Кто владеет собой притчи
Обновлено: 26.12.2024
12:1 Всякий, кто открыт для обличения и наставления, тем самым показывает, что он действительно желает научиться. Человек, которого возмущает, когда его исправляют, и который отвергает обличение, тот невежда.
12:2 Нравственный, этичный человек может быть уверен в благоволении Господа. Человек с коварными намерениями может ровно настолько же быть уверен в Его осуждении. "Задумайтесь, – писал Форман, – высшая Сила во вселенной против деяний нечестивого определила, что все его усилия окажутся безуспешны! Высшая Сила оставляет человека наедине с самим собой в безмолвном пренебрежении".
12:3 Жизни, над которыми властвует беззаконие, не имеют стабильности. Они подобны семени, которое падает в каменистых местах (Мф. 13:5, 6), где слой почвы неглубок, и, не имея корня, семя вскоре засыхает.
Корень же праведника покоится глубоко в Боге. Он способен устоять даже тогда, когда на него обрушиваются сильнейшие жизненные бури. Такого человека описывает Псалом 1:3.
12:4 Добродетельная жена доставляет радость и веселье своему мужу. Но та, кто порочит своего мужа, разочаровывает и подводит его – как если бы кости его разрушила гниль.
12:5 Цели праведного достойны похвалы, и ровно настолько же планы нечестивых коварны и обманчивы. Иначе говоря, цели человека являются отражением его характера.
12:6 Своими словами грешники раскладывают смертельные ловушки перед наивными и неосмотрительными. Праведные же спасают себя и других, говоря истину.
12:7 Когда правосудие настигает нечестивых, это становится для них концом. Благочестивые люди стоят на прочном основании, и им не страшны бедствия и несчастья.
12:8 Люди хорошо отзываются о том, кто обладает проницательностью и поступает мудро, но не питают ничего, кроме презрения, к тому, кто живет без моральных принципов.
12:9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Даже низкое положение и еда на столе лучше, чем мнимый высокий ранг и голод.
12:10 Доброта праведного распространяется даже на животных, а нечестивый человек жесток, даже тогда, когда считает, что поступает мягко.
Хотя Бог превосходит Своим положением всех, Он не считает ниже своего достоинства заботиться о животных, и даже устанавливает законы о них (Исх. 20:10; 23:4, 5). Он даже установил заповедь о птичьих гнездах (Втор. 22:6).
12:11 Человек, который занимается позитивным, созидательным трудом, например, сельским хозяйством, будет насыщен, и его нужды будут обеспечены. А тот, кто тратит свое время на бесполезные занятия, – у того пусты не только кладовые, но и голова.
12:12 Нечестивый стремится уловить ближнего своего своими сетями, стремясь к неправедной наживе. Иначе говоря, нечестивый желает того, что принадлежит другому.
В противоположность этому, праведник довольствуется тем, что сам обеспечивает свои нужды.
12:13 Нечестивые люди часто оказываются пойманными в ловушку своими собственными словами. Они претыкаются о свои собственные рассказы, которые подчас не соответствуют тому, что они говорили ранее. Лжецу необходимо иметь выдающуюся память, иначе он сам запутается в своих историях. А для того, чтобы поддерживать существование одной лжи, ему придется выстроить целую цепочку других.
Праведник выйдет из беды. Бог не обещает Своим детям, что они избегут всех неприятностей, но что они выйдут из них победителями.
12:14 Добрые слова и добрые поступки несут в себе свое собственное вознаграждение. Мудрая, добрая и чистая речь вознаграждается любовью, благосклонностью и уважением. Добрые дела возвращаются к человеку благословениями.
12:15 Глупца невозможно в чем-либо убедить. Он сам все знает, и не желает прислушиваться к советам. Мудрый же человек принимает наставление. Он понимает, что один человек никогда не сможет увидеть все стороны вопроса сразу.
12:16 Глупец не контролирует свой гнев. Он взрывается в ответ на малейшую провокацию. Благоразумный человек знает, как проигнорировать оскорбление, и умеет владеть собой.
12:17 Свидетель, говорящий в суде истину, представляет праведные показания. А свидетель ложный говорит обман.
12:18 Некоторые люди пользуются своим языком как мечом, "рубят с плеча", нанося окружающим боль и раны. Слова же мудрого врачуют, то есть, исцеляют раны, нанесенные болтуном.
12:19 Истина вечна. Почему? Потому что истина – это то, что Бог говорит о чем-либо, поэтому она неизменна.
Лживый язык недолговечен, как мгновение ока.
12:20 Коварство наполняет сердце тех, кто замышляет нечестие. Сердце же тех, кто ищет мира, исполнено радостью.
12:21 Утверждение, что с праведником не приключится никакого смертельного зла, истинно в общем смысле. Тем не менее, и у этого правила есть исключения. Истиной без исключений является то, что праведным не грозят те ужасные последствия, которые влекут за собой деяния нечестивых.
На нечестивых же обрушивается великое множество подобных бед.
12:22 Бог ненавидит лжецов. Мы должны с великой тщательностью избегать преувеличений, "белой лжи", или лжи во спасение, искажения истины, и полуправды! Верный способ обрести Божье благоволение и доставить радость Его сердцу – это быть абсолютно честным и верным в словах.
12:23 Рассудительный человек не выставляет напоказ то, сколько он знает. Он скромно скрывает свою ученость. Однако и краткого пребывания в обществе глупых достаточно для того, чтобы они проявили свою глупость.
12:24 При обычном течении жизни преданные, прилежные люди поднимаются на руководящие позиции так же, как сливки поднимаются на поверхность молока. Лень приводит к нищете, а нищета вынуждает человека находиться в подчинении у других.
Освальд Чемберс сказал, что небрежность является оскорблением Святого Духа. Он мог бы сказать то же и о лености.
12:25 Тоска . подавляет человека. Доброе, ободряющее или утешающее слово может самым чудесным образом помочь человеку воспрянуть духом.
12:26 В противоположность бытующему мнению, праведник все же находится в лучшем положении, нежели его нечестивый сосед. Иногда создается впечатление, что все наоборот: что грешники всегда получают лучшую долю, и это приводит людей к заблуждению, что запретный плод действительно слаще. Поэтому христианин должен выбирать друзей осторожно.
12:27 Этот ленивый бездельник либо не ходит на охоту, либо не жарит ту дичь, которую ему удалось поймать. В первом варианте ему не хватает мотивации для того, чтобы начать что-либо делать; во втором – стремления, чтобы закончить начатое.
Вторая часть стиха на иврите так же неясна, как и первая, но можно быть уверенным в том, что прилежный человек ценит то, что он заработал, и использует это наилучшим образом. Такой была Руфь: она вымолотила то, что насобирала (Руфь 2:17). Изучая Библию мы должны постоянно стремиться углубить свои познания, что можно сделать через размышление над Писанием, молитву и практическое послушание:
Твоим Священным Словом мы кормимся, живем, растем,
Идем вперед в познании Христа, и исполняем, то, что уже познали.
12:28 Узкая стезя праведности дарует жизнь на пути, и приводит к жизни в конце путешествия. На ней нет смерти, которая подстерегает каждого, идущего широкой дорогой, ведущей к погибели. "Жизнь" здесь подразумевает будущее за порогом смерти – жизнь вечную. В Новом Интернациональном Переводе (НМВ) этот стих звучит следующим образом: "На пути праведности – жизнь; на ее стезе – бессмертие".
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 16:32 / Притч 16:32
Притчи 16 стих 32 — синодальный текст: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.Григорий Двоеслов (
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Завоевывать города есть меньшая победа, потому что завоевываемое вне нас. А большая состоит в том, что побеждается терпением, потому что дух побеждается сам от себя и подчиняет сам себя самому себе, когда терпение ниспровергает его до уничижения в терпеливости.
Источник: Гомилии на Евангелия.
Амвросий Медиоланский (
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Если гневаетесь, то гневайтесь на себя за то, что вы допустили себя раздражиться, и тогда вы не согрешите. Ибо тот, кто гневается на себя за то, что легко раздражается, не станет гневаться на другого, а кто пытается доказать справедливость своего гнева, тот воспламеняется [еще] больше, и быстро впадает в грех. И, по словам Соломона, владеющий собою [лучше] завоевателя города (Притч 16:32) , потому что гнев уловляет даже храбрых.
Источник: Об обязанностях священнослужителей.
Антоний Великий (
Возлюбленные дети мои, Священное Писание говорит, что лучше муж долготерпелив паче крепкаго и что долготерпеливый превосходит крепкого, как удаляющийся от огня превосходит приближающегося к нему.
Итак, будем долготерпеливы, поскольку в долготерпеливом Бог обитает. Кто не долготерпелив, тот покоряется воле диавола; напротив, кто долготерпелив, тот покоряется воле Божией во всякое время.
Источник: Двадцать слов к монахам.
Магн Аврелий Кассиодор
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города
Простителен тот гнев, который не доходит до исполнения своего негодования, как написано: Удерживающий гнев лучше завоевывающего город ( Притч 16:32; LXX). И потому прибавляется заповедь о хранении себя, дабы, если уж и гневаемся мы, не согрешили бы от необдуманной безрассудности. Хотя по поврежденности человека не можем мы хранить в своей власти яростные движения души, но при помощи благодати Божьей можем сдерживаться дисциплинирующим разумением.
Похожая притча
1-3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4-9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10-15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16-26. Правда Божия — в отношении к мудрым и к глупым. 27-33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.
Притч.16:1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Притч.16:2. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
Притч.16:3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9:36.5).
Притч.16:4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Притч.16:5. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
Притч.16:6. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
Притч.16:7. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Притч.16:8. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
Притч.16:9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).
Притч.16:10. В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
Притч.16:11. Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
Притч.16:12. Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
Притч.16:13. Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
Притч.16:14. Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
Притч.16:15. В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.
Идет ряд притчей политико-общественного содержания: преимущественно относительно царской власти. Царь здесь, как и в других местах книги Притчей (Притч 20.28:21.1, 25.5) представляется идеальной нравственной силой, воплощением и охранителем нравственного миропорядка, орудием Божественного мироуправления. Царю прямо усвояется вышеестественная, как бы пророческая способность и сила, евр.: gesem, греч.: μαντειον, Vulg.: divinatio, слав.: пророчество (ст. 10): как ставленник и представитель Бога на земле, царь теократический, в делах управления и суда изрекает бесспорные и выше сомнений стоящие решения (ср. 3Цар 3.27 ).
В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1). В ст. 12-13 — в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной — высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14-15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев — вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7).
Притч.16:16. Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
Притч.16:17. Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
Притч.16:18. Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
Притч.16:19. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
Притч.16:20. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
Притч.16:21. Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
Притч.16:22. Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
Притч.16:23. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
Притч.16:24. Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
Притч.16:25. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
Притч.16:26. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14:8.10-19). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе — подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду — в чувстве самосохранения (ст. 26).
Притч.16:27. Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
Притч.16:28. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
Притч.16:29. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
Притч.16:30. прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].
Притч.16:31. Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
Притч.16:32. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притч.16:33. В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.
В ст. 27-30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12-13). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых — честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» (Притч 16.32).
Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Читайте также: