Притча про игру го
Обновлено: 22.12.2024
Узнав, что кто-то играет в го, люди реагируют одинаково: «Что это за камешки? То ли дело шахматы или шашки!». Немногие понимают суть узоров, которые игроки выкладывают из камней — со стороны система игры выглядит чудовищно запутанной. При этом го — одна из самых распространенных настольных игр в мире. Завоевывает она свое место и в России — на последний московский турнир съехалось более 150 участников. Го намного старше шахмат и тоже возникло в Азии, но где именно, неясно: за четыре тысячи лет сменились десятки цивилизаций, расцвели и рухнули могучие империи, произошли грандиозные переселения народов, и след теряется на границе Китая, Индии и Тибета. Тем не менее шахматы значительно популярнее, и в связи с этим возникает вопрос — почему? Чем привлекает го и чем отталкивает?
Легенда о го Другие названия игры, дзаин («сидящий отшельник») и ран-ка («сгнившее топорище»), восходят к старинной легенде. Однажды дровосек Ван Чжи повстречал в горах старцев, которые предавались непонятной игре, подошел и стал наблюдать. Когда игра закончилась, игроки растаяли в воздухе, Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, а топорище сгнило. В родной деревне его встретили незнакомые люди, никто его не узнал, и только дряхлая старуха вспомнила, как в детстве ей рассказывали, что сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал.Искусство игры
Сейчас в мире наблюдается подъем интереса к го, однако лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии. С одной стороны, го — игра счетная, с жестким прессингом, филигранными сменами темпа, требующая точного анализа оперативной обстановки, в этом европейцы сильны: культура Запада развивает левое, аналитическое полушарие мозга, ответственное за логику, речь, счет. Но в игре мы должны сперва понять все части целого, а уже потом сложить их воедино, и здесь азиаты, для которых частное — лишь часть общего, сильнее. Иероглифика, тональные языки, каллиграфия, медитация — все это развивает правое, «немое» полушарие, в ведении которого интуиция, художественные, музыкальные и прочие нелогические способности. В итоге там, где европеец начинает метаться и принимать спутанные решения, азиат видит фрагменты недоработанной картины и спокойно исправляет недостатки.
Мы старательно выстраиваем вокруг себя островки стабильности, будто намереваемся жить вечно. Изучающему же го необходимо постоянно меняться, ведь только с изменениями происходит рост и развитие. Преодоление страха и обиды на первом этапе, жадности и гнева на втором, косности и скепсиса на третьем, скуки и усталости на четвертом — вот этапы познания го. Со временем игроку начинают мешать не технические проблемы игры, а изъяны характера — рассеянность, горячность, неуверенность, жадность, авантюризм. В этот «потолок» (их несколько) рано или поздно упирается каждый ученик. Го не похоже на другие игры, где можно обойтись заучиванием стандартных позиций и приемов, именно поэтому оно — инструмент, а не цель.
Один из сильнейших игроков прошлого, Никкай (1559−1623) стал первым мэйдзином (мастером) и возглавил дом Хонимбо, первую японскую школу го. Два игрока этой школы, Хонимбо Досаку и Хонимбо Сюсаку, остались в истории под прозвищем «кисэй» («святой»). Сегодня мэйдзин, хонимбо и кисэй — переходящие титулы, за которые сражаются профессиональные игроки.
Невозможно сказать, что такое го — игра, спорт, философия, медитация или боевой симулятор. Порой кажется, что это игра отбирает людей, а не они ее выбирают. И возможно, в будущем го объединит Запад и Восток, правое полушарие мозга с левым, помирит физиков и лириков и сведет воедино все религиозные и философские течения. Так стоит ли удивляться тому, что для Японии эта игра настолько значима? Давайте остановимся и прислушаемся. Ибо мир наш суетен, а жизнь стремительна.
Дмитрий Скирюк — специалист по истории настольных игр, автор ряда реконструкций утерянных правил, начертаний игровых досок и фигур различных дисциплин
Немного интересных фактов об игре Го:
И еще немного про игру:
1. Го предположительно появилась в Китае, ещё до нашей эры и относилась там к 4 добродетелям, наряду с каллиграфией, живописью и игрой на лютне.
2. Спустя многие годы Го попало в Японию и не прогадало. Японцы со временем стали самыми большими мастерами игры. Поэтому их ошибочно считают создателями Го.
3. Японцы так полюбили Го, что даже во время второй мировой войны проводили крупные турниры. Во время падения атомной бомбы на Хиросиму в городе игралась вторая партия матча за звание чемпиона. Эту партию в учебниках по Го называют «Партия атомной бомбы»
4. Удивительно, но в Корее в конце 80-х началось массовое безумие по Го. Население страны было в два раза меньше Японии и при этом в Корее числилось больше игроков. В последних 54 крупных международных турнирах в 41 победу праздновали корейцы.
5. В Го существует очень интересная система уравнивания шансов белых и черных на победу – коми. Черные имеют преимущество за счет первого хода и поэтому белые изначально играют с небольшой форой — сейчас эта величина колеблется от 5,5 до 7,5 очков. В основном применяют дробное количество очков в коми, чтобы исключить вероятность ничьи. По-моему замечательное правило, исключающее договорные игры.
6. У Го существуют свои традиции этикета. Согласно этикету Го — сильнейший по рейтингу игрок должен играть белыми и при необходимости слабому дают фору — коми. Сдаться при поражении можно двумя путями, либо просто сказать «сдаюсь», либо выложить одновременно на доску более одного камня. Вы всегда можете попросить выигрывшего вас игрока разобрать партию и указать ошибочные по его мнению ходы — соперник не должен отказывать.
7. Существует очень интересный вариант игры Го — игра камнями одного цвета. Оба соперника должны в уме помнить какого цвета где камни, при этом все камни на доске выкладываются одним цветом.
8. Для компьютера Го считается одной из самых сложнейших игр. До сих пор сильнейшие программы не могут играть хотя бы на уровне первого дана (в предыдущей статье я вкратце описал систему Кю-Дан).
9.MoGoTitan — это сильнейшая программа по игре в Го. Она работает на компьютере который в 1000 раз мощнее Deep Blue, победившего Гарри Каспарова в шахматном матче. При всём при этом сильнейшие игроки в Го её спокойно обыгрывают и при этом времени на обдумывание ходов тратят намного меньше.
Вот кстати многим понравилась в свое время игра Распутываем нитки, а вот Петли Дзэн. Вот тут Стреляем из лука и Говорят, можно продержаться 18 секунд ?. Как то была популярной игра 2048 и легенда игр - Contra. Ну вот еще Не дайте Лисице скушать Уточку ! и Вспоминаем старое: Pacman
Похожая притча
Чужой компьютер
Игра ГО в Минске
вернуться к странице
Игра ГО в Минске запись закреплена
Эдуард Козлов
Тактика и стратегия
Го — игра захвата. Игроки делят доску с помощью камней, а главная ценность — территория, пустые пункты (перекрестья линий на доске), которые игрок себе огородил. За ход игрок или выставляет один камень в любой незанятый пункт, или пасует. Первый ход делают черные, это дает преимущество, и, чтобы выравнять баланс, в XIX веке ввели правило «коми»: перед началом игры белые получают компенсацию в 6,5 очка. Поэтому в го не бывает ничьих — за все действия в игре дается только целое количество очков, и 0,5 очка всегда будут служить средством перевеса.
Приемы игры относительно просты: окружай, строй крепости, дели пространство. Камни ставятся на перекрестья, каждое в свою очередь граничит с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски — с тремя, в углу — с двумя), которые называются «дамэ» (дыхание). Пока у камня или группы есть контакт хотя бы с одним дамэ, они «живут», но если все перекрыто камнями противника, они снимаются с доски. Ставить камень в пункт, у которого нет дамэ, запрещено, такой ход разрешается, только если выставленный камень забирает последнее дамэ у группы противника и захватывает ее. Окружение — основа го, но не цель, хотя бывает, что гибель большой группы приносит победу. Помните, в школе многие играли в «точки»? Так вот, эта игра в принципе развилась из упрощенного го.
Поставленный камень остается неподвижным и может «выжить», только объединяясь в группу с камнями по соседству: чтобы «убить» такую группу, надо окружить ее снаружи и изнутри. Каждый новый камень увеличивает группу, она захватывает пространство и формирует внутри себя замкнутые пустоты («глаза»). Группа, у которой больше одного «глаза», называется крепостью. Гибель ей не грозит, поскольку закрыть оба «глаза» одним ходом нельзя. Когда крепостей столько, что их стены соприкасаются, а новые строить негде, игроки делят оставшееся пространство. Там, где шахматная партия заканчивается разгромом армии противника, в го наступает перемирие: игроки пасуют, обмениваются пленными (снятыми с доски камнями) и подсчитывают очки. Каждый окруженный пункт или захваченный камень приносит одно очко, и тот, кто набрал больше, выигрывает.
Го считают мирной игрой, но при разборе партии звучат слова «разрезание», «удушение», «плен», «гибель». Кто же на другой стороне доски? Начинающий игрок ответит «враг», ведь надо победить, а значит — воевать! Опытный скажет «друг», ибо его цель — правильное взаимодействие, а как взаимодействовать с врагом? Для мастера игры там нет никого: на другой стороне доски — ты сам.
Захват Если играющий белыми поставит свой камень на перекрестье А, группа черных потеряет последнюю степень свободы (дамэ), перейдет в статус «захваченной» и будет снята с доски.Осенью в Москве разыгрывался Кубок посла Японии по игре го, крупнейший российский турнир, на который приезжают в том числе мастера мирового класса. В минувшем году турнир посетили мэйдзин Тэцуя Митани и вице-президент Европейской федерации го госпожа Ли Тинг — они проводили мастер-классы, разборы партий и сеансы одновременной игры. Фестиваль «Японская осень», в рамках которого проходил турнир, устраивается с целью познакомить россиян с культурными традициями Страны восходящего солнца. В России го — официальный вид спорта, летом 2016 года в Санкт-Петербурге состоится Европейский го-конгресс, но, несмотря на это, популярность игры растет довольно медленно. Отчасти это связано с тем, что нет учителей, готовых работать с начинающими, к тому же не хватает коммерческих условий, в которых преподавание го станет достойным делом (хотя бы самоокупаемым). Но энтузиастов белых и черных камней становится все больше и больше, а энтузиасты, как известно, страшная сила.
Похожая притча
На одной из лекций, Мастер Го долго и подробно разбирал распространенный ход-ошибку. И так и эдак он объяснял почему ход плох. Наконец, это так убедило слушателей, что один из них в недоумении воскликнул:
- Почему же вообще, так играют?
- По той же причине, по которой существует весь этот мир.
Мастер сделал многозначительную паузу, а затем развил успех:
- из-за невежества.
Ведь, если бы игрок обладал полным знанием и всегда выбирал лучший ход, то все партии Го сводились бы к равному результату (ничьей). Если бы так произошло, то из игры бы исчез элемент случайности (неопределенности), приводящий нас к победе или поражению. Случай - это неопределенность, которую теперь заменит судьба (предопределенность), описывая все многообразие возможностей на пути к единственному результату.
Кто же будет играть, если результат, не зависимо от усилий, заранее известен и повторяется вновь и вновь? Такая игра быстро потеряет смысл. Этот мир, как и игра Го в нем, существуют, из-за нашего невежества, благодаря которому мы ошибаемся вновь и вновь, приходя, таким образом, то к победе, то к поражению.
Керамическая плитка с голубой глазурью.
Конфуций и Лаоцзы играют в Го, за игрой наблюдает по одной версии Ян Хуэй (лучший ученик Конфуция), по другой - Будда. (Три фигуры с нимбами вверху композиции). К сожалению, более качественного изображения найти не удалось.
Китай. Династия Мин, период Чэнхуа (Chenghua Period 1465-87).
Сюжет в котором Конфуций и Лаоцзы играют в Го - не редкость. Иногда этот сюжет развивается в игру между представителями двух учений или даже отходит в сторону игры между буддистом и даосом.
Есть легенда, которая, обычно, не поддерживается историками, о том, что Конфуций и Лаоцзы могли встречаться. Именно этот момент встречи изображается в подобных сюжетах. Го или Вейци - это разговор без слов, без языка, - качественно иной способ общения, диалога и передачи информации. Что могли сказать друг-другу два мудреца? Стали бы они спорить, как студенты об основах философии и доказывать что-то друг-другу, размахивая руками? Это было бы смешно. Другое дело обратиться к оппоненту на таком языке, который карает всякое отступление от гармонии, естества или золотой середины. Кто слаб в таком диалоге - от того ускользает Истина, которой чужды всякие крайности. Истина, которая в мире перемен обречена постоянно менять свои формы.
Но, быть может, эта предполагаемая партия закончилась равным результатом? Тогда бы оба мудреца показали совершенное понимание друг друга и сути вещей. Пусть бы даже, при этом, для своих последователей их слова звучали по разному, но результат такого "диспута" говорил бы сам за себя.
19 августа 2012
более 9-и лет назад
После лекции, один из студентов сокрушенно обратился к Мастеру Го:
- Ни как не пойму, в чем смысл жизни?
- Также, как в игре Го, - отвечал Мастер, - чем больше идей ты вложишь в каждый свой ход, тем более он эффективен. В жизни, - тоже, - смысла ровно столько, сколько ты сам способен вложить в каждый свой ход или поступок.
На старинном изображении китайская императрица Цыси за партией Вейцы или Го. Вероятно, в поисках смысла. =0)
9 декабря 2010
более 10-и лет назад
Один из случайных наблюдателей партии Мастеров, вдруг воскликнул, адресуя свой вопрос об необходимости игры Го в пространство:
- Не понимаю. Зачем это надо?
Тут же, Мастер Го, не занятый размышлением над ходом, обернулся и сотрясая указательным пальцем в сторону зрителя, воскликнул:
- Вот! Он может быть третьим!
- Что "третьим", - сжался посетитель, не ожидавший такой реакции и общего внимания.
- Ваш вопрос может стать третьим, после: "Кто виноват?" и "Что делать?", если не начать с него сразу. Хорошо, что вы задаете этот вопрос сейчас, а не после тех двух. Садитесь! Мы попробуем вместе найти ответ на него. - предложил Мастер Го.
3 ноября 2010
более 10-и лет назад
- Как вы играете в эту игру? - спросил случайный наблюдатель, увидев партию Го, - Это какой-то хаос.
- Вложите в хаос хотя бы одну идею и он превратится в порядок и Космос, - предложил Мастер Го.
PS. В то время, как на поле Го разворачивается, живет, гибнет и возрождается целый Космос, в душе человека проходит целая жизнь. Да, это способ прожить еще одну "маленькую", но очень наполненную событиями жизнь.
А жизнь - это хаос, пока в ней нет идеи (смысла). С появлением любой идеи все вещи сразу занимают свои места - начинается упорядочивание пространства и времени (как это можно проследить в каждой партии Го).
Фоторабота на тему "Космос и хаос", Ильдара Латыпова.
21 января 2010
более 11-и лет назад
Да, часто благодаря спорту человек учится побеждать не только других, но и себя. Превзойти себя и добиться новых побед - это большое достижение. Но иногда, чтобы победить себя - надо проиграть. Проиграть полностью и бесповоротно, без шанса отыграться. Тогда один из этапов победы над собой будет закончен. Поэтому, есть искусство побеждать и искусство проигрывать, которыми одинаково должен владеть Мастер Го.
Побеждая - мы приобретаем. что? Уверенность, силу (авторитет), самопредставление (самоидентификацию), а порою и просто гордость, происходящую из выросшей самооценки.
Проигрывая - мы теряем себя (отождествление себя с чем-либо). Камни и формы, выставляемые на поле Го, отражают наше мышление, сознание и представление о мире (игровую модель). Когда другой человек умело разрушает их, что остается? Неудовлетворенность и неуверенность, происходящие из рухнувшей модели мира (пусть даже она всего лишь игровая) и упавшей самооценки. Однако, в этот момент человек ближе всего к своему естеству и сути, так как то, что её "оформляет" и тем маскирует - частично разрушено. Поражение - также необходимо самопознанию, как смерть нужна, чтобы обнажить жизнь.
В конечном счете, каждому из нас предстоит сыграть в эту игру. И каким бы не было наше искусство побеждать, в последней игре нам предстоит отдать все. Только искусство поражения позволяет найти ту основу в душе человека, которую не затронет полное и окончательное разрушение всего того, с чем нам доводилось иметь дело. И пусть мы не сможем всегда держаться этой основы, но хотя бы сможем о ней знать и помнить. И Го предоставляет нам для этого подходящую возможность.
Недавно я наткнулся на текст, в котором приведен яркий и емкий пример искусства поражения (к сожалению, автор мне не известен).
"Несколько лет назад на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов - калеки и инвалиды - встали на стометровую беговую дорожку. При стартовом выстреле, началось соревнование, не все бежали, но все желали прийти первыми и выиграть. Равняясь на троих, один мальчишка упал на асфальт, кувыркнувшись, и заплакал. Остальные восемь, услышав плач, замедлили бег и оглянулись назад. Они остановились и побежали обратно. каждый. Одна девушка с синдромом Дауна, присела возле него и начала целовать, приговаривая: «Сейчас лучше?» И все девять обнялись и двинулись вновь к линии финиша. Все зрители на стадионе встали и зааплодировали, и до сих пор рассказывают эту историю. Почему? Потому что в душе мы знаем: самое важное в жизни - не выиграть для самих себя. Самое важное - помочь другим выиграть, даже если необходимо для этого остановится и поменять направление.
Счастье - это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени, для того, чтобы быть счастливым, кроме . СЕЙЧАС."
Владение искусством победы и искусством поражения обеспечивает человеку такую гибкость, которая позволяет быть счастливым прямо сейчас (не смотря на трудности), а не по достижению какой-то отдельной цели или новой победы. Мастер готов проиграть, готов к полному и окончательному поражению и поэтому победы и неудачи не разрушают его. Эта готовность - отличительный признак как самурая, так и всего воинского искусства.
Почему калеки и инвалиды повернули к упавшему? Потому, что они уже проиграли очень важное сражение в своей жизни и знают что это такое. Иногда победа - это поражение и наоборот. Поэтому, я не спортсмен и не разделяю лозунга: "выше, дальше, сильнее" (там - выше, дальше и сильнее - ничего нет, кроме одиночества), а также не стремлюсь к победе любой ценой. Мое время оглянуться назад и поменять направление - пришло. А ваше?
10 января 2010
более 11-и лет назад
Более 2-х лет назад я написал небольшую заметку, в которой обещал дать несколько идей на тему семи уровней мастерства. Сейчас, похоже, пришло время это сделать. Вот с чего начиналась та заметка (новый материал в конце):
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означают даны в Го?? И сколько всего уровней Мастерства? Каково их происхождение?
На этот счет есть любопытные данные. Начну из далека. В Тибете весьма распространена такая игра как Бакчен. Западному человеку она бы показалась похожей на покер и/или на онлайн казино, либо другие карточные игры. С Го эту игру роднит то, что она ведется с помощью 64 белых и 64 черных камней, но каждый камень маркирован подобно костям от 1 до 6, что в свою очередь перекидыват мост от этой игры к домино.
Вот, что пишет о происхождении этой игры Игорь Берхин.
Бакчен (sbag chen) ”древняя тибетская игра” насчитывает несколько тысяч лет и восходит своими истоками к могущественному нечеловеческому племени масанг, которое в древности заселяло Тибет наряду с людьми. Тибетские предания говорят, что масанг обладали чрезвычайно высокими культурой, наукой и искусством.
Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масанг и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи возводят свой род к детям, родившимся от таких союзов. Именно от масанг люди получили многие древние знания и умения. Масанг изобрели игральные кости, которые первоначально использовались не для игры, а для гадания, и уже на основе костей были созданы камни для игры в бакчен. Тибетцы считают, что хотя масанг и стали невидимы для людей, они продолжают покровительствовать азартным играм и приносят удачу тем, к кому они благосклонны.
Для успешной игры в бакчен необходим особый сплав интеллекта, скорости мышления, интуиции и удачи. Именно поэтому бакчен одинаково популярен как среди аристократии и высшего духовенства, так и среди простых крестьян и кочевников.
Чтобы изучить все правила под руководством квалифицированного игрока требуется несколько дней, и этого времени оказывается достаточно, чтобы влюбиться в эту в полном смысле слова волшебную игру, сотворенную древней мудростью.
Он же называет 5 уровней овладения этой игрой:
Существует пять уровней овладения мастерством игры в бакчен: два внешних, два внутренних и один тайный.
- Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
- Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
- Интуитивная способность угадывать камни соперников.
- Способность управлять удачей в игре.
- Тайный уровень.
На самом деле степеней Мастерства больше. Науки (будь то медицина, или астрология - две внешние из 7 основных наук, необходимых человеку для реализации) и искусства в Тибете содержат материал и практики для овладения им, распределенный по 7 ступеням Мастерства. После тайного уровня идет "сверхтайный" и "запредельный". Вот вам 7 данов, но спортивное Го со всеми его достижениями никогда не выходило за пределы 5-го дана.
Что происходит на тайном уровне можно представить (и я напишу об этом), но следующие уровни понимания игры. трудны, скажем так.
Итак, семь уровней мастерства, применительно к игре Го.
1) Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
Здесь все просто. Читаем книги, играем, решаем задачи по го.
2) Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
Этот навык легко тренируется даже без сознательных усилий со стороны человека. Умение понять психологию и склонности человека по его внешнему виду присуще почти всем людям, в особенности женщинам, склонным делать это интуитивно и чаще подстраиваться под партнера. Душевный настрой, бойцовский дух, желание и умение рисковать или обострять ситуацию - все это видно в игре и часто учитывается нами при принятии решения о поведении в игре.
Даже садясь играть второй раз с одним и тем же человеком, мы уже будем иметь опыт достаточный, чтобы предвидеть некоторые "обороты" игры и тем самым учтем стиль соперника, постаравшись избежать неприятных для себя позиций.
У Сунь-цзы в "Искусстве войны" мы находим хорошую иллюстрацию этому принципу: "Если ты знаешь себя и его, будешь всегда побеждать. Если знаешь себя, а его не знаешь - один раз выиграешь, а другой проиграешь, если не знаешь ни себя, ни его, - будешь всегда проигрывать."
3) Интуитивная способность угадывать камни соперников.
В приложении к игре го - это способность разгадывать замыслы противника и следовать за его идеей. Можно вступать во взаимодействие с идеями еще не "высказанными" на поле. Камней еще нет, но мы уже способны предупредить даже их появление. Как сказано у Сунь-цзы (Искусство войны, цитируется идея выраженная своими словами), - наивысший успех в военном деле достигается не путем штурма крепостей, а тогда, когда удается разрушить замыслы противника. Именно это дает игре Го особенную глубину и даже взаимопроникновение между соперниками.
4) Способность управлять удачей в игре.
Этот уровень игры находится уже на стыке ментального и духовного.
Удача, где бы она не проявлялась, в игре или в жизни, - индикатор того, как человек исполняет свой долг (дхарму) в самом широком смысле этого слова. Хотя элемент удачи в игре Го влияет на исход встречи намного меньше, чем в картах, костях или нардах, любой, кто серьезно занимается игрой понимает, что никто не в состоянии предсказать развитие позиции на много ходов вперед. По этой причине элемент случая или непредвиденного входит в игру, порою неожиданно разворачивая её в пользу менее умелого игрока. Однако, удачей тоже надо уметь воспользоваться.
Удача, также следствие того, что следуя библейскому афоризму можно было бы назвать верой, способной двигать горы. Но верой не в смысле самоуверенности или веры в себя, а веры в назначение. На этом уровне любая игра и в особенности Го превращается в "духовную борьбу". Это именно то, о чем написал Отакэ Хидэо: "В игре Го нет демократического начала. (От себя я бы добавил: "как и в жизни".) Напротив, она представляет собой откровенную духовную борьбу, и поэтому в наш век обладает обворожительностью."
5) Тайный уровень.
Именно здесь игрок может раскрыться как Мастер Го, как человек, который не только превзошел внешние и внутренние аспекты игры или практики, но и как человек, превзошедший себя самого. Эта идея особенно очевидна в игре Го, так как это игра, требующая нахождения баланса и равновесия. Как только человек нарушает равновесие - не важно: слишком жадно сыграв, или слишком скромно, он бывает "наказан" соперником. В этом смысле, любые сильные эмоции - страх, жадность, желание победы, ненависть, высокомерие, нетерпение и тому подобные - заставляют игрока отклониться от золотой середины в игре, что неизбежно ведет к поражению (при игре с равным). Таким образом, победив себя, Мастер, побеждает и в Го. Что, как вы понимаете, сложнее, чем выучить тактику и стратегию одной лишь игры Го.
6) Сверхтайный уровень.
Этот уровень позволяет передавать Мастерство другим, не только посредством слов или игры, но и посредством, скажем так, примера. Человек перестает отождествлять себя с мастерством или с камнями (формами, выражающими сознание игрока), а также с результатами деятельности. Победа и поражение не веселят и не огорчают (нет привязанности к результату). При этом заниматься непосредственно игрой уже не обязательно (вся жизнь - игра), хотя к тому и нет препятствий.
7) Запредельный.
Говорят, что это и есть нирвана. =0)
23 сентября 2009
более 12-и лет назад
Похожая притча
Пойми жизнь.
Видя, как камень
Размывается дождём,
Не цепляйся за иллюзию,
Что не чего не меняется.
Император Мэйдзи. 19 век.
Лучший ход соперника — ваш лучший ход
Восточная мудрость Го
«Текущая вода не борется за первое место».
Сун-ва Хон, «Первый кю.
«Образованным людям не стоит тратить время на простые игры — им следует изучать Го».
Конфуций, «Беседы и Суждения»
Сильный игрок играет прямо, слабый - диагонально
Восточная мудрость Го
"Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься".
Китайская пословица
Не выбегайте на край доски - упадете
Восточная мудрость Го
«Игра Го простотой правил превосходит шахматы, не уступая им богатством фантазии».
Эмануэль Ласкер, чемпион мира по шахматам.
Хорошие ходы и плохие ходы спят в одной постели
Восточная мудрость Го
Чересчур стремящийся к победе не победит
Отаки Хидео , 9 дан
Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя
Отаки Хидео , 9 дан
Соединение двух одноглазых групп - как счастливое супружество
Неизвестный автор
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Тот, кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.
Восточная мудрость Го
Если Боги играют в игры, то они играют в Го.
Восточная мудрость
"Двигающий горами начинает с камешков"
Восточная мудрость Го
Вся наша жизнь - это одна большая игра в Го.
Неизвестный автор
Жертвуйте малое, чтоб получить большее
Восточная мудрость Го
Бояться, но идти вперед; знать, что ты слабее, но не отступать. Только так достигается мастерство.
Аниме "Хикару и Го"
Выигрываешь камни, проигрываешь партию
Восточная мудрость Го
«В конце концов, истинное знание не в том, проигрываем ли мы игру, а в том, как мы изменяемся, когда ее проигрываем, что мы уносим нового, чего раньше в нас не было»
Ричард Бах
В центре доски нет территории
Восточная мудрость Го
Если есть решимость пробить камень - он сам даст трещину.
Китайская пословица
Математика плюс философия
Удивительно, что алгоритм го до сих пор не раскрыт и даже самая мощная программа играет слабее человека (одну победу можно счесть случайностью, и рано пока говорить о победе искусственного разума над человеческим). Доска большая, изначально выигрышных дебютов нет, и достичь гармоничного развития простым перебором вариантов невозможно — их больше, чем атомов во Вселенной. Камни одинаковы, значение имеет только место, где они стоят, и форма, которую они образуют. Оценить потенциал построений, выбрать приоритеты — сложные задачи, связанные с такими разделами математики, как теория графов и распознавание образов. Здесь важна оптимальность действий, а это компьютеру пока не под силу. Быть может, го — ключ к искусственному разуму, и когда машина научится регулярно побеждать человека, она потянется и скажет: «Слушай, может, хватит? Я разумное существо, давай обговорим мои права».
Помимо того, в го много психологических, нематематических тонкостей, которые компьютер предсказать не может. Например, существует ситуация «секи», когда группы замирают на линии атаки, ибо начинающий гарантированно гибнет. Случается взаимный захват камня — «ко»: игрок может взять его только через ход, который обязан сделать в любой другой пункт доски, иначе взятиям не будет конца.
Наконец, у игры в го есть и философский подтекст — он тоже влияет на стиль игры и принятие решений. Го учит пониманию, что добиться всего невозможно — надо брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Рано или поздно игрок осознаёт, что теряет силы в драке за огрызки (отдельные камни). Мастерство приходит с пониманием принципов гармонии, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства. И если шахматы воспитывают бойца, то го — правителя, организатора.
Похожая притча
Ціна професіоналізму. Чому декотрі послуги так дорого коштують?
Один чоловік ніяк не міг позбутися від скрипіння мостин. Що б він не пробував, нічого не допомагало. Нарешті він запросив тесляра, який, як сказали йому друзі, був справжнім майстром своєї справи.
Майстер своєї справи увійшов до кімнати і почув скрипіння. Він поставив на стіл свій ящик з інструментами, дістав з нього молоток і цвях і трьома ударами забив цвях в мостину.
Скрипіння зникло назавжди. Тесляр витягнув з кишені квитанцію і написав на ній загальну суму – 45 доларів . Над цією сумою було ще два рядки:
Забивання цвяха – 2 долари.
Знання, куди його забити, – 43 долари.
Омар Хайям Небайдужий Advanced Member Повідомлень: 4779 З нами з: 01 січня 2007, 13:26 Rank: 6k Звідки: м. Рівне Контактна інформація:
Повідомлення Небайдужий » 08 жовтня 2017, 14:32
Цікава притча про причини наших проблем: На початку заняття професор підняв склянку з невеликою кількістю води. Він тримав цей стакан, доки всі студенти не звернули на нього уваги, а потім запитав:- Скільки, на вашу думку, важить ця склянка?
- 50 грам!
- 100 грам!
- 125 грам! - припускали студенти.
- Я і сам не знаю, - продовжив професор, - щоб дізнатися це, потрібно його зважити. Але питання в іншому: що буде, якщо я потримаю так стакан протягом декількох хвилин?
- Нічого, - відповіли студенти.
- Добре. А що буде, якщо я потримаю цю склянку протягом години? - знову запитав професор.
- У вас заболить рука, - відповів один із студентів.
- Так. А що буде, якщо я таким чином протримаю стакан цілий день?
- Ваша рука окам'яніє, ви відчуєте сильне напруження в м'язах, і навіть вам може паралізувати руку, і доведеться відправити вас в лікарню, - сказав студент під загальний сміх аудиторії.
- Дуже добре, - незворушно вів далі професор, - однак, чи змінилася вага склянки протягом цього часу?
- Ні, - була відповідь.
- Тоді звідки з'явився біль у плечі і напруга в м'язах?
Студенти були здивовані і збентежені.
- Що мені потрібно зробити, щоб позбутися від болю? - запитав професор.
- Опустити склянку, - була відповідь з аудиторії.
- Ось, - вигукнув професор, - точно так само відбувається і з життєвими проблемами і невдачами.
Будете тримати їх в голові кілька хвилин - це нормально.
Будете думати про них багато часу - почнете відчувати біль.
А якщо будете продовжувати думати про це довгий, тривалий час, то це почне паралізувати вас, тобто ви не зможете ні чим іншим займатися. Не утримуй те, що минає, і не відштовхуй те, що приходить . і тоді щастя саме знайде тебе.
Омар Хайям Небайдужий Advanced Member Повідомлень: 4779 З нами з: 01 січня 2007, 13:26 Rank: 6k Звідки: м. Рівне Контактна інформація:
Повідомлення Небайдужий » 11 жовтня 2017, 13:47
Можливо комусь пригодиться в психологічній підготовці спортсменів:«У психології є цікавий принцип: чим більше очікувань з приводу якоїсь події, тим більша ймовірність розчарування. Більше очікуєш – менше отримуєш, менше очікуєш – більше отримуєш.
Принцип діє завжди, жодних винятків…»
Вже багато разів на власному досвіді переконувався, що цей принцип дійсно діє. Не утримуй те, що минає, і не відштовхуй те, що приходить . і тоді щастя саме знайде тебе.
Омар Хайям Небайдужий Advanced Member Повідомлень: 4779 З нами з: 01 січня 2007, 13:26 Rank: 6k Звідки: м. Рівне Контактна інформація:
Повідомлення Небайдужий » 15 жовтня 2017, 12:10
Притча. Хто і як створює нам проблеми?
Йшов пустелею один лицар. Довго йшов. За весь шлях встиг загубити і коня, і всі важливі обладунки, зберігся лише один меч. Втома, голод і спрага були його вірними попутниками.
І ось чоловік побачив поперед себе невелике озеро. Зібрав всі залишки сил і пішов до води.
Дійшовши до озера, лицар побачив великого триголового дракона. Дістав меч, та й давай ним розмахувати. Добу бився, другу.
Відрубав чудовиську дві голови, після чого той впав на землю. Поруч впав і лицар, більше воювати у нього не було ні сил ні бажання.
І тоді, зібравши останню волю в кулак, дракон запитав:
– Чуєш, лицар, так а що ти хотів?
– Води попити.
– Так ну і пив би…
Ядерное го и другие истории
В качестве изобретателя го упоминают императора Яо династии Хань (2356−2234 годы до н.э.). Якобы его сын имел вздорный нрав, и для его наставления придумали игру, обучающую рациональному мышлению. Игра в го была для аристократа обязательной и входила в число «четырех добродетелей» (го, музыка, каллиграфия и живопись).
Но принципы игры далеки от развлечения. Скорее всего, ее колыбель — монастырь или пещера отшельника. Буддисты видели на доске единство формы и пустоты, астрологи — звездное небо и битву земли и воды. Само же стратегическое планирование с гармоничным распределением ресурсов восходит к древнейшему даосскому принципу: «достигай большого малыми усилиями». Видимо, изначально го было не игрой, а чем-то другим — гаданием, ритуалом, психологической практикой или средством общения (одно из названий го — сюдан, «разговор камнями»).
В VIII веке го проникло в Японию, где стало придворным развлечением. В XII веке наступил период междоусобных войн, власть взял сегун, и го приравняли к боевым искусствам. Показательна история, произошедшая 500 лет назад. Два мастера меча, Миямото Мусаси и Ягю Дзюбэй Мицуеси, славились своим искусством, и аристократы спорили, кто одержит верх. Однажды их пути пересеклись. Они никогда не встречались, но по манере держаться, описанию мечей и внешности узнали друг друга. Ситуация была тупиковая: разойтись без поединка означало потерять лицо, а дуэль могла закончиться гибелью обоих бойцов. Легенда гласит, что они зашли в чайный дом обдумать случившееся и решили сыграть в го. Увидев, что ни один не уступает другому, мастера прервали партию и разошлись, преисполненные уважения друг к другу.
Го было основой военной доктрины Японии и в XX веке: анализ тихоокеанского театра военных действий показал, что принципы у японских генералов схожи. Отметив на карте базы и направление основных ударов, можно увидеть, что стратегическое превосходство было на стороне Японии, но нехватка ресурсов не позволила «камням» укрепиться.
Пример ситуации «секи» (тупиковой). Ни черные, ни белые не могут поставить камень на выделенные точки без постановки собственного же камня в ситуацию «атари» (то есть позицию, в которой у камня остается одно, последнее дамэ).Играли и во время войны. Небывало трагичным выдался матч за титул хонимбо в 1945 году: 6 августа игра была прервана ослепительной вспышкой и ужасной силы взрывом, ударная волна выбила стекла, расшвыряла камни, побросала людей на пол. Все были растеряны, оглушены, не могли понять, что произошло, но восстановили позицию и доиграли партию — это было в Ицукаити, пригороде Хиросимы. «Ядерное го» вошло в историю как пример истинно японской стойкости духа.
С XVI века во многих японских учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на должность умение играть в го. Го в Японии считается уважаемой профессией, спонсоры охотно вкладываются в его рекламу. В стране около 500 профессиональных игроков, они сражаются за титулы, пишут книги, комментируют партии, судят турниры, участвуют в фестивалях и дают уроки. Четыре школы оформились в две академии го: Нихон Ки-ин в восточной части страны и Кансай Ки-ин — в западной. К слову, в Японии игра зовется «и-го», в Китае — «вэйци», в Корее — «бадук».
Го не стоит на месте: новые дебюты и правила появлялись уже в XX веке сначала в Японии, затем в Корее, а в наше время вперед вырвался Китай: раньше го в Поднебесной преследовалось, но призыв Партии стать первыми во всем коснулся и древней игры. Так игра и становится достоянием человечества: Китай выковал клинок, Япония закалила его, Корея отточила до блеска, и теперь каждый вправе искать свой путь.
Лестница Черные не могут «сбежать» до тех пор, пока край доски не оборвет очередность ходов.Читайте также: