Притча о двух тиграх и землянике

Обновлено: 14.11.2024

Однажды монах Дзен встретил в лесу тигра. Хищник погнался за ним и загнал на высокий речной обрыв. Монаху не оставалось ничего иного, кроме как прыгнуть вниз и в полёте уцепиться за торчавший из обрыва корень сухого дерева.

Монах висел на корне и смотрел снизу вверх на стоящего на обрыве тигра. Потом он опустил глаза в надежде найти спуск, и тут увидел, что внизу его поджидает огромный крокодил.

Монах покрепче ухватился за лиану и заметил, что корень дерева, за который он уцепился, подгрызает мышь, и корень уже начинает потрескивать под его тяжестью. Выхода не было.

В этот последний миг монах заметил недалеко от себя кустик земляники со спелыми ягодами. Он протянул руку, сорвал пригоршню ягод. какие же они были вкусные! Ничего вкуснее он не ел в своей жизни.

Притча на этом заканчивается. Ну, почти заканчивается. Остаётся ответить на ваш вопрос: спасся ли тот монах?

Разумеется, спасся. А иначе кто бы мог рассказать вам эту историю?!

"Айкидо на Спортивной" очень ценит ваши лайки!
Подписывайтесь на наш канал!

Похожая притча

В рамках проекта Школы Здравого Смысла им. А.Н. Назаревского «10 книг для молодёжи».

Песни петь можно самому, хором или подпевать – это здорово. Раньше, в живую догаджетную эру, песни и частушки пели везде – дома за столом, во дворе, в поезде, в поле, идя компанией по улице, а в парках играли духовые оркестры.
Из открытых окон часто доносились голоса Лидии Руслановой, Александры Стрельченко, Ольги Воронец… «Валенки», «Златые горы», «Выйду на лицу»
Песни напоминали о войне, звали в космос, на целину, на стройки…
Лились лирические, эстрадные, бодрили задорные студенческие, пионерские.
По воскресеньям настроение задавал Марк Бернес, пел «С добрым утром!», идущих со смены рабочих вдохновлял Георг Отс: «Я люблю тебя, жизнь!»…

(Вспомнились и другие «аватары Добра»: радиосказочник 60-х Николай Литвинов, Ганс Христиан Андерсен, Анна Герман, Карел Готт, Эдита Пьеха, Тамара Миансарова, Эдуард Хиль, Детский хор, Робертино Лоретти, Рина Зелёная, Вячеслав Котёночкин, Борис Грачевский, дед Мороз, герои Олега Даля, Евгения Леонова, Ивана Лапикова, «Солнечный клоун» Олега Попова, герои Серго Закариадзе в хф «Отец солдата», Сергея Бодарчука в хф «Судьба человека», …
Робот из хф «Короткое замыкание», Нео из хф «Матрица», Гендальф, Сэм, Фродо и другие персонажи фильма «Властелин колец», персонажи хф «Куда ведут мечты», «Прекрасная зелёная», …

Кто в этом качестве вспоминается тебе, добрый читатель?)

Причём такого питания тогда, какое есть сейчас даже у нищих, у большинства не было в 60-е, да и в 70-е жили часто от аванса до зарплаты, жизнь была достаточно тяжёлой, но настроение было приподнятое, потому что у нас было будущее, которое нам дали, а потом забрали. Когда дают и ведут, то в любой момент могут забрать и кинуть. Чтобы уверенно действовать, нужно иметь своё будущее. Как цель, чтобы самому к ней идти, стремиться, соратников искать. Тогда и песни добрые вспомнятся, и новые хорошие появятся.
Прежде всего свои бы народные вспомнить. Из русских мне нравилось подпевать взрослым: «Ой, мороз, мороз», «Белым снегом», «Степь да степь кругом»…
Вспомнилась, например, «Ах, ты, степь широкая», звучащая в к/ф «17 мгновений весны». Да и романсы бы вспомнить. «Окрасился месяц багрянцем», «По диким степям Забайкалья», «Калинка-малинка», «Во поле берёза стояла», «Во кузнице», «Я под горку шла», «По муромской дорожке», «Светит месяц», «Летят утки», «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», «Любо братцы, любо», «Среди долины ровныя», «По дону гуляет казак молодой», «Позарастали стёжки-дорожки», «Калина красная», «Тонкая рябина», «Лучинушка», «Ах, Самара-городок», «Матушка, что во поле пыльно», «Мой костёр», «Вот мчится тройка почтовая», «Я помню чудное мгновенье», «Ямщик, не гони лошадей», «Утёс», «Черноглазая казачка», «Вечерний звон», «Утро туманное», «Однозвучно гремит колокольчик», «Славное море священный Байкал», …
Пионерские: «Картошка», «Весёлый барабанщик», «На зарядку становись!», «Орлёнок», «Что мне снег, что мне зной», «Вместе весело шагать», …
Хорошо бы колыбельные знать, детские, авторские, …
Из советских мне памятны:
1. Леонид Афанасьев, Игорь Шаферан, исполняет Ольга Воронец, «Гляжу в озёра синие»
Хочется, чтобы все услышали эту песню и узнали эту замечательную певицу!
2. Евгений Мартынов, Сергея Островой, Людмила Зыкина, «Ты, Россия моя!»
3. Вано Мурадели, Владимир Харитонов, Валентина Толкунова, «Россия – родина моя!»
4. Абрам Полячек, Феодосий Савинов, Сергей Лемешев, «Вижу чудное приволье»
5. Вениамин Баснер, Михаил Матусовский, Юрий Гуляев, «На безымянной высоте»
6. Михаил Исаковский, Матвей Блантер, Марк Бернес, «Враги сожгли родную хату»
7. Вано Мурадели, Александр Соболев, Муслим Магомаев, «Бухенвальдский набат»
8. Эдуард Колмановский, Евгений Евтушенко, Георг Отс, «Хотят ли русские войны»
9. Матвей Блантер, Михаил Исаковский, «Летят перелетные птицы»
10. Давид Тухманов, Михаил Ножкин, «Я люблю тебя, Россия»
11. Дмитрий Кабалевский, Антон Пришелец, «Наш край» в исполнении хора
12. Ян Френкель, Инна Гофф, «Русское поле» из к/ф «Новые приключения неуловимых»
13. Елизавета Горина, Александр Рославлев, исполняла моя мама, «Над полями да над чистыми»
14. Марк Фрадкин, Лев Ошанин, Людмила Зыкина, «Течет река Волга»
15. Владимир Шаинский, Людмила Овсянникова, Сергей Захаров – «Берёза белая»
16. Григорий Пономаренко, Геннадий Колесников, анс. «Орера», «Тополя». Впервые эту песню услышал в исполнении японской группы «Ройял найтс»
17. Исаак Дунаевский, Василий Лебедев-Кумач, «Весёлый ветер»
18. Эдуард Колмановский, Константин Ваншенкин, Георг Отс, «Я люблю тебя, жизнь!»
19. Владимир Шаинский, Иван Юшин, Геннадий Белов, «Травы, травы»
20. Микаэл Таривердиев, Роберт Рождественский, «Песня о далёкой родине»

Может быть, фонотеку на сайте Школы завести?

Каждый человек имеет представление о безусловном Добре, видит Его иногда в других и чувствует эту Истину в себе, но случайно, не специально. Обычно люди не видят счастья в поиске истины как Состояния, когда именно состояние духа становится целью, смыслом, требующим подчинить себе всё без остатка. Не видят, пока не дошли до крайней нужды в присутствии духа, например, для подвига как поступка, для жизни как подвига, для Счастья «гореть», когда несчастно «тлеть» надоело. Если угодно – в присутствии Духа Святого в себе. Пока не ощутили счастья служения Ему. Именно служение Высокому в себе освобождает, делает цельным, естественным, чистым. Чистым кристаллом Духа.

В конце концов, возможно, в момент самокритичного откровения, тот же Шопенгауэр лаконично заметил:
«Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нём самом».

Фрэнсис Бэкон предупреждает нас: «Если зеркалом служит толпа, то исходящая от неё похвала обычно лжива и бесполезна, и высказывается она скорее тщеславным, чем добродетельным. Ведь простой народ не понимает многих высших добродетелей – низшие добродетели вызывают у него похвалу, средние – удивление или изумление; но о самых высоких добродетелях он не имеет ни малейшего представления или вообще не воспринимает их».
Толпы я избегаю, но насчёт простого народа не согласен: на своём опыте убедился, что каждый человек имеет представление о Добре, видит Его иногда в других и чувствует в себе, но не специально. Обычно люди не связывают Это с Истиной, не видят счастья в поиске Истины, когда Она становится смыслом и целью, требующей всего тебя без остатка, не видят – пока! – счастья в стремлении постоянно пребывать в этом состоянии духа. Пока не дошли до кондиции. В этом-то и дело.
Но от специфичного общения с толпой вернёмся к привычному ежедневному.
Уильям Теккерей: « Мир – это зеркало, из которого на тебя смотрит твоё собственное изображение. Брось в него угрюмый взгляд – и навстречу выглянет из него мрачное лицо; но кто смеётся вместе с ним или над ним – находит в нём весёлого покладистого товарища».
Увы, почти каждый пытался быть весёлым и добрым, но не знал, как это делать грамотно, чтобы без плохих последствий. Ибо «Нет науки, которой было бы труднее овладеть, чем умением хорошо и согласно всем естественным законам прожить эту жизнь» (Монтень).
Поэтому обжёгся, отчаялся, обиделся и даже стал мстить. Поэтому обычно человек чувствует первопричиной не себя, а мир? Себя же лишь внутренне пассивным зеркалом?
Внешнюю же свою активность часто ощущает как изнурительный бег белки в вечно бегущем колесе суеты? Скажете, что это колесо подкручивают некие силы? Да, тем не менее, каждому предстоит однажды преодолеть нагнетаемый теми же силами страх и сойти с колеса, ведь выход из него всегда открыт, особенно если нет иждивенцев. Но хотя бы на время остановиться, отдохнуть, оглядеться, подумать.
Например, посидеть с книгой, которую можно просто читать сквозь призму привычной своей запрограммированности, замороченности, а можно постараться использовать её как способного помочь собеседника, использовать для понимания себя и перепрограммирования, для выбора нового пути.
«Книга – это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». (Георг Кристоф Лихтенберг)
То есть, о своём внутреннем мире можно судить не только по реакциям ближних наших как зеркал, но и по избирательности нашего восприятия – что оно выхватывает прежде всего? Например, раньше у меня из того же «Мастера и Маргариты» выбиралось сугубо людское зло и зло карателей Воланда, добро же Иешуа и то доброе начало, которое он видит в людях сквозь их зло, видит добро даже в Пилате и Крысобое, воспринималось неадекватностью князя Мышкина. Тем не менее, фраза «Все люди добрые» меня сильно озадачила. Сопоставляю, например, с Кантом: «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия».
Значит ли это, что на самом деле Добро как воля живо в каждом человеке? Начал присматриваться к людям и к себе, вспоминать Добро в обращённых ко мне лицах, припоминать Его в собственном лице, правда, было Это в редкие моменты, когда я бывал по-настоящему добрым, щедрым, достойным, возвышенным, прекрасным, то есть, когда видел, слышал, вспоминал Прекрасное и растворялся в Нём, уподоблялся Ему. Будь это прекрасная человеческая душа, душа ли животного, душа моря, леса, поля, пение птиц или Искусство.
Как видение Добра связано со счастьем, кроме тех редких моментов, когда Добро равно Счастью?
Счастье – когда тебя понимают? Когда видят в тебе всё – и плохое, но при этом Любят, то есть прежде всего видят Хорошим – Добрым! Любить себя – значит видеть себя прежде всего Добрым? Чтобы самому не тупо считать себя добрым, а однажды увидеть себя Добрым в самом высоком смысле, и затем постоянно ощущать себя достойным Любви, счастья – нужно
либо пообщаться с Добрыми, которые увидят в тебе доброе Начало и отразят тебе твоё Добро, чтобы ты дал Ему ход, зелёный свет, оживил Его в своём лице. Продолжил общее наше дело, хранил это Состояние и укреплял его.
Либо самому как бы вспомнить Себя с большой буквы, начать видеть себя Подобным и стараться постоянно таким быть. Тогда у нас есть Будущее и Счастье в настоящем.
Поэтому мне важно разбираться не столько в чужих мыслях и чувствах, сколько в своих представлениях, докапываться до истины, не столько абстрактной, сформулированной, сколько до живой истины во мне, продираться к ней через кучу-малу разнообразных и часто противоположных идей и взглядов.

«Людей, как гласит одно древнегреческое изречение, мучают не самые вещи, а представления, которые они создали себе о них» (Мишель Монтень).
Насчёт того, что мы сами себе создали множество «тараканов», сами себя заморочили – это, мягко говоря, не совсем так. Впрочем, по-любому, раз уж они есть и гадят нам, если жизнь с ними «достала», то первое средство – высветить их вниманием. Света разума они не выносят.
Монтень осознал это, стал отслеживать их и явно управлял своими представлениями, создавал желательные, видимо, в процессе написания, которое длилось всю жизнь, а не то чтобы он только записывал данную ему свыше мудрость. Разве его великий труд заключался в простом переносе информации на бумагу, в бездумном «автописьме»? Уверен: так трудиться может каждый, пусть и не с таким эффектом, не для публикации и признания. Но разве не достаточно быть счастливым от самого труда и его прекрасных долговременных последствий? Просто не у каждого возможности совпадают с желаниями и необходимостью, такой внутренней нуждой, чтобы усердно трудиться в поте лица, рефлексировать, обдумывать даже во сне, да ещё и получать от этого глубокое удовлетворение?
Смыслы рождаются нуждой и вдохновенным разумом плюс воля и трудолюбие как необходимые условия плодотворности. Афоризмоподобно: нужда – мать смысла, разум – его отец, вдохновение – триггер, запуск процесса, воля – управляемая энергия, энергетика смыслообразования.
Тот, кому данных ему пониманий жизни хватать перестало, кому этот внутренний дом души стал тесен, кто остро стал нуждаться в новом живительном Смысле, у кого достаёт воли – тот обязательно ухватится за это прекрасное дело – создание собственной книги как выход из смыслового тупика и как возможность реализации своих душевных и умственных способностей.
В «Цитадели» Экзюпери есть размышление о доме для людей, который строится с душой и для души. Так и книга – это временное жилище души, которое влияет на душу. Лучшая же книга для души – это книга, постоянно пишущаяся душой самой для себя. Это наиболее комфортный дом души, который перестраивается по мере её роста – под новые габариты души, вырастающей в Дух.
Молодым душой рекомендую прежде всего постоянно перечитывать подобный собственный самоучитель жизни с самого начала его создания. Самоучитель жизни, который – ради Счастья! - нужно начинать создавать на основе осмысленного прочитанного и прожитого как можно раньше и писать постоянно.
Чтобы ускорить создание личного самоучителя, в условиях нашего цейтнота можно сначала поднабрать из интернета афоризмов по насущным темам, сразу комбинируя и комментируя их, а потом уже по возможности основательно изучать контекст – читать источники, изучать время их создания, личность и жизнь автора. Не столько для того, чтобы понять изречение окончательно, «истинно» – это невозможно, сколько чтобы в этом поиске находить новые для себя смыслы.
При этом, с одной стороны, чётко отделять ценные идеи от обусловенной личности автора – обусловленной средой, временем, наследственностью и т.д., с другой же – понимая эту обусловленность, допуская возможность даже крайне нелицеприятного, исследуя основания обвинений – выделять в авторе, как и в любом человеке, его божественную Сущность и реальный вклад в наше развитие.
Например, сейчас модно чернить Иммануила Канта, видимо, в расчёте на то, что будет отвергнут его грандиозный вклад в Человечность, в рост нашего духа. К тому же и читать его трудно. Но хотя бы просто подержать в руках, например, его «Критику практического разума», испытывая благоговение и благодарность гению, обнаруживая с его помощью общую нашу Сущность. Мне для этого достаточно знать, например, его суждение о возможности счастья для того, кто следует внутреннему моральному закону.
Для человека, с детства привыкшего делать должное, брать на себя ответственность за себя, за жизнь вообще, не винить при этом ни себя, ни кого-то, а также привыкшего ставить себе ведущие к Цели задачи и смело решать их, идти к Цели – идея Канта о возможности счастья для следующего внутреннему моральному закону – это следующий камень в фундамент мировоззрения, что бы там о Канте ни писали.
Смысл чтения – сопереживать, впечатляться, испытывать катарсис, извлекать драгоценные смыслы из любого текста, кому бы он ни принадлежал. Спасать «младенцев», сливая «грязную воду», которой, например, обильно полили Иммануила Канта.
То же можно сказать о Киплинге, Ницше, Шопенгауэре, Уэллсе, Суворове… о ком ещё? Да практически каждый из известных, как и любой человек, чем-нибудь и кого-нибудь да отталкивает – и что теперь, отказаться от всего их наследия, не изучать его, не вдохновляться, не использовать, не перечитывать? Постепенно отказаться таким образом от всех людей, стать мизантропом?
Хорошо бы просто перечитать все рекомендуемые здесь, на сайте Школы книги, но, если сразу поставить себе цель взять из каждой максимум для своей, то польза от такого труда возрастёт многократно. Причём для очередного качественного, душеподъёмного скачка души потребуется гораздо меньше книг, чем если просто читать даже при абсолютной памяти. Возможно, чудо самообновления произойдёт уже в самом начале этого труда.

Афоризмы вырваны из определённого контекста, чтобы их понять, нужно изучать автора и его жизнь, конкретный момент написания, значение понятий в то время, его «здесь и сейчас», что полностью недостижимо. Да, к этому нужно стремиться, познавать, изучать, но только лишь чтобы понять себя в настоящий момент, понять, как мне стать счастливым сейчас и впредь. Поэтому в конечном счёте мне нужно определиться со своими чувствами и желаниями, разбираться, чего я сейчас хочу больше и как добиваться исполнения этого желания, как воплощать мечту.
Поэтому акцент делаю на своём понимании данной связки слов, будь это афоризм, цитата или высказывание, чтобы выявить своё наилучшее – «Доброе» понимание настоящего.
Монтень, «Опыты, том 3»:
«Я предпочел бы лучше понимать самого себя, чем Цицерона».
Чем больше я учусь стяжать Добро авторских трудов, Добро книг, тем больше вижу его в себе, в ближних и вокруг, тем больше понимаю Публия Сира: «Щади дурного, чтобы спасти хорошего».
Помилуем же себя, ощутив Добро! Полюбим же!

Похожая притча

Голодный тигр гулял по полю.
Так "на ловца и зверь бежит".
Забрёл на поле поневоле,
Чудак, без всяческих защит.

Даны, однако, богом ноги.
И должное тому отдать --
Не ведая пути-дороги,
Со страху им – бежать, бежать!

Беднягу-жертву до обрыва
Сумели ноги донести.
Любая пропасть пусть пуглива,
Обрыв лишь мог его спасти.

И понял, мешкать тут не надо.
Так, уцепившись за лозу,
Взглянул случайно, ждал беднягу,
Другой голодный тигр внизу.

Два корешка лозу держали.
Две мышки подобрались к ней.
Грызть корешки мгновенно стали.
Нет ничего для них вкусней.

А земляника уж поспела…
Сумел одной рукой достать.
Ту вкусность, что она имела --
Блажен глагол -- не передать!

В жизни всегда есть место наслаждению
Философские сказки Николая Козлова.

На Востоке существует очаровательная притча о Монахе. За ним гнались два тигра, он оказался на краю скалы, заметил лиану и стал спускаться. Повиснув на ней, он увидел, что один тигр остался наверху, а другой спустился и ждет внизу. А тут еще прибежала какая-то вредная мышка и стала перегрызать лиану. Еще минута – и смерть. Но тут монах увидел прекрасную земляничку, до которой можно было дотянуться рукой. И он сорвал и съел самую вкусную ягоду в своей жизни.
Конец притчи.
…??
Многие этой притчей не удовлетворены, потому что здесь не сказано, спасся ли монах. А мне кажется, это не важно, потому что это не эпизод из приключенческого романа, а притча о мудрости умеющих делать себе праздник. В любом случае завещание он оставить успел:
Не отдавайте Тиграм все внимание – в жизни всегда есть место Землянике.
НИКОГДА НЕ ЛИШАЙТЕ СЕБЯ РАДОСТИ. НИКОГДА!
Если, конечно, этого хотите.
А тех, кто все еще тревожится за судьбу монаха, хочу успокоить: монах, конечно, спасся. Я в этом уверен. В противном случае – кто рассказал бы нам эту притчу?

Спасибо,Владимир! Все в точку.

Спасибо.. Видео добавил

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

1. Азербайджан и Армения дрались-дрались, пока Россия не выиграла , а Турция - чуть-чуть, но не очень.

2. В который раз показана тенденция: Кто враждует с Россией - страдает от её молчаливых "ответок"; кто дружит (мечтает дружить) с США - страдает от "дружеских" подстав ("американской помощи") США.

Алиев и Пашинян опубликовали совместное заявление о мирном урегулировании совместно с Путиным, а не с американским или турецким чиновником. И в Закавказье, на линию соприкосновения (чуть позже - и в некоторые другие места) вводятся российские миротворцы. В заазербайджаненных частях Карабаха будут как-то миротворить турки.

Мои соболезнования тамошним армянам! Выжить должны не все.

"Восхищают" воинственные армянские патриоты диванного базирования! Помайданили в столице, избили спикера своего парламента (если не ошибаюсь), пограбили чью-то резиденцию. Видимо, от возмущения, что им не дали повоевать за Карабах. А то бы оне ого-го.

Читайте также: