Притча о талантах проповедь

Обновлено: 18.05.2024

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

- Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"

(Мф. 25, 14-30)
___________

Ленивые рабы. Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Вы слышали, возлюбленные братья, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение.

В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому — два, третьему — один — каждому по его силам (Мф. 25, 14-30). Заметьте: эти рабы — мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, — это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.

По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто — меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни?

Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, — говорит Господь, — и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6,19-20) (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности).

Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее.

Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, — они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?

Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко — тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».

Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей.

Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. Кто имеет уши слышать да слышит! Аминь.

Похожая притча

Сегодня, братья и сестры, мы слышали рассказ нашего Спасителя о том, как некий господин, уходя из своего дома, дал слугам некоторую часть своего достояния, совсем немного монет (Мф. 25: 14-30). Дал с той мыслью, чтобы они преумножили эти дары и принесли прибыль хозяйству этого господина. Но вернувшись он увидел, что не все выполнили должным образом его послушание. Один человек просто решил сохранить этот дар и вернул господину то, что получил – но не больше. И господину это вовсе не понравилось.

Вот так, братья и сестры, Господь наставляет и нас с вами не просто сохранять то, что мы имеем, но и преумножать. При этом мы должны понимать, что преумножение даров и талантов Божиих, обитающих в нас, должно быть только в отношении нашего спасения.

Мы можем оглянувшись увидеть, что кто-то достиг очень многого, он имеет большое достояние, может много себе позволить. Другой человек тоже достиг многого, он стал известным музыкантом, или врачом, или писателем – неважно. Но если все это не ради спасения, если все это не ради славы Божией, то тщетно такое преумножение, бессмысленно развитие такого таланта.

Братья и сестры, мы должны очень внимательно отнестись к тому, что дает нам Бог. Мы можем сказать, что у нас нет ничего, нет никаких даров и талантов – и это будет неправильно, неверно. С нас потом спросится: тебе даны руки – что ты ими преумножил? Тебе дан язык – что ты им преумножил? Оказывается, даров и талантов у нас много. Все, что мы с вами имеем, сама жизнь – тоже дар Божий. Господь дает все это нам, чтобы мы преумножали Его славу, чтобы мы стремились к тому, чтобы распространялось Евангелие по всей земле.

В этой притче Господь говорит нам, что дело нашего спасения – действительный труд. Он конечно уготовал нам Царствие Божие и каждому из нас по Своей благости и милости готов дать спасение. Но очень важно, чтобы мы себя к нему подготовили, потрудившись во славу Божию. Таланты и дары, которые нам даны, важно положить на служение славы Божией.

Это служение, как говорит Сам Спаситель, должно быть применимо к тем, кто нас окружает. Мы должны служить друг другу от своих талантов и даров, какие имеем. И вот это служение и будет преумножением их. Когда мы служим нашим ближним, таким образом возвеличивается и слава Божия. Господь нас призывает к тому, чтобы люди, окружающие нас, видя добрые дела, прославляли Его. В этом в общем-то цель нашего земного существования.

Преумножить таланты, даруемые нам Господом, несложно. И Господь дает нам такую возможность постоянно.

Время нашей земной жизни – время торга. И мы должны очень хорошо поторговаться, чтобы все добродетели, которые у нас есть в зачаточном состоянии, выросли. Мы, конечно, ощущаем в этом свою немощь. Но ведь именно в этой немощи совершается сила Божия. Потому что, видя свое бессилие, видя подчас невозможность своими талантами послужить и ближним или Богу, мы по своей вере обращаемся к Нему. Господь говорит нам: придите ко мне все труждающиеся и обремененные. Мы должны прийти к нашему Спасителю и выложить Ему Свое горе. Если мы что-то не можем, Господь восполнит нашу немощь.

Служа друг другу от своих даров и талантов, мы соединяемся в одно целое, возвеличиваем славу Божию и приближаемся к Его Царствию.

Похожая притча

Эта притча изложена в Мф.25.14-30. Она является продолжением притчи о десяти девах. Обе эти притчи заставляют задуматься об одном важном событии – о втором пришествии Господа Иисуса Христа. Девы и рабы – это одни и те же люди, исповедующие себя членами Церкви Христа, которых Господь описывает с разных сторон. Эти притчи отличаются только уроками, которые мы можем из них извлечь. Первая учит быть бдительными, а вторая – усердными. Рассказ о десяти девах призывает верующих бодрствовать, а рассказ о талантах призывает их трудиться. Господь хочет, чтобы Его Церковь уже сегодня, посреди напастей и сильнейшей борьбы с силами тьмы, научилась сражаться, бороться, решать дела богоугодно, по воле Его и для славы Его. Чтобы она была верной и послушной Ему во всем, чтобы, используя дары, приумножила ряды Его слуг.

В стихе 14 Господь сравнивает Себя с богатым человеком. Перед отправлением как бы мы сегодня сказали, в длительную загранкомандировку, господин призвал своих рабов (доверенных лиц) и поручил им управление Его имением. Так оно в действительности и было. После Голгофы Господь Иисус должен был оставить этот мир и отойти на небеса, в присутствие Бога Отца.

Из притчи о талантах мы узнаем, что все, кто исповедует себя христианами, получили что-то от Бога. У всех у нас, Божьих рабов, есть таланты, которыми нам доверили распоряжаться. В древности талант был денежной единицей, но не бумажной купюрой или монетой, а весовой категорией. Когда дело касалось больших ценностей, то брали большие меры веса для счисления. Самой большой мерой был талант или киккар, т.е. круг. Его стоимость определялась в зависимости от того, было ли это золото, серебро или медь. Но, чаще всего, это были серебряные слитки в виде дисков или колец. В переносном смысле слово «талант» утвердилось в значении духовного дара или склонности человека к определенным занятиям. Эти склонности дает нам Бог, чтобы мы пускали их в оборот в том звании и в том роде деятельности, где Он нас поставил, употребляя их в целях роста и преуспевания Царства Небесного. Верующие обязаны развить и умножить свои способности. И мы должны благодарить Бога за свой талант. Наши таланты – это наши духовные дары, влияние, богатство, знания, здоровье, силы, время, эмоции, разум, интеллект, память, чувства, привилегированное положение христианина, доступность Библии и т.д. Всё, что мы имеем, Бог дал нам взаймы, потому что мы слуги Бога, и поэтому мы Его должники.

В притче показаны два вида рабов: трудолюбивые и ленивые, а также три категории прилежания, три рода талантов и умения ими распорядиться. Все они отражают и три вида наград от Бога за труд, за умение пускать талант в оборот. Две категории работников трудились усердно и успешно, их таланты (или плод от талантов) умножились. А вот третья категория работников, та, которая наделена одним талантом, не употребила его вовсе, скрыла, закопала его в земле. Отсюда родилось выражение «закопать талант», т.е. не использовать его.

Из притчи мы узнаем, что многие злоупотребляют милостью Божьей. Если первые две категории работников иллюстрируют верных, добросовестных слуг Божьих, служащих с отдачей, то третья категория отображает равнодушных, ленивых людей. Скрыть свой талант – это значит пренебречь возможностью прославить Бога. Эти слуги в лени своей постепенно черствеют, окостеневают и превращаются в бездушных законников, книжников и фарисеев времен Иисуса Христа. Они трудятся, но без плода, принося в житницу Божию лишь то, что взяли у Бога. Цель жизни их сводится к тому, чтобы не отступить от правил. Законники во Христе – это люди одного таланта. Они не спешат расточать себя на других, а если расточают, то из честолюбия и в личных интересах. Как некогда в дни Христа, любое новшество или усовершенствование ими категорически отвергается, принимается в штыки. Подобно человеку с одним талантом, они хотят сохранить всё в том виде, как было раньше. Третья категория слуг – это люди, проявляющие недовольство своим положением, завидующие тем, кто лучше или успешнее их трудится или у кого больше дарования. Они, завидуя их успеху и служению, ропщут на Бога. Сами имеют дары, но ленятся или не желают употребить их. Вот почему Господь Иисус назвал их «лукавыми и ленивыми рабами» (ст.26). Слова Даниила, адресованные царю Валтасару, можно смело относить к этой категории людей: Дан. 5.23 «Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил».

Из притчи мы узнаем, что все, исповедующие себя христианами, однажды дадут Богу отчет (ст.19). Выражение «по долгом времени» (ст.19) указывает на то, что для верующих многих веков пришествие Господа затянулось на долгое время. Некоторые толковники считают, что здесь просто речь идет об отчёте верующего перед Господом после его смерти. Ап. Петр пишет, что суд начнется с дома Божия. 1Пет.4.17 «Ибо время начаться суду с дома Божия». Этот суд над детьми Божьими в Библии называется «судилищем Христовым» (2Кор.5.10). Суд над мирянами состоится у «великого белого престола» (Отк.20.11-15). Судилище же Христово будет решать вопрос вручения наград за труд верным слугам и вопрос определения дальнейшей судьбы неверных слуг. На этом суде каждый из верующих будет давать отчет Господу, «что он делал, живя в теле, доброе или худое», и будет судим не только за дела (Мф.16.27), но и за слова (Мф.12.36), за мысли и намерения (1Кор.4.5; Рим.2.16). О том, что на судилище Христовом будет решаться вопрос раздачи наград за труд, говорят стихи 20-23 притчи. На судилище Христовом не будет решаться вопрос вечного спасения или гибели людей. Ибо он решен на Голгофе, и мы принимаем его верой раз и навсегда. Здесь же будет решаться вопрос о воздаянии: вознаграждении за труд, за служение Богу и людям в этом мире.

Из притчи мы узнаем, что верные христиане не останутся с одной лишь похвалой. В день расплаты получат хорошее вознаграждение. Обратим внимание на несоответствие между трудом и наградой за него. Святые лишь немногим могут послужить во славу Божью, но Бог прославит их многим. Он дает награду не за малый или большой объем труда, а за верность в служении Ему. «Верен в малом» - это верен в земном, материальном, в разных жизненных ситуациях и делах. Притча говорит нам, что рабов, хорошо распорядившихся деньгами господина, назвали «добрыми и верными», что они вошли «в радость господина своего». Эти слова – огромное утешение для верующих.

Господин сначала распорядился талантами как неограниченный в своих правах владелец, теперь он распорядился этими талантами как судья. Он забирает его у негодного раба, тем самым наказывая его, и отдает его самому верному рабу, тем самым вознаграждая его. Смысл этой части притчи раскрывается в причине приговора (ст.29) «всякому имеющему дастся и приумножится». Это можно отнести: (1) К земным благам – мирскому богатству и имению. Они даются нам для того, чтобы мы служили ими во славу Божию и к благу окружающих нас людей. Итак, человеку, имеющему земные блага и пользующемуся ими в этих целях, они приумножатся. А у не имеющего человека, т.е. у того, кто имеет, но не может ни сам ими воспользоваться, ни послужить ими во благо своим ближним, отнимутся. Порой Провидение отбирает земные блага у тех, кто не использовал их для добрых дел, и передает их тем, кто творит при помощи их добро. (2) К средствам благодати. Тем, кто усердно употребляет имеющиеся в их распоряжении возможности, Бог посылает новые. (3) К общим дарам Святого Духа. Эти дары совершенствуются посредством упражнения и возрастают в силе при употреблении. Чем больше мы трудимся на духовной ниве, тем больше мы способны еще потрудиться на ней.

Из притчи мы узнаем также, что неверные члены Церкви Христа в день суда будут осуждены и отвержены. Полагаем, что раб, получивший один талант, не знал по-настоящему своего господина, и представлял его безжалостным деспотом. В этом просматривается ропот на Господа тех из верующих, которые обладают малыми способностями, но даже и не пытаются употребить их в дело. Ведь если бы непослушный раб использовал свой единственный талант, он непременно принес бы прибыль. Но этот раб оказался безответственным и лукавым, ленивым, как охарактеризовал его хозяин. Итак, и с того, кто получил один талант, Господь потребует отчета точно так же, как и с того, кто получил два или пять. Он потребует отчитаться, как он употребил свой дар в малом деле, на небольшом поприще, при управлении доверенной частью Его имения. Конечно, люди с одним талантом подвергаются искушению сказать: «У меня небольшие способности, я человек незначительный и так мало что могу сделать». И они часто ничего не делают. Но вопрос ведь не в том, насколько ты одарен, а в том, как ты послушен Господу. Если Он повелел нам трудиться в Его имении и пускать в оборот данный Им талант, значит, мы должны трудиться по мере сил. Каждый должен приносить плод в Его житницу, не заботясь о том, велик или мал он. Мы должны учитывать одну важную истину: нашими руками, ногами, сердцем, устами, головой незримо трудится Сам Господь, поэтому мы и должны быть послушны Ему. Этот раб является иллюстрацией тех верующих, которые не оценили по достоинству всех богатств благодати Божьей. Свою лень и трусость они пытаются объяснить малыми способностями и малыми силами. А вину сложить на Бога, что и выдает в них лицемеров, хитрецов. Некоторые относят этого раба вообще к категории индивидуалистов, людей, заботящихся только о себе и забывающих о других. И такие есть в христианстве. Слово «убоявшись» в некоторых переводах Библии передается выражением, означающим трусость, соединенную с ленью. Возможно, эта категория работников не пустила свой талант в оборот и не была послушна повелению Господа из-за трусости. Страх и зависимость от сильных мира сего принуждает таких христиан всё делать с оглядкой на мир и с опаской от мира, а не взирать на могущество Господа и Его волю. Поэтому они и не могут приносить плода. Они – балласт церкви.

Оценка такого члена церкви – «негодный раб». Его приговор – «выбросьте его во тьму внешнюю». Большинство толковников считают, что негодный раб будет выброшен в ад. Там будет плач, что свидетельствует о сильных муках, и скрежет зубов, что свидетельствует о сильной досаде и негодовании. Но есть и такое мнение, что негодный, а точнее бесполезный раб выбрасывается в этот мир, а не в ад. Мир во время господства антихриста будет представлять собой полную тьму. Там будет чрезвычайно великая и тяжелая скорбь.

Выражение «Кто имеет уши слышать, да слышит» Господь часто употреблял после Своей проповеди, чтобы обратить внимание слушателей на содержание Его беседы. Возглас этот означает, что Господь никого не притесняет, предоставляя воле человека избирать благословение и жизнь, или проклятие и смерть.

Итак, мало только говорить о вере, надо еще и делать. Мало ощущать значимость веры, надо еще и трудиться. Господь Иисус не говорит, что неверный раб был убийцей, вором, или что он растратил деньги господина. Раб просто ничего не сделал, и в этом была его роковая ошибка. Опасайтесь ничего не делающего христианства: такая вера не исходит от Святого Духа. Примем же решение по Божьей благодати не довольствоваться исповеданием веры без дел. Да поможет нам в этом Господь!

пастор Золтан З. Тырык

Молитва . Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за притчу о талантах, которая учит нас быть усердными в служении Тебе и нашим ближним. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты всем нам, детям Твоим, даешь таланты – способности и духовные дары. Просим, помоги нам развить всё, полученное от Тебя. Не дай нам скрыть свой талант и пренебречь возможностью служить во славу Твою и к благу окружающих людей. Благодарим Тебя за награду за наше служение. И за то, что Ты награду даешь не за малый или большой объем труда, а за верность в служении Тебе. Это огромное утешение для нас, верующих. Просим, избавь нас от трусости, от зависимости от сильных мира сего. Помоги нам принять решение не довольствоваться исповеданием веры без дел. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.

Похожая притча


Притча, которую мы сегодня читали — притча о талантах. Самое в ней важное вот что: каждому человеку Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод. Каждому из нас дано достаточно, чтобы принести плод в радость Господу и в спасение своей души, и этот плод бесконечно прост: будь человеком, и люби ближнего и Господа, и будешь ты способен принять Господа.

Похожая притча


Одним из штампов атеистических времен, до сих пор живущим в сознании многих людей, является представление о духовной жизни как об утонченном проведении времени вдали от суеты и повседневной рутины. Так, к «духовным» занятиям относят посещение театров, концертов, музеев, общение с интересными людьми и тому подобное. Схожее светское толкование закрепилось за евангельской притчей о талантах (Мф. 25, 14—30).

Зачастую талантом, в узком смысле, называют творческое дарование, а в более широком понимании — любую врожденную способность. «Человек редкого таланта», — нередко так характеризуют не только писателя или архитектора, но и бизнесмена, и футболиста. «Он потрясает своим талантом», — говорят об артисте, певце, художнике. Несомненно, все перечисленные дарования, как и прочие, даны человеку Богом.

Но давайте глубже вдумаемся в притчу о талантах. Какой духовный закон раскрывает она? Что хотел донести до нашего понимания Спаситель, когда ее рассказывал?

Рабы получили от господина, уехавшего в дальние страны, часть его богатства, а по его возвращении каждый из них дал отчет в использовании полученных средств. Двое из трех рабов принесли прибыль своему хозяину, за что получили награду. Третий же раб возвратил ровно столько, сколько ему было дано, и заслужил порицание.

За что же он подвергся осуждению? Ведь он не растратчик, не транжир, сумел все сохранить. Вернул свой талант без прибытка, но ведь и без ущерба! Но он получил весьма строгое наказание, следовательно, вина его велика.

Начнем с того, что таланты в данной притче — это не творческие способности, а нечто иное: духовная одаренность человека, которая заключается в его способности познавать своего Творца. Евангельский талант проявляется как горение души в познании истины, то самое богоискательство, которым хотя бы в малой мере, но наделен каждый человек. Людей абсолютно бесталанных нет. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), а для этого каждого наделяет талантом — стремлением к этому познанию, приводящему нас к спасению.

При этом внутреннее стремление к истине присутствует у людей в неодинаковой степени, и в притче говорится о разном количестве талантов, данных разным людям. Кто-то скажет, что это несправедливо. Но притча вовсе не о том, что у Бога есть «любимчики». Он любит каждое Свое творение.
Господин в притче наделял своих рабов талантами, учитывая их возможности с пользой распорядиться полученными средствами (один более оборотистый, другой не так ловок). Так и Господь, лично зная каждого человека: его происхождение, внешние условия жизни и душевную организацию, наделяет каждого из нас тем потенциалом духовного развития, который мы способны реализовать. По разъяснению святителя Московского Филарета (Дроздова), «благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку».

В конечном счете, большее или меньшее количество талантов у человека зависит от степени его любви к Богу и к окружающим его людям (ибо это неразрывно связано). Один готов всем пожертвовать ради Господа, как та евангельская вдова, которая отдала свои скудные средства в жертву Богу. Она сделала это из любви к Нему, даже не предполагая, что кто-то видит ее поступок и обратит на него внимание, — так мала была ее лепта по сравнению с тем, что приносили богачи. Но Господь, видящий все, сказал, что она положила больше всех. А кто-то, имея много, может жить по пословице: «на тебе, Боже, что нам негоже».

Господь, видящий сердце человека, всем дает разную меру таланта: нам, немощным, — одну, а например, преподобному Серафиму Саровскому — совсем другую. Тот, кто знаком с его житием, знает, что с юных лет все устремления великого подвижника были обращены к Единому Богу. Все свои духовные труды: подвиги, молитвы, добрые дела – он совершал только ради того, чтобы очистить свое сердце. И на этом пути познавал, какими страстями оно наполнено, какие ядовитые, отравляющие душу змеи притаились в самых сокровенных, неприметных глубинах сердечных, отдаляя его от Бога. Он стремился до дна исследовать свою душу, осознать всю ее немощь, чтобы многими трудами и слезами очистить свое сердце и приблизиться к возлюбленному Христу. Ведь только чистые сердцем Бога узрят.

Абсолютная Любовь, Любовь бескорыстная, жертвенная, направленная на всё и на всех, — это Сам Воплотившийся Бог, Господь наш Иисус Христос. Но и в человеке ответная сыновняя любовь к Богу и жертвенная, забывающая себя любовь к окружающим людям может гореть таким же сильным и ярким пламенем. О такой любви написал святой Исаак Сирин, раскрывая значение слов «милующее сердце», – «возгорение сердца у человека обо всем творении». Святой признает, что даже причиняемое подвижнику зло порождает в нем жалость не к себе, а к тому, кто ему вредит. Так что «от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью», и он молится обо всем творении «с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении во всем Богу».

Занимаясь развитием исключительно интеллектуальных или творческих способностей, мы не можем достичь уподобления Христу. Только уделяя должное внимание запросам своего духа, стремящегося к Господу, очищая свое сердце и приуготовляя его в жилище Богу, человек обретает духовную прибыль — Царство Божие, а иначе его ожидает печальная участь ленивого раба из притчи о талантах.

Читайте также: