Дом притча что это
Обновлено: 14.11.2024
Мужчина мирно спал на земле, его одежда была сильно изорвана и едва прикрывала тело, а вместо подушки он использовал собственный кулак.
— Эй, бродяга, просыпайся. Найди себе другое место для сна и попрошайничества.
Бродяга ловко вскочил на ноги, добродушно улыбнулся и сказал.
— О, нет, мне ничего не нужно, я просто хотел увидеть счастливого хозяина этого дома.
Его собеседник, немного удивленный подобным поворотом, серьезно и холодно ответил.
— Я хозяин этого дома, смотри и проваливай. Хочу отдохнуть, у меня сегодня был тяжелый день.
Бродяга осмотрел мужчину с ног до головы и рассмеялся в голос.
— Прости меня, добрый человек, но ты больше похож на помощника хозяина. Смотри какой усталый и замученный, даже глаза вон провались. Так что я подожду настоящего хозяина этого дома.
Мужчина слегка рассвирепел и хотел было поколотить наглеца, но гнев быстро быстро угас, бродяга никак не реагировал.
— А. Ты видимо дурак. Ни один нормальный человек не будет спать на земле, как животное. Да и речи у тебя безумные.
Собеседник улыбнулся, как ребенок.
— Да, я дурак. Сплю на земле, говорю что думаю, вот с людьми общаюсь.
— А я Миркула, местный зодчий. Многие дома в этом городе построены мной. Пойдем, я покажу тебе свой дом. Пятнадцать лет его строил. Работал как проклятый не зная ни сна, ни отдыха. Посмотри на эти арки, мраморные колонны, этот фундамент простоит века, а крыша выдержит любую бурю.
Хозяин долго водил незваного гостя по своим владениям. Он с гордостью демонстрировал свой сад, пруд, конюшню, хлев, амбар, а гость одобрительно кивал, что-то спрашивал и они шли дальше. У последней комнаты Миркула остановился, с воодушевлением и трепетом в голосе произнес, что за этими дверьми детская и он абсолютно все в ней сделал своими руками. Гостеприимно распахнул дверь и пропустил дурака вперед. В центре светлой комнаты стояла колыбель, на полу лежал деревянный меч искусной работы, а конь готов был пуститься вскачь в ожидании своего маленького хозяина. На ажурном столике лежал набор свистулек, а по обе стороны огромного окна выходящего в сад, возвышались две роскошные вазы. Осмотревшись вокруг, дурак подошел и не говоря ни слова толкнул одну из ваз и она разбилась.
Миркула побагровел от гнева, в припадке бешенства он схватил дурака за одежду и стал кричать ему в лицо.
— Ты что творишь?! Я в этот дом душу вложил! Да я тебя.
Гость невозмутимо ответил.
— Это первое, что сделал бы ребенок начав ползать. А где же ребенок, где твоя семья? Я что-то не вижу счастливую жену и не слышу детский смех. Мне кажется ты уже все сделал для того, чтобы жить счастливо.
— У меня все будет! Теперь я готов завести семью!
Дурак так же молча разбил вторую вазу, потом перевернул стол, свистульки с треском разлетелись по полу, он на ходу сорвал шторы, перевернул колыбель и выбежал прочь из комнаты круша все на своем пути.
Несколько минут Миркула был не в силах сдвинуться с места, он стоял неподвижно, слушая как рушится его мечта, жизнь, весь смысл его жизни. Потом не помня себя побежал следом. В гостинной были перевернуты все стулья и статуи, на кухне был слышен звон бьющейся посуды.
— Прекрати, — что есть сил заорал он, — Прекрати! Иначе я…
Ответом было падение большого кухонного шкафа. Хозяин шел по разгромленному дому и его захлестывали волны гнева. Он подобрал нож, которым обычно разделывали птицу и побежал на шум в поисках гостя. Во дворе послышался скрип калитки и он со всех ног бросился туда. Дурак уже бежал по улице, спотыкался, но продолжал бежать, на ходу часто оглядываясь. Хозяин дома со всех ног побежал за ним. Так продолжалось минут двадцать, потом дурак вдруг резко остановился и закричал, пытаясь отдышаться.
— Миркула, я наконец нашел твоего хозяина!
Тот сбавил шаг, но продолжал приближаться.
— Что ты несешь?! Я свободный человек и сам зарабатываю себе на жизнь, у меня нет хозяина!
— Э, нет. Ты давно уже в рабстве у своего дома и имущества. Ты потратил на это половину своей жизни и без этого ты ничто.
— Не правда, я все делал ради семьи!
— Которой у тебя нет и возможно не будет. Оглянись вокруг. Мы находимся в самом бедном районе нашего города. Тут ни у кого нет такого дома. Но посмотри, почти у всех есть семьи, дети и даже те у кого их нет, свободны. Чтобы завести семью не нужен дом. Нужна любовь, забота и поддержка.
Взгляни же на себя. Ты выглядишь как старик, а ведь еще совсем молод, свою душу ты вложил в фундамент, стены и прочую утварь и даже не заметил, что давно мертв. А призрачные надежды на счастье сделали из тебя раба. Ты сразу же потерял человеческий облик, как только я напал на твоего хозяина. Потому что ты раб, раб своего имущества.
Твоему нерожденному сыну могло быть пятнадцать лет и вы бы построили этот дом вместе, твоя дочь помогала бы по хозяйству, а твоя любимая выбрала бы для вас самую прекрасную вазу и каждый новый день вы бы встречали вместе. Вместо этого ты заполнил свою душу ненужными вещами, а мог бы впустить туда другую душу, родную и близкую. Ты бы мог накормить и помочь стольким людям, но предпочел кормить себя своими же иллюзиями. Ты бы мог дать жизнь и надежду, но так и не понял, что даже смерть не приходит к таким как ты, потому что вы не в силах принять ничего, кроме собственных мучений и боли.
Миркула обессилено упал на колени, брезгливо отшвырнув нож он громко зарыдал и засмеялся сквозь слезы, еще не силах осознать, умер он окончательно или наконец таки стал свободным.
Похожая притча
Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма).
Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Причт до революции 1917 года
В средневековой Руси причетником являлся человек, не имевший хиротонии (не священник), имевший или не имевший хиротесии во чтеца или иподиакона, иными словами, исполнявший обязанности церковнослужителя (то есть «причтённый к клиру»). Причетников также называли «дьяками», в отличие от диаконов, то есть священнослужителей.
С течением времени понятие «причта» / «причетника» изменилось. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1898 году описывал причт следующим образом: «…состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.)»1. В некоторых случаях, чтец, псаломщик, алтарник или певчий не являлись «причетниками», то есть зачисленными в штат храма, по сути, выполняя свои обязанности на добровольных началах. Статья из упомянутого словаря отражает состояние причта как явления церковной жизни в Российской империи. Причт при приходе образовывался согласно штату прихода, который в свою очередь определялся правящим архиереем и консисторией, при достаточном количестве средств для содержания этого штата и согласно требованиям прихожан и священства. Архиерей в письменной форме обращался к Святейшему правительствующему Синоду для внесения изменений в состав штата того или иного прихода. Бюджет для содержания причта формировался на основе четырех источников: 1. Требоисполнения («требоисправления») для прихожан; 2. Земельной церковной собственности; 3. Помещений в церковных домах; 4. Жалованья. Я. И. Ивановский в работе «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов)» в 1893 году указывал на то, что жалованье для членов причта отсутствовало во многих епархиях Российской Православной Церкви, также не полагалось жалованье членам причта столичных приходов.
Причт в современной Русской Православной Церкви
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет причт прихода в следующем составе: «священник, диакон и псаломщик». Также в Уставе излагается обязательное требование к причту: «…причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика». При этом не уточняется, в чем конкретно состоят обязанности псаломщика (и диакона), но указывается, что данная должность может быть заменена лицом в священном сане, таким образом, весь причт прихода современной Русской Православной Церкви может в своем минимальном воплощении состоять из двух представителей священства вне зависимости от их сана (епископа, пресвитера). Устав РПЦ определяет следующие права и обязанности состава причта: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы со своих мест в соответствии с церковной целесообразностью волей правящего архиерея, по личному прошению, или в соответствии с решением церковного суда. Члены причта не могут покидать приход без разрешения на то епархиальной церковной власти. Представитель причта одного прихода имеет право принять участие в богослужении другого прихода лишь с благословения правящего архиерея и при наличии документов, подтверждающих его каноническую правоспособность. Руководство причтом осуществляет настоятель прихода. Содержание причта входит в обязанности прихожан» (через решения приходского собрания)2.
Дом причта
С понятием «причта» тесно связано понятие о «доме причта» («причтовый дом», «приходской дом», «церковный дом»). Дом причта представляет собой жилое и/или нежилое здание на храмовой территории, предназначенное для служебного проживания членов причта и их семей, а также хозяйственной деятельности. Как правило, в доме причта могут располагаться помещения, предназначенные для подготовки богослужения – ризница (для хранения богослужебных облачений и утвари), трапезная, просфорня, помещения воскресной школы и пр. Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31–103-99, разработанный 27 декабря 1999 года архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата (АХЦ «Арххрам») предусматривает обязательное наличие «церковно-причтового дома» на храмовых территориях сел, в районных, муниципальных и областных центрах в качестве основного вспомогательного строения.
Примечания:
1 Причт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.
Похожая притча
Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).
Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.
Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.
Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.
Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.
В северо-восточной части Старособорной (ныне - Музейной) площади некогда находилась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По преданию, деревянная Казанская церковь была разобрана и самой первой из всех строений перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов, где воздвигнута ещё в первой половине XVII века (город был основан в 1590 году).
До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.
Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.
В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.
К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).
Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.
Причт и клир: разница и сходство понятий
Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλήρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни.
Этимология понятия
Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» / «причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным «причитаніе», отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви.
Похожая притча
Уж сколько в Москве было церквей, но эта, Успения Божией Матери на Покровке, из всех выделялась. Говорили, будто Наполеон, увидев такую красоту, приказал вокруг церкви выставить караул, чтобы уберечь ее от разграбления, а академик Дмитрий Лихачев писал: «. Встреча с ней меня ошеломила. Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном».
Не спешите бежать смотреть на здание, взявшее в полон самого Бонапарта, – его больше нет. В 1935 году власти возымели «острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке» и поэтому решили «церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести». Улицу так тогда и не расширили, а церковь да, снесли. Стоящее сейчас на углу Потаповского переулка и Покровки (№ 16/5) двухэтажное здание с кафе не что иное, как перестроенный дом причта. Строил церковь, кстати, крепостной «Петрушка Потапов» (как гласила надпись на стене). Ему мы и обязаны сегодняшним именем переулка.
Деревянный храм стоял на этом месте с 1511 года. Прилегающие переулки были по нему названы Большим и Малым Успенским (Потаповский и Сверчков). В 1656 году вместо деревянной церкви была построена каменная. Вот ее-то и звали восьмым чудом света, русским Нотр-Дамом и жемчужиной московского барокко.
У храма было 13 глав. Колокольня была столь величественной, что её можно было принять за самостоятельную шатровую церковь. Удивительно было и сочетание белопенного, снежного кружева декора с огненно-красными стенами. Успенский храм представал «громадой составленных церквей, летящих в небеса, но вместе с тем стройным, как архитектурная поэма». Особенный эффект создавался, как писал академик Лихачев, от окружения «низких обыденных зданий».
Церковь оставалась обыкновенной приходской, но в то же время «домовой»: второе крыльцо храма с парадной лестницей вело в сад, окружавший дом купца Семена Сверчкова - главного жертвователя на постройку. Дом Сверчковых вместе с отдельным входом в храм в 1867 году перешел во владение многочисленной семьи «кондитерского короля» Алексея Абрикосова, у которого было 22 ребенка — немудрено, что Абрикосовы расселились по всем окрестностям.
Хрисанф Абрикосов вспоминал:
Приходская церковь, церковным старостой у которой бессменно был мой дедушка (Алексей Иванович Абрикосов), и которую мы называли «наша церковь», находилась сейчас же за садом при доме, в котором мы (семья его старшего сына) жили, и из сада через калитку и церковный двор мимо домиков причта вела дорожка в церковь. Идя здесь, трудно было представить, что находишься в центре Москвы.
Тогда действовало патриаршее постановление: дабы избежать «разнобоя и неблагочестия», в городских церквях не начинать благовест прежде, чем зазвонит кремлевская звонница — то есть колокольня Ивана Великого. Поскольку многие храмы были отдалены от Кремля и могли не услышать «сигнала» к началу, создали своеобразный «церковный телеграф». Велено было слушать звон назначенных к тому центральных церквей, которые слышали Ивана Великого и начинали звонить вместе с ним. Уже по их звону начинали звонить и остальные церкви. В список «благовестных» церквей попала и Успенская церковь на Покровке. Ответственность была колоссальной. Оплошавших священников, пропустивших соборный благовест, не только штрафовали, но и лишали сана.
Перестроенный дом причта Перестроенный дом причтаКогда в 1922 году «восьмое чудо света» попало в список сооружений, определенных под снос, нарком просвещения Луначарский, чтоб вывести объект из-под прицела, предложил переименовать прилегающие переулки. Вместо «Успенских» назвать их Потаповским и Сверчковым — в честь крепостного строителя храма и купца-домовладельца, строительство финансировавшего. Затея удалась. Согласно Генлану развития Москвы от 1935 года, на месте Покровки должен был появиться проспект. Для этого предполагалось снести практически все дореволюционные дома, и лишь одну постройку планировалось сохранить — Церковь Успения Божией Матери.
Обнаруженные фрагменты Обнаруженные фрагментыВ 2004 году в доме причта, реконструируемом под кафе, внутри перегородки обнаружили почти полностью сохранившуюся стену первого яруса колокольни церкви Успения, части крыльца и остатки декора.
Читайте также: