Притчи 15 глава толкование

Обновлено: 01.05.2024

1–7. Против грехов слова. 8–15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16–33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч.15:1 . [Гнев губит и ра­зу­мных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорби­тель­ное слово воз­буждает ярость.

Притч.15:2 . Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3 . На всяком месте очи Го­с­по­дни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4 . Кроткий язык – древо жизни, но необуздан­ный – сокруше­ние духа.

Притч.15:5 . Глупый пре­небрегает наставле­нием отца своего; а кто внимает обличе­ниям, тот бла­го­ра­зу­мен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренят­ся из земли.]

Притч.15:6 . В доме праведника – обилие сокровищ, а в при­бытке нечестивого – расстрой­с­т­во­.

Притч.15:7 . Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другое обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).

Притч.15:8 . Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.

Притч.15:9 . Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10 . Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.

Притч.15:11 . Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12 . Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13 . Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14 . Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.

Притч.15:15 . Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом ( Притч 21.27 ; Ис 1.11, 66.3 ; Иер 6.20 ; Ос 5.6, 8.13 ; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20 ; Иов 26.6, 28.22 ); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны ( Откр 11.9 ). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1 ). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).

Притч.15:16 . Лучше немногое при страхе Го­с­по­днем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17 . Лучше блюдо зеле­ни, и при нем любо­вь, нежели откормлен­ный бык, и при нем не­на­висть.

Притч.15:18 . Вспыльчивый человек воз­буждает раз­дор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19 . Путь ле­нивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.

Притч.15:20 . Мудрый сын радует отца, а глупый человек пре­небрегает мать свою.

Притч.15:21 . Глупость – радость для мало­умного, а человек ра­зу­мный идет прямою дорогою.

Притч.15:22 . Без совета пред­приятия рас­строят­ся, а при множе­с­т­ве советников они состоят­ся.

Притч.15:23 . Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во­время!

Притч.15:24 . Путь жизни мудрого вверх, чтобы укло­ниться от пре­исподней внизу.

Притч.15:25 . Дом надмен­ных разо­рит Го­с­по­дь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26 . Мерзость пред Го­с­по­дом – помышле­ния злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27 . Корысто­любивый рас­стро­ит дом свой, а не­на­видящий подарки будет жить.

Притч.15:28 . Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–

Притч.15 :28a. –[Приятны пред Го­с­по­дом пути праведных; чрез них и враги делают­ся друзьями.]

Притч.15:29 . Далек Го­с­по­дь от нечестивых, а молитву праведников слы­шит.

Притч.15:30 . Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31 . Ухо, вниматель­ное к уче­нию жизни, пре­бывает между мудрыми.

Притч.15:32 . Отверга­ю­щий наставле­ние не радеет о своей душе; а кто внимает обличе­нию, тот при­обретает ра­зу­м.

Притч.15:33 . Страх Го­с­по­день научает мудрости, и славе пред­ше­с­т­ву­ет смире­ние.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16 ); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21 ), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25 ), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14 ) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32 ), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Похожая притча

15:1 Большая часть главы 15 посвящена теме речи. Спокойный, умиротворяющий ответ предотвращает вспышку гнева или увеличение его интенсивности. Если вы отвечаете человеку грубо или оскорбительно, это возбуждает его плотскую природу, и вы тут же окажетесь в самом эпицентре яростной ссоры. Сперджен приводит очаровательную иллюстрацию этого:

"Однажды мне довелось жить в доме, прилегающий к которому сад был отделен от сада соседа лишь весьма несовершенным заборчиком. Сосед держал у себя собаку, которая не отличалась особой талантливостью садовода и не улучшала состояние моих растений. И вот, однажды вечером, когда я вышел на прогулку, я увидел, как его собака снова озорничает в моем саду. Так как пес был довольно далеко от меня, я бросил в него палку, сопроводив ее весьма серьезным советом собаке вернуться поскорее домой. Однако вместо того, чтобы последовать моему совету, пес схватил брошенную мной палку в зубы и принес ее мне, доброжелательно махая хвостом. Он бросил палку у моих ног и стал весьма умилительно заглядывать мне в глаза. Что еще мне оставалось сделать, как только погладить его по голове, сказать: "Молодец! Хороший пес!" и пожалеть о грубости своих слов?"

15:2 Язык мудрого человека источает полезную информацию. Он знает, что, когда, где и как сказать. Глупость же изливается из уст глупых подобно бурному потоку.

15:3 Бог всезнающ, то есть, Он знает все. Его очи — на всяком месте. Ничто не скрыто от Его взора. Он видит каждое слово, поступок, мысль и побуждение, как злых, так и добрых. Осознание этого заставило Давида воскликнуть: "Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!" (Пс. 138:6).

15:4 Кроткая, здравая, благотворная речь освежает, утешает и возвращает силы. Порочные и злобные слова сокрушают дух.

15:5 Мы уже встречались с этим глупцом ранее. Он считает своего отца старомодным, его идеи — устаревшими, а его наставление бессмысленным. Мудрый сын внимает родительскому обличению, и оно идет ему на пользу. Он благоразумен, и становится еще более благоразумным.

15:6 Те, кто вырос в благочестивой, почитающей Бога семье, могут засвидетельствовать истинность первой строки. Хотя их родители, возможно, не были богаты, они оставили своим детям духовное наследие неизмеримой ценности.

Добытое нечестным путем состояние бессовестного человека приносит расстройство ему самому и его семье. Хорошим примером этого является история Ахана (книга Иисуса Навина, 7 глава).

15:7 Разговоры мудрого человека полны полезного знания. Глупец же не может наставить никого, потому что его собственный ум пуст.

15:8 Первая строчка этого стиха говорит о бесполезности исполнения ритуалов без осознания их смысла. Нечестивый человек может принести перед Господом дорогостоящие жертвы, но они будут омерзительны для Бога. Он желает, чтобы, прежде всего, жизнь человека была чиста перед Ним. "Послушание лучше жертвы" (1 Цар. 15:22). Богу приятна смиренная молитва праведного; "жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50:19).

15:9 Путь нечестивого весьма омерзителен для Господа. Он любит человека, который живет в послушании Его Слову.

15:10 Эту притчу можно толковать с двух точек зрения. Во-первых, она может повествовать о двух разных людях — заблудшем человеке (уклонившемсяся с пути) и человеке, которого невозможно научить (ненавидящего обличение), а также о последствиях их поведения — злом наказании и, в конечном итоге, смерти. Либо, обе части притчи могут говорить об одном и том же человеке. Сначала уклонение с пути навлекает на него суровое наказание. Когда же он отказывается научиться на своих ошибках, тем самым он приближает свою смерть. Параллельная структура еврейской поэзии делает более вероятной второе истолкование.

15:11 Преисподняя и Аваддон (евр. "Sheol" и " Abaddon") символизируют собой невидимый мир за порогом смерти. Если Бог знает все, что скрывается в смерти и после нее, насколько более известны Ему помышления и секреты сынов человеческих на земле? "Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4:13).

15:12 Распутный человек ненавидит, когда его обличают, и не пойдет за советом к мудрому. Скорее он отправится к тому, кто, по его мнению, скажет ему то, что ему хотелось бы услышать. Подобная система обречена на самоуничтожение: она лишь еще больше убеждает его в его упрямстве, оставляя его в состоянии смертельного застоя.

15:13 Веселое сердце проявляется в улыбающемся лице, а разбитое сердце приводит к более глубоким последствиям: унынию и отчаянию.

15:14 Самые знающие люди никогда не останавливаются в своем стремлении к познанию. Уста же глупых бессмысленно пережевывают глупость. "Мудрые возрастают в мудрости, глупые становятся еще более непробиваемыми в своей глупости".

15:15 Эта притча, очевидно, противопоставляет пессимиста и оптимиста. Первый всегда "как в воду опущен": он уныл, удручен и полон страхов. Оптимист, как кажется, всегда держится на плаву. Он наслаждается жизнью во всей ее полноте.

15:16 Бедный верующий находится в лучшем положении, нежели постоянно обеспокоенный богач. Богатство всегда приносит с собой тревогу. Жизнь веры — это беззаботная жизнь.

15:17 Тарелка овощей в атмосфере любви лучше, чем хорошо приготовленный кусок мяса в доме с раздорами. Моффат переводит этот стих следующим образом: "Лучше блюдо овощей, чем лучшее мясо, приправленное ненавистью".

Откормленный бык — это специально выращенный теленок, которого заботливо питали лучшими кормами, чтобы его мясо было сочным и вкусным. Джозеф Р. Сизу пишет: "В близлежащем городе я посетил одно из самых роскошных поместий, которые я когда-либо видел в Америке. В этом доме были итальянские камины, бельгийские гобелены, восточные ковры и редкие произведения живописи. Я сказал своему приятелю: "Как счастливы, должно быть, были люди, жившие здесь!". "Отнюдь", — ответил он. "Хотя они и были миллионерами, муж и жена никогда не разговаривали друг с другом. В доме правила ненависть! В них не было любви ни к Богу, ни друг к другу"". (Хлеб Наш Насущный).

15:18 Вспыльчивый человек всегда распространяет вокруг себя раздоры. Мудрый же знает, как избежать распрей и ссор, или как охладить их, когда они уже начались.

15:19 Путь ленивого преграждают самые разные трудности. Возможно, он использует их лишь в качестве оправдания для того, чтобы ничего не делать. Путь праведных — прямой и гладкий, как хорошее шоссе.

15:20 Порядочный сын доставляет огромное удовлетворение своему отцу. А сын, уклоняющийся с прямого пути, выражает пренебрежение по отношению к своей матери тем, что не повинуется ее воле и равнодушен к ее слезам.

15:21 Глупый человек наслаждается своей глупостью. Он не знает лучшей жизни. Мудрый человек находит для себя радость в воздержании и нравственности.

Свинье нравится валяться в грязи, тогда как овца стремится к чистым пажитям.

15:22 Когда люди действуют самостоятельно, без совета других, их предприятия часто заканчиваются крахом. Намного безопаснее запастись широким спектром информации и советов. Люди, имеющие жизненный опыт, могут предостеречь от опасностей, которых нужно остерегаться, посоветовать лучшие методы, и так далее.

15:23 Когда мы можем дать честный и полезный ответ, это приносит настоящее удовлетворение. Так же и своевременное слово — произнесенное вовремя, тогда, когда это как раз необходимо, — весьма хорошо! Сравните этот стих с Книгой Исаии 50:4 : "словом подкреплять изнемогающего". Иисус знает, что и когда сказать, чтобы поддержать нуждающегося и изнемогающего.

15:24 Путь мудрого человека стремится вверх, к жизни, чтобы избежать пути, который ведет вниз, к преисподней и погибели. Писание снова напоминает нам о двух путях и выборе своей судьбы, который стоит перед каждым человеком.

15:25 Господь разорит состояние высокомерных и своевольных, но защитит границы земельного надела притесняемой вдовы.

15:26 Господь питает отвращение к нечестивым помышлениям беспринципных людей, но Ему угодны слова непорочных.

15:27 Эта притча может, прежде всего, относится к судье или другому официальному лицу, питающему свой банковский счет принимаемыми им взятками. Поступая так, он искажает правосудие и извращает свое поведение. Но что еще хуже, он навлекает безграничные неприятности на свою семью. Человек, отказывающийся иметь дело с подарками и взятками, будет наслаждаться жизнью.

15:28 Хороший человек думает прежде, чем говорит. Он обдумывает свой ответ. Нечестивый человек открывает свои уста, и оттуда извергается поток сквернословия, грязи и непотребства.

15:29 Господь далек от нечестивых в том смысле, что Он не общается с ними, и они не поддерживают с Ним отношения в молитве. Верующие имеют возможность в любой момент предстать перед Властелином Вселенной в тронном зале небес через молитву. "Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Ин. 9:31).

15:30 Сияющее выражение лица человека заразительно. Оно приносит радость сердцу каждого, кто его встречает. Также и добрые вести улучшают состояние человека.

15:31 Человек, прислушивающийся к совету, направляющему его к истинному пути жизни, занимает свое место между мудрецами земли. Учение Библии в целом, и особенно Евангелие, есть такое наставление, дарующее жизнь.

15:32 Если человек отказывается прислушаться к благочестивому наставлению, это означает, что он пренебрегает собой, направляясь к своей погибели. Тот, кто внимает обличению, действует в своих лучших интересах.

15:33 Страх Господень есть та дисциплина, которая ведет человека к мудрости. Смирение — путь к славе.

Похожая притча

Притч.15:1. [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

Притч.15:2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4. Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Притч.15:5. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]

Притч.15:6. В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.

Притч.15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1-2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5-7).

Притч.15:8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Притч.15:9. Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10. Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притч.15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Притч.15:15. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

Притч.15:16. Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Притч.15:18. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Притч.15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Притч.15:21. Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Притч.15:22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

Притч.15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Притч.15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Притч.15:25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26. Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Притч.15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.—

Притч.15:28a. —[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

Притч.15:29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Притч.15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Притч.15:32. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притч.15:33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16-17, сн. Пс 36.16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные — источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1:17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7:14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32-32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Похожая притча

Содержание: 1–7 – нечестие и неразумие человека проявляются в его глупом и дерзком языке; а разумный человек обладает кротким языком и знанием; 8–11 – всеведущий Господь не любит нечестивых и их жертвы; 12–19 – настроение человеческого сердца украшает жизнь человека и делает его приятным для других; 20–28 – мудрость в жизни и речи возвышает праведного, а нечестивые гибнут; 29–33 – Господь внимает праведникам и дарует им славу за их внимание к добрым наставлениям.

Притч.15:1 . Гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, но оскорбительное слово возбуждает ярость.

Притч.15:2 . Язык мудрых разумеет доброе, уста же неразумных возвещают худое.

Притч.15:3 . На всяком месте очи Господни видят злых и добрых.

Притч.15:4 . Врачующий 82 язык – древо жизни, и охраняющий его исполнится духа.

Притч.15:5 . Неразумный глумится над наставлением отца, а кто сохраняет заповеди, тот самый благоразумный. В обилии правды великая сила, а нечестивые с корнем истребятся с земли.

Притч.15:6 . В домах праведных – великая сила, а плоды нечестивых погибают.

Притч.15:7 . Уста мудрых связуются знанием, сердца же неразумных не тверды.

Притч.15:8 . Жертвы нечестивых – мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему.

Притч.15:9 . Мерзость пред Господом – пути нечестивых 83 , а ищущих правды Он любит.

Притч.15:10 . Научение незлобивого познается мимоходящими, а ненавидящие обличение постыдно умирают.

Притч.15:11 . Ад и пагуба открыты пред Господом, не тем ли более сердца людей.

Притч.15:12 . Невоспитанный не любит обличающих его, и с мудрыми он не побеседует.

Притч.15:13 . При веселии сердца лицо становится цветущим, а в печали оно делается унылым.

Притч.15:14 . Правое сердце ищет знания, а уста невоспитанных научаются злому.

Притч.15:15 . Во всякое время глаза злых устремлены на злое, а добрые всегда покойны 84 .

Притч.15:16 . Лучше немногое со страхом Господним, нежели большие сокровища без страха (Господня).

Притч.15:17 . Лучше угощение из зелени с любовию и ласкою, нежели мясное кушанье с враждою.

Притч.15:18 . Вспыльчивый человек устрояет распри, а долготерпеливый и возникающую укрощает. Долготерпеливый угашает раздоры, а нечестивый еще более возбуждает (их).

Притч.15:19 . Пути праздных устланы тернием, а прилежных – углажены.

Притч.15:20 . Мудрый сын веселит отца, а глупый сын оскорбляет мать свою.

Притч.15:21 . Стези глупого лишены смысла, а разумный муж ходит прямою дорогою.

Притч.15:22 . Пренебрегают рассуждениями не уважающие собраний, а в сердцах советующихся совет пребывает.

Притч.15:23 . Не послушает его злой и не скажет чего-либо полезного и хорошего для общества.

Притч.15:24 . Пути жизни – помышления разумного, чтобы, уклонившись от ада, спастись.

Притч.15:25 . Дома надменных разоряет Господь, а межу вдовицы укрепляет.

Притч.15:26 . Мерзость пред Господом помысел неправедный, а слова непорочных святы.

Притч.15:27 . Принимающий подарки губит себя, а ненавидящий подарки спасется. Милостынями и верностию очищаются грехи, а страхом Господним всякий уклоняется от зла.

Притч.15:28 . Сердца праведных поучаются верности, а уста нечестивых изрекают зло. Приятны пред Господом пути людей праведных; чрез них и враги делаются друзьями.

Притч.15:29 . Далеко отстоит Бог от нечестивых, а молитвы праведных слышит. Лучше малое получение с правдою, чем большие прибытки с неправдою. Сердце мужа да помышляет о праведном, чтобы от Бога исправились стопы его.

Притч.15:30 . Глаз, видящий хорошее, веселит сердце, а добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31 . Внимательный к обличениям жизни водворится среди мудрых.

Притч.15:32 . Кто отвергает наставление, тот ненавидит себя, а внимательный к обличениям любит свою душу.

Притч.15:33 . Страх Господень – наставление и мудрость, и начало славы будет соответствовать ей (мудрости), и смиренным будет предшествовать слава 85 .

В греч. спп. ват., [син.] и алекс. ἀσεβοῦς – ед. ч., в 106 ἀσεβῶν – мн. ч. и в слав. – мн. ч. Следуем слав. чт.

Т. е. не увлекаются порочными помыслами и желаниями злых людей, а потому и не страдают от мучения совести (ср. 28:1).

Для последнего, оскобленного в слав. пер., предложения предъидет же смиренных слава нет соответствующих греч. слов в ват., [есть в алекс. и большинстве минуск. спп., добавлены в син.]; у Фильда они есть, но оскоблены, у Бабера и в моск. – без скобок, есть и в евр. т.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: