Притча о богатом юноше

Обновлено: 21.12.2024

Мы продолжает цикл статей о безымянных персоналиях Нового Завета. И сегодня речь пойдет о богатом юноше , который после разговора со Христом о жизни вечной, отошел от Него опечаленным (Матф.19:16:22). Не стоит путать нашего богатого юношу с другим, который нагим убежал от римских воинов в Гефсиманском саду во время аресте Иисуса Христа.

Согласно Евангельскому Синопсису, богатый юноша встречает Господа Иисуса Христа в пределах Иудейских между третьей и четвертой Пасхой (Пасхой страданий) Его общественного служения. Это происходит во время обратного пути Спасителя из Заиорданской стороны в Иерусалим. Христос к тому моменту раскрыл перед фарисеями христианское учение о браке (Матф.19:1-12) и благословил детей (Матф.19:13-15). Чуть позже Господь ответит на вопрос Петра о награде для христиан, изложит притчу о работниках в винограднике. А затем - воскресит Лазаря (Иоан.11:1:46).

Однако еще до такого знакового события, как воскрешение Лазаря , у Христа происходит прелюбопытный разговор с богатым юношей, который возжаждал спасения, но от Христа отошел опечаленным.

Беседа Спасителя с богатым юношей. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках. Беседа Спасителя с богатым юношей. Икона. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Матф.19:16-22).

Согласно Матфею, беседа Иисуса о жизни вечной имеет миссионерский оттенок. Юноша желает узнать у Спасителя список добрых дел , необходимых для входа в Царство Небесное (типа пароля). Христос дает ему такой список (заповеди Декалога Моисея). Но добавляет, что для совершенства этого недостаточно. Ибо для совершенства нужна жертва - отречение от богатства. В итоге, юноша печально уходит домой, подобно лирическому герою песни И. Кормильцева "Прогулки по воде" (не путать с реальным апостолом Андреем) со своими ( тараканами ) пескарями.

Ситуация довольно необычная. Как правило, общение со Христом дарило (и дарит) людям радость . А здесь, в Евангелии от Матфея, мы видим печаль . Возникает целый ряд вопросов: 1) кто такой этот богатый юноша?; 2) с какой целью он подошел к Иисусу Христу?; 3) кого он видел в Иисусе?; 4) почему юноша опечалился? Давайте разбираться.

Вопрос №1. Кто такой этот юноша? Имя юноши не упоминается ни в Писании, ни в Предании. Зато его социальный статус установить несложно. Ответ находим у святого евангелиста Луки в параллельном повествовании. Лука называет юношу "начальствующим" (Лук.18:18). В греческом оригинале стоит слово "άρχων" ("архон"). В переводе оно означает "начальник". В Новом Завете не уточняется, где именно начальствовал юноша. По мысли А. П. Лопухина, юноша " был одним из начальников местной синагоги " (А. П. Лопухин. Толковая Библия).

Вопрос №2. С какой целью юноша подошел к Иисусу Христу? У свт. Василия Великого " юноша сей не одно лицо с законником, упоминаемым у Луки (Лук.10:25-28)" (Василий Великий, свт. Беседа к обогащающимся). Ибо законник был пытливым, предлагал вопросы в насмешку. А наш юноша вопрошал благоразумно , а ответы принимал с большим смирением . У юноша не было цели искушать Господа, готовить на Него "компромат". Он пришел к Иисусу " с желанием узнать о вечной жизни " (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки).

Вопрос №3. Кого юноша видел во Христе? Вопрос непростой. В то время в Израиле Иисуса, " сына Марии и брата Иакова " (Мар.6:3), воспринимали -по-разному. Одни считали Иисуса Христом , воплощенным Сыном Божиим . Как, например, Петр (Матф.16:16). Другие - только обещанным пророками Мессией . Как самарянка в беседе у колодца (Иоан. 4:25-26).

Третьи - пророком . Как, например, исцеленный Иисусом слепорожденный (Иоан.9:17). Четвертые - бесноватым (Иоан.10:20). Чтобы определить уровень веры богатого юноши, нужно вспомнить как он обращался ко Христу. Юноша назвал Его "учителем благим" (Матф.19:16). Такое обращение свидетельствует о неверии юноши в Иисуса - Сына Божия. И даже в Иисуса - Мессию. Юноша воспринимал Христа как пророка , подобного древним пророкам. Как всесовершенного учителя. Но все же, как человека . Так воспринимал Христа слепорожденный (Иоан.9:7) и Никодим , приходивший к Иисусу ночью (Иоан.3:2).

Вопрос №4. Почему юноша опечалился? Здесь все просто. Так же просто, как в " Песне о мальчике Бобби, который очень любил деньги ". Помните эту веселую и задорную песенку из бессмертного мультфильма " Остров сокровищ " Киевской киностудии? Так вот, главный герой песенки некий мальчик (юноша) Бобби с рождения был "пай-мальчиком". Ради денег он отказывал себе во всем. Даже сидел "на диете". Вот цитата:

"С рождения Бобби// Пай-мальчиком был, (Молодец. ) // Имел Бобби хобби - // Он деньги любил, (Хороший мальчик. ) // Любил и копил. (Что было дальше?) // Все дети как дети - // Живут без забот, (Счастливое детство. ) // А Боб на диете - //Не ест и не пьет, (Бедненький мальчик. ) // В копилку кладет. " (сл. Н. Олева и А. Балагина).

Кончилось все для Бобби очень печально : деньги у него украли. И он, бедный, просто не знал, что дальше делать. Наш богатый юноша, когда Христос предложил ему раздать имение нищим, опечалился по той же самой причине, что и мальчик Бобби из известной песенки Н. Олева и А. Балагина. Богатый юноша слишком, слишком любил деньги . И то, что они дают. В этом юноше, как в палом яблоке, было две червоточины. Во-первых, это страсть к имению своему (Матф.19:22). Это имение давало молодому человеку все блага жизни: золото, серебро, вещи, покорных слуг, удовольствия. Именно большое, доходное имение, возможно, и позволяло ему соблюдать заповеди Декалога. Юноша подошел к Иисусу не без задней мысли . Он подумал, что Иисус " укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться " (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки). Когда же Иисус обличил его в сребролюбии , которое есть "корень всех зол" (1Тим.6:10), то юноша опечалился. Ибо, хотя и считал себя хорошим "пай-мальчиком", но отдать имение нищим не мог.

Похожая притча

Нередко земные заботы и попечение о богатстве становятся для человека препятствием для покаяния и следования за Христом. Как-то по дороге богатый юноша, старательно изучавший закон, обратился к Иисусу Христу с вопросом: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь сказал ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Юноша ответил Господу: «Все это исполнял я от юности моей; чего еще недостает мне?» Христос с любовью посмотрел на юношу: «Одного тебе недостает — пойди, продай все, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною». Господь призвал этого юношу так же, как некогда Он призывал следовать за Собой Своих учеников и апостолов, но юноша оказался не готов к этому. Он, смутившись, отошел с печалью — расставаться с богатым имением было жалко. Посмотрев вокруг, Господь сказал Своим ученикам: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие».

Похожая притча

Рассказ о богатом юноше (см.: Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27) – точнее было бы юношу назвать «вопрошающим», поскольку евангелисты рисуют его образ по-разному, – один из самых загадочных в Евангелии.

Загадочен он потому, что личность этого человека и мотив его вопроса, обращенного к Спасителю, оставляет поле для интерпретаций. Потому, что ответ Господа поверг в трепет учеников и, если быть честными, не совсем понятен и большинству из нас, «учеников» XXI века, ибо не прожит нами во всей полноте. И еще – потому, что дальнейшая судьба «юноши», его последующее самоопределение по отношению ко Христу – неизвестны. Ведь с другими евангельскими персонажами всё проще: есть апостолы – есть Иуда – есть фарисеи и Пилат – есть более широкий круг «учеников», из них некоторые в определенный момент «отошли от Иисуса и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66) – есть обратившиеся впоследствии «братья» Его – есть толпа, которая сегодня кричит: «Осанна!» – а завтра: «Распни Его!».

А человек, задавший Христу самый главный вопрос в жизни, получил ответ и теперь не знает, что с ним делать…

Остался ли он на всю жизнь в этой нерешительности? Или запоздало последовал совету и пошел искать Того, Кто сказал: «Раздай всё и следуй за Мной»? Нашел ли он Его? Увидел ли при жизни? Или через годы влился в христианскую общину, обливаясь слезами раскаяния и тоски по Тому, Кого больше никогда не «узнает по плоти» (2 Кор. 5: 16)?

Ответ на эти вопросы – есть. Но узнает его каждый индивидуально, в сокровенной тайне, и передать этот ответ другому невозможно. Я узнаю его тогда, когда пойму: «юноша» – это я, и ответ зависит от того, что я сам сделаю с обращенными ко мне словами моего Бога.

Последуем же туда, где Христос разговаривает с вопрошающим… вместе с евангелистом Марком.

Это неправда, что юноша не знает, чего ему недостает. Но он боится услышать это от Другого

Пылкий юноша падает на колени перед Иисусом, когда Тот уже собирается уходить (см.: Мк. 10: 17). Юноша знает, что сейчас услышит самое главное в своей жизни и что второго шанса не будет. Годами смутный, но мучительный вопрос бродил в его душе, а теперь, при виде Учителя, он вдруг вспыхивает с невероятной остротой и силой. И юноша понимает: он всю жизнь сам себя обманывал. Это неправда, что он не знает, чего ему недостает (ср.: 10: 20). Но он боится услышать это от Другого. Пока Его голос звучал лишь в глубоком сердце, в совести – можно было спрятаться, как некогда Адам в раю (см.: Быт. 3: 10). Но теперь… Услышать – нестерпимо, а промолчать, чтобы не слышать, – более невозможно…

И юноша выпаливает: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?!

Это обращение – «Учитель благий!» – взывает о милости. «Смилуйся надо мной, Господи, не давай ответа, который я уже знаю; или Сам сделай что-то с моим страхом, с моей нерешительностью; помоги моему недоверию (ведь страх – это недоверие)».

Но Учителя не обманешь, вернее – Он Сам не станет обманывать.

Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Моя благость не сможет избавить тебя от необходимости сделать выбор: это то, что Богу невозможно, – ибо Он этого и не хочет, – а возможно только человеку (ср.: Мк. 10: 27).

– Но помоги мне хоть чем-то! Дай рецепт! Скажи Сам мое «да» вместо меня! Дай мне заповеди, правила, за которые я смогу уцепиться.

– Хорошо, раз ты хочешь рецептов, Я скажу то, что ты и так знаешь наизусть. Ты ведь сам знаешь заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Так делай – и будешь вполне приличным, хорошим, уважаемым всеми человеком.

– Но Учитель! Все это я и так сохранил от юности моей.

Иисус взглянул на юношу. Встретился с ним взглядом. Проник в его сердечную глубину. И полюбил (Мк. 10: 21).

Иисус любит всегда, но когда Его Любовь встречается с чьим-то ответным взглядом, жаждущим любви, то Любовь эта вспыхивает в сердце самого человека. И начинает жечь его (ср.: Иер. 20: 9) до тех пор, пока человек не даст простор ей, пока не перестанет «удерживать».

Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

«Одного тебе недостает для того, чтобы Жизнь воссияла в тебе и чтобы заповеди, о которых ты думаешь, что исчерпал их, ты исполнил действительно: всё, что ты считал своим, – отдай другим. Деньги, интересы, таланты, мысли и заботы».

Иисус не говорит: отдай – и останешься ни с чем. Он говорит: отдай – и перестанешь за это цепляться. А сокровище не уйдет от тебя. Оно будет ждать тебя на небесах, если здесь, на земле, ты выберешь крест. Если полюбишь Меня настолько, чтобы идти, «куда бы Я ни пошел» (ср.: Мф. 8: 19; Откр. 14: 4), то увидишь, что небеса с их сокровищами находятся в твоем сердце 1 . Ведь небесные сокровища – это Моя любовь, и она наполняет сердце каждого, кто пошел за Мной. Кто согласился быть со Мной на Моей Голгофе – тот увидит Воскресение своей души.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел от Господа, а тот юноша

Возможно, читатель с облегчением вздыхает: слава Богу, это ведь не я отошел, а он; слава Тебе, Господи, что я не такой, как этот юноша, ведь я хожу в храм, причащаюсь, молюсь Тебе, а может, даже пророчествую, изгоняю бесов и многие чудеса творю именем Твоим (ср.: Мф. 7: 22).

Нет. Посмотрев вокруг, Иисус не увидел ни одного человека, готового сделать то, о чем Он просил богатого юношу, и говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»

Это контрольный выстрел. И ученики сражены. Они ужаснулись от слов Его, потому что вдруг осознали, что зов Христа обращен к каждому из них с такой же радикальностью, как и к юноше. Как тяжела любовь Твоя, Господи. «Спаси меня, но только не сейчас!» (блаженный Августин). Дай мне еще пожить с моим богатством.

Но – «до ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4: 5), «не отступит от тебя, пока не сокрушит или кости твои, или сердце твое» (Ерм, святой. Пастырь). Иисус снова и снова обращает к тем, кто согласились быть Его учениками, свой зов:

Дети, поймите, что только узким путем можно войти в Царство. Посмотрите на змей: они сбрасывают кожи, когда те становятся слишком заскорузлыми, а «мы меняем души, не тела» (Н. Гумилев), – душа должна «обновиться, яко орля», стать юной, сильной и прекрасной, как юноша, но для этого надо сбросить приросшую к ней кожаную ризу греха, малодушия, привязанности к своему «я» – главному сокровищу. Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

До этого момента сами апостолы не осознавали, чего потребует от них ученичество в школе Христа. И теперь чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Иисус, опять воззрев на них, – словно желая сказать взглядом больше, чем словами, – говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

“Все возможно Богу” – вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом

Вот самое радикальное из когда-либо сказанного Христом. Попробуйте исполнить заповеди – и вы увидите, что это вам невозможно. Когда дошел до этой точки, крепись: избавление близко, но придет, когда не ожидаешь. А каким оно будет – увидишь сам, когда поймешь, что стоит за словами: всё возможно Богу.

Сейчас ты только читаешь о том, как это произошло с кем-то другим. С апостолами, со святыми. Потому что ты еще не раздал, что имеешь, и не пошел «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1), без всяких карт, планов и гарантий. Ты сошел с дистанции там же, где богатый юноша.

Но Бог поистине может «сдвинуть тот камень», каким является твое сердце, камень с двери гроба, и вывести оттуда твою душу от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

Похожая притча

Авраам отдает завоеванные богатства Анеру, Эшколу, Мамрию и царю Содомскому. Северный купол; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств – Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня – земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.

Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога – богатство «благодати» (χάριτος – см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος – см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης – см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).

Притча о богатом юноше.

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).

Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18)[6].

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35) Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.

Иеромонах Ириней (Пиковский),
преподаватель Сретенской духовной семинарии

Похожая притча

Сего­дняш­нее Еван­ге­лие за Боже­ствен­ной литур­гией, Еван­ге­лие от Мат­фея девят­на­дца­тая глава, с шест­на­дца­того стиха и ниже. Здесь мы нахо­дим сле­ду­ю­щее повест­во­ва­ние: “И вот, некто, подойдя, ска­зал Ему: Учи­тель бла­гий! что сде­лать мне доб­рого, чтобы иметь жизнь вечную?”

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дняш­нее Еван­ге­лие за Боже­ствен­ной литур­гией, Еван­ге­лие от Мат­фея девят­на­дца­тая глава, с шест­на­дца­того стиха и ниже. Здесь мы нахо­дим сле­ду­ю­щее повест­во­ва­ние: “И вот, некто, подойдя, ска­зал Ему: Учи­тель бла­гий! что сде­лать мне доб­рого, чтобы иметь жизнь веч­ную?” В этом вопросе бога­того юноши мы видим две ошибки: он обра­ща­ется к Иисусу Хри­сту как к чело­веку, назы­вая Его Учи­те­лем, то есть равви по-еврей­ски, и в то же время назы­вает Его бла­гим. А, как известно, абсо­лютно благ — это только Гос­подь Бог. С дру­гой сто­роны, он задает непра­виль­ный вопрос, в кото­ром содер­жится ошибка всей вет­хо­за­вет­ной церкви: “что сде­лать мне доб­рого, чтобы иметь жизнь веч­ную?” Сама поста­новка вопроса крайне неверная.

А дей­стви­тельно, что может сде­лать чело­век, чтобы насле­до­вать жизнь веч­ную? Ничего. Если все сто лет нашей жизни мы будем тво­рить только Бого­угод­ные дела, мы можем заслу­жить сто лет в раю, не больше, не меньше. Спра­вед­ливо: сто лет жил пра­ведно — за это сто лет в раю. А тут же речь идёт о веч­но­сти: “что мне сде­лать доб­рого, чтобы насле­до­вать жизнь веч­ную?” Доб­ро­то­лю­бие начи­на­ется с того, что там гово­рится, что невоз­можно путем вре­мен­ной жизни при­об­ре­сти жизнь веч­ную. Невоз­можно с помо­щью жизни на земле при­об­ре­сти жизнь на небе­сах. Ценою тлен­ной жизни при­об­ре­сти жизнь нетлен­ную. Это про­сто несо­из­ме­ри­мые вещи. То, что мы можем сде­лать — и веч­ная бла­жен­ная жизнь. Про­сто-напро­сто несо­из­ме­ри­мые вещи.

Что же Гос­подь отве­тит этому чело­веку? Гос­подь гово­рит ему: “что ты назы­ва­ешь Меня бла­гим? Никто не благ, как только один Бог”. Здесь Хри­стос как бы гово­рит: ты назвал меня бла­гим, назови и Гос­по­дом, почему ты гово­ришь: “Учи­тель благий”?

Далее, отве­чая на вто­рую часть вопроса, Хри­стос гово­рит: “Если же хочешь войти в жизнь веч­ную, соблюди запо­веди”. Этими сло­вами Хри­стос как бы гово­рит: “с твоей сто­роны тре­бу­ется послу­ша­ние Моему закону, а спа­се­ние все­цело в Моей вла­сти”. Как апо­столы спра­ши­вали Иисуса Хри­ста: “кто может спа­стись?” Хри­стос им отве­тил: “чело­ве­кам это невоз­можно”. Но тут же доба­вил: “но не Богу, ибо Богу всё воз­можно”. То есть, мы испол­няем закон Божий не потому, что через это мы можем заслу­жить жизнь веч­ную, ибо ценой вре­мен­ной жизни нельзя заслу­жить жизнь веч­ную, но этим самым мы про­яв­ляем любовь по отно­ше­нию к Богу.

“Если же хочешь войти в жизнь веч­ную, соблюди запо­веди”. Юноша гово­рит Ему: какие? Иисус же ска­зал: не уби­вай; не пре­лю­бо­дей­ствуй; не кради; не лже­сви­де­тель­ствуй; почи­тай отца и мать; и: люби ближ­него тво­его, как самого себя. Юноша гово­рит Ему: всё это сохра­нил я от юно­сти моей: чего ещё недо­стает мне? Иисус ска­зал ему: если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, про­дай име­ние твое и раз­дай нищим; и будешь иметь сокро­вище на небе­сах; и при­ходи и сле­дуй за Мной. Услы­шав слово сие, юноша ото­шел с печа­лью, потому что у него было боль­шое име­ние. Иисус же ска­зал уче­ни­кам Своим: истинно говорю вам, что трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное; и еще говорю вам: удоб­нее вер­блюду пройти сквозь иголь­ные уши, нежели бога­тому войти в Цар­ство Божие. Услы­шав это, уче­ники Его весьма изу­ми­лись и ска­зали: так кто же может спа­стись? А Иисус, воз­зрев, ска­зал им: чело­ве­кам это невоз­можно, Богу же все возможно”.

Вот здесь мы видим диа­лог между Хри­стом и этим бога­тым юно­шей, между Хри­стом и Его уче­ни­ками. В пони­ма­нии иудеев бога­тый — это бла­го­че­сти­вый чело­век. И, когда они узнали из диа­лога Хри­ста с бога­тым юно­шей, что для этого юноши совер­шен­ство недо­ступно, то они оза­да­чили себя вопро­сом: “так кто же может спа­стись, если не бога­тый?” И тогда они спра­ши­вают Хри­ста: “кто же может спа­стись, если бога­тый не может спа­стись?” Хри­стос гово­рит: “чело­ве­кам это невозможно”.

Таким обра­зом Хри­стос научает нас, что там, где мы можем испол­нять Закон Божий, мы должны его испол­нять. Но спа­се­ние все­цело про­ис­те­кает только от Бога. Иными сло­вами, своим стрем­ле­нием испол­нить Закон, мы про­яв­ляем любовь к Богу и поко­ря­емся Его Боже­ствен­ной воле, но только во вла­сти Созда­теля обес­пе­чить нам спа­се­ние или отверг­нуть нас от спа­се­ния. Пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном можно счи­тать только такого чело­века, кото­рый осо­знает своё несо­вер­шен­ство и не похва­ля­ется так, как похва­лялся этот юноша сло­вами: “я всё от юно­сти исполнил”.

Был дру­гой юноша, по имени Савл, кото­рому тоже каза­лось, что всё испол­нил в Законе Бога. Но, когда Савл стал хри­сти­а­ни­ном с име­нем Павел, позже он запи­сал сам о себе: “я, по закону непо­роч­ный, ища оправ­да­ние во Хри­сте, ока­зался греш­ни­ком”. Почему Павел так запи­сал? Он мог не уби­вать, но он, как мы знаем из книги Дея­ния Апо­сто­лов, одоб­рял поби­е­ние кам­нями архи­ди­а­кона Сте­фана. Он мог не пре­лю­бо­дей­ство­вать, но он мог смот­реть с вожде­ле­нием. Он мог не воро­вать, но он мог зави­до­вать. И, хотя с точки зре­ния иудей­ской нрав­ствен­но­сти и морали он не убийца, он не пре­лю­бо­дей, он не вор, но во свете Еван­гель­ского уче­ния, вся­кий, кто гне­ва­ется на брата сво­его напрасно, уже чело­ве­ко­убийца, вся­кий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ствует с нею в сердце своём. Таким обра­зом, во свете Еван­гель­ского Откро­ве­ния, вся все­лен­ная ста­но­вится винов­ной перед Богом. И вот это осо­зна­ние своей вины, кото­рую мы не можем никак ком­пен­си­ро­вать, под­тал­ки­вает чело­века в объ­я­тие про­ща­ю­щей бла­го­дати в струях крови Сына Божия.

И апо­стол Павел, и дру­гие апо­столы пони­мали, что Закон Божий — это зер­кало, кото­рое пока­зы­вает нам наше реаль­ное состо­я­ние. И тот юноша, кото­рый гово­рил, что он всё испол­нил, это была его фан­та­зия, некая такая гал­лю­ци­на­ция, гор­дая и над­мен­ная: внешне он как бы испол­нил, а внут­ренне он мало чем отли­чался от осталь­ных людей. Таким обра­зом, как я часто говорю, все мы хорошо закон­спи­ри­ро­ван­ные греш­ники, но в гла­зах Бога мы абсо­лютно про­зрачны. И, когда мы с некой своей пре­тен­зией при­хо­дим к Богу и гово­рим: “мы всё испол­нили”, нам надо вспом­нить слова апо­стола Павла, кото­рый ска­зал: “я, по закону непо­роч­ный, ища оправ­да­ние во Хри­сте ока­зался греш­ни­ком”. Путь к Богу начи­на­ется с осо­зна­ния своей гре­хов­но­сти, и не при­хо­дит к Богу тот, кто не счи­тает себя греш­ни­ком. И Гос­подь наш Иисус Хри­стос, как ска­зано в Посла­нии к Рим­ля­нам, умер за нече­сти­вых. И, далее ска­зано: едва ли кто умрёт за пра­вед­ника. А зачем уми­рать за пра­вед­ника? Зачем? Это не нужно, это бес­смыс­ленно. Поэтому Хри­стос и гово­рил: “Я при­шел спа­сать не пра­вед­ных, а грешных”.

Тра­ге­дия этого юноши заклю­ча­лась в том, что он не видел сво­его реаль­ного состо­я­ния. Ему каза­лось, он непло­хой чело­век, но, когда Хри­стос задал ему вопрос: “а готов ли ты, непло­хой чело­век, готов ли ты, хоро­ший чело­век, раз­дать всё, что име­ешь и идти за мной?” И вот здесь, на поверку, ока­за­лось, что он не спо­со­бен изба­вится от той зави­си­мо­сти мате­ри­аль­ных благ, кото­рые тяго­тели над ним. А он — моло­дой чело­век, только в начале жиз­нен­ного пути, и уже раб вещей, раб гре­хов­ных вожделений.

Таким обра­зом, бра­тья и сестры, сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние о бога­том юноше научает нас не быть слиш­ком само­уве­рен­ными, про­яв­лять кри­тич­ность по отно­ше­нию к себе и не иметь двое­ду­шие, кото­рое имел этот юноша, кото­рый хит­рил, назы­вая Гос­пода то учи­те­лем, то бла­гим, то Богом, то чело­ве­ком, не реша­ясь открыто засви­де­тель­ство­вать о Хри­сте, что он истинно Гос­подь и Жизнь веч­ная. Пусть этот нрав­ствен­ный урок вдох­но­вит нас не быть поспеш­ными по отно­ше­нию к соб­ствен­ной само­уве­рен­но­сти, все­гда ста­вить под сомне­ние свою, так назы­ва­е­мую, пра­вед­ность и все­цело упо­вать на спа­се­ние, кото­рое пода­ётся нам в струях крови Сына Божия. Как бла­жен­ный Иеро­ним учил: “мы ста­но­вимся пра­вед­ными тогда, когда испо­ве­дуем, что мы греш­ники, и когда дело сво­его спа­се­ния все­цело воз­ла­гаем не на свои дела или поступки, но только на мило­сер­дие Божие”.

Читайте также: