ), нельзя не остановиться на творческом подходе педагога в выборе содержания материала к занятиям.

Так, например, в силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере. На уроках главной функцией является воспитание.

Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

«Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучи-

тельное изречение; образ». (Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь).

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ.

С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и

«тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к

ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи:

2) не требует доказательств,

3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность; осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении,

6) предполагает мыслительную деятельность.

Функции притч (по материалам А.Н. Иоффе):

1. Функция зеркала.

Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели.

Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования.

Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым)

при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта.

Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Вот пример притчи, которую часто учителя используют на уроках и во внеклассной работе. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз, когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».

Способы использования притч в учебном процессе.

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

Придумать название притчи.

Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

Выделить ключевые слова-понятия, с последующим комментированием.

Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

Инсценировка притчи.

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение с басней (определить).

Найти или предложить вставить пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

Определение ценностей, которые отражает притча и др.

Как мы видим из перечисленных выше способов работы педагога с

притчей, все они имеют творческую основу. Необходимо подбирать такую притчу на урок, чтобы она побуждала детей к духовной и интеллектуальной работе.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность.

Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого.

Таким образом, притча, своего рода загадка, которую можно задать ученикам на уроке. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. При работе с притчей педагог ненавязчиво выходит на духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие категории и ценности. Притча является тем учебным материалом, который учит сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории. Притча отображает конфликтную ситуацию и часто дает возможные способы ее решения. Притча – носительница традиций, а значит, она становится посредником в межкультурных отношениях.

Педагог должен помнить, что на уроках ОРКСЭ, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Заключение: Одна древнерусская притча предполагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: «Накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия, сварить на огне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полной надеждою ожидать исцеления».

Читайте также: