Притча о блудном сыне толкование иоанна златоуста
Обновлено: 14.11.2024
1. Всегда, конечно, братья, должны мы проповедовать о человеколюбии Божием (им ведь мы "живем и движемся и существуем" – Деян. 17:28); но в особенности в настоящее время обязаны мы делать это, как по общему долгу, так и ради благодеяния (Его) к тем звездам, которые имеют взойти из купели (крещения). Ведь и они воссияют благодаря Его человеколюбию, и мы им спасены и спасаемся: оно дано нам в качестве наследия Создателем Богом и Отцом нашим. Скажем же о нем то, что сказал Владыка Христос, человеколюбивый Сын человеколюбивого Отца, единственный достоверный Истолкователь Отеческого существа. Раскроем всю притчу о блудном сыне, чтобы из нее научиться, как должно приближаться к недосягаемому и как просить Его о прощении грехов. "У некоторого человека было два сына" (Лк. 15:11). Спаситель говорит приточно, а не положительно. Поэтому о Своем Отце Он выражается как о некоем человеке, а о рабах говорит как о детях, давая тем самым понятие о любви Божией к людям. "У некоторого человека" говорит "было два сына". Кто этот человек? "Отец милосердия и Бог всякого утешения" (2 Кор. 1:3). Какие же это у Него два сына? Праведники и грешники, - пребывающие в Его божественных повелениях и преступающие заповеди Владыки. "И сказал младший из них отцу" (Лк. 15:12). Кто этот "младший" сын? Человек, не имеющий устойчивости в душе и колеблющийся ветрами юности. Природа признала Отцом своего Создателя, хотя воля и не воздала чести своему Творцу. "Отче! дай мне следующую [мне] часть имения". Хорошо, что он попросил у Бога то, что Ему принадлежит, но худо то, что он растратил то, что получил. "И [отец] разделил им имение". Дал им весь мир, как свой дом; дал им, как Творец, всю тварь; дал им вместе с телами и души разумные, чтобы, руководясь разумом, они не делали ничего неразумного; даровал им Свой закон, естественный и писанный, как божественного пестуна, чтобы воспитываемые им они исполнили волю Законодателя. "По прошествии немногих дней младший сын, собрав все" (как и можно было ожидать от юноши) "пошел в дальнюю сторону" (Лк. 15, 13). Оставил Бога, и Бог его оставил, потому что Он не насилует того, кто не хочет служить Ему. Ведь и все добродетели – дело свободной воли, а не необходимости. "И там расточил имение свое, живя распутно". Там он погубил все богатство души своей; там, утопая в наслаждениях, он потерпел кораблекрушение; там, в быстрой смене увеселений, он сделался бедняком; там, покупая душепагубные удовольствия и торгуя весельем, он нажил себе потоки слез; добродетели, какие имел он, утратил, а вместо них обогатился пороками, каких не знал
шав: "согрешил", не оказать снисхождения моему раскаянию; услышав мой голос, не может Он не забыть Своего справедливого гнева. Я знаю, какую силу имеет пред ним раскаяние; знаю, что могут сделать у Него слезы; знаю, как каждый грешник, припадая к Нему с теплыми слезами, подобно Петру, получает прощение своих грехов; знаю благость моего Бога; знаю кротость моего Отца. Он помилует меня кающегося, как не наказал согрешившего.
2. "Встал и пошел к отцу своему". За добрым решением последовало доброе дело. И справедливо: недостаточно стремиться к полезному только на словах; необходимо и делом подтверждать свои добрые намерения. Находясь еще вдали от Отца, но стремясь к Нему сердцем, он то ломает себе руки, то поражает ударами свою грудь, как источник дурных желаний, то лицом припадает к земле, то из очей проливает потоки слез в подкрепление своей просьбы, то изыскивает оправдание себе; наконец, сквозь слезы он громко взывает: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою"! Знаю, согрешил я, Христе Владыко и Господи: мои грехи Ты один знаешь; согрешил я, помилуй меня, как Бог и Владыка. Я недостоин очей поднять на небо и умолять Тебя, моего доброго Владыку; велика и нестерпима моя вина; нет числа моим грехам! Но помилуй меня, так как Ты благ всегда. "Недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (ст.19). Так просящего из глубины сердца увидел его Тот, Кто болезнует о заблудших, призирает согрешающих и ожидает их раскаяния, - увидел его Отец его и милосердовал о нем. Конечно, Он был Отцом по благодати, по природе будучи Богом. "И, побежав, пал ему на шею и целовал его" (ст. 20). Не дождался, когда тот подошел и стал умолять его, но с готовностью устремился ему навстречу. И не погнушался шеи его, оскверненной и запачканной грязью порока, но чистыми Своими руками обняв его, целовал без счету того, кого давно уже ожидал. О, неизреченное и безмерное благоутробие! О, необычайное человеколюбие! О, примирение чудное! Тотчас убедил он Бога в одно мгновение и к слезам снизойти и столь великое множество (грехов) победить. Ты удивляешься, видя, что Бог с любовью принял грешника? О, какая отеческая любовь! Грешник на земле заплакал, и Единый безгрешный с неба преклонился к человеколюбию. Кто видел когда, чтобы грешник был ублажаем Богом? Кто видел когда, чтобы судия услуживал подсудимому? Кто видел когда, чтобы обвиненный был ласкаем? А между тем Бог призывает, как некогда Израиля: "Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя" (Мих. 6:3)? И теперь бывает то же самое, и было, так как обычно быть побеждаемым самим Собой Отцу щедрот и Богу всякой утехи. Но этот блудный сын не удовлетворился такой встречей со
стороны Отца, но и в добрых (делах) покаяния будучи блудным, при множестве грехов своих не считал такое человеколюбие достаточным для спасения; поэтому, что именно придумал он сказать Отцу, то при встрече с ним и выразил приличным образом: Отче! Если только позволительно мне называть тебя Отцом, если, называя Тебя Отцом, я тем не увеличиваю своей вины пред Тобой, если не оскорбляю этим зовом имени недосягаемого, если не замыкает уст моих совесть, если не связывает языка тяжесть моих грехов, если не воспрепятствует мне моя прежняя жизнь: прими, Отче святой, из нечистых уст нечистую мольбу! Отче по благодати и Создатель по природе, "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (ст. 21)! Согрешил я, исповедаю прегрешения мои, не скрываю того, что ты видишь, не отрицаюсь того, что ты знаешь; как подсудимый я предстою Тебе, как беззаконник сам себя осуждаю: но Ты, как Судия, помилуй меня. "Я согрешил против неба и пред тобою"! Боюсь поднять к небу глаза свои, боюсь самого вида тверди небесной, как голоса обвинителя, боюсь обратить взоры к сиянию Божества, имея нечистые очи сердца. "Согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Вот я сам предаю себя, сам осуждаю себя, сам произношу над собою приговор. Нет нужды ни в суде для постановки приговора, ни в свидетелях для улики, ни в обвинителях для обличения. Внутри себя имею восседающую совесть, неумолимого судью в душе ношу, страшное судилище; в совести ношу свидетелей, в очах моих обвинителя; зрелища меня обвиняют, конские ристалища вопиют против меня, поиски охотников за дикими зверями взывают против меня. Распутство торжествует надо мной, мои дела увековечены как бы на позорном столбе, моя настоящая нагота обличает меня, самые рубища, в которые я облечен теперь, посрамляют меня и я уже недостоин называться сыном Твоим, "прими меня в число наемников твоих". Не прогоняй меня из Твоего дома, Господи, чтобы опять враг, найдя меня заблудившимся, не увлек к себе как военнопленного, но и не привлекай меня близко к страшной Твоей и таинственной трапезе, потому что я не дерзаю нечистыми глазами смотреть на святая святых. Оставь меня с оглашаемыми в притворе церкви, чтобы, созерцая совершающиеся в ней таинства, я возжелал понемногу опять получить их; чтобы, подхваченный волнами божественными, я омыл позор постыдных песен, стер эту грязь, лежащую на моем слухе, чтобы, созерцая Твои сокровища, похищаемые благочестивыми мужами, я и сам пожелал иметь руки, достойные принять их. Когда такие просьбы излил блудный и так со слезами умолял, "отец сказал рабам своим". Каким рабам? Слушай: к иереям и служителям Его повелений. "Принесите лучшую одежду и оденьте его" (ст. 22). Принесите одежду, истканную свыше, обновленную ду
ховным огнем, принесите одежду, которая ткется в водах купели. Принесите одежду, приготовленную из духовного огня, и оденьте его. Оденьте его, который сам себя раздел, оденьте нового Адама, которого обнажил дьявол, оденьте царя создания; украсьте того, ради которого Я украсил мир. Украсьте дорогие для Меня члены Моего сына. Мне невыносимо видеть его лишенным благообразия, нестерпимо оставить Мой образ обнаженным; позор Моего сына я считаю позором Себе; Мою честь полагаю в его чести.
3. "Дайте перстень на руку его", чтобы он носил залог Духа и нося его был храним Духом, чтобы, имея Мою печать, он был страшен всем врагам и противникам, чтобы издалека было видно, какого отца он сын. "Дайте и обувь на ноги" его, чтобы опять змей не нашел обнаженной пяту его и не уязвил его своим жалом, но чтобы лучше он попрал главу змея, уничтожил жало врага и в безопасности шествовал по пути Божию. "И приведите откормленного теленка, и заколите" (ст. 23). Какого тельца Он называет упитанным? Какого? Которого телица Мария Дева родила. Принесите тельца неукрощенного, не подъявшего ярма греха, девственного и от Девы (рожденного), следующего за теми, кто следует за Ним, не по принуждению, но добровольно; не прибегающего ни к силе, ни к рогам, но с готовностью склоняющего Свою шею желающим заклать Его. Итак, заколите Того, Кто добровольно закалается; заколите Того, Кто животворит закалающих; заколите закалаемого и не умирающего, заколите Того, Кто разнимается на части, и разнимающих Его освящает; заколите вкушаемого знающими Его и никогда не истребляемого; заколите Того, Кто вкушающих Его делает блаженными. И вкусил Его, все будем радоваться, "ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (ст. 24). Вам знакома эта духовная радость, вы вкусили ее и помните, как во время страшных тайн служители божественного священнодействия, подражая крыльям ангелов узкими кусками полотна, лежащими на левом плече, обходят и взывают: "да никто от оглашенных", да никто из не могущих видеть вкушаемого Агнца, да никто из не могущих созерцать небесную кровь, изливаемую во оставление грехов, да никто недостойной живой жертвы, да никто нечистый, да никто не могущий нечистыми устами прикоснуться страшных тайн (не смеет приступить сюда). Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя: "не сделал греха, и не было лжи в устах Его"; свят Сын, Агнец, всегда приносимый в жертву волею и всегда живой; свят Утешитель, Дух Святой, совершающий жертву. Когда все это совершалось,
старший сын, возвратившись из отлучки, услышал пение и лики, и подозвав одного из рабов, спрашивал его, что такое происходит, какой шум оглашает мои уши. Он говорит, а Давид пророк внутри дома воспевает: "тогда возложат на алтарь Твой тельцов" (Пс. 50:21). Он же опять предлагает присутствующим угощение и говорит: "вкусите, и увидите, как благ Господь" (Пс. 33:9). Там же и Павел, изъяснитель божественных тайн, взывает и говорит: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5:7). Радостью торжествует Церковь и ликует. А он говорит рабу: да, пока я был вне дома, другие в мое отсутствие разделяют мои таинства в моем доме. Да, отвечает тот, пришел брат твой и отец твой заколол тельца упитанного, радуясь, что он возвратился живым и здоровым. Разгневался тогда праведник и не пожелал войти. Разгневался праведник и впал в рабство зависти; поправ удовольствия жизни, он сам был охвачен завистью. Но как же говорит Павел: "я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Римл. 9:3)? Не с той, конечно, целью, чтобы представить праведника завистливым, употребил Спаситель такой оборот речи, но чтобы возвестить чрезмерное богатство милости Отца Своего. Это ясно обнаруживается из дальнейшего. "Отец же его, выйдя, звал его" (ст. 28). О, неизреченная мудрость! О, боголюбезный промысл: и грешника помиловал, и праведника ублажил; и стоявшему не позволил пасть, и падшего возбудил, и бедняка обогатил, и богатому не допустил от зависти впасть в бедность. "Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими" (ст. 29); я хожу в милотях, козьих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления (Евр. 11:37). Когда же пришел этот сын твой, презревший тебя и проживший твое имение с блудниками, ты тотчас заколол для него упитанного тельца, и ни словом не упрекнул его, ни видом не показав ему своего неудовольствиях, ты тотчас принял его гостеприимно: украсил всего твоею одеждою, облистал золотым перстнем, укрепил сапогами, ввел его в дом свой, и устроил для него трапезу, и чаши наполнил, и тельца упитанного заколол, и верных созвал на пир, и ангелов заставил ликовать, и устроил странное сопиршество неба и земли. И такие дары ты расточаешь тому, кто презрел Твою доброту и обесчестил Твое святое имя. Что сказать о глубине и бездне Твоих щедрот? Как удивляться морю Твоего благодушия? Ты милуешь, Господи, всех, потому что все можешь и пренебрегаешь грехи людей, ради их покаяния. Отец же его "сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое"(ст. 31). Ты никогда не отлучался от Моих недр, ты не покидал Моей Церкви, ты всегда внимал псалмам и гимнам, ты не-
разлучно пребываешь с ангелами, ты предстоишь жертвеннику и с дерзновением взываешь: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое" (Мф. 6:9). А твой брат пришел ко Мне осужденный, пристыженный, с лицом, поникшим к земле, и сокрушенным и печальным голосом взывал: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих"! Что Я мог сделать в ответ на эти слова? Мог ли я помиловать Моего сына, пришедшего ко Мне? Осуждай Меня, если гневаешься. Я же, будучи человеколюбив, не мог допустить, чтобы сделано было что-либо бесчеловечное. Не могу не помиловать Я того, кому дал жизнь, не могу не пожалеть того, кого породил из своих недр. "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое" (ст. 31). Небо – твое, твердь – твоя, солнце – твой факелоносец, луна – твоя приспешница, звезды – твои свечи, воздух – твой питатель и все, что в нем, твое, земля и все, что на ней, твое, море и все, что в нем, твое, вселенная – твоя, Церковь – твоя, жертвенник – твой, телец упитанный – твой, жертва – твоя, ангелы – твои, апостолы – твои, мученики – твои, настоящее – твое, будущее – твое, воскресение – твое, бессмертие – твое, нетление – твое, царство небесное – твое, все видимое и умопостигаемое – все твое. Я ничего не отнял у тебя, чтобы отдать ему; не раздел тебя, чтобы одеть его. Не своим ли добром я был щедр для него? Не одинаково ли я отец и твой и его? И тебя почитаю за добродетель, и его милую за прекрасное возвращение; и тебя люблю за твою жизнь, и его за исправление; и тебя милую за поведение, и его за раскаяние; и тебя за твое терпение, и его за возвращение ко мне. "А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (ст. 32). Кто, видя мертвого воскресшим, не обрадуется, и кто, найдя то, что потерял, не будет торжествовать. Поди и ты, сын мой, возвеселись с нами, и возликуй с ангелами и обними со мной брата твоего и воспой вместе с Давидом эту духовную песнь, приличную настоящему торжеству: "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха" (Пс. 31:1-2). Вы слышали божественную притчу, изнали ее смысл и видели ее значение. Поняли, насколько человеколюбив Господь ваш, насколько Он незлобив. Итак, прибегнем к Нему с чистым сердцем, воспоем Ему единогласно: Владыко, Господи Человеколюбче, Единородный Сын Божий, согрешили мы на небо и пред Тобою, уже не достойны называться сынами Твоими, но уповаем на Твои щедроты, имеем залогом Твоего человеколюбия Твой честный крест, который Ты претерпел ради нас, имеем посредников Твоего благоутробия, прежнюю блудницу и бывшего разбойника. Чрез них и мы и все грешники поспешим прибегнуть к Твоему человеколюбию. Как их
Ты сделал славными и блаженными, Господи, так и нас припадающих к Тебе помилуй. Как мертвых Ты воскресил, будучи распят на кресте, так и нас умерщвленных грехом воскреси по многому Твоему человеколюбию, чтобы нам быть вместе с искупленными ценою Твоего воскресения. Говоря это, будем ожидать, чтобы и нам сказал Владыка наш Христос: "по вере вашей да будет вам" (Мф. 9:29). А вы, имеющие сподобиться даров крещения, отбросивши всякое чуждое помышление, и души ваши устремивши к Небесному Жениху, вкусите благодать Святого Духа. "Господь близко", "не заботьтесь ни о чем" (Филипп. 4:5,6). При дверях Искупитель, Врач близ верующих, врачебница открыта, лекарства готовы, купель всех ожидает, благодать раскрылась, духовная одежда изготовляется Отцом и Сыном и Святым Духом. Блаженны удостаиваемые носить эту одежду! Вам остается теперь затеплить светильники вашей веры, и щедро влить елей благочестия, чтобы ночью, когда раздастся голос: "вот, жених идет" (Мф. 25:6), вам можно было выйти навстречу Ему с сияющими светильниками, ликуя и радуясь и взывая: "благословен Грядущий во имя Господне" (Мф. 21:9)! Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.
Толкование притчи о блудном сыне
В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).
По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.
Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.
Похожая притча
Жил, дорогие мои, один отец, добрый отец. Другого такого отца не было на всем свете. Он нежно любил своих двух сыновей и заботился, чтобы они ни в чем не нуждались. Жили они дружно и счастливо. Многие завидовали их благополучию. Какие счастливые дети! Не знают ни хлопот, ни забот.
Но однажды к младшему сыну подошел незнакомец. Лицо его было мрачно от зависти, а взгляд коварен и лукав. А ну-ка, прочь от него, проклятый! Я прямо слышу, как он шепчет юноше своим вкрадчивым голосом:
– Друг мой, неужели ты думаешь, что будешь счастливым, если останешься жить в доме отца? Ты ошибаешься. Я объездил весь мир и знаю одну далекую страну, где люди живут так весело и счастливо, что тебе даже не снилось. Вы живете в узком и ограниченном мирке, не видя ничего интересного. А там ты будешь свободен. Никто не будет стоять над тобой. Ты будешь делать всё, что захочешь, всё будет тебе доступно. Послушай моего совета: уезжай из отчего дома, и перед тобой откроется весь мир…
Этими словами лукавый прельстил младшего сына. Жизнь в родительском доме начала тяготить его. Всё стало казаться ему унылым и мрачным. Он смотрит на своего доброго отца как на врага. А на родной дом – как на тюрьму. Уехать, уехать как можно скорее! Это желание не покидает его ни днем, ни ночью.
– Я уеду, – говорит он отцу, – отправлюсь за границу. Мое решение окончательное и бесповоротное. Не удерживай меня, это не поможет. Раздели свое имущество и выдели мне мою часть.
Отец очень огорчился, тяжело воздохнул, на глазах у него показались слезы. Но все уговоры были напрасны. Сын и слышать ничего не хотел. Добрый отец не стал удерживать его насильно. Он вручил сыну его долю наследства и отпустил его. Сын с тяжелой сумой на плече, полной золотых червонцев, садится на коня, хлещет его кнутом и несется вдаль. Скачет навстречу раю земному…
И вот он приехал в далекую жаркую страну. Но она не показалась ему раем. Скорее была похожа на ад. Юноша был неопытным, не умел разбираться в людях, поэтому скоро связался с плохой компанией и стал жить распутно. Лакомые яства, вино, женщины, веселье всю ночь напролет. Такова была его жизнь на чужбине. Но это не могло длиться вечно. Скоро все деньги у него закончились. Его друзья и продажные женщины, которые прилепились к нему как пиявки, увидели, что он обеднел, и немедленно оставили его. Разве им нужен нищий приятель? Они ведь любили не его, а его кошелек. А когда все деньги были растрачены, воронье сразу улетело, чтобы найти себе другую кормушку – какого-нибудь нового глупца.
Юноша остался без средств. Его мучил голод. Никто не давал ему даже корочки хлеба. Он нанялся на работу, и хозяин послал его пасти свиней. Кто стал свинопасом! Юноша из благородной семьи, который жил в отеческом доме, не нуждаясь ни в чем, словно царский сын. Тот, у кого было множество слуг, готовых выполнить любую его просьбу, теперь сам становится жалким слугой. Тот, кто был одет в чистую и красивую одежду, облачен в грязные тряпки. Тот, кто ел вкуснейшие и изысканные блюда, теперь ждет удобный момент, чтобы достать из свиного корыта рожки для свиней! Тот, кто был любим своим добрым отцом, подчиняется грубому хозяину, который жесток и безжалостен к нему.
Бедный, бедный мой мальчик! Зачем ты ушел из отчего дома? Зачем послушал наветы лукавого?
Но… слава Богу, что-то в нем изменилось! Его совесть, которая прежде спала беспробудным сном, начинает просыпаться. Юноша видит, до чего он дошел. Не в рай, а в ад привело его безрассудство. Он осознаёт, как сильно он огорчил своего доброго отца и какой страшный вред он нанес своей душе. Сердце его смутилось, на глаза навернулись слезы. Он живо представил себе свой уютный дом. Как хорошо жилось ему прежде, а теперь он все потерял! Но еще осталась надежда. Надежда, что его добрый отец, несмотря на все зло, которое он совершил, не перестал любить его. Он хватается за эту надежду как за соломинку и принимает решение: «Я вернусь к своему отцу. Упаду ему в ноги и скажу: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Отец, прости меня, грешного”»…
И он отправляется в путь.
А его отец? О, если бы вы знали, что это был за отец! Он ждет возвращения сына, не теряя надежды. И как только он видит его издалека, то бежит к нему навстречу, целует и заключает его в свои объятия.
Все очень рады возвращению юноши. И только один человек огорчен. Представьте себе, это его старший брат! Он предпочел бы, чтобы заблудший умер на чужбине, забытый всеми, и никогда не вернулся домой. Какая зависть, какая черная злоба!
Только что, дорогие мои, я рассказал вам с некоторыми добавлениями притчу о блудном сыне, которую читают во вторую неделю Постной Триоди во всех православных церквах. Эта притча – самое настоящее зеркало, в котором мы видим самих себя. Тот, кто прочтет эту притчу со вниманием и со смирением, глядя на образ блудного сына, которого так живо описал Сам Христос, легко узнает в нем самого себя и воскликнет: «Христе мой, да это же я!»
Да, мои возлюбленные. Каждый человек – это блудный сын по отношению к Богу. Все мы совершаем грехи, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Мы согрешаем помыслами. Мы согрешаем языком: сплетничаем, лжем, клевещем, празднословим, сквернословим, лжесвидетельствуем, говорим грязные слова и хулим имя Божие. Мы согрешаем глазами. Мы согрешаем ушами. Мы согрешаем руками, ногами и всем нашим телом… Мы грешим днем и грешим ночью. Грешим в домах, на площадях и на улицах. Мы, к сожалению, грешим даже в храме, куда мы ходим молиться. Кто может исчислить все наши грехи? Их так много, словно песка на море. «Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит, Душеспасче Спасе мой?». Те, кто говорят, что у них нет грехов, подобны больному, все внутренности которого поражены раком, но который думает, что совершенно здоров.
Все мы согрешаем. И что же нам делать? Впасть ли в отчаяние? Конечно же, нет.
Все мы согрешаем. И что же нам делать? Впасть ли в отчаяние? Конечно же, нет
Притча о блудном сыне вселяет в нас надежду на то, что, какими бы большими и ужасными ни были грехи человека, Небесный Отец всегда готов простить его. Грешнику достаточно сказать: «Согреших», подобно блудному сыну (только не лицемерно, а искренне). Святитель Иоанн Златоуст называл грехи «огнем пожигающим». Но любой огонь, как бы сильно он ни разгорелся, непременно потухнет, если мы бросим его вместе со всем воспламенившимся веществом в глубину морскую. Точно так же происходит и здесь!
Собратья мои по греху, такие же грешники, как я! Христос год за годом ждет, что мы скажем Ему: «Согреших», принесем покаяние блудного сына. Наши грехи – это горящие угли. Если мы бросим пламенеющий уголь в море, то он потухнет, лишится огня. Точно так же и грехи. Словно горящие угли, возьми все свои грехи и брось их в бескрайнее море милости Божией. Море побеждает огонь, а милосердие Бога побеждает любые грехи, какими бы великими и тяжелыми они ни были.
Митрополит Августин (Кантиотис)
Из книги: Августин (Кантиотис), митрополит. Краткие проповеди на евангельские зачала. Издание православного миссионерского братства «Ставрос»
Протодиакон Андрей Кураев. Притча о блудном сыне
Стихи про притчу о блудном сыне
О блудном сыне
Отец и брат – моя семья.
Наш дом и свят, и изобилен.
Болезней, слез не знаю я
И внешний враг для нас бессилен,
Но что-то чуждое во мне:
Желанье жить в чужой стране.
Забыв, что лишь осиротев,
Могу наследовать именье,
Просил Отца, свой стыд презрев,
Взял часть и без благословенья
Тотчас ушел. И путь мне лег
Крестом из четырех дорог.
За дерзость праотец Адам
С проклятьем изгнан был из рая.
Меня никто не гнал. Я сам,
Своей гордыне потакая,
Покинул дом. Прощай, Отец.
И брат. Для них я стал мертвец.
Все враз покинули меня.
В голодный год чужак не нужен.
У одинокого огня
Готовлю свой печальный ужин.
Приходит ночь. И вместе с ней
Укоры совести моей.
Что делать? Кто мне даст совет?
В шатре истлевшем нет забвенья,
Нет сна. Не близится рассвет
И нет надежды на спасенье.
И слышит мой голодный кров
Лишь визг свиней да вой волков.
Отцу склонюсь, но старший брат!
Как вытерпеть его презренье,
Укоры слуг, если назад
Приду? Да хватит мне смиренья
В преддверьи нового пути
Решимости в себе найти
Теченье жизни повернуть,
Пройти от стока до истока,
Миров таинственную суть
Вновь ощутить в мгновенье ока,
Пасть на колени у крыльца,
В слезах ждать милости отца.
Приходит утро, должен я
Сегодня главный выбор сделать:
Вернуться ль в Отчие края
Или на смерть души и тела
Остаться? Боже, вразуми!
Иду. Помилуй и прими.
Пыль, встречный ветер, дом далек
И ноги тяжестью налиты,
Овраги, ямы поперек,
Дороги тайные отрыты,
Подъем и каменист и крут,
И грешники назад зовут.
Пространен был мне прежний путь.
В погибель шел богатый, гордый…
Хватило силы повернуть.
Мне смотрят вслед свиные морды…
Я с трепетом иду домой
Несчастный, нищий, но живой.
Что в оправданье мне сказать!
Отцу и небу я виновен.
Купив разврат за благодать,
Быть сыном больше не достоин.
Скажу Отцу, свой грех кляня:
В рабы возьми. Прости меня.
Мне знойный день туманит взор,
Мне ночью встречные хохочут
В лицо. Изгнанье и позор
Со злою радостью пророчат.
Но вот родимые места.
Здесь должно мне сойти с креста.
Я вижу дом наш. Он богат,
И свят, и благость источает.
Не вышел мне навстречу брат.
Но, Боже, кто меня встречает!
Пришел скитаниям конец:
Он сам спешит ко мне. Отец.
Я вскрикнул: «Отче! Я был слаб,
Был в темноте, на смертном ложе,
Как жалкий и негодный раб
Весь пред Тобою, вот я, Боже!
Как раб, без дома, без родни.
В слезах молю: Не прогони».
Се, пелена упала с глаз,
Вернулся слух. И сущность мира
Я ощутил. И Божий глас:
«Не сотвори себе кумира!»
Вновь слышу. И открылось вновь,
Что Бог есть Милость и Любовь.
Приходит с поля старший брат.
И, видя радостные лики,
Спросил слугу, чему он рад,
Узнал ответ, и гнев великий
Его объял. Нейдет сюда
И просит Отчего суда:
«Я в послушании всегда,
Не взял для друга и козленка…
А сей, не знающий стыда,
Твой сын, пришел с пустой котомкой,
Устами говоривший ложь!
И Ты на пир его зовешь!»
В ответ на голос брата злой
Отец с любовью произносит:
«Ты сын Мне, и всегда со Мной,
и все Мое – твое!» И просит:
«Будь радостен, а не ревнив.
Твой брат был мертв, но вот: он жив»,
Плодами твоего труда
Ты горд и ищешь справедливость.
Но выше всякого суда
Всегда стоят Любовь и Милость!
Не осужди же никого:
Ни слуг, ни брата своего!»
Отец и брат моя семья.
Я в доме. Возвратились силы.
Свое призванье знаю я:
Служить Отцу и до могилы
Молить, покуда не умру,
О падших грешниках в миру.
Искусство на основе притчи о блудном сыне
Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом.
Нажмите на изображение для просмотра галереи
Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622
Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660
Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660
Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872
Похожая притча
В сегодняшнем Евангельском чтении, братие и сестры, мы слышали притчу о блудном сыне. Этой притчей святая Церковь готовит нас к Великому посту. Всегда эта притча нас тревожит и наводит на глубокие размышления. Кратко напомним ее содержание.
У одного отца было два сына. Жила эта семья дружно и счастливо. Был большой достаток. Была духовная связь между членами семьи, было единство душ и сердец. Но вот младшему сыну захотелось пожить по своей собственной воле. И он просит выделить ему долю в имуществе отца.
Получив таковую, он уходит из родительского дома. Отец не удерживает его, не говорит ему: «Сынок, ты не знаешь, сколько горя ты можешь хлебнуть на чужой стороне». Не остановил отец сына, зная, что человеку дана свобода воли, и что он сам может проверять себя и познать себя в опыте личной жизни.
Итак, сын ушел в дальние края и там, живя блудно, скоро промотал все, что получил от отца. А тут наступил в этой стране великий голод, и сын оказался в большой нужде. Чтобы спасти себя от голодной смерти он нанялся пасти свиней, надеясь прокормиться около этих животных. Но и этого корма ему не давали. И он дошел до такого истощения, что уже не мог двигаться и лежал в расслаблении и оцепенении. И тут-то он пришел в себя, и вспомнил об отце и наемниках, сытно питающихся у него. Но ведь-то отца он обидел, ведь он теперь уже недостоин называться сыном. И чувство вины и раскаяния охватило сына. И оно подсказало выход: идти к отцу и исповедоваться перед ним: Отче, я согрешил и против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число твоих наемников. Так в душе его сложилась речь, вернее — исповедь перед отцом. И как только он решил идти к отцу, сразу же явились силы, он встал и пошел. Так оказалось на нем действие призывающей благодати Божией.
Обратите, братие и сестры, внимание на то, что он не только осознал свои грехи, но и покаялся, в душе перед отцом, и приготовил для него исповедь. Все это дало ему новые силы. Он встал и пошел.
Идет к отцу, а отец встречает его с раскрытыми объятиями. И какая же произошла радостная, сердечная встреча! Отец только и ждал ее. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Отец не упрекнул сына за прошлое». Он даже не позволил сыну до конца объясниться, исповедаться. Все потонуло в любви отца к сыну, все покрыла отцовская любовь. Какая радость: сын пропадал и нашелся, погибал и ожил! Вот какова любовь отца к покаявшемуся сыну. Как видим, эта притча не только о блудном сыне, но и о безграничной, премилосердной любви Отца Небесного к нам, грешным.
Возлюбленные братие и сестры! Все мы блудные дети у Отца Небесного. Мы блудные тем, что своевольничаем, попираем волю Отца: что хотим, то и делаем, все себе позволяем и разрешаем. Мы всегда стремимся оторваться от Отца Небесного, потерять связь с Ним, уйти в страну греха и порока.
Второй наш блудный грех в том, что мы теряем связь с людьми. Хотим оторваться друг от друга, не признаем, не чтим: жена — мужа, дети — родителей, родители — своих отцов и матерей и т. д. Везде своеволие, везде желание создавать перегородки друг от друга, разбегаться в разные стороны, в дальние углы. Так теряем мы связь и со своими ближними и родными.
И третий грех блуда, о котором говорится в сегодняшнем апостольском чтении — это грех телолюбия, угождения плоти и похотям ее. Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6. 19)? Прославьте Бога в душах и телах ваших (20 ст.), говорит апостол Павел.
Но мы телом своим не прославляем Бога, а гневим, не храм из него созидаем, а разрушаем его. Разрушаем тем, что излишне перекармливаем, излишне наряжаем, излишне угождаем ему, а главное растлеваем блудным и оскверняем блудными помыслами. Надо помнить, что нельзя тело превращать в идола, мамону, кумир.
Итак, блудно живут те, кто грешит против Бога, уходит от Него: не верует или мало верует, своевольничает. Блудно живут те, кто порывает связь с людьми, кто дома не живет в мире, согласии, любви; кто ссорится, скандалит, враждует. И, наконец, блудно живут те, кто, угождая своему развращает, растлевает его в блудных помыслах и делах.
Как бороться с грехом блуда? Указание на это находим в притче.
Прежде всего нужно раскаяние, раскаяние и перед своей совестью за грехи свои и перед Богом. Но одного раскаяния мало: Иуда Искариот раскаялся однако кончил тем, что
шед удавися. Почему? Потому что не довел дело до конца, т. е. до покаяния. Надо было ему придти ко Христу и покаяться. Для этого не хватало у него веры во Христа, ни надежды на милость Божию.
Что делает блудный сын? Он тоже раскаялся, но не остановился на этом. Он решился принести покаяние перед отцом и заготовил свою покаянную исповедь: пойду ко Отцу (т. е. на исповедь) и скажу: согрешил пред небом и пред тобою и уже не могу называться сыном твоим… Сотвори как наемника (Лк. 5. 19). Придя к отцу, он и начал исповедоваться. Остальное довершила любовь Отца Небесного.
Вот так, братие и сестры, и нам надо возвращаться к Отцу Небесному, чтобы получить от Него прощение и любовь. И нам надо идти тем же путем: сначала осознать свои греховность и виновность пред Богом и пережить это в глубоком чувстве раскаяния и облечения себя. Тут должна заговорить наша совесть и вскрыть все виды и, случаи нашей греховности. Чем глубже раскаяние, тем сильнее возникает потребность в покаянии и исповеди.
Великий пост приближается. Он уже при дверях, он уже стучит в наше сердце, зовет нас на великое покаяние и обещает великую радость общения с Отцом Небесным. Так начнем же готовиться к Великому посту!
Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне
2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери…».
4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…».
Похожая притча
Лк., 79 зач., XV, 11-32.
11 У некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Толкования и изречения святых отцов:
- Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (прп. Ефрем Сирин).
- Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (прп. Нил Синайский).
- Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
- Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
- Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (свт. Иоанн Златоуст).
- В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (свт. Феофан Затворник).
Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне
Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Старший сын
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. О блудном сыне
Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне. Неделя о блудном сыне
Протопресвитер Александр Шмеман про притчу о блудном сыне. Возвращение в отчий дом
Священник Филипп Парфенов про притчу о блудном сыне. Блудный сын: потерянный и найденный
История праздника
Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю.
Читайте также: