Притчи о старце зосиме

Обновлено: 14.05.2024

Ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец — совре­мен­ный свя­той. Он совсем недавно жил на Свя­той Горе Афон и оста­вил по себе не только доб­рую память среди взрос­лых, но и поучи­тель­ные и увле­ка­тель­ные исто­рии для детей.

Калибка

Мы идём по гор­ной тро­пинке среди зелё­ных зарослей.

Тро­пинка то сужа­ется, то рас­ши­ря­ется, и мы то под­ни­ма­емся в гору, то спус­ка­емся вниз. Нако­нец, мы дошли до калибки старца Паи­сия. Калибка — это малень­кий домик, в кото­ром живут монахи поодиночке.

Отец Паи­сий сидит во дворе, под откры­тым небом, а рядом, на пенёч­ках и дере­вян­ных чур­бач­ках рас­по­ло­жи­лись его посе­ти­тели — те, кто при­шёл за настав­ле­нием и уте­ше­нием,— и слу­шают его рас­сказы. В этих про­стых рас­ска­зах много муд­рых мыслей.

Вот и мы сядем на дере­вян­ные чурбачки.

Ста­рец всем раз­даёт на бла­го­сло­ве­ние орехи, кото­рые ему кто-то принёс.

И нам доста­лось по ореху. Давай поси­дим и послушаем.

Хочу быть буйволом!

Все муче­ния чело­века, по сло­вам старца Паи­сия, бывают от недо­воль­ства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Гос­подь любит всех и каж­дому даёт именно то, что ему полезно.

Но неко­то­рые муча­ются и думают: «Почему он такой, а я такой?»

Вот и лягушка, о кото­рой пой­дёт речь, всё время всем зави­до­вала. Дру­гим лягуш­кам нра­ви­лось их болото, и они с боль­шим удо­воль­ствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

— Почему дру­гие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему дру­гие звери выгля­дят лучше меня?

Одна­жды рядом с боло­том про­хо­дил буй­вол. Он даже и не заме­тил малень­кой лягушки, но она была поражена.

«Какой он боль­шой!» — поду­мала она и воскликнула:

— Хочу быть буйволом!

Дру­гие лягушки стали отго­ва­ри­вать её:

— Будь такой, какой сотво­рил тебя Бог!

— Ни за что! Хочу быть буй­во­лом! — заупря­ми­лась лягушка и стала дуться.

Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!

Так будь тем, кем сотво­рил тебя Бог! Он даёт каж­дому то, что помо­жет ему спа­стись и достичь веч­ной жизни.

Любовь Бога сде­лала меня чело­ве­ком. Бог при­нёс Себя в жертву за меня.

Будем же за всё бла­го­дарны Ему!

Змея вместо пояса

— Когда любишь живот­ных,— ска­зал отец Паи­сий,— они это чув­ствуют и смот­рят на тебя как на друга.

Когда Адам и Ева жили в раю, живот­ные были их люби­мыми дру­зьями. Адам помо­гал живот­ным, а они слу­ша­лись его. Но после гре­хо­па­де­ния, когда чело­век не испол­нил запо­веди Божией, живот­ные оди­чали, пере­стали поко­ряться чело­веку и стали напа­дать друг на друга.

Но и сей­час, если чело­век слу­ша­ется Бога, живот­ные не боятся его и во всём под­чи­ня­ются ему.

Рас­скажу вам один случай.

Жил ста­рец в оди­ноко сто­я­щей каливке. Время от вре­мени ему при­но­сили пищу. А он целыми днями молился и тру­дился. Это был очень про­стой и доб­рый старец.

Там, где он жил, води­лось мно­же­ство змей. Они не боя­лись старца, под­пол­зали к нему очень близко и мешали ему рабо­тать. Тогда ста­рец хва­тал их и выбра­сы­вал вон. Но одна змея все время пыта­лась к нему при­бли­зиться и так доку­чала, что ста­рец, рас­сер­див­шись, схва­тил её, обер­нул вокруг пояса и завя­зал узлом. А потом про­дол­жил свою работу.

В это время к старцу при­шёл монах, при­но­сив­ший ему пищу. Уви­дев змею, кото­рой был опо­я­сан ста­рец, словно поя­сом, он ужас­нулся и закричал:

А про­стой ста­рец сказал:

— Не бойся! Ведь Хри­стос ска­зал: «Вот, даю вам власть насту­пать на змей и на скор­пи­о­нов, и на всю силу вра­жию, и ничто не повре­дит вам!»

Эти слова Гос­пода Иисуса Хри­ста вы и сами можете про­чи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в деся­той главе.

Слава Тебе, Боже!

Ста­рец Паи­сий повторял:

— Бог забо­тится о нас! Он знает, в чём мы нуж­да­емся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

Когда мы наде­емся на Бога и вве­ряем себя Ему, Он сле­дит за нами и забо­тится о нас, и даёт каж­дому столько, сколько нужно.

Давайте не будем отно­ситься к этому рав­но­душно, будем гово­рить: «Слава Тебе, Боже!» Будем бла­го­да­рить Бога за всё!

И ста­рец рас­ска­зал такую историю.

На Афон­ской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь пом­нишь, что калибка — это домик монаха?) сто­яла одиноко.

Одна­жды он решил под­няться на гору, чтобы помо­литься Богу. Он собрался в путь и начал взби­раться на гору по кру­той тропинке.

Вдруг монах уви­дел боль­шой белый гриб.

— Слава Тебе, Боже! — поду­мал он, постоял немного, молясь и бла­го­даря Гос­пода за послан­ный ему гриб. Он решил сре­зать его на обрат­ном пути себе на ужин.

Помо­лив­шись на горе, монах стал спус­каться вниз. Сол­нышко соби­ра­лось уже зака­титься, и на гору опу­сти­лись сумерки.

Монах дошёл до гриба, послан­ного ему Богом, и уви­дел, что на него насту­пила косуля и оста­лась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова ска­зал он.— Зна­чит, мне хва­тит и половинки!

Уже под­ходя к своей келье, монах заме­тил ещё один гриб. Но, нагнув­шись, уви­дел, что он трух­ля­вый. А может быть, он был и ядовитым?

Монах снова стал бла­го­да­рить Бога за то, что Он убе­рёг его от отравления.

Вер­нув­шись, поужи­нал он поло­вин­кой гриба, бла­го­даря Бога.

Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

Видишь, он бла­го­да­рил Бога и за целый гриб, и за поло­винку, и за трух­ля­вый! За всё он бла­го­да­рил Бога!

Похожая притча


В этом сборнике собраны автобиографические притчи одного из Божественных Учителей, известного также под именем Нгомо*. В них рассказано о том лучшем, что имело место в среде российского христианского монастырского монашества.

Собранные в сборнике материалы можно рассматривать в качестве одного из учебников духовной жизни — для всех, кто стремятся стать лучше пред Лицом Бога.

Есть ли Бог?

Кто глу­пее ящерицы?

Один раз к старцу Паи­сию при­е­хал очень обра­зо­ван­ный и учё­ный чело­век. Он изу­чил много наук, но не верил в Бога.

Он ска­зал старцу Паисию:

— Мне трудно пове­рить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объ­яс­нить, почему и как всё про­ис­хо­дит. И я не могу при­нять то, что ты гово­ришь о Христе.

Ста­рец вни­ма­тельно выслу­шал его и сказал:

— А ведь ты глу­пее ящерицы.

Учё­ный сильно оби­делся и стал воз­ра­жать. Но ста­рец сказал:

— Ты глу­пее яще­рицы, я это тебе докажу.

Рядом с домом старца жила одна его зна­ко­мая яще­рица, и он её позвал.

Она под­бе­жала к старцу. Отец Паи­сий спро­сил её, есть ли Бог? Тогда она под­ня­лась, села на зад­ние лапки и кив­нула головой.

Тут учё­ный рас­те­рялся и заплакал.

А ста­рец ска­зал ему:

— Теперь видишь, что ты глу­пее яще­рицы? Она знает, что есть Бог. Ты чело­век, а не хочешь понять, что Бог существует.

Уче­ный ушёл от старца рас­тро­ган­ный и потрясённый.

Похожая притча


"Когда человек оступился и
пытается встать —
Бог обязательно протягивает
ему Руку помощи.
Но если человек пал и валяется —
Богу приходится ждать.
Помощь приходит тогда,
когда ищущий спасения
трудится неустанно."
Нгомо


Жил в монастыре одном старец Зосима. И шёл слух, что по молитве его исцеления происходят и чудеса совершаются.
И много людей стекалось из дальних мест, чтобы просить его о помощи.
А братия монастырская гордилась, что обладает их монастырь таким старцем.
Но и завидовали многие: отчего Бог их молитвы не слышит, сколько они ни молятся? Ведь сколько поклонов ни кладут — всё без толку! А старца молитвы — Бог отчего-то исполняет…
И решил один молодой послушник у старца Зосимы выведать: как тот чудеса совершает, отчего Бог его слышит? Старец — добрый, вдруг научит?…
Пришёл он к старцу и спрашивает:
— Отчего по молитвам твоим происходят чудеса, а по нашим — не происходят? Научи своим тайнам! А то ведь помрёшь — и некому будет монастырь прославлять!
Старец посмотрел ласково и говорит:
— Сложно это объяснить! Ведь я — будто и не молюсь вовсе…
Но надо, чтоб свет, подобный тому, что в свече горит, иль тому, что в лампадке пред иконой теплится, — в сердце человеческом зажжён был!
От любви — тот свет происходит.
И можно тот свет души — расширять до необъятности, словно свет солнечный!
И вот тогда — Великий Свет Духа Святого является и помочь готов! И видно в том Свете Живом Божественном — всё, словно нет стен у кельи, словно нет башен монастырских. И любое тело человека — в этом Свете насквозь видимо, и душа — тоже понятна на расстоянии любом.
Вот так и происходит: стоит мне начать слова молитвы Духу Святому произносить — и Он здесь! Течёт Река Света Божиего — и всё Собой объемлет!
А понимает сей Свет — любовь сердечную, а не слова бубнимые!
Как чудеса совершаются? — ты спрашиваешь… Да вот, сливается душа с этим Светом — и уже не ведаю: где любовь — моя, а где — Божия Любовь!
В Реке этого Света есть Руки. Они — будто бы и мои, но и не мои полностью…
Вижу я эти Руки Божественные, Которые совершают Свою Работу! Так же, как руки пахаря или повара совершают работу свою, — так же и Руки Духа Святого трудятся!
Эти-то Руки могут и исцелять. Если хочет Дух Святой, то могу я Руками теми — тела от скверны и болезни очищать. А если не хочет — то не могу пошевелить даже кончиком пальца.
Видны в этом Свете Божественном в теле больного — болезни, а в душе — прегрешения.
Но не любую душу можно очистить, не каждому человеку помочь удаётся…
Ведь нужно прежде научить душу — любви! Иначе может статься, что окажется душа потом в долгу пред Богом — за сотворённое чудо!
… Сказал так старец Зосима и улыбнулся ласково.
Послушник же молодой в испуге пред старцем на колени пал, лбом в пол уткнулся… А потом, крестясь истово, прочь из кельи выскочил…
Вздохнул тихо старец Зосима: опять, выходит, не тот человек пришёл, о котором говорил Бог… Не захотел послушник узнать о теплоте сердечной, о сердце духовном…
А ведь столько лет уже прошло…

Прошло время, и привёз купец маленькую дочку свою исцелённую — к старцу.
Вошла девочка в келью — да забыла то, как её учили благодарить. И говорит:
— Это ты меня вылечил, дедушка? Спасибо тебе! Я болела-болела, болела-болела, а теперь — совсем здоровая стала!
— Здравия тебе, деточка! Да только это не я, но Бог тебя вылечил! Его ты и должна благодарить всегда!
— Да, я знаю! Бог — Он добрый! — закивала девочка.
— И ты теперь учись быть доброй, как Бог! Старайся!
Слышишь, как сердечко в груди у тебя стучит? Это Бог тебе напоминает о том, что душа — для любви и доброты создана!
Вот и учись — ко всем ласковой и приветливой быть! Всем помогать учись потихоньку!
Пока маленькая ты — помощь твоя не велика, но важна очень! А как большая вырастешь — многим людям помочь тогда сможешь!
— Я всё поняла, дедушка! Мне долго плохо-плохо было, а вот теперь — хорошо! И я другим тоже буду стараться хорошо делать!
Девочка подбежала и обняла старца Зосиму.
… Много лет с той поры прошло. Но никогда не забывала девочка, что, по Воле Господа, именно для взращивания и дарения любви — дарована жизнь на Земле человеку! И через это — раскрылось и затем расширялось всё более и более её сердце духовное! И жила она, охватывая заботой-любовью всё и всех.

Вот так и беседовал с людьми старец Зосима.
Но случалось и так, что человека с замыслами недобрыми Зосима на порог кельи даже не пустит…
И оттого — тоже задумывались люди… Ведь если старец святой к себе не допустил — то и Бог, значит, отвергает того человека за жизнь его неправедную…
А сам человек такой пугался нечистоты своей — и менялся. И вновь потом приходил совета у старца спросить — теперь уже искренне: как грехи ему искупить?… И тогда — ласково принимал пришедшего старец Зосима, советы давал простые и ясные. Но, чтобы те советы исполнить, необходимо было себя преображать: не праздно жить, а с великим усердием совершать труждение — и душой, и телом. Душой — любовь в себе взращивать, гнев, ненависть, зависть, уныние устранять. А телом — трудиться, чтобы вокруг хоть немного лучше жизнь для других сделать.
Даже отчаявшимся говорил старец слово, поддерживающее и вразумляющее:
— Нет греха или порока, от которых не мог бы человек избавиться!
Ведь даже когда попадает человек в беду духовного падения — всегда готов Бог помочь оступившемуся!
А болезнь или иная беда какая в жизни — даются человеку во здравие души и тела его! Болезни и беды сии есть вразумления для не понимающих пока Замысла Божиего — в отношении нас, людей. Сие даёт возможность для очищения души!
Слаб и немощен человек в этом мире, пока не знает он Любовь Божию — Величайшую Силу, Которая может быть рядом с ним и в нём всегда!
Если б каждый человек с Любовью Христовой в сердце жил…

Однажды пришёл к старцу Зосиме человек не молодой уже, но и не старый ещё. Крепок он был телом и душой не слаб был. Да только потерялся он среди дел, удовлетворения душе не приносящих. О большом и высоком мечтал он с юности, жил — дерзновенно сражаясь за правду… Да не всегда различал он, где истина… И многие замыслы его потерпели крушение, на многих жизненных вершинах приходило к нему понимание, что не то вовсе нужно было делать… И оттого — теперь тяжело ему было. И не знал он: как жить ему дальше и для чего…
Рассказал человек тот старцу Зосиме свою историю. Похожа она была на множество других, что старцу слушать доводилось… Но и отличие было великое: ведь не о себе человек думал, а для других жить стремился, помочь другим пытался!
— Вот так и прошла жизнь почти вся… Столько всего совершить хотел, о прекрасном мечтал… А на поверку вышло, что зря всё было: ничего не смог изменить, никому по-настоящему не помог… И как дальше жить — не знаю… Научи, если сможешь…, — так закончил свою историю путник.
— Не зря всё то было! Через то, что делал ты в жизни, становился ты и мудрее, и сильнее! Так Бог вёл тебя к Себе!
И вот, готов ли ты теперь жизнь свою только Господу одному посвятить?
… И стал старец Зосима рассказывать человеку сему о назначении жизни человеческой, о Любви Величайшей Божественной…
И остался сей человек у старца. И учился у него. Учился — тишине сердечной, в которой зажигается огонь любви. Учился — слиянию со Духом Святым. Учился — труждению всякому, которое в осознанном Единстве с Богом совершается и Великим Служением Богу является…

Многим ли сумел помочь старец Зосима? — то Богу только ведомо… Но силой особой обладали его слова. И советы, что давал он, не стирались из памяти. Поворачивались люди взглядом души к Богу, а делами своими — к помощи людям. И через это — Бог в жизни тех людей участие мог принимать.

Похожая притча

Как поделить сливы

Часто старца Паи­сия спра­ши­вали, что такое спра­вед­ли­вость? Как посту­пать справедливо?

Отец Паи­сий говорил:

— Есть спра­вед­ли­вость чело­ве­че­ская, а есть Боже­ствен­ная справедливость.

— А что такое Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость? — спра­ши­вали его.

Тогда ста­рец при­во­дил такой пример:

— Пред­ставьте, что чело­век при­шёл в гости к другу и у них ока­за­лось десять слив. Один из них съел восемь, а дру­гому доста­лось две. Это справедливо?

— Нет,— дружно отве­тили все,— это несправедливо!

Отец Паи­сий продолжал:

— Тогда так. У двух дру­зей было десять слив. Они поде­лили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, спра­вед­ливо! — ска­зали все.

— Но это — чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость,— заме­тил отец Паи­сий.— Есть ещё спра­вед­ли­вость Боже­ствен­ная! Пред­ставьте, что один из дру­зей, у кото­рых было десять слив, дога­дав­шись, что дру­гой очень любит их, ска­зал: «Будь дру­гом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу оси­лить только одну».

Отдай дру­гому то, что он хочет, а не поло­вину, отдай ему хоро­шее, а себе оставь пло­хое. В этом и будет Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость,— заклю­чил свой рас­сказ старец.

Где он жил и каким он был

Ста­рец Паи­сий жил в Гре­ции, и не про­сто в Гре­ции, а на Свя­той Горе Афон. Это неболь­шой полу­ост­ров, на кото­ром рас­по­ло­жено мно­же­ство муж­ских мона­сты­рей. Здесь живут только монахи! Так Свя­тая Гора Афон выгля­дит, когда подъ­ез­жа­ешь к ней с моря.

Отец Паи­сий, как было ска­зано в самом начале книжки, жил здесь в оди­ноко сто­я­щей калибке.

Душа старца была пере­пол­нена такой любо­вью, что он готов был стра­дать вме­сто всех тех, у кого было мно­же­ство скор­бей и болез­ней. Именно поэтому, по при­чине вели­кой любви старца к Богу и ближ­ним, Гос­подь и посы­лал к нему столько стра­да­ю­щих людей. Они посто­янно при­хо­дили к нему за духов­ной помо­щью и уте­ше­нием и все­гда полу­чали их. Мно­гие обра­ща­лись с вопро­сами, а мно­гие — с прось­бой помо­литься. А так как ста­рец Паи­сий был мона­хом, он счи­тал молитву своим глав­ным делом и своей глав­ной обязанностью.

В 1994 году ста­рец пере­шёл из нашего мира в мир небес­ный. Он и теперь про­дол­жает свою молитву за нас. А ещё у нас оста­лось мно­же­ство настав­ле­ний старца, кото­рые были запи­саны теми, кто любил его. Когда вы под­рас­тёте, то обя­за­тельно про­чи­та­ете их.

Перед смер­тью, кото­рая для всех хри­стиан — только пере­ход в дру­гую жизнь, он напи­сал сти­хо­тво­ре­ние, кото­рое выбито теперь над его могилкой.

Здесь жизни кон­чен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох послед­ний пре­рван мой,
В душе же — свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, сми­рён­ной нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он при­не­сёт Хри­сту моленья.

Притча о молитве, покаянии и о чудесах, Богом сотворяемых

Жил в монастыре одном старец Зосима. И шёл слух, что по молитве его исцеления происходят и чудеса совершаются.

И много людей стекалось из дальних мест, чтобы просить его о помощи.

А братия монастырская гордилась, что обладает их монастырь таким старцем.

Но и завидовали многие: отчего Бог их молитвы не слышит, сколько они ни молятся? Ведь сколько поклонов ни кладут — всё без толку! А старца молитвы — Бог отчего-то исполняет…

И решил один молодой послушник у старца Зосимы выведать: как тот чудеса совершает, отчего Бог его слышит? Старец — добрый, вдруг научит?…

Пришёл он к старцу и спрашивает:

— Отчего по молитвам твоим происходят чудеса, а по нашим — не происходят? Научи своим тайнам! А то ведь помрёшь — и некому будет монастырь прославлять!

Старец посмотрел ласково и говорит:

— Сложно это объяснить! Ведь я — будто и не молюсь вовсе…

Но надо, чтоб свет, подобный тому, что в свече горит, иль тому, что в лампадке пред иконой теплится, — в сердце человеческом зажжён был!

От любви — тот свет происходит.

И можно тот свет души — расширять до необъятности, словно свет солнечный!

И вот тогда — Великий Свет Духа Святого является и помочь готов! И видно в том Свете Живом Божественном — всё, словно нет стен у кельи, словно нет башен монастырских. И любое тело человека — в этом Свете насквозь видимо, и душа — тоже понятна на расстоянии любом.

Вот так и происходит: стоит мне начать слова молитвы Духу Святому произносить — и Он здесь! Течёт Река Света Божиего — и всё Собой объемлет!

А понимает сей Свет — любовь сердечную, а не слова бубнимые!

Как чудеса совершаются? — ты спрашиваешь… Да вот, сливается душа с этим Светом — и уже не ведаю: где любовь — моя, а где — Божия Любовь!

В Реке этого Света есть Руки. Они — будто бы и мои, но и не мои полностью…

Вижу я эти Руки Божественные, Которые совершают Свою Работу! Так же, как руки пахаря или повара совершают работу свою, — так же и Руки Духа Святого трудятся!

Эти-то Руки могут и исцелять. Если хочет Дух Святой, то могу я Руками теми — тела от скверны и болезни очищать. А если не хочет — то не могу пошевелить даже кончиком пальца.

Видны в этом Свете Божественном в теле больного — болезни, а в душе — прегрешения.

Но не любую душу можно очистить, не каждому человеку помочь удаётся…

Ведь нужно прежде научить душу — любви! Иначе может статься, что окажется душа потом в долгу пред Богом — за сотворённое чудо!

… Сказал так старец Зосима и улыбнулся ласково.

Послушник же молодой в испуге пред старцем на колени пал, лбом в пол уткнулся… А потом, крестясь истово, прочь из кельи выскочил…

Вздохнул тихо старец Зосима: опять, выходит, не тот человек пришёл, о котором говорил Бог… Не захотел послушник узнать о теплоте сердечной, о сердце духовном…

А ведь столько лет уже прошло…

Приходило к старцу Зосиме просящих множество.

Вот, однажды пришёл к нему богатый купец и просит дочь его маленькую исцелить:

— Отчаялся я! На тебя — последняя надежда, святой старец! Помоги: умирает дитя!

— Не я — исцеляю! Господь — помогает душе каждой!

Как Господь помогает? Чрез людей, на Земле живущих, в том числе.

Слышал ли ты о Христе Иисусе? Чрез Него — Бог многим людям помог.

А через тебя — помог ли Бог кому?

— Грешен, не думал я так никогда, старче!… О прибыли, о выгоде всё думал…

— Так вот — думай теперь!

И наперёд завсегда думай: что Господь от тебя хочет?

А теперь домой поезжай, поправится дочка твоя!

Да учреди на деньги свои больницу бесплатную, докторов хороших туда позови — для Бога трудиться!

А как дочка совсем здорова станет — ко мне непременно её привези!

… Вытирая слёзы, купец стал благодарить.

А старец сказал ласково:

— Торопись в жизни то добро совершить, о коем прежде забыл!

И не забывай впредь о сем — чтоб не случилось беды ещё большей!

Бог тебе помог — так и ты другим помоги!

И учись понимать: в чём — добро? И как его совершать возможно?

Может, для кого-то и твои слова и дела будут Рукой помощи, от Бога протянутой! Бог ведь — чрез многих людей добро сотворяет, чудеса совершает!

Прошло время, и привёз купец маленькую дочку свою исцелённую — к старцу.

Вошла девочка в келью — да забыла то, как её учили благодарить. И говорит:

— Это ты меня вылечил, дедушка? Спасибо тебе! Я болела-болела, болела-болела, а теперь — совсем здоровая стала!

— Здравия тебе, деточка! Да только это не я, но Бог тебя вылечил! Его ты и должна благодарить всегда!

— Да, я знаю! Бог — Он добрый! — закивала девочка.

— И ты теперь учись быть доброй, как Бог! Старайся!

Слышишь, как сердечко в груди у тебя стучит? Это Бог тебе напоминает о том, что душа — для любви и доброты создана!

Вот и учись — ко всем ласковой и приветливой быть! Всем помогать учись потихоньку!

Пока маленькая ты — помощь твоя не велика, но важна очень! А как большая вырастешь — многим людям помочь тогда сможешь!

— Я всё поняла, дедушка! Мне долго плохо-плохо было, а вот теперь — хорошо! И я другим тоже буду стараться хорошо делать!

Девочка подбежала и обняла старца Зосиму.

… Много лет с той поры прошло. Но никогда не забывала девочка, что, по Воле Господа, именно для взращивания и дарения любви — дарована жизнь на Земле человеку! И через это — раскрылось и затем расширялось всё более и более её сердце духовное! И жила она, охватывая заботой-любовью всё и всех.

Однажды пришла к старцу Зосиме не молодая уже женщина — и плачет, умоляет:

— Помоги мне вернуть любовь сыночка моего единственного! Всю жизнь на него положила, ни в чём ему не отказывала! А вот вырос — и не вспоминает даже!… Одна я осталась! Горько мне, что неблагодарностью — за всё, что делала для него, платит он мне! Не могу сдержать обиду горькую, не могу унынию не предаваться!…

— Не кручинься! Подумай прежде: так ли ты сына своего любила, как Господь хочет, чтоб любили мы людей?

Если только получают дети блага от родителей своих, а заботе о других их не учат — то и вырастают дети, добра не помнящими, неблагодарными!

Ведь любовь — не в том только заключается, чтобы приятное человеку делать!

Не всегда приятное полезно душе! И не всегда полезное — приятно!

Ведь делать добро — это вовсе не то же самое, что человеку желаемое им всегда подавать!

Нельзя просто потакать чужим хотеньям! Через это — вред душе, а не польза!

Надобно, чтоб каждый — не только сам дарил любовь, но и в других людях пробуждал желание её дарить, добро делать! Также — слова в себе гневные сдерживать, слова только добрые произносить!

Плохо ты сына своего воспитала! Избаловала его потаканием прихотям его! Упрёками каждодневными да наставлениями занудными от любви отвернула! От заповедей добрых отвратила!

Ещё сильнее зарыдала женщина:

— Неужели Господь не простит мне грехи мои?!

— Прощение тогда происходит, когда понял человек, в чём грешен был, — и изменил себя! И ещё — когда дела неправильные свои исправил по мере сил!

Только изменившись сама — сможешь ты вокруг себя что-либо к лучшему менять!

Есть надежда для тебя теперь! Скоро приедет к тебе твой сын — и совета и помощи просить будет. Полюбил он женщину вдовую, старше себя летами. Дитя у неё есть уже от мужа прежнего. Через любовь эту — Бог желает помочь сыну твоему научиться не о себе, а о других думать-заботиться!

Не просто человеку себя менять… Не просто сделать так, чтоб из любви малой — родилась большая любовь всеохватная!

Счастье дитя, что у женщины той растёт, — счастьем для всех вас обернуться должно!

… Сказал так — и женщина с надеждой да с думой о самом важном домой пошла…

Вот так и беседовал с людьми старец Зосима.

Но случалось и так, что человека с замыслами недобрыми Зосима на порог кельи даже не пустит…

И оттого — тоже задумывались люди… Ведь если старец святой к себе не допустил — то и Бог, значит, отвергает того человека за жизнь его неправедную…

А сам человек такой пугался нечистоты своей — и менялся. И вновь потом приходил совета у старца спросить — теперь уже искренне: как грехи ему искупить?… И тогда — ласково принимал пришедшего старец Зосима, советы давал простые и ясные. Но, чтобы те советы исполнить, необходимо было себя преображать: не праздно жить, а с великим усердием совершать труждение — и душой, и телом. Душой — любовь в себе взращивать, гнев, ненависть, зависть, уныние устранять. А телом — трудиться, чтобы вокруг хоть немного лучше жизнь для других сделать.

Даже отчаявшимся говорил старец слово, поддерживающее и вразумляющее:

— Нет греха или порока, от которых не мог бы человек избавиться!

Ведь даже когда попадает человек в беду духовного падения — всегда готов Бог помочь оступившемуся!

А болезнь или иная беда какая в жизни — даются человеку во здравие души и тела его! Болезни и беды сии есть вразумления для не понимающих пока Замысла Божиего — в отношении нас, людей. Сие даёт возможность для очищения души!

Слаб и немощен человек в этом мире, пока не знает он Любовь Божию — Величайшую Силу, Которая может быть рядом с ним и в нём всегда!

Если б каждый человек с Любовью Христовой в сердце жил…

Однажды пришёл к старцу Зосиме человек не молодой уже, но и не старый ещё. Крепок он был телом и душой не слаб был. Да только потерялся он среди дел, удовлетворения душе не приносящих. О большом и высоком мечтал он с юности, жил — дерзновенно сражаясь за правду… Да не всегда различал он, где истина… И многие замыслы его потерпели крушение, на многих жизненных вершинах приходило к нему понимание, что не то вовсе нужно было делать… И оттого — теперь тяжело ему было. И не знал он: как жить ему дальше и для чего…

Рассказал человек тот старцу Зосиме свою историю. Похожа она была на множество других, что старцу слушать доводилось… Но и отличие было великое: ведь не о себе человек думал, а для других жить стремился, помочь другим пытался!

— Вот так и прошла жизнь почти вся… Столько всего совершить хотел, о прекрасном мечтал… А на поверку вышло, что зря всё было: ничего не смог изменить, никому по-настоящему не помог… И как дальше жить — не знаю… Научи, если сможешь…, — так закончил свою историю путник.

— Не зря всё то было! Через то, что делал ты в жизни, становился ты и мудрее, и сильнее! Так Бог вёл тебя к Себе!

И вот, готов ли ты теперь жизнь свою только Господу одному посвятить?

… И стал старец Зосима рассказывать человеку сему о назначении жизни человеческой, о Любви Величайшей Божественной…

И остался сей человек у старца. И учился у него. Учился — тишине сердечной, в которой зажигается огонь любви. Учился — слиянию со Духом Святым. Учился — труждению всякому, которое в осознанном Единстве с Богом совершается и Великим Служением Богу является…

Многим ли сумел помочь старец Зосима? — то Богу только ведомо… Но силой особой обладали его слова. И советы, что давал он, не стирались из памяти. Поворачивались люди взглядом души к Богу, а делами своими — к помощи людям. И через это — Бог в жизни тех людей участие мог принимать.

Пчела и муха

На лугу росло мно­же­ство цве­тов. Здесь были и белые бла­го­уха­ю­щие лилии, и гиа­цинты, и высо­кие синие ирисы. И малень­ким цве­точ­кам тоже нашлось место в траве. Ветер накло­нял их, весело колы­хал траву и листья, и аро­мат раз­но­сился далеко-далеко!

Над поля­ной, над цве­тами тру­ди­лись пчёлки. Они соби­рали слад­кий нек­тар, чтобы под­кор­мить молод­няк в улье и запа­стись едой на дол­гую холод­ную зиму.

Сюда-то и при­ле­тела муха. Она недо­вольно жуж­жала и оглядывалась.

Одна малень­кая пчёлка, ока­зав­ша­яся здесь в пер­вый раз, веж­ливо спро­сила муху:

— Не зна­ете ли Вы, где здесь белые лилии?

— Не видела я здесь ника­ких лилий!

— Как? — вос­клик­нула пчёлка.—;Но мне гово­рили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цве­тов я тут не видела,— про­бур­чала муха.— А вот неда­леко, за лугом, есть одна канава. Вода там вос­хи­ти­тельно гряз­ная, а рядом столько пустых кон­серв­ных банок!

Тут к ним под­ле­тела пчёлка постарше, дер­жав­шая в лап­ках собран­ный нек­тар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я нико­гда не заме­чала, что за лугом есть канава, но я столько могу рас­ска­зать о здеш­них цветах!

— Вот видишь,— ска­зал отец Паи­сий.— Бед­няжка муха только и думает о гряз­ных кана­вах, а пчёлка знает, где рас­тёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят нахо­дить что-то хоро­шее, дру­гие — на муху, и во всём стре­мятся уви­деть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Похожая притча

Эти удивительные короткие рассказы одновременно просты и не просты. И чем больше вопросов порождает притча, тем она значимее, – и именно притчи Христовы и наследующие им притчи православных старцев остаются для нас и вечным вопросом, и вечным ответом.

Источник: Притчи православных старцев/ Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

Как кузнечик разговаривает с Богом

Один сту­дент при­шёл к старцу Паи­сию и сказал:

— Бога нет. Я в Него не верю!

Ста­рец Паи­сий пожа­лел нера­зум­ного юношу и лас­ково ска­зал ему:

— Подойди сюда и послу­шай! Слы­шишь, как стре­ко­чет куз­не­чик? Он раз­го­ва­ри­вает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котё­ночка? Такого нет даже у царицы!

Душа сту­дента смяг­чи­лась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.

Читайте также: