Притча о марии и васятке
Обновлено: 14.11.2024
Архимандрит Павел (Груздев) , прошедший нелегкий крестный путь в жизни своей христианской (нищета, лагеря и ссылки, активное служение Богу и людям) любил рассказывать эту притчу. В доброе вразумление.
Архимандрит Павел Груздев Архимандрит Павел ГруздевВ одном месте пошел слух, что Сам Христос Спаситель посетит этот город. И зайдет в гости к хорошему человеку.
В городе том жила женщина одна – Мария. Вела она жизнь правильную. И в Храм ходила нередко, и Евангелия читала каждый день, и молилась усердно.
И пришла ей на ум мысль: «Спаситель ко мне придет. Обязательно».
Стала она готовиться к встрече с Ним, как с Самым Дорогим Гостем.
Все как и положено для такой встречи сделала.
И одежды нарядные надела, и блинов напекла, и чай поставила, и угощения приготовила.
С утра приходит к ней мальчишка сосед – Васятко. Стучится в окно и говорит:
«Тетя Мария, ради Христа Бога, помоги. С моей мамой плохо сделалось. Стонет, а мне ее не поднять».
« Не пойду» - отвечает женщина – «Прости, но ко мне Гость придет. Жду».
Мальчишка ушел. Но вот чудо. Пришел, а мать поправилась, все хорошо. Слава Богу – говорит.
А Мария ждет. Вера ее еще больше усилилась. Верит, что придет Спаситель и что не зря она ждет. Обязательно придет. Уже и время обеда. Обед накрыла женщина.
Уж и обед прошел, а Христа все нет. Ладно, думает, еще подожду. Верю, придет.
Идет из другой деревни мужчина, приходит к ней.
«Мария, коровушка моя телится. Да неладно. Пойдем, помоги, Христа ради. Ты ведь в коровах понимаешь".
Мария понимала в деревенской живности, но ответила мужчине:
«Не могу я. Прости. Гостя жду».
Мужчина ушел. Приходит домой, а корова уже сама благополучно отелилась. Будто провидение какое помогло. Перекрестился мужик и Бога поблагодарил.
Мария ждет Христа, не дождется. Уже и ужин прошел, и вечер темный наступил.
Приходит мужчина к ней на порог и просит:
«Нерадивую жизнь я вел, пил. Да, к тому же и овдовел. Сейчас уж жизнь свою пересмотрел, но самому трудно по - хозяйству. Помоги. Не знаком я с этим, не знаю и как: заштопай латки на одежде моей».
И протягивает Марии небольшой мешок с вещами своими.
Мария шить умела, но не помогла мужчине. Извинилась и прогнала.
Уж ночь наступила. Так и не пришел к Марии Христос. Но она веры не теряет.
Ложится спать. Видит сон: пришел к ней Христос.
И Мария говорит Ему:
«Господи! Верила я Тебе. Раз было слово, что Ты придешь, то это Истина. Я ждала Тебя».
«Да, Мария – отвечает Христос - за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к Храму Божьему, я к тебе первой пришел. Я три раза к тебе приходил, но Ты трижды меня прогнала».
«Господи! Нет! – кричит в оправдание Мария – Не было этого!»
«Так слушай, вот что в нем написано: «Болен был, а вы посетили меня». Это приходил к тебе утром не Васютко, это Я к тебе приходил. А ты меня прогнала».
«А второй раз когда?»
«Второй раз мужик к тебе пришел. Это я его послал. Тебя проверить на верность слову Божьему. В Слове как сказано: «В беде был, а вы помогли Мне». Но ты не помогла, прогнала».
«Господи! Не знала я. А третий раз когда?»
«Третий раз приходил к тебе вечером. Но не последовала ты Слову: «Наг я был, а вы одели Меня».
«Не знала я, Господи»
«Знала! Потому что читаешь Евангелия. А там написано: «Кто сотворил единому от малых сих, тот Мне сотворил».
Фильм «Притчи» (смотреть онлайн)
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? (Мф. 13, 10).
Человек, который впервые открыл Писание, наверно, заметил, какое обилие удивительных по красоте притч наполняет его. Господь всякий раз прибегал к этому иносказательному жанру, поучая простой народ, не имевший ни образования, ни мудрости, но от всего сердца желавший слушать поучения Христа. Как любящий родитель рассказывает поучительные сказки своему чаду, так и Бог, открывая тайны бытия и Царствия Небесного, говорил притчами.
В октябре 2010 года в Белоруссии произошел переворот в сфере кино: на экран вышел фильм режиссера Виталия Любецкого «Притчи». Уникальность этой картины в том, что впервые в Белоруссии съемки были организованы силами монастыря. Что из этого вышло – судить зрителю, однако с первых же минут фильм притягивает к себе простотой и добрым сюжетом. Тут нет перестрелок, спецэффектов и драматичных сцен. Вместо этого послушник, желающий быстрее принять постриг и его мудрый учитель-старец, молящийся за весь мир, женщина, которая молилась и постилась, но не имела любви, мальчик Васютка, помогающий каждому обделенному и бедному человеку.
В основу сюжета легли три истории из православного духовного наследия. Идею первой – «Необычное послушание» – подсказала притча из древнего Патерика. Молодой послушник мечтал о постриге и по благословению проводил экскурсии по монастырю и рассказывал о красоте монашеского подвига: «Монах должен быть как птица небесная. По слову Спасителя: он не сеет, не жнет, но Сам Господь его питает. Монах не должен иметь попечение ни о чем земном, потому что главная его задача – это спасение и молитва за весь мир». Его духовник – старец, видя гордыню молодого человека, решил его смирить и велел ему пойти на кладбище и, завидев похороны, начать ругать и хулить покойника. Основная мысль притчи – что монах на ругань не должен смущаться сердцем и на хвалу не должен возноситься как и усопший.
Следующая притча называется «Немая молитва», написанная в начале XX века святителем Василием Кинешемским Исповедником. Старец обители, о которой рассказывается еще в первом повествовании, вопрошал Бога во время вечерней молитвы: «Господи, почему Ты не слышишь нас? Люди и в церковь ходят, и дома молятся, но им также тяжело. Господи, неужели так суетна молитва наша?» День за днем старец, стоя на коленях, воздевал руки к небу, моля Бога о помиловании людей. Однажды ему явился Ангел, который дал ответ на вопрос батюшки: не слышит нас Господь, потому что мы не желаем быть услышанными, во время молитвы думая о земной суете, и только детская чистая молитва быстрее доходит до Престола Божьего.
Третья и заключительная притча «Как Спаситель в гости ходил» снята по проповеди архимандрита Павла (Груздева). «Возле монастыря жила раба Божия Мария, – так начинается эта история. – Женщина она была благочестивая, посты соблюдала, Евангелие читала, каждое воскресение и праздник – в храме». Как-то раз ей блаженная нищая поведала, что придет к ней в гости Христос. Мария начала готовиться к приходу такого дорогого Гостя: стол накрыла, все самое лучшее поставила, а ее сосед Васютка – мальчик, у которого из всех родных людей был отец-пьяница, проживал обычный день: спас мальчика от хулиганов, впустил к себе в дом нищего и накормил его, пустил переночевать женщину с ребенком, когда его соседка Мария выгнала и отругала этих людей. Ночью Господь явился Марии и поведал, что Он уже три раза приходил к ней, а она трижды Его прогнала: «Помнишь мальчонку, бомжа-пропоицу, женщину с ребенком? Так это Я был. Васятка меня приютил и три раза принял. Хоть ты и Евангелие вдоль и поперек изучила, и постишься, и молитвы читаешь, нет тебе в том никакой пользы. Теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». В этой притче, наверно, каждый узнает себя, ведь как часто случается, что мы, умоляя Господа помочь, не впускаем Его близко к нашему сердцу, закрываем пред Ним дверь в нашу душу.
Герои фильма «Притчи» – такие же, как мы с достоинствами и недостатками, которые показываются в самых обыденных жизненных ситуациях. Глядя на них, мы смеемся над собой со стороны или утираем слезы, узнавая в героине последней притчи Марии себя. Каждая из этих маленьких историй заставляет задуматься – а это уже очень важно в настоящее время. Человек разучился думать, размышлять, ему не хватает времени, чтобы сесть и подумать о чем-то более существенном.
Столетие назад Зинаида Гиппиус написала стихотворение «Все кругом», в котором воплотились все пороки общества: «Страшное, грубое, липкое, грязное… глупое, сохлое, сонное, злостное, жалко-ничтожное, непереносное, ложное, ложное»! Этот крик души заканчивался фразой: «Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: все будет иначе». Сейчас чел овек обращается к своей истории, вере и обычаям, все чаще слышны старые басни, сказки, притчи. И вслед за поэтессой приходит мысль: «Все будет иначе»…
Похожая притча
Прослушать » (mp3 файл, время звучания — 06:00 мин., размер — 2,89 Мб)
24 июня 1985 года, село Верхне-Никульское
Архимандрит Павел (Груздев) В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина — церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишка-сосед и говорит:
— Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
— Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:
— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.
— Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
— Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете — «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья! — Уходи, провалился бы ты. Выгнала:
Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар — все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
— Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.
— Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
— Господи. Нет, этого не было.
— Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
— Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?
— А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. "В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.
— Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?
— А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
— Не знала, Господи!
Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.
Похожая притча
Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?»
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.
И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.
И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.
«И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задает тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? «Говорят Ему: первый». Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70% в нашей стране по официальной статистике – а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: «да, Господи», а делами – «нет». Мы можем петь вместе со всеми «Символ веры» и «Отче наш» за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – постоянно напоминает Он нам, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18 ).
«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Когда Господь употребляет эти торжественные слова: «Аминь, глаголю вам – истинно говорю вам», Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожженных грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели на их обращение к Богу, их покаяние.
Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.
О если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремленность к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? «Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие». Кого это, говоря «вас», имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела «да» наших уст и «нет» нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?», а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать «да» нашей вере, действующей любовью. И это «да» нашей веры – прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.
«Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Наша вера – не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это прежде всего приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем». Мы либо следуем этому зову, либо – в конкретных наших поступках – ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово «Аминь». Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? «Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» – ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – в славу Божию через нас» (2 Кор. 1, 19–20).
Похожая притча
Читайте также: