Притча о фараоне и коровах
Обновлено: 22.11.2024
Наша жизнь, как известно, похожа на полосатую зебру: минуты счастья сменяются периодами уныния и отчаяния. Счастлив тот, кто умеет использовать дни радости, счастливые дни, наполненные святостью и близостью к Б-гу для того, чтобы сохранить в сердце свет этой святости, чтобы встретить во всеоружии мрачные, серые будни. И тогда, даже в самые тяжелые минуты, он будет твердо знать, что свет не исчез, что он только спрятался. Кажется, что свет проглочен тьмой и больше никогда не появится. Но это заблуждение: свет лишь ушел в изгнание, и он вернется, обязательно вернется!
Это был свет высшей духовности, проникавший сквозь покровы таинства в глубины невидимого нам мира духа, раскрывал механизм управления вселенной. Б-г спрятал «Ор хагануз» через тридцать шесть часов после начала Творения, чтобы мировое зло не могло использовать его в своих интересах. И все же мы замечаем иногда отблески его восхитительного сияния.
Тридцать шесть свечей Хануки соответствуют первым тридцати шести часам Творения, в которые мир был наполнен Б-жественным светом «Ор хагануз».
Отчаяние и безысходность пытаются поглотить свет, исказить освещаемую этим светом правду и истинную реальность. Они хотят убедить нас, что счастливые дни проглочены черными днями, что свет навсегда исчез и мрачным будням не будет конца.
Точно так же народы мира хотят убедить нас, что у нас больше нет удела в этом мире, что Б-г отверг свой избранный народ и навсегда спрятал Свой волшебный свет, «Ор хагануз».
Но тощие коровы будут пастись на лугу лишь до тех пор, пока Б-г не вернет из изгнания справедливость и гармонию. У этих тварей нет самостоятельной силы. В один прекрасный день, уже очень скоро, сокрытый свет начала Творения снова воссияет в мире тьмы, и тогда эпоха правления тощих коров покажется мимолетным сном.
«И он (слуга Йосефа) обыскал их, начиная со старшего и кончая младшим, и нашелся кубок в суме Биньямина» (44:12).
В обращении с братьями Йосеф проявил себя как блестящий стратег и тонкий психолог. Он не только умело сыграл свою роль вздорного и жестокого правителя, но и заставлял братьев вести себя именно так, как ему хотелось. Каждое его действие и каждое слово отмечены печатью гениальности.
И, наконец, с помощью инсценированной кражи Йосеф хотел напомнить братьям о настоящей краже. Ведь они похитили его из родительского дома и продали в рабство за двадцать сребреников. Кубок, обнаруженный в сумке Биньямина, должен был навести их на мысль, что во дворце египетского правителя кто-то знает об их прошлом. Еще во время их совместного обеда Йосеф «подбросил» им несколько красноречивых намеков.
Что и говорить, объяснения убедительные. Но «Ор ха-Хаим» не ответил на главный вопрос, почему жертвой стал Биньямин. Ведь он был совершенно невиновен в грехе братьев. Так почему все-таки кубок оказался в его суме?
«Ор ха-Хаим» говорит, среди прочего, что Йосеф хотел проверить реакцию братьев на арест Биньямина. Захотят ли они спасти Биньямина от такой же участи, на которую сами обрекли старшего сына Рахели?
Нет, Йосеф все точно рассчитал. Его кубок оказался в суме Биньямина не случайно. Он знал, что братья обвинят Биньямина в воровстве. Так и случилось. Мидраш сообщает, что рассерженные братья ударили его между лопаток и назвали вором, сыном воровки, напомнив, как Рахель похитила идолов своего отца Лавана (см. раздел «Ваеце»). Яблоко от яблони недалеко падает.
По логике вещей, они должны были возненавидеть Биньямина, как много лет назад возненавидели Йосефа. Ведь он совершил нечто ужасное: поставил их в неловкое положение, опозорил всю семью. Да, испытание было точно рассчитанным. И братья с честью выдержали его. Они не только не возненавидели Биньямина, а наоборот, готовы были пожертвовать жизнью ради его спасения.
Похожая притча
Притча о богатом и Лазаре даёт нам пример крайне неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над некоторыми тайнами загробной участи человека. Эту притчу мы встречаем в Евангелии от Луки:
«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 19–31 ).
С первого прочтения этой притчи не совсем ясно за что богач попал в ад. За то ли, что он был в жизни богат? Мы знаем из Евангелия, что богатство, хотя бывает соблазнительным и далеко не всегда полезным для духовной жизни, но всё же не все богатые были осуждены. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на своё богатство, тем не менее всем своим семейством был спасён ( Лк. 19: 1–19 ). Мы помним про богатство Иосифа Аримафейского, ученика Христова, в гробнице которого был погребён Спаситель ( Мф. 27: 57–60 ). Также один из «начальников» и вождей израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел ( Ин. 19: 39 ). Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, прийти и поклониться Ему как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал ему на путь совершеннейший.
Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не войдут в него люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог, а богатство их спасёт ( Мк. 10: 24 ), люди, которые из богатства делают кумира и идола (маммона).
В Библии мы знаем примеры праведников, которые были очень богатыми людьми: праведный Иосиф, сын Израиля, владел в Египте огромными сокровищами фараона, одевался по-царски ( Быт. 4: 40–45 ) и был вторым человеком в государстве. Праведный Иов, непорочный и богобоязненный, был очень богат: у него было 7.000 голов мелкого скота, 3.000 верблюдов, 500 пар волов и 5.000 ослиц и весьма много слуг ( Иов. 1: 3 ).
В истории христианской Церкви было канонизировано много царей и королей – помазанников на царство, владевших как собственностью всеми богатствами их страны, и это не помешало некоторым из них стать святыми. В России и Америке были и есть миллионеры, делавшие много добра и раздававшие свои огромные богатства на благотворительность.
Но все-таки за что попал в ад богач разбираемой нами притчи? В Евангелии не говорится о том, что он был злым, жестоким, развратным, безбожным и нечестивым. Сказано лишь, что он был богат и очень хорошо одевался. Как и ветхозаветный богач Иосиф, придворный фараона, он одевался в тонкую драгоценную одежду виссон ( Быт. 40: 42 ). В притче говорится, что «богач каждый день пиршествовал блистательно», устраивая званные обеды. Вообще, в своей жизни он получил всё доброе, что только можно было получить. Но разве достаточно человеку быть богатым, чтобы быть осуждённым на вечные адские муки? Этого, пожалуй, так же не- достаточно, как недостаточно быть нищим или бродягой, чтобы попасть в Царство Небесное за свою нищету, за своё незавидное социальное положение. Не знаем ли мы нищих, которые были злыми, жестокими, ненавидящими всех и вся, лентяями, не желавшими работать и трудиться? Неужели же только за своё нищенство они будут награждены, несмотря на свои грехи, а богатые будут наказаны только за своё богатство? Нет! Нельзя на основании притчи о богатом и Лазаре строить материалистическую теорию о мировом равновесии в духе социальной уравниловки и справедливости.
В проблеме о богатстве евангелист Марк раскрывает нам, в чём суть дела и говорит, что многие богатые осуждаются не за богатство, а за своё упование на него: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» ( Мк. 10: 23 ). Опасна для человека чрезмерная сытость, пресыщенность, самодовольство. И именно это, а не что-нибудь другое и внешнее плохо. Плохи не деньги сами по себе, а отношение к ним. Плохо быть ограниченным, самодовольным и успокоенным. И, наоборот, хорошо быть всегда недовольным собой, всегда алчущим и жаждущим Правды. Хорошо быть всегда нищим духом и просить непрестанно подаяния у Христа. Всякое пресыщение балует человека, делает его успокоенным, бестревожным, самомнительным балованем, мнящим о себе, что ему больше ничего и не нужно, мнящим о себе, что у него всё уже есть и не только ничто, но и никто ему не нужен – ни человек, ни Бог. Именно такое самодовольное, безмятежное и сытое состояние опасно для человека, для его обращения ко Христу, будь он богатым или бедным. Мы никогда не должны быть спокойны, а всегда должны искать и спрашивать, всегда жаждать и нуждаться, всегда сознавать себя нищими, не самостоятельными, но зависящими от Бога.
Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь. Ап. Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (по-гречески «уничижаем не бывает»). Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» ( Гал. 6: 7 ). Каждый человек сам приготовляет себе свою загробную участь. Если он будет пребывать в воле Бога, т.е. творить Его заповеди, повелевающие любовь к Богу и к ближнему, будет каяться, когда в чём-нибудь преступит эти заповеди, если будет питать свою душу церковными таинствами, если будет пребывать в молитвенном общении с Господом, то про такого можно сказать, что он «сеет в дух». Такой человек ещё в этой жизни начинает общение с духовным миром, становится как бы его гражданином. После смерти такой человек вступает в лучший мир и наслаждается его благами, так как во временной своей жизни успел стяжать в себе способность ими наслаждаться.
Подлинная вера начинается с покаяния – только с покаяния, т.е. с сознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – говорит и Предтеча, и Христос ( Мф. 3: 2; 4: 17 ). Царство Божие не только начинается, но и продолжается и поддерживается только покаянием, сознанием своей ограниченности, греховности и духовной нищеты. Постоянная молитва христианина заключается в кратких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Без этой молитвы христианин не может жить и духовно умирает. Сознание своей греховности, бедности и беспомощности делает христианина достойным учеником Спасителя, достойным членом Церкви Христовой, несмотря на грешную природу, в которой он рождён.
Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной, за то, что в этом смысле он слушался, по-видимому, Моисея и Пророков ( Лк. 16: 29 ). А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство, не ощущал потребности в помощи Божией.
Если человек будет только переходить от одного увеселения к другому, от одного плотского наслаждения к другому, как это делал богач, который «пиршествовал блистательно», то он сделает свою душу неспособной ни к какому духовному ощущению. И это даже в том случае, если он не будет совершать больших грехов. Это видно из примера богача. Он настолько очерствел душой, что не оказал никакого сострадания Лазарю, который лежал у его ворот и которого он постоянно видел. Душа богача сделалась неспособной к любви к ближнему.
Что может такой человек ожидать в загробном мире? К общению с Богом он неспособен. Бог есть любовь, и общаться с Ним можно только посредством любви, богач же этой любви не имеет. Общаться с духами праведников он тоже неспособен, так как не стяжал подобия с ними, не имеет с ними ничего общего. «Между ним и праведниками, – читаем мы в притче, – пропасть великая утвердилась». Богач не может наслаждаться благами Небесного Царства, так как его душа неспособна к духовным ощущениям. Такой поневоле будут пребывать в отлучении от Бога и от мира праведников, пребывать в кромешной, т.е. во внешней тьме. Страсти, которые богач успел накопить при жизни, будут его жечь вечным огнём. Совесть, веления которой он постоянно преступал, сделается для него червем неусыпающим, который будет грызть его. Виноват в этом он сам. Бог постоянно предупреждал его. Но он не внял этим предупреждениям. Он сам вверг себя в адскую бездну.
Из притчи о богатом и Лазаре обычно делают вывод, что мучение грешников будет бесконечным. Само мучение изображается в виде огня жгучего, но не сжигающего. Но огонь, дым и всякие другие ужасы являются извращенным представлением об адских мучениях. В самом деле, согласно учению св. Отцов Церкви, сущность адского мучения заключается не в физических страданиях, а в отдалённости от Бога и в отсутствии духовного умиления. Умиление возможно только при условии полного и искреннего раскаяния. Поэтому мучение было бы бесконечным, если бы невозможно было бы покаяние. Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся русский богослов XX столетия, указывает на то, что хотя в Евангелии не раз говорится о вечной муке, но это выражение не есть синоним бесконечности. По мысли митр. Антония, это выражение можно понимать и как характеристику неутолимости мучения в общем смысле, но в Слове Божием нет определенных указаний на бесконечность страданий всех грешников и на то, что судьба их не может измениться. Слова Авраама о пропасти между праведниками и грешниками в потустороннем мире, которую нельзя перейти, не говорят о неизменяемости положения грешников. Да, нельзя перейти эту пропасть, не изменяясь, но это ещё не говорит о невозможности изменения.
Приведу еще несколько мыслей митрополита Антония о загробной судьбе человека, вытекающих из сегодняшней притчи:
«Притча о богаче и Лазаре даёт нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, т.к. самое страшное это не само страдание, а безнадёжное сознание бесконечности страданий. Этого безнадёжного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.
Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев. Это показывает, что в нём пробудилось добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, т.к. начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию и тогда умилению.
Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но всё же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.
Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Надо также допустить надежду, что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения».
Будем молиться, чтобы Господь вселил в нас потребность, алчбу и жажду питаться божественными соками, исходящими от Лозы-Христа, подающимися нам за Трапезой Господней, за Св. Евхаристией.
Будем молиться, чтобы в сознании нашем мы до конца обнищали и стали бы нищими духом, как Лазарь, и чтобы мы, подобно нищим, стоящим на паперти храмов, непрестанно протягивали руку и просили бы подаяния у Христа, Который и Сам, по слову ап. Павла, «будучи богат, обнищал нас ради, дабы мы обогатились Его нищетой» ( 2Кор. 8: 9 ).
Похожая притча
В «Нью-Йорк Таймс» Том Фридман призывает американскую молодежь не зажигать в ресторанах, а сидеть дома, есть сэндвичи с тунцом и дрожать от страха – но безрезультатно. Он пугает, а мне не страшно, как говрил Лев Толстой о Леониде Андрееве. Слишком часто этот пастушок кричал «волк!» Помните – оружие массового поражения в Ираке, теракты аль-Каеды, мировое потепление, птичий грипп? Как у нас отбирали водку в аэропортах и заставляли ходить босиком сквозь металлоискатели? Или, еще раньше, в 1990-м году, нас пугали СПИДом, когда пьяный Ельцин на свой первый американский гонорар купил одноразовые шприцы для московских наркоманов и презервативы для питерских педерастов? И вот прошли годы, производители резинового изделия номер один и фармацевтические компании прекрасно заработали, пиар-компании распилили бюджет, но эта страшилка ушла в никуда, как и прочие ужастики. Сейчас они хотят нас запугать, чтобы мы сидели, дрожали от ужаса и слушались.
Пока кризис – это одни разговоры, но он еще может придти. Если крикнуть «Пожар» в переполненном кинотеатре, то результат может оказаться плачевным – даже и без огня.
У всего на свете есть причины. Нам говорят, что американские банкиры сдурели, надавали дешевых кредитов, не думая о последствиях, придумали сложные финансовые инструменты, и сами их не поняли. Другие говорят, что они это сделали не по глупости, а от жадности и близорукости – мол, не учли последствий.
Но американские банкиры и финансисты – не дураки, и не близорукие тетери. Предположим, что они знали, что делают. Как правило, если события происходят, они происходят по воле деятелей, а не против их воли. Горбачев и Ельцин ликвидировали СССР потому, что они этого хотели. Гайдар и Чубайс обнулили сбережения и раздали заводы и месторождения своим друзьям потому, что они это хотели сделать. При этом они тоже говорили о кризисе, который сами создавали – для выполнения своих целей. Сейчас в эту увлекательную игру играют большие профессионалы из Нью-Йорка. Если их не остановить, то они выйдут из этого кризиса еще богаче, еще сильнее, а нас опустят и загонят в долговую кабалу.
Нечто похожее произошло в древнем Египте. Сначала было несколько лет изобилия и благосостояния, а потом ударил кризис, и простой народ был закабален на века.
Вы, наверное, узнали библейскую историю Иосифа и фараона, ее недавно пересказал Кудрин для тех, кто забыл. Фараону приснился сон: вышли из Нила семь тучных коров, и после них вышли из Нила семь тощих коров, и съели тощие коровы тучных коров (Бытия 41). Смысл сна был в том, что семь лет изобилия сменятся семью годами засухи и неурожая. По словам Кудрина, притча призывала запасаться впрок на тяжелое время. Но в библейской истории были нюансы, которые Кудрин опустил, а в них весь смысл повествования.
Библейская притча совсем не о том, что нужно запасаться впрок на черный день. Министр финансов фараона Иосиф использовал народные сбережения, сделанные за семь лет изобилия, не для того, чтобы поддержать народ в годы засухи, но чтобы всех закабалить и поработить. Библия говорит об этом: «Скупил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. Досталась земля фараону, и народ сделал он рабами». (Бытия 47) Поэтому египетский народ имел основания сердиться на Иосифа и его племя финансовых советников.
История имеет обычай повторяться, но на новый лад. Сегодняшние финансисты использовали модель Иосифа, но улучшили ее. Иосиф использовал изобилие и засуху, но они устроили и то, и другое. Сначала они открыли шлюзы кредитов и зацепили на удочку многих, а потом закрыли шлюзы и выкатили свое оружие Страшного Суда – семь тощих коров. Только цель осталась той же – поработить и закабалить народ.
Недаром главный архитектор кризиса, Ален Гринспан приносил присягу на Талмуде перед своей учительницей Айн Ранд, сатанисткой и создательницей культа Просвещенного Эгоизма. Стивен Лендман справедливо назвал его Врагом Народа № 1, а Иен Вильямс охарактеризовал роман Ранд как «кошерную беллетризацию Майн Кампфа дамским пером ».
Наши талантливые друзья и единомышленники обвиняют в кризисе его технические орудия – деривативы, свопы, ABS , MBS , CDO , CLO и прочие сокращения. Они подробно объясняют, как сработали эти инструменты, как прошла секъюритизация дебиторских долгов или продажа фиктивных активов. Конечно, любопытно найти ответ на вопрос «как?», но вопрос «зачем?» более актуален. Если мы говорим о взломщиках, мы не задерживаемся на теме отмычек, но сразу переходим к делу – чей сейф открыли и что взяли. Мы знаем – виноваты не отмычки, а взломщик.
Каков был генеральный план нового Иосифа и его братьев? На первой стадии они превратили США в гигантский пылесос богатства народов, запустив печатный станок. Советские деньги называли «деревянными», но американские деньги, доллары, даже не деревянные – они попросту бумажные. Кроме денег в прямом смысле слова, пошли в ход и облигации. Советские облигации брали через «не хочу», когда не удалось увильнуть, но американские – шли на ура благодаря лучше поставленному агитпропу. Русский газ, арабская нефть, японская техника, африканская руда, китайский труд, шведские машины, французское вино – все ухнуло в черную дыру Америки в обмен на долговые расписки.
Михаил Хазин хорошо объяснил это «Современная модель хозяйствования, построенная на долларе как главной мировой валюте, привела к тому, что Америка играет уникальную роль в мировой экономике. Она производит около 20 процентов мирового ВВП. А потребляет около 40 процентов мирового ВВП. Почти в два раза больше. По паритету покупательной способности, разумеется. В результате они, как пылесосом, высасывают ресурсы со всего мира.»
Не надо помогать богатеям. Эта помощь всегда выходит нам боком. Так, Россия помогла Америке завоевать Ирак – отказавшись от многомиллиардного долга в пользу Америки, и ничего не получила взамен. Помощь в войне Америки с террором не сдержала антирусский терроризм. Помощь пошатнувшемуся Уолл-стриту будет еще дороже.
Идет игра в вершки-корешки, в которую еще играли медведь и мужик. Они говорят, что добро принадлежит им, а долги – нам, а мы скажем наоборот – все долги – это частные долги директоров и олигархов, а все добро принадлежит народу. Они говорят – добро приватизировать, а долги национализировать. Нужно поступить наоборот: национализировать добро и приватизировать долги. Все долги, сделанные Миллером от имени Газпрома – это личные долги товарища Миллера. Пусть сам разбирается с кредиторами. А состояние Газпрома – это народное. Его не трожь. Все долги трестов, банков и компаний – это личные долги управляющих. С них и взыскивайте.
Так нужно ответить тем, кто нас запугивает: вы заработали, сейчас расплачивайтесь. Вы покупали футбольные команды, дорогих блядей и шампанское, вы надеялись, что мы заплатим по вашим долгам. Вы надеялись забрать наше добро, сейчас мы конфискуем ваше. Нужно конфисковать все личное и частное достояние олигархов и крупных менеджеров, обнулить их банковские счета, продать с молотка их дома и движимость. Пусть каждый банкир отвечает до последней копейки за долги банка – лично. Запретить банкротство. Разобраться по всей строгости закона с Голдман-Саксом и прочими новоявленными иосифами. Отдать под суд всех, кто довел экономику до ручки – они знали, что они делают. Вместе с ними, судить и их пропагандистов и агитаторов, наших коллег, которые давали идеологическое оформление преступникам. Повторить брежневские процессы ворюг – но на этот раз в масштабе планеты.
Можно и нужно сделать и далеко идущие выводы. Мистика монетаризма сломлена кризисом. Уже двадцать лет мировая экономика работает худо-бедно и даже стимулирует прогресс без «настоящих» денег, на пустых ничем не покрытых обязательствах и бумажных ассигнациях. Наши деньги – это фантики , но они работают ! В деньгах нет ничего «настоящего», это просто орудие для счетоводов, мерило капиталовложений – но не истинная мера вещей. Мир может сделать следующий шаг, и выпустить беспроцентные бескредитные деньги, на которых не будут зарабатывать банкиры. Так успешно работали советские «ненастоящие» деньги – пока номенклатура не обменяла их на американские доллары, заодно обогатившись за счет обобранного большинства. Сейчас американская номенклатура решила применить опыт российских олигархов и обобрать и американцев, и прочее население планеты. Но мы можем теперь использовать полученное горьким опытом знание – рыночная модель победила в соревновании с социализмом, пользуясь краплеными картами. Запад проиграл экономическую войну с СССР в 73 - 74-м годах, но СССР, увы, отказался форсировать победу, пишет Хазин. Не поздно переиграть результат и сейчас – в союзе с народами Америки и Европы.
Ничего не бойтесь, потому что этого хотят Фридман и Гринспан. Паника – плохой советчик. Кризис – это игра воображения, машины по-прежнему работают, люди знают, что делать. Замедление темпов роста хорошо и для нас, и для планеты. Долги можно зачеркнуть, как это делал еще Солон Афинский. Возможный вариант выхода из кризиса можно найти в фантастическом романе Алексея Толстого «Союз Пяти». Его герои, супер-олигархи, решили напугать весь мир, разрушив Луну. Пока шла паника, они скупили все, что есть на свете. Но когда миновала паника, оказалось, что люди уже не признают их прав собственности – они работают и берут в магазинах необходимые им вещи, обходясь и вовсе без денег. Испуг может привести олигархов к победе, но слишком сильный испуг может привести к коммунизму.
Похожая притча
Два Два друга долго странствовали по свету в поисках счастья. Однажды они попали на остров, где жило примитивное племя. Здесь всем заправлял вождь. И у него было две дочери: красавица и дурнушка. И один из друзей сказал другому:
– Знаешь, свое счастье я уже нашел. Я останусь здесь и женюсь на дочери вождя.
– Хороший выбор. Девушка – настоящая красавица.
– Да, нет, дорогой, я возьму в жены другую, – засмеялся юноша.
Друг только пожал плечами и отправился искать свое счастье дальше. А юноша пошел свататься. В этом племени существовал обычай: невест выкупали. Выкуп принято было давать коровами и хорошая девушка стоила дорого – десять коров.
Молодой человек купил десять коров и пришел к вождю:
– Я прошу руки твоей дочери, – сказал он. Вот тебе за нее десять коров.
– Что ж, дочь моя красива и умна, – ответил вождь. – Десяти коров – хорошая цена за нее. Бери ее, я согласен.
– Да нет, вождь, я хочу жениться на другой.
– Ты, наверное, шутишь? Не видишь, что она… ну, не очень…
– Ну конечно, я же не слепой. Но я хочу взять в жены именно ее.
– Я не могу возражать, если ты этого хочешь. Но она не стоит десяти коров. Как честный человек, я возьму с тебя за нее всего три коровы. Этого будет достаточно.
– Нет, мой дорогой тесть. Я заплачу за нее ровно десять коров.
Сыграли свадьбу. Через несколько лет странствующий друг решил навестить старого товарища. Приплыл он на тот остров, нашел своего друга. Вокруг него куча детишек, смеются, развлекаются.
– Ну, как ты живешь? – спрашивает он друга.
– Я просто счастлив.
Тут в дом вошла женщина неземной красоты.
– А вот, и моя жена пришла.
– Неужели ты женился во второй раз?
– Да нет, это та самая дочь вождя.
– Но как же она смогла так измениться?
– А ты сам спроси…
Тогда друг обратился к женщине:
– Ты меня извини. Но я помню, какой ты была… Что тебе помогло так преобразиться?
– Просто, благодаря мужу, я поняла, что все-таки стою десять коров!
Читайте также: