Притча о медведе в тесной клетке

Обновлено: 21.11.2024

Автор: Серикова Елена Сергеевна

Организация: ГОУ ЛНР «Брянковская специализированная школа №23»

Населенный пункт: ЛНР, г. Брянка

Тема: Практический семинар-тренинг «Поощрение и наказание как метод педагогического воздействия»

Автор: Серикова Елена Сергеевна

Организация: Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Брянковская специализированная школа №23»

Населенный пункт: Луганская обл., г.Брянка

«Наказание – очень трудная вещь,

оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.

То же самое можно сказать и в отношении поощрения».

Актуальность

Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих учеников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому, взаимодействие школы с семьёй является одним из важнейших направлений в организации целостного педагогического процесса.

Цель – повышение уровня осведомлённости педагогов по проблеме поощрения и наказания детей.

Задачи:

  1. Обучить педагогов использовать в своей работе методы поощрения
  2. Формировать у педагогов правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.

Ход проведения практического семинара-тренинга

Необходимые материалы: мягкая игрушка «цветок», магнитная доска, листы А 4, фломастеры, цветные стикеры, газеты, листы газеты, запись весёлой музыки, картинки с изображением чемодана, мусорной корзины, мясорубки.

Вводная часть

Упражнение «Комплименты»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы

Инструкция: участники сидят в кругу. Педагог-психолог передает мягкую игрушку «цветок» следующему участнику, приветствует его и говорит при этом ему комплимент. Обмен комплиментами происходит в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество)» и «цветок» передается следующему участнику. И так по кругу, пока все педагоги не скажут друг другу комплименты и «цветок» не возвратится ведущему.

- Ольга Анатольевна, здравствуйте, вы такой добрый человек!

- Да, это так. А еще я ответственная!

- Мария Сергеевна, добрый день, у вас такие красивые глаза!

Психолог: Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:

  • Открытое общение
  • Активность и юмор
  • Безоценочное суждение
  • Взаимоуважение

Основная часть

Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: получить как можно больше новых, оригинальных идей. Идеи записываются на доске, обобщаются, анализируются, оцениваются.

Психолог: В работе педагога с учащимися лучше поощрение, чем наказание. В работе педагога с учащимися лучше наказание, чем поощрение

Воспитание ребёнка складывается не только из положительных моментов, но и из отрицательных. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.

Мини лекция «Что такое наказание?»

Давайте разберемся, что же такое «наказание».

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. К сожалению, бывает так: если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Рассмотрим основные виды наказаний:

  1. Словесное наказание – это угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д. Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

  1. Физическое наказание – это шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д. Для одних физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Жестокость порождает жестокость.
  2. Наказание изоляцией - стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными детьми в классе никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по. Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения.

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

4. Наказание трудом - или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением.

«За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Упражнение «Закидай газетой»

Цель: раскрепощение, снятие напряжения в группе.

Инструкция: участники остаются в двух командах. Командам раздаются листы газеты, которые они должны скомкать, смять. Участники строятся в две линии напротив друг друга. Задание командам – пока звучит музыка участники кидают комки газеты на сторону соперника, стараясь, чтобы на своей половине было как можно меньше комков. Как только музыка прекращается – подсчитывается количество комочков на обеих сторонах команд. Упражнение проводится 2-3 раза

Притча о медведе в тесной клетке

Психолог: Предлагаю послушать притчу о медведе в тесной клетке.

«В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый, а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

Вопросы для обсуждения:

- Что бы вы чувствовали на месте этого медведя?

- Имеет ли клетка общее с наказаниями и ограничениями, которые мы ставим перед детьми?

ВЫВОД: Действительно, клетка – это как некий символ ограничения, запрета, возможно наказаний. Человек, который постоянно подвержен наказаниям, упрекам так и остается с ограниченной свободой(слова, дела, мысли, поступка, выбора и т.д.).И когда мы применяем некие приемы наказания, необходимо учитывать и их последствия.

Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?». Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

Мини лекция «Что такое поощрение»

Психолог: Рассмотрим метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, прикосновением руки, когда он старательно работает на уроке, отвечает у доски, выполняет дополнительное задание, готовит творческие проекты, помогает слабоуспевающим одноклассникам и т.д.

Упражнение «50 способов похвалить ребенка»

Цель: показать педагогам как можно разнообразить выражения одобрения ребенку, поддержать его, укрепляя его самоуважение, самооценку и уверенность в собственных силах.

Инструкция: участники работают в группах. Учителям необходимо придумать как можно больше слов поощрений для ребенка. Побеждает команда, у кого наберется больше слов.

Заключительная часть

Помните, наказание не должно:

• Употребляться в сомнительных случаях

• Быть страшным для ребенка (ребенок должен бояться не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно:

• Применяться один раз за один проступок

• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

• По серьезности соответствовать проступку

Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»

Цель: рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.

Инструкция: на магнитную доску вешается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. У каждого педагога на столе лежит набор цветных стикеров.

На розовом стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы в группе на семинаре-тренинге, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

Зелёный стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка». Листочки пишутся и приклеиваются к нужному плакату.

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

2. Драгунова Т.В. Подросток - М.: Знание, 1976 - 234 с.

3. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

Похожая притча

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать 4 шага в одну сторону, повернуться и сделать 4 шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно.

Посетители жалели медведя и говорили: "Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе".

Время шло, зоопарк стали ремонтировать и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя — даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер.

И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные 4 шага взад-вперед.

Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый. А потом повернулся и снова сделал 4 шага обратно.

Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, су­ществуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: 4 шага туда и 4 шага обратно.

Похожая притча

Картинки в нашем калейдоскопе постоянно меняются. Читайте в
рубрике:

Ваш вопрос - наш ответ.
Перейти.

Бизнес и психология: листаем книжные страницы.
Перейти.

Полезные цитаты.
Перейти.

Притча об инструментах

Однажды мудрец гулял по лесу, и вдруг увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было заметно, что лесоруб работает уже давно и сильно устал. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай, мне некогда, мне работать надо», - ответил упрямый лесоруб.
Не так ли и мы иногда, торопясь что-то сделать, не думаем, как можно заточить наши инструменты?

Притча «Знать, где ударить»

Эта история произошла в прошлом веке. Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришел незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.
Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.
Фабрикант долго благодарил мастера, и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете:
За десять минут простукивания — 1 фунт.
За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов.
Итого: 10000 фунтов.

Пятьдесят лет вежливости

Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу после долгих лет супружества. Во время завтрака жена подумала: «Пятьдесят лет я всегда была внимательна своему мужу и всегда давала ему хрустящую верхушку булочки на завтрак. Сегодня я, наконец, хочу сама насладиться этим лакомством». Она намазала себе маслом верхнюю часть булочки, а другую часть отдала своему мужу. Против ее ожиданий, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Дорогая, ты доставила мне огромное удовольствие. Пятьдесят лет я не ем нижнюю, самую нежную часть булочки, которую я больше всего люблю. Я всегда отдавал ее тебе, потому что ты ее так любишь».

Весь мир – большое зеркало…

Однажды ученик спросил своего учителя: «Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?» Вот что в ответ рассказал ему учитель: «Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?».
Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями».
«Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это лишь большое зеркало».

Все в твоих руках

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, -- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках….»

Притча о кольце царя Соломона

Жил был мудрый царь Соломон. Но, не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!" На что Мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!".
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ. "

Про слона

Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» И никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.

О старом башмачнике.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

О медведе в тесной клетке.

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе». Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый… А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно.

Похожая притча

В одном маленьком зоопарке медведя держали в тесной клетке, и он мог сделать только четыре шага в одну сторону, повернуться, и сделать четыре шага обратно. Так он и ходил целыми днями.


Когда в зоопарке начали делать ремонт, медведя перевели в другой вольер – гораздо более просторный. Медведь огляделся, сделал четыре шага вперед, затем повернулся и пошел обратно.


Ведь хотя у него теперь было гораздо больше свободного места, прутья клетки в его памяти оказались крепче настоящих.

Читайте также: