Дом притча что это

Обновлено: 14.11.2024

Мужчина мирно спал на земле, его одежда была сильно изорвана и едва прикрывала тело, а вместо подушки он использовал собственный кулак.

— Эй, бродяга, просыпайся. Найди себе другое место для сна и попрошайничества.

Бродяга ловко вскочил на ноги, добродушно улыбнулся и сказал.

— О, нет, мне ничего не нужно, я просто хотел увидеть счастливого хозяина этого дома.

Его собеседник, немного удивленный подобным поворотом, серьезно и холодно ответил.

— Я хозяин этого дома, смотри и проваливай. Хочу отдохнуть, у меня сегодня был тяжелый день.

Бродяга осмотрел мужчину с ног до головы и рассмеялся в голос.

— Прости меня, добрый человек, но ты больше похож на помощника хозяина. Смотри какой усталый и замученный, даже глаза вон провались. Так что я подожду настоящего хозяина этого дома.

Мужчина слегка рассвирепел и хотел было поколотить наглеца, но гнев быстро быстро угас, бродяга никак не реагировал.

— А. Ты видимо дурак. Ни один нормальный человек не будет спать на земле, как животное. Да и речи у тебя безумные.

Собеседник улыбнулся, как ребенок.

— Да, я дурак. Сплю на земле, говорю что думаю, вот с людьми общаюсь.

— А я Миркула, местный зодчий. Многие дома в этом городе построены мной. Пойдем, я покажу тебе свой дом. Пятнадцать лет его строил. Работал как проклятый не зная ни сна, ни отдыха. Посмотри на эти арки, мраморные колонны, этот фундамент простоит века, а крыша выдержит любую бурю.

Хозяин долго водил незваного гостя по своим владениям. Он с гордостью демонстрировал свой сад, пруд, конюшню, хлев, амбар, а гость одобрительно кивал, что-то спрашивал и они шли дальше. У последней комнаты Миркула остановился, с воодушевлением и трепетом в голосе произнес, что за этими дверьми детская и он абсолютно все в ней сделал своими руками. Гостеприимно распахнул дверь и пропустил дурака вперед. В центре светлой комнаты стояла колыбель, на полу лежал деревянный меч искусной работы, а конь готов был пуститься вскачь в ожидании своего маленького хозяина. На ажурном столике лежал набор свистулек, а по обе стороны огромного окна выходящего в сад, возвышались две роскошные вазы. Осмотревшись вокруг, дурак подошел и не говоря ни слова толкнул одну из ваз и она разбилась.

Миркула побагровел от гнева, в припадке бешенства он схватил дурака за одежду и стал кричать ему в лицо.

— Ты что творишь?! Я в этот дом душу вложил! Да я тебя.

Гость невозмутимо ответил.

— Это первое, что сделал бы ребенок начав ползать. А где же ребенок, где твоя семья? Я что-то не вижу счастливую жену и не слышу детский смех. Мне кажется ты уже все сделал для того, чтобы жить счастливо.

— У меня все будет! Теперь я готов завести семью!

Дурак так же молча разбил вторую вазу, потом перевернул стол, свистульки с треском разлетелись по полу, он на ходу сорвал шторы, перевернул колыбель и выбежал прочь из комнаты круша все на своем пути.

Несколько минут Миркула был не в силах сдвинуться с места, он стоял неподвижно, слушая как рушится его мечта, жизнь, весь смысл его жизни. Потом не помня себя побежал следом. В гостинной были перевернуты все стулья и статуи, на кухне был слышен звон бьющейся посуды.

— Прекрати, — что есть сил заорал он, — Прекрати! Иначе я…

Ответом было падение большого кухонного шкафа. Хозяин шел по разгромленному дому и его захлестывали волны гнева. Он подобрал нож, которым обычно разделывали птицу и побежал на шум в поисках гостя. Во дворе послышался скрип калитки и он со всех ног бросился туда. Дурак уже бежал по улице, спотыкался, но продолжал бежать, на ходу часто оглядываясь. Хозяин дома со всех ног побежал за ним. Так продолжалось минут двадцать, потом дурак вдруг резко остановился и закричал, пытаясь отдышаться.

— Миркула, я наконец нашел твоего хозяина!

Тот сбавил шаг, но продолжал приближаться.

— Что ты несешь?! Я свободный человек и сам зарабатываю себе на жизнь, у меня нет хозяина!

— Э, нет. Ты давно уже в рабстве у своего дома и имущества. Ты потратил на это половину своей жизни и без этого ты ничто.

— Не правда, я все делал ради семьи!

— Которой у тебя нет и возможно не будет. Оглянись вокруг. Мы находимся в самом бедном районе нашего города. Тут ни у кого нет такого дома. Но посмотри, почти у всех есть семьи, дети и даже те у кого их нет, свободны. Чтобы завести семью не нужен дом. Нужна любовь, забота и поддержка.

Взгляни же на себя. Ты выглядишь как старик, а ведь еще совсем молод, свою душу ты вложил в фундамент, стены и прочую утварь и даже не заметил, что давно мертв. А призрачные надежды на счастье сделали из тебя раба. Ты сразу же потерял человеческий облик, как только я напал на твоего хозяина. Потому что ты раб, раб своего имущества.

Твоему нерожденному сыну могло быть пятнадцать лет и вы бы построили этот дом вместе, твоя дочь помогала бы по хозяйству, а твоя любимая выбрала бы для вас самую прекрасную вазу и каждый новый день вы бы встречали вместе. Вместо этого ты заполнил свою душу ненужными вещами, а мог бы впустить туда другую душу, родную и близкую. Ты бы мог накормить и помочь стольким людям, но предпочел кормить себя своими же иллюзиями. Ты бы мог дать жизнь и надежду, но так и не понял, что даже смерть не приходит к таким как ты, потому что вы не в силах принять ничего, кроме собственных мучений и боли.

Миркула обессилено упал на колени, брезгливо отшвырнув нож он громко зарыдал и засмеялся сквозь слезы, еще не силах осознать, умер он окончательно или наконец таки стал свободным.

Похожая притча

Причт – штат свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ники и диа­коны) и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (поно­мари, пса­лом­щики, дьячки, чтецы и т. д.) одного при­хода (храма).
Состав зави­сит от числа при­хо­жан и утвер­жда­ется архи­ереем.

Причт до рево­лю­ции 1917 года

В сред­не­ве­ко­вой Руси при­чет­ни­ком являлся чело­век, не имев­ший хиро­то­нии (не свя­щен­ник), имев­ший или не имев­ший хиро­те­сии во чтеца или ипо­ди­а­кона, иными сло­вами, испол­няв­ший обя­зан­но­сти цер­ков­но­слу­жи­теля (то есть «при­чтён­ный к клиру»). При­чет­ни­ков также назы­вали «дья­ками», в отли­чие от диа­ко­нов, то есть свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

С тече­нием вре­мени поня­тие «причта» / «при­чет­ника» изме­ни­лось. Так, энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона в 1898 году опи­сы­вал причт сле­ду­ю­щим обра­зом: «…состав лиц, слу­жа­щих при какой-либо одной церкви, как свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ник и дьякон), так и цер­ков­но­слу­жи­те­лей (пса­лом­щики и др.)»1. В неко­то­рых слу­чаях, чтец, пса­лом­щик, алтар­ник или певчий не явля­лись «при­чет­ни­ками», то есть зачис­лен­ными в штат храма, по сути, выпол­няя свои обя­зан­но­сти на доб­ро­воль­ных нача­лах. Статья из упо­мя­ну­того сло­варя отра­жает состо­я­ние причта как явле­ния цер­ков­ной жизни в Рос­сий­ской импе­рии. Причт при при­ходе обра­зо­вы­вался согласно штату при­хода, кото­рый в свою оче­редь опре­де­лялся пра­вя­щим архи­ереем и кон­си­сто­рией, при доста­точ­ном коли­че­стве средств для содер­жа­ния этого штата и согласно тре­бо­ва­ниям при­хо­жан и свя­щен­ства. Архи­ерей в пись­мен­ной форме обра­щался к Свя­тей­шему пра­ви­тель­ству­ю­щему Синоду для вне­се­ния изме­не­ний в состав штата того или иного при­хода. Бюджет для содер­жа­ния причта фор­ми­ро­вался на основе четы­рех источ­ни­ков: 1. Тре­бо­ис­пол­не­ния («тре­бо­ис­прав­ле­ния») для при­хо­жан; 2. Земель­ной цер­ков­ной соб­ствен­но­сти; 3. Поме­ще­ний в цер­ков­ных домах; 4. Жало­ва­нья. Я. И. Ива­нов­ский в работе «Обо­зре­ние цер­ковно-граж­дан­ских уза­ко­не­ний по духов­ному ведом­ству (при­ме­ни­тельно к уставу духов­ных кон­си­сто­рий и своду зако­нов)» в 1893 году ука­зы­вал на то, что жало­ва­нье для членов причта отсут­ство­вало во многих епар­хиях Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви, также не пола­га­лось жало­ва­нье членам причта сто­лич­ных при­хо­дов.

Причт в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет причт при­хода в сле­ду­ю­щем составе: «свя­щен­ник, диакон и пса­лом­щик». Также в Уставе изла­га­ется обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние к причту: «…причт должен состо­ять не менее чем из двух лиц – свя­щен­ника и пса­лом­щика». При этом не уточ­ня­ется, в чем кон­кретно состоят обя­зан­но­сти пса­лом­щика (и диа­кона), но ука­зы­ва­ется, что данная долж­ность может быть заме­нена лицом в свя­щен­ном сане, таким обра­зом, весь причт при­хода совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви может в своем мини­маль­ном вопло­ще­нии состо­ять из двух пред­ста­ви­те­лей свя­щен­ства вне зави­си­мо­сти от их сана (епи­скопа, пре­сви­тера). Устав РПЦ опре­де­ляет сле­ду­ю­щие права и обя­зан­но­сти состава причта: «Члены причта могут быть пере­ме­ща­емы и уволь­ня­емы со своих мест в соот­вет­ствии с цер­ков­ной целе­со­об­раз­но­стью волей пра­вя­щего архи­ерея, по лич­ному про­ше­нию, или в соот­вет­ствии с реше­нием цер­ков­ного суда. Члены причта не могут поки­дать приход без раз­ре­ше­ния на то епар­хи­аль­ной цер­ков­ной власти. Пред­ста­ви­тель причта одного при­хода имеет право при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии дру­гого при­хода лишь с бла­го­сло­ве­ния пра­вя­щего архи­ерея и при нали­чии доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих его кано­ни­че­скую пра­во­спо­соб­ность. Руко­вод­ство при­чтом осу­ществ­ляет насто­я­тель при­хода. Содер­жа­ние причта входит в обя­зан­но­сти при­хо­жан» (через реше­ния при­ход­ского собра­ния)2.

Дом причта

С поня­тием «причта» тесно свя­зано поня­тие о «доме причта» («при­что­вый дом», «при­ход­ской дом», «цер­ков­ный дом»). Дом причта пред­став­ляет собой жилое и/или нежи­лое здание на хра­мо­вой тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ное для слу­жеб­ного про­жи­ва­ния членов причта и их семей, а также хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти. Как пра­вило, в доме причта могут рас­по­ла­гаться поме­ще­ния, пред­на­зна­чен­ные для под­го­товки бого­слу­же­ния – риз­ница (для хра­не­ния бого­слу­жеб­ных обла­че­ний и утвари), тра­пез­ная, просфорня, поме­ще­ния вос­крес­ной школы и пр. Свод правил «Здания, соору­же­ния и ком­плексы пра­во­слав­ных храмов» СП 31–103-99, раз­ра­бо­тан­ный 27 декабря 1999 года архи­тек­турно-худо­же­ствен­ным про­ектно-рестав­ра­ци­он­ным цен­тром Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата (АХЦ «Арх­храм») преду­смат­ри­вает обя­за­тель­ное нали­чие «цер­ковно-при­что­вого дома» на хра­мо­вых тер­ри­то­риях сел, в рай­он­ных, муни­ци­паль­ных и област­ных цен­трах в каче­стве основ­ного вспо­мо­га­тель­ного стро­е­ния.

При­ме­ча­ния:

1 Причт // Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.

Похожая притча

Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).

Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.

Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.

Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.

Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.

В северо-восточной части Старособорной (ныне - Музейной) площади некогда находилась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По преданию, деревянная Казанская церковь была разобрана и самой первой из всех строений перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов, где воздвигнута ещё в первой половине XVII века (город был основан в 1590 году).


До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.

Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.

В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.

К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).


Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.

Причт и клир: раз­ница и сход­ство поня­тий

Несмотря на то, что поня­тие «причт» в широ­ком смысле и «клир» пере­се­ка­ются, тем не менее, они озна­чают разные вещи. Поня­тие «клир» (греч. κλήρος «жребий») озна­чает духо­вен­ство (свя­щен­но­слу­жи­те­лей и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, но нередко под духо­вен­ством под­ра­зу­ме­ва­ются только свя­щен­но­слу­жи­тели) как особую общ­ность, в состав кото­рой не входят миряне. Поня­тие «причт» исто­ри­че­ски вклю­чало в себя мирян, сослу­жа­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лям – певчих, поно­ма­рей и пр. Причт, состо­я­щий из свя­щен­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов) и «при­чет­ни­ков» (пса­лом­щи­ков, посвя­щен­ных через хиро­те­сию или нет) близок по зна­че­нию поня­тию «клир» (поня­тию «духо­вен­ство», осмыс­ли­ва­е­мому широко). Иными сло­вами, в причт входят не только миряне-при­чет­ники, но и свя­щен­но­слу­жи­тели. Совре­мен­ный Устав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви опре­де­ляет «причт» как духо­вен­ство храма (свя­щен­ство и пса­лом­щика), отож­деств­ляя «клир» и «причт». До 1917 года поня­тие «клирик» (член клира) иногда упо­треб­ля­лось и в отно­ше­нии «при­чет­ни­ков», членов «причта» и тем самым упо­мя­ну­тое выше отож­деств­ле­ние имеет исто­ри­че­ские корни.

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Причт (также Причет), от цр.-слав. прич­та­тися, соприч­та­тися – «сово­ку­питься», «соче­таться», «быть вместе», «при­со­еди­нится», «быть сопри­част­ным», то есть быть «при­част­ным» / «при­чис­лен­ным» к при­ходу. Аль­тер­на­тив­ная, но менее попу­ляр­ная и не бес­спор­ная точка зрения на про­ис­хож­де­ние поня­тия – связь с суще­стви­тель­ным «при­чи­таніе», отсы­ла­ю­щая к заупо­кой­ным бого­слу­же­ниям и роли певчих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей в них. Здесь, правда, нужно заме­тить, что слово «при­чи­та­ние» может иметь зна­че­нием не только «жалоб­ные стихи по покой­ни­кам», но и «при­со­еди­не­ние». Поня­тие «причт» встре­ча­ется только в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и на данный момент имеет два вари­анта упо­треб­ле­ния. Первый вари­ант – слово «причт» обо­зна­чает группу лиц, кото­рые выпол­няют бого­слу­жеб­ные обя­зан­но­сти и иную работу при опре­де­лен­ном при­ходе. В широ­ком смысле слова вклю­чает как мирян (ста­ро­ста, сторож и пр.), цер­ков­но­слу­жи­те­лей (чтецов, поно­ма­рей, певчих), так и свя­щен­но­слу­жи­те­лей при­хода (свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов). В узком смысле слова поня­тие огра­ни­чи­ва­ется лишь миря­нами и цер­ков­но­слу­жи­те­лями. Член причта назы­ва­ется «при­чет­ник». В таком виде поня­тие «причт» довольно часто можно встре­тить в совре­мен­ной цер­ков­ной и свет­ской пуб­ли­ци­стике, а также исто­ри­че­ских источ­ни­ках. Второй вари­ант упо­треб­ле­ния – причт как духо­вен­ство и цер­ков­но­слу­жи­тели (кон­крет­нее пса­лом­щики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вари­ант изло­жен в совре­мен­ном Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Похожая притча

Уж сколько в Москве было церквей, но эта, Успения Божией Матери на Покровке, из всех выделялась. Говорили, будто Наполеон, увидев такую красоту, приказал вокруг церкви выставить караул, чтобы уберечь ее от разграбления, а академик Дмитрий Лихачев писал: «. Встреча с ней меня ошеломила. Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном».

Не спешите бежать смотреть на здание, взявшее в полон самого Бонапарта, – его больше нет. В 1935 году власти возымели «острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке» и поэтому решили «церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести». Улицу так тогда и не расширили, а церковь да, снесли. Стоящее сейчас на углу Потаповского переулка и Покровки (№ 16/5) двухэтажное здание с кафе не что иное, как перестроенный дом причта. Строил церковь, кстати, крепостной «Петрушка Потапов» (как гласила надпись на стене). Ему мы и обязаны сегодняшним именем переулка.

Деревянный храм стоял на этом месте с 1511 года. Прилегающие переулки были по нему названы Большим и Малым Успенским (Потаповский и Сверчков). В 1656 году вместо деревянной церкви была построена каменная. Вот ее-то и звали восьмым чудом света, русским Нотр-Дамом и жемчужиной московского барокко.

У храма было 13 глав. Колокольня была столь величественной, что её можно было принять за самостоятельную шатровую церковь. Удивительно было и сочетание белопенного, снежного кружева декора с огненно-красными стенами. Успенский храм представал «громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма». Особенный эффект создавался, как писал академик Лихачев, от окружения «низких обыденных зданий».

Церковь оставалась обыкновенной приходской, но в то же время «домовой»: второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом купца Семена Сверчкова - главного жертвователя на постройку. Дом Сверчковых вместе с отдельным входом в храм в 1867 году перешел во владение многочисленной семьи «кондитерского короля» Алексея Абрикосова, у которого было 22 ребенка — немудрено, что Абрикосовы расселились по всем окрестностям.

Хрисанф Абрикосов вспоминал:

Приходская церковь, церковным старостой у которой бессменно был мой дедушка (Алексей Иванович Абрикосов), и которую мы называли «наша церковь», находилась сейчас же за садом при доме, в котором мы (семья его старшего сына) жили, и из сада через калитку и церковный двор мимо домиков причта вела дорожка в церковь. Идя здесь, трудно было представить, что находишься в центре Москвы.

Тогда действовало патриаршее постановление: дабы избежать «разнобоя и неблагочестия», в городских церквях не начинать благовест прежде, чем зазвонит кремлевская звонница — то есть колокольня Ивана Великого. Поскольку многие храмы были отдалены от Кремля и могли не услышать «сигнала» к началу, создали своеобразный «церковный телеграф». Велено было слушать звон назначенных к тому центральных церквей, которые слышали Ивана Великого и начинали звонить вместе с ним. Уже по их звону начинали звонить и остальные церкви. В список «благовестных» церквей попала и Успенская церковь на Покровке. Ответственность была колоссальной. Оплошавших священников, пропустивших соборный благовест, не только штрафовали, но и лишали сана.

Перестроенный дом причта Перестроенный дом причта

Когда в 1922 году «восьмое чудо света» попало в список сооружений, определенных под снос, нарком просвещения Луначарский, чтоб вывести объект из-под прицела, предложил переименовать прилегающие переулки. Вместо «Успенских» назвать их Потаповским и Сверчковым — в честь крепостного строителя храма и купца-домовладельца, строительство финансировавшего. Затея удалась. Согласно Генлану развития Москвы от 1935 года, на месте Покровки должен был появиться проспект. Для этого предполагалось снести практически все дореволюционные дома, и лишь одну постройку планировалось сохранить — Церковь Успения Божией Матери.

Обнаруженные фрагменты Обнаруженные фрагменты

В 2004 году в доме причта, реконструируемом под кафе, внутри перегородки обнаружили почти полностью сохранившуюся стену первого яруса колокольни церкви Успения, части крыльца и остатки декора.

Читайте также: