Притча о ненасилии по самопознанию
Обновлено: 14.11.2024
Реферат на одну из пяти общечеловеческих ценностей «Ненасилие». Радюк Л.Б.
1. Характерные особенности ненасилия.
2.Ненасилие по отношению к себе.
3. Причины насилия в современном мире
4. Практика ненасилия
5. Ненасилие в преподавании самопознания
Что такое ненасилие в моем понимание, до того как я пришла на курсы понятие « Ненасилие» было для меня лишь, тем что это непричинение вреда только лишь физически. После того как я прослушала первый этап курсов я стала понимать что ненасилие сеть еще и не что иное как, ненасилии мыслями лично себе и другим людям, так как все наши мысли они реализуются в последствии в жизни. Как же это было понять, я стала размышлять мысли ведь тоже действуют разрушительной силой для человека из нутрии, например наши переживания которые протекают внутри нас. Ведь если так задуматься какой вред наносят переживания по пустякам нашему организму, сколько страдают от этого людей я тоже стала задумываться. Мне стало не по себе и как же я раньше не знала об этом. Сказать что я не могла знать об этом нельзя наверное не принимала внутри себя, а если точнее не предавала этому значение. Что можно сказать о ненасилии с сточки зрения самопознания.
Ненасилие– Любовь как понимание
Понимание единства всего сущего приводит к ненасилию
Ненасилие –сладкий плод.
Характерные особенности ненасилия
Осознание единства всего сущего.
Ненасилие проявляет себя как Любовь ко всем существам.
Ненасилие включает в себя все добродетели.
По отношению к природе – это сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы.
Ненасилие означает не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей.
Ненасилие по отношению к себе.
Ненасилие по отношению к себе – это ненасилие над органами чувств:
Говорить ложь, грубость – насилие над языком;
Слушать плохие речи – насилие над ушами;
Видеть во всем плохое – насилие над глазами;
Вдыхать плохие запахи – насилие над носом;
Совершать плохие поступки – насилие над телом.
Негативные мысли – насилие над Вселенной.
Думай о хорошем,
Смотри на хорошее, Слушай хорошее
Делай хорошее – вот путь к счастью.
Недостаток духовно-нравственных знаний.
Насилие как реакция на изменение.
Насилие как желание переделать мир под свои умственные представления о мире.
Практика ненасилия
Контроль над проявлением агрессивных эмоций (различение, размышление)
Воздерживаться от непочтительной речи
Воздерживаться от пагубной информации
Избегать плохой компании.
Ненасилие в процессе преподавания самопознания
Смотреть на ученика «глазами вечности, воспринимать его как нечто целое и неделимое, наделенное и святостью, и бессмертием, и символическим величием и предназначением» (А.Маслоу)
Самопознание самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, поэтому следует всегда обращаться не к темной стороне человека (как будет плохо если ты..), а к светлой (как будет хорошо если ты…)
Если учащийся не испытывает желание самосовершенствоваться, то необходимо учитывать, что для каждого человека наступает свое время для осознания своей истинной природы, как для каждого вида растений приходит свое время цветения. В данном случае разумнее не форсировать события, а предоставить роль учителя самому процессу жизни. Есть путь к самопознанию, который пролегает через собственные испытания, благодаря которому мы обретаем неизменный уникальный опыт.
М.Мамардашвили «иногда необходимо пройти какой-то путь страдания».
Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание
М.Ганди.
Существует много такого, за что я готов умереть, но нет ничего такого, за что я был бы готов убить.
Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его Любовью.
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен.
Ненасилие - это оружие сильных.
Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением. М . Ганди.
Многие почитали его имя, но мало кто действительно разделял его убеждения. Для Ганди ненасилие означало переполнение любовью ко всему человечеству, путь жизни, исходивший из глубины его сердца. Это давало ему силы для продолжения жизни, без этого он не мог прожить ни секунды. Но для многих его последователей ненасилие было лишь политической стратегией, тактикой для победы в борьбе за независимость Индии от Британии. Чем искреннее углублял он свою веру и духовность, тем сильнее росла в нем любовь к простым людям, которая делала все более невозможным игнорирование политической реальности, управляющей жизнью людей. В то же время соприкосновение с этой политической реальностью еще больше убеждало его в том, что нет ничего более необходимого, чем любовь к человечеству посредством веры. «Что отличает человека от животного - это наше неустанное стремление к нравственному самосовершенствованию. Сейчас человечество стоит на распутье и должно выбрать: пойдет ли оно по пути насилия, подчиняясь законам джунглей, или выберет себе дорогу ненасилия, на которой будут действовать законы гуманизма.
Л.Н.Толстой однажды подробно рассмотрел ситуацию , в которой насилие угрожало ребенку. Он показал, что такого рода ситуации нередко крайне неопределенны: нельзя точно знать, что угроза выльется в насилие, нельзя быть уверенным в успехе при попытке отразить нападение. Еще труднее определить линию действий перед лицом национальной угрозы: приведет ли, скажем, сопротивление захватчику с помощью силы (а на агрессии, как правило, отвечают военными действиями) именно к тем результатам, которые наиболее предпочтительны для жертвы. Итак, в реальной ситуации всегда будет. В формировании у подрастающего поколения ненасилия в первую очередь это принадлежит образованию . Необходимо создать в школе соответствующие условия, построить педагогический процесс на ненасильственной основе. Нужно отдать должное вкладу в педагогику ненасилия замечательного педагога XX в. В.А. Сухомлинского . Вера в ребенка, любовь к детям были основными в его педагогической практике. "Мы, - писал он, - творим Человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые нужно добыть, очистить от всего лишнего".
Сформулированные Ш.А. Амонашвили принципы педагогики ненасилия мы найдем у каждого из этих педагогов: строить процесс обучения с позиций интереса ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в процессе изучения каждого ребенка .
Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником.
На меня произвело впечатление эта притча "НЕНАСИЛИЕ":
В одной деревне от укусов змеи пострадало так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один Мастер укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.
Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной. Они начали забрасывать ее камнями и таскать за хвост.
Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к Мастеру в дом. Мастер выслушал ее жалобы и сказал:
- Друг мой, люди перестали бояться тебя - и это плохо!
- Но ведь ты сам учил меня не проявлять насилие!
- Я хотел, чтобы ты прекратила кусаться - но не шипеть!
Хотелось мне добавить. Ведь существует еще тонкое насилие. Например, когда мы мешаем ребенку идти по его пути.
Каждый человек рождается уже кем-то. Раньше родители только родившемуся ребенку делали гороскоп, чтобы понять, кем он станет. Иногда лучше разочароваться сразу, чем через двадцать лет.
Каждый ребенок – семечко. И семечко уже несет информацию о том, каким деревом оно станет. Мы можем разбиться в лепешку, но если у нас семечко яблони, мы не сможем вырастить из него вишню.
Можно потратить уйму сил, но ничего не выйдет. А чрезмерными попытками изменить его природу, можно просто погубить семечко. И тогда вырастет что-то невнятное и непонятное, не приносящее плодов, не радующееся жизни.
Родители почему-то уверены, что это в их руках – менять судьбу ребенка. Что можно заставить ребенка стать музыкантом, если заставлять его каждый день играть на скрипке по 4 часа. Что можно сделать из художника – юриста, заплатив за его обучение.
Также можно и говорить о том, что для многих матерей является самым страшным предсказанием судьбы дочери. Это если дочка рождена, чтобы быть просто женой и матерью. Что же в этом такого ужасного?
Если мы воспринимаем детей, как отдельных личностей, со своими уроками и потенциалом – такое невозможно. Но ведь мы чаще всего хотим наслаждаться своими детьми.
Мы хотим, чтобы ими можно было гордиться. Чтобы на утреннике они обязательно были самыми красивыми и с самого высокого стула рассказывали самые длинные стихи. Чтобы наши дети выросли и получили самые престижные профессии. Чтобы на нашем юбилее (лет этак в 60) – можно было выстроить всех нарядных детей, внуков – и ими похвастаться.
Нам нравится думать, что этого ребенка создали мы. Но ведь это совсем не так. Когда ребенок растет в животе матери, ему помогает Бог. Если бы мы, женщины, контролировали, когда клетки должны поделиться, когда должно забиться сердечко, а когда вырасти волосы – человечество бы уже вымерло :)
Дети не наша собственность, и приходят они к нам не для того, чтобы мы ими наслаждались. Наша задача – стать садовниками. Вовремя поливать, удобрять, пропалывать. И иногда, только если росток пошел вкривь – подрезать.
Когда мы заставляем ребенка учиться в ненавистной музыкальной школе – мы совершаем над ним насилие. И даже если при этом мы думаем, что когда-нибудь потом он скажет спасибо. Я знаю очень много таких «музыкантов», которые после сдачи экзамена подарили корочку маме и больше ни разу не сели за инструмент.
Но не меньшим насилием станет и то, что видя в ребенке талант, мы не поможем его развить. Если ребенку с художественными талантами не покупать краски и кисточки, не водить его в кружки и не хвалить за его успехи – он также может никогда не стать художником.
Исцеленное сердце способно возродить смиренную человечность. Из смирения рождается готовность слушать других. А готовность прислушиваться к иным мнениям взращивает взаимное принятие и понимание, что послужит основой мирного сосуществования.
Ненасилие - это высшая форма доказательства человечности и мужества.
общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, и учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
ховное богатство не является результатом материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, и учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
Зачем доить козла?
Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства.
Один из них с пеной у рта осуждал государя, а другой по мере сил защищал его правление.
Охрипнув от крика и даже подравшись, они так и не смогли друг другу ничего доказать.
И решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.
Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре они встретили шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи о своем споре и попросили рассудить, кто из них прав.
Священник им сказал:
— Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето. А коровы-то ваши где?
Оторопели от такого ответа пастухи, но тут же вспомнили об оставленном стаде и поспешили заняться своими делами.
Глупость под дождем
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
— Как мне стать мудрым?
— Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
— Я постоял снаружи, и что с того? — спрашивает он мудреца. — Разве от этого что-нибудь изменилось?
— Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.
— Что мне могло открыться? — возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
— Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. — Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.
Похожая притча
В целях проверки того, что к сайту обращается человек, а не программа, введите пожалуйста текст, изображённый на картинке.
Эта страница не должна появляться перед Вами слишком часто. Если такое происходит, попробуйте сделать следующее:
- Закройте все вкладки, на которых открыты страницы сайта Притчи.ру.
- Зайдите на сайт Притчи.ру на главную страницу.
- Если сразу появился запрос ввода капчи, введите требуемые символы.
После этого нормальная работа сайта будет восстановлена, а для бесперебойного посещения сайта старайтесь избегать открытия нескольких страниц сайта в разных вкладках.
Грязное окно
Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.
Утром, едва проснувшись, жена посмотрела в окно и увидела соседку, которая развешивала на веревке выстиранное белье.
— Посмотри, какое грязное у нее белье, — сказала она своему мужу.
Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
— Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы ее поучить, — не унималась женщина.
И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
— Ого! Сегодня белье чистое! Наверное, соседка наконец-то научилась стирать.
— Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое окно.
Похожая притча
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» — думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения — как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
— Почему ты плачешь?
— У меня сегодня порвались последние ботинки и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, а потому новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчик и сказал: «Давай мне свои ботинки, я починю тебе их». Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело.
Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит:
— Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя — холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
— Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай!
И отдал их женщине, так ничего не потребовав.
Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
— Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу.И вот, отходя ко сну, он думал про себя:
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему:
— Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
- Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
- Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!»
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
- Ты был прав, - сказал он, - это было хорошо, что я остался без пальца.
И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
- Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
- Нет, - сказал его друг, - это хорошо!
- Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
- Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.
Притча неизвестного происхождения
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча от Марины Широчкиной
Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней?
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.
Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
- Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
- Не могу, - последовал ответ.
- Тогда хотя бы скажи - в чём её смысл?
- А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
- Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
Кто должен измениться?
Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал:
- Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нём?».
- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.
- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.
- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Похожая притча
Грязный мир через грязное стекло, бесполезные политические споры и как понять собственную глупость - в серии материалов "Притчи".
Хорошие лошади
Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, котрую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:
— В чем сила твоих неказистых лошадей?
И тот сказал ему:
— Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
Читайте также: