Притча о будде и слоне
Обновлено: 21.12.2024
Он, выйдя из большой скалы,
Нёс Будду: " Пробудись!"
Весь образ молча говорил:
Проснулся ли ты в Жизнь?!
Вот, правый бок, как бок слона,
А левый бок - во сне!
Что снится Будде? Суть видна
И с лоном, в лоне, вне!?
И эле, эльфы, божества
Витают тут и - там,
Находками от естества
С названьем - Elefant!
*
Elefant - от "эль" божество (эльфы- божества, духи)
Fand - найденный, Fund - находка
(finden) находить.
"Что этому фантику сделать?" - от "фант" - находка!
*
Притча Будды о слоне:
Один царь приказал собрать к себе во дворец слепых от рождения и спросил их - каков вид слона. Слепцы отвечали, что они ничего не видят и поэтому ничего не могут сказать.
Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: ”Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?”
” Узнали”, - радостно ответил один из слепцов, ощупавший слоновье брюхо: ”Он похож на ведро!”
”Нет” - перебил его другой, ощупавший ногу: ” Он похож на столб”.
Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат.
Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: ”О толпа несчастных людей, лишённых зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!”
Слон из притчи стал гулять по научным аудиториям, задавая всем своим видом один и тот же безмолвный вопрос и философам и астрономам и физикам: ”Как можно рассуждать о законах мироздания, не зная само мироздание, а зная только ничтожную его часть?”
Так что споры о слоне не смолкают до сих пор…
Легенда говорит о том, что рождение самого Будды тоже связано со слоном. Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок.
Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон. И сказали они: ”У царицы родится ребёнок, и если он останется в миру, то будет царём всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветлённым и учением своим просветит весь мир”.
*
Фото автора "Слон Будды" из серии "Поиски и находки"
(Будду увидела сегодня, а раньше видела только слона - вот такая Находка - на ход "Ка" - духа)
*
Здесь Будда в позе эмбриона,
Под хоботом слона,
Ещё он не был пробуждённым
И сам - не пробуждал.
*
Свидетельство о публикации №117120604855 Рецензии
Очень интересный стих, Галина!
С ласковым теплом
Спасибо, Яков!
С благодарным теплом,
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
Повсюду так и рыскают. " Эту историю Учитель, находясь в Велуване, рассказал о Девадатте.
С обравшись в зале дхармы, бхикшу рассуждали: "Братья, Девадатта – неблагодарный, и не признаёт добродетелей Благословенного". В это время вошёл Учитель и спросил: "Что вы тут обсуждаете, бхикшу?" Когда те объяснили. Учитель сказал: "Не только теперь, о бхикшу, Девадатта неблагодарный, он и прежде был таким и никогда моих добродетелей не признавал". И по их просьбе он рассказал историю о прошлом.
Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, бодхисаттва возродился в образе слона и жил в Гималаях. Только вышел он из утробы матери, как был уже весь белый, словно слиток серебра, глаза его были, как драгоценные камни, как пять божественных лучей, рот – словно красная ткань, а хобот – как серебряная цепь, украшенная каплями красного золота. Ноги его были гладкие и блестящие, как будто покрытые лаком. Словом, все десять совершенств обрела его достигшая вершин красота природы.
Когда этот слон вырос, то все восемьдесят тысяч гималайских слонов собрались вокруг него и сделали его своим вожаком. Но увидел он в стаде грех, удалился от своих собратьев и стал жить один в лесу. Из-за его добродетелей прозвали его "добродетельный царь слонов".
Как-то один житель Варанаси бродил по лесу в поисках пропитания и забрёл в гималайские леса. Там он заблудился и, в ужасе воздевая руки и громко причитая, метался по зарослям. Услыхав его крики, бодхисаттва подумал: "Надо помочь в беде этому человеку".
Проникшись состраданием, слон стал приближаться к нему. А человек, внезапно увидев слона, испугался и побежал. Тогда бодхисаттва остановился. И человек остановился. Но стоило бодхисаттве двинуться с места, человек снова бежал. Но вот слон ещё раз остановился, и человек подумал: "Когда я бегу, этот слон останавливается, а когда стою, подходит. Видно, он не желает мне зла. Наверное, он хочет спасти меня".
И, осмелев, человек замедлил шаг. Тогда бодхисаттва подошёл к нему и спросил: "Что ты кричишь, человек?"
"Почтенный, – отвечал тот, – я сбился с дороги, не знаю, в какую сторону идти, и боюсь здесь погибнуть".
Тогда бодхисаттва привёл его в своё жилище, накормил разными плодами и сказал: "Не бойся, я выведу тебя на дорогу, где ходят люди". И он посадил человека к себе на спину и пошёл. А человек этот, по природе коварный, подумал: "Если кто-нибудь спросит, надо будет рассказать про это". И, сидя на спине бодхисаттвы, он старался запомнить приметы гор и деревьев, мимо которых проходил слон.
И вот слон вынес его из леса и, поставив на большую дорогу, ведущую в Варанаси, сказал: "Иди, человек, по этой дороге, а о том, где я живу, спросят тебя или не спросят, никому не рассказывай". И слон пошёл к себе домой.
А человек этот вернулся в Варанаси и, проходя как-то по улице, где работали резчики по слоновой кости, сказал мастерам: "Что бы вы дали мне за бивни живого слона?"
"И ты ещё спрашиваешь, – сказали резчики, – конечно, бивни живого слона гораздо дороже, чем мёртвого".
"Тогда я принесу вам бивни живого слона", сказал человек и, захватив острую пилу, отправился в те места, где жил бодхисаттва.
"Зачем ты пришёл?" – спросил слон, увидев его.
"Я, почтенный, несчастный бедняк, – отвечал тот, – жить мне не на что. Прошу тебя, дай мне один твой клык. Я продам его и на эти деньги буду кормиться".
"Ну что ж, дам я тебе клык, если у тебя есть чем отпилить".
"Я захватил пилу, почтенный".
"Ну отпиливай клык и бери".
Слон подогнул ноги и лёг, как ложится вол. И человек отпилил у него два главных клыка. Тогда бодхисаттва обхватил клыки хоботом и сказал:
"Послушай, человек, не думай, что эти клыки мне не дороги. Но всепроникающие клыки – клыки общего знания, с помощью которых можно постичь все дхармы, для меня в тысячу, в сто тысяч раз дороже. Да будут отданы эти клыки для достижения общего знания".
И он отдал человеку пару клыков. Человек унёс эти клыки и продал, а когда истратил все деньги, снова пришёл к бодхисаттве и сказал:
"Почтенный, я продал твои клыки, но деньги пришлось раздать за долги, дай мне остатки твоих клыков".
"Хорошо", – сказал бодхисаттва и отдал остатки своих клыков.
Человек продал их и опять пришёл к слону:
"Почтенный, жить мне не на что, отдай мне корни твоих клыков".
"Хорошо", – сказал бодхисаттва и лёг, как прежде.
А этот злобный человек по хоботу Великого Существа, как по серебряной цепи, взобрался на голову, словно на снежную вершину Кайласа, и стал пяткой бить по заросшим концам клыков, пока не оголил их. Тогда он выпилил корни и ушёл.
И как только этот злодей исчез с глаз бодхисаттвы, огромная, простирающаяся на двести девяносто четыре тысячи йоджан земля, которая выдерживала и тяжесть гор Сумеру и Юкагиры, и отвратительный запах человеческих нечистот, словно не смогла выдержать всех низменных качеств этого человека, треснула и разверзлась.
Из трещины вырвалось пламя великого ада и, как будто роскошной шерстяной тканью, окутало этого предающего друзей человека, закружило и увлекло вниз.
Когда этого злого человека поглотила земля, божество дерева, жившее в этом лесу, стало размышлять: "Человека неблагодарного, предающего своих друзей, невозможно удовлетворить, даже подарив ему могущественное царство". И, разъясняя дхарму, божество огласило лес следующей гатхой:
Повсюду так и рыскают глаза неблагодарного,
Хоть землю всю ему отдай, он этим не насытится.
Так божество, огласив лес, показало дхарму. А бодхисаттва, прожил свой жизненный срок и возродился согласно карме. Учитель сказал: "Не только теперь, о бхикшу, Девадатта неблагодарен, он был таким и прежде". Приведя этот рассказ для разъяснения дхармы, Учитель отождествил перерождения: "Тогда предающим друзей человеком был Девадатта, божеством дерева – Сарипутта, а добродетельным царём слонов был я".
Похожая притча
Легенда говорит о том, что рождение самого Будды связано со слоном.
Чудесный сон увидела будущая мать Просветлённого. Снится ей, что боги, стражи четырёх стран света, перенесли её на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли её в священном озере и одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошёл в её правый бок.
Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочётов, чтобы те объяснили чудесный сон.
Кто знает, может быть благодаря этой легенде в буддийских притчах часто присутствует слон.
Проповеди Будды производили на слушателей неизгладимое впечатление. Вечером, когда спадала жара, ученики собирались вокруг учителя и прислушивались к его голосу. Голос был совершенен и полон мира…
Вашей долей было то, что Вы ненавидели, а то, что Вы любили, не было Вашей долей».
Когда Будда, с наступлением ночи, заканчивал свою проповедь, некоторые из паломников выступали вперёд. Одни высказывали горячее желание вступить в общину и сделаться его учениками. Другие, пользуясь случаем, задавали Просветлённому вопросы и просили разъяснить им то, что они не поняли из великого учения.
На многие вопросы ответил Будда и стал одним из великих учителей человечества. Однако есть вопросы, на которые не ответил сам Будда. Вот эти знаменитые десять вопросов:
Вечен ли мир, или он не вечен?
Конечен ли мир, или он бесконечен?
Тождественна ли душа с телом, или душа отлична от тела?
Бессмертен ли познавший истину, или он смертен?
Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? Или нет?
Ученики Будды с волнением ждут ответа на эти предельные философские вопросы. А что же Будда? Будда молчит…
И вот, подождав, пока шум сам собой стихнет, начинает говорить Будда…
Неужели он станет задавать подобные вопросы, зная, что драгоценное время проходит и ему грозит неминуемая смерть?!”
В подтверждение этого Будда и рассказал свою знаменитую притчу о слоне и слепцах…
Тогда царь приказал вывести слона и подвести к нему слепцов. Каждый из них ощупал ту часть слона, к которой прикасалась его рука. Затем царь опять подозвал их и спросил: ”Узнали ли Вы теперь, какой вид имеет слон?”
Третий опровергал доводы товарищей по несчастью и утверждал, что слон похож на канат.
Между слепцами возник нескончаемый спор, и дело чуть не перешло в потасовку. Тогда царь вмешался и сказал: ”О толпа несчастных людей, лишённых зрения! К чему безумно спорить о форме слона, когда Вы не знаете, кого осязали!”
Просветлённый редко произносил длинные речи. Это было результатом его долгой отшельнической жизни, большую часть которой он провёл в безмолвном созерцании. Но уж то, что Будда нашёл нужным сказать, оставалось в веках.
Вот и слон из притчи стал гулять по научным аудиториям, задавая всем своим видом один и тот же безмолвный вопрос и философам и астрономам и физикам: ”Как можно рассуждать о законах мироздания, не зная само мироздание, а зная только ничтожную его часть?”
Так что споры о слоне не смолкают до сих пор.
1 комментарий к “Слон Будды”
Разговор в самолете
Похожая притча
И значально сознание само по себе чисто, однако привычные кармические тенденции, накопленные с безначальных времён, заперли ум в темницу пятидесяти одного вторичного ментального сознания. Эти привычные проявления стереотипов мышления могут быть позитивными, нейтральными или негативными, но они заставляют ум постоянно пребывать в состоянии расфокусированного отвлечения. Практика медитации шаматха развивает способность сосредотачивать ум в однонаправленной уравновешенности совершенной концентрации, которая является предпосылкой развития випашьяны, или медитации аналитического прозрения.
Тибетский термин, используемый для обозначения медитации шаматха, — это шинэ (тиб. zhi gnas), что означает «покой» (zhi) и «пребывание» (gnas), или «пребывание в мире». В идеале шаматха должна практиковаться в уединённой атмосфере ретрита. Следует принять семичленную позу Вайрочаны со скрещенными ногами в позе ваджрасана, или в позе перевёрнутого полного лотоса, с прямой спиной, правая рука покоится на левой ладони в дхьяна мудре медитативного освоения, подбородок чуть утоплен в шею, взгляд направлен вдоль линии носа, рот расслаблен, язык касается верхнего нёба за передними зубами. Объект концентрации — это, как правило, образ Будды или иного божества. Медитация без определённого объекта принимает в качестве объекта концентрации дыхание.
Иллюстрация поэтапного развития ментальной умиротворённости часто изображается в виде фрески на монастырских стенах. Мнемоническая схема изображает девять прогрессивных стадий развития ума (тиб. semsgnas dgu), которые обретаются «шестью силами»: изучения, созерцания, памятования, понимания, усердия и совершенства.
На рисунке мы видим монаха, который, начиная путь (справа внизу) и продолжая его, изображён преследующим слона, затем связывающим его, ведущим и подчиняющим своей воле. Слон при этом постепенно меняет свой цвет с чёрного на белый. Слон олицетворяет ум, его чёрный цвет — это грубый аспект погружённости в ментальный «ступор». Обезьяна олицетворяет отвлечение или умственное возбуждение; её чёрный цвет — «рассеянность». Заяц олицетворяет более тонкий аспект притуплённости ума — ментальную апатию. Лассо и крюк, которые держит монах, представляют ясное понимание и сосредоточенное памятование. Прогрессивно угасающее пламя, которое появляется на участках вдоль пути, символизирует всё уменьшающуюся степень усилия, необходимого для взращивания понимания и сосредоточенности. Пять объектов чувств, представленных материей, фруктами, благовониями, кимвалами и зеркалом, символизируют пять чувственных объектов — источников отвлечения.
В конце пути обретается однонаправленное сосредоточение, и «очищенный слон» ума становится полностью покорным. Летящий монах представляет телесное блаженство; то, что монах сидит верхом на слоне, означает ментальное блаженство. Наездник верхом на слоне, триумфально возвращающийся по радуге, вооружённый пламенным мечом совершенного озарения, достигший пламени ясного понимания и внимательности, олицетворяет искоренение сансары объединением шаматхи и випашьяны, напрямую постигающим пустотность (санскр. shunyata).
Ключ к девяти стадиям пребывания в покое (шаматхе):
- Первая стадия обретается благодаря силе изучения или слушания.
- Монах фиксирует свой ум на объекте концентрации.
- Лассо символизирует памятование или внимательную сосредоточенность.
- Крюк для управления слоном символизирует ясное понимание.
- Пламя, постепенно уменьшающееся вдоль пути, символизирует снижающийся уровень усилия, необходимого для поддержания как памятования, так и понимания.
- Слон олицетворяет ум; его чёрный цвет обозначает грубую форму ментальной притуплённости, или ступора.
- Обезьяна представляет умственное возбуждение; её чёрный цвет означает отвлечение и рассеянность. Сначала обезьяна быстро бежит и тащит за собой слона.
- Вторая стадия достигается силой концентрации.
- Это достигается удлинением периодов сосредоточения на объекте.
- Пять чувств: прикосновение (материя), вкус (фрукт), запах (раковина с благовониями), звук (кимвалы) и зрение (зеркало) — это объекты отвлечения.
- Начиная с головы, слон и обезьяна постепенно белеют. Это показывает постепенный прогресс в фиксации на объекте и удерживании концентрации.
- Третья и четвёртая стадии достигаются силой памятования и сосредоточения.
- Монах накидывает лассо на слона, фиксируя блуждающий ум на объекте.
- Заяц, который теперь появляется на спине у слона, представляет тонкий аспект притуплённости, ментальную апатию. Здесь возникает способность разграничивать грубый и тонкий аспекты притуплённости ума.
- Слон, обезьяна и заяц смотрят назад; это показывает, что, распознав ментальные отвлечения, ум поворачивается назад к объекту созерцания.
- Медитирующий достигает ясного и детального восприятия объекта.
- Достижение пятой и шестой стадий овладения медитацией возможно благодаря силе ясного восприятия-понимания.
- Обезьяна теперь послушно следует за слоном; отвлечений становится всё меньше.
- Даже возникновение благих мыслей должно восприниматься как отвлечение от объекта медитации.
- Монах удерживает слона крюком; блуждания ума остановлены ясным пониманием.
- Ум под контролем.
- Заяц исчезает, поскольку ум умиротворён.
- Седьмая и восьмая стадии достигаются силой энергичных усилий.
- Обезьяна покидает слона и садится на корточки позади монаха в полном повиновении. Однако на животных всё ещё остаются некоторые следы черноты; это показывает, что тончайшие притуплённость и отвлечённость ума ещё могут возникать. Но, как только они возникнут, их можно устранить, применив минимальное усилие.
- Обезьяна исчезает, и слон становится полностью белым. Теперь ум может длительное время оставаться поглощённым объектом медитации.
- Однонаправленность ума.
- Девятая стадия овладения умом достигается силой совершенствования.
- Совершенная невозмутимость. Путь окончен, и слон отдыхает. Из сердца медитирующего монаха исходит радуга.
- Монах летит один; телесное блаженство.
- Монах едет верхом на слоне; достижение шаматхи.
- Верхом на слоне по радуге; ментальное блаженство.
- Монах владеет пламенеющим мечом совершенного озарения и триумфально возвращается по радуге; корень сансары устранён союзом шаматхи и випашьяны (меч) и пустотностью в качестве объекта созерцания.
- Обретение контроля над пламенем высшего сосредоточения и понимания символизирует способность исследовать тончайшие нюансы смысла шуньяты: знание абсолютной реальности всего сущего.
Верхняя часть рисунка, где радуга появляется из сердца монаха, представляет десятую и одиннадцатую стадии трансцендентного ментального сосредоточения. Десятая стадия телесного и ментального блаженства символизируется летящим монахом и монахом верхом на слоне. Одиннадцатая стадия представлена монахом верхом на слоне, идущем по радуге. Из сердца монаха возникают две радуги, которые тот готов разрубить пылающим мечом мудрости. Две эти радуги представляют собой кармические отпечатки и омрачения ума (санскр. klesha-varana) и препятствия инстинктивных ментальных искажений, преграды к всеведению (санскр. jneyavarana).
Немного проще, но с такой же символической последовательностью, происходит достижение медитативного покоя в «десяти пиктограммах поисков быка» в дзен-буддизме. Здесь бык заменяет слона, и в некоторых традициях дзен он постепенно меняет цвет, по мере того как его замечают, находят, пасут, седлают и, наконец, забывают. Десять образов поиска быка иллюстрируют поэтапно его поиск, обнаружение его следов, его ловлю, выпас, возвращение верхом на быке домой, забвение быка; забвение человека, который подчинил его; возвращение на место, откуда всё началось; и появление на рыночной площади, чтобы учить и преображать.
Читайте также: