Человеческая сущность в притчах

Обновлено: 10.05.2024

Ученики работают в группах над притчами №№2, 3, 4 (см. ). Затем озвучивают свое понимание сути той или иной притчи.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, дидактический материал (распечатка притч).

Форма проведения: работа в группах.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Давайте сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет найти ответ во время классного часа.

Ребята формулируют вопросы.

Что такое притча?

Какие бывают притчи?

Для чего они нужны?

Вопросы записываются на доске.

Я расскажу вам сейчас небольшую историю.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Учитель: А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

Учитель: Давайте попробуем ответить на первый наш вопрос. Так что же такое притча?

Учитель: Итак, ответ на первый вопрос:

Давайте познакомимся с еще одной притчей.

Ребята слушают музыкальную притчу «Окно» Светланы Копыловой.

Если нет притчи-песни, то можно раздать текст (см. притчу №1 в приложении).

Учитель: Вы хотите что-то сказать?

Учитель: Может быть, кто-то уже может ответить на второй наш вопрос: какие бывают притчи?

Учитель: Давайте познакомимся со следующими притчами и попробуем понять их суть. Только читайте притчи правильно:

Ученики работают в группах над притчами №№2, 3, 4 (см. Приложение). Затем озвучивают свое понимание сути той или иной притчи.

Учитель: А сейчас внимание на экран. На презентации вы видите иллюстрированную притчу о человеческой сущности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

Как вы думаете, ребята, что ответил старый индеец?

Работа в группах. Высказывание своих предположений.

Учитель: Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».

Пришла пора дать ответ на наш третий вопрос. Ваши предложения.

Учитель: Подведем итог. Притчи:

Похожая притча

На что вы обратили внимание, КОГДА ПИСАЛИ ЭПИГРАФ УРОКА?

Почему? В первом случае слово «человек « употребляется как биологическое, а во втором – как социальное, в смысле «Личность».

Слова «человек», «личность» отождествляются со словами «духовность», «нравственность». Мы попробовали дома сделать небольшие плакаты, эмблемы, которые подходят к этим понятиям. Я прошу авторов объяснить смысл ваших эмблем.

Представьте себе, что слово «духовность» требует расшифровки, но необычной. Нужно каждую букву, входящее в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятие «духовность».

Д – добро, душевность

Х –харизма, хороший

О – объединение, открытость

В- воля, воспитание

С- самоотверженность, свобода, совесть

Ть – терпение, трудолюбие

Спасибо. Сегодня на уроке мы познакомимся с притчами о человеке, о человеческой сущности. Будем говорить о морали, духовности и нравственности. Возможно, среди вас есть те, кто знает, что такое «притчи»?

2. Изучение новой темы.

Урок я хочу начать с одной истории.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал весь день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

-Я добросовестно выполнял свою работу.

-А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимал участие в строительстве храма.

У: Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

У. А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

У.Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое притча?

Притча – это источник мудрости.

Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение, поучение в примере.

Притча – это искусство слов попадать прямо в сердце.

Известный восточный мудрец Абуль – Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.

Есть притчи у Омара Хайяма.

А вы знаете какие-либо притчи?

Д.Один из детей рассказывает притчу №2.

Жил –был богач. Однажды подозвал он к себе своего батрака и сказал:

-Заколи – ка ты барашка и принеси мне на обед самый вкусный кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал язык.

-Да ты смеешься надо мной? – воскликнул богач.

-Нет, хозяин. Что есть слаще и желаннее теплого слова, идущего с языка нашего?

-Да, действительно так,- подумал богач.

На следующий день он потребовал зарезать еще одного барашка и , подозвав к себе батрака, сказал:

-А принеси – ка мне самый плохой кусок мяса.

Вечером батрак принес поднос с мясом. На подносе лежал … язык.

- Ты решил издеваться надо мной? – рассердился богач.

-Нет, хозяин. Что есть гнуснее худого слова, ранящего прямо в сердце, сорвавшегося с языка нашего?

У: В чем идея этой притчи?

Д:Словом можно поднять настроение, вдохновить на подвиги, и словом же можно ранить человека прямо в сердце.

У. Как вы думаете, судя по определению Абуль-Фараджа, чем может служить для вас эта притча?

Д. «Лучшим другом для ценителей смешного».

У.Я согласна с вами. Давайте познакомимся с еще одной притчей.

Это песня-притча, автором которой является Светлана Копылова.

Давайте послушаем немного об авторе.

(Ученик рассказывает биографию автора, показывает фото)

Ребята слушают музыкальную притчу-песню Светланы Копыловой «Окно».

Еще раз послушайте эту притчу.

Д.О двух больных?

У.А какая болезнь у них?

Д.У одного болезнь тела, у другого больна душа.

У.Почему больной у окна рассказывал о таких красивых картинах за окном другому? Найдите это место у автора.

Д.Другой его попросил рассказать «про жизнь за окошком другую». «Да он вас утешить старался».

У. Да, вот как в жизни может случиться. Очень больной человек, к тому же слепой, не думая о себе, своей болезни, старался как-то утешить, разнообразить серые больничные дни другого. И делал он это, чтобы облегчить страдания больного. А этот другой смог оценить его?

Д. Нет, «Он перестал даже есть, считая себя обделенным». Он мучился злобой, и зависть росла, Его постоянно съедая.

Ему было очень скучно смотреть на «краску дверную».

У.Кто лежал в больнице, наверное, знает, как тоскливо одному в больничной палате. И как он ответил на людское добро?

Д. «У двери сосед мог на кнопку нажать,

Но он не нажал и остался лежать

Глаза закрывая усердно»

У.Почему он так поступил?

Д.Он хотел «занять эту самую койку».

У.Какова была его реакция, когда он посмотрел в окно в надежде увидеть красоты природы?

Д.У него «на шее задергалась вена»

У.Как выдумаете, какой урок вынес он из этой трагедии?

Д.Может быть, он будет всю жизнь мучиться угрызением совести – ведь он мог бы помочь спастись больному. А может он ничего не понял? Он ведь прошептал «Зачем же тогда?». Он завистливый, и зависть «съела» все хорошее, возможно которое у него было.

У.Какими словами можно охарактеризовать ушедшего больного?

Д.Он очень добрый, он рассказывает ему не простыми словами, а так, чтобы тот мог сразу представить себе картинки за окном. И каждый раз новые.

У. Тут лишние любые слова. Все сказано. Просто в любой ситуации надо оставаться Человеком. У кого-то могут быть слепые глаза, но гораздо страшнее, когда у человека слепая душа.

Песня-притча «Окно» Светланы Копыловой.

Лежали в больнице палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой-

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную,

И тот, что у двери, узнать захотел

Про жизнь за окошком другую.

С готовностью первый больной рассказал

Что видно ему из окошка:

«Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка».

И так каждый день. То про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постоянно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться.

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья,

Но он не нажал и остался лежать,

Глаза закрывая усердно.

Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда ж он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую бетонную стену.

Он был потрясен и сестре рассказал

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал,

И небо в кудрявых овечках.

«Ах, если б он видел! - сказала сестра.-

Всю жизнь он слепым оставался».

«Зачем же тогда. »-тут слепой прошептал…

-«Да он вас утешить старался».

У.Перед вами еще одна притча.

У. Следующая притча называется «Зимняя притча».

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима. Выпал снег. Первый сосед вышел ранним утром разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа уже дорожка ровная, прямая, просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

-Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

-Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

У. В чем суть этой притчи?

Д.Есть дома, куда никто не ходит, у них мало бывает друзей. А есть люди, которые, как магнит, притягивают соседей, друзей, родственников. Не богатством, не роскошью, а добрым словом, своим гостеприимством.

И еще одна притча.

Притча о человеческой сущности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

Как вы думаете ребята, какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».

У.В чем смысл этой притчи?

Д.Если ты в себе будешь воспитывать доброе, делать добро людям, вырастешь достойным человеком. А если ты изо дня в день будешь делать пакости, будешь завидовать, злиться, ревновать – в тебе победит волк-зло.

3.Подведение итогов. Вывод по уроку.

-Притчи просты для восприятия.

Они парадоксальны: ставят ум в тупик, а потом приходит мгновенное озарение, понимание более глубокого, скрытого образного смысла.

-Расширяют сознание, поучительны.

-Гуманны и дают представление о человеческих ценностях.

-Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном.

У. Я буду рада, если вы запомните эти притчи, будете их рассказывать своим друзьям, дома. Если вы будете задумываться над своими словами и поступками, не делая поспешных выводов и шагов.

Дома попробуйте написать мини-сочинение, размышление по еще одной притче, которая называется «Блудный сын».

Притча о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения . И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих .
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим . А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся . И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое ? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым . Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка . Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся .

И еще одно задание. Расшифруйте дома слово «нравственность» так, как мы попробовали это сделать в начале урока.

И разрешите мне завершить урок стихотворением Р.Киплинга:

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

А сейчас я хочу вам прочитать рассказ В.Сухомлинского, по своей сути напоминающий притчу. По ходу чтения я буду останавливаться и задавать вам вопросы, а конце чтения вы должны дать название притче.

Похожая притча

Похожая притча

Презентация на тему: " «Образ мира, в слове явленный…» Цель исследования Выявить жанровые особенности притчи Выявить жанровые особенности притчи. Задачи исследования: определить," — Транскрипт:

2 «Образ мира, в слове явленный…»

3 Цель исследования Выявить жанровые особенности притчи Выявить жанровые особенности притчи. Задачи исследования: определить, чем притча отличается от других, схожих жанров; определить, чем притча отличается от других, схожих жанров; посмотреть, жива ли притча в наши дни; посмотреть, жива ли притча в наши дни; выяснить, какую роль играют притчи для воспитания Человека. выяснить, какую роль играют притчи для воспитания Человека.

4 О СЕЛ И ЦИКАДЫ Б АБОЧКИ И ОГОНЬ Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: Огонь светит. Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: Он жжётся! Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся. Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пение, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» - «Росою», - ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду. Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

5 милосердие и сострадание ответственность за свои слова и поступки умение и желание просить прощение и прощать благодарность людям благожелательность ко всем людям это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. честность и трудолюбие

6 Человек открывает мир для себя и себя в этом мире…

7 «Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.» (Абуль-Фарадж)

Презентация на тему: " Притчи о человеческой сущности Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности," — Транскрипт:

2 Притчи о человеческой сущности

3 Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности

4 Вопросы: 1. Что такое притча? 2. Какие бывают притчи? 3. Для чего они нужны

5 Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма, Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: - Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. -У второго спросил: - А ты что делал целый день? И тот ответил: - Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: -А я принимал участие в строительстве храма.

6 Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучения, поучения в примере; Притча – это малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный басне; Притча – это источник мудрости; Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем; Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

7 «Пусть они служат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного» Абуль-Фарадж Абуль-Фарадж

9 Зимняя притча Жили - были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Жили - были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье В тот же день встретились они на улице, поговорили о том о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает : В тот же день встретились они на улице, поговорили о том о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает : -Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: -Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

10 Чашка кофе Группа выпускников престижного вуза, успешных., сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Группа выпускников престижного вуза, успешных., сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: - Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте :жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. А теперь подумайте :жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наиболее счастливые люди - это не те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют. Наиболее счастливые люди - это не те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.

12 «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь»

13 Вывод: 1. Созданный на реальном бытовом фольклорном материале, то есть просты для восприятия; 2. Расширяют сознание; 3. Парадоксальный: ставит ум в тупик, что способствует развитию способностей к мгновенному озарению, пониманию более глубокого скрытого образного смысла; 4. Гуманный и дают представление о человеческих ценностях; 5. Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном; 6. Поучительны.

Читайте также: