Притча о нерадивом рабе

Обновлено: 14.11.2024

“. Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина: ибо много званых, но мало избранных»” Лк. 14:16-24. Это одна из притч Господа нашего, Иисуса Христа. Здесь описан весьма необычный случай. Как правило, получив приглашение на званый ужин, люди с радостью принимают его, понимая, что им оказана особая честь, и откладывают все свои дела, чтобы посетить это мероприятие.

Первый сказал, что купил землю, и ему прямо сейчас необходимо осмотреть ее. Я не знаю, как бы вы поступили в таком случае, но, мне кажется, что гораздо благоразумнее было бы осмотреть землю прежде, чем ее покупать? Ведь такое приобретение не совершается за один час. Перед тем как заключить подобную сделку, покупатель, обычно, тщательно осматривает участок, делать это после покупки – просто абсурд. Серьезный человек так бы не поступил. Понятно, что первый из приглашенных просто придумал эту странную причину, чтобы как-то объяснить, почему он не может прийти на ужин.

Второй заявил, что купил пять пар волов и тоже как раз в это время идет испытать их. Наверное, вы уже заметили нелепость и этого оправдания. Ведь это выглядит примерно так, как если бы человек, купив подержанный автомобиль и заплатив деньги, только через некоторое время решил испытать его, проверить в каком он состоянии.

RCR-Videos – наш канал со свидетельствами христиан, и другими полезными передачами.

Третий сказал, что не может пойти на пир, потому что женился. Но, по-моему, мнению, для него это как раз был бы удобный случай и хорошая возможность представить свою молодую жену почтенным гостям и самому хозяину дома, а также познакомить её с друзьями. Кроме того, любая женщина, наверняка, только порадовалась бы, что может побывать на таком приеме.

Можно понять человека, отказавшегося от посещения какой-нибудь скучной лекции, или совершенно незнакомого ему общества. Но люди, о которых говорится в притче, были приглашены на большой званый ужин и заранее знали, когда состоится это торжественное событие, поэтому их отговорки совершенно неуместны.

Сегодня, дорогие друзья, вы приглашаетесь на пир, который приготовил Сам Господь Бог. Вот одно из многих Его приглашений, записанных на страницах Библии: “ Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы. ” Ис.55:1. Здесь прообразно говорится о спасении, о возможности принять дар вечной жизни. Как бы я хотел, чтобы каждый, кто читает эти строки, поверил, что это приглашение адресовано лично ему. Каждый из вас приглашен! Надеюсь, вы не поступите как герои этой притчи. Или у вас тоже подготовлены нелепые отговорки и извинения?

Знайте - вы приглашаетесь к Иисусу Христу! Сам Бог через нас, Его слуг и посланников, созывает вас на эту встречу, которая сулит вам радостную и благословенную жизнь. Не думайте, что вам предлагают присоединиться к какой-то организации или переменить вероисповедание. Нет! Вы получаете возможность через веру в Сына Божьего стать участниками " Брачной вечери Агнца (Христа)" Откр. 19:9 и разделить радость этой встречи со всеми Божьими детьми.

О, как часто люди находят всевозможные отговорки, когда им предлагается принять спасение Иисуса Христа, когда они слышат призыв Божий. Некоторые говорят, что не хотят присоединиться к числу верующих, потому что среди них очень много лицемеров. Но позвольте, ведь такие люди ответят перед Господом за свои дела. Христос предупреждал, что в общество искренне верующих людей проникнут лицемеры, лжепророки и другие нечестивцы. Однако это ни в коем случае не должно являться для кого-то поводом не принять Христа как своего личного Спасителя. Каждый человек в ответе за себя, каждый получает спасение лично.

Многие весьма убедительно говорят, что «пробовали», старались каяться в своих грехах, но у них ничего не получается, грех по-прежнему владеет ими. «Сегодня, - говорит такой человек, - я побеждаю свой грех, а на следующий день падаю еще ниже, и последнее бывает хуже первого. Поэтому не стоит обманывать себя и других, все равно я не могу преодолеть все искушения». Друзья мои, поймите, что обращение к Богу заключается не только в том, чтобы отказаться от какого-то греха. Никто из людей не в состоянии своими силами победить грех! При искреннем обращении к Господу и покаянии у человека появляется желание принять в сердце Христа и всецело довериться Ему! Всякому, кто действительно отдаст свою жизнь в Его распоряжение и во всём Ему доверится, Господь дарует победу над грехом! Бог Сам будет держать того, кто уповает на Него и удержит до конца, потому что Он сказал : “. Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек. и никто не может похитить их из руки Отца Моего” Иоан.10:28,29. Нужно только позволить Ему производить в вашем сердце желания и действия по Его святому благоволению (Флп. 2:13). В Писании об Иисусе Христе сказано, что “. Он спасёт людей Своих от грехов их” Матф.1:21. Следовательно, ваше беспокойство о том, что вы не выдержите до конца, не имеет никакого основания и не может являться препятствием на пути к Господу.

Есть также люди, которые верят в Бога, считают себя религиозными, и думают, что этого достаточно для спасения души. В Библии мы видим целый ряд подобных примеров, и вот один из них.

Помните, как Иисус встретился у Сихарского колодца с самарянкой? Утомившись в пути, Он сел у колодца, чтобы отдохнуть. В это время за водой пришла женщина из Самарии . “Иисус говорит ей: дай Мне пить” . Самарянка очень удивилась, что Он, будучи Иудеем, вступил с ней в разговор, ведь иудеи не общались с Самарянами. Тогда Христос сказал ей: “Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую”. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?” “Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” Ин.4:7,10-14. Услышав это, самарянка стала просить Христа дать ей этой воды, чтобы у неё больше не было необходимости постоянно ходить к колодцу. Она восприняла слова Господа буквально, так как не могла понять их духовного значения, потому что не знала дара Божьего и Того, Кто говорил с ней.

Когда Христос попросил её позвать мужа, женщина ответила, что его у нее нет . “Иисус говорит ей: “Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. ” “. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк” Ин.4:17-19. И далее начинает рассуждать о своей религии: “Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме” Ин. 4:20. Она ссылается на религию своих отцов и подчёркивает, что она ей верна, так как молится и поклоняется Богу. Для неё эта вера была истинной, однако в дальнейшем Писание говорит, что личная встреча с Иисусом Христом изменила все в жизни этой женщины. Она приняла дар Божий и уверовала во Христа. А после этого стала приглашать к Нему других людей.

До встречи с Иисусом, самарянка не знала о даре Божьем. И сегодня миллионы людей понятия не имеют о великом даре, который предлагает им Христос. Именно поэтому они также живут во грехах.

Религиозность самарянки не могла освободить её от власти греха. Не спасает она и современных людей, у которых “. бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа. ” 2Кор.4:4.

Кто же нашептывает грешникам разные отговорки и чинит препятствия, мешающие им принять дар Божий? Кто всячески пытается лишить их возможности пойти на званый пир Христа? Все это постоянно и без устали делает князь мира сего - дьявол. Этот враг рода человеческого изо всех сил противится тому, чтобы люди, приняв дар Бога, освободились от власти зла и обрели силу Иисуса Христа, которой он не может противостоять. Дьявол знает, какую силу имеет дар Божий, и как эта сила преображает человека, делая его новым творением 2 Кор.5:17.

Духовная тьма и неосведомлённость держит людей в тисках суеверия, в рамках формальной религии. Так было и с самарянкой. Христос говорил с ней о даре Божьем, о живой воде, о поклонении Отцу в духе и истине, а она искала убежища в мертвой религии! Таково состояние каждого человека, который не верует искренне в Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа! Всё, что подобные люди знают о поклонении Богу, касается внешней, видимой стороны обрядов их религии. Они читают Библию, ходят в церковь, не отрицают существование Бога, соблюдают определенные правила и ритуалы. Но, увы, при всём этом, они невероятно бедны духовно. Эти люди не понимают, что верить в Бога надо не разумом, а сердцем. О, если бы вы знали дар Божий, дорогие души?!

Божий дар - это жизнь вечная! Так сказано в Библии: “. дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.6:23).

Позвольте задать вам вопрос, дорогие друзья, - где вы будете проводить вечность? Прошу, не пренебрегайте спасением вашей бессмертной души! Очень часто неверующие на смертном одре горько жалеют и раскаиваются в том, что прожили жизнь без Бога.

Воистину великий дар Божий - жизнь вечная и спасение от грядущего гнева Господа! “Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” Еф.2:8,9.

Дар Божий также заключается в полном прощении наших грехов, омытых кровью Сына Божьего, Иисуса Христа . “О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его” (Деян.10:43). Как чудесно, что по вере нашей мы получаем прощение грехов через искупительную жертву Христа!

Теперь нам осталось найти ответ на самый главный вопрос: как получить дар Божий? Ещё раз внимательно прочтите слова Христа: “Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него. ” Иоан.4:10. Вот и ответ! Дорогой друг, открой сегодня свое сердце Господу и попроси Его дать тебе дар, который Он дал женщине из Самарии и сотням, тысячам, миллионам уверовавших в Него людей. Поверь, если ты сделаешь это искренне, Бог ответит тебе.

Господь приглашает тебя на Свой пир. Так не ищи отговорок, просто прими Его дар вечной жизни, прими верой Спасителя, Который оставил славу Свою, родился на земле, жил среди людей, умер на кресте за твои грехи, и воскрес для твоего оправдания перед Отцом Небесным! Приди к Богу и скажи: "Господь! Прошу, омой и меня святой и пречистой кровью Твоей! Благодарю Тебя за дар спасения и вечной жизни! Спасибо, что услышал меня, такого грешного. Благодарю за приглашение на Твой пир. Слава Тебе, Господи, что и я могу быть причислен к избранным детям Твоим".

Притча о верном и благоразумном рабе Матф. 24:45-51, домоправителе Лук.12:42-48.

Эта притча в Новом Завете представлена дважды: в Евангелие от Матфея в 24 главе, и в Евнгелие от Луки в 12 главе, где раб назван домоправителем. Здесь мы расмотрим вариант из Евангелия от Матфея.

Сначала определим адресата: притча обращена к ученикам Иисуса Христа, что видно в начале главы.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Матф.24:3,4)

Смотрим выше и ниже, ищем контекст.

В приведенной выше цитате, из начала главы, виден общий контекст: Иисус отвечает на вопрос учеников о признаках Его Пришествия и кончины века. Непосредственно перед притчей Христос прямо обращается к ученикам с призывом быть готовыми к Его Пришествию: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:44). Под притчей следует притча о десяти девах.

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Под притчей сразу начинается другая притча, то есть Иисус не истолковывает, кто есть кто и что есть что в причте, значит это не притча с истолкованием. Внутри причти нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”, значит это не притча сравнение. Зато выше притчи четко поднимается тема ожидания Пришествия Господа.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о верном, благоразумном рабе Матф. 24:45-51 (домоправителе Лук.12:42-48)

В заключительной части 24 главы Евангелия от Матфея мы видим предупреждения и наказы Иисуса, адресованные Его последователям.

Сначала Христос говорит, что о дне Его Пришествия (кончины века) никто не знает:

Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

Затем Иисус говорит, что Его Пришествие будет таким же неожиданным для человечества, как и потоп во времена Ноя. В глобальное планетарное наводнение тогда не верили, и поэтому его совсем не ожидали.

Матф.24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Картина взятых и оставленных описывает вознесение спасенных к Господу в момент Его Пришествия и оставление нечестивых. О вознесении так Писал апостол Павел:

1Фесс.4:16 … Сам Господь … сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках

И лишь после этих речей, описывающих Второе Пришествие, Иисус говорит притчу о благоразумном рабе.

Учитывая контекст ожидания Второго Пришествия, притча несет призыв правильного ожидания возвращения Господа.

В иллюстрации господин поручает своему рабу присмотреть за слугами, на время пока он отлучится. Отметим, что раб, хоть и получил определенную власть над остальными слугами, по сути всё равно остается рабом господина. Поэтому слуги именуются не его рабами, а его «товарищами» (см. стих 49).

«Пища» в этой причте не имеет чёткого прототипа (напомним, что не каждый герой и объект притч Иисуса имеет конкретный прототип, о чём мы говорили во Вступлении). Ряд богословов, конечно, под пищей видят духовное окормление. Конечно это так. Но не только. Вспомните Иисуса. Разве Он заботился только о духовном состоянии людей? Нет. Иисус помогал исцелениями, изгнанием бесов и даже кормил народ, следовавший за Ним. В следующей, 25-й главе Евангелия от Матфея, под похожей притчей о талантах, мы видим призыв Иисуса оказывать всяческую заботу Его детям, как будто мы оказываем её Самому Христу:

«…Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:35-40)

Итак, если раб будет добросовестно и милосердно относится к слугам, то после возвращения господина его ждет награда. А если тот раб, понадеявшись, что господин задержится, будет праздно проводить время, да еще притеснять своих же товарищей, о которых ему вверено попечение… То неожиданно вернется господин и сурово накажет нечестивца.

Иисус тут упоминает «плач и скрежет зубов». Эта фраза не раз употребляется в контексте наказания в геенне (Матф.8:12; Матф.13:42,50). В Евангелие от Луки уточняется, что господин такого раба «подвергнет . одной участи с неверными» (Лук.12:46).

В варианте притчи Евангелиста Луки, дается важное дополнение:

Лук.12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Этот текст показывает, что высокое положение в церкви не защитит служителя, если он будет цинично нарушать Божий закон. Ему много доверено, но и спрос с него будет больше.

Вывод из притчи. Служители Христа это не особая избранная каста, а такие же рабы Господа, как и остальные люди, только с особой задачей и ответственностью. И если они будут недобросовестно служить на Ниве Божьей и вздумают господствовать над паствой (см. 1 Пет.5:1-4), то их может ждать наказание в геенне огненной вместе с неверными и нечестивыми людьми. Служители должны быть всегда готовы дать отчет за свои дела, потому что они в любой момент могут предстать перед Господом.

Похожая притча

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Похожая притча

Каждый день, братья, за Божественной литургией мы слышим одни и те же слова: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”. Блаженны те, кто прощает грехи близким своим, кто не помнит зла, кто обладает этим счастливым умением – прощать. И нам часто кажется, что прощать другим людям легко. Что такое, в сущности, простить? Ведь не деньги же свои отдать человеку, не время на него потратить, не сто поклонов положить, а просто сказать ему: “Я тебя прощаю. Бог с тобой. Иди с миром”. И только.

Но каждый сколько-нибудь серьёзный человек, который молится Богу, который думает о своих грехах, который действительно пытается измениться, чтобы усыновиться Богу и обрести Царствие Божие, такой человек по своему собственному опыту знает, как это мучительно трудно – прощать грехи ближним своим! Как трудно простить косой взгляд, злое слово, обидную кличку, и я уж не говорю, как мучительно трудно простить прямое и сознательное зло, нам причинённое.

Однако и сегодняшнее евангельское чтение (Мф.18,23-35), и многие другие места в Евангелии, и молитва Господня и обетования блаженств, которые поются за литургией – всё это говорит нам об одном: как мы прощаем, так и Господь нас простит.

Из этого ясно, что Царствие Божие, страна вечного блаженства, земля обетованная каждому из нас доступна. Доступна всем: не только великим подвижникам, преподобным, праведным и святым, но также и нам нерадивым, нам всем, “зде предстоящим и молящимся”. И только одно условие поставлено: прости. Так легко! Но кому же мы должны прощать? Тому, кто унизил нас, растоптал наше достоинство, кто убил наших близких, кто уничижил нашу веру, кто поглумился над нашей надеждой, кто предал нашу любовь, кто издевается над самым святым, что у нас есть, – вот кому надо простить. Такое простить, как это ни странно, иной раз легче, чем обычные мелочи житейские, обиды, колкие слова, злобу, раздражение, неблагодарность.

А между тем иного выхода у нас нет. И все наши хождения в храм, все наши жертвы, все наши свечки, поставленные перед иконами, напрасны, если мы не можем этой малости: простить ближнему своему обиду, если мы не можем простить отцу своему, матери своей жестоких и злых слов, если мы ребёнку своему не можем простить неблагодарности, если мы священнику не можем простить резкости, раздражённого, грубого слова. Тогда мы – не христиане, и тогда нам не на что рассчитывать, потому что Господь прямо и ясно говорит нам: “Как ты прощаешь, так и тебе простит Отец твой Небесный”.

И вот проблема: как же нам научиться прощать?

Каждый из нас по своему опыту знает, что обида, раздражение, злость – как игла в сердце. Вот уже и себе говоришь: “Всё. Кончено. Я прощу его”; и ему говоришь: “Всё, брат, простил, нет между нами ничего”, – а игла-то в сердце сидит всё равно, а горечь-то в душе всё равно осталась. И это означает только одно: прощение не состоялось. Не состоялось потому, что нет мира в душе простившего. Словами-то можно всё что угодно сказать. Можно сказать про себя: я – святой; можно сказать: я – в Бога верую, я истинный христианин. Один литературный герой, например, объявил себя испанским королём. Что ж с того сделалось? Ничего. Он как был сумасшедшим, так и остался им. Но ведь и мы совершенно подобны этому безумцу, когда на исповеди дерзаем говорить: “Я никому зла никакого не делаю”. Остановись и подумай. Может быть, ты просто не видишь того зла, которое непрерывно творишь вокруг себя. Первый признак такой тяжкой духовной слепоты – вот эта мысль: я никому зла не делаю, это люди вокруг меня злые.

Если вокруг меня все злые, а я один – добрый, как же мне простить их? Ведь простить человека от души, от всего сердца можно только тогда, когда к нему у тебя жалость появилась, когда на людей смотришь и думаешь: Господи, какие же все несчастные, какие славные все! А пока душа темна, пока в ней только суд и ни слова милосердия, простить никого нельзя. Нельзя простить, и значит, нельзя получить прощение. Вот какая страшная зависимость.

Что же делать, чтобы научиться прощать других? Сегодняшнее евангельское чтение отвечает нам на этот вопрос.

Некий господин призвал своего должника, раба своего, который должен был ему множество талантов. Талантом в Иудее называлась мера, то есть большой кувшин, наполненный серебряными монетами. И вот этот человек должен был своему господину сто таких кувшинов. Сумма совершенно немыслимая! На наши современные деньги – это, наверное, миллиарды. Понятно, что отдать эти деньги раб господину своему не мог. И вот господин говорит своим слугам: “Этого человека продайте в рабство, жену его и детей продайте в рабство, имущество их продайте, а полученные деньги внесите в погашение долга”. И должник, ужаснувшийся своей участи, говорит: “Господин, потерпи на мне, и я всё тебе отдам!” И со слезами и стенаниями просит господина смилостивиться. Что же делает господин? Ему вдруг становится жалко своего должника, жалко его детишек, жалко его жену, жалко его свободу и этот тихий семейный уют, тепло очага, тепло дома, которое не купишь за всё золото мира, которое было нажито жизнью, трудом, мукой. И господин говорит должнику: “Хорошо. Ступай с миром. Я тебе всё прощаю. Ты мне ничего не должен”.

Так бывает. Мелодию ли давнюю услышишь, какой-нибудь запах, с детства знакомый, – нахлынут воспоминания, и дай тогда Бог увидеть жизнь в её истинном измерении, когда понимаешь, что ни власть, ни деньги, ни слава не стоят ничего, что самое главное в жизни – несоизмеримо богатству, могуществу, силе. В такой-то момент своей жизни, момент истины, выражаясь современным языком, – господин и простил долг своему рабу.

И тогда этот должник пошёл к своему другу. Заметьте, не к рабу, не к подчинённому, а к другу своему, к “клеврету”, как говорит Евангелие. Он пошёл к своему клеврету, который должен был ему несколько медных монеток, и стал трясти его и требовать от него деньги. А друг отдать ему их не мог. Тогда тот отвёл друга своего к судье, и его посадили в темницу, пока не отдаст долг.

И господин, с изумлением узнав о такой жестокости своего раба, призвал его и сказал: “Разве я не простил тебе в с ё, как же ты не прощаешь такой мелочи?”

О чём говорит нам Христос в этой притче? Вы, наверное, все внимательно слушали её, но не все обратили внимание на первую фразу повествования: “Рече Господь: Царствие Божие подобно человеку-царю. ” То есть Царствие Божие подобно человеку, который простил громадный долг.

Мы с вами перед Богом – должники. Мы ему должны тем, что мы плохие дети нашего Бога, плохие христиане. Но Господь готов простить нам наши долги и просит только об одном: прости ближнему!

Научиться прощать можно только одним способом: внимательно вглядеться в свою душу, попытаться увидеть в своей душе язву греха. Всякий раз, когда обида на ближнего захлёстывает тебя, вспомни, что за твоими плечами множество обиженных людей, множество душ, уязвлённых твоей злобой, твоим равнодушием. За тобой, наконец, целое кладбище просто убитых тобою младенцев! Помни, что тебя есть за что наказать, а Бог – прощает. И этим самым даёт тебе ещё одну возможность простить своего “клеврета”.

Вот так и всякого, кто будет вас обижать, кто будет вас оскорблять, воспринимайте как посланного Богом, для того чтобы каждый из нас совершенствовался в своём умении прощать ближних. Когда вокруг нас – одни кроткие, смиренные и тихие люди, чего же им прощать? Это мы должны у них прощения просить – они нас терпят. А если Господь посылает нам такое испытание: жестокого, злого человека – это значит, что Он хочет нашего совершенства. Он хочет, чтобы мы научились главному в этой жизни – прощать ближнему своему, с тем чтобы Сам Господь оставил нам долги наши. Аминь.

Читайте также: