Притчи лучше жить на кровле
Обновлено: 22.12.2024
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
Однажды к Иисусу Христу обратился некто с просьбой повелеть брату его разделить с ним наследство. Христос отклонил эту просьбу, ибо Он пришёл не для того, чтобы разбирать тяжбы, подлежащие ведению гражданского суда, но для более высоких целей – нравственного перевоспитания людей и открытия им пути в Царство Небесное.
Просьба разделить имение послужила новым поводом Христу к предостережению слушателей от недуга стяжательства, т.е. страсти к приобретению богатств для наслаждения земными благами. При этом Христос указал на суетность пристрастия к имуществу, ибо долгая жизнь человека не зависит от изобилия принадлежащих ему вещей. Как наглядную иллюстрацию к этой истине и как бы в ответ человеку, обратившемуся к Нему с просьбой о разделении земного богатства, а также в пояснение той внутренней опасности, к которой ведёт богатство, Спаситель привёл притчу о неблагоразумном богаче.
Эту притчу сохранил нам евангелист Лука:
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12: 16–21 ).
Бог сказал неблагоразумному богачу: «. безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»
Этот вопрос не давал и не даёт покоя многим богатым. Еще богатейший Соломон, задумываясь над этим вопросом, сказал: «Всё – суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!» ( Еккл.2: 17–19 ).
Даже языческий философ римлянин Сенека в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого, писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдалённое будущее! Я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно, я займу должность и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления!»
Остаётся лишь еще раз повторить заключительные слова Христа из притчи о неблагоразумном богаче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Все интересы богача, как это видно из притчи, сводились к земному благополучию, и мысли, и душа его были далеки от Бога и от стремления к непреходящим духовным ценностям. Характерно, что всё, чем он владел, он называл своим, забывая или не зная, что всё «наше» на самом деле принадлежит Богу и дано нам, странникам на земле, во временное пользование. «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» ( Пс.23: 1 ), «Моя вселенная и все, что наполняет ее» ( Пс. 49: 12 ), – восклицает псалмопевец. – Сама жизнь наша в руках Божиих и все дни её сочтены Богом раньше нашего рождения ( Пс. 138: 16 ). Как раз тогда, когда страсть богача к любостяжанию была удовлетворена и когда он так уверен был в своём будущем благополучии, Господь прервал его жизнь. «Подлинно, – пишет царь Давид, а вслед за ним другие пророки Ветхого и Нового Завета и апостол Павел, – человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» ( Пс. 38: 7; 48: 11 ; Прит. 11: 4 ; Иез. 7: 19 ; 1Тим. 6: 7, 9–11, 11,17–19 ).
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», – говорит Господь, проводя этим общую мысль о ненужности чрезмерной заботы о преходящих сокровищах, каковы бы они ни были, «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ).
Отдавая своё сердце земным сокровищам, человек становится их рабом. Для пояснения вреда, который приносит порабощение сердца попечением о земных вещах, в том числе о богатстве, Христос приводит в пример наше телесное око ( Мф. 6: 22–23 ): в здоровом состоянии оно правильно воспринимает вещественный свет, благодаря чему человек получает правильное представление о своем теле и о всех предметах и даёт им правильную оценку, а при повреждении ока происходит обратное явление. «А что значит глаз для тела, то значит и ум для души», – поясняет св. Иоанн Златоуст. Светлый ум ясно понимает духовные предметы и всю душевную деятельность направляет к приобретению истинно драгоценных духовных сокровищ. «Если око твоё будет чисто, – говорит блаж. Августин, – если твоё намерение чисто и богоугодно, то все дела твои, совершаемые этим намерением, будут также чисты и праведны, они будут светлы. Если же око твоё будет лукаво, – продолжает Августин, – если твоё намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастными мраку». Поэтому непрестанной заботой христианина должно быть очищение от земных привязанностей и страстей своего «сердца», т.е. своего внутреннего мира. Не одно богатство может завладеть сердцем человека, как говорят святые отцы, а всякая страсть может сделаться его идолом, его «сокровищем», с которым ему жаль расставаться.
Комментируя эту притчу епископ Феофан Затворник говорит о том, каким должно стать богатство в руках верующего. «. Так как богатство от Бога, то, когда оно течёт, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному даёт, Богу даёт», – пишет Феофан Затворник. «Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного в мале поставляет над многими; богатеет от Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния», – пишет епископ Феофан Затворник.
Каждое слово притчи о неблагоразумном богаче относится к каждому из нас и, быть может, в каком-то смысле эти слова особенно нужны именно современному человеку. Действительно, в наше время, пожалуй, больше чем когда-либо, люди склоны постоянно поступать так, как богач в притче. Люди готовы постоянно разрушать данные им хранилища, чтобы строить новые, вследствие чего остаются в конце концов с пустыми руками.
Что это значит? Что означают эти хранилища? Это наше настоящее время, те минуты и часы, которыми мы действительно располагаем, а хранилища, которые мы думаем построить, это будущее время, которое может для нас и не наступить.
Теперь, более чем когда-либо, люди устремляются в будущее и разучились жить во времени настоящем, а между тем настоящее время есть подлинно наше время.
Современное человечество привыкло жить по убийственной формуле «время – деньги» или для того чтобы убить время. Каков же выход? Что сделать, чтобы спасти себя и своё время, чтобы поистине обрести неоскудевающее богатство, т.е. «в Бога богатеть»? Об этом с большой определенностью пишет ап. Павел в Послании к Ефесянам ( Еф. 5: 9–19 ). Фрагмент из этого послания всегда читается за Литургией вместе с притчей о неблагоразумном богаче в 26-ое воскресенье после Пятидесятницы.
Это послание апостола Павла дополняет смысл притчи. В нём говорится о плодах духа; эти плоды как раз являются тем настоящим богатством, которое даётся тем, кто в Бога богатеет. Апостол перечисляет эти плоды: «Плоды духа состоят во всякой благости, праведности и истине. Посему, – продолжает апостол Павел, – сказано: встань спящий и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос. Смотрите, поступайте осторожно. дорожите временем, потому что дни лукавые. Познавайте, что есть воля Божия. исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». В этих словах начертан просто весь образ христианской жизни. В них указана и цель, которую надо достичь – плоды духа, праведность, стремление к истине и главное средство достижения этой цели, т.е. познание того, что есть воля Божия. При этом указано, что надо дорожить временем.
Вникнув в эти слова, каждый из нас сам увидит, стремится ли он обрести плоды духа, стремится ли, и в какой мере, к духовному совершенствованию и, главное, стремится ли он постоянно, т.е. дорожа временем, познать, что есть воля Божия.
Ведь истинный христианин живёт не по своей воле, а по воле Божией, он живёт не один, а в некотором неразлучном единстве с Богом, как с лучшим другом, даже более того, как невеста с женихом, как жена с мужем.
Каждую минуту, в каждом самом малом деле Господь хочет научить нас, что делать, как поступить, и жаждет Он этого не ради Себя, а ради нашего спасения, ради полноты нашей жизни. И если бы мы всегда, каждое мгновение стремились узнать, что именно хочет от нас Бог, и узнавали бы эту волю Божию, то жизнь наша исполнилась бы такой полноты и света, что мы стали бы дорожить каждой минутой нашей жизни, как дорожат ею влюбленные, у которых только одна забота – как бы не разлучаться.
Сразу такое живое единство с Богом никому не даётся; но к этому надо стремиться и в это счастье единения с Богом надо верить.
Дорожим ли мы нашим временем? Если нет, то, по слову апостола Павла: «Проснёмся же наконец, воскреснем из мёртвых. И да освятит нас Христос Господь».
Похожая притча
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притчи Соломона (гл. 21, ст. 9)
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 1)
11 16 Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
Премудрость Иисуса сына Сирахова:
25 15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую,
24 Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.
25 Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена.
26 Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа.
28 Не давай воде выхода, ни злой жене — власти;
29 если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей.
26 Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. 2 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; 3 добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; 4 с нею у богатого и бедного — сердце довольное и лице во всякое время веселое.
6 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. 17 Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. 18 Благодать на благодать — жена стыдливая, 19 и нет достойной меры для воздержной души. 20 Что солнце, восходящее на высотах Господних, 21 то красота доброй жены в убранстве дома ее; 22 что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте; 23 что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах.
40 19 Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена.
Похожая притча
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Притчи 25:24 / Притч 25:24
Притчи 25 стих 24 — синодальный текст: Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.Иероним Стридонский (
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме
Что заставит меня испытывать, хороша ли или дурна будет та, на которой я женюсь? Лучше, — говорит, — жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою (Притч 21:9). Тот, кто женился, знает, как редко можно найти жену без этих пороков. Поэтому Варий Гемин, высокий оратор, хорошо сказал: кто не ссорится, тот безбрачен. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Притч 24:25). Если общий дом мужа и жены возбуждает жену к гордости и причиняет мужу неприятности, то насколько больше это бывает, если жена будет богаче и муж будет жить в ее доме! Она начинает быть не женою, а госпожою, и если будет недовольна мужем, то ему нужно будет переселяться.
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Читайте также: