Притча о милосердном самарянине конспект урока

Обновлено: 14.11.2024

Тема: Притча о милосердном самарянине. Отношение к ближним и милосердие.

Цель: познакомить учащихся с содержанием «Притчи о милосердном самарянине»; довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы — неисчерпаемый кладезь мудрости;

развивать познавательный интерес школьников; развивать эмоции детей, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;

воспитывать чувство толерантности, прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям.

Оборудование: мультфильм «Притча о милосердном самарянине» или тексты притчи, цветок желаний, цветы с названиями качеств доброго человека, песня «Дорогою добра».

І. Оргмомент.

ІІ. 1. Сказание о милосердии.

- Сегодняшний урок я хочу начать со сказания. Послушайте внимательно и приготовьтесь выразить свое мнение.

Когда Бог сотворил Землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: “О, Боже! Есть ли в твоем Творении что-нибудь крепче этих гор”? Бог отвечал: “Железо крепче гор, так как оно разбивает их”. А есть что-нибудь сильнее железа?”. “Да, - отвечал Бог - огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его”. “А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня”? “Есть, вода, так как она тушит огонь”. “О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды” - спросили ангелы. “Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться”. “О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?”. “Есть. Добрый Человек, подающий милостыню”.

- Кто же оказался самым сильным?

- Сильнее каких природных стихий он оказался?

- Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Обоснуйте свой ответ.

2.Психологическая разминка.

Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?

Но для начала я попрошу вас встать, взяться за руки.

Проведем такой эксперимент.

Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию

( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.

А почему, как вы думаете?

Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.

Вы правы в этом.

А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.

Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.

3. Определение понятий «добро» и «зло».

А вы знаете, что называют добром, что злом?

Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?

Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».

Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добрый человек – это . »

Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов

Добро- вещественное, все доброе (достаток, добришко)

В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).

Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.

К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.

Добрый человек - это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!

Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.

И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)

Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)

«Добрые сердца это сады, добрые мысли это корни, добрые слова это цветы, добрые дела это фрукты, позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел. (америк. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)

«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл).

Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)

Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.

Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.

Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.

Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

4. Работа с лоцией.

ДОБРО И ЗЛО

Д обро Зло

♥ жертвенность ♥ поиск жертвы

созидание мира и себя самоуничтожение

* Гений и злодейство – две вещи несовместные.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из притч Иисуса Христа. Она называется «Притча о милосердном самарянине».

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Вспомните, что такое притча?

Какие притчи Иисуса Христа вы уже знаете?

IV . Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

- Послушайте «Притчу о милосердном самарянине» - жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них свысока. Эту небольшую историю рассказал людям Иисус.

/показать мультфильм или прочитать притчу/

2. Вопросы к учащимся:

1) “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?

2) Какие добрые дела совершил Самаритянин?

3) Все ли люди могут поступить так же, как он?

4) К чему это может привести человечество?

- Священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.

Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или государственной принадлежности, и учил Христос.

Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми.

Один умный человек сказал:

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить тебя.

Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя.

Бойся равнодушных - они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства".

А теперь послушайте историю о таких же ребятах, как и вы. Она называется "Лена, костыли и снежки".

/Учитель читает рассказ/

Какое-то время казалось невозможным, чтобы Лена могла пойти осенью в школу. Помимо других повреждений, кости на ее обеих ногах были сломаны, и требовались месяцы, чтобы они срослись. Она гостила в доме друзей в тот день, когда взрыв природного газа разнес дом. Чудом она осталась жива.

Однако когда начались занятия, Лена решила непременно на них присутствовать, пусть ей и придется ковылять на костылях. И она пришла в свой класс. Ее приятная улыбка и хороший настрой даже подбадривали других. Близкая подруга и ее соседка по парте Дина была счастлива помогать Лене, открывая перед ней двери, поднося ей вещи, словом, делала все необходимое для облегчения жизни Лены.

В конце той осени с севера налетела буря, и выпал первый снег. А когда после еще более сильного снегопада ударили морозы, ходить стало ужасно трудно. Один неверный шаг, особенно на обледенелой наклонной дорожке, и вы могли поскользнуться. Для Лены путь, которым она добиралась на занятия на костылях, стал невероятно долгим и мучительным. Когда она медленно, метр за метром продвигалась по обледенелой дорожке, появился Коля с кучей снежков. По дороге на занятия он бросался ими в других, но когда увидел Лену, то понял, что у него есть удобная мишень.

- Пожалуйста, не надо! – умоляла Лена.

Но Коля слепил снежки такими твердыми, что они были, как лед, и ему не терпелось опробовать их. Не думая о последствиях, не понимая своей жестокости, он кинул первый снежок. С близкого расстояния он попал в костыль Лены и выбил его. Девочка упала. Он уже был готов бросить еще один снежок, когда его увидела Дина.

- Стой! Стой! – пронзительно закричала она. – Неужели ты не видишь, что Лене больно? Это подло!

Дина бросилась к Лене, чтобы помочь ей подняться на ноги. И все это время она продолжала кричать на Колю.

- Только посмей бросить еще один снежок, слышишь?

Как только Дина подняла Лену на ноги и стряхнула снег с ее пальто, она шагнула прямо к Коле. Лицо ее горело не столько от мороза, сколько от гнева. Ее глаза сверкали.

- Ты, оказывается, настоящий трус, раз выкидываешь такие штуки! Какой же ты подлый! Это же так жестоко! Почему бы тебе не пойти и не найти кого-нибудь, кто мог бы кинуть снежок тебе в ответ? А?

Она остановилась, чтобы перевести дыхание.

- Чтобы ты никогда больше ничего подобного не делал!

Коля опешил. Он не ожидал, что его будут так отчитывать. Побросав твердые снежки, он испуганно повернулся и пошел прочь, оставив Дину, которая стояла, уперев руки в бока.

Во многих случаях жизни люди вспоминают старинную пословицу: «Молчание – золото». Часто это бывает к месту. Легко заговорить не вовремя или сказать не то и не там. Молчание действительно обычно бывает самым лучшим правилом. Но оно не всегда «золото». Когда мы боимся выступить в защиту беспомощных, мы ведем себя трусливо и только умножаем зло. Дина проявила в тот холодный осенний день решительность, так как защитила Лену. Ее доброта была активной и возымела свое действие.

- Правильно ли поступила Дина?

- А понравился ли вам Коля?

- Ребята, а вы знаете, что в Библии сказано о злых людях? Прочтите запись на доске.

И злоба их обратится против них,
И злодейство их упадет на голову их.

/Рассказать ребятам о том, что и добро вернется, и зло тоже/

- Мы живем не в пустыне, где кроме нас никого больше нет. Мы живем среди людей и должны думать не только о себе, но и о других людях.

Послушайте историю об американской девочке Норе и о том, как она думала о людях.

/Учитель читает рассказ/.

Нора О`Нил жила в красивом живописном месте. Маленькая, потрепанная ветрами коричневая избушка, которую она называла домом, прилепилась к склону холма, тянувшегося вверх до высоких гор Колорадо. Вниз от ее дома дорога спускалась на 500 метров к широкому уступу монолитной скалы. Прямо по краю этого уступа были проложены железнодорожные пути, а сразу за путями уступ круто обрывался в пропасть с грохочущим внизу горным потоком.

В летние месяцы Нора получала удовольствие, спускаясь по тропинке к железнодорожным путям и ожидая экспресс «Рио-Гранде», который с грохотом проходил здесь в вечерние часы. После ужина она быстро мыла тарелки, в надежде быть внизу у путей как раз вовремя, чтобы помахать рукой хорошо одетым пассажирам в вагонах. В те дни, когда поезда тянули паровые двигатели, для многих было волнующим услышать свисток, доносящийся издалека, а затем наблюдать, как крутятся огромные колеса, когда поезд приближается. Наблюдая за ярко освещенными вагонами и элегантными людьми, сидящими в них, которых было видно в окна, Нора гадала, откуда они прибыли и куда едут. Она подолгу махала рукой незнакомым людям, до тех пор, пока не оказывалось, что от этого чудесного видения остался лишь дым – черный дым, выбрасываемый из невидимой трубы поезда где-то вдали.

Однажды вечером, когда Нора помогала своей матери на кухне, она остановилась и подняла голову. Гремящий, грохочущий звук шел от железнодорожных путей.

- Это, вероятно, дрезина с рабочей бригадой, возвращающейся назад в город, - ответила мать.

Но слух у Норы был острее, чем у ее матери. Ей показалось, что этот звук не совсем такой, как звук дрезины.

- Мне кажется, по звуку это больше похоже на опрокинувшуюся вагонетку с углем. Мне пришла в голову мысль – сбегать вниз и посмотреть, что там такое.

- Чепуха, Нора. Ты просто хочешь отделаться от работы. Посмотри-ка на часы. Сейчас почти как раз то время, когда всегда возвращается рабочая бригада. Они едва успевают добраться до станции и поднять дрезину с путей, перед тем, как пройдет экспресс «Рио-Гранде».

Нора не ответила. Она быстро закончила свою работу, вытерла руки, открыла дверь и прислушалась. Далеко в стороне она услышала слабый, протяжный звук гудка поезда, отозвавшегося эхом в долине. Она знала, что экспресс делает плавный поворот, перед тем как начать извилистый путь к уступу ниже ее дома.

Без промедления она побежала в сумерках к месту, где обычно встречала поезд. Внезапно девочка остановилась. Поперек железнодорожного полотна тянулась темная полоса. Подбежав ближе, она увидела, что это огромный валун вместе с множеством более мелких камней, скатившихся прямо на рельсы. Быть может, как раз вибрация от дрезины, проходившей здесь, освободила валун, вызвав звук, который они услышали.

- Что я должна делать? – спросила Нора вслух. – Экспресс подойдет меньше чем через пять минут!

- Скорее, мама! Скорее! – крикнула девочка. – Канистру, канистру! Мне нужно немного керосина!

Подняв у тропинки сосновую палку и не дожидаясь, пока мать поможет ей, она схватила канистру с керосином и плеснула на конец палки. Она помнила – так изготовил факел отец, когда тот ему срочно понадобился.

Ее мать стояла рядом, качая головой:

- Ты что, с ума сошла, девочка?

Нора не стала объяснять. Открыв топку кухонной печи, она сунула конец палки внутрь. И сразу же получила пылающий факел. Держа его высоко над головой, она кинулась из дома и побежала обратно на пути.

Уже можно было услышать, как экспресс грохочет по рельсам, приближаясь к опасному месту. Когда Нора добежала до путей, времени уже не оставалось. Яркий свет паровоза быстро приближался к ней.

Машинист высунулся из кабины, вглядываясь в темноту и не веря своим глазам. Прямо перед ним стояла девочка и махала ярко горящим факелом. Он дернул за веревку, чтобы дать гудок, но девочка упорно продолжала стоять прямо на путях. Машинист не знал, что за опасность была позади девочки, но он не мог переехать через нее. Он включил тормоза, и из-под колес полетели искры. В самый последний момент, когда паровоз вплотную приблизился к ней, Нора отскочила в сторону. Паровоз продолжал двигаться, пока предохранительная решетка не натолкнулась на валун. Паровоз остановился. Машинист выпрыгнул из кабины и сразу же понял, что произошло. Пассажиры повалили из вагонов и столпились вокруг.

- Что случилось? – спрашивали они.

- Взгляните на этот валун и на то, где предохранительная решетка, и вы поймете, что случилось, - сказал машинист, указывая на завал. – Если бы эта девочка не просигналила мне вовремя, поезд сорвался бы в пропасть, и мы все погибли бы!

Теперь все столпились вокруг Норы. Ее обнимали и целовали, пассажиры вновь и вновь благодарили ее. Вскоре пассажиры собрали и вручили Норе столько денег, сколько никогда раньше она и в глаза не видела.

- Но, я сделала это не за деньги! – оправдывалась Нора. – И, кроме того, мне совсем ничего не нужно было делать. Это не стоит таких денег.

Проводник похлопал Нору по плечу.

- Ты спасла сегодня вечером много жизней. Ни один из нас никогда не сможет полностью расплатиться с тобой.

Рабочая бригада убрала валун, и поезд, уносивший всех этих благодарных ей пассажиров, тронулся. А Нора еще долго не могла заснуть, вспоминая происшествие. Она дала поезду сигнал не ради денег или славы, она сделала это потому, что думала о людях.

Похожая притча

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

Учитель: «Русскому философу Николаю Бердяеву принадлежат слова: «Христианство – не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке». Священное Писание говорит, что мы созданы по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.

Какого человека можно назвать милосердным?

Ответы детей: «Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь».

Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас «ближний?»

Ученики: «Ближние» - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, в общем, семья.

Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.

Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. А начал он Своё служение в возрасте 30 лет (Слайд 1, 2, 3).

Что такое притча в библейском понимании? Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Он раскрывал людям тайны духовного учения о Царствии Божием через притчи. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Он делал короткие, яркие, меткие сравнения. И такой прием помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель.

Притча – это земная история с небесным смыслом. Она надолго запоминалась и побуждала тех, кто заинтересован поиском духовных истин, к ещё более глубокому поиску. Мы даже можем сказать, что притчи Спасителя — это послание в вечность. Проходят века, а притчи, по-прежнему, производят на нас сильнейшее впечатление, воспитывают нравственно и духовно.

Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон (Слайд 4, карта Израиля; Виды Иерусалима и Иерихона Слайды 5, 6).

Иерусалим – город трёх мировых религий - Христианство, иудаизм, ислам. Люди, исповедующие эти религии, по-разному поклоняются Богу. У них разные Священные сооружения, различные Священные книги. Но во всех Священных книгах звучит призыв Бога быть милосердными.

Иерихон – прекрасный зелёный город. Пальмы, благоухающие плантации роз…

Но вернемся на дорогу, соединяющую Иерусалим и Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т. к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников.

Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Даже в нашем веке, в 30-х годах туристов предупреждали: возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. В своей притче Иисус Христос описывает действительное положение дел на дороге.

Устанавливаю большой фланелеграф, на котором изображена вьющаяся в горах пустынная дорога. На дороге лежит израненный иудей. Далее все события притчи иллюстрируются движущимися фигурами действующих лиц: священника, левита, самарянина с осликом, хозяина гостиницы.

Учитель: Сегодня библейский текст читаю Я, а не вы (Лк. 10:30-37).

«На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».

Учитель: Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?

Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.

Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.

Учитель продолжает читать Евангелие «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его . ».

Делаю паузу: Кто знает, кто такой священник?

Ученики: Он служит в храме.

Учитель: Правильно, он проводит богослужения в храме. Слово «священник» (евр. «коген») означает священнодействующий. Он совершает священное служение.

Учитель: А чему он учит?

Ученик: Доброте и милосердию.

Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?

Дети хором: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.

Учитель читает дальше: «прошёл мимо».

В классе тишина, на лицах – недоумение.

Учитель: Возможно, священник подумал, что этот несчастный мёртв. Иудейский священник, конечно, помнил, что по иудейскому закону «всякий, прикоснувшийся к мёртвому человеку, будет нечист семь дней» (Числ. 19:11).

Прикоснувшись к мёртвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милое сердце»?

Дети: Нет, у него каменное сердце.

Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?

Дети: Дружное: «Нет»! Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия.

Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошёл мимо.

Учитель: Игорь, представь себе, что утром я бегу на уроки в школу и обнаруживаю тебя лежащим на снегу. Ты не можешь пошевелить ногой, острая боль – подвернул ногу. Ты смотришь на меня и надеешься, что я помогу тебе.

Игорь, улыбаясь: Конечно, поможете.

Учитель: А я говорю тебе: «Прости, спешу на урок, мне надо учить детей добру. Не обессудь, но я побегу дальше».

Учитель: Игорь, ты говоришь, что священник любил Бога. В Библии написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8). А была ли в сердце иудейского священника любовь к избитому до полусмерти человеку? Очевидно – нет. Значит, и любви к Богу у него в сердце не было.

О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. Милосердие — это любовь в действии.

Учитель продолжает чтение: «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и …».

Делаю паузу: Левиты – помощники священника [иподиаконы]. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы. Левиты не были связаны запретом на прикосновение к телу мёртвого человека. Как поступит тот левит?

Дочитываю стих Евангелия: «… прошёл мимо».

Обсуждаем, почему и этот человек ушёл, не оказав помощь.

Возможно, собственная безопасность для него – прежде всего. Бандиты на этой дороге применяли различного рода западни. Один притворялся раненым, другие набрасывались на склонившегося для оказания помощи человека. Левит, по-видимому, не захотел рисковать собой. Можно ли его назвать милосердным? Конечно, нет. А какое у него сердце?

Учитель: Да, трусливое.

Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился ещё один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности.

У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.

Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, …». Пауза.

Учитель: Что сделает самарянин?

Дети: Позлорадствует, скажет так тебе и надо.

Учитель: Давайте прочитаем, что же случилось на самом деле: «… и, увидев его, сжалился, И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Милосердие состоит не только в вещественной помощи, но и в духовной поддержке. А как вы думаете, как проявлялась духовная помощь самарянина пострадавшему?

Ученики: Самарянин, наверное, всю ночь поддерживал раненого, утешал его, подбадривал, клал ему мокрое полотенце на лоб.

Учитель: «Да, он отдавал себя пострадавшему — своё внимание, силы, время.

Мать Тереза, известная своим милосердием, говорила: «Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую, что помогаю самому Господу». Разве это не прекрасное ощущение?» (Слайд 7).

Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и всё-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него.

Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте.

Самарянин тоже видел, но видел сердцем - сердцем, в котором жила любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелевало его рукам.

Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил бедного еврея на осла и повёз его в город в гостиницу.

Далее Иисус Христос задаёт вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Дети отвечают: «Самарянин».

Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу?

Читаю: «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»

Дети отвечают, что ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь. Ближним может быть незнакомый человек.

Учитель: Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Дети хором: «Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему».

Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи. Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.

Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь всё равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.

Ученик: Моя бабушка нашла стихотворение о самарянине в интернете и попросила передать его Вам.

Учитель: Так, прочти его вслух.

Ученик: стихотворение называется: «Сегодня можем мы бежать»:

Сегодня можем мы бежать

И силы есть, и крепки ноги

А завтра, может быть, лежать

Мы тоже будем у дороги.

Кто пожалеет нас тогда?

В чьём сердце жалость шевельнётся?

Нам повезёт, коль в трудный час

Самарянин для нас найдется

Тогда не спросим, кто твой Бог

Неважно будет, кто наставил,

Лишь будет важно, что помог,

И что в беде нас не оставил

Поэтому спеши, мой друг,

Освоить доброты науку

Не дознавайся: «Кто твой Бог»?

А протяни страдальцу руку.

Учитель: Поблагодари от нашего имени свою мудрую бабушку.

А сейчас, давайте, поиграем в экскурсоводов. Перед вами репродукции картин на тему притчи (Слайды 8 — 12).

Ученики комментируют репродукции. Слушаем «Аве Мария».

Домашнее задание для тех, кто захочет его выполнить: присмотрись, кто нуждается в твоей помощи. Подумай. На следующем уроке мы продолжим обсуждение начатой сегодня темы о милосердии.

Похожая притча

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Технология: РКМ

Цели: познакомить с притчей «Милосердный самарянин», учить анализировать характер и поступки героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

Метапредметные:

регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

ВложениеРазмер
urok.docx 220.92 КБ

Похожая притча

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 б классе.

Тема: Притча «Милосердный самарянин»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели: познакомить с притчей «Милосердный самарянин», учить анализировать характер и поступки героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

Метапредметные:

регулятивные : понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормам

Предварительный просмотр:

Урок № 11 Класс 4 Д Дата: 26.09.18

Тема: Притча «Милосердный самарянин»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели: познакомить с притчей «Милосердный самарянин», учить анализировать характер и поступки героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

регулятивные : понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные : формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные : осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

  1. Организационный момент

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сосредоточьтесь и приступим к работе.

II. Речевая разминка

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя? В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей..

1 октября - День пожилых людей..

3 декабря - Международный День инвалидов.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.

Выразите одним существительным то, с чем ассоциируются эти дни.

Почему именно эти слова возникли?

Спасибо, вы назвали очень много добрых, хороших слов. Мы не один раз ещё вернёмся к ним. Среди всех я выделю одно «милосердие».

А что значит для вас милосердие? Напишите небольшое эссе.

-Зачитайте, что у вас получилось.

Благодарю, это ваше мнение.

А теперь найдите толкование слова «милосердие» в словаре Ожегова. (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Кого мы называем милосердным человеком? Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

— Какие дела свершает милосердный человек?

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

- Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали со слова «милосердие»?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

Тема нашего урока притча «Милосердный самарянин».

Все ли слова понятны? Напомните, что такое притча?

  • Короткий рассказ.
  • Имеет скрытый поучительный смысл, научит также находить решение проблем.

Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем АУДИОЗАПИСЬ Словарная работа.)

Предположите, о ком пойдёт речь?

Кого называют самарянином?

Перед прочтением притчи обратимся к словам для справок.(на слайде)

Самарянин — житель Самарии, центральной области Палестины, граничившей с Галилеей и Иудеей. Между жителями Иудеи и Самарии была большая неприязнь, часто доходившая до откровенной вражды. Само название «самарянин» считалось у иудеев едва ли не бранным словом.

Священник и левит — служители Иерусалимского храма

Законник - это книжник, знаток законов.

Гостиница – постоялый двор

Иерусалим – столица Израиля

Иерихон – древний город в Палестине

— Ваши впечатления от услышанного?

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Прочитайте притчу и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас?

К вашим эмоциям, взглядам, суждениям мы сегодня будем возвращаться не раз.

Работу над содержанием притчи построим, используя приём «6 шляп».

Каждая группа анализирует содержание в зависимости от цвета шляпы.

Если в процессе работы возникнет затруднение, я всегда рядом, всегда приду на помощь.

Презентация каждой из групп

(Каждая из групп выбирает представителя, который представляет результат работы)

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

- Ребята, сегодня это не просто урок литературы в 4 классе. На мой взгляд это урок жизни, урок самопознания. Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернётся непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних.

- Перед каждым из вас лежит бумажное сердечко, напишите по одному слову , которое для вас наиболее значимо, когда речь заходит о милосердии. Подарите гостям.

  1. Найти притчу о милосердии.
  2. Придумать рекламу по теме «Спешите делать добро!»
  3. Составить памятку «Жизненных правил»

Имя события проблемы: BlueScreen

Версия ОС: 6.0.6002.2.2.0.768.3

Дополнительные сведения об этой проблеме:

OS Version: 6_0_6002

Service Pack: 2_0

Файлы, содержащие сведения об этой проблеме:

Прочтите заявление о конфиденциальности:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту.

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного.

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к.

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки"" Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор.

Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске. »(4 класс,литературное чтение)

Читайте также: