Гл 28 притчи соломона

Обновлено: 22.12.2024

1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч.28:1 . Нечестивый бежит, когда никто не гонит­ся за ним; а праведник смел, как лев.

Притч.28:2 . Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при ра­зу­мном и зна­ю­щем муже она долговечна.

Притч.28:3 . Человек бедный и при­тесня­ю­щий слабых то же, что про­ливной дождь, смыва­ю­щий хлеб.

Притч.28:4 . Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюда­ю­щие закон негодуют на них.

Притч.28:5 . Злые люди не ра­зу­меют справедливости, а ищущие Го­с­по­да ра­зу­меют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36 ; Втор 28.25 ). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20 ).

Притч.28:6 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч.28:7 . Хранящий закон – сын ра­зу­мный, а зна­ю­щийся с расточителями срамит отца своего.

Притч.28:8 . Умножа­ю­щий име­ние свое ростом и лихвою соберет его для бла­го­творителя бедных.

Притч.28:9 . Кто откло­няет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.

Притч.28:10 . Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч.28:11 . Человек богатый – мудрец в глазах сво­их, но умный бедняк обличит его.

Притч.28:12 . Когда торже­с­т­ву­ют праведники, великая слава, но когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1 ; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3 ; ст. 8 сн. Притч 13.22 ; Иов 27.16–17 ; ст. 9 сн. Притч 15.8 ; ст. 10 сн. Притч 26.27 ; ст. 11 сн. Притч 26.16 . Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2 .

Притч.28:13 . Скрыва­ю­щий свои преступле­ния не будет иметь успеха; а кто сознает­ся и оставляет их, тот будет по­милован.

Притч.28:14 . Блажен человек, который всегда пре­бывает в бла­го­гове­нии; а кто ожесточает сердце свое, тот по­падет в беду.

Притч.28:15 . Как рыка­ю­щий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч.28:16 . Нера­зу­мный правитель много делает при­тесне­ний, а не­на­видящий корысть про­должит дни.

Притч.28:17 . Человек, виновный в про­литии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч.28:18 . Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету ( Пс 31.5; I Ин 1.9 ) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч.28:19 . Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праз­дным, тот насытит­ся нищетою.

Притч.28:20 . Верный человек богат благо­слове­ниями, а кто спешит раз­богатеть, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным.

Притч.28:21 . Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч.28:22 . Спешит к богат­с­т­ву завистливый человек, и не думает, что нищета по­стигнет его.

Притч.28:23 . Облича­ю­щий человека найдет по­сле бóльшую при­язнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч.28:24 . Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.

Притч.28:25 . Надмен­ный раз­жигает ссору, а надеющийся на Го­с­по­да будет бла­го­ден­ство­вать.

Притч.28:26 . Кто надеет­ся на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч.28:27 . Да­ю­щий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много про­клятий.

Притч.28:28 . Когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся, а когда они падают, умножают­ся праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

Похожая притча

1 Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует,
а праведник смел, как лев.

2 Когда в стране беззаконие, у нее много правителей, 114
а при разумном правителе — стабильность.

3 Бедный человек, 115 притесняющий бедняков,
точно дождь проливной, губящий урожай.

4 Забывающие Закон 116 славят нечестивых,
а исполняющие Закон противостоят им.

5 Злодеи не понимают справедливости,
а те, кто ищет Господа, понимают ее до конца.

6 Лучше бедняк, чей путь беспорочен,
чем богач, чьи пути бесчестны.

7 Тот, кто хранит Закон, — сын рассудительный,
а кто дружит с расточителями, срамит своего отца.

8 Тот, кто множит богатство непомерными процентами,
копит его для того, кто щедр к беднякам.

9 У затыкающего уши, чтобы не слушать Закон,
даже молитвы — мерзость.

10 Ведущий праведных по дурному пути
попадет в свою же западню,
а непорочные унаследуют благо.

11 Богач может быть мудр в собственных глазах,
но разумный бедняк видит его насквозь.

12 Когда торжествуют праведники, царит бурная радость,
а когда побеждают злодеи, люди прячутся.

13 Скрывающий свои грехи не преуспеет,
а признающий и оставляющий их найдет милость.

14 Блажен человек, всегда боящийся Господа,
а коснеющий сердцем в упрямстве в беду попадет.

15 Точно ревущий лев или рыщущий медведь —
злой правитель над бедным людом.

16 Жестокий правитель нерассудителен,
а жизнь ненавидящего нечестную наживу продлится.

17 Тот, кто мучим виной за убийство,
будет беглецом до самой смерти;
да не будет ему поддержки.

18 Тот, чей путь беспорочен, находится в безопасности,
а тот, чьи пути лукавы, падет внезапно.

19 Возделывающий свою землю будет есть досыта,
а гоняющийся за пустыми мечтами насытится нищетой.

20 Верный человек будет богат благословениями,
а спешащий разбогатеть не останется безнаказанным.

21 Проявлять лицеприятие нехорошо,
но и за кусок хлеба человек может сделать зло.

22 Скаред 117 торопится разбогатеть
и не ведает, что ждет его бедность.

23 Упрекающий человека найдет потом больше приязни,
чем тот, чей язык льстив.

24 Тот, кто обирает отца и мать
и говорит: «Это не грех» —
сообщник головорезам.

25 Жадный человек разжигает ссоры,
а полагающийся на Господа будет процветать.

26 Тот, кто полагается на себя — глупец,
а тот, кто держится мудрости, находится в безопасности.

27 У того, кто дает бедным, не будет недостатка,
а того, кто закрывает от них глаза, будут много проклинать.

28 Когда злодеи приходят к власти, люди скрываются,
а когда они гибнут, умножаются праведники.

Примечания:

2 [114] — Или: «часто меняются правители».

3 [115] — Или: «Правитель».

4 [116] — Закон — Закон Бога, переданный через пророка Моисея и записанный в «Пятикнижии Моисея».

22 [117] — Скаред — букв.: «человек с дурным глазом» (см. сноску на 23:6).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 28 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

28:1 Нечистая совесть заставляет человека вздрагивать при каждом шорохе. Людям с чистой совестью нет необходимости постоянно оглядываться по сторонам, праведник смел, как лев.

28:2 Когда страна виновна в процветающем беззаконии, она страдает от частых перемен власти. Когда же страной правит честный и разумный человек, она пребывает в спокойном, устойчивом положении.

В Северном Царстве (Израиле) на протяжении 200 лет сменилось 19 царей, то есть, в среднем правление каждого длилось около десяти лет.

28:3 Бедный человек, поднявшийся в положение власти, зачастую оказывается более жестоким по отношению к бедным и слабым, чем был бы человек из более состоятельного слоя общества. Он – как проливной дождь, который смывает поля, уничтожая урожай, вместо того, чтобы способствовать его росту.

28:4 Люди, которые отбрасывают ограничения Божьего и гражданского закона, часто хвалят нечестивых. Делается это, несомненно, с намерением оправдать себя.

Те, кто соблюдает закон, противостоят законопреступникам, и выступают на стороне праведности.

28:5 Злые люди не разумеют справедливости; отказываясь поступать в соответствии с нею, они теряют способность понимать ее.

Те, кто ищет Господа и Его воли, получают необходимое понимание и способность различения. Нравственность и разумение тесно связаны между собой (см. Пс. 118:100).

28:6 Бедный человек, живущий чисто и честно, лучше, чем богатый, но ходящий извращенными путями, который притворяется, что живет хорошей жизнью, в то же время предаваясь обману и лжи.

28:7 Законопослушный сын – разумен. Тот, кто связывается с расточителями и пьяницами, позорит своего отца.

28:8 Согласно закону Моисея, иудей не имел права взымать проценты (рост) с другого иудея. Он мог брать проценты с язычника, но не со своего собрата-иудея (Втор. 23:19, 20). В наше время рост означает чрезмерно завышенную процентную ставку.

Те,кто обогащает себя ростовщичеством или другими способами незаконной наживы, потеряют свое богатство; оно будет забрано у них и передано тому, кто знает, как правильно использовать его, и как помогать бедным.

28:9 Если человек не желает слушать и исполнять Божий закон, Бог не услышит его молитву. Более того, его молитва омерзительна для Бога.

Что на коленях опускаться пред
И поклоняться идолам из камня,
То возносить Живому Богу
Молитву только лишь из слов.
Джон Буртон

28:10 Тот, кто искушает праведных ко греху, сам упадет в яму наказания. Иисус предостерегал: "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18:6).

А непорочные наследуют добро. Под "непорочными" могут подразумеваться те, кто наставляет других на пути святости, а не греха. Либо, здесь может говориться о тех, кто отказывается подвергнуться обольщению греха.

28:11 Богатый человек, гордящийся своим богатством, считает себя чрезвычайно умным. Восхищаясь своей собственной деловой хваткой и проницательностью, он – мудрец с его точки зрения. Он путает богатство и мудрость.

Бедный, но разумный человек, быстро распознает такой самообман. Чарльз Лэмб однажды обратился к одному из таких самодовольных людей с вопросом: "Извините, пожалуйста, вы действительно представляете собой кого-то особенного?"

28:12 Когда праведники поднимаются ко власти, это вызывает радость и ликование. Когда торжествуют нечестивые, страх заставляет людей укрываться.

28:13 Существуют два вида прощения – судебное и родительское. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, принимая Его нашим Господом и Спасителем, мы получаем прощение от наказания за грехи – это судебное прощение. Когда мы, как верующие, исповедуем наши грехи, мы получаем родительское прощение (1 Ин. 1:9); это позволяет нам поддерживать отношения с Богом как нашим Отцом.

Человек, скрывающий свои преступления, – то есть тот, кто отказывается вытащить свои грехи на свет и исповедать их перед Богом и перед теми, кому он причинил вред, – не будет благословлен. Но всякий, кто сознается и оставляет свои грехи, может быть уверен в том, что Бог не только прощает, но и забывает (Евр. 10:17).

28:14 Одна из составляющих настоящего счастья заключается в том, чтобы иметь мягкое сердце перед Богом. Ожесточившийся человек, в котором не осталось места для раскаяния, попадает в беду. Бог может противостоять гордым и ожесточенным, но Он не может противостоять кроткому и сокрушенному сердцу.

28:15 "Звероподобный" и "нечеловеческий" – таких описаний достоин тиран, который железной рукой правит над бедными, слабыми и беззащитными. Он напоминает рыкающего льва и голодного медведя.

28:16 Очевидно, правитель, описываемый здесь, неразумен в том смысле, что он пытается обогатиться любой ценой. Он также является и притеснителем, потому что наживает свое богатство за счет других. Правитель же, который ненавидит корысть и живет неэгоистично, ради блага его народа, продлит свои дни.

28:17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Совершивший намеренное убийство становится беглецом, спешащим к роковому концу. Никто не должен пытаться помешать или воспрепятствовать исполнению правосудия. Бог сказал: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт. 9:6).

28:18 Первая часть стиха относится к спасению от вреда в этой жизни, не от осуждения в вечности. Вечное спасение от наказания за грех не приобретается непорочной жизнью, оно основывается на вере в Господа Иисуса Христа. Непорочная жизнь является плодом этого спасения, хотя тот, кто ходит непорочно, тот спасется от многих бед в этой жизни.

Человек, который колеблется от одного рода бесчестности к другому, в конце концов, падет.

28:19 Писание здесь противопоставляет насыщение пищей и насыщение нищетой. Усердный земледелец обретает первое. Тот, кто предается пустым, непродуктивным занятиям, – второе.

28:20 Верный человек здесь – это тот, кто честен, и не жаждет великого богатства. Такой человек обретет богатые благословения. Тот же, кто стремится к быстрому обогащению любыми средствами, будет наказан.

28:21 Проявлять лицемерие является омерзительной несправедливостью для судьи, и, тем не менее, многие делают это за кусок хлеба, то есть, за самое пустяковое вознаграждение.

28:22 Скупой, завистливый, скаредный человек гонится за богатством, не осознавая того, что нищета вскоре одолеет его.

28:23 Когда друг с любовью обличает вас, возможно, его обличение сразу трудно принять. Оно ранит вашу гордость. Но после вы осознаете, что этот друг, должно быть, по-настоящему любит вас настолько, что даже указал на ваши ошибки, и вы благодарны ему.

Лесть может показаться приятной на какое-то время, но, в конце концов, вы осознаете, что это все равно не правда, и что льстящий вам человек лишь пытался обрести ваше расположение. Он, вероятно, льстит каждому, кого он встречает.

28:24 Сын, который обкрадывает своих родителей, может оправдывать это тем, что это имущество потом все равно будет принадлежать ему, или что он посвятил украденное Господу (Мк. 7:11). Но Бога не обманешь – для Него такой человек равен грабителю или убийце.

28:25 Высокомерный, честолюбивый человек разжигает ссору, возможно, расталкивая в стороны всех, кто стоит на пути его тщетной гонки за богатством, властью или превосходством (см. Иак. 4:11). Только человек, боящийся Бога, преуспеет, обретя покой и удовлетворение.

28:26 Кто надеется на свою собственную мудрость в том, что она будет направлять его в жизни, тот глуп. Он бросает свой якорь внутри лодки, и поэтому будет постоянно дрейфовать. Тот, кто обращается за водительством к Господу, тот поступает мудро (см. Иер.

28:27 Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий.

28:28 Когда нечестивые возвышаются и приходят к власти, население укрывается в страхе. Но когда нечестивые правители свержены, праведники умножаются.

Похожая притча

Содержание: 1–10 – нечестивые страдают от мучения совести, притесняют подвластных, несправедливы, любостяжательны и поэтому гибнут; 11–20 – праведники блаженны, благоговейны, непорочны, трудолюбивы, честны, а нечестивые – алчны, корыстолюбивы, а поэтому страшны подчиненным, как звери; 21–28 – лицеприятие, надменность, самонадеянность, скупость – позорны, и смерть таковых людей радует сограждан.

Притч.28:1 . Бегает нечестивый, когда никто не гонится, а праведник покоен, как лев.

Притч.28:2 . За грехи нечестивых возбуждаются суды, а благоразумный человек прекратит их.

Притч.28:3 . Окрепший в нечестии вредит бедным, как дождь порывистый и губительный.

Притч.28:4 . Так оставившие закон хватят нечестие, а любящие закон ограждают себя стеною.

Притч.28:5 . Злые люди не уразумеют правосудия, а ищущие Господа уразумеют все.

Притч.28:6 . Бедный, поступающий по истине, лучше богатого лжеца 210 .

Притч.28:7 . Сын разумный хранит закон, а кто живет распутно 211 , тот бесчестит отца своего.

Притч.28:8 . Умножающий богатство свое ростом и прибытками собирает его для благотворителя бедным.

Притч.28:9 . Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, тот делает мерзкою молитву свою.

Притч.28:10 . Кто совращает правдивых на путь зла, тот сам погибнет; беззаконники лишатся благ и не вступят в обладание ими.

Притч.28:11 . Человек богатый – мудрец в глазах своих, но умный бедняк посрамит его.

Притч.28:12 . Помощью праведных создается великая слава, а на местах нечестивых гибнут люди.

Притч.28:13 . Скрывающий свое нечестие не будет иметь успеха, а поведающий об обличениях 212 будет возлюблен.

Притч.28:14 . Блажен человек, который из осторожности боится всего, а жестокосердый попадет в беду.

Притч.28:15 . Лев алчущий и волк жаждущий – тот, кто, будучи беден, тиранит убогий народ.

Притч.28:16 . Царь, нуждающийся в доходах, – великий обидчик, а ненавидящий неправду долгое время поживет.

Притч.28:17 . Выручающий человека, виновного в убийстве, будет беглецом, а не в безопасности. Учи сына, и возлюбит тебя, и доставит украшение твоей душе, и не послушает законопреступного народа.

Притч.28:18 . Ходящий праведно получит помощь, а ходящий кривыми путями увязнет.

Притч.28:19 . Кто обрабатывает свою землю, тот будет насыщаться хлебом; а кто гоняется за праздностью, тот насытится нищетою.

Притч.28:20 . Человек, достойный доверия, будет много благословляем, а злой не останется безнаказанным.

Притч.28:21 . Кто не стыдится лица праведных, тот не добр: такой за кусок хлеба продаст человека.

Притч.28:22 . Спешит разбогатеть человек завистливый, а не знает, что милостивый будет иметь власть над ним.

Притч.28:23 . Обличающий пути человека найдет больше благодарности, чем тот, кто льстит языком.

Притч.28:24 . Кто удаляет от себя отца или мать и думает, что он не грешит, тот сообщник нечестивому человеку.

Притч.28:25 . Неверный 213 человек невнимательно судит, а надеющийся на Господа поступает тщательно.

Притч.28:26 . Кто повинуется надменному сердцу, тот безумен, а кто ходит с мудростию, спасется.

Притч.28:27 . Дающий нищим не обеднеет, а кто отвращает око свое (от них), тот будет в великой скудости.

Притч.28:28 . На местах нечестивых стонут праведные, а когда они гибнут, праведные умножаются.

Греч. ποιμαίνει άσωτίαγ – букв. пасет распутство, т. е. предается разгулу и распутству.

Т. е. кто сознается в проступках и охотно выслушивает за них выговоры (ср. 26, 26).

В ват. [и син.] άπιστος – слав. неверный; в алекс. [и у Ральфса в основном тексте] άπληστος – ненасытный. Следуем слав. пер., соответствующему и контексту.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: