Притча об исцелении слепого
Обновлено: 14.11.2024
9.1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9.2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9.3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9.4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин 4, 34. Ин 12, 35.
9.5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ис 42, 6. Ин 1, 5. Ин 8, 12.
9.6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Ин 11, 37.
9.7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Неем 3, 15.
9.8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9.9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9.10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9.11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9.12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9.13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9.14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9.15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9.16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Ин 7, 43.
9.17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Лк 7, 16. Ин 4, 19.
9.18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9.19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9.20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9.21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
9.22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Ин 12, 42.
9.23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
9.24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9.25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9.26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9.27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9.28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9.29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Исх 3, 6.
9.30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9.31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Притч 15, 29. Ис 1, 15. Мих 3, 4.
9.32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Ис 42, 7.
9.33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9.34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9.35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9.36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9.37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9.38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Евангелие от Иоанна, Глава 9; Стихи 1-38
ФОТО: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ/Эксперт
Исцеление слепорожденного — один из самых ярких эпизодов всей евангельской истории. Наряду с воскрешением праведного Лазаря — это то самое чудо, которое, в том числе, послужило причиной решения иудеев о необходимости убить этого чудотворца и проповедника — Христа.
Повествование начинается с вопроса учеников в отношении человека, который родился слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?». Очевидно, этот вопрос с подвохом, ведь понятно, что не мог ребенок согрешить, еще не будучи рожден. Однако Спаситель выводит вопрос совершенно в иную плоскость. Он говорит: «Ни он не согрешил, ни его родители, но это произошло только, для того чтобы явились дела Божии».
Происходит исцеление. Такого исцеления еще не знала человеческая история, чтобы кто-то, рожденный слепым, вдруг прозрел. Иудеи оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны, явное чудо. С другой стороны, точно такое же явное нарушение субботнего покоя.
Интересно, какой выход находят иудеи из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия. Они говорят: «Не от Бога этот человек, поскольку он субботу нарушает». Мы часто слишком много уделяем внимания нашему разуму, мы думаем, что всегда поступаем исключительно грамотно, правильно, обдуманно, разумно.
Случай с иудеями показывает, что гораздо чаще мы оказываемся водимыми состоянием нашего сердца, нежели представлениями нашего разума. Именно это объясняет ту самую потрясающую духовную слепоту иудеев, которые, видя перед собой самого Мессию, совершающего неслыханные чудеса, не верили в Него и искали любые поводы, чтобы поймать Его на слове, чтобы укорить Его, в конечном итоге — убить.
Неспроста Православная Церковь так много говорит о важности очищения сердца от страстей. Сердце — это то самое средоточие нашей жизни, которое определяет многие наши поступки. Самолюбивое, грехолюбивое сердце всегда будет выискивать любые причины, для того чтобы оправдать свое поведение.
И напротив того, сердце жалостливое, милостивое, щедрое, открытое всегда найдет пути, чтобы оправдать другого человека, чтобы найти выход в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации.
Помоги же, Господи, нам всякий раз, когда мы оказываемся лицом к лицу с очевидным добром, с очевидной святостью и чувствуем в своем сердце противление этому, остановиться и очень серьезно задуматься. Задумавшись, понять, что вызывает смущение в нашем сердце, и бежать на исповедь, стремиться к покаянию, чтобы вырвать из нашей души все то, что противится Богу.
«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».
Похожая притча
Я долго не понимал притчу о слепорожденном. Не понимал объяснения Иисуса. И неудивительно, ведь какая огромная разница между нами и Иисусом! Мы стараемся побыстрее пройти мимо Лазарей мира сего, не в силах выносить их страданий, перед которыми мы бессильны. Денег у нас нет, сил нет, сердца тоже нет – у нас нет ничего перед лицом этих страданий. И так, убегая от Лазарей, мы убегаем от собственной ничтожности.
Так и ученики, наши посланники, пребывавшие рядом с Богом, спрашивали Иисуса:
– Учитель, кто согрешил: он или его родители, что он родился слепым (см.: Ин. 9: 2)?
Когда ничего не можешь, ты начинаешь заниматься умствованиями, спрашиваешь о причине, а когда причина в грехе, занимаешься морализаторством. Как бы там ни было, но, даже скованные бессилием, мы стараемся принять какую-нибудь превентивную меру. Что претерпели другие, ты этого можешь не претерпеть, если избежишь их ошибок.
Видно, что Иисус говорил с учениками о той катастрофической силе, которой обладают грехи, ошибки, совершенные против жизни, эта тенденция изуродовать жизнь человека и добивать ее во мраке слепоты и прочих страданий. А теперь посмотрите на разницу между нами и Божественностью Иисуса. Иисус был и является Богом. Многие не знали и многие не будут знать до скончания мира, что Иисус – Бог (потому что не хотят знать). А это чудесное исцеление слепорожденного служит доказательством Его Божественности и указывает человеку на границы его силы и знания.
Иисус знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает теперь нам и ему тайну Божию
Мы обходим стороной Лазарей, а Иисус знал их и звал к Себе. Он знал Нафанаила, когда тот был еще малым ребенком, которого спрятали под листьями смоковницы от ярости Ирода. Он и теперь знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает нам и ему тайну Божию: что он родился слепым не за свои грехи и не за грехи родителей, но чтобы на нем явились дела Божии.
В других обстоятельствах Иисус признаётся, что Он был прежде Авраама (см.: Ин. 8: 58), а в другой раз – что Он был еще до того, как появился мир (см.: Ин. 17: 5). А есть такая икона, на которой Иисус изображен создающим Адама. И это так и есть: Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3).
Сотворить живые глаза из земли и слюны – это уже не дело человека, но дело Бога. Исцелить глаза, срезать с них бельма могут и врачи, но создать новые глаза, причем из такого материала, и послать умыться в воде Силоама слепорожденного – это мог сделать только Тот, Кто собственными руками создал из земли Адама.
Вот в чем смысл исцеления слепорожденного: Бог Отец пожелал открыть миру Бога Сына как Творца миру и Создателя жизни. В ответ на это воление Отца возгорелся Дух Иисуса, Он воспринял это желание как Свое, как Свою миссию в мире, как свойство вспыхнувшего огня светить! Эта воля Отца возгорелась в Духе Иисуса, через Него просвещая миру истину.
Иисус, зная, что слепой – это человек, через которого Отец совершит откровение миру Сына как Создателя жизни, зная волю Отца, которую Он усвоил Себе как миссию Своей земной жизни (вот образец для нас, земнородных), в этой Божественной уверенности плюнул на землю, и замешал глину, и помазал глаза слепому, то есть отверстия его глазниц, и сказал:
– Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9: 7).
И тот пошел, умылся и возвратился зрячим.
Однако дело Божие не ограничивается глазами, нуждающимися в исправлении. Хотя для нас, людей, уже это было бы убедительным по той простой причине, что до нынешнего дня наука создала разные устройства наподобие глаза – фотоаппарат и прочие, – но наделить жизнью даже зернышко пшеницы или яичко мухи человеческая наука так и не смогла.
Царство жизни есть Царство Божие. Природа жизни, рождение и ее поддержание зависят от Бога, ее Создателя, до скончания мира: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отымеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся (Пс. 103: 28–29). Итак, познаем же свои пределы – и познаем Бога.
Дела Божии, которые все суть чудеса жизни, вызывают у людей много недоумений. Так произошло и со слепым от рождения, чудом обретшим зрение. Соседи и знавшие его, видевшие его слепым, удивились и стали недоумевать, спрашивая себя о нем:
– А кто это: он или кто-то другой, похожий на него?
Однако люди так легко не выходят из недоумения. Признание человека о Человеке, Которого зовут Иисус и Который сотворил ему глаза из земли, не убедило их нисколько. Поэтому они повели его на допрос к фарисеям из храма. А была суббота, день весьма щепетильный для фарисеев. Таким образом, допрос уже с самого начала был обречен на плохое завершение. Вот он опять, ветхозаветный Иаков, борющийся с Богом! Но вот и слепорожденный, обратившийся в миссионера.
Последовал обмен вопросами и ответами о том, как происходило обретение зрения, и о Том, Кто даровал ему зрение. Слепой защищает Даровавшего ему глаза. Фарисеи же Его хулят, говоря, что Он грешник, хотя некоторые и признавали, что грешный человек не может давать зрение слепым.
Не добившись ничего, вызвали родителей слепого. Они, запуганные фарисеями, дают только то свидетельство, что этот слепой от рождения – их сын. А как он теперь видит и кто дал ему зрение, они не знают. Они отказались исповедовать Бога, предоставив всю благодать исповедания своему сыну, ибо он в возрасте. Так что пусть говорит о себе сам!
Дело в том, что иудеи договорились между собой изгонять из синагоги всякого, кто исповедует, что Иисус есть Мессия, то есть Сын Божий, ожидаемый народами. Это знали все, а значит, и родители слепого, потому они и не стали давать четкого ответа, что там, где не было глаз от рождения, один только Бог мог их вставить.
Итак, во второй раз позвали человека, бывшего слепым, и стали заставлять его, во имя Божие, сказать плохие слова об Иисусе, будто Он грешник. Однако он этого не сказал. И снова велели ему рассказать о своем исцелении. Человек этот позволил себе тогда вопрос, приведший их в ярость:
– Я только что сказал вам, и вы не слышали? Вы что, опять хотите это услышать? Может, вы тоже хотите сделаться Его учениками (см.: Ин. 9: 27)?
И тогда иудеи набросились на него с криками, говоря, тем не менее, истину:
– Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9: 28–29).
В других обстоятельствах они были еще более несдержанными в гневе, говоря об Иисусе, будто Он от диавола (см.: Мф. 12: 24). Таков грешный человек: когда бьешь его бесов, он начинает говорить тебе, что у тебя бес. Так дело доходит до того вывернутого наизнанку ума, который производят предрассудки в голове фарисеев и который мешает им знать, откуда Иисус.
Человек, обретший телесное зрение, своим исповеданием Бога обретает и душевное зрение, и мы слышим одно из самых прекрасных исповеданий:
– Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9: 30–33).
Эта была твердая, как скала, вера этого нового миссионера Христова.
Итак, фарисеи, видя, что ничего не могут добиться от него, стали его ругать:
– Ты весь родился в грехах и, что, будешь учить нас, праведников, тайнам Бога? – и выгнали вон.
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости на Иисуса
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости, обращенной против него и Иисуса. Злой дух удерживает их за сердце, чтобы они не признали Иисуса и глаза их души не просветились. Иисус исцелил слепоту глаз, но не мог исцелить ослепления злобы, которому нет лекарства, но есть наказание.
Итак, посмотрим, как совершенно зрение слепорожденного и как совершенна духовная слепота фарисеев.
Когда Иисус услышал, что слепого выгнали из синагоги, Он, найдя его, сказал:
– Ты веруешь в Сына Божия?
– А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему:
– Ты видел Его. Этот Тот, Кто говорит с тобою.
– Верую, Господи! – и поклонился Ему (см.: Ин. 9: 35–38).
Этот человек, через которого Бог имел открыть миру Сына Своего как Творца жизни, сделав ему из глины пару глаз, в свою очередь сподобился от Бога откровения об Иисусе как Сыне Божием через свидетельство Самого Бога.
Не часто Иисус открывал Себя как Сына Божия. Один раз самарянке, в другой раз – этому слепому от рождения, а в третий – ученикам перед Своими всеславными Страстями. Может, это свидетельство Бога в мире сем было обращено к нему за то, что он в терпении переносил свою безвинную слепоту, и за то, что исповедал Иисуса как Бога перед Его хулителями, потому Христос и сподобил его Божественного откровения.
Быть слепым и чудом обрести пару глаз – это великая радость жизни, счастливый исход из мрака, появление на свет века сего. Быть земнородным и решиться исповедовать Бога любой ценой, как бы тебя ни высмеивали, – еще большая радость, которая может привести к отверзению духовных очей, очей веры, чтобы ты видел Иисуса, чтобы тебе открылся Иисус, Сын Божий, сущий с нами во все дни до скончания века.
Видеть Иисуса – это счастье, с которым не сравнится никакая земная радость; а случается это время от времени и из рода в род, чтобы не угасала в людях уверенность в существовании Бога.
Вера в Бога и исповедание Его – это то же, что исход души из мрака на свет Божий, появление на свет века грядущего. Вот полное исцеление! Вот неустрашимый миссионер Иисусов!
Мы у Бога не пешки на шахматной доске
Мы с удивлением наблюдаем в подобных эпизодах откровение, состоящее в том, что миссия Христа не была заводной машинкой с заранее рассчитанными шагами. И она так же не была шахматной партией, разыгранной, скучной и рассчитанной от первого хода до последнего на глазах недоумевающей и изумленной публики
Мы у Бога не пешки на шахматной доске. Мы живые фигуры. Мы богоподобны. Мы похожи на Бога по благодати и дару свободы. Бог только намечает эндшпили или гамбиты, но оставляет нам возможность изменить ход игры
Например, Он дает исцеление в расчете на то, что человек войдет в себя и вспомнит о своем божественном призвании. И часто так вот Господь дает исцеление даже не потому, что больной внутренне созрел к духовному возрождению, а из жалости. В простой надежде, что сердце человека умилится благодати и решит дальше жить с этой благодатью.
Подобное чувство возникает у священника, когда он посещает больницы, тюрьмы или детские дома. Будь моя воля, всех бы сделал здоровыми, отогнал рак, смерть, горе. Дал бы детям родителей, нищим денег, вековухам мужей. Но вспоминается история рассказанная Силуаном Афонским:
Откуда ты знаешь, почему Господь так судил человеку, что он стал болен, и почему человек связан недугом. И невольно приходит мысль, что Бог недаром так делает, потому что умнее меня и больше моего любит людей. И почему обязательно надо так ожесточаться от страха смерти? Почему всеми силами надо бороться, чтобы жить на земле вечно, если за гранью нас ждет Бог?
Похожая притча
Завтра – Неделя о расслабленном, исцеленном Христом. Вот как предваряет рассказ об этом евангелист Иоанн: Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Каждый православный знает, что эта экспозиция, этот отрывок читается каждый раз на водосвятном молебне, после чего Церковь в лице священника призывает Господа низпослать Свое благословение причастием же воды сия и окроплением. Это не призывание Святого Духа как в чине великого освящения воды, совершаемом в сочельник Богоявления и на самое Богоявление (Крещение Господня), а также в таинстве Крещения, а более скромное священнодействие, напоминающее не о схождении Духа Святого на Иисуса при крещении в Иордане и ветхозаветные прообразы этого события, а о купальне у Овечьих ворот в северной части Иерусалима. Руины этой купальни, называвшейся по-еврейски Бет-Шесда, что означает «Дом милосердия», где ведутся археологические раскопки, являются одним из объектов приезжающих в Иерусалим паломников. Рядом находится церковь святой праведной Анны, построенной крестоносцами в 1140 году и восстановленной столетье назад. По преданию, в стоявшем здесь доме жители Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы. Пять крытых ходов, о которых упоминает Иоанн, это пруды, самый большой из которых, как выяснилось при раскопках, имел 106 м в длину и 61 м в ширину; его глубина достигала 12 м; его окружали портики с колоннами, а над серединой пруда был перекинут мост. Бассейн, как выяснилось при раскопках, был также популярен среди язычников, почитавших бога врачевания, известного у греков как Асклепий, а у римлян – как Экулап.
Это был величественный «оздоровительный комплекс», осмотреть который, опускаясь и поднимаясь по извлеченным из-под культурных слоев ступеней, я рекомендую каждому, кто будет в Иерусалиме. Итак, купальня Бет-Шесда привлекала и иудеев и язычников в те годы, когда медицины в нашем теперешнем понимании еще не существовало во всяком случае – для простонародья, обращавшегося к услугам целителей или непосредственно к высшим силам. Сюда стекались ожидавшие чуда, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (этот стих, кстати, отсутствует в самых древнейших греческих рукописях и самых ранних из сирийских переводах Евангелия от Иоанна). Но что значит временами? Ясно, что схождение Ангела, о котором говорило бурление воды было непредсказуемо и ждать его можно было десятки лет, что некоторые и делали.
Тут был человек, – пишет Иоанн – находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Странный вопрос, не правда ли? Чего ради бы он здесь лежал чуть ли не четыре десятка лет, будучи парализован, но не полностью, если б не хотел выздороветь? Но, возможно, этот вопрос не был риторическим. Ни для кого не секрет, что далеко не все бомжи, к примеру, соглашаются, чтобы им дали приют, вымыли, подлечили, выправили документы и трудоустроили. Есть бомжи по призванию, которые не променяют свой образ жизни ни на какой другой и точно также есть больные по призванию, профессиональные больные, так сказать, научившиеся извлекать выгоду из своего несчастья, что их в общем-то вполне устраивает. Человек, как известно, ко всему привыкает и далеко не все хотят каких либо перемен, обременяющих необходимостью шевелиться, принимать решения. Не исключено, что паралитик, к которому обратился Иисус, был именно из таких. .
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Когда прихожу – значит, не был он прикован к постели, этот расслабленный, худо-бедно, но двигался, хотя и не разу не успел за 38 лет погрузиться в забурлившую воду первым. Впрочем, сама такая возможность, видимо, выпадала ему не так уж часто. Но опять же вопрос: насколько сильно он хотел избавиться от своего недуга, поразившего его, как выяснится позже, за грехи? Почему не нашлось никого, кто бы ему помог? Только ли здесь дело в черствости толпившихся вокруг бассейна иудеев и эллинов, стремившихся нырнуть первыми, предоставляя своей собственной горькой участи калек и всех менее удачливых, чем они, успевавшие ухватить предназначавшуюся лишь для самых проворных благодать исцеления? Маловероятно, что у собеседника Иисуса не было ни родственников, ни друзей, ни приятелей из здоровых или не слишком разбитых болезнью посетителей купальни, что за 38 лет не появилось ни одного человека, который бы ему помог. Хотя, если вспомнить, что не было никакого графика схождения Ангела, что появлялся Он внезапно, может быть, раз в год, а может и реже…
Как бы то ни было, Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Евангелист не упоминает ни о словах благодарности, ни об особенной радости вдруг исцелившегося после почти сорока лет ожидания: встал, взял постель свою и пошел. Не пал к ногам со слезами, не поинтересовался, кто Он, этот чудотворец, этот Человек, Которого он наконец-то дождался…
Было же это в день субботний. – продолжает Иоанн – Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Я, мол, тут не при чем. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Итак, выздоровевший паралитик и Иисус, после происшедшего чуда пошли, похоже, каждый в свою сторону. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
На этом заканчивается отрывок, а следующий стих звучит так: И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Итак, донос исцеленного стал причиной смертельной ненависти и гонений: бывший паралитик «сдал» Того, Кто поднял его на ноги. И потому как-то нет уверенности, что он, однажды наказанный за грехи, не будет грешить впредь, отнесется к предупреждению Иисуса всерьез. Впрочем, виноват ли в этом выздоровевший? Немало зависит от того, как он рассказал иудеям (здесь, судя по всему, близким к Храму и/или к враждебным к Иисусу фарисейским кругам).
Лопухин, например, в своем комментарии полагает, «что тот объявил о Христе в радости и простоте сердца, думая, что иудеи поспешат признать во Христе истинного пророка», но для такого прекраснодушия, на мой взгляд, текст не дает оснований. И, похоже, рассказ об исцелении слепорожденного, что будет читаться на Литургии через воскресение, как и рассказ о самарянке в следующее (заметим, кстати, что все три связаны с водой, имеющим столь большое значение для Иоанна) соотносятся с приведенным здесь по принципу контраста. Все они кроме буквального имеют еще и глубокий символический смысл, что отличает Иоанна от трех других евангелистов. К нему мы и обратимся.
Вернемся к воде. Здесь речь идет о прудах, в главе о самарянке о колодце Иакова, в случае слепца о еще одной иерусалимской купальне – Силоам, что значит: «посланный», здесь – посланный Иисусом слепец, что, умывшись, делается зрячим. Во всех трех случаях мы видим, что встреча с Иисусом существенно меняет жизнь тех, с кем Он говорит, но эти изменения, которые можно также называть исцелениями, различны. Первый эпизод: исцеляется тело расслабленного, но у нас нет оснований говорить о какой-то благой перемене в его душе даже после того, как Иисус говорит с ним, уже твердо стоящим на ногах, в Храме. Разговор с Самарянкой, о котором речь пойдет в следующей передаче, меняет именно душу, а вместе с ней и жизнь этой не отличавшейся, скажем так, строгим поведением женщины – здесь «болезнь» только нравственная, не физическая, именно она и врачуется Иисусом. Наконец, третья история, что также станет отдельной темой моей беседы: исцеление и физическое, и духовное. Теперь посмотрим, как соотносится со всем этим вода. синонимичная для Иоанна Духу, действующему через Иисуса – Утешителю, как именует Его Иисус в четвертом Евангелии.
В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. Одни уповают на Господа воинств, посылающего иногда одного из Своих воинов, другие – на Асклепия-Эскулапа, т.е. на «силы природы», и редкие счастливчики, оказавшись более ловкими, чем другие (чем лузеры, как сказали бы сегодня) действительно вылечиваются от своей хвори. Здесь все зависит от случая и собственной расторопности, вода купели – не живая вода, не вода, скачущая в жизнь вечную, а вода лишь изредка оживляемая каким-то непостижимым, чудесным образом. Личностного контакта между неведомой высшей силой и человеком здесь нет, или, во всяком случае, он не очевиден. Вода здесь – естественная стихия, природа, материя, «заряжаемая» некой положительной энергией, чье действие исчерпывается первым входящим в воду по возмущению воды. Это – символ естественной мудрости, свойственной всем, лишь эпизодически и на краткий миг посещаемой Ангелом.
Колодец Иакова, возле которого Христос говорит с Самарянкой самим своим отсылом к патриарху, вырывшему этот колодец – это мудрость подзаконная, единая как для иудеев, так и для самарян, черпающих из того же колодца Пятикнижия Моисеева, но живущих в духовном плане распутно, блудящих от Бога Израилева, заблудившихся, заблудших. Явление Мессии исправляет этих несчастных, более того: меняющая мужей еретичка оказывается первой, кому Иисус открывается как Мессия, первой, кто несет весть о Нем как о Том, кого ждут, кто объяснит все. И это явление делает ненужным ежедневное хождение к колодцу Иакова, обращение к Торе как единственному источнику, утоляющему жажду – теперь ее утоляет Сам Мессия, Сын Божий.
И последнее чудо: исцеление слепого посредством смывания в купальне Посланный брения – земли и слюны Иисуса, что напоминает о сотворении человека из глины, т.е. смеси воды и земли. Иисус буквально творит здесь новое зрение – тоже исключительно важный для Иоанна образ – а вместе с ним и нового человека, который будучи послан Иисусом к купальне Посланный, т.е. исполняя Его волю прозревает и бесстрашно исповедует Его перед иудейскими властями. Итак, вода как естественная мудрость, как мудрость, данная Богом, но лишь до того времени, как придет Мессия и вода, к которой отсылает Сам Мессия, чтобы слепые стали зрячи – вода Духа, преображающего и материю и человеческий дух, обновляющая все творение, сообщая ему жизнь вечную.
Именно это делает Иисус в субботу, будучи ее господином, а не рабом. Он живет во времени нового творения, где времени больше не будет, как скажет Иоанн в Апокалипсисе, где Бог будет все во всем, как скажет Павел – вечном времени, ни понять, ни принять которое не способны Его гонители. Они потому и гонят Иисуса, потому и ищут убить Его, что, как скажет Он в том же четвертом Евангелии, слово Его не вмещается в них. Они принадлежат целиком и полностью старому эону, руководствуясь мудростью, чье время прошло, данной лишь на время до прихода Мессии – воплощенной Мудрости, или, по-гречески, Логоса, или, по-русски, Слова, Которое было в начале, Которое было у Бога, Которое было Бог и через Которое все начало быть, что начало быть. И дальше Иоанн скажет с горечью об этом Свете: в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли. Почему? Потому что Его действия, как им казалось, самым вызывающим образом нарушали данный Богом закон, за что согласно тому же закону, данному Богом, полагалась смертная казнь: побивание камнями. Что же отвечает Иисус на обвинение в нарушении субботы, проявившемся в том, что он сказал поднятому им на ноги паралитику взять свой тюфяк и идти с ним домой? Отец Мой доныне делает и Я делаю. Через Своего Сына Бог творит новый мир, прежний закон меняется с того момента как из слова, начертанного на скрижалях, а затем на пергаменте, становится Человеком – не буквой, но Духом: самой Жизнью. Жизнью Слова, ставшего плотью и жизнью всех, кто позволит жить в себе этому Слову. Не расслабляйтесь. Христос воскресе!
И в какой-то момент сердце не выдерживает
Вот, например, случилась недавно нашумевшая история. Парень-инвалид ухитрился, не выходя из дома, организовать мини ОПГ и совершить преступление. Его посадили. Вот и подумаешь, что если этот человек, будучи крайне немощен, не боится ни Бога, ни людей, то, что бы он мог натворить, будучи здоровым и в силах? Может быть, Бог был прав, связав его немощью?
А все равно жалко. И в этой жалости не всегда ошибка.
Представьте себя на месте Бога в нищей стране, без медицины, без юридических прав. Голодная, дикая, ожесточенная, недружелюбная земля, где каждый сам за себя, и море больных людей. И вы идете среди этого моря народного горя. Вы можете дать каждому и здоровье, и сытость, и достаток, но умом понимаете, что сытость и достаток будут причиной еще большего ожесточения и станут поводом для порока. Увы, увы, Хемингуэй прав:
Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.
Но ваше сердце сжимается, как у врача, которому необходимо оперировать детей.
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
И в какой-то момент сердце не выдерживает. Из толпы выбираются самые несчастные, и им подается чудо. Воскресает сын наинской вдовы, исцеляются эти два слепых и этот немой.
Как можно судить о том, что чудо не было запланировано? Иисус говорит очень характерные слова:
И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
Ну, если ты не хочешь, чтобы о тебе узнали, так и не делай. А если сделал, как ты можешь доверять свою тайну двум совершенно незнакомым, да еще и больным людям? Где логика? Естественно, исцеленные больные пошли и разболтали тайну на весь свет.
Почему Христос просил их молчать? Потому что раньше срока всем станет известно, что Он – настоящий Мессия, и потому что Его убьют раньше того, как созреет первая христианская община. Следовательно, это чудо не было запланировано и совершилось исключительно из жалости. И оно ставило под угрозу весь проект миссии.
И в этом внеплановом чуде, совершенном из жалости, зерно истории. Милость над логикой. Жалость над справедливостью. В ней посыл и нам.
Похожая притча
Читаем Евангелие и видим одно и то же, под разным ракурсом: то исцеление, то проповедь. То наоборот, сначала проповедь, потом исцеление. И все на глазах у умных и злых фарисеев. И так много раз подряд. Одна и та же сцена c небольшими вариациями.
Опять слепые прозревают и опять оказываются неблагодарны. Опять фарисеи злятся и клевещут. Зачем вся эта хаотическая последовательность похожих исцелений и проповедь, тонущая в равнодушии толпы?
Начиная от Пасхи, Церковь нам предлагает череду евангельских чтений. Они ложатся в канву, последовательно раскрывающую суть учения Христа на простых примерах. Эти чтения, как лествица, ведут от простых положений к более сложным, проходя сквозь великие праздники и подводя наш дух и ум к таким эпохальным событиям, как Рождество, Пасха и Пятидесятница.
Священник Константин Камышанов
Но сегодняшнее Евангелие не нанизывается на логическую нить предыдущих повествований.
До этого мы слышали повесть об исцелении расслабленного, исцеленного по вере друзей. А до того мы узнали о об исцелении бесноватого и попытки исцелить законопреступных торговцев. А еще раньше мы удивились вере сотника, просившего здоровья слуге.
Сотник научил нас тому, что вера и милость брата есть повод для Бога исцелить человека, который, быть может, этого и не заслужил.
История с владельцами свиней и бесноватым открыла нам то, что Бог дает каждому шанс на время избавиться от греха и начать новую жизнь с Богом
Исцеление расслабленного поведало нам о том, что Бог ценит любовь среди людей и святую дружбу как основу Церкви. В этой истории мы видим развитие и усиление темы дружеской любви, явленной сотником.
Итог этих трех историй в том, что по молитвам посторонних людей и по собственной инициативе Бога грешные и больные получают шанс начать жизнь сначала, с белого листа.
И вот четвертое евангельское чтение, рассказывает нам о двух навязчивых слепых и случайном немом человеке, подвернувшимся по случаю
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
Казалось бы ничего нового. Более яркая история исцеления по вере, которая на слуху, – это исцеление мальчика по молитве отца, когда отец в порыве вере говорит Иисусу:
И опять, изгнание немого демона, менее выразительно, чем исцеление гадарьинского бесноватого. Зачем нужны были эти дидактические повторы? В чем логика повестей, нанизанных на эту нить?
А ни в чем! Нет тут логики. За всю историю странствований Иисуса было несколько таких случаев, когда логика оказалась ни при чем: Христос удивлялся, плакал и миловал вопреки всему.
Христос заплакал о смерти Своего друга Лазаря
Христос удивился вере сотника.
И Христос просто сжалился над этими двумя несчастными слепыми и немым и отменил ход истории Своей Божественной властью.
Какая она, эта божественная жалость?
Бог так делал, значит, и мы должны давать шанс милости. Значит, наше сердце не может оставаться в духе Господнем без такой милости. Меру милости извещает нам Бог. Какая она, эта божественная жалость?
Меру милости, любви и ума в таком трудном деле определит только Дух Святой, который известит нам правильное решение в глубине нашего сердца. Мирской ум тут бессилен. Нужно извещение в Духе. Нужна мудрость которая есть соединение ума и доброты в Боге. И конечно нужно упражнение в милосердии – практике духовности
Милосердие от Бога – плод духа. Нельзя быть по настоящему милосердным без Бога. Невозможно в принципе. Без Духа Святого вообще ничего невозможно, и все, что сделано без Бога – грех и смерть
Например, рождается ребенок. И у него нет ни одного шанса стать счастливым, если родителя сами несчастны, скандалят, спорят или грешат. А у родителей нет ни одного шанса стать счастливыми без благодати Бога, без божественной любви, связывающей их. А у людей нет ни одного шанса стяжать благодать Святого Духа без милосердия и великодушия по отношению к ближним, к несчастным, слабым, нищим, больным или одержимыми бесами. Ни одного шанса! Без вариантов.
Очевидно, что Иисус разыграл эту шахматную партию так, чтобы мы догадались, что иногда милость нужно творить без всякой логики и даже под угрозой ареста и распятия. Даже под угрозой собственной нищеты, болезни и даже возможной смерти.
Христос сильно рисковал, исцеляя этих неблагодарных людей. И опасность риска осуществилась. Фарисеи, видя это чудо, вбросили в игру очень сильные карты. Христа обвинили в колдовстве. А это уже очень серьезно и ставило Иисуса на грань смерти.
Вот какова оказалась цена исцеления трех человек, которых, в принципе, можно было и не исцелять до нужного срока. Но в таком случае, Иисус не был бы Христом. Он был бы не от Троицы, не от Духа Любви и не Отца Небесного, Который всем желает спастись и прийти в разум истинной веры
Урок этой истории в отзывчивости сердца. Христос ходил посреди растерянного Божьего народа и согревал духом, и вразумлял словом и чудом. И, мы, живя посреди моря несчастных людей, и, нося в себе полноту и радость благодати, не имеем права позволить своему сердцу окаменеть.
Настоящего христианина видно по глазам. Они сияют. Ему как бы стыдно быть таким счастливым. Этому счастью ничего не надо кроме Духа. Такой человек, переполняясь счастьем, желает им поделиться, и потрудиться Христа ради.
Отзывчивость, великодушие, страдание за народ – непременный атрибут любви к Богу. Если мы не отзывчивы, слепы и самовлюбленны, и нам нет дела до несчастных, которые страдают вокруг нас, то мы кто угодно, только не христиане.
Это не к тому, чтобы создать комплекс вины, а к тому, что если есть болезнь, то есть и ее лечение. Как и в обычном лечении, в духовном есть длительные курсы терапии и есть лекарства и процедуры. Процедуры – это таинства, в которых наша душа очищается и получает благодать от Бога даром – исповедь и причастие. Есть курсы лечения, соответствующие заповедям. Например – Любовь к родителям. Непочтение к родителям стоит выше, и нарушение этой заповеди страшнее убийства. Лечится святым Духом, который подается по нашим богоугодным трудам и в таинствах. Таблетками добрых дел и молитвы. После мира с родителями можно восстановить в человеке любовь к супругу и детям. А потом попытаться войти в меру людей, любящих народ, жалеющих его, и тем угождающих Богу.
Все это не сложно. Гораздо сложнее быть злым, жадным, черствым и самовлюбленным
Слепые просили Бога дать им физическое зрение. И Он дал. А раз дает, то и нам даст по вере нашей. Попросим Бога дать нам зрение духовное, чтобы увидеть себя в Божием мире такими, как мы есть. Чтобы, увидев себя такими как мы есть (Господи, помилуй!), нам захотелось расстаться с этим кошмаром, и стать ближе к Богу, чтобы вместе с Богом любить народ и иметь милостивое сердце, полное духа Господа нашего Иисуса Христа, которое, вслед ха Христом и преподобным Силуаном, так вот скажет о любви к народу:
Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.
Читайте также: