Притча о милосердном самарянине для детей

Обновлено: 14.11.2024

Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни.

Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ).

Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука:

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).

Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самараянин знает лучше, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми.

По Евангелию «ближний» есть всякий человек независимо его расы, племени или убеждений. «Ближний» для русских не только русский или для американца американец и так далее, то есть не только единомышленник, не только коллега и не только соотечественник. Ближним для нас может оказаться так же и наш государственный, политический враг, наш идеологический противник, человек, не согласный с нами в религиозных и иных вопросах, человек психологически и физически нам чуждый и даже противный; «ближний» это всякий человек – и свой, и чужой. Любовь к «своим» не должна настолько заполнять все наше сердце, чтобы в нём не оставалось места для внимания к «чужим». Притча о милосердном самарянине, как и всё Евангелие, стирает границы между понятиями «ближнего» и «дальнего». Для Бога нет дальних. Для Бога все люди близки, все Его драгоценное создание.

Любить всех одинаково мало кто может, но мы можем поселить в наше сердце новое сознание об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Нам может быть непосильно любить врага, но мы сможем посмотреть на врага через призму Божественной любви. Нам вполне посильно убедить себя в том, что Христос умер на кресте и за него. Следовательно, он, наш враг, этого достоин! В нём есть что-то достойное Христовой смерти. Он не пустое место, а творение Божие, носящее Его образ и подобие. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, т.е. богоподобным. Богочеловечество лежит в основе религиозной жизни и в основе жизни всего мира, поскольку человек есть микрокосмос. Сам Бог человечен, потому и человек должен быть человечным. В человечности людей сказывается их богоподобие.

Притча о милосердном самарянине учит нас тому, что любая человеческая личность, любой человек – больной, нищий, вор, враг – выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, отвлеченная идея общего, государственного блага, отвлеченная идея церковности, общепринятых традиций, уставов и канонов.

Притча о милосердном самарянине учит нас иерархии ценностей: на первом месте человек, а на втором месте – суббота. Государственные, социальные и церковные установления существуют для человека, а не наоборот. Мы, подобно самарянину, должны увидеть прежде всего человека, несмотря на его положение в обществе, несмотря на его блистательную одежду или нищенские лохмотья.

Господь дал нам притчу о милосердном самарянине в ответ на вопрос законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Когда Христос ответил заповедью о любви, законник снова обратился с вопросом, а кто мой ближний? Это был вопрос минималиста, который хотел знать минимум того, что нужно исполнить, чтобы войти в Жизнь. Притчей о милосердном самарянине Христос показывает и законнику, и нам, что вопрос неправильно поставлен. Притча о милосердном самарянине идет дальше одного учения о том, кого считать нашим ближним. Она указывает нам, как самому сделаться ближним для каждого нуждающегося в милосердии.

Весьма поучительно святоотеческое толкование притчи. По мысли Отцов, человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это Адам, который в данном случае представляет собою все человечество. Наши прародители, не устоявшие в добре и павшие в грех, были изгнаны из рая, из «Небесного Иерусалима», и должны были жить в мире, где вынуждены были сталкиваться с различными трудностям. Разбойники – это символ бесовских сил, которые завидовали чистоте первых людей и толкнули их на путь греха, лишая прародителей верности воле Божией и жизни в Раю. Раны – это последствия греха, которые делают нас духовно слабыми. Священник и левит представляют собой закон Ветхого Завета, данный Моисею и священство Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека.

Милосердный самарянин – это Иисус Христос, Который дал нам Новый Завет и благодать Божию (в притче – елей и вино) для исцеления наших немощей. Гостиница – Церковь Божия, где мы находим все необходимое для выздоровления. Содержатель гостиницы – образ церковных пастырей и учителей, которым Бог поручил заботиться о пастве.

Утренний уход самарянина символизирует явление Христа после Его Воскресения и славное Его Вознесение. Два динария, данные содержателю гостиницы – это Божественное Откровение, данное в Священном Писании и Предании. Наконец, обещание самарянина вернуться в гостиницу для окончательного расчета – это пророчество о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда каждому человеку будет дано по делам его.

Вот малая часть того богатого содержания притчи о милосердном самарянине, которая учит нас тому, кто наш ближний и как нам самим сделаться ближним для других. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога» ( 1Ин. 4: 7 ).

Последняя надежда

Он пришел в себя от того, что собака лизала ему лицо. Увидев, что хозяин открыл глаза, она радостно заскулила. Путник попытался встать. Но ничего не получилось: голова кружилась, к горлу подступала тошнота, а ноги словно бы стали чужими и отказывались его держать. Разбойники унесли с собой его сумку с дорожными припасами, деньги, посох и даже одежду.

Он лежал на обочине пустынной дороги — избитый, раздетый, ограбленный. Ему было холодно и очень хотелось пить. А время уже клонилось к вечеру.

Вдруг он услышал звук шагов и застонал. Собака тоже вскочила и стала лаять, чтобы привлечь внимание идущего по дороге путника к хозяину. И действительно, услышав стоны и собачий лай, путник подошел к ним. Это оказался человек, служивший священником в иудейском Храме в Иерусалиме. Избитый путник увидел его и обрадовался. Уж он-то точно не оставит его здесь умирать.

А человек стоял над избитым и думал: «Вот, сейчас мне нужно будет идти в ближайшую деревню, нанимать там у местных жителей осла, потом — возвращаться сюда уже по темноте, грузить этого бедолагу, везти его к людям… А вдруг я опоздаю утром к началу богослужения? Ведь служить Богу — это более важное дело, чем помогать раненому человеку. И потом, кто знает, что это за человек? Быть может, это один из тех бродяг, что рыщут здесь вечерами. Должно быть, не поделил чего-то со своими дружками, вот они и избили его. Нет уж, пойду лучше своим путем. А об этом несчастном помолюсь, чтобы Бог послал ему какую-нибудь помощь». И священник торопливыми шагами стал удаляться от израненного человека и его собаки.

Через некоторое время на дороге снова послышались шаги. Теперь это был левит — храмовый работник, который также торопился в Иерусалим, чтобы вовремя успеть к началу богослужения. Он тоже подошел к пострадавшему от разбойников. И тоже задумался, глядя на него. Мысли его были примерно такими: «Я знаю, что незадолго до меня тут прошел наш священник. И если бы этот человек был достоин помощи, он непременно бы ему помог. А раз он прошел мимо, значит, не стоит помогать этому оборванцу. Свою одежду он, наверное, пропил вместе с друзьями. И теперь валяется здесь пьяный в таком непотребном виде. Пожалуй, пойду отсюда, пока не явились его приятели». И левит тоже заспешил прочь.

Солнце почти зашло. С гор уже спускался вечерний туман. Раздетый израненный путник стал мерзнуть. Собака прижалась к нему всем телом, стараясь согреть своего хозяина. А он, совсем обессилевший, уже собрался умирать.

Цок-цок-цок… стук ослиных копыт гулко раздавался по дороге. На этот раз собака уже не залаяла, а отчаянно завыла, призывая на помощь хоть кого-нибудь. Это была последняя надежда на спасение. Но когда всадник остановился, слез с осла и наклонился над избитым путником, эта надежда растаяла как дым. Всадник был одет по-самарянски. И это неудивительно: ведь он и был самарянином — жителем Самарии, области, где обитали люди, не разделявшие веры иудеев. За это иудеи их очень не любили, сторонились, всячески унижали. И надо сказать, самаряне отвечали им той же монетой. Поэтому, увидев над собой склонившегося самарянина, раненый иудей понял, что ему пришел конец. Если уж его единоверцы, священник и левит, не стали его спасать, то чего же ожидать от этого полуязычника, дикаря, не знающего Истинного Бога?

Он прикрыл глаза, чтобы не видеть, как самарянин будет над ним насмехаться. И вдруг почувствовал, что заботливая рука поддерживает его голову, а по пересохшим губам течет вода. Это самарянин достал походную флягу и осторожно пытался его напоить. Прильнув к горлышку, иудей жадно глотал воду до тех пор, пока не выпил все до донышка.

А самарянин так же осторожно взял его на руки и понес к своему ослику…

Нежданное спасение

Очнулся он уже утром, на постоялом дворе. Под ним была чистая постель. Раны его почти не болели и были аккуратно перевязаны. Он не помнил, как самарянин заботливо обработал раны лекарствами, положил его на ослика и всю ночь шел рядом, придерживая его тело. Как на руках принес его к хозяину постоялого двора и уговорил того дать кров израненному безвестному путнику…

А сейчас, очнувшись, он увидел, что самарянин собрался уезжать. И услышал, как уже перед самым отъездом он говорит хозяину постоялого двора:

— Уважаемый, вот я оставляю два динария, чтобы твои слуги позаботились об этом несчастном. Через несколько дней я вернусь. И если окажется, что ты потратил на уход за больным больше, я возмещу тебе все расходы.

Хозяин взял деньги и согласно кивнул.

А самарянин подошел к больному, чтобы попрощаться.

— Зачем ты спас меня? — прошептал раненый иудей. — Ведь мы, иудеи, относимся к вам, самарянам, как к собакам. Почему ты заботишься обо мне так, будто я твой близкий родственник?
Самарянин улыбнулся в ответ и аккуратно приложил ладонь к его губам.

— Молчи. Тебе сейчас не нужно много говорить. За гостиницу я заплатил хозяину, теперь он будет заботиться о тебе. И кстати, с твоей собакой тоже все в порядке, слышишь, как она лает? Выздоравливай!

И с этими словами самарянин удалился. Раненый посмотрел на дверь, которую тот аккуратно закрыл за собой. И ему почему-то захотелось плакать. А со двора доносился знакомый заливистый лай. Это его собака охраняла дом в ожидании, пока хозяин поправится.

Похожая притча

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария * , дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Похожая притча

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус сказал ему: "В законе что написано? Как читаешь?" Законник ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Иисус сказал ему: "Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить". Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: "А кто мой ближний?" В ответ Иисус рассказал ему притчу: "Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария * , дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". Рассказав притчу, Иисус спросил законника: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Законник ответил: "Оказавший ему милость". Тогда Христос сказал ему: "Иди, и ты поступай так же".

* Римские деньги, бывшие тогда в обращении в Израиле Читайте более подробно: .

Ветхий Завет

Новый Завет

Фильмы для детей

Авторские права

Права на перевод Детской Библии принадлежат Институту Перевода Библии.

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.

Похожая притча

По пыльной дороге шагал человек. В руке у него был посох, а через плечо переброшена дорожная сумка. В ней лежали лепешка и две вяленые рыбки — чтобы подкрепиться в дороге. Рядом, весело помахивая хвостом, бежала небольшая рыжая собака — верный друг и спутник.

До захода солнца человек надеялся успеть добраться до своей цели — попасть в город Иерихон. Дело в том, что с наступлением темноты из горных пещер на дорогу выходили разбойники и подстерегали запоздавших путешественников. Поэтому человек шагал широко и размеренно. Над головой светило нежаркое весеннее солнце. В начавших зеленеть лесах по склонам гор пели птицы. Человек слушал их щебет и улыбался.

Вдруг собака выбежала вперед, остановилась, настороженно подняла уши и тихо зарычала. Путник тоже замедлил шаг.

Обычно собака так делала, когда чуяла затаившуюся в придорожных кустах лису. Тогда она с лаем бросалась вдогонку за удирающим диким зверьком и потом с гордым видом возвращалась назад, будто желая сказать: мол, хозяин, все в порядке, дорога свободна, можем идти дальше.

Но в этот раз собака вела себя иначе. Приподняв переднюю лапу, она чутко втягивала носом запах опасности, приподнимала верхнюю губу, тихонько рычала, но не двигалась с места. Ей было страшно. Но кто же мог так ее напугать? Волки в этой местности не водились, медведи тоже.

Человек перехватил посох из руки в руку и внимательно осмотрелся. На дороге никого не было. Он уже нагнулся было, чтобы успокоить собаку и идти дальше. Как вдруг со скального уступа возле дороги упал небольшой камень. Человек повернулся на этот глухой стук. И увидел, что из-за скалы не спеша выходят трое мужчин с тяжелыми дубинками в руках. Одежда на них была грязная и рваная, волосы спутанные, видно было, что они давно не мылись.

Это были те самые разбойники — бродяги, которых разыскивали за совершенные преступления. Они прятались в горах от городской стражи, а еду добывали себе грабежом. Обычно они выходили на дорогу только в сумерках, когда нет риска попасть на глаза конному отряду римских воинов, ведь в те времена Иудея находилась под властью римлян и порядок на этих землях наводили римские войска. Но в этот раз бродяги

Почему-то решили поживиться чужим добром при свете дня.
Человек понял, что попал в беду, развернулся и побежал от злодеев. Но увидел, как с этой стороны на дорогу перед ним выходят еще трое оборванцев с палками в руках. Бежать было некуда. Собака жалась к ногам и жалобно скулила. Ей очень хотелось убежать, но бросить хозяина она не могла.

— Кто вы такие и что вам от меня нужно? — стараясь сохранить в голосе спокойствие спросил путник. — Я не сделал вам ничего дурного. Если вам нужна еда, я с радостью поделюсь ею с вами. Только не трогайте нас, пожалуйста.

Бродяги тем временем окружили человека и собаку. На их грязных лицах играли нехорошие улыбки.

— Конечно, поделишься. А как же иначе? — сказал самый высокий и широкоплечий разбойник. — А вот насчет «не трогайте», это ты зря. Мы тебя обязательно потрогаем — вдруг у тебя и денежки где-то припрятаны.

Путник хотел сказать, что он и деньги тоже готов им отдать сам. Но тут сзади его ударили дубинкой по голове, и мир провалился в темноту…

Наш ближний

Эту историю про случай на дороге поведал людям Сам Иисус Христос. Когда же Он это сделал? Когда противники Христа — знатоки иудейского закона — хотели поставить Его в затруднительное положение. Иисус сказал им, что нужно любить ближнего своего, как самого себя. Но ведь иудеи считали ближними лишь своих единоверцев и думали, что заповедь о любви к ближним распространяется только на иудеев! Вот один из законников и спросил Иисуса, желая узнать, разделяет ли Он их воззрения:

— А кого мне считать своим ближним?

В ответ Иисус Христос как раз и рассказал притчу об избитом путнике и добром самарянине. А потом спросил законника:

— Как думаешь, кто из троих прохожих на дороге оказался ближним человеку, пострадавшему от разбойников?

— Конечно, тот, который оказал ему милость, — ответил тот.

Тогда Иисус сказал:

— Иди, и поступай так же, как он.

И действительно, очень часто мы считаем, что нашей любви и сострадания заслуживают только люди, с которыми нас связывает что-то общее — вера, семья, народ. То есть любить можно только своих. А к тем, кто не свой, можно относиться без любви.

Но Иисус Христос показал на примере этой истории, что ближний для нас — любой человек, который оказался рядом с нами и нуждается в нашей помощи. И если мы оказали ему эту помощь и проявили любовь, значит, мы исполнили заповедь о любви к ближнему. Потому что Бог не разбирает, кто кому — свой. Для Бога мы все — Его любимые дети. И оказывая милость другому человеку, пусть даже совсем незнакомому, мы тоже становимся похожими на Бога. Который не делает различий между людьми и, как заботливый отец, любит каждого из нас..

Читайте также: