Притча о паршивой овце
Обновлено: 21.12.2024
Итак, мы читаем 10-й стих:
Мф.18:10–14 . «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».
Слова «говорю вам» носят эмфатический характер, то есть подчеркивают важность того, о чем будет сказано далее.
Как мы выяснили ранее, «малые сии» – это простые верующие в Господа Иисуса Христа, это и просто бедняки, это и малые в познании Святого Евангелия, и даже обычные дети.
Блаженный Феофилакт пишет: «Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем Ангелов. Но Ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем Ангелов, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше не дерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лице Божие и даже молиться за нас» 58 . То есть Ангелов имеют все верующие, но только смиренные верующие имеют дерзновение перед Богом в своих Ангелах, а Ангелы нерадивых верующих стыдятся их перед Богом и не могут с такой же силою ходатайствовать за них. Когда мы грешим, то Ангел Хранитель со слезами отходит от нас, мы отгоняем его от себя смрадом своих грехов; бесы, напротив, как мухи летят на навоз, на гниль, окружают нас в момент греха и радуются о нашем падении. Причем грех приносит осквернение и тем людям, с которыми мы общаемся, соприкасаемся в этой жизни. Он буквально разрывает чистоту духовного пространства и оскверняет всё и вся. То есть если мы в состоянии нераскаянного греха, то мы представляем угрозу, духовную угрозу для окружающих, даже в быту. Сказано в Новом Завете, что надо гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ), – то есть плотью нераскаянного грешника. Но если грешник раскается и проявит смирение, то он может оказаться источником благословения для окружающих. Например: апостолы настолько очистили свои души, что даже опосредованное соприкосновение с ними приносило людям благословение. Сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ).
Итак, одежда грешного оскверняет, а «платки и опоясания с тела» раскаявшегося человека, каким был апостол Павел – бывший гонитель Церкви, – приносят благословение.
Посему блаженны в глазах Бога и Ангелов те, кто почитает себя именно малыми, грешными и недостойными, то есть проявляют дух раскаяния, самоуничижения, смирения.
«Однажды святой Симеон выказал особую высоту своей смиренной души. Некто из братий, желая испытать его, однажды, шутя, сказал ему в церкви: “Как красивы, диакон, твои волосы!” Святой Симеон, чтобы не смутить брата, в то время промолчал, но, придя в келлию, тотчас остриг свои волосы и, встретив потом того брата, отдал их ему и сказал: “Возьми, брат, мои волосы. Они очень тебе нравятся”. Брат устыдился, не ожидая такого оборота дела, а другие, видя такой поступок диакона, с удивлением хвалили его» 59 .
И другой пример:
«Поведали о некоем старцу, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу раз в неделю. Он просил у Бога, чтобы ему было открыто значение некоторого изречения в Священном Писании, но Бог не открывал ему. Видя это, старец сказал сам себе: “Вот! Я подъял немалый труд и ничего не успел. Пойду же к брату, спрошу у него”. Когда он вышел из келлии и запер за собой дверь, послан был к нему от Господа Ангел, который сказал ему: “Семьдесят недель, проведенные тобой в посте, не приблизили тебя к Богу, теперь же, когда ты смирился и вознамерился идти для разрешения вопроса к брату, я послан к тебе истолковать изречение”. Исполнив это, Ангел отступил от него» 60 .
Итак, смиряясь, мы делаем своими друзьями Ангелов, а покровителем – Самого Бога.
Словами «не презирайте ни одного из малых сих» Господь научает нас почитать таковых и учиться у них, ибо противоположность презрения – есть благоговейное почитание.
А так как под малыми следует почитать и детей, и нищих, и смиренных верующих, то и получается, что кто презрительно относится к любой из названных групп, тот грешит жестокостью и бессердечием. Евфимий Зигабен пишет, как бы от лица Сына Божия: «Пришел Я, говорит (Христос. – О.С.), в мир, или вочеловечился, чтобы спасти тех, которые погибли прежде. И если Я так заботился, то каким образом вы будете презирать их? Затем предлагает и притчу, которая показывает величие Его любви» 61 . То есть по Зигабену малые сии – это и нераскаянные грешники, которые, как неразумные дети, совершают те или иные поступки, не отдавая себе отчета. Итак, нельзя презирать и грешных, но, напротив, проявить заботу об их обращении.
И далее мы читаем:
Мф.18:11 . «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Этими словами Сын Божий показывает нам, подтверждает, что малыми в глазах Бога могут почитаться и все заблудшие и падшие – и их нельзя презирать, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Обычно ищут то, что пропало, но имеет некую ценность в глазах ищущего, иначе бы он и не искал пропавшие. Но какую же ценность в глазах Бога имеет пропавший грешник, заблудившийся отступник, и для чего Богу искать его? Сказано: «“преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам» ( Иез.33:10–11 ).
Действительно! Для чего заблудшему грешнику уклоняться от Божественного спасения, почему не возвратиться к Богу? Здесь грешник может найти для себя множество оправданий и объяснений – почему он не хочет вернуться к Богу, – но причина лишь одна: грешник боится, что Бог никогда и ни за что не простит его. Нам кажется, что Бог смотрит на нас всегда через наши грехи и никак иначе. Но это не так, и следующее повествование это нам показывает. Как часть Божьего творения, о котором Бог некогда изрек: «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), любой человек дорог Создателю, является некою ценностью в Его глазах.
Далее мы читаем – Господь Иисус Христос рассказывает притчу:
Мф.18:12 . «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?».
Выражение «как вам кажется» было распространенным для того времени раввинистическим выражением и часто встречается в Талмуде; то есть, беседуя с людьми, Христос учитывал особенности их способа проводить религиозные беседы. Позже апостол Павел сформулирует этот принцип словами: проповедующий должен быть для всех всё. Апостол Павел писал: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:20–22 ). Поэтому в словах Христа мы встречаем не только соблюдение формы религиозного общения того времени, но и цитацию авторитетов разных фарисейских школ.
Но вернемся к нашему повествованию.
Блаженный Феофилакт пишет: «У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение – Ангелы, равно и люди, – это сто овец, пастырь которых есть Христос; Он не овца, ибо Он не создание, но Сын Божий. Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на Небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости Ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели» 62 . То есть Христос пришел не просто простить человека, амнистировать его, как ошибочно думают протестанты, – НЕТ, – Сын Божий сошел на Землю, чтобы изменить и саму нашу природу, как и пишет Феофилакт: «пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу».
Слова: «не оставит ли он девяносто девять в горах» надо понимать буквально. Пастырь Христос оставляет «в горах», то есть на высоте, в Небесах, Ангелов и святых и спускается не просто на землю, но и в «преисподняя земли» – ад, чтобы спасти заблудших. Ему дороги все и каждый в отдельности, но… Он ищет всегда только одну заблудшую душу, одну – твою и мою душу, одиноко блуждающую среди долин смертной тени. И когда Он находит мою душу, твою душу, – может быть, на самом дне греховного забвения, уныния и одичания, – с этого момента и начинается процесс исцеления, преображения души, ее восхождение к Небесным высям. Сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» ( Пс.22:4–6 ); и еще: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя» ( Пс.120:1–3 ).
Для иудеев, среди которых было много пастухов, эта притча была особенно понятна. Баркли пишет: «Это, конечно, самая простая из всех притч Иисуса, потому что это простая история заблудшей овцы и ищущего пастыря. В Иудее овце было очень легко заблудиться. Пастбища расположены в холмистой местности, которая находится, подобно горному хребту, в самой середине страны. Это узкое, гористое плоскогорье, всего несколько километров в поперечнике. Нет никаких ограничительных стен и изгородей. Даже в лучшем случае пастбища бедны, и потому овцы много кочуют, а когда они сбиваются с пастбищ плоскогорья в ущелья и лощины, тянущиеся по обе стороны, они скоро могут оказаться на уступе, с которого не могут ни подняться выше, ни спуститься, и должны оставаться в таком безвыходном положении, пока не погибнут. Палестинские пастухи были специалистами по нахождению заблудших и потерявшихся овец. Они могли идти по их следам километры, взбираясь на скалы и спускаясь в пропасти, чтобы вернуть их.
Во времена Иисуса стада обычно принадлежали общине – не одному человеку, а всей деревне, и потому обычно при них было два или три пастуха. Вот почему пастух мог оставить 99 овец; если бы он оставил их вообще без сторожа, то по возвращении обнаружил бы, что потерялось еще больше овец; но он мог оставить их на попечение своих пастухов-напарников, а сам искать заблудившуюся овцу. Пастухи всегда прилагали самые большие усилия и шли на большой риск, чтобы найти заблудившуюся овцу. Существовало правило, что, если овцу нельзя привести назад живой, нужно принести, насколько это вообще было возможно, хотя бы шкуру и кости, чтобы доказать, что она погибла» 63 .
О радостной встрече пастыря, сошедшего с «горы» в поисках заблудшей овцы, далее мы читаем:
Мф.18:13 . «и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся».
Ты слышишь, душа, – Бог радуется о тебе, грешной и заблудшей! Ты нашлась… Он уже видит тебя и спешит к тебе на помощь.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя заботиться о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец – человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя и прилагать попечение о тех людях… Потом и ради Ангелов, которым вверены эти меньшие братья, заставляет нас почитать их и собственной волей и страданием побуждает нас к тому – потому что, когда говорит: “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”, то указывает этим на Крест… И, наконец, употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшую, и, когда найдет ее, весьма радуется об обретении и о спасении ее» 64 . То есть: как ты, человек, можешь презирать того, за которого, также как и за тебя, умер Сын Божий на Голгофском Кресте?! Или как мы можем злорадствовать о падении и заблуждении тех, кому Сам Христос, как добрый пастырь, ищет спасения.
В Евангелии от Луки о нахождении заблудшей овцы сказано: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» ( Лк.15:5–6 ). То есть раскаявшийся не услышит слов упрека, напоминаний о его прежней порочной жизни, все будет покрыто любовью и прощено ею. Сказано: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:18 ); и еще: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ). Известно, что псалмопевец Давид молился о забвении Богом его, Давида, грехов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» ( Пс.50:3 ); и еще: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои» ( Пс.50:11 ). Слово «изгладь» означает: больше не вспоминай, забудь и сотри из памятной книги. Человек не может быть счастливым и начать новую, духовно значимую жизнь, если он не решит проблемы с прежде содеянными грехами. Всегда сохраняется страх, что прежде содеянные грехи настигнут нас и разрушат все духовные достижения настоящего. При этом дьявол и его пособники стремятся напоминать ступившему на стезю покаяния его прежние преступления и грехи. Но верующий в Господа Иисуса Христа верит и надеется, что рукописание о его грехах и преступлениях – весь этот дьявольский компромат на каждого из нас – уничтожен. Сказано: «…бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (то есть Христос. – О.С.) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесовских князей, обвиняющих нас. – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ).
И далее мы читаем в Евангелии от Матфея:
Мф.18:14 . «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» .
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Он относит (эти слова. – О.С.) к тому, что выше предложено, то есть к словам: “Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих”, и таким образом учит, чтобы малые не были презираемы. А в словах: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” показывается, что если только погибает один из малых сих, то бывает это не по воле Отца» 65 .
В Библии сказано, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ).
Итак, есть три причины, почему нельзя презирать любого другого человека: грешного, заблудшего, неопытного и малого; эти три причины: Ангелы, Христос и Бог Отец. Я думаю, что для верующего человека этих трех причин достаточно, чтобы перестать надмеваться и превозноситься над любым другим человеком. То есть, смиряясь перед другими людьми, мы творим волю Бога, а превозношаясь перед другими, нарушаем ее. Даже если мы и чувствуем свою правоту в каком-либо деле, но уступаем по смирению, если это касается только нас, то поступаем богоугодно.
Авва Кассиан рассказывал: «У Великого Исидора, пресвитера скитского, был некто Пафнутий, диакон, которого он за добродетель хотел сделать пресвитером, чтобы тот стал его преемником после смерти. Он же не принял рукоположения из благоговения, но остался диаконом. Вот этому, по злоумышлению врага, позавидовал некто из старцев. Когда все находились в церкви на молитве, он, выйдя, подбросил собственную книгу в келлию аввы Пафнутия и возвестил авве Исидору, что кто-то из братьев украл его книгу. И удивился авва Исидор: никогда не случалось такого в скиту. Старец, подбросивший книгу, сказал ему: “Пошли двух отцов со мной, чтобы мы обыскали келлии”. Наконец, в келлии аввы Пафнутия книгу находят, приносят ее пресвитеру в церковь. Авва Пафнутий творит раскаяние пресвитеру перед всем народом, говоря: “Я согрешил, дай мне епитимию”. В течение трех недель он не должен был общаться с братией, а приходить каждый раз в церковь, падать перед всем народом и говорить: “Простите меня, я согрешил!” По прошествии же трех недель он принят был в общение, и тотчас старец, оклеветавший его, сделался одержим бесом и начал признаваться: “Я оклеветал раба Божия”. Когда была о нем молитва всей церкви, то он не уврачевался. Тогда великий Исидор говорит при всех авве Пафнутию: “Помолись за него, ибо ты оклеветан был и только тобой он уврачуется”. Когда Пафнутий помолился о нем, старец немедленно стал здоровым» 66 .
Когда один верующий ранит сердце другого верующего, это неугодно Богу и нарушает принцип божественной любви. Господь Бог желает проявляет заботу о всех Своих детях и хочет восстановить порядок первозданного мира, когда среди гармонии сотворенного Создатель изрек: «хорошо весьма», то есть блаженно, свято и богоугодно.
Сегодняшние евангельское чтение актуально в период предсоборной конкуренции, интриг, разномыслий и обвинений. Прочитаем снова: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». Аминь – истинно так!
Притча для детей об умении радоваться
Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.
Поучительные притчи с моралью для детей
Божья коровка Притча для детей
Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Говорящая собака
В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…
Но… собака молчит.
Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.
— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?
— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.
Поучительные притчи с моралью для детей
Притча для взрослых о детях
Притча про избалованную доченьку
Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?
Похожая притча
Притчи Содержание
Ложь или правда? Притча для детей
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Шли домой — боялись: «Попадёт нам дома!» Вот остановились они на дороге и подумали, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — сказал первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — сказал второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — сказал третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
Похожая притча
Притчи Содержание
Притча для детей про уважение к матери
Детская притча про самое трудное дело
Поучительные притчи с моралью для детей
Поучительные притчи с моралью для детей
Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.
Похожая притча
Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме мы находим в Евангелии от Луки:
«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А нашедши, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15: 4–10 ).
Иисус Христос неоднократно использовал в Своей проповеди образ пастыря потому, что Его слушатели знали этот образ из книг Ветхого Завета. Глубоко укорененный в опыте кочующих арамеян ( Втор. 26: 5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, образ пастыря, пастуха, ведущего своё стадо, выражает два аспекта власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель, и сотоварищ. Это человек сильный, способный защищать своё стадо от диких зверей; вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их зная ( Притч. 27: 23 ), применяясь к их положению ( Быт. 33: 13 ), нося их на своих руках ( Ис. 40: 11 ), даже любя ту или другую из них как дочь ( 2Цар. 12: 3 ). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви. На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя пастырями, на которых божество возложило определенное служение – собирать овец в стада и заботиться о них. В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, которые соединяют Израиль с Богом через Христа и Его посланников.
В памяти многих евреев хранилось пророчество о грядущем Пастыре. Иисус исполняет это пророчество. Вероятно, Он включал пастухов в число тех малых, которые, как мытари и блудницы, радостно принимают Благую Весть – Евангелие. В этом смысле можно истолковать прием, оказанный вифлеемскими пастухами Иисусу, родившемуся в их вертепе ( Лк. 2: 8–20 ).
В древнехристианской символике, обнаруженной в катакомбах Европы и Ближнего Востока, Христос нередко изображался, как пастырь, несущий на своих плечах овцу. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя наши грехи и очистил их.
В притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Господь излагает истину о том, как дорого в очах Божиих обращение грешника и какая радость бывает на небесах о кающихся. Более того, эти притчи подчеркивают, что Бог Сам ищет грешника, чтобы спасти его. Христос об этом говорит и в других местах Евангелия так: «Сын человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» ( Мф. 18: 11 ; Лк. 19: 10 ) и «призвать грешников к покаянию» ( Мф. 9: 13 ).
Эти притчи были рассказаны Иисусом, чтобы показать гордым и самоуверенным книжникам и фарисеям беспредельную любовь и милосердие Божие ко всем без исключения людям. Книжники и фарисеи были уверены, что из-за того что они исполняют все мелкие предписания Моисеева закона, принося положенные жертвы и соблюдая все обряды, они более не нуждаются в покаянии и справедливо поступают, чуждаясь общения с теми, кого они считали грешниками.
Из Евангелия мы знаем, что Христос всегда шёл навстречу всем людям, сознающим свою греховность и желающим изменить к лучшему образ своей жизни. Он охотно шёл в дома грешников, не гнушался есть с ними (вспомним случай со сборщиком податей Закхеем и призыв мытаря Левия стать апостолом Матфеем). Вот это как раз и возмущало фарисеев и книжников, считавших, что даже подать руку помощи падшему брату или просто прикоснуться к нему их оскверняет. Следовательно, эти мнимые праведники думали, что раз Иисус общается с грешниками, Он Сам грешник. Поэтому в их представлении нечего было народу идти за Иисусом и слушать Его проповеди и поучения. Это своё возмущение недостойные вожди народные открыто высказывали Христу и другим.
Христос как бы говорит Своим обвинителям в ответ: «Вы обвиняете Меня в том, что Я принимаю грешников, отставших от Бога, даже хожу за ними, довожу их до раскаяния и, спасая от гибели, возвращаю их Богу. Но ведь и вы (книжники и фарисеи) поступаете так же в отношении того, что для вас дорого и близко». Далее Иисус предлагает им притчи о заблудшей овце и потерянной монете. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи, и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? Если же вы поступаете так, теряя своё имущество,– как бы далее говорит Христос, – то зачем укоряете Меня, когда Я спасаю людей, отставших от Бога, их Отца? Ответственный, добрый пастырь, найдя заблудшую овцу, не наказывает её за то, что она отстала от стада, даже не гонит её обратно к стаду, а радуясь, что ее нашёл, берет ее на свои надежные плечи и несёт домой, созывает друзей и говорит им: Порадуйтесь со мною, я нашёл мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Вот как радуется Бог, когда возвращает на путь спасения потерянных овец стада».
Совершенно ясно, что под пропавшей овцой подразумевается грешник, погибший для добродетели и блаженства, для которых был создан Богом. Таким же прообразом является и потерянная драхма, то есть мелкая серебряная монета. Неисповедимыми путями Господь Святым Духом действует на сердце человека-грешника, еще не утратившего окончательно способности к покаянию и обращению к Богу.
Обращает на себя внимание выражение Иисуса об одном грешнике кающемся, повторяющееся в обеих притчах. Этим подчеркивается, что единственный залог спасения – покаяние. А радость на небесах, по слову преп. Ефрема Сирина, «праздник Богу». «Покаяние – праздник Богу, – пишет преподобный. – Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины торжествуют, возбуждаемые к веселию покаянием», – читаем мы у преп. Ефрема Сирина.
В притче о заблудшей овце Господь даёт нам выразительный сравнительный образ приведения к пути истины заблудившегося грешника. Овца, убежавшая из стада, – жалкое животное. Она подвергается опасности попасть в место, где нет ни корма, ни воды, ей грозит опасность стать добычей диких зверей. Так и душа, удалившаяся от Бога, источника истины и благодати, тоже несчастное существо, ибо она подвергает себя всяким опасностям духовного порядка: заблуждениям, страстям, делается легкой добычей диавола – врага Бога и человеческого спасения, ищущего, по слову Писания, кого поглотить ( 1Пет. 5: 8 ).
Господь проявляет максимальную заботу о заблудившихся душах, которые Он беспредельно любит. Бог любит мир до такого предела, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3: 16 ). Бог отдал Сына Своего на крестную смерть, победил смерть воскресением Иисуса и после вознесения на небо продолжает промышлять о грешниках и указывает на путь спасения через Свою Церковь, которая продолжает звать грешников к покаянию.
В притче о заблудшей овце сказано, что пастырь, обнаружив заблудшую овцу, не гонит её обратно к стаду, а берёт её на свои плечи и с радостью несёт домой. То же самое происходит с грешником, готовым следовать за Христом. Грешнику необходимо свободно, без принуждения начать подвиг покаяния; на первых порах ему будет трудно, ибо он духовно ослабел, ему необходима помощь. И вот милосердный Пастырь-Христос Своей благодатью укрепляет решившего пойти по пути спасения. Грешник уже не один пойдёт по новому пути, а с Христом. Если же он будет по пути падать, Христос возьмет его на Свои плечи, ободрит и утешит, ибо Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» ( Мф. 11: 28 ).
Эти притчи Спасителя были обращены не только к фарисеям Его времени, но и к фарисеям всех времен и всех народов. Они обращены и к нам, как предупреждение не впасть в грех фарисейства. Господь хочет, чтобы мы подражали Его человеколюбию, чтобы мы с лаской и любовью пошли на помощь заблуждающимся братьям и сестрам, чтобы попытаться спасти и вернуть их к Христову стаду, к Церкви. В каждом человеке мы должны увидеть именно брата – брата во Христе и образ Божий. И как бы ни падал человек, как бы ни затемнял он в себе образ Божий грехами и пороками, мы всё же должны искать в его душе искру Божию, как это сумел сделать Достоевский в своих «Записках из мёртвого дома» (с каторги). «Грехи грехами, а основа в человеке – образ Божий. », – пишет Федор Михайлович. «Грех ненавидь, а грешника люби», – любил говорить св. прав. Иоанн Кронштадтский. А ап. Иаков в своем послании прямо говорит: «Обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти (и его, и свою – В.П.) и покроет множество грехов» ( Иак. 5: 20 ).
Кого подразумевает Господь под девяноста девятью праведниками и девятью драхмами? Так как на земле нет людей, не нуждающихся в покаянии, то блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский и другие толкователи Евангелия под девяноста девятью праведниками, не имеющими нужды в покаянии, понимают Ангелов и праведников, уже завершивших свой путь спасения и отошедших в вечность, которым так же дорого спасение грешника.
Епископ Охридский Николай (Велимирович) приводит широкое толкование притчи о потерянной драхме, видя в ней отражение трагедии как всего мира, так и отдельного человеческого существования. По толкованию еп. Николая девять непотерянных драхм означают девять ангельских чинов, которых Христос, изображенный в притче под видом женщины, оставляет, чтобы найти одну драхму – весь род человеческий, соблазненный диаволом и в самом начале истории отпавший от Бога. Придя на землю и просветив ее светом Своего ведения, Христос нашёл заблудшее и потерянное человечество и объявил бесчисленной рати святых духов небесных: «Порадуйтесь со мною, я нашёл потерянную драхму, нашел людей, которые заполнят в Царстве Небесном место, оставшееся после некогда совершившегося падения отпавших от Бога ангелов».
Смешные и короткие притчи
Веселые притчи для отличного настроения
Прочитав эти короткие и поучительные притчи, Вы научитесь смотреть на жизнь под другим углом, что даст Вам неоспоримое преимущество.
Однажды Учитель поставил чайник на огонь и забыл о нём. Чайник благополучно расплавился. Другой бы на месте Учителя расстроился, но разве Учитель позволит себе такую глупость?
— Это знак, который послали мне небеса, — сказал сам себе Учитель. — Видимо, сегодня мне чай вреден.
И пошёл пить пиво
Одна старая женщина всё время плакала. Причина состояла в том, что её старшая дочь вышла замуж за торговца зонтами, а младшая — за торговца лапшой. Когда старуха видела, что погода хорошая и день будет солнечным, она начинала плакать и думала:
«Ужасно! Солнце такое огромное, и погода такая хорошая, у моей дочки в лавке никто не купит зонтик от дождя! Как же быть?» Так она думала и поневоле начинала стенать и сокрушаться. Если погода была плохая и шёл дождь. то она опять плакала, на этот раз из-за младшей дочери: «Моя дочь торгует лапшой, если лапша не высохнет на солнце, её будет не продать. Как же быть?»
И так она горевала каждый день при любой погоде: то из-за старшей дочери, то из-за младшей. Соседи никак не могли её утешить и в насмешку прозвали «слезливой старухой».
Однажды ей встретился монах, который спросил её, почему она плачет. Тут женщина выложила все свои горести, а монах громко рассмеялся и сказал:
— Госпожа, не убивайся так! Я преподам тебе Путь Освобождения, и ты не будешь больше плакать. «Слезливая старуха» необычайно обрадовалась и стала спрашивать, что это за способ.
Монах сказал:
— Всё очень просто. Ты только измени свой образ мыслей — когда хорошая погода и светит солнце, ты не думай о зонтиках старшей дочери, а думай о лапше младшей: «Как светит солнце! У младшей дочки лапша хорошо подсохнет, и торговля будет успешной».
Когда идёт дождь, думай о зонтиках старшей дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся очень хорошо».
Выслушав монаха, старуха вдруг прозрела и стала поступать так, как сказал монах. С той поры она не только больше не плакала, но всё время была весела, так что из «слезливой» старухи она превратилась в «веселую».
Однажды ученик спросил Учителя: «Учитель, подскажи что делать: мне никогда ни на что не хватает времени! Я разрываюсь между несколькими делами и в результате не выполняю достаточно хорошо ни одного из них…»
– Это случается часто? – поинтересовался Учитель.
– Да, – сказал ученик, – мне кажется, что гораздо чаще, чем у моих коллег.
– Скажи, а в туалет ты в этих случаях ходить успеваешь?
Ученик удивился:
– Ну да, конечно, но почему ты спросил об этом?
– А что будет, если не сходишь?
Ученик замялся:
– Ну, как это «не сходишь»? Это же потребность!…
– Ага! – воскликнул Учитель. – Значит, когда желание есть и оно действительно большое, ты на него время все-таки находишь…
Одному пожилому человеку из Флориды в течении многих лет принадлежала ферма. На ее задворках был небольшой пруд, около которого росли фруктовые деревья, стояли столы для пикников, и т.п. Этот пруд был построен для купания.
Однажды вечером, старичок решил пойти пройтись до пруда, где он не был уже давно, и проверить как там дела. С собой он захватил большое ведро, чтобы нарвать себе фруктов. Когда он подошел к пруду, он услышал крики и веселый смех. Подойдя поближе, он увидел, что это веселились несколько девушек, купавшихся в его пруду. Увидев его, они завизжали и уплыли на дальний конец пруда.
Жизненные приоритеты
Сказка о фее
Взмахнула фея палочкой и в руке женщины оказались билеты.
Вывод: мужчины, может, и сволочи, но феи ведь женщины.
Скакун и свинья
Не обманывай
Два совета Притча для детей
Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город.
Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
— Зачем? – не понял еж.
— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!
Два посла
Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.
Притча. Как найти друзей
Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:
— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.
Вышла девочка на улицу — никого.
Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.
— Отпусти меня! — попросила божья коровка.
— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…
— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.
Читайте также: