Притча о немилосердном должнике

Обновлено: 14.11.2024

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Видео

Похожая притча

«Прощайте и прощены будете» ( Лк.6: 37 ; Мк. 11: 25–26 ), – не раз говорил Спаситель, поставив прощение нами ближних непременным условием прощения нас Господом. В одной из бесед Христа с учениками Своими на эту тему, наставление Его о любовном и осторожном обличении согрешившего брата вызвало вопрос апостола Петра о том, сколько раз нужно прощать обидевшего? По учению законников, прощать можно только три раза. Ап. Петр, желая превзойти ветхозаветную праведность, увеличил это число до семи. Но Христос, учивший очищать и просветлять своё сердце всепрощающей любовью, отвечает, что нужно прощать до семижды семидесяти раз, т.е. прощать нужно неограниченное число раз. Для того, чтобы Петру это стало ясно, Христос привёл, как наглядный пример, притчу о немилосердном должнике.

«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов (вес серебра); А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф. 18: 23–35 ).

Смысл этой притчи прозрачно ясен. «Царь» – это Господь, Которому дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28: 18 ). «Рабы царя» – это мы, люди, неоплатные должники перед Господом. Хотя мы и по греховности своей недостойны милосердия Божия, Господь через крестную смерть Своего Сына простил нам согрешения наши.

«Царство небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». То, что происходит в Царствии Небесном, в Церкви Христовой, можно уподобить случаю, описанному в притче, когда царь захотел сосчитаться с рабами своими, то есть потребовать от них отчета. Отчет обо всех наших помыслах и желаниях, словах и делах Царь Небесный вправе потребовать в любое время, когда Он захочет. Мы должны быть готовы дать Ему этот отчёт. Это значит жить не как попало, а строить нашу жизнь по евангельским законам. Это великая милость Божия, когда Он в этом мире хочет сосчитаться с нами, т.е. привести нас к сознанию о необходимости выплатить наши долги через покаяние. Самое страшное, когда мы со своими долгами уходим в другой мир, где уже не будет возможности покаяния.

«Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», – читаем мы далее в притче. Раб был приведен к царю, был поставлен перед лицом Божиим. В притче сказано, что царский раб был «приведен». Денежная сумма десять тысяч талантов была огромной и в переносном смысле значит бесчисленное количество. В те евангельские времена и не было в употреблении слов миллион и миллиард. Таланты были у разных народов различные, но все они представляли собой денежную единицу огромной ценности. Долг тяготел над рабом, он больше всего на свете хотел от него избавиться и, хотя ему было страшно, но, вероятно, он был рад возможности стать перед царем и умолить его о рассрочке. Поэтому можно с уверенностью сказать, что он был приведен ко двору царя не насильно, а скорее по настойчивому приглашению.

И наше падение так велико, что мы сами не умеем прийти к Богу. Только очень немногие, чистые сердцем люди приходят к Нему по собственной инициативе. Большинство грешников именно приводится молитвами святых, скорбями, несчастиями, болезнями и другими испытаниями, которые помогают нам оторваться от пристрастий мира сего и приводит к мысли подумать о жизни после жизни. Кроме того, Господь посылает нам опытных духовных руководителей, живых людей или наставления св. Отцов в книгах. Это и означает приведён.

По толкованию блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, необыкновенный должник – не один человек, а всё человечество. Еп. Игнатий Брянчанинов пишет, что каждый наш грех значителен, так как мы им оскорбляем Бога – Лицо бесконечно великое. Каждый наш грех подобен таланту, упомянутому в притче. Десять тысяч талантов – это наши грехи против десяти заповедей Божиих, наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божий к нам. Мы живём в грехе и с каждым днём увеличиваем свой долг перед Богом.

«А так как он не имел, чем заплатить, – читаем мы далее в притче, – то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё что он имел, и заплатить». Эта кажущаяся жестокость царя смущает некоторых. Почему же нужно было государю продать и жену, и детей, и всё, что имел раб? Ведь находясь в еще большем рабстве, он никогда не смог бы заплатить долг. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, почему царь именно так поступил: «Не по жестокости или бесчеловечию, но для того, чтобы устрашить раба и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать! Ибо если бы он имел это в виду, то не внял бы его прошению и не оказал бы ему своего милосердия. Он только хотел вразумить раба, сколько долгов прощает ему, и через это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу-должнику. Ибо, если после того как узнал и тяжесть своего долга, и великость прощения, он стал душить своего товарища, то до такой жестокости дошёл бы, если бы прежде не был вразумлён таким способом?» В отчаянии раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу». Ужас перед наказанием вызвал в рабе полное смирение.

Прощение Господне – это небесная благодать, которая, как мы уже не раз подчеркивали, действует не автоматически, а только при непременном участии верующего. Конечно, Царь мог бы в одностороннем порядке простить раба Своего, без его покаяния, но Он хотел, чтобы его должник научился от Его великодушного поступка и в своей жизни поступал бы так же.

«Раб же тот, вышедши, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев. » Под словом «вышедши» надо понимать, что он вышел из того состояния смирения и раскаяния, в котором только что пребывал. Попросту говоря, он забыл о Боге. Если бы он помнил о Боге, то не мог бы быть таким бесчеловечным.

«И, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен». Сумма, которую ему был должен товарищ, была настолько незначительной, что самому рабу было неловко её назвать и потому говорит: «Отдай мне, что должен». Одержимый желанием получить во что бы то ни стало своё, неблагодарный раб прибегает даже к силе, он душит своего товарища. Он поступает строже, чем хотел поступить с ним самим царь, он хочет, чтобы его судили одной мерой, а сам судит должника своего другой мерой. Он счастлив быть прощенным, но сам не хочет прощать. Он был объектом любви и милости Царя, а сам не хочет проявить эти добродетели по отношению к другим.

Как часто в жизни приходится быть свидетелем именно такого поведения. Я не имею в виду только насилие по отношению к должникам. Ведь «душить» можно и без рук. Когда мы гневаемся или памятозлобствуем на кого-нибудь, то мы часто произносим оскорбительные, колкие слова и этим самым душим ближнего. Мы показываем неприязнь в нашем взгляде и часто незаметно для себя хотим причинить человеку вред. Мы порочим его доброе имя, нередко рассказываем про него всякие небылицы. Всем этим мы душим ближнего.

Слова неблагодарного раба «отдай мне» тоже можно отнести к себе. Ведь часто бывает в жизни, что мы требуем, чтобы согрешивший против нас принёс нам должное удовлетворение. Если он причинил нам материальный ущерб, мы хотим, чтобы он немедленно нас вознаградил; если же оскорбил нас, то мы требуем, чтобы он обязательно попросил прощения. В противном случае мы хотим, чтобы он пострадал за свой грех и этим удовлетворил наше самолюбие. Мы совершенно забываем слова Спасителя: «Какою мерою мерите, и вам будут мерить» ( Мф. 7: 2 ).

«Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе». Кто не помнит то душевное чувство сострадания, которое мы испытываем, когда кто-то просит у нас прощения? Становится порою неловко, мы готовы сразу все забыть и простить. Не то было с рабом: «Но тот не захотел, и пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга». Он был неумолим. Своей безжалостностью он был ослеплен, вовсе не сознавая, что этим сам себя осуждает. Такое ослепление всегда сопровождает того, кто делается суровым и жестоким, кто «уходит от Бога», т.е. удаляется от истинного пути, забывает милость Божию. Когда мы требуем от согрешившего против нас немедленного удовлетворения, думая, что этим мы его наказываем, думаем, что «сажаем его в темницу», на самом деле мы самих себя заключаем в темницу – темницу отчуждения от Бога. Поступая так, мы уже не имеем права произносить слова молитвы Господней: «. оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Молитва, произнесённая человеком, не желающим простить ближнего своего, не принимается Богом. Это выражено в словах Господа: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди принеси дар твой» ( Мф. 5: 23–24 ).

Далее в притче мы узнаём, что пострадавший от неблагодарного раба вызывает сострадание даже у посторонних наблюдателей этой жестокости: «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее». Митрополит Антоний (Храповицкий), вслед за св. Отцами Церкви, пишет, что под товарищами здесь нужно понимать Ангелов и святых, наших небесных доброжелателей.

«Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Обычно под словами «отдать истязателям» понимают что Бог предаёт Своих должников вечной муке. Но если за всякое непрощение ближнего Господь будет нас предавать вечной муке, то кто может спастись? Эти слова нужно понимать, как мучение здесь, в нашей временной жизни: скорби, несчастья, болезни, и т.д. Когда мы грешим, то руководствуемся обычно желанием наслаждения. Достойное искупление наслаждения – скорбь, как вещь прямо противоположная наслаждению. Терпя скорби, мы как бы искупаем наши грехи, хотя искупить их до конца сами мы не можем. Совершенное искупление даёт только жертвенная смерть Христова.

«Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Смысл этих слов в том, что нашим нежеланием простить ближнего, мы оскорбляем милосердие Бога и Его к нам доверие.

От Бога мы всего ожидаем и принимаем: милости, прощение, любовь, дары духовные и земные, но когда люди к нам обращаются с желанием получить то же, мы оказываемся такими строгими, негнущимися, немилосердными. Нужно смягчить своё сердце, пока не поздно. Нужно не забывать обо всех благодеяниях, получаемых нами от Бога на протяжении всей жизни. Обратим внимание на спасительный смысл этой притчи, чтобы исполнить заповедь Христову: «Не судите, и не судимы будете; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6: 37 ).

Похожая притча

Помню, когда я был еще юношей, один опытный священник сказал мне слова, которые я запомнил, наверное, на всю жизнь: «Если ты не научишься быть благодарным, то рискуешь всю оставшуюся жизнь прожить в придуманном, не настоящем мире». Оказывается, неблагодарное сердце лишает человека чувствительности к тому, что он получает, и, напротив, обостряет ощущение потери (пусть и ничтожной), когда таковая случается. Человек сам себя помещает в мир иллюзий. Облагодетельствованный со всех сторон, но не наученный оценивать благодеяния, человек превращается, по сути, в ту пушкинскую старуху, что в посылаемых ей подарках умудрялась увидеть для себя потерю!

Жизненный опыт человека неизменно подтверждает, что «похмельем» подобного дурмана иллюзий непременно станет «разбитое корыто». Промысл Божий, изображенный у Пушкина золотой рыбкой, непременно лишит неблагодарного многих Своих даров, посылаемых через людей, и человек, если не одумается, будет обречен и далее жить в придуманном мире, во всех своих бедах и лишениях обвиняя ближнего. Что мы, в общем, и наблюдаем на каждом шагу.

Если к таким последствиям неблагодарность приводит в нашей повседневной жизни, то в области духовной, относящейся к нашим взаимоотношениям с Творцом, она может привести к последствиям и вовсе необратимым для вечной жизни человека. Неблагодарность отнимает у него способность к прощению, а значит, лишает и самого человека возможности быть прощенным, что очень хорошо иллюстрирует притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35). Однако притча эта не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу.

Духовный кредит

А теперь обо всем по порядку. Даже при первом знакомстве с этим эпизодом бросаются в глаза не только неблагодарность, но и те духовные последствия, которые она порождает: дикая жадность, слепота и, по сути, безумие первого должника. Наиболее ярко это можно рассмотреть, если мы переведем этот случай в современный нам контекст. Представим себе ситуацию, которую очень легко вообразить, хотя сама она и нереальна: человек взял огромный кредит – например ипотеку на квартиру. Но вот наступил такой период в его жизни, когда он уже совершенно не может его выплачивать. Переговоры по реструктуризации долга ни к чему не приводят, и банк в судебном порядке решает отнять у него и квартиру, и все его имущество. Тогда заемщик в отчаянии идет к генеральному директору банка, бросается ему в ноги и слезно молит: «Прошу тебя, потерпи еще некоторое время, я обязательно все отдам!». И тут вдруг – о чудо! – директор банка прощает ему весь его долг (10 тыс. талантов – около 18 млн. руб.) и отпускает его. Этот необыкновенно потрясенный человек выходит с таким подарком из банка и по дороге встречает своего знакомого, который когда-то взял у него в долг 100 динариев (около 20 рублей), и начинает его трясти, требуя вернуть ему эти рубли. Когда же его знакомый обращается к нему с такой же мольбой, с какой тот сам недавно обращался к директору банка, то он, нисколько не сжалившись, делает все, чтобы… посадить его в тюрьму.

Мы не помним и не ценим то, что делает для нас Бог, потому и требуем от ближних вернуть нам «долги»

Если бы мы увидели со стороны такую ситуацию, то искренне посмеялись бы и покрутили у виска тому безумцу, который, получив такой подарок, трясет своего должника за копейку. Однако сами мы (и в этом нравственный урок притчи) в духовно схожей ситуации часто поступаем совершенно так же, как этот безумец. Просто, не умея анализировать свои поступки с христианской точки зрения, мы склонны этого не подмечать в себе и не угадываем ситуации, в которых поступаем подобным образом. Если же задуматься над этим, то все станет, в общем-то, очевидным. Достаточно нам вспомнить свою жизнь и то, сколько раз Господь прощал нам наши порой очень и очень серьезные грехопадения. Бесчисленное множество раз Господь прощал и продолжает прощать нам и то, в чем мы согрешаем и каемся постоянно, от исповеди к исповеди, ибо каждый день впадаем в одни и те же грехи по своему нерадению и просто в силу свойственной каждому немощи. Если все наши «долги» перед Богом условно сложить, то и получатся те самые 10 тысяч духовных талантов, которые мы должны Богу и которые Он по Своему милосердию простил нам. Но как поступаем мы?! Не умея помнить и ценить то, что всегда делает для нас Бог, мы бессердечно требуем от ближнего вернуть нам наши «сто динариев» – долго не можем простить обиды, причиненные нам, с раздражением и нетерпением относимся к немощам находящегося рядом человека.

О небезусловном залоге прощения

Так что же нам делать, если мы не желаем разделить лютую участь того неблагоразумного должника, которому по немощи подражаем? Во-первых, конечно, не лишним будет иногда вспоминать те законы духовной жизни, о которых Господь нам напоминает в этой притче. И первый из них мы находим в начале притчи: залог прощения Богом грешника заключен в покаянии. Здесь нам стоит обратить внимание на два малоприметных момента.

Первый момент: царь не сразу прощает должника, а сначала приказывает наказать его; прощает же лишь тогда, когда тот просит о прощении. Это о том, что грех неотвратимо влечет к человеку наказание и лишь покаяние способно изменить ситуацию.

Момент второй: царь не говорит: «Мне трудно тебя простить, ведь твой долг слишком велик» – и ничем не попрекает должника, а сразу же прощает. В духовном смысле это следует понимать так: не имеет значения мера греховности, если есть искреннее покаяние. Если Господь видит в сердце искреннее раскаяние в поступке, то не станет попрекать нас в частых падениях (каемся же всегда в одном и том же!) и не скажет, что устал нас прощать, а сразу вновь простит. И в этом нам открывается неисчерпаемое милосердие Бога и великое значение покаяния. Покаяние – главный залог и гарант того, что Бог будет милостив к душе грешника.

Но при этом покаяние – лишь половина дела. Далее, несмотря на покаяние и обещание исправления, мы видим все же плохой конец нашего «героя». Он не захотел простить своего должника и этим обрек себя на столь худой конец: царь «вернул» его долг и посадил его в темницу. И здесь мы можем усмотреть второй закон: покаяние теряет свою силу, если кающийся не стремится от всего сердца простить своего «должника». Это достойно самого пристального нашего внимания. Мы не можем полагаться лишь на то, что смыли слезами покаяния свои грехи, которые, значит, уже не помянутся нам на суде. Если мы не стремимся прощать своего ближнего, то все наши грехи, и раскаянные, и исповеданные, «вернутся» к нам и мы ответим за них, как и за нераскаянные!

Еще один момент притчи заслуживает внимания. Второй должник обращается к первому с просьбой точно такими же словами, какими первый совсем недавно обращался к царю: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Это не случайная подробность. Она говорит о том, что как грех ближнего против нас напоминает нам о нашем грехе перед Богом, так и произнесенное ближним «прости» естественным образом должно напомнить нам наше «прости», обращенное к Богу. И не только «прости» должно напомнить, но и то, что тут же мы получили прощение, а с ним получили и необычайное облегчение совести. А в таком случае разве имеем мы право на какой-то иной ответ ближнему, кроме «Господь да простит тебя»?

«Непонятный» поступок должника

Сердце неблагодарное быстро забывает о полученной милости и само не склонно быть милостивым

Но вернемся к неблагоразумному должнику. Почему он так поступил? Если исключить мысль о его совершенном безумии, то все это выглядит так, что он совершенно забыл то, что с ним сейчас произошло. Поскольку это едва ли возможно, так как произошло только что, то подобная мнимая забывчивость говорит нам в первую очередь о неблагодарности этого должника. Ибо какое расположение духа благодарного человека, который получил подобный подарок? Оно исполнено благодарной радости за полученную милость, а потому склонно само к милосердию. Здесь же мы видим нечто противоположное. Сердце неблагодарное очень быстро забывает о полученной милости и, как следствие, и само не склонно к милосердию. Вот главная причина. Переведя все это в область нашей духовной жизни, заметим: мы, увы, очень склонны забывать то, что нам Бог простил, и хорошо помнить то, что нам сделал ближний. А надо бы наоборот, ибо то, что сделал Бог, гораздо важнее. И если бы мы давали милосердию Божию к нам должную цену, то никогда не страдали бы памятозлобием.

Вторая причина – законнорожденное «дитя» первой – безумное сребролюбие неблагоразумного должника. Что можно сказать о человеке, который даром получил 18 миллионов, но готов «порвать» ближнего за 20 рублей? Можно сказать, что он страшно сребролюбив. А при развитии сребролюбия неизбежно искажение сознания. Это особенно бывает заметно в преуспевающих материально людях. Все более богатея, они, вопреки логике, становятся все более чувствительны к небольшим финансовым затратам или потерям. Прирастая миллионами, они болезненно представляются сами себе нищающими, расставаясь с тысячами. Вспоминается рассказ одного живописца, который приезжал куда-то на Рублевку писать портрет жены хозяина дома. При встрече живописец поделился с хозяином радостью – приобретением нового – очень престижного – автомобиля. В ответ клиент показал ему свой гараж, вместивший 14 подобных автомобилей, на которых он иногда куда-то выбирался. И этот человек, как повествует живописец, расплачиваясь за портрет супруги, препирался с ним за каждую сотню! Подобное устроение и подвигает человека, имеющего миллионы, трясти ближнего за копейку.

Святитель Феофан Затворник: «Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать»

Однако сребролюбие в притче лишь образ, как и непрощение копеечного долга, – образ непрощения нами огорчений и обид от ближнего. Сребролюбие происходит от самолюбия, и в нашем случае нужно говорить именно об этом. Мы очень самолюбивы, поэтому так болезненно воспринимаем любые обиды и подолгу не хотим их простить. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник: «Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так, чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь; но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери – ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости».

Итак, неблагодарность и самолюбие – вот наши враги духовные, коррозия, способная погубить сокровище: покаяние и всепрощение. А потому, человек, если хочешь войти в вечную жизнь, научись быть благодарным. Учись этому везде: дома со своими близкими, на работе с сотрудниками, на молитве с Богом. Если хочешь наследовать спасение, научись прощать ближнего: помни о том, что Бог предусмотрел все эти обиды против тебя, одарив тебя Своим всепрощением. Он подарил тебе целый каравай, чтобы ты не требовал вернуть тебе крошку. Все это Бог даром дал нам, и эту притчу Он подарил нам для того, чтобы показать, что легко можно войти в жизнь вечную, нужно только научиться быть по-настоящему благодарным.

Похожая притча

Сегодня, братия и сестры, в чтенном воскресном Евангелии мы слышали притчу о немилосердном должнике. Перед этим Господь беседовал с учениками, научая их детской простоте и прощению взаимных согрешений. Петр спрашивал у Христа, до семи ли раз прощать брату своему? При этом, как бы подчеркивая свое великодушие, сказал «до семи», в то время как раввины учили, что прощать кого-либо не следует более трех раз, подобно тому, как и Бог прощал врагов Израиля три раза. В ответ он слышит от Господа удивительные для ветхозаветного человека слова о том, что прощать нужно не семь, но семиджды семьдесят раз, то есть, образно говоря — всегда. А далее в притче открывает ученикам законы Царства Небесного.

В этой притче, Господь представляет Царство Небесное как справедливый суд между царем и Его должниками. Сего ради уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими (Мф.18:23). Господь уподобляет Царство Божие, которое зачинается внутри человека, Царю, восхотевшему взыскать отчета со своих подданных. То есть, всем нам на пути в будущее Царство Любви и Блаженства, предстоит исключительно взыскательная процедура отчета всех наших долгов Богу. Грехи и прегрешения людские именуются в Писании именно долгами. Когда мы грешим — мы идем против Бога, то есть идем против правды, справедливости, добра, любви, против жизни. В момент совершения греха мы переходим на сторону зла, лжи, тьмы и смерти. Следовательно, мы подпадаем проклятию и отвержению от Бога, а значит и отлучению от света и жизни. От нас уходит Бог, а когда Он уходит, все Его драгоценные дары обращаются для нас в орудия наказания. Благо, жизнь и любовь — все Божие, что нам принадлежало, отнимается от нас, как в притче. Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант: не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати (Мф.18:24,25).

Но, по милосердию Божьему, у нас пока есть возможность покаяния. Можно упросить Царя Небесного потерпеть, пока мы, должники, воздадим весь долг, то есть раскаемся в содеянном, и вернем долг Богу через исправление своей жизни. Не просто словами вымолим прощение, но делами исправим содеянное; добродетелями выправим злодеяния, и этими добродетелями вернем долг. Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему (Мф.18:26,27).

Милосердие Владыки безмерно. Подданный Царя должен был владыке тмою талант — 10 тысяч талантов. 10 тысяч — это самое высшее число, упоминаемое в Новом Завете, а талант — самая высшая мера веса в Писании равная примерно 45,6 кг серебра. То есть, выражение тьма талантов должно поразить слух слушателя, как невероятно огромное состояние. Представьте себе, что это количество в монетах того времени составило бы более шести товарных вагонов серебра, и в ту пору серебро было значительно дороже, чем сейчас. Кто-то подсчитал, что в России тьма талантов эквивалентна 1-2 миллиардов евро (дневная зарплата сборщика винограда в Крыму в наши дни составляет 1200-2500 руб. за смену, в зависимости от выполнения нормы, за эту работу платили тогда 1 динарий, а в таланте 6000 динариев). Должник просил лишь об отсрочке долга и терпении Владыке. Великодушный Царь пожалел своего подданного и, зная, что долг он вернуть не сможет, простил ему весь этот невероятной величины долг. Так происходит и с нами, когда мы просим прощения и от всего сердца приносим Богу покаяние и исправление. Господь прощает все наши долги и наполняет нас благом, радостью и жизнью. Все наше остается при нас.

Товарищ его был должен ему всего 100 динариев, на эти деньги можно было купить быка, но по сравнению с невероятным долгом, который ему простили, эта сумма была не сопоставимо мала, ничтожна. Его товарищ также как и он, ранее умолял потерпеть немного, пока не вернет этот вполне возвращаемый долг. Но безжалостный бывший должник предает товарища наказанию и сажает в темницу. Он требовал справедливости суда над товарищем, забыв, что Царь поступил с ним не по справедливости, а по милости, по милосердию. И этим показал, что милость выше справедливости, она как бы справедливее справедливости. Но, окаменелое сердце немилосердного должника отвергло милость и захотело суда.

Апостол Иаков говорит: Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде (Иак.2:13). И вот итог: Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая. Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой (Мф.18:31-34). Ты желал только справедливости, не хотел знать, что такое милость? Вот теперь на себе познай это. Как вы думаете, сможет ли он воздать свой огромнейший долг Владыке, сам находясь в темнице!?

Но не похожи ли и мы, братия и сестры, на такого немилосердного должника? Сколько раз мы каялись с вами в одних и тех же грехах. Сколько раз обещали Господу исправление. Ведь это все — наши долги. А сколько еще забытых, неосознанных грехов? Сколько тяжких и непростительных по-человечески грехов оставлено нам. Если все взвесить, то во истину будет тьма талантов. И вот все это нам прощается даром. Только подойди к священнику и получи оставление грехов. Но почему же мы так легко получившие прощение, сами не прощаем и другим? Почему с огромной тяжестью, в основном из страха самим быть не прощенными, как этот немилостивый должник, понуждаем себя изобразить что-то похожее на прощение? Сколько раз приходилось слышать «я простил(а) ей, ему все, только видеть этого человека не могу». Господь в притче ясно обещает нам Тако и Отец мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Мф.18:35). Сказано ясно от сердец ваших. Это значит, что человек, которому вы простили уже никак не волнует вас, и при виде его не меняется ваше дыхание и пульс, и вы не чувствуете никакого напряжения. А если все это есть, то еще не простили, может, вы стараетесь, но полного прощения еще нет. Как и любая добродетель, полное прощение возможно только при содействии Божией благодати. Нужна молитва Богу, что бы Он помог вам по-настоящему простить своего должника.

Будем помнить, братия и сестры, эту притчу. И, получив от Бога прощение за бесчисленные свои прегрешения, с радостью простим и мы нашим должникам прегрешения, несправедливость, даже злобу и вражду, ибо и нам все это простили при условии и научимся великому милосердию нашего Владыки, Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки со Отцем, и Святым Духом. Аминь!

Похожая притча

Святитель Николай Чудотворец: Житие, Чудеса, Исцеление. Базилика в г. Бари. Паломничество к Мощам Св. Николая. Святое Миро.

В этом сообществе мы вместе сможем помолиться Угоднику Божиему (организовано ежедневное чтение Акафистов Святителю Николаю), а также Вы сможете оставить просьбы о молитвенной помощи. Я помолюсь за Вас и Ваших близких перед мощами Св. Николая в Базилике г. Бари. Храни Вас Бог!

P.S. Оставляйте Ваши просьбы о молитве на стене сообщества! Это важно
Также просьба поделиться Вашими историями: как Вам и Вашим близким помогал Святитель Николай?

P.P.S. Сообщество создано во имя Господа нашего молитвенная помощь оказывается безвозмездно ❤️

Умеем ли мы прощать? Притча о немилосердном должнике.

И вот это притча, она настолько ясная, настолько понятная. И почему же мы в жизни так часто забываем её? Давайте её помнить. А как её можно помнить? Не быть злым, не душить другого за горло, не хватать другого и не толкать. Не спрашивать за малое, а просто простить. Просто понять, что иногда у человека колет в сердце. Что иногда у человека такие проблемы, что нам и не снилось - сейчас, у него дома. Иногда человек просто устал. А иногда человека, вот так жара сломила, что он уже ничего не соображает. И не требовать от него быть идеальным, а просто сказать: «Давай лучше тебе помогу». Не требовать, а «давай я тебе помогу, поддержу и прощу, и пойму тебя». И в этот момент - в этот момент прощения, вот в этот момент не превозношения, момент не суда, а милосердия - в этот момент Господь обязательно будет рядом с вами. И ещё ближе будет рядом с вами. Умейте простить. Умейте любить, а значит умейте быть всегда рядом с Богом. Он прощает и мы должны прощать. Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди

Читайте также: